Ищущий Истины

Памяти иеромонаха Серафима (Роуза)

«Призыв Христов все еще идет к нам; давайте же начнем прислушиваться к нему». Эти слова отца Серафима (Роуза) – подвижника, богослова, проповедника – сегодня как нельзя более актуальны. Его книги помогали услышать этот призыв. Написанные в 1970–1980-е годы для потерявшихся в интеллектуальных дебрях современников, его труды сегодня, пожалуй, еще более актуальны, ибо нынешние «интеллектуалы» блуждают по куда более опасным пустыням духовного омертвения.

О. Серафим (Роуз) в Ильинском скиту. Ноубл Ридж, Платина, монастырь Прп. Германа Аляскинского. На заднем плане — вершина горы Прп. Германа
О. Серафим (Роуз) в Ильинском скиту. Ноубл Ридж, Платина, монастырь Прп. Германа Аляскинского. На заднем плане — вершина горы Прп. Германа
Отец Серафим отошел ко Господу 2 сентября 1982 года – 30 лет назад. Чтя память отца Серафима, мы обратились к пастырям с просьбой рассказать о том, что значит для них встреча с трудами и личностью отца Серафима.

Протоиерей Владимир Вигилянский:

– Книги отца Серафима (Роуза) сыграли очень важную роль в период моего воцерковления. Когда я в начале 1980-х годов прочитал в самиздате «Православие и религия будущего» и «Знамения последних времен», я был потрясен его умением связывать и вставлять в христианский контекст разрозненные и разноплановые явления современности. Он научил меня тому, что история человечества, да и сама жизнь любого человека, наполнены смыслами. Отец Серафим остался уникальным образцом миссионера, в котором сочетались мощный ум и аскетизм, способность говорить с читателями на их языке и горячая вера. Путь к Православию у него был тернист, но своим опытом личного интеллектуального и сердечного выбора он привел и будет еще приводить в Церковь множество людей.

***

Протоиерей Андрей Ткачев:

– Имя этого человека и информация о нем вошли в мою жизнь в то время, когда песня «Гуд бай, Америка, о-о-о» была свежим хитом. Тайно воспитанные на любви к стране «запретных плодов» и ее культуре, многие из нас действительно смотрели на Америку как на страну, «где я не буду никогда» и где, как «в Греции – все есть», но вот Православия, наверно, нет и не будет. У себя на родине в эти годы целые поколения открывали для себя православную веру, как некую Атлантиду, и с большим удивлением узнавали о том, что подобные открытия совершаются в других странах людьми других культур. В том числе и в Штатах.

Отец Серафим очень близок мне как человек, бескомпромиссно ищущий Истину. Он тот, кто готов на любой физический и интеллектуальный труд, лишь бы добраться до цели. Это качество – всегда редкое. А во времена духовного расслабления, когда самые крепкие души походят часом на дважды сваренную капусту, и подавно. «Если истина у китайцев, я выучу их язык и прочту их книги, – говорил Юджин. – Если правы индусы, я одолею санскрит и напьюсь из их родников». Так он и поступал, пропуская через себя опыт народов и стран, изучая то главное, что эти народы оставили человечеству.

Подобное поведение, повторюсь, редко в наши дни. Жажда жизни есть не у всех, следовательно, и Источник Жизни ищется не всеми. Люди мыслят, что раз они родились, предположим, в России, то и быть им теперь всю жизнь стихийными христианами по праву родства, как если бы родились они в булочной и радостно всю жизнь были бубликом. Разные веры срастились с этносами и превратились в некие придатки национальных культур. Подобное явление так же опасно для христианской веры, как и разъедающий скепсис. Настоящему же поиску Истины предшествует экзистенциальная тревога, чувство оторванности от источников бытия. И чувство это тем сильнее, чем внешне человек благополучнее.

Был бы Юджин голоден, вся энергия уходила бы на поиск пищи для себя и родни. Был бы он лишен возможности учиться, отдыхать, радоваться и наслаждаться, вся страсть души могла уйти в социальный пафос, в борьбу за справедливость, равенство etc. Но он был сыт, успешен, молод, красив, от современного комфорта не отторгнут. И вместо прожигания жизни и смены удовольствий он стал искать Бога Живого. Все это меня поразило когда-то давно и продолжает поражать, как только я об этом начну задумываться.

О. Серафим (Роуз) во время курса Ново-Валаамской богословской академии. 1980 г.
О. Серафим (Роуз) во время курса Ново-Валаамской богословской академии. 1980 г.
Православие приняло Юджина в одном из незаметных храмов и дало ощущение прихода домой. Это тоже очень важный момент, подаренный опыту многих людей. Вхождение в Землю Обетования должно быть подчеркнуто контрастом с безжизненностью пустыни, остающейся за спиной. Объятия Отца для блудного сына должны быть особенно теплы после жизни среди свиней вдалеке от дома. Нужен контраст, говорящий сердцу: «Ну вот и все. Наконец-то». Этот контраст нужен не только тем, кто родился и живет в неправославной стране. Он нужен всем ищущим Бога и находящим Его после долгих усилий, «хотя Он и недалеко от каждого из нас». (Деян. 17: 27).

«Двери храма словно закрылись за моей спиной», – вспоминал впоследствии отец Серафим. И для того, кто ищет именно Бога и Его благодать, подобное событие происходит без участия сильных посредников, то есть без мощной проповеди, величественной архитектуры, проникающей в душу музыки. Все вокруг может быть очень смиренным и обыденным, но ищущий переживает яркую встречу с Тем, Кто со Своей стороны ищет его тоже. Это – момент обращения.

Пришельцы в Православие из иных культур бывают много ревностнее в вере, нежели традиционные носители Православия. О пришельцах можно сказать, что они «более роялисты, чем король», и стремятся быть «святее папы Римского». Их обращение так же горячо, как и предшествующий поиск. У них нет религиозной привычки, для них все внове и все всерьез. Отсюда стилистическое и эмоциональное несовпадение отца Серафима с традиционными и академическими представителями Православия. Те считают, что он радикален и неумерен, он же склонен видеть в размеренном интеллектуализме профессоров уступку духу времени и отказ от «первой любви» (Откр. 2: 4). Все потом уравнивается и сращивается – отчасти временем, отчасти смертью и посмертной оценкой трудов. Поэтому не стоит ни удивляться, ни страшиться, читая слова отца Серафима о богословии протопресвитера Александра Шмемана или слова митрополита Антония Сурожского о писаниях самого отца Серафима. Все они не враги друг другу и выбирать между ними не стоит. Все находятся в одной Церкви и у одной Чаши, служа Богу, как умеют, как знают, как могут. Труды всех разнообразны, несводимы к общему стилистическому знаменателю и полезны.

Православие должно стать мировой религией в противовес той этнической ограниченности, к которой мы привыкли. Православие по природе наднационально и всемирно. Ему и по факту подобает стать таковым. Если только мы сами войдем и хотящим войти не возбраним вход в Богообщение, то американцы, бразильцы, тайцы, конголезцы… будут входить в Церковь ежедневно. Они будут приносить с собой свои исторические и ментальные особенности, заставляя нас самих пересматривать привычное с точки зрения Вечного. Первыми среди них будут люди, подобные отцу Серафиму (Роузу), то есть интеллектуально одаренные и ненасытные в познании, энергичные и бескомпромиссные, желающие поклоняться Отцу в духе и истине. «Таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4: 23). И нет такого народа, который бы был абсолютно неспособен к такому плодоношению.

Так мы когда-то вместе с именем отца Серафима (Роуза) узнали, что американский народ состоит не только из тех, кто жует жвачку и бессмысленным взглядом смотрит в телевизор (нам ведь именно так думать удобнее), но также из тех, кто ищет Истину и не успокаивается, пока не найдет. За одно это стоит помянуть отца Серафима в молитвах.

***

Иеромонах Симеон (Томачинский):

– В начале 1990-х отец Серафим (Роуз) сыграл большую роль в моем христианском становлении. Мы зачитывались его книгами «Душа после смерти», «Православие и религия будущего», «Божие откровение человеческому сердцу» и другими, но особенное впечатление производила его биография «Не от мира сего», написанная отцом Дамаскином. (Несколько лет назад сильно переработанный вариант этой книги нам посчастливилось издавать уже в Сретенском монастыре.) Урожденный американец, интеллектуал и бунтарь, духовный дайвер, прежде всего среди глубин восточных практик, харизматическая личность – во многом они здорово похожи со Стивом Джобсом. Но Юджин Роуз искал истину, а не экзотики, ему не нужны были слава и успех, он был действительно not of this world. И его приход к Православной Церкви, и особенно к русскому Православию, производил сильнейшее впечатление на нас, молодых русских, только-только обретающих веру отцов.

Иеромонах Серафим (Роуз)
Иеромонах Серафим (Роуз)
Году в 1993-м мне посчастливилось познакомиться с православными американцами, которые знали отца Серафима и продолжали его дело, и даже поработать вместе с ними в Валаамском обществе Америки. Тогда оно располагалось на Погодинской, под гостеприимным кровом владыки Питирима, и я частенько там бывал. Здесь можно было найти книги отца Серафима в оригинале, увидеть, как идет работа над его русскими изданиями, прикоснуться к той миссии, которую начали американские монахи среди дремучих лесов на допотопных печатных станках.

В то время мне довелось редактировать перевод книги отца Серафима (Роуза) о блаженном Августине – в русском варианте она называется «Вкус истинного Православия». (Наверное, это был один из моих первых редакторских опытов.) Меня несказанно обрадовала вдохновенная защита отцом Серафимом блаженного Августина, который был из моих любимых авторов, от нападок «ревностных не по разуму» православных. Я до сих пор считаю эту небольшую брошюру очень важной для правильного восприятия святоотеческих трудов в целом и латинских в частности.

И, конечно, огромное впечатление производил его «православный журнал для панков» «Death to the World». Идея была в том, что христианство, и монашество в особенности, отвечает стремлению «сердитых молодых людей» к нон-конформизму, бунту против фальши и лицемерия. Именно этим опытом мы вдохновлялись, когда обсуждали с Володей Легойдой создание молодежного православного издания. Из этих разговоров потом родились «Фома» и «Татьянин день»…

Одним словом, отец Серафим (Роуз) значит для меня очень много, я всегда поминаю его на службе и прошу его молитв.

1 сентября 2012 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
валера25 октября 2015, 09:00
Спасибо о.Серафиму и всему православию ру.
Екатерина 2 сентября 2015, 03:00
Отец Серафим открыл мне истину Православия, своими книгами. В период, когда я начала воцерковляться, в 26 лет, мне все было непонятно и очень многое в Церкви раздражало. Это было из-за того, что я прошла и через секты индийских "гуру", и Кабаллу, и буддизм, и разные эзотерические влияния, протестантизм, "нью-эйдж" и т.д. и т.п.. Одним словом, нахваталась. Когда после такого "коктейля" человек приходит в Храм, ему кажется, что в Православии много надуманного, и все непонятно. Я читала много авторов, чтобы наконец понять, чем Православие отличается от восточных религий, и мне казалось авторы не схватывали сути религий, или не обьясняли точно. А отец Серафим все описал очень точно, и этим удалил все мои сомнения, успокоил мои мятущиеся ум и сердце. Я зачитывалась эго книгами, которые находила на сайте азбука.ру... Слава Богу, что Господь открыл мне Истину через труды Отца Серафима. Я живу в Америке, и с большой благодарностью отмечаю сегодня 33-летную годовщину упокоения такого дорогого мне отца Серафима Роуза! Молимся за упокоение иеромонаха Серафима, и дай Бог, чтобы и отец Серафим молился за нас на небесах и продолжал спасать нас своими письменными трудами и молитвами!
Михаил15 января 2015, 17:00
Спаси Боже. "Все находятся в одной Церкви и у одной Чаши, служа Богу, как умеют, как знают, как могут." - мне хочется добавит, как кажется для полноты, как способны, а как получиться - на то по воле Божией.
Солнцева Марина17 августа 2014, 19:00
Да, я в свое время (1995-96-е годы, филфак МГУ) тоже вдохновилась книгой "Душа после смерти", а этой весной моя 90-летняя бабушка, впервые начав ходить в церковь и участвовать в таинствах, нашла у меня книгу о. Серафима и так была ею поражена, что, мне кажется, это утвердило ее в вере более нежели др., ею читанное. И Блаж. Августина я люблю))
Николай Черепанов 1 декабря 2013, 19:00
Отца Серафима полюбили.Это подвижник.
r.b.Anna28 сентября 2012, 23:00
Его важной чертой характера было стремление найти Истину в этом мире, и он нашел Иисуса Христа и православие. Я тоже верую, что Господь принял о. Серафима в Свои Небесные Селения. Ибо наш Господь есть Человеколюбeц! P.S.Дай Бог и нам сподобится там быть в свое время...
И. Максим 4 сентября 2012, 20:00
Отец Симеон, спасибо за замечательные слова об отце Серафиме. Кстати, "Вкус православия" до сих пор не читал и ничего не знал о сретенском издании "Not of this world".
елена 4 сентября 2012, 12:00
работаем в америке, ходим в ближайшую церковь, принадлежавшую американскому поместному патриархату, приход на процентов 80 -русскоговорящий (два языка) и остальные американцы (или утратившие язык дети эмигрантов), служба на двух языках. Служат два священника. Один-потомственный из эмигрантов, бежавших от расстрелов, другой -американец (хорошо образованный, ищущий и нашедший) - о.Иоан. Он так хотел большему колличеству прихожан донести сообщение о том, что в воскресный чудесный день когда во всех храмах совершается Божественнвя литургия, мы все, чье сердце согрето и просвещено о.Серафимом(Роузом), можем за литургией сказать: ,,Господи! Прости ему все пригрешения-вольные и невольные, и со святыми упокой...Мне и отец Серафим (покойный) и служащий отец Иоанн кажутся такими русскими(!!!), что на душе нечаянная радость
Елена М 4 сентября 2012, 11:00
Егору (Ваш брат во Христе). Я не совсем поняла с какой целью Вы написали Ваш комментарий? Чтобы указать на то, что до того, как Серафим пришел к христианству он был жутким человеком и, следуя его примеру, теперь все имеют полное право хорошо "оттянуться", а потом о Боге вспомнить? Или для того Вы написали Ваш комментарий, чтобы подчеркнуть, что и приход-то в Христианство его был не столько сознательным, сколь от утомления той жизнью, что он вел, что ему просто надоело и он решил свою жизнь чем-то разнообразить? Или для того написали, чтобы те, кто читают его книги, относились скептически ко всему тому, о чем он в них пишет? Извините, но после всего того, что Вы написали, Ваша последняя фраза о том, что " его изречения ..Никогда не осуждайте других, а рассматривайте себя как самого большого грещника." звучит больше как издевательство, нежели как наставление. Ну, может быть, я Вас не совсем правильно поняла и Вашей целью было нечто другое? Объясните.
Ольга 3 сентября 2012, 23:00
Для меня книги Серафима Роуза: "Христианство и религии будущего", "Душа после смерти" в конце восьмидесятых, начале 90-х годов были настоящим откровением, позволили понять, с кем я и где. Я считаю его своим духовым наставником.
Егор Ваш брат во Христе 3 сентября 2012, 22:00
@Александру Ткачеву - вот Вы пишете что - "Но он был сыт, успешен, молод, красив, от современного комфорта не отторгнут. И вместо прожигания жизни и смены удовольствий он стал искать Бога Живого." Если Вы читали об отце Серафиме на англ языке, вы помните что он изучал мировые религии, особенно буддизм, а также в Сонома колледже в Калифорнии где учился вел перед приходом в христианство очень разгульную жизнь - посещал много вечеринок, пил вино, и даже был гомосексуалистом, жил со своим другом, соседом по комнате. (Это неподтвержденная информация - ред.) Но он пресытился этими сомнительными удовольствиями мира сего и благодаря отцу Иоанну Шанхайскому (Fr John, Wonderworker of Shanghai and St Francisco) из просто layman прихожанина стал активным христианином и затем монахом. На свои и деньги родителей купил землю в Platina, Калифорния и с трудами основал там скит, который стал монастырем St Herman of Alaska Brotherhood. Он написал хорошие глубокие труды особенно про Апокалипсис. Я согласен с ним что враг не по ту сторону океана а враг в нас самих.Отец Серафим первый американский православный святой. И надо хорошо помнить его изречения - Don’t criticize or judge other people—regard everyone else as an angel, justify their mistakes and weaknesses, and condemn only yourself as the worst sinner. This is step one in any kind of spiritual life. Никогда не осуждайте других, а рассматривайте себя как самого большого грещника.
Елена М 3 сентября 2012, 17:00
Да....Приятно было услышать о том, что были люди из Америки, которые несли не только свидетелей иговых. Неприменно постараюсь ознакомиться со всеми работами иеромонаха Серафима.
Людмила 3 сентября 2012, 14:00
Статья очень понравилась. Спасибо. Очень захотелось прочитать книги отца Серафима.
Василий 3 сентября 2012, 12:00
о.Роуз сильно повлиял и на меня. Не без его участия я после 19 лет харизматического нью-пятидесятничества ушел в ортодоксальное христианство. В частности мне стало понятно, что "духовные экстазы", "говорение" языками и т.д. - это не исключително христианские харизматические "дары", а в таком же виде они встречаются и в языческих племенах и в спиритизме/шаманизме у всех народов. То есть "чудеса" такого ранга легко доступны демонами. Интересный разбор и систематизация феномена инопланетян и восточных мистик. Всем будет очень полезно.
Алексей 3 сентября 2012, 04:00
о.Серафим - выдающийся подвижник Церкви!!! всечестные отцы пишут, что его книги повлияли на их воцерковление, на их становление Христианами ещё в начале 90-х, и даже в начале 80-х прошлого века! свидетельствую, что его книги серьезно повлияли на мое воцерковление уже в конце 2000-х века нынешнего! Слава Богу за всё!
Даниил 3 сентября 2012, 00:00
"Вспоминаю в этом отношении реакцию в блоге одного протестанта на выдержки из книги Роуза Душа после смерти. Так вот некоторые фразы Роуза были жестко раскритикованы этим человеком как противоречащие Евангелию... Возвращаясь к самому началу отмечу, что на эти вопросы, IMHO, следует скорее искать ответы у святых отцов древних православных монастырей, чем у Роуза." Виктор С нетерпением ждем Ваших трудов о фундаментальных противоречиях между трудами отца Серафима и древними отцами Церкви. Несомненно, это будет новое, еще никем не сказанное слово. Вероятно, оно придется очень по душе протестантам, измерившим глубину расхождения отца Серафима с Евангелием со святотеческих позиций :).
Даниил 2 сентября 2012, 23:00
Все потом уравнивается и сращивается – отчасти временем, отчасти смертью и посмертной оценкой трудов. Поэтому не стоит ни удивляться, ни страшиться, читая слова отца Серафима о богословии протопресвитера Александра Шмемана или слова митрополита Антония Сурожского о писаниях самого отца Серафима. Очень характерный для сегодняшней всеядности взгляд, где такие разные взгляды уравниваются, да и еще и сращиваются. Гораздо более глубокий анализ этого вопроса, нежели такое арифметическое всесмешение, предложенное отцом Андреем, предложен духовным учеником отца Серафима - отцом Дамаскином. http://www.blagogon.ru/digest/280/
Галина 2 сентября 2012, 13:00
Пример жизненного пути и подвига о. Серафима помогли и помогают мне в самые трудные моменты моей жизни, а его книга "Душа после смерти" укрепляет нас, когда мы провожаем наших дорогих и близких в вечную жизнь. Я верую, что Господь принял о. Серафима в Свои Небесные Селения. Отче Серафиме, моли Бога о нас!
Наталия 2 сентября 2012, 11:00
Потрясающие книги отца Серафима Роуза открыли мне красоту Православия и до сих пор являются самыми любимыми книгами. Склоняю свою голову перед его подвигами, его путем, его горением.
Вася 2 сентября 2012, 10:00
Отче Серафиме, моли Бога о нас... Его книги были одними из первых и сформировали устойчивый иммунитет ко всякой восточной дряни.
АЛЕКСАНДР 2 сентября 2012, 10:00
о. Серафим показал нам как сердце открывается Богу. А что ещё нужно для жизни? Спасибо!
Максим 2 сентября 2012, 07:00
Сегодня во время проповеди на Литургии вспомнили о. Серафима. Я прочёл его труд о жизни после смерти, когда отошла ко Господу моя бабушка. Он помог мне в деле начавшегося воцерковления. Надеюсь, Бог даст, прочесть и другие труды его. Упокой Господи душу раба Твоего иеромонаха Серафима.
Виктор 2 сентября 2012, 00:00
Мне он тоже своими книгами помог отойти от восточных религий в начале 90-х. Упокой Господи с миром раба твоего Серафима.
Сергій 1 сентября 2012, 23:00
Спасибі, добра стаття. Отцю Серафиму ж - вічна пам'ять і царство небесне.
диакон Вячеслав 1 сентября 2012, 23:00
На сайте Соловецкого монастыря опубликована беседа с о. Иоанном Томази, настоятелем храма в честь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в Лос-Анджелесе, который пришел в Православие благодаря знакомству с о. Серафимом и Германом: http://solovki-monastyr.ru/pilgrimage/palomnichestvo-na-ostrova-spaseniya/281/
Виктор 1 сентября 2012, 18:00
Мэйнстрим духовных практик православия - монашество Афона и Печер. Вспоминая Роуза, следует спросить все ли его искания были оправданы с христианской точки зрения? Я имею ввиду упомянутую выше отцом Симеоном характеристику Роуза как духовного дайвера и исследователя иноверческих медитационных практик. Мне кажется, что для христианина (с неповерхностным пониманием своей религии) существование духовного мира является очевидным фактом, как и то, что лезть туда не стоит, поскольку известно, кто является князем этого мира. И не зря в некоторых молитвах из молитвослова мы просим Бога избавить нас от воздушных мытарств. Вспоминаю в этом отношении реакцию в блоге одного протестанта на выдержки из книги Роуза Душа после смерти. Так вот некоторые фразы Роуза были жестко раскритикованы этим человеком как противоречащие Евангелию. Роуз был безусловно искренний, чистый, увлеченный проповедник, человек с глубокой верой в Бога. Но непонятно, насколько губоким было его постижение духовных аспектов христианства и путей человека перед Богом. Возвращаясь к самому началу отмечу, что на эти вопросы, IMHO, следует скорее искать ответы у святых отцов древних православных монастырей, чем у Роуза.
Владимир 1 сентября 2012, 18:00
Так же, как ни одно пророчество не открывается само собою, так и "о. Серафим Роуз" навевает сон, при чтении его трудов. Но и так же мгновенно без усилий читается на одном дыхании единым Духом. Вопрос только в том, если мир злобы по благодати Божией, их же хитросплетениями ведет к жизни вечной и различению добра и зла, то может ли та же благодать Божия изменить зло, даже , если оно обретает личину света. Но никогда в этой личине света нет духовности, только душевность, никогда не будет любви внутренней, только внешняя, никогда не будет смирения и кротости, только буйство, и никогда не будет истинной любви, только радость падению, и в веселии глаголющих. О таких говорил Спаситель : « много говорящих, что мы Иудеи, но сами не таковы, сатанинское сборище». Сегодня труды о. Серафима Роуза, как никогда актуальны, ибо восток своими учениями захватил рынок богатства и славы, обкрадывает не только физически, но и духовно, и это намного страшнее видимых врагов, которые не обладают знаниями, а лишь являются их рабами бессознательно.
Людмила 1 сентября 2012, 16:00
Спасибо.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке