Самое страшное и самое тяжелое

В нашем мире — испорченном грехом, глубоко несовершенном — немало есть страшного и тяжелого. Но, без сомнения, самое страшное — это бояться. А самое тяжелое — жалеть себя.

Человек боится многого. В том числе и того, что еще не случилось, но должно. Или — теоретически может. Или — с кем-то бывало. Этот страх изводит, мучает душу, опустошает ее. И главное — изобличает в полном отсутствии доверия Богу. Более того — утверждает в этом недоверии. И, может быть, ничего подобного с человеком не произойдет, а он уже весь извелся, уже «пережил» все, и нервные клетки безвозвратно потерял, и волосы седые приобрел. А может, и наоборот. «Чего страшится нечестивый, то и постигнет его»,— утверждает мудрый Приточник (Притч. 10, 24). А в народе об этом же чуть иначе говорят: «Страх беду притягивает».

Какой смысл бояться, когда нужно просто готовиться — к тем испытаниям, которые могут нас встретить, к тем скорбям, которым, возможно, суждено нас постигнуть, к тем опасностям, которыми полна жизнь? Никакого. Страх тут отнюдь не помощник, а только помеха.

Равно помеха он и тогда, когда случилось что-то, страха на самом деле достойное. Потому что парализует он волю и помрачает рассудок, когда они особенно нужны: первая — сильная, второй — ясный и трезвый. В ситуациях чрезвычайных не до страха должно быть — собраться надо, к Богу ум возвести, прося помощи и вразумления, и делать, чего обстоятельства потребуют, без смятения и дрожи. Только так и можно выйти из воды сухим, не иначе. Паника же по действию своему убийственна. Ведь не просто так паникеров на войне расстреливали — источник угрозы таким образом устраняли. По отношению к самому паникеру жестоко, конечно. А вот по отношению к прочим — гуманно.

Даже если находится человек перед лицом неминуемой смерти — и тогда что проку в страхе? Он тогда как нож, который тебе вонзили в сердце, а ты в него вцепился и повернуть пытаешься, еще глубже его в себя погружая. Я помню, уже давно мне попались как-то снятые чеченскими боевиками кадры, на которых они казнили русских солдат — просто перерезали горло, как мясники. Нет — не просто, а со смехом и шутками. И один за другом наши ребята принимали смерть — молча, без звука, без стона даже. Только один вдруг отдался до конца ужасу происходящего и закричал: «Да вы что?! Вы же не всерьез, правда? Ну скажите, что не всерьез!». Его тоже убили, но с особым цинизмом и особой жестокостью… Кто посмеет его осудить? Никто, наверное. Особенно из тех, кто смерти в глаза смотрел. Но вот только…. Только когда он впустил в себя это разлагающее душу чувство, отдался ему до конца, оно одно уничтожило его еще раньше, чем коснулся горла нож, удесятерило его страдания.

Излишен и вреден страх и после пережитого — страх как воспоминание, как постоянный возврат к тому, что надо было бы оставить позади и забыть. А скольких он убивает: превращает в неврастеников, лишает сна, доводит до инфаркта?

Страх, с которым человек не борется, которому он отдается, превращает его в жертву, а с этим ощущением трудно, почти невозможно жить. И умирать — тоже трудно, даже еще трудней. Поэтому я и говорю, что самое страшное — бояться.

А жалость к себе… Как бы ни было тяжело, пока мы держимся, не поддаемся малодушию и унынию, мы словно крепость — осажденная, но не взятая неприятелем. Но стоит начать себя жалеть, и пали главные ворота, и город наполнился врагами. То же самое ощущение — ты жертва. Тебе плохо, хуже всех, к тебе несправедлив и более того — враждебен целый мир, никто не понимает и не любит тебя, никто не сострадает. Все ужасно. Что там говорит преподобный Исаак о необходимости вспоминать, находясь в искушении, тех, кому еще хуже? Да нет никого, кому было бы хуже. Может, у них, у этих людей, и обстоятельства более трудные, и болезни не в пример тяжелее, и враги пострашней моих, но мука-то душевная моя куда сильней. А главное — это же внутренние страдания…

Жалость к себе лишает сил, лишает способности здравого рассуждения, словно в западне удерживает человека. И так же, как и страх, соделывает чуждым Богу. Потому что и она — то же недоверие к Творцу, доходящее подчас до ропота на Него.

Но вот вопрос: можно ли не бояться, когда страшно? И можно ли не жалеть себя, когда трудно? Можно на самом деле. И не только совершенный человек, не только святой на это способен.

Просто когда происходит что-то, по-настоящему страшное, вспомни, какое страдание и какой вред причинишь себе, страху поддавшись, и… пожалей себя — не бойся.

А когда случается что-то по-настоящему трудное, драматичное, задумайся о том, как тяжело себя жалеть, и… испугайся этой жалости, прогони ее.

А еще лучше — учись чувствовать себя всегда — как и есть — в руках любящего, милосердного, все знающего и все могущего Бога. И места ни для страха, ни для саможаления в сердце не найдется. Потому что полно оно будет — надеждой.

Игумен Нектарий (Морозов)

18 октября 2012 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Агония одиночества. Пневматология страха. Ч. I Агония одиночества. Пневматология страха. Ч. I
Архиепископ Иоанн (Шаховской)
Cтрах — агония человечества... Трудно до конца ее понять и совсем нельзя вылечить. Ее можно только исцелить небом или заглушить землею, затормошить суетою, прикрыть заботами; отвлечь только себя можно от этой муки различными стремлениями, планами, надеждами, краткими радостями земли или иной ее болью.
Меня одолевает страх и отчаяние. Как мне обрести спокойствие и гармонию? Меня одолевает страх и отчаяние. Как мне обрести спокойствие и гармонию?
священник Афанасий Гумеров
Я верующая и крещеная с 10 лет. Сейчас мне исполнилось 23. Мне стало страшно жить, я боюсь состариться и умереть, потерять своих близких. Меня одолевает страх и отчаяние - зачем Господь дал мне жизнь? для какой цели я родилась, и не быстро ли летит время? Как мне обрести спокойствие и гармонию? Я совсем измучалась. Помогите. Елена
Комментарии
Георгийй10 апреля 2016, 11:00
Спасибо за слова и направления ,спасибо.
Елена 26 августа 2015, 08:00
Спасибо, о.Нектарий. Статья очень хорошая. Откликается.
Катерина10 декабря 2014, 11:00
Как же трудно искоренить в себе чувство этого самого страха, особенно, когда оно подкрепляется каждодневно, и причина его никуда не исчезает, а следует за тобой повсюду. Наверное только смирением и упованием на Бога, а не на самого себя, ничтожного и бессильного, можно по крупицам пытаться искоренить страх из своей души. Действительно, мы сами себя убиваем, а не наши обидчики и скорби, которых мы страшимся... Спаси Господи!
LILIA15 октября 2013, 15:00
GOSPODI ISBAV MENIA OT STRAXA,OSVOBODI..AMIN
Николай10 октября 2013, 10:00
Александру, Сергееву сыну: А кто дал вам право уравнивать крестоносцев и фашистов? Цель крестоносцев была помощь угнетаемым и порабощенным единоверцам от иноземцев и захватчиков. (Почитайте что делали на завоеванных землях завоеватели. Да что далеко ходить посмотрите что они делают сейчас с христианами в Сирии...) Уж как это было реализовано, это уже другой вопрос. Толстой с его теорий - еретик, а выбор православного человека "Противостояние злу силой" (Ильин)
Николай10 октября 2013, 09:00
Татьяна (Сирия), держитесь братья и сестры наши во Христе! Господи, спаси и помилуй люди твоя!
Наталья10 февраля 2013, 23:00
Храни вас Господь, отец Нектарий. Часто нахожу ответы на жизненные вопросы на православных сайтах, вот и ваша статья, как елей на душу. И именно сегодня, когда пришлось встретиться со своим прошлым грехом. Меня преследует человек с которым я изменила мужу. Хоть этой истории уже 17 лет как прошло, а сегодня от страха, аж глаз задергался. Молилась и уповала на Господа. Да избавит меня от этого греха. Ангела Хранителя всем. Не грешите, очень страшно с этим жить. Простите меня.
Нина 9 января 2013, 18:00
Это и про меня тоже.... Помилуй нас ГОСПОДИ!
Нина26 декабря 2012, 19:00
Спаси Господи, отец Нектарий! У меня страх в душе остался еще с младенчества. Покойный отец пил ,скандалил,бил маму. Поэтому я долго не выходила замуж,слава Богу,попался непьющий муж. Но где бы я не жила,всегда меня преследуюют пьющие мужчины. У сестры тоже муж пил,дрался. Переживала. Теперь вот сосед,мучаемся в коммуналке уже семь лет. Сразу я еще противилась страху,теперь силы иссякают. Вымоталась морально.Получается,страх мой уже от нервной системы ослабленной. Или слабая вера в нашего Небесного Отца.
Владимир10 ноября 2012, 12:00
Страх человеческий страшен, поедает плоть и ведет к смерти. Смирение в падении, как и стоять у порога смерти, и, - есть возвышение, тогда Ад бессилен. Страх Господень чист, Суды Его – истина и правда, очищенная ни золотом , ни серебром, но в огне несгораемого «золота». Им и утверждаемся, Им и охраняемся. И никогда познавший имя Его не отлучается, ибо ни сегодня очищен Царем Небесным, сегодня Страхом Его назидающий и оправдывающий, ни человеческой мудростью, но духовной. И в соблюдении догматов веры великая награда.
Елена.Украина 9 ноября 2012, 21:00
САМОЕ СТРАШНОЕ - ЭТО ПОТЕРЯТЬ БОГА, А САМОЕ ТЯЖЕЛОЕ - ЭТО ЖИТЬ БЕЗ ВЕРЫ В НЕГО.
Ольга 7 ноября 2012, 13:00
Спасибо!Вчера сказали, что нужно сдать онкопробы,измучилась сама и мужа измучила за весь день и Слава Господу попалась на глаза Ваша статья!Спасибо! Страх исчез!Буду Господу молиться! Спаси нас Господи!
Ника 6 ноября 2012, 01:00
Замечательно сказано!Особенно про жалость к себе и ее последствия
михаил28 октября 2012, 00:00
неполезное саможаление бывает тогда,когда в скорбях вместо того чтобы подумать:"слава тебе Боже"или"так мне и надо" я начинаю обвинять всех(в том числе и Бога)увлекаясь самообольщением(своей "хорошестью").Да и вообще невозможно точно сформулировать духовные вещи(это неизреченные глаголы),нужно понимать правильно(пчела правильно понимает,муха-нет).Если я не сожалею о своем недуге,то как я смогу посочувствовать другому человеку и простить его(например за то что он будучи слепым неоднократно врезается в меня причиняя мне боль)и помолиться за него.(за себя,конечно,в первую очередь-простить то я не могу,не способен).тут важно стремление(расположение сердца)
михаил27 октября 2012, 23:00
страх должен быть один-страх Божий,то есть страх потерять дружбу с Богом,но для нас это остается теорией-практически мы вытворяем "не ведаю что творю"(а когда замечаем это,то наверно забываем благодарить Господа,или вообще не признаем за собой) поэтому нам нельзя терять страх вообще любой,так как впадем в нерадение,а тут и до Иудина греха недалеко-позволим себе малое и дойдем до великого падения.Но бояться чрезмерно тоже нельзя-Бог то рядом,если увлечься страхом,то из маловерия можно дойти до неверия в отеческую заботу Божию.Преподобный авва Дорофей очень понятно говорит о крайностях(в которых дьявол),то есть любая крайность она от дьявола("Душеполезные поучения" аввы Дорофея).Не иметь мужество в искушениях-это грех(толкование святителя Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея).
Владимир26 октября 2012, 22:00
Принцип не назидает и не делает человека свободным, и как можно культивировать свой ум во Аде, не зная Страха Божия, скорее Ад будет разумом, причем в благих целях, и, в принципе, и в культивации. Его любовь - познать себя, как и познать себя - познать Его Любовь. Но кто возлюбил мудрость, ибо начало мудрости - Страх Божий, тогда кто назидает.
Носов Анатолий.Иеромонах Арсений.25 октября 2012, 01:00
Аминь,Аминь,Аминь!!!
Наталия24 октября 2012, 12:00
Спасибо! Это как раз то, что мне было нужно, хотя конечно, я понимаю что это именно сейчас облегчение после прочитанного, только на этот момент. Мозгами понимаю, что все так и нужно делать, но,наверное , маловерие и духовная слабость сильнее меня или даже лень или даже не знаю что... запуталась, постоянно копаясь в себе и унывая от воспоминаний и страха за соделанные ранее грехи и за непрощение их. Все равно Слава Богу за все!
Михаил23 октября 2012, 11:00
Страх – инструмент промысла Божия. Страх – необходимое, конструктивное, созидающее качество человека. Отсутствие страха рождает безрассудство-самонадеянность-безразличие - огрубление души – смерть. Страх же помогает человеку ощутить свою беспомощность, рождает надежду и упование на Господа, смирение. Как воздержание помогает молитве, так и страх чрезвычайно сильно способствует молитвенному обращению. Другое дело чего нужно бояться, а чего не нужно, а чего бояться – греховно. Бесстрашие – бесстрашию рознь. Есть бесстрашие по незнанию, по глупости, по тщеславию и гордыне. А есть бесстрашие от Духа Святаго. Этим бесстрашием исполняется как раз человек боящийся, просящий помощи и защиты, уповающий не на себя или другого, а на Господа, Царицу Небесную, Святых Угодников. Такому бесстрашию предшествует страх. Ведь «страха ради иудейска» затворились ученики Христовы в доме накануне сошествия Святого Духа. Величайшим событиям в Православном мире предшествовал именно страх. Ведь не бесстрашный же народ собрался на всенощное бдение во Влахернская церкви, прося защиты у Пресвятой Девы. И не бесстрашные, а смиренные монахи Почаевской Лавры молили Богородицу о недопущении осквернения от агарян. И в том и другом случае была явлена самая действенная во вселенной защита. Апостол Петр получил благодатное слезное смирение именно после трехкратного отречения по причине страха. Бесстрашный же о защите не просит. Страх – инструмент промысла Божия
Георгий22 октября 2012, 10:00
Кто не читал большой рассказ (или маленькую повесть) Бориса Житкова "Механик Салерно" - обязательно прочтите. На интернете он выставлен бесплатно, т. к. срок давности автрорских прав давно прошёл. По нему в советское время сняли фильм "День Ангела" - небо и земля. Если смотрели фильм - забудьте и прочтите рассказ. Сильнейшее произведение. Там капитан как раз и делает то, о чём о. Нектарий упомянул - убивает двух паникёров, чтобы спасти пассажиров терпящего бедствие судна. Одного ночью бросает за борт (а потом не может закурить, спички ломаются от дрожи в руках), а во второго стреляет уже у всех на глазах, когда тот пытается прыгнуть на плот вперёд женщин и детей.
Maria22 октября 2012, 04:00
..любой страх делает человека рабом, а должен быть только один страх - СОГРЕШИТЬ перед Богом и свооей совестью
татьяна и21 октября 2012, 22:00
Помоги нам, Господи!!! Укрепи нас , Господи!Сделай нас сильными в вере к тебе! Услыши ны, Боже, услыши ны , Владыко, услыши ны, Святый! Помилуй ны, Боже, помилуй ны, Владыко, помилуй ны, Святый! Спаси Господи!
Иван21 октября 2012, 21:00
Спаси Вас Господи,Батюшка,за вразумление.А как быть, если страх вселяется и нагнетается лукавым,становится частью поведения?Если страх живёт в человеке с детства,и он хочет,но никак не может освободиться от этой скверны?Cпаси Господи.
Виталий21 октября 2012, 21:00
Благодарю Господа! За статью как пощечину отрезвления!
Елена М21 октября 2012, 20:00
Николай: "Удручают меня христиане. Люди не знают что такое любить себя,не то что ближнего!" Ну зачем же так обобщать, Вы что с каждым христианином лично знакомы? Или Вас житие святых на такие мысли навело? Странновато, однако...
Николай21 октября 2012, 20:00
Сыновнему страху оскорбить любящего и любимого Отца предшествует страх наемника - потерять награду,а ему,в свою очередь, предшествует страх подвергнуться наказанию - рабский. В Пересвете с Ослябей мы видим настоящий православный дух. Они - монахи,но прп.Сергий благословляет их на ратный подвиг во имя Отечества. Сам же,подобно Моисею,ведет духовную схватку с космическим злом - это самая страшная и тяжелая борьба! Именно одоление им зла в своем сердце и излияние чрез него этой всепобеждающей благодати - предопределяет победу на Куликовом поле. То же мы видим и в Отечественной войне 1812 года когда духовную борьбу вел прп. Серафим Саровский и в самой страшной войне нашего народа,когда суд Божий разверзся над Россией и многим казалось,что ее история может завершиться,подобно византийской. Новомученики и Исповедники на Небе,прп. Серафим Вырицкий и Матрона Московская на земле вели борьбу с правосудием Божиим - за Его безмерную милость,чтобы явить Ему,что Россия еще хочет быть сама собой,а не вотчиной антихриста. Подобную борьбу когда-то выдержал и праотец Иаков. Удручает то,что в монахи идет все меньше людей,возможно история мира заканчивается... Но точно,что без монашества - России,как большой национальной семьи - не будет.
Леван21 октября 2012, 16:00
Вот это статья!!! Низкий поклон Вам, отец Нектарий, за такую статью.
Елена20 октября 2012, 21:00
Спаси Господи!Как важно было мне сейчас это прочитать.
Марина20 октября 2012, 19:00
Спасибо огромное! Именно то, что актуально для меня сейчас!
Николай20 октября 2012, 14:00
Удручают меня христиане. Люди не знают что такое любить себя,не то что ближнего! Не знают что такое оказанное им милосердие! Не знают нормального,не то что христианского,воспитания! Не умеют оказать ближнему внимания без задней мысли! Все это покрывается правой верой... В аду,уважаемые,тоже бояться уже нечего,кроме высокопарных рассуждений правоверных... И безполезные слезы саможаления там прямое их следствие. Всяк человек - ложь,одна на Господа нажежда,заваленного в сердцах правильными рассуждениями!!!
Людмила20 октября 2012, 13:00
Это же про меня и мои страхи!!! Благодарю за вразумление, Батюшка!Спаси Вас, Господи и помогай наставлять нас, неразумных...
Иван20 октября 2012, 11:00
Большое спасибо автору статьи, а также людям, комментировавшим статью. Чем больше размышляешь на эту тему, чем больше мнений узнаёшь, тем крепче следишь за собой. Один из смелейших людей, которых я знаю, говорил мне в ответ на вопрос, как стать мужественным: нужно просить об этом Бога. Так и есть. Ещё заметил из личного опыта, что человек становится трусливым, когда впадает в порок. Грех делает трусом: лень, сладострастие, любовь к вкусной и обильной еде. Человек привыкает потакать себе, перестаёт идти против течения. Его становится легче сломать извне, потому что он всегда потакает своим низменным порывам, как животное не поводу. Напротив, трудолюбивый, умеющий ограничить себя, переступить через себя ради высшего блага, становится смелым и сильным в любых обстоятельствах. Наверно, поэтому славянское название людей, подверженных одному из сладострастных пороков "изнеженные". Смелость же предполагает твёрдость духа.
Инна19 октября 2012, 23:00
Спаси Господи! Для меня это тоже важно. Тоже вовремя. Слава Богу за все!
Владимир19 октября 2012, 21:00
Враги наши - домашние наши, о них и речь, о страхе ложном, вражеском. И об учебе быть с Богом, иными словами беречь ум, или трезвение. Трезвение и есть молитвенное хранение ума, но не мешало бы и Дух в утробе обновить - взаимосвязь учиться быть с Богом. Вот оно Православие, "на высотах которого дышать тяжело"(протоиерей А. Ткачев)
сиромаха19 октября 2012, 20:00
Что же касается православного духа... Поставьте рядом Емельяненко и, скажем прп. Серафима Саровского. Или Амвросия Оптинского. В чём разница, что бросится в глаза? ГЛАЗА. Тёплые, любящие, ласковые, согревающие у преподобных -- это оно. Православный дух. Емельяненко спокоен и бесстрашен в бою, это он и имел в виду. Это и подкупает молодёжь, выросшую на культе насилия. Но это - мужество. А есть великодушие. И оно ближе к тому, что Вы ищете. И их надо различать. И надо различать жалость и сострадание. СО-СТРАДАНИЕ. Страдание вместе. Разделение чьего-то страдания. В том числе, и своего. Страдания от мучающей страсти. НО!! СНОВА!! Физиологические ощущения и чувства тут не причём. Это - дар, которого у Вас нет. Принцип, образ мышления - вот Ваша мера возможного сострадания. Научитесь входить в положение человека, когда он смешон по немощи или согрешил - и это будет любовь. Когда же научитесь любить, тогда для страха места в сердце просто не останется. Потому что кто любит, тот прощает. Наперёд.
сиромаха19 октября 2012, 20:00
Андрей, да Вы действительно пошли по ложному пути. Изначально. Культивировать в себе страх в расчёте на обретение страха Божия - это в корне неправильно. Страх Божий - дар благодати, этот дар нужно заслужить и выпросить у Подателя оного. Его суть - благоговение. Страх Божий - любовь к Богу. Любим же Его, когда соблюдаем заповеди Его. Культивировать же нужно страх нарушить заповедь. Важно понимать, что страх этот не имеет ничего общего с физиологическими ощущениями. Скорее, это просто принцип. По крайней мере, для начинающих.
валентин19 октября 2012, 20:00
Отечество и Родина наша не на земле и, чтобы попасть туда на земле надо много потрудиться!Трудолюбие должно быть заложено в человеке, изначально,духовное и физическое.Будешь любить труд, как воздух,и правду как воду, не думая о своей выгоде: Бог тебя не оставит, стаха не будешь знать.Бог и труд убивают страх и дают уверенность.Надо хотя бы стараться,быть классным во всём. О.Серафима спросила братия, кто в обителе стоит ближе всех к Богу? "Церковный повар"-ответил он! "Потому что он постоянно обращается к Нему в мыслях свох и получает от Него помощь".Спаси Господи.
Илья19 октября 2012, 18:00
На злобу дня. В самую точку. Именно то, что сегодня многим нужно прежде всего. Изумлен.Благодарен.
Ирина19 октября 2012, 13:00
Спасибо!
Николай19 октября 2012, 13:00
Слава Богу! Спаси Вас Господь, дорогой отец Нектарий! Я боюсь летать и только недавно думал о том, что даже если чему-нибудь суждено случиться, то всё по воле Божией. И вот наставление, подарок! Слава Богу за всё!
гость19 октября 2012, 12:00
Продолжение для Андрея: И вообще, светочи в духовной жизни - это Евангелие, святые отцы, их жития, а если будете оритентироваться на Кочергина и Емельяненко, то ослеплённый кумирами, будете блуждать в потёмках. Они спортсмены, а не духовные водители - рассуждайте здраво!!! Берите пример с тех (святые отцы) кто уже прошёл Богом указанным путём, кого ОН после смерти прославил: Дивен Бог во святых своих!
гость19 октября 2012, 12:00
Андрею, его цитата: А "Господи, помилуй", "Пощади падшее создание Твое", "Милостив буди мне, грешному" - эти слова из молитв и канонов - что, как не жалость к себе? Нет Андрей, всё чуть-чуть не так, как вы написали. Вы даже немного себе противоречите. Я сам бывший спортсмен, и имею большие проблемы в духовной жизни из-за гордыни и эгоизма, которые взрастил за время занятий в зале. - "Господи, помилуй", воззвание к Господу из глубины души человека раскаявшегося в своих грехах, осознавшего своё падение, всю тяжесть содеянных им грехов; - ..."Пощади падшее создание Твое", воззвание грешника к своему Творцу, который создал небо и землю и всё сущее, ибо теперь он (грешник) не ставит себя из-за своей гордныи в ровень своему Создателю, как денница. Грешник раскаялся и смирился, встал на путь примирение с Богом. - Милостив буди мне, грешному - человек осознал, что он не пуп земли, а созданное творение и лучше ему быть рабом человеколюбивого и милостивого Господа, чем рабом греха. Хотя Господь называет всех приходящих к нему в Духе и истине - друзьями. Грешник хочет исправиться, победить страсти, очистить сердце и ум, но самостоятельно этого сделать не в силах, т.к. он создание сотворенное. Поэтому он взывает в великом смирении к своему Создателю, Пресвятой Богородице - нашей пребыстрой заступнице и ходатаице, о помощи в этой нелёгкой брани.
Гостья19 октября 2012, 10:00
Спаси Вас Господь, дорогой отец Нектарий! Очень Вы мне помогли - укрепили.
Людмила19 октября 2012, 10:00
Храни Вас Господь, батюшка Нектарий! Подкрепили меня в самый нужный момент. После прочтения вашей статьи на сердце легче стало, а то, действительно не о том болит душа.
Надежда19 октября 2012, 08:00
Милость Бога нашего велика и чудесна! Слава Богу за наших пастырей! Слова они находят, которые проникают в душу и что-то в ней происходит невыразимое! Помогай тебе Господь, о.Нектарий в нелёгком служении. Низкий поклон... И это лично мне и про меня...
Татьяна19 октября 2012, 01:00
о.Нектарий благодарю вас.Уже пятый месяц живу в страхе,положение у нас в Сирии все ухудшается и ухудшается,наш город окружили,пять месяцев лежат собранные чемоданы,людям головы режут так же как вы написали,ехать моей семье некуда,в России матушке нет ни родных ни дома,и зачем чемоданы не разбераю? Страх.Забыла что на все есть Божья воля.Вы молитесь за нас,за Сирию.
Александр19 октября 2012, 01:00
СПАСИ ГОСПОДИ, ЗА СТАТЬЮ!
Ирина18 октября 2012, 22:00
Спаси Вас ГОСПОДИ! Спасибо огромное за статью!
Екатерина18 октября 2012, 21:00
Спаси, Господи, отец Нектарий! Золотые слова! А то мы от страха и неправой веры чуть всю страну не сдали без единого выстрела. Прости нас грешных, Богородица, и прими обратно под свой Пречистый Покров!
Анна18 октября 2012, 18:00
Спаси Господи!!!Какие нужные слова!
Александр, Сергеев сын18 октября 2012, 18:00
Статья хорошая. Правильная. Только картинка плохая, не подходит к тексту. Эсэсовцы (как и крестоносцы) тоже ничего не боялись и не жалели себя. Вы бы поместили фотографию эсэсовца как иллюстрацию к этой статье? У них на пряжках тоже крест был, гамматический. Лучше - картина Шилова "и один в поле воин" или казака после битвы, с крестом на окровавленной груди.
Иулия18 октября 2012, 17:00
Андрею (от 2012-10-18)- Страх Господень не равно страху, который мы обычно испытываем. Это совершенно другое понятие. Это значит, что мы боимся своими грехами огорчить, отступиться от Бога, лишиться его любви. Обращение к Богу через Иисусову молитву, к Богородице, как и любая другая молитва ничего общего не имеют с саможалением. Саможаление - это грех. А мы в молитвах раскаиваемся и просим прощения и молим о помощи. Мы осознаем свою немощность - потому что без Бога не можем творить нечего доброго, потому что имеем испорченную природу. В молитвах мы стремимся к общению с Богом, подтверждаем свою верность ему. Вы когда-нибудь в своей жизни испытывали сожаление о содеянном? Вы просили когда-нибудь о прощении? Разве это было связано с жалостью к себе? нет. Это было сожаление о том, что Ваш поступок, слова огорчили, обидели, причинили боль другому. Андрей, лучше всего прислушаться не к православным борцам, а к нашим святым отцам, коих немалое количество. У них всенепременно найдете ответы на свои вопросы. Помоги Вам Бог!
Татьяна18 октября 2012, 14:00
Спаси Вас Господь, о.Нектарий! Так лаконично все и точно расставлено по местам и указан путь исправления.
Владимир18 октября 2012, 14:00
Спасибо за статью
р.б.Сергий18 октября 2012, 14:00
Самое страшное и самое тяжелое - маловерие! Поднять щит веры можно только без страха (за себя) и упрека (к другим), уповая и надеясь только на БОГА! "Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю, на Него."(Пс.90) СПАСИ ГОСПОДИ ВСЕ СВЯЩЕНСТВО ТВОЕ, своевременно дающего четкие, образные ориентиры на пути воцерковления недостойных рабов Твоих! "Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь." (Евр.13:20-21)
Лариса18 октября 2012, 14:00
ОГРОМНОЕ спасибо!!! Сейчас это то что нужно !!! Как глоток свежего воздуха. Сразу голова просветлела и сердце успокоилось. Не перестаю удивляться как Господь посылает всегда то, что нужно именно сейчас! Спаси Господи!
Юрий18 октября 2012, 13:00
Спасибо, это про меня.
Владимир18 октября 2012, 13:00
Благодарю Вас, отец Нектарий. Это как раз те слова, которые мне сегодня нужны и укрепляют.
Елена М18 октября 2012, 12:00
Ваши слова игумен Нектарий - истина.Если чему плохому суждено случиться - значит на то воля Божья, а почему его воля такова, так надо просто задуматься: что не так, за какие такие грехи? И это уже будет не страх перед неизбежным, а страх Божий, что уже никак нельзя назвать неверием в силу Божию.Видя перед собою реально приближающуюся смерть, нет смысла надеяться на то, что у мерзавцев проснется совесть и они тебя пожалеют, а потому и унижаться не стоит, а нужно брать пример со святого мученника Трифона.Я так считаю, но не утверждаю, что сама встретившись лицом к лицу со смертью не смалодушничаю, на всё воля Божия. Единственное, что хотела бы сказать, что в моей душе, последнее время, возарился покой и я уже не так, как раньше, боюсь, что меня кто-то опорочит, оклеветает, привлечет к ответственности за несодеянные мною грехи или просто пристукнет где-нибудь за то, что не побоялась и не смолчала, а вынула на свет Божий недостойные и незаконные дела, совершаемые людьми, которые должны были бы являть собою пример законности и справедливости.
Ольга18 октября 2012, 11:00
Спасибо за эти слова!!! Я так вовремя их прочла!
Андрей18 октября 2012, 11:00
Из-за того, что не нахожу в себе страха Божия, стараюсь культивировать в себе страх вообще, может быть тогда появится во мне начало премудрости - страх Господень? А "Господи, помилуй", "Пощади падшее создание Твое", "Милостив буди мне, грешному" - эти слова из молитв и канонов - что, как не жалость к себе? Верующие борцы - Фёдор Емельяненко и Андрей Кочергин - говорят оба, что нужно иметь православный дух. Что это такое? Для меня православный дух - это прежде всего "Господи, помилуй" и "Пресвятая Богородица, спаси нас", что я и слышал, и читал в Церкви чаще всего и с повторениями. И чтобы прочувствовать это, и нужно иметь страх и самоспасение, саможаление. Помогите, может быть я всё извратил и давно иду по ложному пути?
Елена18 октября 2012, 10:00
Спаси Вас Господь, о. Нектарий. Вы это "как-будто" специально и именно для меня написали. Это как раз то, что сейчас происходит со мной. Как пелена с глаз упала. И это еще раз лишь доказывает, что Господь нас любит и заботится о нас (через интернет напоминает о надежде, вразумляет (как я могла про это забыть)). Слава Тебе, Боже.Слава Тебе, Боже.Слава Тебе, Боже.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке