Лишняя тяжесть

Мытарство осуждения. Фреска Рильского монастыря, Болгария
Мытарство осуждения. Фреска Рильского монастыря, Болгария
То и дело, когда заходит речь о грехе осуждения, непременно звучит вопрос: «А если я правду говорю? А если все на самом деле так и есть? И я злодея называю злодеем, а негодяя — негодяем. Или просто негодные дела называю негодными делами. В чем тогда мой грех, когда все оно так и есть? Это же ведь просто констатация, не более того!» Но если бы Господь говорил как о грехе лишь об осуждении несправедливом, когда мы неверно оцениваем ближнего или дальнего, то Он назвал бы это не осуждением, а оклеветанием. Так что, выходит, все равно грех.

Ради чего мы о ком-либо судим? Ради того, чтобы дать выход своим эмоциям или, что в данном случае то же, страсти? Или ради того, чтобы подчеркнуть — хотя бы для себя самого — тот факт, что мы лучше на фоне нами оцениваемого человека? Или потому, наконец, что нам больше не о чем поговорить? И вообще — почему разговор так часто к осуждению скатывается, к перемыванию чьих-то костей, к пересудам недостойным? Словно магнитом каким-то в эту сторону все тянет. И кто тянет-то? Известно, кто. Тот, кто знает, что за «всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36) и хочет, чтобы были мы при этом ответе — безответны. И еще знает — что ничто не обнажает нас настолько от Божественной помощи, не делает такими беззащитными и бессильными, как эта бесполезная страсть. Да… Он все это знает и помнит куда лучше нас и куда настойчивей в достижении своих целей.

Пишет святитель Василий, что есть три случая, когда можно по необходимости «говорить о человеке плохо» и, если мы в своей оценке верны, не погрешить. Во-первых, если мы это говорим человеку в лицо с тем, чтобы он мог исправиться. Во-вторых, если говорим тому, кто способен его исправить. В-третьих, если предостерегаем кого-то, кто может от него пострадать. Причем и в этих трех случаях не согрешим мы на самом деле только тогда, когда действуем без страсти, тем паче без ожесточения, а с состраданием и любовью… Но даже если и так, то все равно тяжесть на душе остается, и сумрак какой-то, и ощущение собственной нечистоты… Потому как тяжелое это дело — судить, как неправедно, так и праведно. Словно ношу на себя какую-то взваливаешь, чужую и явно лишнюю, и гнет она тебя к земле, и на небо смотреть возбраняет. Оттого-то и освобождает нас от этой обязанности Господь, заповедуя: «Не судите…».

Игумен Нектарий (Морозов)

25 октября 2012 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
О ложной ревности и внутрицерковной полемике О ложной ревности и внутрицерковной полемике Диакон Георгий Максимов Как известно, грех любит скрываться под личиной какой-нибудь добродетели. Например, слова о христианской любви могут быть прикрытием для маловерия и любви к миру сему, – что мы видим в экуменизме. А слова о ревности по вере могут быть прикрытием страсти к осуждению и порождающих её ненависти и зависти. И как в первом случае мы имеем дело не с любовью, а с псевдолюбовью, так и во втором случае мы имеем дело не с ревностью, а с псевдоревностью. Осуждение, обличение и рассуждение Осуждение, обличение и рассуждение Архиеп. Иоанн Руставский Осуждение, обличение и рассуждение Осуждение, обличение и рассуждение Архиепископ Иоанн Руставский и Марнеульский Прежде чем обличать ближнего, мы должны помолиться Господу, успокоиться, хорошо обдумать и лишь после этого сказать слово, помня, что наша цель – спасение человека, а не унижение. Так что истинное обличение требует от нас настоящего терпения, великодушия и любви. В противном случае мы потеряем и ту малую истину, которую имели, и будем иметь дело не с обличением, а с осуждением, что обязательно приведет к худшему. Обличение самому себе и исповедь Обличение самому себе и исповедь Преподобный Ефрем Сирин Увы мне, какому подпал я осуждению! Увы мне, в каком я стыде! Увы мне! Сокровенное мое не таково, как видимое. Поэтому, если не воссияют для меня вскоре щедроты Божии, то нет у меня никакой надежды спастись делами. Ибо говорю о чистоте, а думаю о непотребстве; веду речь о бесстрастии, а помышление у меня и день и ночь о бесчестных страстях. Какое же буду иметь оправдание? Увы мне, какое готовится мне истязание! Подлинно у меня образ только благочестия, а не сила его. Осуждение Осуждение Архим. Иоанн (Крестьянкин) Осуждение Осуждение Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Сначала узнай себя, потом попробуй хоть день прожить, сопротивляясь греху. Узнаешь, как это трудно; а, узнав, научишься снисходить к немощам человеческим и не будешь никого осуждать.
Комментарии
Константин15 ноября 2012, 11:00
Слава Богу за все! Я понял одно: от нас не требуется совершенства. Да и не можем мы никто быть совершенны ни в чем добром. Это нужно спокойно признать перед самим собой. От нас требуется постоянство: упал, признал свое падение, покаялся без презрения и ненависти к себе т.к. Он не дал нам права презирать и ненавидеть никого, включая себя. Встал и пошел дальше, не взирая на то, сколько осталось идти.
Елена М 7 ноября 2012, 16:00
Уважаемая Н.Н.!А я подхожу к этому вопросу всесторонне и мне интересно мнение многих, поэтому и читаю, и разговариваю, и с батюшками (они тоже не все единодушны), и с интересом читаю комментарии простых людей. Кроме того, мне хотелось бы, чтобы в результате нашего диалога с Вами и комментариев других кто-то еще, кроме меня, возможно, пришел бы к пониманию веры истинной. Причиной появления Христианства, на мой взгляд, была попытка привить человеку милосердие и любовь к ближнему, к любому,не взирая на его религиозную принадлежность, а что может быть милосерднее, чем объединение всего человечества? Вот я и говорю: Бог, создавший всё, что нас окружает - он един для всего человечества и отрицать это невозможно. Да, Троица, на мой взгляд - это необходимое условие для того, чтобы мир мог держаться на "трех китах" (образно выражаясь), т.е. с Божьей помощью и Святым Духом, которые посредством проникновения в нас, посредством Спасителя дают возможность нашему миру до сих пор еще существовать.Чем больше будет на земле тех, в кого сможет войти Дух Божий, тем совершеннее будет наш мир, а посему необходимо максимально стремиться к соблюдению заповедей Божиих.
Н.Н. 7 ноября 2012, 12:00
Дорогая Елена М! Все свои вопросы, касающиеся ВЕРЫ, лучше всего разрешать со СВЯЩЕННИКОМ, в ЛИЧНОМ разговоре, чтобы не оставалось никаких сомнений, что Вы его правильно поняли! Божией помощи и успехов Вам на этом поприще! С уважением Н.Н.
Любовь 6 ноября 2012, 17:00
Я понимаю, как мне было бы легко идти по жизни не имея этой тяжести - этого страшного греха,но только это понимаешь, когда готовишься к исповеди.Отец Нектарий, спасибо, и помолитесь за нас грешных. Храни Вас Господь!
Елена М 6 ноября 2012, 13:00
2012-11-02 16:02Н.Н.:"-Надо четко ЗНАТЬ, во что веришь, а не представлять по своему усмотрению.- Это разве ОБО ВСЁМ?" Моё "обо всем" касалось всего , но конкретно: всего о вере, а не вообще всего. Далее же Вы сами подтверждаете то, что пишите о том, что абсолютно точно знаете то, что касается именно веры. У меня другой взгляд именно на то, какой должна быть вера, на мой взгляд, она анализируется, на ваш - плохо поддается анализу. А может быть, для Вас она потому и плохо поддается анализу, потому что Вы чего-то недопонимаете? Или же Вы такую вероятность полностью исключаете? И не сердитесь пожалуйста, я не пытаюсь Вас зацепить, просто мне самой необходимо убедиться в том, правильно ли я понимаю, не делаю ли я ошибок. Вот Вы пишите, что я, вроде как, по жизни иду в правильном направлении, а потом мне же и пытаетесь доказать, что и не в таком уж и правильном: и то не так понимаю, и в этом-то ошибаюсь, и, вообще, вы от меня уже порядком, мол, устали...Ну да, я человек дотошный, есть такой грех, все мы небезгрешны...
православный 6 ноября 2012, 13:00
Суд Божий всех ожидает.
Елена М 6 ноября 2012, 13:00
Вениамин:"...следует верить, что ни по справедливым, ни по несправедливым причинам нельзя гневаться." Спасибо Вам , Вениамин за напоминание, а то раздрожение по причине того лишь , что человек даже не в состоянии понять: передергивают написанное им или именно так понимают, как пишут в ответе, приводит человека во гнев и раздрожение. Ну разные у нас понятия ВЕРЫ, я не за темную веру, а за осознанную, поскольку считаю, что осознанная вера дорогого стоит, именно за такую веру и в огонь и в воду не страшно. Только вот, чтобы осознать необходимо время и очень-очень много времени, которого иногда может не хватить за всю жизнь. Поэтому, на мой взгляд, всё человечество (не считая святых, если таковые среди нас находятся) правильнее было бы называть не верующими, а надеющимися (соблюдающих заповеди Божии по мере сил).
Вениамин 5 ноября 2012, 15:00
Позвольте небольшую цитату из Иоанна Кассиана "О дружестве": "Третье (из оснований истинного дружества): всякий должен знать, что всему, что считает даже полезным и необходимым, нужно предпочитать любовь и мир. Четвертое: следует верить, что ни по справедливым, ни по несправедливым причинам нельзя гневаться. Пятое: всякий должен желать исцелить гнев брата на него, питаемый даже без основания, таким же образом, как свой, зная,что и для него равно гибельна печаль другого, как если бы сам сердился на другого, если не изгонит ее из души брата, насколько от него зависит. Последнее основание, которое, без сомнения, есть общий истребитель всех пороков, состоит в том, чтобы всякий думал, что он в этот же день переселится из мира сего... А когда этого не будет и когда враг (Дьявол, или страсть) любви в сердца друзей неприметно будет вливать яд огорчения, то обязательно, при постепенном охлаждении любви от частых огорчений, сердца любящих, долго растравляемые, когда-нибудь он разлучит." Хотя, конечно, лучше прочитать это собеседование полностью, "стараясь сохранять единство духа в союзе мира." Мне очень помогло против осуждения. Простите.
Вениамин 5 ноября 2012, 15:00
Да, действительно, многим, наверное, просьбу об изменении своих взглядов и представлений принять труднее, чем просьбу одолжить денег. В таких случаях, замечаю по опыту, наиболее мирно оканчивается ситуация, когда просящий представляет себе, что просит не у другого человека, а как бы у самого Бога, и равно готов услышать от Него как "да" (по милости Его), так и "нет" (по грехам моим воздал мне Господь).
Н.Н. 2 ноября 2012, 16:00
Елена М "...Ваше "Надо четко ЗНАТЬ"..... Неужели Вы, действительно, четко знаете обо всем? Мне кажется выражение: век живи - век учись, не зря является всемирно известным, а еще я привыкла не только слушать , но анализировать услышанное.Всех Вам благ! Елена, вот смотрите: моя фраза - -Надо четко ЗНАТЬ, во что веришь, а не представлять по своему усмотрению.- Это разве ОБО ВСЁМ? Если Вы действительно не видете разницу, это одно; ну а если специально передёрнули - то для чего Вам это надо? Привычка анализировать - это замечательно, да вот только ВЕРА плохо анализу поддаётся: она или принимается такой, какя есть, во всём (а не частями: вот это мне нравится - значит, правильно, принимаю; а это мне не нравится - не согласна, не принимаю). Вот и разберитесь, туда ли Вы пришли. Одно дело - считать себя православным, а другое - быть. Заблуждения у многих могут быть,только одни люди разрешают их, а другие - упорствуют, нанося вред себе. Всех благ.
Елена М 1 ноября 2012, 14:00
Да я тоже не сторонник ссор, уважаемая Н.Н., только вот Ваше "Надо четко ЗНАТЬ"..... Неужели Вы, действительно, четко знаете обо всем? Мне кажется выражение: век живи - век учись, не зря является всемирно известным, а еще я привыкла не только слушать , но анализировать услышанное.Всех Вам благ!
Н.Н.31 октября 2012, 19:00
Елена М: Простите меня,но у меня не всегда получается точно сформулировать свою мысль; и по большому счету дискутировать не умею и знаю я ох как мало; и ещё каюсь,что иногда позволяла себе "оживить" дискуссию. Вам я уже писала: думаю, что вы идете в правильном направлении, но есть некоторая путаница, от которой хочешь-смейся, хочешь -плачь (отсюда юмор) - но это по моему мнению. Поэтому и советую поговорить со священником - он Вам расставит всё по своим местам (и в воскресной школе). Надо четко ЗНАТЬ, во что веришь, а не представлять по своему усмотрению. Простите меня, обидеть Вас совершенно не хочу: я сторонница худого мира (чем доброй ссоры). Зашла сюда (на форум) случайно, что-то задело - написала; а теперь хватит уже!
Елена М31 октября 2012, 12:00
Н.Н.:"Спасибо, что хоть в предположении не отказываете!" и "походите в Воскресную школу, поговорите со священником и определитесь (многих крестили в православии, но обряд крещения не гарантирует, что человек непременно придёт к вере православной;" Ну, Вы-то мне куда в более серьезной вещи отказываете - в том, что я пришла к вере православной (и это при том, что себя еще не причисляйте к "ассам" православной веры и маловерие свое прощаете себе (а не только мне, надеюсь)фразой : "КАЖДОМУ СВОЁ И В СВОЁ ВРЕМЯ!" А я вот уверена в том, что православная вера предполагает прежде всего веру в Святую Троицу, в озарение Трисолнечного Света, что я для меня и является основой Православной Веры. Извините, пожайлуста, я похоже, уже начала Вас раздрожать тем, что высказываю свои мысли, которые Вам неприятны, но ведь и мне не все Ваши замечания кажутся верными. Если же Вы, действительно, находитесь на более высшей ступени познания веры Православной, так явите мне пример, а не пишите "Давыйте закроем эту дискуссию ввиду её бессмысленности" А причем тут юмор вообще, я не поняла...
Н.Н.30 октября 2012, 11:00
Елена М ..."вроде как и наличие в Вас веры предполагает...и с этой фразой невозможно не согласиться". Спасибо, что хоть в предположении не отказываете! Елена, КАЖДОМУ СВОЁ И В СВОЁ ВРЕМЯ! Давыйте закроем эту дискуссию ввиду её бессмысленности (хоть я и человек с юмором). А если серьёзно - походите в Воскресную школу, поговорите со священником и определитесь (многих крестили в православии, но обряд крещения не гарантирует, что человек непременно придёт к вере православной; а только то, что за него можно подавать записки в православном храме).
Елена М30 октября 2012, 00:00
2012-10-29 20:33Н.Н.:"Если бы у меня была вера хоть с горчичное зерно - я бы не грешила."???????, т.е. Вы грешите потому что веры нет???? Не ожидала от Вас такое услышать.... А разве мы все грешим от отсутствия веры? Или Вы имеете ввиду отсутствия веры в наказание за грехи? Мол, авось пронесет и наказания не последует? Впрочем, Ваша последняя фраза "на ВСЁ ВОЛЯ БОЖИЯ! - вот в это я твёрдо верю", вроде как и наличие в Вас веры предполагает...и с этой фразой невозможно не согласиться.
света29 октября 2012, 20:00
рассуждение и осуждение где грань?
Н.Н.29 октября 2012, 20:00
Елена М " но Вы, извините - маловер (в одном из комментариев Вы и сами это признавали)" Конечно, маловерка, признаю и подтверждаю! Если бы у меня была вера хоть с горчичное зерно - я бы не грешила. ..." я не обязана научать беззаконныя путям Господним, а это так лишь - пустая и ничего не значащая фраза, ни к чему нас не обязывающая?" Ну что Вы, мне такое в голову не могло придти! У меня свой опыт имеется; и потом, если бы это (научение другого человека) зависило только от НАШЕЙ веры, желания и упорства (да к тому же и жили бы мы соответственно) - всё было бы проще. Благие намерения очень похвальны, но, увы, часто они не достигают цели (случается даже обратный эффект!);на ВСЁ ВОЛЯ БОЖИЯ! - вот в это я твёрдо верю).
Елена М29 октября 2012, 16:00
Уважаемая Н.Н.! Каждое утро , читая утренние молитвы, я произношу такие слова:"Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся..."(псалом 50), т.е. Вы хотите сказать, что, произнося эти слова я не обязана научать беззаконныя путям Господним, а это так лишь - пустая и ничего не значащая фраза, ни к чему нас не обязывающая? Это только Давид имел право эту фразу произносить и кого-то научать? А Ваше замечание о том, что Вы имели ввиду возраст не физический , а духовный не отменяет, на самом деле,того, чтобы попытаться, хотя ,бы, вразумить человека, которому духовно не более 3-х лет и, на мой взгляд, никогда не стоит опускать рук и страдать неверием в свои силы, тем более, если вера в свои силы подкрепляется верой в помощь Божию. Вы много знаете и Ваши рассуждения часто бывают здравыми, но Вы, извините - маловер (в одном из комментариев Вы и сами это признавали)
Н.Н.28 октября 2012, 15:00
Елена М: Н.Н.:"Для святых это была не лишняя тяжесть - а священный долг!" - т.е. Вы хотите сказать, что они, и все их окружающие, уже знали о том, что они святые? Духом и верой крепкие были, это чувствовали окружающие; ведь нас-то с Вами и после смерти не причислят... "Надо уметь ждать, пока дитя подростёт и научится слушать." - Ну, а если этому "дитю" уже за 70 лет?! Вы тоже предлагаете подождать? О детях я, как раз, не говорю,!... Духовный возраст, Елена! Известны случаи, когда 3-х летние дети (игуменья Таисия, напр.) в духовном плане были "взрослее" некоторых взрослых людей. А когда за 70 - только и остаётся молиться, чтобы Господь вразумил (не думаете же Вы, что своими силами "перевоспитаете"?).
Татьяна28 октября 2012, 00:00
Очень благодарна за эту статью.Страдаю и я этим тяжким грехом, хотя каждый раз мучаюсь совестью и корю себя за это. Буду перечитывать, думать, стараться остановить себя. Татьяна.
Елена М27 октября 2012, 23:00
Н.Н.:"Для святых это была не лишняя тяжесть - а священный долг!" - т.е. Вы хотите сказать, что они, и все их окружающие, уже знали о том, что они святые?(даже если их причислили к лику святых только после их смерти?) "Надо уметь ждать, пока дитя подростёт и научится слушать." - Ну, а если этому "дитю" уже за 70 лет?! Вы тоже предлагаете подождать? О детях я, как раз, не говорю, но тех имею ввиду, кто уже сам детьми обзавелся и, естественно свой опыт передает своему потомству. Ну, а с тем, что до нас часто не всегда доходит то, что нам говорят, с этим я, конечно, согласна - бывает, а поэтому и считаю, что объяснять необходимо максимально доступно и до тех пор пока не дойдет, самыми разными словами, как говорят: не мытьем - так катаньем.
Василий27 октября 2012, 19:00
Антон, неверно. По-Вашему получается: Все селедки - рыбы => что не селедка, то и не рыба ))) А на самом деле должно быть так: что не рыба, то точно не селедка. А в Вашем случае: что не истина, то точно не заповедь. Истина может быть и не в заповедях. "Христос - Бог" - это ведь не заповедь, а факт ;)
Виталий Я-ЗА27 октября 2012, 07:00
Отец Нектарий, спасибо за статью. Спасибо также за статью "Грех и Конституция" от 31.05.12 (http://www.pravoslavie.ru/smi/53917.htm), где Вы осуждаете содомию (кроме прочего). Но читая и эти статьи, и пр. (в том числе на www.vz.ru), не могу все же не задать Вам один вопрос. Характерные Ваши слова: "Я не знаю священников, которые бы относились к гомосексуалистам с ненавистью, не считали бы, что это просто несчастье и беда. Если говорить о тех людях, которые выходят из года в год и устраивают бойню с несчастными московскими участниками этого самозваного гей-парада, я убежден, что, поступая так, эти люди свидетельствуют самым худшим образом о Церкви и о нормальной, здоровой части общества... Все эти кровопролития, разбитые носы и расквашенные челюсти ...". Можно ли бить человека по любви к нему (не грех, а конкретного человека, носителя греха) и к близким? Кровопролитие человеческой крови на поле боя точно ли ненависть и грех?
Н.Н.26 октября 2012, 19:00
Елена М: "Однако многие святые брали на себя эту "лишнюю тяжесть"... Для святых это была не лишняя тяжесть - а священный долг! Мы-то с Вами не святые... Мне одним замечательным пастырем было сказано: спроси себя: для чего я это делаю? и честно ответь себе на этот вопрос - и поймёшь, надо говорить или не надо. "а ведь говоришь не для того, чтобы осудить, а для того, чтобы получить совет от батюшки: как еще и какими словами можно достучаться до того, кого обличаешь. Так вот оно...." Елена, мне кажется, прежде чем обличать человека, надо "прикинуить" - а способен ли этот человек понять, что Вы ему говорите? Что толку стучать, если человек не слышит? Надо уметь ждать, пока дитя подростёт и научится слушать. Мы тоже довольно часто не в состоянии понять, что на самом деле говорит батюшка, а понимаем по-своему. Увы.
Елена М26 октября 2012, 14:00
Однако многие святые брали на себя эту "лишнюю тяжесть" и тем самым "на пажити веры и благочестия паству свою воспитавый" "добре стадо тобою собранное во спасение наставляй" "огненная словеса испущай..., добре стадо свое наставляй" - это лишь малая толика из акафестов великим святым. Замечу, что "огненные" слова вряд ли можно произнести кротко (да и результата кротостью достичь иногда гораздо труднее). Ну, если мы все сегодня постараемся себя избавить от этой излишней тяжести, то к чему мы придем? А насчет разницы между осуждением и обличением... Так ведь, когда обличаешь в глаза и результат нулевой, как с гуся вода, а батюшке об этом начинаешь рассказывать, так сразу твое обличение в осуждение переходит, а ведь говоришь не для того, чтобы осудить, а для того, чтобы получить совет от батюшки: как еще и какими словами можно достучаться до того, кого обличаешь. Так вот оно....
Антон26 октября 2012, 09:00
86Все заповеди Твои - истина(псалом 118); 172Провещает язык мой словеса Твоя, яко вся заповеди Твоя правда.(псалом118) Значит: что не заповеди - то не правда и не истина.
Георгий26 октября 2012, 02:00
Елене: Елена, понятие обличения и объяснение того, как следует обличать, содержатся в посланиях Апостола Павла. Тут всё ясно, просто прочитайте Апостол. А вот насчёт осуждения вопрос непростой, поэтому, как я понимаю, Отец Нектарий и решил на эту тему написать. Теперь же и с этим всё ясно. Очень трудно исполнять, но мы не можем говорить, что не понимаем.
Игумен Нектарий26 октября 2012, 01:00
Судим мы человека тогда, когда оцениваем негативно всю его жизнь или же какие-то отдельные качества и поступки. А обличаем, когда в лицо говорим ему то, что думаем о нем и о его делах.
Лиана25 октября 2012, 22:00
Спасибо за душеспасительные слова
Наталия З25 октября 2012, 21:00
Отец Нектарий спасибо что заставляете нас вспоминать наши грехи.Грех осуждения это очень тяжкий грех.Приходится ежедневно после общения с людьми сожалеть,что опять согрешила и осудила человека. И на каждой исповеди каяться священнику.
р.б.Сергий25 октября 2012, 19:00
"Братия, если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным." (Гал., VI, 1) Слава Господу и благодарение отцу Нектарию за доброе наставление!
Наталья25 октября 2012, 18:00
Спасибо вам за ваши добрые и проникновенные статьи. Они помогают отличить и понять, и жить.
Елена Т.25 октября 2012, 18:00
Спасибо, особенно за ссылку на слова святителя Василия.
Дионисий25 октября 2012, 17:00
Видимо, поэтому и потребовалось государство и светская власть, которые могли бы осуждать на законных основаниях, как бы вне Церкви. Иначе, даже кощунницы в храме давно бы уже продолжали своё чёрное дело.
Мария25 октября 2012, 15:00
Cпасибо, батюшка! Меня давно мучал этот вопрос, и вот наконец Вы дали на него такой обстоятельный ответ. Храни Вас Господь!
Татьяна25 октября 2012, 15:00
Спаси Господи, отец Нектарий, мне очень нужны были именно сейчас эти слова!
Елена25 октября 2012, 14:00
О.Нектарий! Разъясните в таком случае разницу между двумя понятиями "судить" и "обличать"? Благодарю.
Александра25 октября 2012, 11:00
Спасибо, отец Нектарий! Коротко и в самую точку.
Георгий25 октября 2012, 10:00
Дорогой Отец Нектарий, Я этим вопросом страдал последнее время, искал, у кого бы испросить совета. Ваша короткая статья мне очень помогла. Спасибо огромное! Теперь всё более или менее понятно. В миру исполнять очень трудно (тебя подсекли на дороге - и ты матюгнул виновника), но общие принципы понятны.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке