Пророк Захария и праведная Елисавета (+Аудио)

Память 5 / 18 сентября

Пророк Захария и праведная Елисавета Пророк Захария и праведная Елисавета
    


СкачатьMP3
(MP3 файл. Продолжительность 4:05 мин. Размер 3 Mb) Читает иеромонах Клеопа (Данелян)

Святой Захария был священником из чреды Авиевой[1] и жил в Иерусалиме с женой Елисаветой из рода Ааронова. Оба они были праведны и соблюдали заповеди Господни беспорочно, но были бездетны и достигли уже преклонного возраста.

Однажды, когда Захария служил пред Богом и вошел в святилище для каждения, ему явился архангел Гавриил, стоя по правую руку от кадильного алтаря. Сияя Божественным светом, архангел возвестил старцу, что Бог услышал их с Елисаветой молитвы и в старости им будет даровано рождение сына, которому нарекут имя Иоанн. Божий посланник добавил: «Он… Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним… дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1: 15–17). Захария был изумлен и не решался верить словам архангела. В наказание тот поразил его немотой до времени рождения Предтечи, чтобы научить не сомневаться в Божественных обетованиях, неподвластных законам природы.

В день рождения сына Захария на дощечке написал имя, которое следовало ему дать: Иоанн. После этого дар речи вернулся к нему и, исполненный Духа Святого, он стал пророчествовать: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего…» (Лк. 1: 76–78).

По преданию, после Рождества Христова Захария не страшился открыто свидетельствовать о девстве Марии, велев Ей стоять в Храме там, где обычно стояли девы. Этим он показывал, что Она поистине есть Матерь Божия. По этой причине Захария навлек на себя ненависть евреев.

Когда же царь Ирод узнал о рождении Царя Иудейского, он усмотрел в этом угрозу своей земной власти и приказал солдатам избить всех младенцев в Вифлееме. Тогда Захария спрятал Иоанна, которому было шесть месяцев[2], и мать его Елисавету в пещере по ту сторону Иордана. Евреи воспользовались этим случаем, чтобы выдать Захарию Ироду, который приказал преследовать его вплоть до святилища.

Захария был убит на том месте, где он велел стоять Богородице, свидетельствуя о Ее девстве. Кровь его залила внутреннее помещение святилища, взывая о злодеянии пред Господом. Священники взяли тело Захарии и похоронили рядом с его предками.

С этого времени в Иерусалимском Храме стали происходить чудеса и знамения, предвещавшие близкое упразднение обрядов и Закона. Священникам больше не являлись посланные Богом ангелы, у них был отнят дар пророчества. Они не могли больше ни давать предсказания, ни разъяснять народу трудные места Священного Писания, как они это делали раньше [3] .

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви»;, вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

18 сентября 2012 г.

[1] Чреда Авиева была восьмой из двадцати четырех, на которые были разделены священники из рода Аарона (см.: 1 Пар. 24: 10). Каждая чреда служила в Храме в течение одной недели. В книге Исход (30: 7–8) сказано, что первосвященник должен совершать каждение ежедневно во время жертвоприношения утром и вечером; но со временем укоренился обычай поручать каждение простым священникам. Видимо, по этой причине церковное Предание считает, что Захария был первосвященником, потомком Авиафара, и что событие, описанное евангелистом Лукой (см.: 1: 8–22), произошло в день очищения, когда первосвященник входил во Святая Святых (ср.: Лев. 16). Алтарь для каждения находился внутри святилища, куда могли входить только священники.

[2] По другим источникам, когда родился Спаситель, святому Иоанну Предтече было два с половиной года.

[3] Этот рассказ о смерти Захарии в том виде, в каком его передают синаксари, основан на апокрифической традиции и свидетельствах некоторых отцов Церкви. Он позволяет сближать отца Иоанна Предтечи с Захарией, сыном Варахии, убитым «между храмом и жертвенником», которого Христос вспоминает вместе с Авелем как пример невинных жертв неблагодарности народа (см.: Мф. 23: 35). Однако более вероятно, что здесь Христос имеет в виду Захарию, сына священника Иодая, которого по приказанию Иоаса, царя Иудеи (804–788 до Р. Х.), побили камнями во дворе Храма за то, что он обличал грехи народа (см.: 2 Пар. 24: 20–22).

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
юлия23 сентября 2015, 14:00
Святой Захария отправился в Иерусалим один, т.к. пришла его череда служить в храме, а Елисавета с младенцем остались дома. Были предупреждены об опасности и бежали в гористую пустыню, где скрывались от воинов Ирода. А под евреями автор подразумевал фарисеев, именно они возненавидели Захарию.
Виталий Лозинский19 сентября 2015, 07:00
Захария не мог жить в Иерусалиме. По простой логике, если Ирод приказал убить всех детей до 2-х лет в г. Назарете, а Захария прятал своего сына - Иоанна Предтечу и жену Елизавету от убийства, то он жил в Назарете, а не в Иерусалиме. Иначе зачем же ему было прятать Предтечу, жившему в Иерусалиме, если опасность угрожала только детям, жившим в г. Назарете? От Назарета до Иерусалима три дня пути, однако, это по Библии. И Богородица жила в Назарете и Христос был рожден по дороге из Назарета в Иерусалим в окрестностях г. Вифлеема, а зарегистрирован по адресу в г. Назарете, где они и жили до достижения Христом возраста двух лет. Когда св. Мария пришла в гости к своей сестре Елисавете (беременной Предтечей), то ребенок во чреве взбрыкнул, Мария тоже уже была беременной Христом. Следовательно Предтеча мог быть старше Христа на полгода. Предтеча не мог быть старше Христа на 2,5 года, поскольку Христу было уже два года, когда Ирод приказал убить всех детей до двух лет, (тогда получается, что Предтече было 4,5 года), а Захария прятал 4,5 лет Предтечу от убийства - не вяжется, - четырех лет ребенок сильно отличается от двух-летнего. Отсюда следует, что Предтече было около 2,5 лет. И потом были в храмах регстрационные книги, где было ясно и четко написано, кто когда родился и сколько кому было лет. Эти книги и пользовали солдаты Ирода, чтобы определить кого им убивать, а кого нет.
Виталий Лозинский19 сентября 2015, 06:00
Непонятно, о чем автор хотел сказать в этих вырванных из контекста графах. Почему же Захария должен был страшиться свидетельствовать девство Марии? Ее девство было подтверждено во время ее беременности, целой группой священников и свидетелей, по прибытию Иосефа с сезонных работ, путем прохождения целого ритуала проверок. Когда автор говорит, что евреи возненавидели Захария, это что означает, что Захария был не евреем? Как же он служил в "еврейском" храме? И откуда евреи могли знать что твориться в "нееврейском храме", если таковой был?
Elvira Kirillova18 сентября 2015, 23:00
век живи век учись, спасибо батюшка
Елена18 сентября 2015, 13:00
По другим источникам, когда Ирод узнал от волхвов о рождении Спасителя, Иисусу Христу было около двух лет, соответственно и св. Иоанну Предтече около двух с половиной. Звезда появилась когда родился Спаситель, но путь в Вифлеем занял определенное время. Разница в возрасте не может превышать 6 мес. (см. Евангелие от Луки 1 гл.).
Клавдия Орлова18 сентября 2012, 22:00
Спасибо,о.Клеопа ! Выздоравливайте !
Лена18 сентября 2012, 19:00
Спасибо за ваше служение.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке