Лучше раньше, чем никогда

Очередная история… именно очередная – их много бывает.

Звонок.

– Батюшка, у нас мама в тяжелом уже состоянии. Ей 80 лет. Мучается человек. Вот мы решили в церковь обратиться, узнать, чем можно помочь.

– А мама ваша крещеная?

– Да я и не знаю, честно говоря.

– А спросить у нее можно?

– Дело в том, что у нее это… ну, старческое слабоумие…

Вот так. И делай что хочешь. В этом положении, если неизвестно, крещен человек или нет, все, что можно, – это помолиться келейно: «Господи, имиже веси судьбами, помилуй и спаси рабу твою (имярек)». И все. Потому что все таинства Церкви – эти главные средства приобщения человека Богу – возможны только для крещеного, верующего человека.

фото с сайта social.kamenka.pnzreg.ru
фото с сайта social.kamenka.pnzreg.ru
Как грустно видеть, что близкие, родные и любящие друг друга люди, люди, прожившие вместе не один год, не знают друг о друге каких-то самых простых, но важных вещей, не заботятся о главном – о духовной жизни, не помогают друг другу в ее обретении и сохранении. И часто – увы, слишком часто – обращаются за помощью к Церкви тогда, когда эта помощь бывает уже невозможна.

Главное затруднение здесь состоит в том, что в деле спасения огромную роль играет свободная воля человека, сознательная вера и приобщение человека к христианскому образу жизни.

Без церковной, сознательной жизни ни о каком «Православии» не может идти речь. А сознательная жизнь именно и подразумевает, что человек не только верит в Бога, но верит правильно; верит в то, что главная цель человеческой жизни – это боговселение, то есть вечная, благодатная жизнь в согласии с Богом. И этой жизни нужно учиться уже здесь, на земле. Учеба это состоит в сознательном исполнении заповедей Божиих, которые содержатся в Евангелии; в организации своей жизни так, чтобы при хранении и умножении веры, страха Божиего и любви человек обязательно и исповедовался бы и причащался, и бывал в храме на богослужении, и молился, и посты соблюдал…

Неужели в наше время люди не знают таких простых, элементарных вещей? А если и не знают, то главным образом из-за собственного равнодушия к духовной жизни. Тут я даже не знаю, что и сказать… Возможно, такое равнодушие причиной своей имеет отсутствие начатков религиозного воспитания в семье, и тогда вина за это во многом лежит на тех же родителях.

Но кто-то может возразить, что причиной такого невежества может являться и то, что Церковь не «доставляет» нужную информацию до «потребителя», выражаясь современным языком. А вот это навряд ли, потому что не было еще в истории Русской Церкви такого времени, как сейчас, когда самая разнообразная «душеспасительная» информация была бы столь доступна для самых «широких слоев населения».

Другое дело, что многие люди живут как бы в «параллельной» действительности, где все время, все внимание занимают заботы житейские, и в этом плотном потоке просто нет места для вопросов духовных. Это беда. Это тот самый случай, о котором говорил Господь: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21: 34).

К сожалению, в этом бесконечном потоке суеты и житейских забот люди забывают о главном: жизнь земная заканчивается очень скоро, и всем нам без исключения предстоит быть судимыми по духовным законам, по тем законам, знание о которых было так доступно и исполнение которых с помощью Божией так возможно… Чем мы оправдаемся тогда? Житейской «загруженностью»? Страшно и подумать об этом.

Так что главная причина нынешнего невежества в самых основных вопросах духовной жизни – это нежелание знать о «другой» жизни, и часто нежелание сознательное, связанное с нежеланием «осложнять» себе жизнь привычную. К слову, такое заблуждение, весьма распространенное, является заблуждением именно бессмысленным, потому что жизнь без Бога, без «церковных заморочек» отнюдь не становится ни чище, ни светлее, ни радостнее, ни проще. Напротив, жизнь без сознательного приобщения благодати превращается в непрестанную и озлобленную борьбу за выживание, в хищное безотрадное существование, трагическое в своих перспективах.

И вот если не мы сами, то наши близкие приходят к той грани, на которой даже самый нечувствительный в духовном отношении человек начинает понимать: что-то надо делать! А делать что-то оказывается зачастую поздно. И уходят наши родные, близкие люди в иной мир в духовном смысле несчастными, убогими, голодными, нищими и грязными. Уходят в таком состоянии во многом по нашей вине, потому что, заботясь о пище телесной, мы не позаботились о том, чтобы напитать их души словом Божиим. Заботясь об их телесной чистоте, мы не озаботились тем, чтобы души их, омраченные множеством прежних грехов, очистились и убелились в таинстве покаяния. Заботясь о том, чтобы они были одеты, мы не позаботились о том, чтобы души их облеклись в благодать, приобщившись Тела и Крови Христовой.

Вот и получается, что все наши заботы и искренняя любовь простираются не дальше бренного тела, которое хоть и требует заботы, но гораздо в меньшей степени, чем вечно живая душа. И происходит такое небрежение в лучшем случае по незнанию, а в худшем – по нашей беспечности, не желающей ничего слышать о другой, духовной жизни. А если и приходится что-то слышать (потому что в наше время ничего не слышать о Боге, о Церкви, о духовной жизни никак невозможно) – то мы стараемся скорее от этих «беспокойных» мыслей отделаться. И тогда уже грех небрежения становится грехом сознательным, а потому особенно тяжким.

Существует еще странный и горький по своим последствиям предрассудок, что разговаривать с пожилыми людьми о вере, о Церкви, о таинствах – это как бы напоминать им о близкой кончине. Это неправильная постановка вопроса. Разговор надо начать именно с того, что без участия в таинствах невозможна полноценная и добрая жизнь. Но для того, чтобы этот разговор был искренним и непринужденным, нужно и самому быть причастником духовной, церковной жизни. Тогда это будет действительно разговор «от избытка сердца», и тогда он действительно может принести благие плоды. Вот почему не нужно и греховно откладывать на потом как перемену собственной жизни, так и разговор о вере со своими близкими.

Пока еще не поздно, дорогие, позаботимся, найдем время, возможность для доброй беседы со своими сродниками. Особенно с пожилыми. Расспросим их о вере их, о крещении… поможем им осознать важность исповеди и причастия, сознательной молитвы… А для этого, конечно, и самим нам надо быть во «всеоружии», самим надо разобраться в том, о чем предстоит говорить, приобрести хоть начальный опыт духовной жизни. И тогда, с помощью Божией, попечение о своей душе, о душе своих близких, затраченные для этого усилия и время обязательно принесут добрые плоды. И не будет тревожных и панических метаний «в последний момент», а потом, по исходе наших близких, не будет мучительных томлений и болезнований сердца в горьком и позднем раскаянии, что не позаботились в должное время и с должным усердием о душе наших близких, об их вечной жизни.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
серафим 9 февраля 2013, 17:00
спаси Господи и помилуй все православное духовенство,иночествующий и монашенствующий чин,и всех православных христиан!!!
Елена М 1 августа 2012, 17:00
Практически до смерти моего отца я хоть и жила по Заповедям Божиим (то есть старалась жить),но знала всего одну молитву "Отче наш", в церковь ходила от случая к случаю. А вот не стало папы и я подумала, что, если буду, как положено, в течении 40 дней читать Псалтырь и Акафист, так, может быть, отцу и впрямь там будет лучше.Так и делала и потихоньку приобщилась, хотя, поначалу, всё это делала исключительно ради отца. По незнанию читала «Акафист за единоумершего", который, оказывается, почему-то не приветствуется. Правда, не понимаю почему? Для меня тогда было очень трудно читать, тем более еще труднее осмысливать прочитанное в Псалтыре, а вот этот акафист был для меня и понятен и приятен и, казалось, выражал именно те чувства, что я тогда испытывала.29 июля умерла знакомая, стала искать акафист и наткнулась на совсем другой, возможно, и более правильный, но чувств человека, утратившего близкого, он, по-моему, так не отражает. Почитала его и даже расстроилась. Обращаюсь ко всем батюшкам, если можете, почитайте об усопшей рабе Божией Валентине. Сорокоуст и за упокой я уже заказала.
иерей Димитрий29 июля 2012, 15:00
Ответ Татьяне Владимировне Акуловской Добрый день, Татьяна Владимировна! Конечно, я Вас помню и Ваши замечательные книжки, да и всё, что связано с Красноярском вызывает самые добрые воспоминания. А вот Василия Давидовича я не знаю и слышу о нём впервые, так что спасибо за ссылку, обязательно пройду и посещу... Всего Вам самого доброго и в жизни и в творчестве!
Анна29 июля 2012, 00:00
Добрались до батюшки, конечно, словарный запас и память безнадёжно потеряны уже были, просто ребёнок большой. Батюшка как-то с ней поговорил, а мне сказал, что надо немного дозреть младенцу. Младенец дозревал ещё года два, в течение которых и болезнь прогрессировала; и наконец тётя слегла. Возможно, с перепугу от неспособности владеть ногами, она забыла последние слова, и произносила только «пи-пи», «ам-ам», мы уже приготовились к самому худшему. А священника, который тётю знал и говорил с ней о Крещении, не было в городе. Я просила крестить тётю другого священника, дежурившего в этот день в храме, но он отказался, потому что не слышал лично от неё слов о том, что она хочет креститься. Я - как бы заинтересованное лицо, мне веры нет, и вообще: «86 лет, где она была раньше? А Евангелие она читала?». Я-то слышала от неё эти слова, поэтому, приехав из храма домой, я крестила тётю мирянским чином. Когда вернулся знакомый священник, он навершил Таинство и помазал тётю Миром. Она несколько пришла в себя, пролежала ещё почти два года и скончалась, за день до смерти причастившись Св. Таин, отходную священник прочитал. Пока ещё говорила какие-то слова, услышав голос священника, приходившего её приобщать, говорила: я стараюсь вести себя хорошо, я всех люблю.
Анна29 июля 2012, 00:00
У меня тётя, пока была здорова, не хотела и слышать о крещении, хотя и в храме работала вместе со мною часто всем помогала, всем помогала, очень добрая была. А когда начался Альц-Геймер (тёте уже 81 год был), очень изменился человек, Даже холерический её темперамент как-то смягчился и округлился. В течение нескольких лет я её периодически спрашивала, не надумала ли она креститься. Она очень твёрдо отвечала, что «когда-нибудь, в другой раз, рано ещё об этом думать». И я приходила в ужас, считая её слова обычной отговоркой (чтобы скрыть своё непонимание того, о чём идёт речь, больные деменцией используют такие типовые фразы) и понимая, что откладывание смерти подобно. Однако... В один прекрасный день, на праздник Святителя Николая, у тёти - неожиданное просветление, и она изъявляет желание креститься, хочет поговорить об этом с батюшкой. Причём просветление длилось 3 дня, в течение которых тёте пришлось выдержать бурю и натиск со стороны сестры, пугавшей её тем, что придётся «раздеваться при постороннем мужчине и лезть в холодную воду». продолжение в следующем комментарии
Акуловская Татьяна Владимировна27 июля 2012, 19:00
Дорогой отец Дмитрий, надеюсь, помните меня. Очень рада встретить Ваши работы, бывает, если попадаются, то читаю с удовольствием. Знаете ли Вы Ирзабекова Василия Давидовича, директора центра в Москве в честь святителя Луки, и его книгу "Тайна русского слова"? Этот человек утверждает, что Евангелие содержится в русском языке, причём говорит об этом в популярной форме. Таким образом, его проповедь распространяется на каждое русское сердце, на целый мир, а не только на людей церковных. Его проект "Живое Слово"http://zhivoe-slovo.ru/ предлагаю Вам посмотреть и, если захотите, то можете через меня, а можете прямо ему отправлять свои работы для публикации.Его адрес ifazil@mail.ru Как-то чувствую, что обязана вас познакомить друг с другом. Очень прошу молитв о Василии и Татиане со всеми близкими, о помощи в издании этого журнала, он пока только в электронном виде существует. Очень рада, что встретилась с Вами вновь,хоть в интернете, храни Вас Господь. Татьяна
Елена М27 июля 2012, 15:00
читателю от Елены М: Читатель, но чудеса, увы, происходят не по 10 раз на дню. А то, что Вы написали, иначе, чем чудом назвать невозможно.
Татьяна27 июля 2012, 11:00
Моей маме 77 лет. Когда-то крещеная, но по жизни воинствующая атеистка. Все мои попытки говорить с ней о вере заканчиваются полным фиаско. Склероз есть, конечно, но пока более-менее адекватная. Но если она не воспринимала Веру и Церковь по молодости, то сейчас мне уже совсем к ее сознанию не пробиться, она и слушать меня не хочет. Сама она в Церковь не пойдет. В связи с этим меня мучает вопрос: если она скончается, мне, как человеку верующему и воцерковленному, захочется похоронить ее по христианскому обычаю - с отпеванием и чтением Псалтири, возможно ли это? Хотя бы для моего спокойствия, что я сделала для нее все, что могла. Согласна с тем утверждением, что если пожилой человек сам не пришел к Вере, то заставить его уверовать невозможно, хотя пытаться и надо.
иерей Димитрий27 июля 2012, 11:00
Ответ Ольге. Упокой, Господи, душу усопшей рабы Твоей, новопреставленной Веры! Вопрос о том кто из священников поступил правильнее, как мне кажется, может разрешить только Господь. Но очевидно, что каждый из них сделал то, что посчитал возможным. Опять же чтобы ответить на вопрос: ушёл ли человек из этого мира покаявшись и примирившись с Богом - нужно знать сердце человека, а это знает только Господь. Но всё-таки вы со своей стороны сделали что возможно, чтобы подготовить близкого человека к переходу в вечную жизнь и теперь остаётся только надеяться на лучшее и молиться Богу от всей души о прощении согрешений новопреставленной Веры.
Елена М27 июля 2012, 07:00
Я знаю, что моя свекровь 100% атеистка (не крещенная)и что она уже завещала всем своим родственникам, чтобы, после смерти, тело ее сожгли и прах развеяли. Но , в данном случае, не считаю себя обязанной ее переубеждать, поскольку, хорошо ее зная, могу сказать, что это будет действием бессмысленным, а она - человек очень порядочный и вся ее жизнь может являться примером другому, считающему себя верующим. Так что, пусть Бог сам рассудит чего моя свекровь достойна на том свете и будет ли он для нее вообще существовать, если она в него абсолютно не верит.
Елена М27 июля 2012, 07:00
Ольге: Возможно и не мое это дело, но, мне кажется , что тому священнику, что взялся причастить несчастную женщину воздастся на том свете за доброту его.
читатель для Елены М26 июля 2012, 22:00
Прочитайте, пожалуйста, на этом сайте рассказ архимандрита Тихона (Шевкунова) "Теща маршала Жукова". "Клавдия Евгеньевна уже несколько лет страдала старческим умственным расстройством и неадекватно реагировала на окружающее." "...причащать старушку, да при этом даже не иметь возможности понять, верует ли она в Бога (всю сознательную жизнь Клавдия Евгеньевна была членом компартии, атеистом), никто не решался. " " Бабушка смотрела в потолок совершенно рассеянным, отсутствующим взглядом. Потом она медленно повернулась ко мне. И взгляд ее стал совершенно иным. – Батюшка! – воскликнула она. – Наконец-то вы пришли! Как долго я вас ждала! Я ничего не понял! Мне рассказывали, что старушка – в глубоком маразме (назовем вещи своими именами), что она уже несколько лет, как совершенно лишилась ума, а тут?.. Но если я был удивлен, то Маша и ее подруга, которую она пригласила на освящение квартиры, были просто потрясены!"
Марина26 июля 2012, 12:00
продолжение: И не приходит человек к Церкви не от равнодушия или сознательного нежелания, а, скорее, от незнания и запутанности, заторможенности и погруженности в суету, затягивающую, как болото, тем больше, чем больше человек нецерковный прилагает усилий, чтобы выбраться из нее. Также важно то, в каком духе воспитывалось наше, советское, и воспитывается теперешнее поколение - максимальное полезное внедрение в мирскую жизнь, максимальное постижение этой мирской жизни с тем, чтобы или дать ей как можно больше, или взять от нее как можно больше. Только вперед - по горизонтали.. Никаких вертикальных устремлений - они - только препятствие, остановка во все все более набирающем обороты беге.
Марина26 июля 2012, 12:00
Книги духовного содержания и информация в "параллельном" мире не распространены. Они продаются в церковных лавках. В обычных книжных магазинах литературы духовного содержания нету. Прорывают границу между этими параллельностями только некоторые высокие художественные произведения классиков русских, как лучики - некотрые передачи о храмах и Православии, некотрые произведения живописи. Вообще церковная жизнь протекает параллельно с жизнью мира. Даже не так - вектор мирской жизни как никогда раньше отклонился в сторону от вектора жизни церковной (простите за высказывание открытое личной точки зрения). Цели, задачи и, главное, добродетели мирского идеального человека уже далеко не те, что хотя бы лет 50 назад. Такие ясные для христианина понятия, как самоотвержение, долг, служение доброму делу, совестливость, честность еще недавно были понятны не только уму, но и сердцу. Сейчас в мире все это - набор архаизмов.
Tатьяна26 июля 2012, 12:00
Как-то немного наивно...Поговорить, конечно, можно. Только поможет ли? в 80, а то и в 90 лет? Причина в том, что человек не может взять и просто вдруг стать верующим. За плечами другой жизненный опыт, со всеми противоречиями, разочарованиями, и другими смыслами. А Церковь, как известно, принять намного труднее, чем мысль о Боге.
Марина26 июля 2012, 10:00
А у меня очень тяжелый случай. Одна моя сестра больна раком.Она крещеная, но в церковь не хочет идти (говорит, что все болит). Я хотела пригласить священника на дом - тоже что-то сомневается. Вторая сестра ходит в церковь, но ни разу не исповедовалась и не причастилась. Я начинаю про это говорить - отвечает: "Не дави на меня". Что делать, не знаю.
Виталий26 июля 2012, 09:00
Спасибо, отец Димитрий, за напоминание о том, что спасать нужно не только свою душу, но и души наших близких и любимых людей. Да и спасение своей души, наверное, невозможно без желания спасти ближнего.
Марина26 июля 2012, 08:00
Спаси,Господь, за статью! Меня эта тема очень волнует.Свекрови 76 лет.Приглашаю в храм сходить - ответ:ноги болят.Как утренник для ветеранов,так бегом со всех ног,а там и танцы.Живёт в телевизоре.Приду, настрою канал "Союз",через полчаса опять Малахов красуется на экране.Так тяжело,как подумаю...
Елена М25 июля 2012, 20:00
читателю: Извините, но Вы, по-видимому, не представляете себе, что такое слабоумие, болезнь Альцгельмера. Человек в таком состоянии уже не может заявить о своем желании принять таинство, он даже не в состоянии понять более простых вещей, например, его спрашивают: ты в туалет хочешь? А он, в лучшем случае, задает вопрос: а что это такое, спрашиваешь: писать хочешь? А он опять: а что это такое? А через несколько минут уже мокрый, а то и хуже.Не дай Вам Бог подобного опыта.
Геннадий25 июля 2012, 20:00
По моим личным наблюдениям обратить старого человека в веру задача для простого мирянина практически невозможная: -если старый человек в течении всей своей долгой жизни так и не обратился к Богу, то это означает, что он регулярно утверждался в правоте атеизма: то ли какими-то примерами жизни знакомых ему людей, то ли обстоятельствами собственного существования, поэтому неверие этого человека как и вера православного христианина выше всяких логических доводов и истин; да как правило, старый человек все уже решил и просто не станет с вами общаться на темы, которые для него уже не важны - именно не важны; -мирянин, который прилагает усилия обратить старого человека в веру, как правило не может предъявить личные (наиболее эффективные) доказательства существования Бога и благости жизни во Христе, и тем более старому человеку своему родственнику, который знает всю подноготную миссионера, даже если тот и изменился совершенно - тут уже срабатывает принцип: "не бывает пророк без чести...разве в доме своем". Поэтому мне представляется наиболее вероятным обращение таких "старцев" только через чудоявление, что в принципе Иисус Христос не считал общедопустимым: "блаженны невидящие и уверовшие".
Ирина25 июля 2012, 19:00
Читала и плакала - это про мою боль. Мои родители ушли из этого мира, ушли без крещения, покаяния, причастия, хотя как-то по-своему они верили в Бога. А я в то время была еще далека от веры и Церкви, и не помогла им в этом. Как сейчас это исправить?! Молюсь за них, надеясь хоть как-то облегчить их нынешнюю участь. Дорогие братья и сестры, давайте молиться о живых, чтобы Господь помог нашим родным и близким в их неверии, и чтобы они нашли дорогу к Нему. Сейчас, пока еще многое можно исправить.
Станислав25 июля 2012, 18:00
Дай Бог здоровья и радости всем пожилым людям! Я молодой человек и долгое время был страшным эгоистом и только сейчас прозрел как нужна наша помощь пожилым людям. Очень хочется сделать что то доброе в своей жизни. В детстве когда меня крестили я мало что понимал. И только после 30 лет стал просыпаться интерес к православию, жаль что так поздно- много времени потерял. А ведь Господь несколько раз спасал меня когда я не был этого достоин - в этом и есть Величайшая мудрость и Милосердие Божие! Только я не умею молится правильно и посты соблюдать но очень хочется.
Ольга25 июля 2012, 18:00
Вопрос по итогам прочитанного. Адресован исключительно священникам: Пожилая женщина, жившая отдельно по собственной инициативе, постепенно впала в старческое слабоумие. Причина - возраст (сильно за 80) последствия долголетней работы на вредном производстве. Она не была брошена - дети, внуки ее часто навещали, разговаривали по телефону. Но, тем не менее, когда странности стали очевидны и родные спохватились, процесс ушел очень далеко - человек существовал в своем мире, близких не узнавал. Женщина крещеная, осиротела в детстве (т.е. православного и вообще семейного воспитания толком не получила), в ранней молодости причащалась по настоянию свекрови, после ее смерти в храм ходить перестала. Приглашенный из ближайшего храма священник больную соборовал, но причащать отказался - ни грехов назвать не может, ни даже имени своего, сидит себе и ни о чем невнятно разговаривает. Другой, приглашенный по личному знакомству, причастил, не глядя на состояние. Через месяц она скончалась. Так кто же из этих духовных лиц поступил правильнее? Можно ли считать, что старый человек ушел в иной мир, покаявшись и примирившись с Богом? Кстати, прошу молитв об этой женщине - новопреставленной Вере.
иерей Димитрий25 июля 2012, 14:00
Ответ Читателю Конечно, можно и нужно крестить человека в любом возрасте, если он засвидетельствовал свою веру и желание креститься. Это даже не обсуждается. Речь идёт о тех "запущенных" случаях, когда именно поздно бывает что-то предпринимать. И таких случаев, к сожалению, бывает не мало.
читатель25 июля 2012, 13:00
Возможно и такое, что человек в здравом уме не знает крестили его в детстве или нет. Тогда , как я слышал, людей КРЕСТЯТ с прибавлением таких слов -- "аще не крещен". Почему нельзя так крестить человека умалишённого, но который заявляет о желании принять таинство? Не знаю , прав я или нет, но думаю, что если человек заявляет о желании принять таинство, то не является препятствием его безумие или незнание того, крещен он или нет.
Елена М25 июля 2012, 12:00
Очень хорошо написано. Только вот важно, чтобы "для того, чтобы этот разговор был искренним и непринужденным, нужно и самому быть причастником духовной, церковной жизни. Тогда это будет действительно разговор «от избытка сердца», и тогда он действительно может принести благие плоды." - никогда не следует забывать, именно об этом.А то многие почему-то считают себя вправе чему-то поучать своих стареньких родителей, а, на самом деле, лучше пригласить для этого священнослужителя, который сможет лучше найти нужные слова (в том случае, если видите, что ваши родители сами в церковь не ходят).
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке