Деревни Татарстана заселяют мигранты-фундаменталисты: новая Кондопога?

На фоне теракта, осуществленного ваххабитами в Казани 19 июля 2012 года, в ходе которого был ранен муфтий Ильдус Фаизов, а его заместителя, известного татарского богослова Валиуллу Якупова, приверженца традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба, расстреляли в подъезде собственного дома, в Татарстане ведется странная миграционная политика, в ходе которой последователи «чистого» ислама заселяют уже даже деревни этого региона Среднего Поволжья. Это может привести к конфликту мигрантов как с русскими, так и с татарами, примером которого может быть новейшая история села Шумково Рыбно-Слободского района Татарстана, в которой побывала полевая экспедиция Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований.

Шахеретдин -- двоежёнец, причём одна жена русская, она живёт в Екатеринбурге вместе с дочерью.
Шахеретдин -- двоежёнец, причём одна жена русская, она живёт в Екатеринбурге вместе с дочерью.
Исторически Шумково было русской деревней. Его летопись начинается с 1790 года, когда по приказу Екатерины II для заселения пустующих земель оно было основано. Жители села были государственными крестьянами, многие из которых сумели выбиться в купеческое сословие. В 1874-1880 годах в селе была построена церковь Вознесения. В начале ХХ века в деревне было 700 дворов. На сегодняшний день в селе проживает 320 человек, из которых около 100 прописанных таджиков.

В советское время в ней стали селиться татары, что не вызывало напряженности. Однако в последнее время традиционный этнический состав в селе стал стремительно меняться. Наряду с русским и татарским населением в 2000-е годы шло активное заселение деревни приезжим таджикским населением. Информация о том, что происходит процесс активной миграции религиозно мотивированного населения из Центральной Азии и Северного Кавказа поступала неоднократно из разных районов Татарстана (в городах это заметнее). С целью проверить ее была осуществлена поездка в село Шумково, ситуация в котором, видимо, уже накалена до предела, в результате чего можно ожидать повторения «синдрома Кондопоги» в этой русской деревне. В самом Рыбно-Слободском районе еще имеется такая же картина в деревнях Хутор и Качкалак. Ситуация, аналогичная той, что в селе Шумково, имеется и в других районах Татарстана с заметным присутствием кавказского и среднеазиатского населения.

О неблагополучной социальной обстановке на селе можно понять при въезде в него. Разрушенные здания коровников, заросшие бурьяном, тому наглядное свидетельство. Если в 2006 году, как сообщала еще год назад региональная аграрная газета «Земля-землица» было три магазина (райповский и два частных), то сейчас только один. Однако общероссийский экономический кризис на селе, создающий бедствие для жителей деревень, в Шумково омрачается еще и этнорелигиозной ситуацией.

По словам местных жителей, таджики стали селиться в деревне компактно с 2004 года. Вначале дом в деревне был куплен одним из них. Он перевез свою многодетную семью. Затем дома стали покупать другие таджики, которые переезжали со своими нередко и полигамными семьями.

Со стороны таджикского населения с нами согласился поговорить 42-летний Шахеретдин, приехавший в Россию в 1995 году. После долгих разъездов по стране (у него есть вторая русская жена и дочь в Екатеринбурге) он поселился в Шумково, приобрел дом, перевез первую жену и своих детей из Таджикистана, некоторые из которых уже родились здесь. Поглаживая густую бороду, он рассказал нам, что один его сын учится в исламском университете Аль-Азхар в Египте, причем очень хорошо относится к правящим там теперь исламистам, другой – в одном из казанских медресе. Остальные дети пока маленькие. Сам Шахеретдин с его слов работает в Казани строителем, однако местные жители сомневаются в честном труде своих новых незваных односельчан, намекая на их сомнительные доходы, связанные с наркоторговлей. Однако больше всего беспокоит жителей другое: они опасаются ваххабитской экспансии в деревне.

«Мы хотим построить свою мечеть, но жители против, хотя мы были бы рады, если бы они тоже там молились бы», — сетует Шахеретдин, намекая на то, что местное население сплошь пьющее, хотя пьяных в селе мы не увидели.

Идем по незаасфальтированному селу. Проходим мимо одного из домов, в котором живет таджикская семья. Увидевшая нас женщина, тут же забежала в дом. Мимо на велосипедах ездят таджикские дети. Как выяснилось, в Шумковской школе только один ребенок из местных жителей, все остальные – таджикские. Встречаем двух русских женщин. Разговорились. «Они тут хотят построить свою мечеть, не только мы, но и татары против». «Почему так?», — спрашиваем. «Татары говорят: мечети в соседних татарских деревнях есть, мы туда ездим все обряды совершать, а с таджиками молиться мы не хотим, ислам у них другой, не наш», — отвечают женщины, добавляя, что таджики далеко не миролюбивы: постоянно ходят по деревне, ведут исламскую агитацию, не только татар, но и русских жителей призывают перейти в ислам, причем в такую разновидность, от которой татары открещиваются. Пропаганда нетрадиционного для татар ислама ведется регулярно, что явно раздражает жителей.

Председатель Шумковского сельсовета Габдельбар Закиров сообщил, что проживают все таджики законно и все имеют на это разрешения. Сельский чиновник признал, что проблема этнорелигиозных взаимоотношений существует, причем уже даже имели место потасовки, однако призвал ситуацию не драматизировать. «Да, местные жители против их мечети, но мы ведем согласования», — признается Закиров, не желая углубляться в детали.

Директор строящейся в Шумково домостроительной мини-фабрики Мурат Галимзянов был более откровенен: «Татары, живущие в деревне, тоже против мигрантов, потому что у них совершенно другой, нетрадиционный ислам, не тот, что у нас в Татарстане». Местный предприниматель признал, что «мигранты действуют хитро: там, где встречают решительный отпор установлению ими своих порядков, они отступают, там, где отпора нет, они наглеют». Среди таких примеров он отметил вопрос по строительству мечети: здесь местные жители все объединились в решительном протесте, включая и татар, которые признают село как русское, а для совершения обрядов отправляются в соседние татарские деревни. И строительство мечети пока заморожено. А вот в вопросе хаотичной пастьбы баранов, здесь мигранты наглее: «Их скотина зачастую гуляет без присмотра, забегает в огороды, поедая посаженные овощи, а если и смотрят за ней, то поручают это малолетним детям, которые направляют пастись ее и, соответственно, гадить прямо на деревенское православное кладбище или в церковь, но ведь ребенка не накажешь, а взрослые таджики прикрываются своими детьми».

Завуч Шумковской школы Надежда Кондратьева, сейчас пенсионерка, бежала, чтобы нас догнать, узнав от соседей о нашем приезде. «Вы не представляете, что тут творится!», — запыхавшись, говорит нам женщина. По словам педагога, в деревне живет 7 очень больших таджикских семей, среди которых есть и полигамные, однако количество прописанных достигает сотни человек, многие из которых не живут в самом селе. «Ходят мужчины у них в коротких штанах, бороды по три пальца длиной, но после теракта в Казани стали мимикрировать в одежде, носить длинные штаны как все», — отмечает Надежда Кондратьева, которая, оказывается, активный пользователь Интернета, откуда многое стало узнавать о нетрадиционных для Татарстана формах зарубежного ислама и замечать это у новых своих соседей по селу. Школьная учительница рассказала, что в деревенской школе учится один местный ребенок и все остальные дети мигрантов: «Уж не знаю, на каком языке с ними разговаривают учителя». Как выяснилось, таджики вначале хотели здание почты, которое является купеческим особняком начала ХХ века, превратить в свою мечеть. Однако когда против этого выступили жители, мигранты решили построить с нуля свое молельное заведение. «Вот они расчистили место под мечеть, — показывает Кондратьева участок, подготовленный под строительство, — но мы, жители села, устроили сельский сход, где все выступили против этого единогласно, включая и татар, которые заявили, что в ваххабитскую мечеть ходить не будут».

Жители показывают дом, как они назвали его, таджикского имама. «Он 12 лет жил в Северном Вазиристане (Пакистан), вот сейчас сюда приехал проповедовать», — рассказали нам в сельском магазине. Дома хозяина не оказалось, выглянули его малолетние дети, одного из которых зовут Завахири. Сосед имама Павел вместе с женой сообщают, что к нему часто приезжают таджики на машинах: «Иногда приедет 20 машин сразу, они там молятся».

Мы прошли к старой заброшенной церкви Вознесения, которое стоит одиноко от села. Храм был осквернен в 1930-е годы. По словам жителей, иногда православная молодежь приезжает туда на субботники, убирает храм от навоза, оставленного баранами. Кто-то пустил слух, что якобы Казанская митрополия планирует у села построить монастырь и восстановит храм. Насколько это так, пока неизвестно.

Непонятно, чем руководствуются светские власти и на уровне Рыбно-Слободского района, и на уровне Татарстана, если позволяют осуществлять заселение деревень людьми, учившимися или воевавшимигде-то на Большом Ближнем Востоке. Мы все считали, что колонизация иноэтничным и инорелигиозным населением России идет на границах с Китаем, но оказывается это проходит уже в самом сердце страны – в Поволжье. Очевидно, что если даже татарское население отмечает, что ислам у приезжих нетрадиционный для России, то стоит ли тогда позволять компактному проживанию его носителей. Ссылки «на вечно пьющих» русских и отошедших от якобы «чистого» ислама татар ведутся обычно разными московскими шейхами, у которых работали в помощниках террористы типа Саида Бурятского, и исламисткими информационными ресурсами в интернете. Тот факт, что наряду с трудовой миграцией проникает и исламский фундаментализм уже давно подмечен экспертами. Странно, что местные надзорные органы даже не интересуется деятельностью проживающих в деревнях Татарстана религиозно мотивированных мигрантов. Это сознательно так делается, что дают добро на проживание«трудолюбивым и непьющим единоверцам», которые непонятно при этом где работают и откуда имеют такие доходы, или же по преступной глупости? А ведь подрастает второе поколение мигрантов, которое уже родилось в России, но совершенно не разделяющих ее культурных и цивилизационных ценностей. Не получим ли мы аналог Франции или Германии, где европейцы, руководствуясь беспощадной толерантностью и идеями мультикультурализма, бояться теперь зайти в некоторые кварталы собственных городов даже днем?

Перед отъездом к нам подошла одна местная жительница. На вопрос «Как Вам живется?» она ответила: «Мне страшно это говорить, но лучше бы они жили бы у себя на родине. И нам бы было от этого спокойно». Нам ничего не осталось как только пожелать ей смелости, сил и надежды. «Надежда и духовная сила у нас появится только тогда, когда здесь восстановят православный храм», — посмотрев в сторону заброшенной церкви Вознесения, простая русская женщина перекрестилась.

Р.Р. Сулейманов,

руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Георгий24 сентября 2012, 14:23
Вместе со всеми переживаю, о том, что творится в Росси, но страшно не то, что Россию заселяют другие народы, с другой верой, страшно наше маловерие, мы готовы пожаловаться, кому угодно на свою судьбу, оправдываем свои грехи, особенно пьянство и блуд, но не обращаемся за помощью к Богу, а если и обращаемся, то совершаем еще больший грех, не веря в то, что господь непременно поможет. Что может ожидать, то селение, где стоит разрушенный и оскверненный храм? Кто его может восстановить? Только мы! И если мы усилимся в вере своей, то и другие народы будут принимать Христа и относиться с уважением к народу с такой сильной верой. Вся история Руси и России только и говорит об этом. Пришли монголы на Русь и растворились на Руси, пришли Поляки в Россию и были побеждены народом, в полной мере уповающим на Бога. Поэтому давайте не уповать на судьбу, а восстановим всем миром Храм в этом селе, будем бороться, со своими страстями уповая на Бога и молиться о спасении всех людей, в том числе и о таджиках проживающих на территории данного села.
В дополнение хотелось бы рассказать об одной семье, где отец верил в бога, но жил не по Евангелию, и не борясь со страстями, сын его, глядя на неправедную жизнь отца, принял Ислам, тогда отец не отчаялся, а всем сердцем обратился к господу и господь услышал молитвы несчастного, раскаявшегося в своих грехах отца, сын его вернулся к Христу, благодаря Господа и отца за смирение и молитву.
С Богом все просто и легко.
Вячеслав24 сентября 2012, 11:50
Рожать конечно надо но это вторично. Первое вера-православная, отказ от идолов-гламурной жизни для себя в своих удовольствиях. Как при СССР культ человека труда должен быть у нас идеал-торговец,модель, риэлтер. Делать деньги из воздуха ничего не делая или как можно меньше делая.
Хорошо патриарх сказал надо верить и трудиться. Трудиться тоже в чем русский человек-ученый военный инженер рабочий, крестьянин, не торговец. Культ и уважение к таким специальностям честному труду.
http-observer24 сентября 2012, 11:41
Мэр Казани, Ильсур Метшин: «На стройках Казани не хватает рабочих рук»

13 июля 2010


В Казани образовался дефицит рабочих строительных специальностей, особенно на объектах, возводимых по программе социальной ипотеки. Город вынужден привлекать специалистов из других регионов.

Эту информацию, сообщает официальный портал мэрии, озвучил сегодня Ильсур Метшин во время рабочего объезда города. "Объекты Универсиады, дорожное строительство, метро, рекордное количество жилья по социальной ипотеке… нам уже не хватает рабочих рук. Скажем, каменщиков мы собрали со всего Поволжья", – сказал мэр Казани. Однако это ситуацию не спасло – рабочих рук все равно недостаточно.

В этом году в Казани планируется сдать только жилья более 400 тыс. кв. метров.
Павлу23 сентября 2012, 23:54
Павлу:
преступление вот так призывать "рожайте". Кто Вы такой, святой отец или батюшка??? И, кроме того, что за отношение к детям как к биомассе??
Петр Давыдов23 сентября 2012, 20:09
Если не ошибаюсь, патриарху сербскому Павлу принадлежат слова: "Если сербская женщина делает семь абортов, то албанка рожает семерых детей - так мы потеряли Косово". Эти же слова, по-моему, на 100% соответствуют российской действительности. Мы получаем по заслугам. Дай Бог, проснемся - и мужики перестанут быть "мущинками", и женщины вспомнят о семье.
александр23 сентября 2012, 14:49
неужели не понятно, что сливают Россию, а?? какая халатносьь? это план таков. рассусоливайте дальше :-)
Людмила22 сентября 2012, 19:17

"... Так было и с иеромонахом Николаем. Через несколько лет после начала его служения первый японец, Таума Савабэ, принимает святое Крещение. Примечательно не только то, что этот японец был жрецом — служителем синтоистского культа. Бывший самурай Савабэ приходит к отцу Николаю с вполне определенной целью — убить его. Убить, так как считает, что иностранцы должны быть выдворены из страны и что чужая религия — то, что в первую очередь может разрушить дух японской нации. «Справедливо ли осуждать то, чего не знаешь?» — спрашивает иеромонах Николай, и Савабэ соглашается послушать рассказ русского священника о православной вере. Евангельская история продолжает развиваться — Савл становится Павлом...

А еще иеромонах Николай самостоятельно изучает японский язык и японскую культуру. Чтобы проповедовать, чтобы «научить народ», надо его знать, чувствовать и любить. Надо говорить с ним на одном языке.

ПУТЬ САМУРАЯ, ИЛИ ПОЧЕМУ В ЯПОНИИ ДУМАЕШЬ О ЕВАНГЕЛИИ
Владимир Легойда
21 сентября 2012 г.
Павел22 сентября 2012, 18:42
Эх, люди православные, рожайте больше детей, помогайте друг-другу, иначе в своей же стране нас будут изгонять, бить и вытеснять. Воспитывайте войнов из мальчиков, а девочек воспитывайте так, чтобы не становились подстилками Шахретдинов всяких.

Господи, спаси и сохрани.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×