Когда работа над эпизодом закончилась, все вновь заговорили, забегали, засуетились — съемочная группа перемещалась к новому объекту — трактиру, где съемка серии «Думай, о чем просишь» продолжилась.
У трактира разыгрывалась сцена с воровством колбасы. Актеры репетировали, операторская группа выбирала наиболее удачные точки для съемки… Осветители, декораторы, звукорежиссеры, гримеры… В общем, все были заняты своим делом, и когда организационно-технические моменты были улажены, тот же громкий женский голос вновь заставил всех замолчать.
Вот так мы с инокиней Еленой и оказались в эпицентре съемок уже полюбившейся киноленты «Притчи», над которой работает Студия во имя святого Иоанна Воина.
События в новых сериях развиваются в XIX веке. Одну из главных ролей — барина — сыграл Лев Дуров, народный артист СССР, интервью с которым в скором времени читайте на нашем сайте.
В других ролях задействованы белорусские актеры из столичных и областных театров. Во время перерывов удалось с некоторыми побеседовать.
Николай Кучиц: В «Притчах» у меня не роль, не эпизод, а рисуночек такой: я навеселе выхожу из трактира, и цыган ворует у меня колбасу. Что Бог дал, то и сыграл. Сверхзадачи большой здесь не было. На съемках Студии во имя святого Иоанна Воина впервые. Атмосфера здесь хорошая. Я это почувствовал сразу, когда на кастинг пришел. Обычно на съемках кино крики, нецензурщина, так называемый киношный «английский». А здесь — хорошо и спокойно.
Яркой получилась зарисовка и у Ангелины Пташук (дочь известного белорусского режиссера Михаила Пташука). Героиня, которую она играет, — обычная сельская женщина, немножко скандальная, но добрая. По сценарию она поймала вора колбасы на месте преступления.
Ангелина
Пташук: Для меня это большая радость —
сотрудничать со Свято-Елисаветинским монастырем. Об
этом я мечтала давно. Я слушала ваши замечательные
диски, смотрела фильмы. И вот сейчас Господь сподобил
сотрудничать с матушкой Иоанной. С большим трепетом я
отношусь к этой работе и понимаю, насколько она
ответственна. То, что делает Студия во имя святого
Иоанна Воина, необходимо людям, как воздух. Я
побывала не на одной съемочной площадке и могу
сказать, что здесь атмосфера очень хорошая —
благодать!
Главный герой серии-притчи «Думай, о чем просишь» — цыган. Он обращается с молитвой к Святителю Николаю Чудотворцу и просит помочь украсть барскую лошадь. Но делает он это не со зла. Дочь цыганского барона поставила перед ним такое условие: «Если хочешь быть со мной, тебе нужен конь». Это-то и толкает главного героя на воровство.
Роль цыгана досталась актеру Минского Театра-студии киноактера Григорию Соловьеву, который сказал: "Я считаю, что у нас обычный коллектив — хороший и сплоченный, только вот режиссер — монахиня — это необычно. А так никаких отличий между работой на монастырской киностудии и работой на другой студии я не вижу".
Удалось поговорить и с матушкой Иоанной, которая, понятное дело, была очень занята, но нашла несколько минут, чтобы рассказать читателям сайта о новых притчах.
Монахиня
Иоанна (Орлова): Первый рассказ — о
том, как Николай Чудотворец проучил конокрада. Вторая
история — о том, как маленький мальчик в семье
оказался мудрее своих родителей. И третья серия
— о человеке, который допустил много ошибок в
своей жизни и, встретив сына, пытается изменить его
судьбу, помочь избежать проблем. Все три притчи
— о прощении и о покаянии.
Известно, что на первые и вторые «Притчи» расходовался собственный бюджет. С третьими по-другому?
Да, в этом году Министерство культуры объявило конкурс между негосударственными студиями на финансирование кинопроектов. Мы поучаствовали в этом конкурсе, и нам выделили средства. Слава Богу, что все так управилось.
Над третьим циклом «Притч» работала оператор из Москвы Любовь Князева. Первый свой фильм «Рыжая и снег» она сняла в 2007 году, затем были киноленты «Здравница» (2008), «Я и другие» (2010), «Ангел» (2011). Работает в таких жанрах, как драма, документальный фильм, короткометражка.
Любовь Князева: Я закончила кинооператорский факультет ВГИК в 2009 году. В Минск меня позвала матушка Иоанна — снимать с ней «Притчи». Работается интересно, здесь очень много задач, которые я выполняю впервые, и мне, как оператору, очень интересно их воплощать, потому что каждая съемка дает что-то новое, и я здесь стараюсь применить тот опыт, который у меня есть. Я считаю, что матушка Иоанна по сути своей уникальна тем, что она и монахиня, и режиссер. Есть некоторые моменты, которые мной непросто переживаются, но я для себя это воспринимаю тоже как опыт, как процесс обогащения.
Конечно, трудиться тяжело, особенно если это для Бога, но ведь трудиться нужно. Так мы приносим пользу в первую очередь себе, бросая в свою же копилку вечности крупицы земных добродетелей. Высшая степень служения Богу — все делать бескорыстно. Но на земле это непросто: нужно что-то покушать, одеть, решить массу бытовых проблем… Мирские заботы, суета, спешка… Хорошо, если у человека получается хоть иногда остановиться и подумать, проанализировать свою жизнь. И такая возможность у некоторых была на съемочной площадке «Притч-3». Об этом нам сказала директор площадки Жаннетта Беляева. Она много работает на коммерческих сериалах, которые сейчас снимаются в Беларуси.
С чего началась Ваша работа в монастыре?
Мне сказали забыть «английский язык», тот, на котором мы — киношники — разговариваем. Ну, сами понимаете, какой английский, когда одним словом можно сказать все. А тут мне надо было текст продумывать, чтобы люди что-то поняли. Поначалу это занимало много времени, но сейчас вот научилась. А еще проблема, с которой я столкнулась здесь, — это необходимость работы с людьми, которые слабо знают кинопроизводство. Конечно, хотелось бы, чтобы все понимали и знали свою работу, чтобы не было задержек по съемкам, чтобы получался хороший продукт. А так если кто-то что-то свое не сделал, то это будет видно, и любой зритель поймет, тем более о кино столько рассказывается. Вот для меня это единственная проблема. А так мне здесь интересно.
Монастырь снимает кино… Для чего все это делается? Для кого?..
Кто-то сейчас скажет: «Ну, чтобы заработать денег»; кто-то посчитает, что так рекламируется деятельность студии и удовлетворяются чьи-то амбиции; некоторые подумают: «Для просвещения нас, грешных»… Но мне кажется, что в первую очередь это кино снимается для тех, кто снимает и снимается, кто монтирует, озвучивает, оформляет… Ведь это необычные съемки, они дают человеку возможность прикоснуться к евангельским истинам, понять, что главная цель нашей жизни — найти Бога и прийти к Нему. И если работа… любая работа… не дает этого, то она бессмысленна.
А ведь хочется жить со смыслом. Правда?