День с Часословом

Могу поспорить, что большинство из вас видело часовни и знает, как они выглядят. Кладбищенские, придорожные, монастырские. Эти небольшие храмики, в которых не служится литургия, нам известны. Название свое часовни получили от особого молитвенного чина – часов, охватывающих собою суточный круг. Так вот что любопытно: часовни мы видели, почему они так называются, знаем, а вот чтобы читались в часовнях эти самые часы, не видели. Не видели, потому что часы в часовнях не читаются. Мне неведомы причины этого недоразумения и его исторические корни. Но то, что это (нечтение часов в часовнях) не что иное, как болезненная странность без того больной жизни нашей, это мне ясно.

Фото: Православие.Ru
Фото: Православие.Ru
Сами часы нами читаются: третий и шестой – перед литургией, девятый – перед вечерней, первый – после утрени. Читаются они без всякого внимания к времени суток, чтобы только «вычитать». Это, кстати, еще одна молитвенная хворь наша – «вычитать». Но стоит ощутить вкус чтения часов в положенное время. Ей Богу, стоит произвести такой эксперимент. Он покажет нам и то, насколько немолитвенно мы живем, и то, каков смысл существования часовен и Часослова.

Итак, для проведения эксперимента нам нужны одни сутки свободного времени, умение читать по-церковнославянски, желание ощутить молитвенное движение суточного круга. Начинать придется около половины седьмого утра с чтения утрени. Она будет непродолжительна, состоя из шестопсалмия, песни Богородицы и великого славословия. При храмовом богослужении в утреню добавляются кафизмы, каноны, ектении, но мы сейчас не утреню полноценную служим, а вникаем в смысл суточного круга. Поэтому шестопсалмия, песни Богоматери и славословия довольно. Сразу после этого можно прочесть первый час. Все это займет не более получаса, и в семь вы уже свободны. До девяти.

В девять часов нужно читать час третий. Зажигайте свечу, бейте в колокол три раза и читайте. Так поступать должен чтец в урочное время. Один богослужебный час читается не более 15 минут. Если сердце разогрелось – по окончании добавьте главу Евангелия, но помните: время чтения шестого часа наступит в полдень.

Солнце в зените, свеча зажжена, в колокол сделано шесть ударов. Читаем шестой час. Сразу к нему добавляем обедницу. Это – костяк литургии без жертвоприношения, то есть без совершения Евхаристии. Антифоны, кондаки, Символ веры, «Отче наш». Все, как на службе. Где-то около часа гасим свечи.

Девятый час положено читать в три часа пополудни. А к нему сразу добавлять вечерню. В Часослове вечерня, как и утреня, лишена кафизм, ектений, стихир. Следовательно, займет она минут 10–15. После вечерни наступает время самого продолжительного перерыва. До сих пор перерыв занимал не более двух с половиной часов, а теперь может продлиться часа четыре. Следующая служба – малое повечерие. Это аналог вечерних молитв. Если читать ее без канонов, то длится она недолго. Ну и остается полунощница. Ее в практике крутят в разные стороны. Вот и вы можете ее прочесть сразу после повечерия. А можете с нее день начать, то есть прочесть перед утреней. Но поскольку мы с вами ставим некий эксперимент, то прочтем ее на законном месте – в полночь. Все! Мы круг закончили и молитвенные сутки нами промолены пядь за пядью. Если круг завтра продолжится, то спать вам осталось часов пять с половиной (полунощница длинна). Но вряд ли вы захотите продолжить эксперимент. Того, что уже было (если кто-то рискнет это воплотить в дело), хватит для того, чтобы многое понять и ощутить. Станет понятно, что жизнь, родившая наши богослужебные чины, и жизнь, которую мы ведем, относятся друг к другу, как чаша воды из горного ручья и стакан хлорированной воды из крана соответственно.

Конечно, темп жизни ускорился, и мы ничего не успеваем. Конечно, подобное молитвенное служение предполагает жизнь на одном месте, а мы ежедневно преодолеваем огромные расстояния на работу и обратно. Конечно, минувшие исторические события так много в нас перепахали и выжгли, что диву даешься, как мы живы вообще. Но это не все.

В монастырях люди никуда не ездят, живут ради Бога в молитве, но и там суточный круг читается как попало, как до революции привыкли, лишь бы «вычитать». Значит, дело не только в темпе жизни. Дело в невнимательности нашей к смыслу молитв. В третий час Дух Святой сошел на апостолов. Молитвы третьего часа напоминают об этом. В шестой час Христос был ко кресту пригвожден. Молитвы шестого часа напоминают об этом. В девятый час Христос сказал: «Совершилось», – и, преклонив главу, отдал душу. Молитвы девятого часа об этом напоминают. Время суток, таким образом, освящается воспоминаниями спасительных событий евангельской истории. Солью Евангелия осаливается время. Попробуйте сказать, что это не важно!

Почему бы не освящать день краткими, но частыми службами часов? Да какое там! Село пьет и вымирает. Оно в христианских делах неученое. А на базарах люди стоят весь день. Почему бы там не читать часы? Что вы! До часов ли ваших на базаре? Там если и молятся, то только об успехе в торговле. Вот и я говорю, что есть хрустальные воды, сохраненные в книгах, а есть хлорированная бурда, которую мы пьем. А кто виноват, не ясно.

Часы составлены по очень важному принципу: молиться понемногу, но часто. Мы же исторически склонны к полной противоположности: выстаивать изредка длинные службы, а потом вовсе не молиться некоторое время. Это чередование больших усилий с длительными расслаблениями способно кого хочешь искалечить.

Благоприятный режим может быть таков: в праздничные и воскресные дни молиться долго и торжественно, но в будни молиться часто по чуть-чуть. Эти частые, но краткие моления не дают остыть духу, но и не утомляют его. Часослов для этих нужд подходит как нельзя лучше.

Впрочем, начинали мы не с этого. Начинали мы с того, что неплохо было бы пожертвовать один день жизни на то, чтобы провести его в молитвах по Часослову; в молитвах, произносимых в то самое время, для которого эти молитвы предназначены. Плод стоит того, чтобы этот опыт произвести.

Протоиерей Андрей Ткачев

17 августа 2012 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Сергей 8 ноября 2015, 19:00
Спаси Господи отец Андрей! С уважением, Сергей.
Алексей15 июля 2015, 11:00
Утреня даже в сокращенном виде займет гораздо больше, чем полчаса.
Air18 января 2015, 12:00
Спаси Вас, Господи, отец Андрей! Душа просила такого моления, но "безграмотная" до сих пор не могла понять, как это сделать разумно и сердечно. Благодарю Вас за статью, Ваши проповеди, лекции! Стараюсь каждый день заглянуть на Вашу страничку в контакте. Бог в помощь,Батюшка, и Ангела- хранителя!
Лариса17 января 2015, 11:00
Спасибо . прочитала статью и комментарии к ней и это помогло мне готовиться к зачетам по богослужебному уставу.
Павел30 ноября 2014, 13:00
Да, дело не в темпе жизни. Мы делаем так, что бы и форму соблюсти, и нам удобно было. Всенощная начинается в 3 часа дня. Для кого? Кому это удобно - священникам в храме и прслуживающим? Меня такие вещи очень смущают. Спаси Вас Бог, отец Андрей!
Александр28 ноября 2014, 11:00
Спаси Вас Господи, Батюшка!
павел 1 декабря 2012, 18:00
Наталье: Вот был бы какой-то ресурс, на котором автоматически каждый день года формировался бы ПОЛНЫЙ правильный текст суточного круга службы (для мирян), с подстановкой всех переменных частей согласно календарю! Да еще и сразу же церковным шрифтом (размечталась...) Есть такой ресурс! ПРАВОСЛАВНЫЙ ЕЖЕДНЕВНИК. Шрифт любой на выбор. http://www.wertogradsoft.narod.ru/calendar.htm Пользуюсь два года.Удобно!
Юрий19 ноября 2012, 11:00
Спасибо Вам,отец Андрей!Подсказали,как можно творчески подходить к молитве и подвигнули меня к поиску "Часослова".Слава Богу,купил на днях в Лавре.Стал пробовать.Каждый час не получается,но по-возможности,пытаюсь.Тем более,что в осенне-зимнее время больше время дома.Спаси Вас,Христос!
Елена 7 октября 2012, 19:00
Сергей пишет: "прихожанам не позволяют-да еще наказывают за сидение" - И Вы в ТАКУЮ Церковь ходите?! Кто знает где найти Троичные каноны (1-8 гласы)? (для воскресной полунощницы) ???? о.Андрею за статью спасибо ))
Елена 7 октября 2012, 19:00
Сергей пишет: "прихожанам не позволяют-да еще наказывают за сидение" - И Вы в ТАКУЮ Церковь ходите?! Андрей пишет "Спасибо за напоминание о постоянной моливе" - чтение часов это не постоянная молитва. Постоянная - когда и между часов к Богу обращаемся. Разве не так? Кто знает где найти Троичные каноны (1-8 гласы)? (для воскресной полунощницы) ???? о.Андрею за статью спасибо ))
Татьяна24 августа 2012, 17:00
Вячеславу и всем, кто интересуется. Вместо великой ектении - Господи, помилуй 12 раз, вместо малой - 3 раза, вместо сугубой - 40 раз. Молитвы священника пропускаются и не читаются мирянами. Образец можно найти в книге "Богородичник" или в её электронном аналоге. Читаю часы дома с 2009 года с разрешения игумении монастыря. Главное - не заноситься, типа "Я Богу служу". Всегда помнить, что Богу не нужны наши молитвы, у Него всё есть. Бог всесовершен и в наших часах не нуждается. Он желает только нашего спасения. И мы для этого же запрягаемся в суточный круг богослужений.
сергий 24 августа 2012, 00:00
да!-это так!полностью согласен!долгие стояния для неподготовленного -жестокая экзекуция,если еще петь прихожанам не позволяют-да еще наказывают за сидение-все превращаеться в кошмарное мучение-ум помрачаеться и уныние способно свалить,часы дома-это очень просветляет!аскетическая наука не преподаеться-а призывов к подвигу -много...это очень опасно.неправильный подвиг-и человек-калека...чтение часов и евангелия ,если они постоянные,вводят человека в постижение многих вещей и смыслов-дают шанс на обретение неложного пути и освобождения от ненужных дел греха и страстей...особенно важно постижение смысла и значения понятий субботы и правила-в том числе молитвы,милостыни и жертвы...канон-правило не всегда были в настоящем виде-они имеют свой смысл и историю - интересно узнать и происхождение часослова и как человек свободен и ответственен в выборе правила,без чего невозможно или неполно литургическое участие...
Ирина23 августа 2012, 17:00
Дорогой батюшка! Я Вас очень люблю! Простите меня за все! Ангела Хранителя и Покрова Пресвятой Богородицы! Да хранит Вас Господь на многие лета!
Вячеслав23 августа 2012, 16:00
Не вычитывание ли часов дело христианское или православное. Как можете веровать Богу, славу друг от друга приемлюще, славы же от Единаго Бога не ищете.
Геннадий23 августа 2012, 13:00
Спаси вас Господи о. Андрей! Свящ.Геннадий
Елена23 августа 2012, 10:00
Я нашла Часослов в "Каноннике, полном молитвослове" - репринтное издание 1879г. Когда я его еще раньше покупала, то думала, зачем столько лишних молитв - Часы, утреня. Думала, что их читают только в Церкви. Вот тебе и лишние. Надо как нибудь выбрать свободный день и решиться почитать Часослов.
Беспалов Алексей23 августа 2012, 09:00
Благодарю за материал!Интересно конечно.Но прочитать какие то пусть даже и замечательные тексты ещё не есть помолиться! И об этом конечно надо помнить всегда!
Андрей22 августа 2012, 22:00
Спасибо за мудрое напоминание о постояннной молитве. Мне лично всегда не хватает самоорганизованности. Часослов в этом деле отличный помощник!
Борис22 августа 2012, 22:00
Спасибо огромное, батюшка. Полезное напоминание и написано хорошо. Храни Вас Господи!
Наталья22 августа 2012, 16:00
Максиму: междучасия напечатаны в Следованной Псалтири, как ни странно, между Часами :) (с ними и читаться, по идее, должны). По структуре они напоминают Часы, бывает даже, что неопытные чтецы путаются и вместо службы очередного Часа начинают междучасие, хотя настоятель не благословлял... Что касается домашнего чтения, самое сложное в этом деле - разбираться с подстановкой переменных фрагментов служб (тропарей, кондаков, богородичных...) По идее, они разные каждый день, да еще с учетом того, какая часть года - т.е. служба по Октоиху или по Триоди. Напр., когда идет Вел. Пост, и Часы иначе читаются. Конечно, правильный подход - самостоятельно изучать Устав, но параллельно с мирской учебой/работой это сложно, да и без контроля за своими ошибками - малопродуктивно. Вот был бы какой-то ресурс, на котором автоматически каждый день года формировался бы ПОЛНЫЙ правильный текст суточного круга службы (для мирян), с подстановкой всех переменных частей согласно календарю! Да еще и сразу же церковным шрифтом (размечталась...)
Владимир21 августа 2012, 16:00
Могу добавить, что ещё в студийский период - в праздники и посты - часы пелись каждый в свой час. Это след предыдущего устава Великой Церкви, где Песенные Часы пелись каждый отдельно. Более того, на каждом часе было 5 священнических молитв, которые потом заменились на ектении. Следа этой древней практики мы не найдём в нынешнем Типиконе. Но в Оке Церковном 1641 года в главе о Великих Часах пред Рождеством и Крещением есть и иной устав - студийский (так ещё служили в Троице-Сергиевой Лавре в то время). Там каждый час положен отдельно (впрочем как опция, можно и совмещать), и на каждом часе в начале великая ектения, а в конце - просительная. Подумать только. На каждом часе молится священник, на каждом - ектении, преподание мира, главопреклонение... Но в нынешних реалиях это невозможно. Увы. А как бы хотелось...
Татьяна21 августа 2012, 15:00
Спасибо, отец Андей! обязательно постараюсь провести такой полезный эксперимент.
Монте Кристо21 августа 2012, 12:00
Прекрасное было время - молись, проси о чем захочется. Но и оно заканчивается. Пора наступает и ответ держать. У Веры тоже есть Конец, а то верить бесконечно очень удобно.Христиане всех Церквей, ждут прихода Иисуса Христа на землю, как Судьи для всех народов. Это как же надо не любить своего Господа, что бы желать Ему прийти еще на один суд !!!! Да, именно на суд. Объясняю, для «особо верующих». Каждая голова любого человека, когда видит любой предмет, занимается тем, что судит. И каждая, извините, сволочь сможет спокойно подумать: - а у Него (Иисуса) глаза или уши некрасивые - а на иконах Он симпатичнее или какой-то Он сегодня несексуальный. Это называется суд человеческий. И Вы желаете еще, чтобы Вашего Господа опять судили? Много «ума» нужно, чтобы такое проповедовать людям и верить самому. А вот пророки прошлого, говорили, что прийдет Судья – Сын Божий. Все точно. Только у Бога Сын то не Один. И будет процесс н е з р и м ы м. То есть, видеть Его никто не сможет – будет Он (Судья) бестелесный, духовный. И, соответственно, массовых мероприятий (хлеба и соли) никаких не будет. Просто люди начнут, как сказано у пророков, болеть, неизвестными болезнями. Кто с ума сойдет и станет неадекватен, кто будет корчиться от боли месяцами и врачи помочь не смогут. А остальные будут работать и воспитывать детей. И ничего особенного происходить не будет. И нечего бояться, так как в могилу от Судьи «не слинять». Достанет. Смирение.
http-observer20 августа 2012, 22:00
Я в восторге! Может потому что новое? Правда, Часослов на церковнославянском языке (гражданским шрифтом) тяжело найти. Помог сайт: azbuka.ru http://azbyka.ru/bogosluzhenie/chasoslov/chas.shtml
Надежда20 августа 2012, 17:00
Большое спасибо, о. Андрей! Несомненно, мы должны знать правила и, по-возможности, стараться их соблюдать, если хотим жить по духу Евангелия.
Максим20 августа 2012, 15:00
День с часословом интересно очень, обязательно куплю такую книгу попробую.Вообще это здорово по моему день провести в молитве.
Harry19 августа 2012, 22:00
Придерживаюсь к вышесказанному. Надо бы ссылки на тексты разместить а то что читать вроде я уяснил а где его брать - неясно.
Вадим19 августа 2012, 22:00
очень здорово подмечено наше современное духовное состояние - выбрать крутой подъем в горы к хрустальному источнику или кран открыть с хлорированной(и не только) водой...а вообще практика молитвы по часам действительно не такая уж новая,впрочем как и использование ее мирянами в своем молитвенном стоянии не новизна.современные греки так и молятся:утром - утреня совмещенная с полунощницей(или с отдельными ее разделами),а вечером - вечерня...да и в России так было до синодалов, потом пришла молитвенная книжица от униатов - прообраз современного молитвослова...в одной из статей прот.Максима Козлова сказано,что молитва мирянина не должна быть задервенелой, она может и должна меняться согласно суточному, недельному и годовому кругу православного богослужения. а это значит, что наша молитва не должна протекать в отрыве от церкви,и соборная молитва в воскресные и праздничные дни должна приносится в дом и в течении недели разгораться в предвкушении Дня Господня.начать можно с малого.добавляя к своему заведенному правилу тропарь и кондак празднуемого в этот день святого(интернет вам в помощь!),затем каноны дня - Ангелу Хранителю, Предтечи, Кресту, Апостолам или Святителю Николе, Страстям Господним, Богоматери.а после и в круг часов незаметно вольешься!Спаси Христос о.Андрея за проповеди и наставления!Мира, милости и благословения Бога Всевышнего всем нам!!!
Максим19 августа 2012, 19:00
Игорь Валерьевич, вам вопрос. А что такое молитвы междучасия? Их наверное не только никто не читает, но почти никто и не знает. И где они находятся, в какой книге?
Андрей19 августа 2012, 13:00
Спаси Вас Господи, отец Андрей. Сочетание богословского обоснования с практическими рекомендациями очень вдохновляет.А то действительно, на праздничную службу сходишь, и до следующей службы о молитвах забываешь, если только ничего не случиться.
viktoria19 августа 2012, 02:00
часослов найдете на azbyka.ru
р.б. Мария19 августа 2012, 00:00
Спасии Господи, батюшка. Как же хорошо написано, что уже кажется невозможно не внять Вашему совету.
Василий Многодетный18 августа 2012, 23:00
Спаси Христос! С праздником Преображения Господня! Читаю в храме, службы по выходным и праздничным дням, только на первой седьмице Великого поста удается приобрести небольшой опыт суточного правила, статью вашу прочитал и, как будто, поучавствовал в вашем эксперементе.
Наталья18 августа 2012, 16:00
Вячеславу: большинство иерейских и диаконских возгласов при чтении мирянами просто опускаются. В начале вместо благословения и в конце вместо отпуста - "Молитвами святых отец наших..." Больше никаких спец. правил мне не встречалось. Прот. Андрею - благодарность за хорошую статью, и вообще, напоминание о молитве. :)
раба Божия Тамара18 августа 2012, 16:00
Спаси вас Господи, отец Андрей! как ясно и просто Вы пишите и как нужны ваши статьи! Давно хотела найти эту информацию, по жизненным обстоятельствам не могу часто ходить в храм, раз в полгода только, и то, если получится. А теперь рада: могу дома читать , выбрала всё по ступенькам и только найти бы время! Храни нас Господь!
Андрей18 августа 2012, 16:00
Очень интересно, спасибо!
Наталья18 августа 2012, 12:00
Часослов? Вот например, пожалуйста http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1866
Лариса18 августа 2012, 10:00
Cлава,Богу за все! Спасибо, о.Андрей! Сегодня, уже опоздала. Решила следующую субботу (25.08.12)обязательно буду молиться по часам. Помоги мне, Господи!
Игорь Валерьевич18 августа 2012, 09:00
Как псаломщик с почти тридцатилетним стажем не могу не одобрить инициативы батюшки, но только я хотел бы напомнить, что суть этого опыта в согласовании сути молитв и времени суток. Но если так, то и вечерню следует начинать в шесть часов, когда на Ближнем Востоке начинается вечер, как это и происходит сейчас в монастырях. Безусловно, в молитвах задается ритм жизни, и если бы кто-то все же решился бы возродить эту традицию в миру, в порядке мирского послушания прихожан, это было бы прекрасно. Но мы не можем не упомянуть и того обстоятельства, что чтение часов рождено традицией иудейского богослжения, и плавно перешло в мусульманское, где эти молитвы получили свое звучание и свое название. И было бы кстати вспомнить про молитвы междучасия, которые, как мне кажется, сейчас и вовсе никто не читает, хотя для постного времени это было бы вполне своевременно.
Евгений18 августа 2012, 01:00
да да и еще раз да!!! те, кто навЫк "типа" исполним утреннюю молитву нашу Господеве в часов 8 вечера или "сподоби Господи в день сей без греха сохранитися нам" в тоже время, как сказано почувствовать вкус молитвы во время, наверняка и часослов в руках только держал, и часы уже и не служба даже, и о суточном цикле понятия не имеет, а очень бы действительно хотелось, чтобы каждый ощутил на уровне клеток, как устроенно всё...
Eleonora17 августа 2012, 21:00
Thank you, Father Andrei. Eleonora
Вера17 августа 2012, 20:00
Батюшка ,замечательные статьи у Вас..важные...Но только вот " Ей Богу" - это упоминание Бога всуе и божба ...не надо так,прошу! с Уважением,Вера.
ЛЮДМИЛА17 августа 2012, 18:00
ЛЮДМИЛА благодарю за статью! ЕСЛИ БЫ ЕЩЕ ХВАТИЛО МУЖЕСТВА ТАК МОЛИТЬСЯ!
Елена17 августа 2012, 17:00
Где ЭТО ВСЁ найти?
Вячеслав17 августа 2012, 15:00
Друзья, просьба дать ссылки что делать в каждом конкретном случае с иерейскими молитвами, вроде, они чем-то должны заменяться при чтении мирянином. Причем в разных местах разным по-разному. Кто-то может дать именно точное, а не примерное описание как это делать?
Аля17 августа 2012, 15:00
Спасибо Вам, о. Андрей. Как всегда, ваши статьи радуют. Однажды у меня был такой опыт. Так служат в армянском монастыре в Крыму. Часы каждые три часа, по кругу. И каждый раз, монах обращается к молящимся, давайте молиться каждый на своём языке. И каждый раз "Отче наш" звучит одновременно на нескольких языках. И молитва общая такая, что - дрожь по телу и слёзы ручьём из глаз. Но полный круг у меня не получилось присутствовать. В 6 утра и в полночь .....пропустила. А жаль....
antares196817 августа 2012, 14:00
Целиком и полностью с Вами согласен.И все таки это уже практика со всеми её свойствами,к ним мне кажется на добыть подготовленным. Хотелось,чтобы люди хотя бы внимательно относились к утреннему и вечернему молитвенному деланию тогда и возникнет понимание, ощущение молитвы которое впоследствии перерастет в не прекращающую молитву.А вообще странно почему в монастырях это правило не выполняется.Ведь монахи для этого и существуют.С Уважением Владимир.
IRINA17 августа 2012, 14:00
Спасибо Вам, о.Андрей, огромное! У меня давно есть книжечка Воскресной службы и часов для тех, кто не может быть в храме в Воскресный день. Она как раз для меня, по моим жизненным обстоятельствам. Но там Утреня длинная, часа на два, а песнопения все воскресные, поэтому в будние дни я читаю вот так, как Вы и написали, " вычитываю" выборочно, когда придется, да и то эпизодически. Все хотела спросить, как подстроить суточный круг под будние дни, да не было случая. Теперь у меня появилась ясная картина того, как можно читать, храни Вас Господь!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке