Храм в память о Чернобыльской катастрофе

Святыни Белой Руси

История Белоруссии как независимого государства начинается с 1991 года, когда был провозглашен ее суверенитет после распада СССР. Старый мир был разрушен, а новый только-только начинал созидаться. Так совпало, и вряд ли это было случайностью, что именно в 1991 году было начато строительство храмового комплекса в память жертв Чернобыльской катастрофы.

Церковь и собор.
Церковь и собор.
Еще лежали в руинах многие храмы, еще только предстояло восстанавливать утраченное за годы атеизма и безверия, но в 1991 году в Белоруссии уже задумали возвести совершенно новый уникальный центр Православия и собор, который по замыслу должен был стать вторым кафедральным храмом Минска.

Это был очень важный и символичный шаг, показывающий, что Православие не только восстанавливает утраченное, но и идет вперед, оставаясь современным и близким ментальности белорусов вероисповеданием.

Минск к концу прошлого столетия очень вырос – всего за полвека его население увеличилось практически в пять раз. Двухмиллионная белорусская столица испытывала острый дефицит православных культовых сооружений. Однако очень важно было построить такой комплекс, который служил бы белорусам утешением в той огромной беде, которая накрыла республику после аварии на Чернобыльской АЭС. Ведь на юго-востоке Белоруссии было отселено множество деревень, люди покидали веками освоенные территории, могилы своих предков. А сколько их уходило из жизни, тяжело болело! Ликвидаторы – те, кто в самые трудные дни боролся с радиационной угрозой, – не щадя жизни и здоровья противостояли неожиданно пришедшему на белорусскую землю злу. Для многих Церковь в это непростое время стала утешением и надеждой. Ликвидаторы переезжали в Минск, на минских кладбищах появлялись их могилы, люди шли в церкви и ставили там поминальные свечи.

И нет ничего удивительного в том, что начало строительства храмового комплекса в память о жертвах Чернобыльской катастрофы в Минске, на улице Притыцкого, стало важным событием для всей Белоруссии.

Архитектурно храмовый комплекс во многом повторяет древнейший в Белоруссии Спасо-Евфросиниевский монастырь, считающийся со времен древнерусского Полоцкого княжества историческим и духовным центром Православия на белорусских землях. И это должно было свидетельствовать об исторической и духовной преемственности, о неразрывной связи веков. Минск, столица современной Белоруссии, словно бы принимал духовную эстафету у стольного древнего Полоцка, как в свое время сам Полоцк перенес на эти земли духовные и архитектурные традиции Византии и Киева, когда был возведен полоцкий Софийский собор.

Макет собора.
Макет собора.
И уже построенная церковь во имя преподобной Евфросинии Полоцкой, и пока еще не завершенный (осталось выполнить внешнюю и внутреннюю отделку) собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» выполнены в византийском стиле (современные искусствоведы именуют его псевдовизантийским, чтобы отличать от византийского исторического), увенчаны полусферическими куполами, хорошо знакомыми нам по константинопольскому Софийскому собору и древним церквям Герции, Сербии и Болгарии. Правда, заметны и отличия: в обоих минских храмах окна и проемы – удлиненной формы, словно вытянутые вверх бойницы. Такое архитектурное решение делает храмы в большей степени устремленными ввысь, вертикально ориентированными. Видимо, само время вносит коррективы в храмовую архитектуру. И это особенно важно в больших городах, где огромные здания обступают церкви и соборы со всех сторон, и храмы зрительно теряются в городских джунглях. Удлиннение окон и проемов, особенно на барабанах под куполами, позволяет зрительно увеличить высоту храмов.

Построенная церковь Евфросинии Полоцкой своими пропорциями напоминает древнюю полоцкую Евфросиниевскую церковь, особенно если сравнивать не с тем, как она выглядит сейчас, а с тем, какой она была во времена Полоцкого княжества. А стоящий рядом собор иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» повторяет своими очертаниями полоцкий Кресто-Воздвиженский собор. Вот только окна полоцких храмов имеют заметно меньшую высоту, чем их современные реплики в Минске.

И старые храмы в Полоцке, и новые в Минске располагаются поблизости, создавая в обоих случаях единый ансамбль. Сходство храмового комплекса с монастырем усиливает и брама-звонница, ведущая на его территорию.

Безусловно, новый храмовый комплекс не является точным повторением или копией древнего монастыря. Да такая задача и не стояла перед современными архитекторами, однако им важно было подчеркнуть уже во внешних формах эту неразрывность традиции, духовную связь поколений, чтимую всем белорусским народом.

Чин освящения закладного камня будущего собора в честь иконы «Всех скорбящих Радость» – центра храмового комплекса – был совершен 26 апреля 1991 года. На этот торжественный акт к месту постройки храма была доставлена икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Икона вместе с другими богослужебными предметами и старинными церковными книгами могла быть вывезена из Белоруссии, но бдительные таможенники не дали этому случиться. Главным спасителем реликвии стал белорусский КГБ, который проследил за похитителями иконы и вовремя пресек попытку ее вывоза. Ведомство, которое ранее занималось гонениями на православных, выступило защитником Церкви, ознаменовав этим наступление новых времен.

В основание собора заложили капсулу в память о жертвах трагедии на Чернобыльской АЭС. И в будущем храме ежедневно станут поминать всех, кто пострадал от аварии в Чернобыле.

После освящения закладного камня выступил ныне уже покойный известный белорусский писатель Иван Шамякин, который передал на строительство храма 25 тысяч рублей от белорусского отделения Фонда мира. К слову, средства на строительство поступали и от других организаций, и от предприятий (очень помог завод крупнопанельного домостроения № 2), и от приходов (так, значительная сумма была передана от минского кафедрального собора), и от простых людей: жертвовали, кто сколько мог. Многие пожертвования остались безымянными.

Строительство еще только начиналось, богослужения велись под открытым небом (чуть позже военные пожертвуют палатку, в которой и будут вестись службы), а при новообразованном приходе осенью 1991 года уже открывался воскресный церковный класс в средней школе № 125. За короткое время в нем набралось более 200 слушателей. Была начата и реализация других социальных и общественных проектов. Это особенность Скорбященского прихода – тесная связь с обществом, с людьми, широкое поле деятельности.

Панорама храмового комплекса.
Панорама храмового комплекса.
Службы в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» – самом большом православном храме белорусской столицы и одном из самых грандиозных во всей Белоруссии – пока не идут: строительство еще не завершено. Но уже возносятся молитвы в другой церкви храмового комплекса – в крестильной церкви во имя Евфросинии Полоцкой. Ее строительство было завершено в 1995 году. Это был первый православный храм, построенный в Минске с 1914 года, – прошло восемь десятилетий беспамятства. Традиции храмового зодчества были утрачены, и многие методы и технологии пришлось возрождать почти с нуля. Были сложности с изготовлением смальты, мозаики, красок из природных материалов, которые традиционно используются в храмовом строительстве и при отделке внутренних пространств церкви. Но все трудности удалось преодолеть, и новая церковь – первая ласточка православного строительства нашего времени – стала настоящим украшением Минска. Первую литургию в новой церкви 23 июня 1995 году совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который тогда посетил Белоруссию.

Опыт, полученный при возведении церкви Евфросинии Полоцкой очень пригодился и при строительстве собора иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

В храмовый комплекс входят и другие сооружения: часовня во имя святого Гавриила Белостоцкого, уже упоминавшаяся брама-звонница, а также целый ряда зданий и помещений, в которых разместились иконописные мастерские, богадельня, музей жертв Чернобыльской аварии, церковная гостиница, мемориальный комплекс-погост, библиотека, трапезная для малоимущих, учебный корпус и мастерские для людей, имеющих особенности психофизического развития и ту или иную степень инвалидности. То есть это самый настоящий духовный православный центр, поэтому неслучайно и сам Скорбященский приход имеет статус Центра духовного просвещения и социального служения Белорусского Экзархата.

О некоторых направлениях деятельности этого центра стоит сказать немного подробнее.

Церковь.
Церковь.
Успешно работают иконописцы, которые передают свой опыт молодым ученикам. Сегодня во всех епархиях Белорусского Экзархата РПЦ есть свои мастера-иконописцы. Традиция древнерусской иконы в Белоруссии получила свою вторую жизнь и бережно сохраняется с упором на следование классическим канонам иконописного мастерства. Восстановление иконописных традиций – вполне естественный процесс. С возрождением Православия растет и число возрожденных и заново построенных храмов, что подталкивает и развитие иконописи, а также звонарного искусства, церковного пения, богословия, являющихся неотъемлемой частью церковной жизни.

В храмовом комплексе работает школа звонарей Минского епархиального училища. Колокольный звон – один из символов и Православия, и всего русского дореволюционного образа жизни. Во многих литературных произведениях и мемуарах мы найдем свидетельства того, какое значение в русской жизни до 1917 года играли храмовые колокола и их мелодичные и торжественные звуки. Звонарные традиции, заботливо хранимые в немногих остававшихся в советское время действующими храмах и обителях, сейчас повсеместно возрождаются. Школа звонарей храмового комплекса подготовила почти сотню мастеров, которые радуют своим искусством людей во всех епархиях Белорусского Экзархата. Ее ученики стали лауреатами престижных международных конкурсов в Москве, Кишиневе, Минске, Полоцке, Свияжске, Ярославле и многих других городах. Само обучение проводится на девяти колоколах производства предприятия «Отменное литье» в самой школе, а затем уже и на настоящих звонницах. Проводятся и фестивали колокольного звона.

В храмовом комплексе ведется и чрезвычайно важная работа с людьми, имеющими особенности психофизического развития. Когда-то я, работая в 1990-е годы в составе психолого-медико-педагогической комиссии, участвовал в определении будущей судьбы детей, у которых выявлялись подобные нарушения. Комиссия устанавливала вид нарушения и определяла дальнейшую программу обучения детей как с различными нарушениями интеллекта, так и тех, у кого были проблемы с опорно-двигательным аппаратом, зрением или слухом. После определения диагноза такие дети отрывались от семьи и направлялись в специализированные школы-интернаты, где им давали то образование, которое они были в состоянии освоить, учили их жизни в обществе. Домой такие дети могли попасть только во время каникул или уже после окончания школы-интерната. Все это вечно сопровождалось страданиями, слезами и горечью расставания и лично на меня производило каждый раз чрезвычайно тягостное впечатление: я всегда представлял, каково было бы мне и моему сыну, если бы нас так насильно разлучили. Помню, как-то в одну из командировок на село, увидев, что приходской священник привел своего ребенка на комиссию (уже и не помню, мальчика или девочку), я, сразу определив, что ребенок проблемный и наверняка его заберут из семьи, в нарушение всех инструкций отвел священника в сторону и посоветовал ему скорее уйти. За это меня могли запросто уволить с работы, но повторись та ситуация – я бы поступил так же. Не знаю, как сложилась судьба того священника и его дитя – возможно, ребенка забрали в интернат через год, когда приехала очередная комиссия, а может, они так и жили вместе. Но то, что ситуация с такими детьми ненормальная, мне было вполне очевидно.

Строящийся собор и церковь.
Строящийся собор и церковь.
На эту проблему обратили внимание в Скорбященском приходе. В 2002 году при финансовой поддержке Федерального правительства Германии и в сотрудничестве с немецким городом Билефельдом удалось начать работу курса профессиональной реабилитации молодых людей с умственными и физическими ограничениями. Хочу заметить, что такие люди, несмотря на их «странность» и «особенность», часто бывают добры и прилежны, отзывчивы к чужому горю. Задача курсов состоит в том, чтобы, не разрывая связей этих людей со своими близкими, дать им посильное образование и те трудовые и социальные навыки, которые могут пригодиться им в жизни. Конечно, и среди них встречаются и более прилежные ученики, и те, кто чаще проявляет лень. Но для того и существует коллектив профессионалов, чтобы развить у своих учеников усидчивость, научить их достигать задуманного, сформировать желание выполнять свою работу хорошо, следить за чистотой рабочего места и собственной безопасностью при работе. В мастерских обучают навыкам работы швей, столяров, операторов компьютерной техники – всему тому, что может пригодиться в жизни и позволит собственным трудом зарабатывать на хлеб.

Но куда важнее и другое – здесь эти люди вовлекаются в православную жизнь. Находят участие и сопереживание. По собственному опыту знаю, как это важно. Потому что такие люди, если только не слишком сильно нарушен их интеллект (а это бывает редко), прекрасно понимают свое положение и страдают от этого. Участие же в жизни Церкви в буквальном смысле врачует их страдающие души.

Опыт подобной работы стоило бы распространить и на другие приходы. Сейчас в Белоруссии отказываются от интернатов: сироты направляются в небольшие детские дома семейного типа, приемные семьи, а вот дети с особенностями в развитии чаще всего остаются в своих же школах и классах на так называемом «интегрированном» обучении. Да, теперь решается проблема разлуки с близкими, но дети с особенностями в развитии не получают тех навыков, которые они ранее получали в интернатах. И как раз Скорбященский приход показывает, как может успешно на деле решаться эта проблема.

В храмовом комплексе действует и диаконическая служба сестричества милосердия преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. Сестры ухаживают за тяжелыми больными, лежачими или же малоподвижными, в основном за теми, о ком некому заботиться, у кого по разным причинам или нет родственников, или потеряны с ними всяческие связи, и люди оказались оставленными на произвол судьбы.

Ворота-колокольня.
Ворота-колокольня.
Сегодня продолжает активно развиваться и воскресная школа, которая является самой большой в городе. В ней обучается около семи сотен человек, из которых примерно 250 – взрослые. В школе изучают закон Божий, церковное пение, Священное Писание, литургику, историю Православной Церкви, нравственное богословие, рисование, церковнославянский язык. При школе действует и класс хорового пения, а в летний период работает оздоровительный лагерь.

Церковному пению вообще уделяется большое внимание. При воскресной школе есть детский хор. Дети не только осваивают искусство церковного пения, они имеют возможность и паломничать по святым местам. Так, воспитанники побывали в Москве в храме Христа Спасителя, в Успенской Псково-Печерской обители, Успенском Жировичском монастыре, Троице-Сергиевой лавре, на святой горе Афон и святых Метеорах, в монастырях и древних храмах Греции, Румынии, Болгарии, Италии, на святой горе Грабарка и в Благовещенском Супрасльском монастыре; приезжали в Никольский храм Белостока в Польше, где у мощей младенца-мученика Гавриила дети пели литургию и молебен с акафистом.

Активно действует и молодежное Братство имени священномученика Владимира (Хираско).

Обо всем рассказать просто невозможно. Желающие могут более подробно познакомиться с деятельностью и историей храмового комплекса на его сайте.

Храмовый комплекс в память жертв Чернобыльской катастрофы, сохраняя историческую и духовную преемственность, являет собой пример того, как Православие может активно действовать в современных условиях, помогая гражданскому обществу и взаимодействуя с ним, становясь его духовной опорой и неотъемлемой частью. А после окончания строительства собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» храмовый комплекс обретет наконец свою целостность и законченность, хотя уже и сейчас он стал одной из архитектурных жемчужин двухмиллионного Минска – молодой и динамично развивающейся столицы Белоруссии.

Иван Стрельцов

17 октября 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Жировичи – православная жемчужина Белой Руси Жировичи – православная жемчужина Белой Руси
Святыни Белой Руси
Жировичи – православная жемчужина Белой Руси Жировичи – православная жемчужина Белой Руси
Святыни Белой Руси
Иван Стрельцов
Жировичский монастырь, основанный там, где пастухам явился образ Божией Матери, вот уже более пяти веков хранит эту святыню, вопреки всем историческим коллизиям, выпавшим на его долю. Светоч Православия, он долгое время был в униатском плену, выстоял в годы хрущевских гонений – и сегодня в обители вновь возносятся православные молитвы.
Крест преподобной Евфросинии Полоцкой Крест преподобной Евфросинии Полоцкой
Святыни Белой Руси
Иван Стрельцов
История креста, изготовленного по просьбе преподобной Евфросинии Полоцкой для ее обители, драматична. Крест долгое время хранился в Смоленске, потом в Москве, был возвращен Иваном Грозным в Полоцк. Во время Великой Отечественной войны эта одна из самых известных святынь Белой Руси пропала.
Марков монастырь Марков монастырь
Святыни Белой Руси
Иван Стрельцов
В 1633 году Лев Огинский и его супруга София начали строительство новой деревянной Троицкой церкви и монашеских келий. А еще через пять лет Огинский купил расположенные неподалеку поместья Марково и Шидловщина и передал их в дар монастырю. Православный монастырь, вопреки католической и униатской экспансии в белорусских землях, постепенно становился на ноги.
«Мы все проходим испытание Чернобылем» «Мы все проходим испытание Чернобылем»
Василий Анисимов
В Украине у большинства жителей свой Чернобыль, как у каждого 70 лет назад началась своя война. Кого каким образом задело. 170 тысяч людей из зоны обязательного отселения лишились родины, 2,5 тысяч городов и сел в разной степени попали под радиоактивное загрязнение, более полумиллиона человек занимались ликвидацией последствий аварии в зоне. Так что у каждого свое измерение трагедии. Хотя многое понимается и в сравнении.
Гродно: Восточное Христианство на западной границе Гродно: Восточное Христианство на западной границе
Валерия Посашко
Гродно: Восточное Христианство на западной границе Гродно: Восточное Христианство на западной границе
Валерия Посашко
Сюда стекаются жаждущие кипучей деятельности выпускники семинарий, здесь на улице звучит польская речь, напротив кафедрального собора стоит лютеранская кирха, настоятель которой — женщина-священнослужитель; православные ездят на экскурсии по дотам на велосипедах, епископ 10 лет живет в здании мединститута, экологический отдел — рядовое подразделение Церкви; семинарского бухгалтера поздравляют с днем Ангела в неделю мытаря и фарисея, епархиальную газету делает математик-программист, а молодоженов запрещено венчать без нескольких бесед со священником
Комментарии
м. софия18 октября 2012, 12:45
я рада за белоруссов
Александра17 октября 2012, 17:09
И в правду, люди там работающие на благо близких очень много делают для того, чтобы наша тяжелая жизнь была светлей и радостней! Спасибо им огромное! Благодарю Вас за статью!
Алена17 октября 2012, 10:29
Иван, огромное СпасиБо за статью. Я прихожанка этого храма, дети учатся в воскресной школе. Такого количества причащающихся детей я, мягко говоря, мало где встречала. А еще в приходе ведется работа с заключенными, с силовыми структурами, с казаками, с детьми-сиротами, летний детский лагерь на берегу Немана и много-много другого. Автор прав - всего не объять в одной статье.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×