Восходили ли Енох и Илия на небо?

Пророк Илия
Пророк Илия
В ночной беседе с Никодимом Спаситель говорит: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3: 13). В этой фразе многие противники Христовы усматривают противоречие словам Писания, ведь в Ветхом Завете повествуется, как Илия вознесся на небо и Еноха Бог забрал к Себе. Но давайте попробуем разобраться с этим вопросом, используя ключ к Писанию – Предание отцов Церкви.

Енох

Рассмотрим вначале повествование о Енохе. Апостол Иуда говорит, что Енох был седьмым от Адама (см.: Иуд. 1: 14). В Библии есть две фразы, повествующие об окончании его земной жизни: в Ветхом Завете сказано: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5: 24); о Енохе также говорит апостол Павел: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его» (Евр. 11: 5). В обеих фразах нет ни слова о небе. Сказано лишь, что Енох был переселен, но разве переселение должно обязательно быть на небо? Енох был перемещен в некое место, но это не то место, куда взошел Христос. Святитель Григорий Палама говорит: «Еноха переместил Бог; следовательно – переместил его на небо? – Прочь, такая мысль! – Потому что, как говорит Евангелие, “никтоже взыде на небо, токмо Сшедый с небесе”»[1]. Столь же апофатично об участи Еноха высказывается и святитель Феофилакт Болгарский: «Итак, что он живым был переселен и что теперь еще живет – мы знаем, но где или как – неизвестно, так как в Писании не сказано об этом»[2]. Поэтому и говорить, что слова Христа противоречат жизнеописанию этого праведника, нет ни малейшего основания.

Особого внимания заслуживает еще один аспект в анализе текстов Ветхого и Нового Заветов. Спаситель говорит о Себе как об активном участнике восхождения на небо, а Енох пассивно участвует в переселении. Подчеркнем, что Спаситель Сам взошел на небеса, Еноха же переселил Бог и не на небо, а в некое место.

Что случилось с другим ветхозаветным праведником, который, как и Енох, пока что не вкусил смерти? Куда же вознесся пророк Илия?

Пророк Илия

Вопрос о вознесении Илии более сложный и более интересный. Что мы знаем о пророке Илии и его восшествии на небо? В Синодальном переводе Библии говорится: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2: 11). Казалось бы, вот явное противоречие словам Христа, что «никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий» (Ин. 3: 13). Но неужели Спаситель не знал этой истории с Илией? Неужели ее не знал апостол Иоанн, приводящий слова Христа? Почему же знаток закона и пророков Никодим тут же не опроверг Спасителя повествованием о вознесении Илии? Вероятно, потому, что во времена Спасителя в 4-й книге царств не говорилось о вознесении пророка Илии на небо.

Дело в том, что для перевода книги Ветхого Завета на русский язык (так называемый синодальный перевод) за основу был взят Масоретский текст. Текст, который иудеи-масореты редактировали вплоть до X века по Рождеству Христову, всячески «зачищая» пророческие и мессианские места.

Но в Церкви наибольший авторитет имел другой перевод книг Ветхого Завета – перевод 70 толковников. Эта работа была осуществлена в III–II веках до Р.Х. еврейскими мудрецами. Данным текстом пользовались апостолы, святые отцы, проживавшие в Восточной части Римской империи. Именно этот перевод был взят за основу святыми Кириллом и Мефодием. Посмотрим, что же в нем говорится о вознесении Илии на небо:

«И бысть идущема има, идяста и глаголаста: и се, колесница огненная и кони огненнии, и разделиша между обема. И взят бысть Илия вихром яко на небо» (4 Цар. 2: 11).

Единственное отличие от Масоретского текста в частице «яко», однако смысл от этого меняется кардинально. Илия был взят не на небо, но как бы на небо, то есть был поднят в воздух. Как понимали данное место Писания святые отцы?

Святитель Иоанн Златоуст: «Илия, восходил как бы на небо, потому что он был раб, а Христос вознесся на самое небо, потому что Он был Господь»[3].

Святитель Кирилл Иерусалимский: «Тот “аки на небо” (4 Цар. 2: 11), а Иисус прямо на небо»[4].

Святитель Фотий: «И Илия, как раб, бысть взят на воздушную высоту, но не на небо, а “яко на небо” (4 Цар. 2: 11). Господь же, как Владыка всяческих, не яко на небо вознесеся, но действительно на небо вознесся»[5].

Евфимий Зигабен, цитируя блаженного Феодорита Киррского, говорит: «Повелевается им (ангелам) отворить вечные врата, как никогда для природы человеческой не отворявшиеся. Ибо из людей не прошел их никто. Хотя великий Илия и вознесся, но не на небо, а – как бы на небо»[6].

Преподобный Максим Грек: «Также и Илия взят был не на небо, но яко на небо»[7].

Гимнографические произведения также говорят об относительном вознесении пророка:

Так, Преп Андрей Критский воспевает: «Колесничник Илия колесницею добродетелей вшед, яко на небеса, ношашеся превыше иногда от земных: сего убо, душе моя, восход помышляй»[8].

Преп. Роман Сладкопевец, замечает, что, прор. Илия хоть и был вознесен, но не сподобился войти в рай: «Илия же, седяй на огненней колеснице взыде, яко на небо, якоже пишется, но не достиже небесе»[9].

Из приведенных цитат следует, что пророк Илия был взят не на небо. Но куда? И где он находится сейчас? Пророк был поднят на воздух («яко на небо»), однако это небо не одно и то же с небом духовным, раем. Весьма апофатично об этом размышляет преп. Симеон Новый Богослов: «Илия был взят на огненной колеснице и прежде него Енох, не на Небеса, а в некое другое место, хотя и не сам по себе, однако же был преложен»[10]. Более катафатичный образ даёт Святитель Григорий Двоеслов. Он описывает место пребывания пророка Илии так: «Илия был восхищен на небо, но на воздушное, которое отлично от эфирного… так что он был отведен в сокровенную область земную, где должен обитать в телесном и душевном успокоении дотоле, пока при кончине мира паки явится на земле заплатить долг смерти»[11].

Пророк Илия вознесся «яко на небо» не собственной силой, но на огненной колеснице, при помощи ангелов, как писал святитель Фотий[12]. Так в вознесении Илии проявилась его человеческая природа и человеческая немощь, он не мог сам взойти на небо и был вознесен ангелами. Христос, возносясь, показал Свою Божественную природу и всемогущество. Святитель Григорий Двоеслов говорит: «Илия вознесся на небо на колеснице в доказательство того, что он, яко человек, не мог быть без внешних пособий. Это пособие сделали ему ангелы, когда он восходил на воздушное небо; ибо он сам собою не мог вознестись и туда, потому что естественная слабость не позволяла ему отделиться от земли; между тем как Спасителю не нужна была колесница, не нужны были ангелы, ибо Творец Своею Божественною силою вознесся на небо, потому что Он возвратился туда, откуда сошел; вошел туда, где от века имел пребывание: ибо хотя по человечеству Он возносился, но по Божеству обладал и небом и землею»[13]. Следовательно, Спаситель, Сын Человеческий, вознесся Сам на небо, как и обещал, а Илия был поднят в воздух и помещен в сокровенную область земную.

Если Илия был взят «яко на небо», то что же за небо, на которое взошел Спаситель? Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, Сын Божий «делается Человеком, но не покидает небес и лона Отчего»[14] и, обожив человеческую природу, «восходит туда, где был прежде как Бог»[15]. Сын Божий, вторая Ипостась Святой Троицы, восприняв человеческую природу, возносит ее в «лоно Отца», или, как говорится в Евангелии, одесную Бога (см.: Мк. 16: 19). Туда, куда ни один из людей, ни даже ангелы, не могут взойти, туда, где только Дух проницает глубины Божии.

Вывод

Итак, мы коснулись таинственного сокрытия Богом двух ветхозаветных праведников. Пророк Илия и Енох были перемещены в некое сокровенное земное место, в котором и ожидают дня апокалипсиса. Пророки не восходили на небо, в этом не встречается разногласия со словами Христа, произнесенными в ночной беседе с Никодимом: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3: 13).

Диакон Петр Михалев

2 августа 2012 г.

[1] См.: Григорий Палама, святитель. Омилии. Ч. 2. 

[2] См.: Феофилакт Болгарский, святитель. Толкование на Послание к евреям. 

[3] См.: Иоанн Златоуст, святитель. На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Слово второе. 

[4] См.: Кирилл Иерусалимскй, святитель. Поучения огласительные. 

[5] См.: Фотий Константинопольский, святитель. Беседа на вознесение Господне. 

[6] См.: Евфимий Зигабен. Толковая Псалтирь. Толкование на псалом 23. 

[7] См.: Максим Грек, преподобный. Возражение против глав Самуила евреянина. 

[8] Андрей Критский, преподобный. Великий покаянный канон. 

[9] Роман Сладкопевец, преподобный. Кондак на Вознесение Господне. 

[10] Симеон Новый Богослов, преподобный. Божественные гимны. 

[11] Григорий Двоеслов, святитель. Беседа XXIX, говоренная к народу в храме Св. Апостола Петра на Вознесение Господне. 

[12] «Господь же, как Владыка всяческих, не яко на небо вознесеся, но действительно на небо вознесся.Илия был взят посредством огненных коней, т. е. ангельской силы, облекшейся в этот образ; такое понимание события показывает, что пророк совершит свое воздушное восхождение не выше неба, но, достигнув его, остановится в своем необыкновенном вознесении» (Фотий Константинопольский, святитель. Беседа на Вознесение Господне). 

[13] Григорий Двоеслов, святитель. Беседа XXIX, говоренная к народу в храме Св. Апостола Петра на Вознесение Господне. 

[14] Иоанн Дамаскин, преподобный. Слово против несториан. 

[15] Там же.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Пётр 8 мая 2016, 18:00
Христос Воскресе !!!! СпасиБо за статью
Теолог 6 мая 2016, 09:00
Спасибо за статью. Все больше проникаюсь уважением к православным учителям, видя, что они дают "пространство" в учении на сложные темы, и не "бьют себя в грудь" утверждая, что полностью владеют всеми ответами на вопросы по Писанию. Стоит поучиться этому смирению и протестантским учителям и пасторам! Мир вам от Бога Отца и Сына Его Иисуса Христа!
Nino Chikobava 4 августа 2015, 20:00
Век живи, век учись! КонечнО, все логично и понятно.
эдуард шихгасанов 2 августа 2015, 21:00
Очень интересно про Илию(мир ему),может быть подробнее где есть про вихрь Илию унесший.Спасибо
Раба Божия Иулия 2 августа 2015, 16:00
Спаси Господи! Всё ясно , понятно и доходчиво растолковали!
Игорь 2 августа 2015, 15:00
Вот еще версия: Енох и Илия вознесены на небо и не знали смерти, а Христос Иисус по воскресении вознесен. То есть никто из мертвых не восходил на небо, а только Христос воскресший.. и про область "некое место",- куда же был тогда перенесен разбойник Дисмас, распятый со Христом?
свящ. Петр 2 августа 2015, 11:00
Инна,\\\простите,я не поняла, а как нужно понимать величание Пророку Божию Илии: "и чтим еже на Небеса...преславное восхождение твое"\\\ Мы почитаем вознесение в воздух прор. Илии
Инна 1 августа 2015, 23:00
простите,я не поняла, а как нужно понимать величание Пророку Божию Илии: "и чтим еже на Небеса...преславное восхождение твое"
Валерий30 сентября 2014, 20:00
«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3: 13) - эта цитата вырвана из контекста. Нужно было привести весь эпизод из Евангелия и показать: при каких обстоятельствах и с какой целью Христос это сказал. Кстати, в данном эпизоде ("беседа с Никодимом") ни про Еноха, ни про Илию вообще не упоминается.
ГАЛИНА 2 августа 2014, 11:00
СПАСИ ГОСПОДИ!БЛАГОДАРЮ ЗА ТОЛКОВАНИЯ СЛОВА БОЖЬЕГО!
Konstantin Sadoma 7 октября 2013, 02:00
Как сказал Христос разбойнику - " Истинно говорю тебе , ныне же будешь со Мною в раю ."Значит ди это , что разбойник уже сподобился благодати Христовой , или сподобится в будущем , вместе с остальной Церковью ??
Христадельфианин12 сентября 2013, 18:00
Неужели наконец-то!? Желаю автору дальнейших открытий истин Слова Божиего!
Сергей 5 августа 2013, 00:00
Спасибо большое за очень интересную и познавательную статью! Господь Бог всемогущий!И он мог забрать к себе Еноха и Илью.Заметьте забрать,а не вознести на небо,или переселить в Рай.И почему утверждают,что Господь мог поместить их где-то на земле?Они могут быть на Небе,но не на том Небе о котором говорит Христос. И прав комментатор Павел: А то, что в фразе "никто не восходил на небо, как только сшедший с небес" многие усматривали противоречие словам Писания, как раз обличает их как противников Христовых - книжников и фарисеев. Почему же знаток закона и пророков Никодим тут же не опроверг Спасителя повествованием о вознесении Илии? Наверное потому что понял,или почувствовал, что Христос говорит о чём то другом.
Галина 3 августа 2013, 22:00
Возник вопрос: О вознесении с телом Пресвятой Богородицы на Небо? "Три дня они (апостолы) не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения. По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Матери Божией и прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему утешение - поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо." (http://days.pravoslavie.ru/Life/life4444.htm)
Денис 3 августа 2013, 12:00
Мне кажется, что многое может прояснить "Умозрение о Мехиседеке" прп. Максима Исповедника. http://www.rodon.org/mi/aki.htm#a26 Обратите внимание, что всю новозаветную антропологию прп. Максим Исповедник применяет в ветхозаветному праведнику. Почему это не может быть справедливо и в отношении пророка Илии? Да, никто не восходил на Небо, токмо Сын Человеческий, сшедый с Небесе. Но все те, кто приобщится к Его Божественной природе (по благодати), точно так же восходят на Небо. Почему о приобщении к Божественной природе (по благодати) говорится для праведников Завета Ветхого, тогда как мы знаем, что это стало возможным только благодаря воплощению Бога Слова, Его Сошествию во ад, Воскресению и Вознесению, т. е. в новозаветный период? Ответ можно найти там же, у прп. Максима.
Наталья 3 августа 2013, 00:00
Спасибо, о.Петр. Очень доступно и поучительно. Храни Вас Господь!
Владимир 2 августа 2013, 15:00
Почему тогда на данном сайте опубликован текст библии без слово "яко"? Выходит, что бы правильно понять нужна данная статья? Это хорошо когда есть разъяснение, а если нет?
Николай 8 июня 2013, 21:00
Уважаемые авторы! До Воплощения и Искупления,безусловно,Лица Божия видеть; и на Небе быть,человекам невозможно. Но после то,Илия беседовал с воплощенным Богом. На иконах он лица своего,при этом,не закрывает уже. И что-же,он после беседы,опять отлучен в неизвестном направлении... Адских узников освободили,а его нет,что-ли... Это язычество,ненавистное пророку! Отцы писали о ветхозаветном периоде,а в Новом совершенное. И потом Ангелы всегда зрят лице Отца Небесного,а об Иоанне Предтече сказано,что посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим... Илия и Енох пламенно верили в Мессию и жил в них Он,подобно,как пишет апостол Павел,что не сам живет,а живет в нем Христос. Или,как Сам Господь говорит,что не сделавшие добра братьям Его меньшим - не сделали Ему. Ведь Он все и во всем. Господь мог именно в этом смысле говорить,что никто,кроме Него не восходил и не нисходил. Поэтому Илия и Енох вполне могли верить в это,и за эту веру сподобиться Неба,даже в Ветхом Завете. Это жизненно,а не схоластично,как при переводах... Отцы могли не говорить этого,т.к.берегли слушающих от язычества,при неверном понимании. Но при современном смешении всего и вся и агрессивном антихристианстве,необходимо выбивать фундамент неверия, безграничным милосердием Бога. Солнце превратится в тьму и луна в кровь... Но призвавший имя Господне спасется...
Павел 4 января 2013, 11:00
правильно, что "никто не восходил на небо, как только сшедший с небес". так ведь Господь Иисус Сам взошел на небо, без посторонней помощи, а Енох и Илия были взяты Божьей силой - сами они не могли взойти на небеса!!!
Наталия27 декабря 2012, 18:00
Спаси Господи.Очень интересная и понятная статья.Дала чёткий ответ на вопрос.
Александр20 ноября 2012, 16:00
Очень интересное исследование... спасибо! Но все это описано в книге Еноха, по крайней мере о его путешествии(когда читал сложилось впечатление о хорошо описанном маршруте и средствах передвижения и вообще интересно читать когда пишут от своего лица), интересны интерпретации тогдашнего человека и нынешнего об увиденном, современного уже не удивишь огненными колесницами. Спаси Господи Боже! Очень интересно и занятно спасибо большое еще раз!!!
д. Пётр 1 октября 2012, 01:00
Никита!В полном смысле мы молимся только Богу, остальных святых мы лишь просим о молитве. Сказано: "молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного"(Послание Иакова 5:16). Илия и Енох слышат наши просьбы так же как остальнын святые, т.к. находятся с нами в одной Церкви, в которой все соединены Духом Св.
Никита22 августа 2012, 23:00
А как же мы молимся Еноху и Илии? Если они где-то на земле, то как слышат наши молитвы?
Евгений13 августа 2012, 15:00
Да и в мирской литературе имеются неоднократные упоминания о неком "параллельном мире" недоступном нашему восприятию. Скоро ученые сами придут к выводу, что мир сотворен:бозон Хиггса связан с наделением элементарных частиц атомным весом. А атомный вес определяет свойства материи. Один атомный вес - железо, другой - водород, третий - кислород. Соединяй их в молекулы и из праха вселенского получай мир. Но как это сделать? Об этом знает только Творец!
Майя 8 августа 2012, 15:00
Когда читаю такие статьи, понимаю насколько неграмотна в богословии. Все время была уверена, что Господь взял пророка Илию к Себе в рай. Спаси Господи!
Константин 7 августа 2012, 04:00
Отличное исследование, о. Петр! Я думаю, не раз пригодится нашим миссионерам :)
евгения 3 августа 2012, 15:00
спасибо.Не знала о такой глубинной разнице: небо и сокровенное земное место.Оказывается не все, что наверх, идет на небо. Я не образована богословски.
Виталий 3 августа 2012, 12:00
Спаси Господи, о.Петр! Четко по теме и ничего лишнего.
раб Божий Павел 3 августа 2012, 01:00
Большое спасибо вам О.Петр, очень интересная статья. Спаси Господи Боже!
Вячеслав 2 августа 2012, 20:00
Спасибо, кратко, но исчерпывающе. Спаси Христос Вас о. Петр.
murka 2 августа 2012, 20:00
Интересно, почему же не внесут изменение в Синодальный перевод "Ветхого завета": не поставят слово "яко", что значит "как"???
о. Максим Малюта 2 августа 2012, 14:00
о. Петр - мое почтение! Очень интересная статья! Спасибо за пополнение знаний в области Библеистики!
Семинарист 2 августа 2012, 13:00
Спаси Господь. Интересная статья.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке