Мысли о народном единстве и его Дне

Есть такая вещь, как праздник. Точнее – праздники, ведь их и раньше-то было много, а уж теперь-то… Каждый день – день чего-то или кого-то, и не упомнишь даже. Но есть праздники особенно значимые, известные всем, в том числе и такие, в которые государство предоставляет трудящимся выходной день. Выходной – всегда хорошо; можно отдохнуть, собраться с силами, провести время с близкими людьми, насладиться относительным покоем. И потому к выходным все относятся тепло, с симпатией. А вот к самим праздникам – каждый по-своему, очень по-разному. В зависимости оттого, конечно, что это именно за праздники, и что и как откликается на них в сердце данного человека.

Вот и у меня тоже есть свое собственное, очень личное к ним, праздникам, отношение. Рискну поделиться им – возможно, оно, несмотря на «личность», окажется при этом все же не частным.

С детства я любил и понимал из праздников лишь те, что были наполнены конкретным содержанием. 9 мая… Это был не просто день воспоминания о великой победе в страшной, жестокой войне. 9 мая я шел с мамой, купив цветы, на Красную площадь и вручал их тем ветеранам, которых встречал на своем пути: я благодарил их за эту победу, потому что уже понимал, ценой чьей крови и слез она нашей стране досталась. 23 февраля я смотрел парад и радовался: «Нас и сегодня есть кому защищать!» и чувствовал переполняющую меня гордость за любимую Родину. 8 марта мы в школе дарили своим одноклассницам и учительницам подарки, а дома поздравляли мам и чувствовали себя, как герой рассказов Виктора Драгунского, «настоящими рыцарями». Мы ведь не знали еще, что это день женщины-революционерки, нам казалось, что это просто день, когда можно выразить свое уважение к женщинам, сделать им что-то приятное. Так мы трагически заблуждались!..

Эти праздники были понятны и потому, как выше сказано, любимы. А вот первомай понять мне не удавалось никак. Равно как и день защиты детей вызывал у меня недоумение, несмотря на то, что совпадал с датой моего появления на свет. Большое затруднение вызывали и ноябрьские праздники. Но это скорее оттого, что я никак не мог взять в толк, почему же это они ноябрьские, когда революция – октябрьская.

Но это все детское, малосущественное. Существенней другое: пришло время, когда я узнал-таки, что представляет из себя праздник подлинный, настоящий. Это когда впервые попал в храм на Рождество. А затем была первая Пасха. А потом – все более и более сознательная, все глубже и глубже осмысляемая церковная жизнь. Содержание праздников церковных оказалось для меня совершенно понятным – оно просто стало содержанием моего собственного сердца, маленького, но каким-то чудом все это величие вмещающего…

…Почему я об этом пишу на следующий день после 4 ноября? Наверное, потому, что пытаюсь в чем-то меня беспокоящем разобраться. День празднования в честь Казанской иконы для меня праздник, вне всякого сомнения. И не только потому, что первый образ Божией Матери, появившийся когда-то давным-давно в нашем доме, был именно этот. Для меня лично имеет огромное значение все то в истории России, что с Казанской неразрывно связано. Особенно – преодоление Смуты, в воспоминании о котором столько всего заключено – и благодарность Богу и Пречистой Его Матери, и урок, и надежда, которая не просто умирает последней, а в принципе бессмертна. Но почему же мне не удается ощутить этот день после того, как стал он днем государственного праздника, именно так – как праздник? Что не так в нем или во мне самом?

В нем точно все так. А во мне… Во мне теснятся различные мысли и вопросы, непростые, беспокоящие, мешающие просто радоваться – безоглядно, бесскорбно.

Вот они. Мы вспоминаем то единство нашего народа, которое позволило изгнать иноземных захватчиков, победить внутренних врагов, восстановить пошатнувшуюся российскую государственность. Мы радуемся – тому, что это было. Было… Это самое слово и сбивает меня с толку, и в печаль повергает: ну а сейчас-то мы разве едины? Нет. Расколото наше общество, раздроблено до предела. И что же с этим делать? Как с этой бедой справиться? Что для этого можем сделать мы, верующие люди?

Мы можем сделать очень многое: не дать потонуть в бездне забвения тому, о чем должны помнить наши современники и их потомки – пока лишь будет терпеть нас еще Господь. Мы можем призывать к необходимому единству. Можем молиться о нем. И, самое главное, можем показать пример – того, что есть это самое единство.

А точно ли можем? Видимо, неуверенность в этом – еще один момент, который смущает меня. Причем – более всего. Мы и сами разобщены. Иначе откуда бы рождались в нашей среде конфликты и раздоры, с чего бы люди в Церкви делились на отдельные, противостоящие друг другу группы? Ведь так часто мы ищем слова, чтобы объясниться, примириться и не находим их. Ищем силы смириться и уступить, и не обретаем их в себе. А внешние, наш крещеный, но не воцерковленный народ, смотрят на нас, слушают, как мы, братья и сестры по вере, один другого высмеиваем, обижаем и оскорбляем, и вместо того, чтобы назидаться, соблазняются: «Если уж и эти так!..». «Если уж и эти так», то они – тем более.

Что же нас, от одной Чаши причащающихся, телом одним долженствующих быть, разделяет? Разность наших взглядов, наличие мнений, противоречащих друг другу, рождающиеся от этого действия, которые кем-то принимаются на ура, а кем-то решительно осуждаются? И это, безусловно, тоже. Но это – преодолимо. Страшней другое, то, что как раз и мешает разделяющее преодолеть и само разделяет – еще в большей мере. Это страшное – наши страсти, неумение любить, непонимание того, что есть самое главное для христианина. А главное – не личные его политические убеждения, не праведный гнев, обращенный против «идеологических противников», не общественная деятельность, не отчаянная война за право быть услышанным. Главное – жизнь по Евангелию, которая невозможна без борьбы со страстями. Страсти, собственно говоря, и есть – самый главный фактор разделения.

И пока мы демонстрируем людям свою страстность, свою неготовность ее умерить, объявить ей настоящую войну, они вряд ли нас услышат. А если и услышат, то скорее раздражатся, чем умилятся и проникнутся сочувствием. Это нередко и наблюдается.

Что же, не нужен новый праздник, прописавшийся уже в нашем календаре и фактически вытеснивший оттуда другой «красный день»? Лишний, вредный он? – Конечно же, нужен. И не лишний он, и не вредный. Просто мало выйти 4 ноября на крестный ход, а на следующий день не пойти никуда, потому как выходной. Надо задуматься: что мешает стать этому дню моим личным праздником и радостью, содержанием моего сердца? А моему сердцу, в свою очередь, маленькой частичкой, маленьким основанием праздника…

Возможно, разумеется, что все это, как я и заметил вначале, мои очень личные размышления и переживания. Личные… Но точно не частные – не только мои. Иначе не приходилось бы мне слышать что-то подобное от многих. А ведь приходится…

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Единству быть! Единству быть!
Священник Димитрий Шишкин
Есть такое незамечаемое и мало обсуждаемое сейчас, но опасное явление, как бесчувствие. Бесчувствие к глубоким и важным вещам. Это беда как на личном уровне, так и на государственном. Человек, настырно греша, сознательно попирая совесть, постепенно грубеет, становится неспособен испытывать сострадание, жалость, любовь, сочувствие…
История и преемственность История и преемственность
Протоиерей Андрей Ткачев
Если народ не хочет умереть, он должен помнить главные периоды и этапы, главные события своей собственной Священной истории. Думаю, в том, что всякий во Христа уверовавший народ имеет свою Священную историю, никто не сомневается.
День народного единства. Что празднуем? Кто празднует? День народного единства. Что празднуем? Кто празднует?
Можно ли говорить о единстве в осмыслении этого праздника. Ведь сам смысл слова «единство» для многих неочевиден. О каком единстве идет речь? Какими признаками обладает подлинное единство? Что может быть положено в основание реального культурного, национального и духовного, а не формально-административного единства граждан России? Высказать свое мнение на этот счет мы и попросили наших собеседников.
Комментарии
Андрей25 декабря 2012, 03:00
Статья написана от чистого сердца,и мысли подобные,думаю у многих взрослых людей,живших в атеистические времена.Согласен с главной мыслью автора - жить по Евангелию мешают страсти людские.И ещё,по моему личноиу мнению,желание совмещать служение Богу и Велиару.И "нашим и вашим" услужить,и Рождество встретить и Новый(в пост)год с 8-м марта отпраздновать.А пока человек будет так раздваиваться,говорить о Вере и примере для неверующего народа не приходиться.
Н.Н.12 ноября 2012, 01:00
Елена.Украина: "Невозможно потом "раскреститься" или "распомазаться". Елена, спасибо! "Распомазаться" - теперь понятно.
Елена.Украина10 ноября 2012, 14:00
Уважаемая Н.Н.! Относительно того,что царь Николай2 отрекся от царства,но канонизирован как Царь. Помазанник Божий был помазан на царствование и получил при этом Духа Святого,печать от Бога.Подобно тому,как в Таинстве крещения и Миропомазания каждый православный человек получает от Бога Духа Святого и Ангела хранителя. Невозможно потом "раскреститься" или "распомазаться". Только если человек сознательно отрекается от Христа и продает душу свою диаволу,тогда он становится не Христов. Царь Николай2 не отрекся от Христа,он до конца своих дней оставался христианином и умер мученической смертью вместе со своей семьей. Это мое личное мнение с которым Вы можете и не согласиться. Но для меня Николай2 навсегда останется святым Царем - мучеником.
Н.Н. 8 ноября 2012, 13:00
"Личные… Но точно не частные – не только мои. Иначе не приходилось бы мне слышать что-то подобное от многих. А ведь приходится…" Да, о.Нектарий, не в бровь,а в глаз! Легко написать,как ORTODOX:"От всяких собственных "мнений" и "взглядов" надо отказаться в пользу"... Я, например, стараюсь всегда делать это (хоть и с трудом), когда моя совесть и сердце не беспокоят меня, а все непонимания идут от головы (например, я до сих пор не могу понять, почему Николай2, отрекшийся от царства, прославлен как царь - ну не доходит это до моей тупой головы!) - но сам факт прославления не вызывает никакого сомнения! А с Днём народного единства - всё наоборот: головой понимаю, что так оно и было когда-то, а сердце подсказывает, что в данном конкретном времени - извините, притянуто за уши! Тогда были Минин и Пожарский, а сейчас... Даже никакого сравнения! Видимо, поэтому и внутреннее отторжение происходит.
А.С. 7 ноября 2012, 14:00
ОРТОДОКСу : Какой у Вас жесткий комментарий! На это в памяти всплывают слова классика: "Гвозди бы делать из этих людей, в мире бы не было крепче гвоздей" Воля крепкая - это хорошо, но душе человеческой нужны и "размышления, переживания ,мнения личные и взгляды" других неравнодушных и,особенно, духовных современных нам лиц. Только такие слова - сердечные и живые- может воспринять наше иссохшее без любви и, потому, ожесточенное сердце. о. Нектарий , Ваши слова благодатны и очень нам нужны. Пишите только так.
Павел 6 ноября 2012, 04:00
Да нам все равно - у нас в Питере престольный праздник в Казанском Соборе. Его я и отмечал.
Василий 5 ноября 2012, 23:00
"8 марта мы в школе дарили своим одноклассницам и учительницам подарки, а дома поздравляли мам и чувствовали себя, как герой рассказов Виктора Драгунского, «настоящими рыцарями». Мы ведь не знали еще, что это день женщины-революционерки, нам казалось, что это просто день, когда можно выразить свое уважение к женщинам, сделать им что-то приятное. . Так мы трагически заблуждались!..." Правильно делали! И сейчас не нужно пренебрегать этим праздником. Никакого тут "трагического заблуждения" нет. Неважно, какое значение праздник 8 марта имел первоначально - Масленица, как известно, имеет языческое происхождение. В наше время Международный женский день - это именно, как вы выразились, "просто день, когда можно выразить свое уважение к женщинам, сделать им что-то приятное". Мы в православной гимназии в младших классах на уроках труда тоже, помнится, делали открытки к 8 марта.
Елена.Украина 5 ноября 2012, 17:00
Не смущайтесь,о.Нектарий,"Москва не сразу строилась". Главное,что в каждом человеке есть что-то доброе,святое,пусть даже очень мало,и очень глубоко сокрыто,но оно есть. Придет время,прорастет это зернышко веры,и превратится в большое дерево... Только надо молиться нам всем,чтобы Господь пролил Свой свет и Свою милость на иссохшие без любви сердца и возродил их,прикоснулся Своей благодатью к душам неверующим и ожесточенным.Господь любит нас всех намного сильней,чем нам это кажется. Только давайте сделаем первый шаг навстречу Ему,а значит навстречу ближним своим.Ведь чем ближе люди к Богу,тем ближе они друг к другу. И пусть Матерь Божия,молящаяся за всех,Заступница Усердная за весь род человеческий,поможет каждому,укажет путь ко спасению и единству.Только нужно просить Ее об этом. Сколько раз Она спасала Русь,спасет и на этот раз. ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ СПАСИ НАС.УКРЕПИ НАШУ ВЕРУ,ГОСПОДИ.ДАЙ НАМ НАДЕЖДУ,ЕДИНСТВО И ЛЮБОВЬ.МЫ ДЕТИ ТВОИ.
ORTODOX 5 ноября 2012, 16:00
От всяких собственных "мнений" и "взглядов" надо отказаться в пользу изучения Закона Божьего, Святого Писания и Святого Предания. Укреплять дух и тело в труде, посте и молитве и стремиться жить по евангельским заповедям. Помнить: "... спасайся сам и около тебя многии спасутся". Только так мы сможем стать едиными перед вызовами сегодняшнего дня, попущенными Господом за наши грехи. Может быть и вымолим для себя Родину - Россию, а нет, так и погибнем с Верой во Святую Троицу. Чем мы лучше старозаветного Израиля или Византии...?! Во всём Воля Отца нашего и мы не всегда можем её постичь, но принять обязаны. Аминь.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке