Сила и слово

Людям свойственно разговаривать. Если же разговаривать разучились или так презирают друг друга, что и словом не удостаивают, — тогда они жутко враждуют или дерутся. Насмерть и без пощады.

Есть ещё малая часть людей, которые не разговаривают, потому что вдали от обычного мира молятся непрестанно. Но и они дерутся: постоянные молитвы вдали от суеты обнаруживают наличие близ нас лютых существ, причастных всем человеческим бедам.

Людям свойственно и драться, и разговаривать. Причём чем меньше разговаривают, тем больше дерутся…

Помню одну телепередачу, в которой некий писатель рассказывал о своём детстве. Это были военные годы, он жил в эвакуации. Там пришлось ему сдружиться с местной шпаной, которая воровала и из вагонов на вокзале, и из карманов на базаре. Будущего писателя с собой не брали, так как он был к хулиганской жизни не способен, но прикармливали его за то, что он увлекательно пересказывал малолетним «джентльменам удачи» прочитанные книги: «Всадник без головы», «Капитан Немо» и прочие. Тогда будущий литератор впервые понял, что может зарабатывать словами. Но это ещё не всё.

Дети улицы часто дрались, и драке неизменно предшествовал разговор — точнее, взаимное обливание друг друга словесными помоями. Каждый из бойцов изощрялся в оскорблениях, и собственно драка начиналась не раньше, чем заканчивался запас ругательств. Бывало, что оскорбления одного были очень уж метки и болезненны, и тогда второй, не имея больше сил терпеть, пускал в ход кулаки. Так или иначе, это было важнейшее свидетельство прочной связи между кулаками и словами.

* * *

Каждый может примерить сказанное к своей жизни. Женщины больше кричат, мужчины чаще дерутся, но и те, и другие способны на оба вида «обмена любезностями», и ещё неизвестно, что больней. Оба вида атаки ближнего иногда так странно меняются местами, что драки вспыхивают там, где должно царствовать слово, и, наоборот, слова избыточествуют в местах обычной работы кулаков. Первое наблюдается в парламентах, где перестают parler, то есть говорить, и начинают лупить оппонентов смертным боем. Второе происходит, например, в профессиональном боксе.

Дело в том, что бокс изначально был спортом джентльменов. А те кое-как блюли принципы, подобные рыцарским, вроде «чем меньше слов, тем тяжелей удары». Позже бокс стал массовым зрелищем и спортом, где удача улыбалась бедным (бедные — самые злые, а успех на ринге — способ разбогатеть). Мохаммед Али был первым боксёром, который внёс в атмосферу предматчевых пресс-конференций вихрь похвальбы, злой ругани и едких оскорблений соперника. Он доходил даже до того, что мог требовать наличия в зале «Скорой помощи» для своего оппонента, которого он якобы искалечит. Всё это были сознательные, тщательно обдуманные ходы, практикуемые ради привлечения к себе максимального внимания. Но многие соперники Али перегорали до боя, сломленные психологически. Дурное дело не хитрое, и с тех пор оскорбления и грязные выходки перед знаковыми боями регулярно кормят общественное сознание.

Так смешиваются слова и удары, и, повторюсь, неясно, что больней. Человек, не боящийся драться, может быть сломлен клеветой и насмешками. Вообще слово сильнее и ножа, и кулака уже потому, что оно бьёт на расстоянии, действует долго и проникает в самое сердце, не оставляя синяков. Оно, слово, ещё потому необходимо, что человеку мало просто выиграть в противоборстве. Человеку важно осознать и представить свою победу как проявление высшей справедливости, как плод действующего нравственного закона. Для этого воюющие армии тратятся не только на снаряды, но и на пропаганду. Нужно представить противника исчадием ада, а себя — поборником высшей правды. Нужно, чтоб «у нас» были только разведчики, а «у них» — только шпионы. И горе тому, кто в войне недооценивает силу слова печатного и устного, силу идей.

Учебники истории переписываются по той же причине — победитель хочет видеть себя и не грубым захватчиком, и не орудием случая, а законным и единственно достойным победы лицом. Чтобы этого добиться, нужно разговаривать, обосновывать и объяснять историю с точки зрения свершившегося факта.

Любой третьесортный голливудский фильм, в котором плохой парень наказуем в конце концов парнем хорошим, подтвердит сказанное. Там акт справедливого возмездия будет, как правило, предваряться выяснением разницы в мировоззрениях. Уже один висит над бездной, слабо держась за карниз, а второй всё ещё не бьёт каблуком по его пальцам. Они разговаривают! В этом разговоре герои выясняют, кто виноват, кого следует наказать и как именно. Лишь когда зрителю ясно, что на экране изображено справедливое возмездие, а не грязное насилие, руки соскальзывают с карниза, или палец нажимает на спусковой крючок, или иным образом последняя капля наполняет чашу законного гнева.

* * *

Люди дерутся и люди говорят. Успех дипломатии предотвращает объявление войны. Несвоевременные слова способны произвести кровопролитие. Но никогда люди не молчат: ни когда дерутся, ни когда пребывают в мире. Если же молчат — плохо дело.

Ты говоришь — а в ответ тишина. Ты смотришь по сторонам, а от тебя отворачиваются. Так же молча берут в руки топоры или вилы и, не раскрывая уст, движутся в твою сторону. По-моему, дело ясное. Или ты солдат оккупационных войск, отбившийся от своих. Или ты — негр, оказавшийся в южном штате до отмены рабства и подозреваемый в изнасиловании… В любом случае — тебе конец, потому что никто в тебе уже не видит живого человека. В человеческом достоинстве тебе отказано, а значит, и жить ты, по мнению некоторых, не должен.

Именно в такой ситуации люди вообще не разговаривают. Тот, с кем ты не согласен говорить, скорее всего, мешает тебе на этой земле, и где-то в глубине сердца ты не прочь, чтобы его вообще не было.

Есть, конечно, и другое молчание, не таящее агрессии. Оно рождено от усталости, от житейской изношенности, от непреодолимой разницы в опыте, возрасте, образовании и ещё многих причин — но мы сейчас не о том…

* * *

Планеты и звёзды движутся по своим траекториям молча. Но люди — не планеты, им есть что сказать. Уже поэтому людям необходимо разговаривать. Необходимо делиться мыслями, так как по мере понимания собеседника тает, зачастую, лёд произвольных мнений и надуманных подозрений. Превращаются в дым и исчезают чудовища, рождённые невежеством и настороженной замкнутостью.

Христиане приобщаются Богу через пищу Таинств и Слово. Люди же вообще приближаются друг ко другу через совместное вкушение пищи и открытый разговор. Если это есть, то необходимость драться будет уменьшаться «в значенье и в теле», а разжатые кулаки будут протягиваться для рукопожатий.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Серафим10 сентября 2012, 15:28
Простите великодушно, но ето узкая точка зрения, пример: супруги живут вместе 15 лет, оба духовно отпавшие от Бога, живут в страстях к деньгам, алкоголью, табаку, ссорам и прочим невежествам, как самомнению, самолюбию, самозначению и наконец в прелести. По Божьему промыслу, один из супругов прозрел и начал подниматься из тины блевотной и заметил такой ужас вокруг себя и в себе, такое безбожие и темноту. А другой остался в тине и есче с гордостью об етом трубит. Который прозрел пытаеться передать свои чувства и душевное состояние когда зрит на Господа и какое благо ходить перед Богом то другой, спящий, затыкает рот:"даже и не начинай своих духовнъх бредней, меня они бесят и бесит твое спокойное поведение, выглядишь как какойто священник..." Скажите, пожалуйста, какой может бъть диалог между ангелом и лукавым. Храни вас всех Господи и Пречистатя Владъчица
Четник20 августа 2012, 11:37
Сказано прямо, по делу и в точку. Спаси Господи, отче. К слову, наш Федор Емельяненко стал легендой смешаных единоборств мирового масштаба, т.к. вопреки общепринятой браваде перед боями всегда оставался спокоен и малословен, но на ринге или в клетке показывал кто сильнее.
Александр 7 августа 2012, 19:21
Скупость на слова и щедрость на слушание всегда очень высоко ценились. Всегда есть риск лишнего наговорить, а вот риска лишнего наслушать точно нет. Если у человека есть выбор: говорить или молчать, - умные люди выбирают второе, они знают силу слова и стараются лишний раз ею не стрелять.
Леван 7 августа 2012, 18:43
Спаси Господи за интересную статью!
ЛАРИСА 7 августа 2012, 12:03
Спасибо, отец Андрей! Всегда нахожу много мудрого в Ваших статьях, в журнале " Русский дом" тоже.Спаси Вас ГОСПОДИ.
Надежда 7 августа 2012, 11:08
Спасибо за статью,отец Андрей!Есть о чем подумать. Но вот как разговаривать о духовном с людьми,которые и слушать ни чего не хотят об этом? Кому удобно и уютно в созданном из материальных благ мирке. Все темы для разговора вращаются вокруг добычи денег,евроремонтах,машинах...НЕ ДОСТУЧАТЬСЯ! Непроницаемая стена.Говорю по своему опыту.До кулаков,конечно,не доходит,но разговор не получается. Сейчас идет полное разобщение людей.Каждый живет в своем мире перед телевизором и компьютером, как в коконе.
Павел 7 августа 2012, 10:37
"Учебники истории переписываются по той же причине — победитель хочет видеть себя и не грубым захватчиком, и не орудием случая..." - вот это "орудие случая" слух режет. Орудие Промысла, в не случая.
Сергей 7 августа 2012, 10:06
Спаси Господи о. Андрей! События на Ближнем Востоке показывают актуальность Ваших слов.
Елена 7 августа 2012, 10:02
Делиться мылями хорошо, вот главное о чём эти мысли. Разговор хороший очень редко случается, в основном бывает просто трёп. А в таком случае, лучше помолчать.
Лариса 7 августа 2012, 07:16
Спасибо, о.Андрей. Господи, говори Ты, все, что мы сказать не умеем. И даруй нам мир в сердцах наших. Слава, Богу! за все.
Сергей 6 августа 2012, 22:56
Потрясающая статья. Отче всегда читаю с большим интересом ваши статьи в них вы открываете ответы на многие еще даже не возникшие вопросы, но таящиеся внутри. Спаси вас Бог! и ваших близких.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×