Путь пророка Илии

У Церкви есть правило: причислять к лику святых человека после его смерти. Хорошее правило. Убедимся в его разумности. Возьмем один исторический пример. Сорок христиан за свою веру были приговорены к смерти. Их долго мучили на морозе в озере Севастийском. Один не выдержал, вышел из озера и погиб навеки. В это время язычник, стоявший на берегу, уверовал, занял «вакантное» место и принял небесный венец. Получается, особо значимы для судьбы человека последние моменты жизни. Для одних предсмертные минуты оборачиваются переходом в вечную жизнь, для других – в вечную погибель.

Правило канонизировать после смерти строго соблюдается, но из правила есть исключения. Их немного, связаны они с исключительными обстоятельствами. Какими? Человек закончил свой земной путь, но не умер, как все, а таинственным образом Господь его к Себе забрал. Так было с Енохом, с Илией пророком. Один из наиболее чтимых святых, Илия, жил задолго до Рождества Христова, и Господь отложил час его смерти. Двух праведников древности, Илию и Еноха, взял Господь. Они еще продолжат свою жизнь на земле в апокалиптические времена. Выступят против антихриста, будут проповедовать и творить чудеса. Примут мученическую смерть и воскреснут. В этом смысле Илия почитается святым задолго до смерти. Мы молимся перед его иконами, а он еще не умирал. С ним произошло что-то другое. Что именно?

В Библии сказано, что «Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо» (евр.: «Вайеги бегаалот Ягве эт Элиягу басеара гашамаим», 4 Царств 2:1). На иконах изображается этот момент. Пророка Илию на пламенеющей колеснице возносят огненные кони. Толкователи замечают, что колесница и конница символизируют силу и славу народа. Сам Илия был пламенным ревнителем о Боге, вот в пламени и возносят его кони. Толкование веское. Образ коней и колесницы, образ огненного вихря и горячей ревности, заслуживают внимания, но помимо этой символики есть что-то еще. Что именно?

Трудно об этом рассуждать, слишком экстраординарное событие, таинственное. Но немного задуматься о вознесении славного пророка Божия можно. Только не стоит претендовать в этих размышлениях на обладание истиной в последней инстанции. Я и не претендую. Без меня претендентов хватало. Столько нафантазировано о вознесении пророка Илии. Приходится быть осторожным, не добавлять своих фантазий к общему списку. Заранее это пишу, дабы избежать кривотолков.

Начнем с того, что вознесение Илии считается не просто особенным религиозным событием, а событием мистическим. С этим не поспоришь. Пусть это и будет отправной точкой для наших размышлений. Православная исихастская традиция вбирает в себя многовековой опыт мистиков и аскетов. Формирование исихастской традиции связано с монашеством, а покоится она на крепком основании – опыте Апостолов и пророков. Пользоваться рассуждениями исихастов, чтобы лучше понять 4 книгу Царств вполне можно. Преемственность духовной традиции это позволяет, хотя и не гарантирует, что у нас все получится прояснить в лучшем виде.

У пророка Илии был не только мистический опыт, аскетический тоже. Конечно, его аскеза – ветхозаветная. Святой Илия сподобился мистического опыта, имея за плечами «аскетическую подготовку» к небесной жизни. Посмотрим внимательно. Перед вознесением пророк Илия ищет молитвенного уединения. Безропотно следует туда, куда Бог его направляет, вверяет себя в руки Божии, готов жизнь отдать, только бы исполнить волю Господа. Это черты аскетического порядка.

Духовный путь великих подвижников приоткрывает архимандрит Софроний (Сахаров). Он пишет о стяжании Духа Святого, как его испытал преподобный исихаст Серафим Саровский. Отец Софроний отмечает, что путь стяжания благодати проходит три стадии. На первой стадии благодать посещает подвижника, когда Господь посчитает полезным. Господь приближается, и подвижник входит в опыт воодушевляющего общения с Создателем. На второй стадии Бог дает человеку духовно вырасти, повзрослеть. Он как бы меньше помогает человеку. На молитву приходится себя понуждать, бороться с унынием. Нужно оставаться верным Богу, несмотря на то, что содействие благодати человек почти перестает ощущать. Порой благодать опять явно подается, подвижник радуется, что Господь рядом. Потом благодать снова «отступает». И подвижник учится жить с Богом даже тогда, когда Его не чувствует. Привыкает не полагаться на свои ощущения, а полагаться на волю Божию.

Третья стадия особая – мистическое созерцание – неожиданно Бог являет Себя как Свет. Это настолько великая благодать, что для человека подобный опыт – предельный. Если опыт обожения «продлится больше, чем мгновение», то человек «перейдет от смерти в жизнь». Если Бог благословит иначе, то подвижник, переживший мистическое мгновение, возвращается ко второй стадии, к аскезе. Отец Софроний полагал, что кончина преподобного Серафима была мистическим опытом перехода в вечную жизнь... Какое отношение все это имеет к ветхозаветному пророку? Святой Илия был великим подвижником. Может быть, его вознесение и стало тем мистическим опытом, который «продлился». И пророк пересек линию, отделяющую жизнь от смерти. Не умер и не остался доживать свой век на земле. С ним произошло нечто другое.

По описаниям исихастов на третьей стадии подвижник созерцает нетварный Свет. Обратим внимание, что пророк Илия был вознесен в небесном Огне, в небесном Свете. Вознесение было внезапным, властным и очень стремительным (отсюда образ конницы). Добавим к этому, что на горе Преображения, когда явился фаворский Свет, Апостолы видели подле Христа пророка Илию. Христос на горе преобразился, воссиял божественным Светом. Это мистическое Преображение Господне. Рядом с Ним в этот момент стояли Моисей и Илия, живое олицетворение Закона и Пророков. Оба они были носителями высочайшего духовного опыта.

Закон от Бога Моисей получил на горе Синай. Там он созерцал Бога во «мраке», или, что то же самое, в «неприступном Свете», в непереносимом для человеческих глаз и человеческой души Свете. Святой Моисей спустился с горы, и лицо его сияло отблесками Света, Который он созерцал наверху. Но и эти слабые отблески были невыносимы для окружающих богобоязненных людей. Пророку пришлось одеть покрывало на лицо, чтобы люди могли с ним общаться.

До высокого опыта поднимается ветхозаветная праведность, и все-таки Христов путь выше. В церковной традиции вознесение Илии сопоставляется с Вознесением Господним: «Странно и страшно Твое Жизнодавче, еже от горы Божественное вознесение, еже изобразуя Илиа четвероконный восхождаше (греч.: «ин эксиконизон Илиу, тетриппос анирхето»), воспевая Тя Человеколюбче» (утреня Вознесения Господня, канон другий, песнь 5). Илия своим вознесением как бы дал пророческую икону-образ Христова Вознесения. Однако пророчество Илии нельзя приравнять к исполнению пророчества во Христе. «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3:13). Никто, даже Илия.

Поэтому заостряют внимание на том, как в греческой Библии говорится о вознесении пророка. Мы откроем славянскую Библию и процитируем стих, который выше приводился по-русски: «Внегда взяти Господу Илию яко на небо» (греч.: «ос ис тон уранон», 4 Царств 2:1). Святитель Афанасий Великий убеждает, что «яко на небо» и «на небо» – не одно и то же (Слово второе на Вознесение). Христос выше всех, Он один вознесся на самое небо и воссел одесную Бога Отца. Во Христе мы находим полноту обожения человеческой природы. И от этой полноты Он уделяет благодать подвижникам, каждому в свою меру. И все-таки велика была мера духовных дарований пророка Илии, вознесенного «яко на небо».

Что же переживал пророк Илия во время вознесения? Мы не знаем точно, этот опыт слишком высок. Его испытали немногие великие подвижники. Для чего же о нем тогда рассуждать?! Для того, чтобы лучше понять величие пророка Илии, увидеть связь между православным подвижничеством и библейским откровением. И понять свой собственный путь. Вот отец Софроний различает три стадии духовного пути. На третью стадию Господь призывает очень немногих, таких, как Илия пророк. А первую и вторую стадии в некоторой мере знают тысячи и тысячи православных христиан, самых обычных.

Первая стадия начинается после сознательного обращения к Богу. Господь помогает и молиться, и каяться, и смиряться, помогает Библию и Отцов читать, службы выстаивать. Это опыт неофита. Затем начинается вторая стадия, воцерковление. С трудом даются утренние молитвы, приходиться из-под палки главу Евангелия в день читать, исповедь перестает быть такой живой как раньше. Больше знаешь о церковных порядках, лучше информирован, но свежесть и глубина восприятия христианской жизни оставляет желать... Слава Богу, по временам, становится легче, вновь возникает жажда впиться глазами в Евангелие, попросить прощения у близких за давние обиды, стоять перед иконами, неспешно произнося молитвы. Господь помогает. А потом опять тяжелее. И снова полегче. Первая стадия осталась позади. Я помню о ней и благодарен Богу за нее. От нее мне знаком опыт обращения. Это ценно. Если я собьюсь с пути, то знаю, как на него вновь попасть – обратиться к Богу. Третья стадия явно не для меня. Я просто не готов и не буду готов к такому высокому опыту. Это не мой удел, это мне не полезно искать. А вот вторая стадия – моя. В мою малую меру, на всю оставшуюся жизнь.

Диакон Павел Сержантов

1 августа 2012 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Народ Божий и идолы современности Народ Божий и идолы современности Слово пастырей Народ Божий и идолы современности Народ Божий и идолы современности Часть 1 Пророк Илия боролся с идолопоклонством среди народа Божиего. Поклоняясь ложным богам и идолам, избранный народ пришел к крайнему нравственному разложению, творил мерзости пред Богом и шел по пути погибели. А что можно отнести к самым «почитаемым» идолам современности? И к каким последствиям для отдельно взятого христианина и всего общества, страны, нации ведет поклонение им сегодня? Мы попросили пастырей ответить на эти вопросы. Там, где пророчествовал пророк Божий Илия Там, где пророчествовал пророк Божий Илия Анатолий Холодюк Пророк Божий Илия своим безграничным послушанием слову Божию, своей безупречной чистотой, своей ревностью о славе Божией, подвижническим образом жизни воистину был велик и славен пред Богом и людьми. Люди называли его при жизни человеком Божиим, и, когда встречались с ним, падали ниц перед ним, прозревая великую силу Божию. Вот потому так душеполезны посещения тех мест на Святой Земле, которые связаны с жизнью и служением пророка. Библия, изложенная для семейного чтения.
Разделение Еврейского царства на Иудейское и Израильское. Пророк Илия
Библия, изложенная для семейного чтения.
Разделение Еврейского царства на Иудейское и Израильское. Пророк Илия
Пророк Илия был человеком самой строгой жизни и обладал пылкой душой, могущественным словом, непоколебимой твердостью. Неустрашимый и горячо преданный закону Божию, он явился тем настоящим столпом веры в Единого Господа Бога Израилева. Только он мог противостоять безбожной правящей династии в ее стремлении безвозвратно уничтожить почитание Иеговы и мог защитить истинную веру от яростных нападений Иезавели и ее супруга.
Комментарии
Логофет Никита 2 августа 2015, 16:00
Безобразие, Елена, когда человек послушает пару лекций о православной духовности и образованным людям указания дает. Посмотрите в интернете греческие иконы "Тайной вечери" и убедитесь, что Тайная по-гречески "и мистики". Таким образом Вечеря, на которую Христос собрал святых апостолов, была мистической. Не ругайте слово "мистический", им пользовались Святые Отцы.
Елена 3 августа 2013, 00:00
Как может православный диакон употреблять такие слова как "мистика, мистический" по отношению к православному святому? Это - безобразие.
Галина 2 августа 2013, 13:00
Спасибо за толкование смысла стяжания Духа Святаго! По правде сказать, не нужно знать человеку, до какой ступени он дошел. Просто важно знать информацию об стадиях воцерковления. Спаси Вас Господь! Я ведь уже стала отчаиваться, что все у меня не клеится: грешу, нервничаю от неудач, молится при этом не получается, так мой дух слаб, а немощь сильна. И кажется, все, что с таким трудом приобрела, растрачиваю: как будто во мне лигион бесов сидит,радуется моей злости, иногда даже ярости, способствует лечь и думать только о том, как все плохо и какая я несчастная. Самой от себя противно стало. А ведь я и в самом деле плохая, а все заслуги не пои - все Бог дал. А теперь у меня силы появились и злость, только не на других людей, а на себя и на врага, силы, чтобы бороться с врагом. А там - как Бог даст! Верю, он всегда с нами.
LyudmilaToll22 февраля 2013, 08:00
спасибо вам большое так понятно написано мне уже приходилось читать об этих ступенях но сейчас так стало ясно понятно спасибо вам братья сестры за комментарии все очень нравятся а в одном комменте-- вопрос там слово лжица --так это ложка --на старославянском и все сразу понятно: если в мире со всеми ходишь .... черпай ложкой--духовные дары ! да батюшка Серафим Саровский это великий святой чудотворец ..... посетила 4года назад трудницей его Дивеевский Девичий Монастрырь-- это память на всю жизнь а еще я уверена лучше не думать на какой ступени а молиться да молиться каждый миг и даже во сне --Господи помилуй -все равно грешная на какой бы ступени ни стала Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешную
Сергей 4 февраля 2013, 08:00
Спаси Господи,о Павел! Крайне полезная статья для всех,особенно для тех кто находится на второй стадии...
Елена М 5 августа 2012, 00:00
Трудно осилить полностью всё Вами написанное по ссылке, но вот что мне близко из написанного:"Апостолами небесные дары понимаются иначе: они умножают любовь к Богу и людям, служат средством общения с Богом и людьми."- и я не ищу выгод. "Лучше тот, кто был удостоен видеть самого себя (покаянным самопознанием — д. П. С.), чем кто был удостоен видеть ангелов" (авва Исаак Сирин)."- и я себя вижу. "Бог наделяет кающегося дарами памяти смертной (она стимулирует частую молитву — память Божию) а также чувств сокрушения (составляет ядро покаяния) и страха Божия (изгоняет малодушную боязливость)-тоже чувствую"Покаянием познаётся истина и отвергается прелесть."-и я каюсь."молитва без внимания мертва."-согласна."Стяжание благодати соединяет с Богом не посредством слова,мысли,чувства,но непосредственно энергией, бытием Божиим, подвижник в доступной ему мере живет жизнью Бога."- так и ощущаю."у духовного человека знамение не стоит на первом плане"-это точно."Христианское отношение к миру сочетает два действия: мир принимается как создание Божие (мир как добро) и отвергается в его отступлении от Бога (мир как зло) Исихаст отрекается от мира злых деяний"- и я считаю, что мир нам дан Богом как дар, а не как наказание.
р.б.Иулия 2 августа 2012, 23:00
И я признаюсь - на второй стадии ... Как замечательно, что я узнала о существовании этих стадий в самом начале своего воцерковления! И это знание мне помогает выдержать в трудные моменты, тк. понимаю, что это неизбежно и через это тоже надо пройти. И не один раз. Слава Богу за все! На своем опыте убеждаюсь - как ценен опыт наших святых для нашего спасения. (извините за тавтологию) Елене М. В минуты раздражения и вообще любого смущения замечательно как раз-то брать в руки священное писание, читать псалмы, молитвы и именем Господним отгонять от себя злые помыслы. Потому что (опять же это из опыта наших святых), мы читаем молитвы, пусть и невнимательно, но стоят у нас за спиной враги наши, которых жгут эти слова. Если помнить об этом, то тогда легче себя понУдить читать - назло врагу! (а нам - на пользу))
ирина 2 августа 2012, 12:00
Благодарю автора за полезную статью.
Елена М 2 августа 2012, 09:00
Диакон Павел! Огромное Вам спасибо за указанную Вами ссылку. Нужно будет прочитать ее раза три, потом передать свои ощущения.Для меня это очень важно.Первые впечатления радуют.
диакон Павел 1 августа 2012, 23:00
Уважаемая Стефка! Святые рассказали нам о своем духовном пути, чтобы мы знали, как нам приблизиться к Богу. Ступени духовного восхождения одни и те же для всех. Великие подвижники отличаются от нас, обыкновенных людей, тем, что они восходили по духовному пути очень высоко. Наш удел составляет ступень покаяния и следом за ней - ступень борьбы со страстями. Есть люди, которых Господь благословляет взойти на ступень священного безмолвия, их называют исихастами. Затем - ступень сведения ума в сердце. По нашим временам такой опыт считается высокой духовной жизнью. Выше находится ступень непрестанной молитвы. И далее подвижник восходит к христианскому совершенству - ступени бесстрастия. Выше нее - мистический опыт (созерцание фаворского Света). Подробнее о ступенях на духовном пути рассказано в статье "Православие и харизматизм". Она тоже размещена на портале (http://www.pravoslavie.ru/smi/37586.htm).
Вера 1 августа 2012, 22:00
Спасибо за такую умную статью, вот так понемногу, по крупицам и наскребается в душе благодать.
Сергий Андреевич 1 августа 2012, 21:00
Благочестивые христиане, очень приятно, что опыт Святых Отцов используется, но все же нельзя его отрывать от Евангелия и Апостольских посланий. Нигде не сказано, что нужно для себя выбрать определенный уровень и держать до смерти. Апостол говорит ревновать о все больших дарах и Христос утверждает, что верующий в Него больше сотворит, чем даже сам Христос до Воскресения. Важно говорить о своих немощах на исповеди, а считать это смирением и признаваться всем соблазнительно. Помоги нам, Господи, истее тебе причащатися в Невечернем Царстве.
Елена М 1 августа 2012, 20:00
Вот я прочитала (еще не до конца)"Наставления преподобного Серафима Саровского" и у меня сразу возникли вопросы 1Написано:"Кто любит себя, тот любить Бога не может"- и что, в таком случае, означают слова:"Возлюби ближнего своего как самого себя"? 2Написано:"Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Амвросий Медиоланский и прочие от юности до конца жизни были девственники" - а как же тогда "Плодитесь и размножайтесь"? 3 А как понять это:"Когда кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары."? Может быть, диакон Павел мог бы дать пояснения?
Владимир 1 августа 2012, 20:00
Цивилизация достигла своего предела в нацизме. Свету это не угодно. Илия и Енох в шаге от нас. Читайте Псалтирь - даже всемирная война ничто перед Зверем, которого все мы призвали своей жизнью. И нет человеку иной надежды, кроме Господа.
Владимир 1 августа 2012, 19:00
Есть и такие, которых Свет взял в Себя, показал грядущее и прошедшее, дал глаза и оставил в миру нести свой крест.
Стефка 1 августа 2012, 18:00
Благодаря Ви! Зная историята на Пророк Илия,но особено интересни за мен бяха Вашите размишления да него и за стадиите през които преминава духовният път на светците.А дали само на тях?Това не се ли отнася и за нас обикновените човеци?
Лариса 1 августа 2012, 18:00
Понятно теперь почему приходится "нудить " себя.А в начале прямо на крыльях летала.И прошу Господа чтобы убрал мою леность.
Елена М 1 августа 2012, 18:00
«Внегда взяти Господу Илию яко на небо" и «Вайеги бегаалот Ягве эт Элиягу басеара гашамаим» - это одно и то же или есть другой перевод? Очень многое из того, о чем Вы пишите и мне испытать пришлось, правда не совсем в той последовательности. Именно вначале мне всё давалось с трудом, как бы из под палки, а потом, наоборот, втянулась, стало полегче, но и сейчас бывают дни, что называется - не мои, - то сил стоять не хватает, то слова коверкаются, то мысли во время чтения уходят не пойми куда, прочитаешь кодак, потом опомнишься и думаешь: а читала ли? возвращаешься назад, опять читаешь, а другой раз себя чувствуешь такой раздроженной, что мысленно к Богу обращаешься со словами от себя:прости меня, Господи, но лучше будет, если я сегодня не буду брать в руки священные писания, пока гнев в душе не утихнет, пока не почувствую себя духовно готовой.А вот поддержку Господа, я, последнее время особенно, постоянно ощущаю, хотя и не всё получается, ну, может быть, так и надо.О некоторых вещах не пишу, потому что не расчитываю на то, что мне поверят, опять о "прелести" будут мне говорить....
Татьяна 1 августа 2012, 14:00
Большое спасибо за статью! Благодаря Вам поняла, почему иногда не бывает содействия благодати, и действительно, мне нужно было время и опыт, что бы отвыкнуть полагаться на свои ощущения, а полагаться на волю Божью. Слава Богу за все!
Олег 1 августа 2012, 13:00
Попоги нам, Господи! Да будет воля Твоя на нас.
Вадим 1 августа 2012, 11:00
Понравилась статья. Я тоже на второй стадии. И порой после своих греховных действий или мыслей , очень скучаешь за первой стадией
Лариса 1 августа 2012, 09:00
Спасибо!Очень интересно и доступно.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке