Храм Христа Спасителя. Чудо возрождения: собор воссоздан с Божьей помощью

19 августа исполняется 15 лет со дня окончания строительства нового здания храма Христа Спасителя (1994-1997) и 175 лет учреждения Комиссии по строительству первого здания собора.

Корреспондент «ВМ» попросила вспомнить о работе по возрождению храма известных российских художников, с честью решивших эту нелегкую, но благородную задачу. А также рассказать, есть ли различие между новым и прежним зданиями собора.

У каждой фрески два автора

Василий Нестеренко, народный художник России:

Внешне храм Христа Спасителя воссоздан очень точно. Но раньше он стоял на холме, и взорвали его вместе с холмом. Холм срыли и построили бассейн. Когда стали его восстанавливать, построили нижнюю стилобатную часть, которой не было. Туда входит храм Преображения Господня как напоминание о древнем Преображенском монастыре, стоявшем на этом месте, зал Церковных соборов, патриаршая трапезная, зал Священного синода. В общем, появился комплекс храма.

Василий Игоревич, насколько точно новое здание собора повторяет прежнее?

- В некоторых деталях храм отличается, но есть удивительные совпадения. Например, в том храме пол был из мрамора, яшмы и камней, привезенных из стран, проигравших вой ну 1812 года — Франции, Италии. Из тех же каменоломен поступал мрамор на пол и стены нового храма. Это ли не чудо?

Вы расписывали собор. Насколько, как вам кажется, удалось возродить взорванную живопись?

- Храм долго стоял просто белым: патриарх Алексий II считал, что нет художников, которые смогут повторить росписи XIX века — ведь тогда собрали лучших мастеров, академиков. Но потом решили воссоздать храм в тех же материалах, росписях, с теми же орнаментами, тем же убранством. Вся художественная Россия зашевелилась: кто будет расписывать? Как добиться точности? Было сложно. Скопировать можно, когда имеешь перед глазами оригинал, но ничего не осталось. Сохранилась лишь небольшая часть росписей Семирадского, остался образ Спасителя работы Сорокина.

И сохранилась картина Клагеса «Внутренний вид храма Христа Спасителя», где можно увидеть некоторые росписи. Нет никаких свидетельств о цвете росписи. Все фото, сделанные в конце XIX — начале XX века, черно-белые. По этим открыткам и воссоздавался храм. У нас была общая композиционная схема без цвета, поэтому говорить о точном воссоздании фресок невозможно. Сложилась совершенно уникальная ситуация: у каждой нынешней росписи фактически два автора. Первый — художник, создавший композицию и общий живописный строй в XIX веке. Но плохое качество фотографий не позволяло воссоздать колоссальные росписи по 10, 15 и даже 20 метров. Нашим художникам необходимо было переосмыслить, дополнить, искать аналоги…

В XIX веке храм расписывался десять лет…

- Тогда трижды снимали леса, чтобы увидеть снизу, как сочетаются росписи друг с другом и с орнаментом. У нас не было такой возможности. Расписывали храм с 15 апреля по 25 ноября 1999 года. Сложно даже себе представить, как удалось сделать работу за такой короткий срок. Это ли не чудо? Это чудо могло произойти только с Божьей помощью. Потому что колоссальные объемы были сделаны качественно.

Я работал без помощников. Восстановил четыре росписи: две по 15 метров — «Крещение Господне» и «Вход Господень во Иерусалим», и одну сдвоенную — «Воскресение Христово» и «Апостол Матфей». Она в высоту 23 метра — восьмиэтажный дом! Потом писал иконы, работал в трапезной.

Это тяжелейшая работа. Академическая школа сложнее в исполнении, чем иконописная. Расписывать храмы, как в древности — по сырой штукатурке, — быстрее, здесь же сложная многослойная живопись. Тут необходимо умение писать реалистически, что сейчас мало кто умеет, работать в больших размерах и быть религиозным человеком: храм должен расписывать верующий. Прекрасно помню освящение храма. Это запомнилось на всю жизнь.

Вы сейчас бываете в храме Христа Спасителя?

- Обычно я хожу в храмы неподалеку от дома, но на большие службы стараюсь попасть в храм Христа Спасителя. С собой беру своих маленьких детей. Только в этом храме можно почувствовать торжество вселенского православия.

И скажу я вам, нет большего счастья для художника, чем прийти в храм, расписанный тобой и где есть часть твоей души.

Мы работали, как симфонический оркестр

Зураб Церетели, президент Российской академии художеств:

- Российской академии художеств в 1995 году поручили воссоздать художественное убранство храма Христа Спасителя. У архитекторов были одни сложные моменты, у художников и скульпторов — другие. Храм — это синтез искусств, в нем все должно быть гармонично. Это как симфонический оркестр.

Не шутка: работали двадцать с лишним артелей. Внутреннее убранство храма было очень сложно решить с точки зрения общего колорита. Когда вы находитесь в храме, вы чувствуете единое цветовое решение.

Ну и, конечно, надо было сделать все оперативно, успевать в срок и при этом качественно.

Если воспринимать храм как копию, насколько точной она получилась?

- Сохранились фотографии храма до разрушения, поэтому каждый может сравнивать. Мы многое сделали, точно воссоздав образ прошлого памятника, но были и новые моменты. По конструкциям, технологиям...

И во многом это продиктовано не нашим нежеланием повторить, а сделать лучше, избежать прошлых ошибок. В некоторых случаях это была замена материалов. Вот, например, кресты и врата храма. Тот храм строили несколько десятилетий, а этот подняли за несколько лет.

Многие удивлялись, что вы продолжали работать над некоторыми деталями храма уже после открытия...

- Первоначально горельефы на фасаде были сделаны из белого пластика — современного легкого композитного материала, но мне хотелось, чтобы был единый облик с бронзовыми скульптурами на фасаде. И уже после окончания работ я отлил все крупные горельефы в бронзе. Их установили недавно. Мы сделали так, как считали нужным. Всегда можно найти в любом деле как массу достоинств, так и недостатков. Но в какой-то момент художник должен набраться смелости, поставить точку и начать новую работу.

Как вы думаете, современные храмы могут состязаться в красоте с древними?

- В молодости мне повезло работать в качестве художника в Институте этнографии и археологии Академии наук. В экспедициях я делал обмеры, зарисовки, копии древних фресок — VII, VIII веков. И видел: каждое время давало что-то уникальное, рождало свой особый почерк. Наше великое наследие надо воспринимать как урок, но при этом стараться искать новые решения.

Зураб Константинович, вы сейчас ходите в этот храм?

- Конечно, хожу, там я крестил правнучку. В 2007 году Российская академия художеств отметила 250-летие именно в зале церковных соборов храма Христа Спасителя. И это было знаковым событием. Участвовать в создании святыни — честь для меня...

От замысла до воплощения

Общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя возникло в конце 1980-х годов. 5 декабря 1990 года был установлен гранитный закладной камень, в 1992 году основан Фонд сооружения храма, а строительство было начато в 1994 году.

Проект выполнен архитекторами М. М. Посохиным, А. М. Денисовым и другими. Впоследствии Денисов отошел от работы, и строительство завершал З. Церетели.

Храм рассчитан на 10 000 человек. В плане он выглядит как равносторонний крест 85 метров шириной. Высота храма с куполом и крестом 105 метров.

Роспись внутри храма занимает около 22 000 м², из которых около 9000 м² позолочены.

КСТАТИ

18 августа в 17.00 начнется вечернее богослужение (Всенощное бдение). 19 августа утренняя литургия пройдет в 7.00 в Преображенской церкви («нижнем храме»). В 10.00 в храме Христа Спасителя — поздняя литургия.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Валерий Демин18 августа 2012, 23:00
Так случилось, что, работая в видеоотделе АПН, я оказался свидетелем, фиксатором и участником самых первых встреч будущей общины Храма Христа Спасителя, молитвенных стояний сначала у бассейна, потом у закладного камня, потом у часовенки во имя Дежавного образа Божьей Матери. У меня сохранились видеозаписи чтения общиной акафистов этому образу и мученику императору Николаю Второму - дважды в неделю и зимой, и летом - (все это благословил старец Кирилл (Павлов) с чтением 15 гл. из Евангелия от Иоанна), сохранились интервью с автором идеи воссоздания храма скульптором Владимиром Мокроусовым, поддержавшими эту идею экологом Фаддеем Шипуновым, прот. Георгием Докукиным, предпринимателем Николаем Ломакиным и другими членами общины - простыми русскими людьми, совершими подвиг веры в то время, когда воссоздать храм в ближайшее время никому не казалось возможным. Патриарх говорил, что "мы обязательно это сделаем - когда-нибудь в 3-ем Тысячелетии". Но по молитвам этих простых людей случилось чудо. Они собирали подписи, потом возникло общественное движение и так сложились на вершине власти (эта тайна потом тоже однажды раскроется), что храм возродился, и в нем были прославлены новомученики. Частично мы этот материал использовали в нашем фильме об о. Александре Егорове "Нечаянная радость". Рассказываю об этом с надеждой, что кто-то когда-то поведает о том, как всё начиналось. Спаси Вас Господи!
Кенни18 августа 2012, 22:00
спасибо. Я очень люблю этот храм. Он - храм-мученик. Обидно, что многие считают своим долгом похулить его. А он, как живой, и как настоящий христианин - все терпит. И оккупацию коммерцией, и нападения богохульников, и от своих же, православных - злоречие, пренебрежение, 'покивание главами'. Держись, любимый Храм. Мы с тобой. И судьба у нас одна - это уже понятно.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке