Святой русский богатырь

В этом он похож на преподобного Серафима Саровского. Как известно, отец Серафим был наделен недюжинной физической силой и сиял удивительным дружелюбием, братолюбием и добротой в самом возвышенном смысле этого слова. Преподобный Силуан Афонский тоже был человеком богатырской силы и богатырской доброты. Не хочется двух святых сравнивать, вымерять одного другим. И еще: не будем их представлять героями мифов и былин, о которых с исторической точки зрения известно слишком мало достоверного. Они были реальными людьми, окружающие сохранили благодарную память о них, любовь к ним. Она передается и нам, мы тоже общаемся с этими подвижниками. Хотя один жил в девятнадцатом веке, другой – в двадцатом, а мы – в двадцать первом. Время не властно над истинной любовью к Богу и любовью к людям.

Однажды меня спросили: «Остались ли о старце Силуане воспоминания помимо тех, которые написал архимандрит Софроний (Сахаров)?» От неожиданной постановки вопроса я на секунду замялся, потом смущенно произнес: «Есть воспоминания нескольких человек, например, святителя Николая Сербского1. Правда, все эти воспоминания, вместе взятые, поместятся на нескольких страницах». Что же мы имеем в итоге? Главным образом архив и воспоминания архимандрита Софрония – целую книгу, знаменитую «Старец Силуан Афонский». Воспоминания о преподобном Силуане и рассказанное самим Силуаном составили первую часть этой книги.           

Трудно переоценить сделанное архимандритом Софронием. Через пятьдесят лет после блаженной кончины старца Силуана он был причислен к лику святых, православная Церковь познакомилась с монашеским подвигом старца Силуана и признала его благодатным. В его подвиге любви Церковь увидела усердное молитвенное предстояние перед Богом о людях. Святой Силуан просит Христа о всех нас, и мы просим старца, чтобы он не переставал. Нам нужны его молитвы о всех народах земли, о всем Адаме.

Поначалу у отца Софрония было намерение издать писания старца Силуана, и только. Он привез их с Афона во Францию и дал посмотреть замечательному нашему богослову-догматисту Владимиру Николаевичу Лосскому. К сожалению, Лосский не оценил по достоинству эти писания. Он дал такой ответ: «Знаете, отец Софроний, я не вижу в этих записках ничего особенного, никакого догматического особого видения, которое было бы достойно особого богословского внимания»2. Конечно, Лосского можно понять. Если сравнивать писания Силуана и, например, боговидение у Отцов-каппадокийцев, о котором великолепно рассуждал Лосский, – ощутима немалая интеллектуальная дистанция. Однако «дистанции духовной» – нет, ведь и то, и другое родилось из высокого опыта общения с Единым Богом.

По реакции Лосского, очень значительного богослова, знатока святоотеческих творений отец Софроний понял, что писания Силуана необходимо предварить вводной частью. Нужно подготовить читателя к восприятию слов Силуана. Вот он вводную часть и составил, помимо этого дописал и заключительную часть книги – размышления о православном подвижничестве. Помимо рукописей Силуана, в книгу вошло изложение и достаточно подробное объяснение его духовного пути. Все вместе получилось основательно и жизненно. В результате вышла своего рода энциклопедия монашеской духовности на конкретном примере старца Силуана.

* * *

Как нам увидеть путь преподобного Силуана во всем его величии? Святость Силуана смиренна, не рекламирует себя. Архимандрит Софроний признавал, что прожил на Афоне несколько лет, совершенно не замечая, что в одном с ним монастыре несет свой христианский самоотверженный подвиг старец Силуан. Преподобный Силуан не был духовником, священником, о его поразительной опытности мало догадывались окружающие его монахи. С советами к людям он не приставал, свои аскетические труды не демонстрировал. Епископ Афанасий (Евтич) поделился, как на Афоне он заговорил с пожилым монахом, который помнил Силуана. Владыка попросил рассказать о святом Силуане, монах опешил: «Силуан, какой он святой? Я с ним чай пил!» Вот тоже воспоминание о Силуане...

Может быть, и Софроний прошел бы мимо Силуана, но получилось все иначе. Силуан сам вызвал его на разговор, повод был серьезный. Одному брату, который боролся с помыслами уныния и пришел к Софронию, тот ненавязчиво посоветовал, как можно «стоять на грани отчаяния». Брат обратился за разъяснениями совета к Силуану. Вот тогда старец и заметил Софронию, что совет его в принципе верный, только совет превышает меру этого монаха, и потому в данном случае неподходящий. Так духовная нужда вывела на откровенную беседу Софрония и Силуана.

После беседы начал постигать Софроний, какое чудо Божие – Силуан. Семь лет он общался со старцем, стал его учеником и сотаинником. Ему старец Силуан поведал откровение, которое он получил от Самого Христа: «Держи свой ум во аде и не отчаивайся». Великое откровение в простых и неисчерпаемых по сути словах. Новое откровение о том, что было всегда известно православным подвижникам: спасение совершается между страхом и надеждой. Откровение о том, что такое надежда на Бога и отчаяние, о том, как вести невидимую брань.

На Святой Горе Софроний встретил Силуана. Человек высокой культуры, интеллектуал, встретил простого крестьянина. И выяснил, что духовный опыт крестьянина так содержателен и высок, что всю свою жизнь интеллектуал вдумывался в него, жил им и ощущал превосходство этого опыта и неземную мудрость его.

Преподобному Силуану и отцу Софронию промыслительно «повезло» друг с другом. Исключительно «повезло» Софронию, что он увидел великого Силуана, перенял у него многое. «Повезло» и Силуану, что у него был такой восприимчивый, целеустремленный и благодарный ученик. Бережно относился отец Софроний к памяти своего старца. Отец Софроний не заслонил собой фигуру старца Силуана, не вложил в его уста свои оригинальные идеи. Не выдумал остросюжетную биографию уже почившего афонского старца, восполняя скудные сведения о нем плодами буйного воображения. Он просто поделился с людьми той реальной радостью, которую переживал, общаясь с преподобным Силуаном. Поделился ощущением простоты и мудрости старца Силуана, – одновременно простоты и мудрости.

Очень много значит свидетельство Софрония. Слава Богу, он издал книгу о Силуане Афонском.

Напоследок приведу еще один отзыв о том, что дает людям знакомство со святым Силуаном. Один глубоко церковный человек сказал: «Я читаю преподобного Симеона Нового Богослова, и душа моя скорбит, как далеко я от настоящей христианской жизни. Когда читаю старца Силуана, то душа моя утешается о Господе, радуется о Том, Который любит и меня, грешного». Это не значит, конечно, что преподобный Симеон чем-то хуже преподобного Силуана. Это значит, что писания преподобного Силуана оказывают на душу явное утешительное действие, даже когда он много пишет о покаянном сокрушении сердца, о печали по Богу.

Писания старца Силуана – это живые слова духовных утешений. Как они нужны нам!  

      


1   С воспоминаниями святителя Николая Сербского можно познакомиться в интернете, см.: http://silouan.narod.ru/svidet11.htm

2   http://www.pravmir.ru/ob-otce-sofronii-saxarove-i-monastyre-v-grafstve-esseks-chast-1/

Диакон Павел Сержантов

24 сентября 2012 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Наталья 1 октября 2012, 10:00
Здравствуйте, Иван! Если вы сравнивали Осипова с собой, то Алексей Ильич Осипов заслуженно представился вам одним из самых глубоких, образованных и мудрых христиан сегодняшнего времени. Сравним Осипова с о. Софронием: Осипов знает Священное Писание и Святых Отцов по русским и славняским переводам , о. Софроний - по оригиналам и переводам, потому что он так любил Откровение и святоотеческое учение, что не поленился выучить язык первоисточника. Отдельные греческие слова на лекциях Осипова мелькают, они взяты им из переводной литературы, то есть из вторых рук, Осипов плохо учил греческий в семинарии и академии. Прибавим к этому, что Софроний владел европейскими языками, общался с великими богословами В.Лосским и о. Г.Флоровским, обсуждал с ними свои тексты. Для патрологии и богословия знание языков очень важно, это рабочий инструмент, которым Осипов не владеет. Осипов не является одним из самых образованных христиан. В одной с Осиповым академии преподает проф. Сидоров - значительно более глубокий, образованный и мудрый христианин, чем Алексей Ильич, не в обиду Осипову и вам будь сказано.
Иван30 сентября 2012, 23:00
Здравствуйте, НАТАЛЬЯ! Алексей Ильич Осипов - один из самых глубоких, образованных и мудрых христиан сегодняшнего времени. При этом большое преувеличение говорить, что кто-то его абсолютизирует. Просто отдаем ему должное.
Наталья30 сентября 2012, 22:00
Здравствуйте, Павел Барбашов, пожалуйста, не абсолютизируйте профессора Осипова, его лекции не Священное Писание. Алексей Ильич интресно и доступно рассказывает, порой помимо православного учения о Боге и пути к Нему высказывает и собственные мнения по отдельным вопросам: учение о Евхаристии, о духовности схиархимандрита Софрония. Личные мнения Осипова далеко не всегда бесспорны. Короткие комментарии о. Никона к книге "Старец Силуан" опубликовал Осипов, а не игумен Никон. Я знакома с аргументами Осипова против духовности о. Софрония, они неубедительны.Человек, "насквозь пропитанный прелестью", не смог бы узнать в о. Силуане настоящего духоносного старца, не смог бы изложить его житие и опыт так, что Православная Церковь его приняла как святого преподобного отца нашего Силуана Афонского.
Павел Барбашов30 сентября 2012, 18:00
Здравствуйте, уважаемый автор и читатели. На сайте профессора А.И. Осипова (http://aosipov.ru/texts/ - в конце книги "Как жить сегодня?" Сборник содержит письма игумена Никона (Воробьева; 1894—1963) - подвижника XX века, исповедника веры Христовой, известного духовника. Его наставления основаны на святоотеческом наследии и подкреплены собственным опытом духовного делания.) есть коментарии по поводу духовного опыта самого Софрония. И в самих лекциях Осипов негативно отзывается о духовности Сафрония, уподобляя его литературно-духовные высказывания католическим авторам. Насквозь пропитанными прелестью. Замечу, что речь идет не о второй части книги "писания старца Силуана".
Елена27 сентября 2012, 14:00
В 90-х годах мне было совсем худо. Я лежала скованная, как парализованная, не могла заботиться о малых детках, которые только-что пошли в школу. И вот тогда я сердцем воскликнула: "Господи, почему со мной это твориться, почему со мной не так, как у людей!.. может, мне житие старцев почитать?",- и сама удивилась тому, что сказала. Я услышала ответ, голос звучал серьезно и беспристрастно, на всю вселенную: "Силуана и Афанасия Афонских". Я воскликнула: "Господи, имена какие, я и не запомню",- тот же голос-требование ответил: "А ты запомни". Помню, было и страшно и весело одновременно: я же сама обратилась, откуда бы еще я получила бы ответ или совет? Кое-как сползла с лежанки и записала, рассказала знакомой. Через год мне принесли книгу о Силуане. Откровение в ней не меньше, чем от услышанного голоса, но радость надежды и Божьей любви и заботы живит и укрепляет. Спасибо огромное за статью о Силуане.
Никита26 сентября 2012, 12:00
Всех благ! Мало кто знает, но преемственность продолжается. Ученик Софрония Сахарова сейчас живет на Валааме и это настоящий светоч православия. Имя ему Серафим, схиигумен скита всех святых.Во многом его опыт и возрождает на Валааме подвижничество. Скит аскетичен - ночные службы, трапеза раз в день, но утешение от бесед которые оп после обеда преподает братии превышает все эти неудовольства плоти. Его беседы можно найти в интернете в аудио-формате
Кафолик25 сентября 2012, 00:00
Прп. Силуан - духовный гений,показавший нам настоящую христианскую духовность,изложив ее на языке нашего пытливого времени. Показал пример дерзновенной защиты вероучения и неисчерпаемых возможностей духовной мудрости.
Таня24 сентября 2012, 23:00
Книга о Старце Силуане-настольная...спасибо, из статьи узнала новые интересные факты о написании книги.
николай24 сентября 2012, 21:00
писания старца Силуана Антонова - это добротолюбие ХХ века.
Наталия24 сентября 2012, 19:00
Здравствуйте о Господе о.Диакон!Очень хорошая у вас статья о св.Силуане,мною очень любимом.Прочитала в день его памяти.Уже много лет назад книга о нем и его писания повлияли и на мой духовный путь.По прошествии же времени,видно,что трудно и мне вместить то простое и ясное,о чем св.Силуан писал.Вы своим вниманием к этому чудному святому доставили радость.Пишу,обращаясь непосредственно к о.Диакону,но благодарю,конечно же редакцию,предоставившую эту статью.Спаси всех ГОСПОДЬ
Наталья24 сентября 2012, 18:00
Спасибо!
Олег24 сентября 2012, 14:00
Спвси Господи! Читал и я эту книгу(по предпоследнему абзацу от Павла Сержантова) именно о таком утешительном вдохновении от Силуана, по его опыту Боговедения.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке