Мысли о народном единстве и его Дне

Есть такая вещь, как праздник. Точнее – праздники, ведь их и раньше-то было много, а уж теперь-то… Каждый день – день чего-то или кого-то, и не упомнишь даже. Но есть праздники особенно значимые, известные всем, в том числе и такие, в которые государство предоставляет трудящимся выходной день. Выходной – всегда хорошо; можно отдохнуть, собраться с силами, провести время с близкими людьми, насладиться относительным покоем. И потому к выходным все относятся тепло, с симпатией. А вот к самим праздникам – каждый по-своему, очень по-разному. В зависимости оттого, конечно, что это именно за праздники, и что и как откликается на них в сердце данного человека.

Вот и у меня тоже есть свое собственное, очень личное к ним, праздникам, отношение. Рискну поделиться им – возможно, оно, несмотря на «личность», окажется при этом все же не частным.

С детства я любил и понимал из праздников лишь те, что были наполнены конкретным содержанием. 9 мая… Это был не просто день воспоминания о великой победе в страшной, жестокой войне. 9 мая я шел с мамой, купив цветы, на Красную площадь и вручал их тем ветеранам, которых встречал на своем пути: я благодарил их за эту победу, потому что уже понимал, ценой чьей крови и слез она нашей стране досталась. 23 февраля я смотрел парад и радовался: «Нас и сегодня есть кому защищать!» и чувствовал переполняющую меня гордость за любимую Родину. 8 марта мы в школе дарили своим одноклассницам и учительницам подарки, а дома поздравляли мам и чувствовали себя, как герой рассказов Виктора Драгунского, «настоящими рыцарями». Мы ведь не знали еще, что это день женщины-революционерки, нам казалось, что это просто день, когда можно выразить свое уважение к женщинам, сделать им что-то приятное. Так мы трагически заблуждались!..

Эти праздники были понятны и потому, как выше сказано, любимы. А вот первомай понять мне не удавалось никак. Равно как и день защиты детей вызывал у меня недоумение, несмотря на то, что совпадал с датой моего появления на свет. Большое затруднение вызывали и ноябрьские праздники. Но это скорее оттого, что я никак не мог взять в толк, почему же это они ноябрьские, когда революция – октябрьская.

Но это все детское, малосущественное. Существенней другое: пришло время, когда я узнал-таки, что представляет из себя праздник подлинный, настоящий. Это когда впервые попал в храм на Рождество. А затем была первая Пасха. А потом – все более и более сознательная, все глубже и глубже осмысляемая церковная жизнь. Содержание праздников церковных оказалось для меня совершенно понятным – оно просто стало содержанием моего собственного сердца, маленького, но каким-то чудом все это величие вмещающего…

…Почему я об этом пишу на следующий день после 4 ноября? Наверное, потому, что пытаюсь в чем-то меня беспокоящем разобраться. День празднования в честь Казанской иконы для меня праздник, вне всякого сомнения. И не только потому, что первый образ Божией Матери, появившийся когда-то давным-давно в нашем доме, был именно этот. Для меня лично имеет огромное значение все то в истории России, что с Казанской неразрывно связано. Особенно – преодоление Смуты, в воспоминании о котором столько всего заключено – и благодарность Богу и Пречистой Его Матери, и урок, и надежда, которая не просто умирает последней, а в принципе бессмертна. Но почему же мне не удается ощутить этот день после того, как стал он днем государственного праздника, именно так – как праздник? Что не так в нем или во мне самом?

В нем точно все так. А во мне… Во мне теснятся различные мысли и вопросы, непростые, беспокоящие, мешающие просто радоваться – безоглядно, бесскорбно.

Вот они. Мы вспоминаем то единство нашего народа, которое позволило изгнать иноземных захватчиков, победить внутренних врагов, восстановить пошатнувшуюся российскую государственность. Мы радуемся – тому, что это было. Было… Это самое слово и сбивает меня с толку, и в печаль повергает: ну а сейчас-то мы разве едины? Нет. Расколото наше общество, раздроблено до предела. И что же с этим делать? Как с этой бедой справиться? Что для этого можем сделать мы, верующие люди?

Мы можем сделать очень многое: не дать потонуть в бездне забвения тому, о чем должны помнить наши современники и их потомки – пока лишь будет терпеть нас еще Господь. Мы можем призывать к необходимому единству. Можем молиться о нем. И, самое главное, можем показать пример – того, что есть это самое единство.

А точно ли можем? Видимо, неуверенность в этом – еще один момент, который смущает меня. Причем – более всего. Мы и сами разобщены. Иначе откуда бы рождались в нашей среде конфликты и раздоры, с чего бы люди в Церкви делились на отдельные, противостоящие друг другу группы? Ведь так часто мы ищем слова, чтобы объясниться, примириться и не находим их. Ищем силы смириться и уступить, и не обретаем их в себе. А внешние, наш крещеный, но не воцерковленный народ, смотрят на нас, слушают, как мы, братья и сестры по вере, один другого высмеиваем, обижаем и оскорбляем, и вместо того, чтобы назидаться, соблазняются: «Если уж и эти так!..». «Если уж и эти так», то они – тем более.

Что же нас, от одной Чаши причащающихся, телом одним долженствующих быть, разделяет? Разность наших взглядов, наличие мнений, противоречащих друг другу, рождающиеся от этого действия, которые кем-то принимаются на ура, а кем-то решительно осуждаются? И это, безусловно, тоже. Но это – преодолимо. Страшней другое, то, что как раз и мешает разделяющее преодолеть и само разделяет – еще в большей мере. Это страшное – наши страсти, неумение любить, непонимание того, что есть самое главное для христианина. А главное – не личные его политические убеждения, не праведный гнев, обращенный против «идеологических противников», не общественная деятельность, не отчаянная война за право быть услышанным. Главное – жизнь по Евангелию, которая невозможна без борьбы со страстями. Страсти, собственно говоря, и есть – самый главный фактор разделения.

И пока мы демонстрируем людям свою страстность, свою неготовность ее умерить, объявить ей настоящую войну, они вряд ли нас услышат. А если и услышат, то скорее раздражатся, чем умилятся и проникнутся сочувствием. Это нередко и наблюдается.

Что же, не нужен новый праздник, прописавшийся уже в нашем календаре и фактически вытеснивший оттуда другой «красный день»? Лишний, вредный он? – Конечно же, нужен. И не лишний он, и не вредный. Просто мало выйти 4 ноября на крестный ход, а на следующий день не пойти никуда, потому как выходной. Надо задуматься: что мешает стать этому дню моим личным праздником и радостью, содержанием моего сердца? А моему сердцу, в свою очередь, маленькой частичкой, маленьким основанием праздника…

Возможно, разумеется, что все это, как я и заметил вначале, мои очень личные размышления и переживания. Личные… Но точно не частные – не только мои. Иначе не приходилось бы мне слышать что-то подобное от многих. А ведь приходится…

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Единству быть! Единству быть!
Священник Димитрий Шишкин
Единству быть! Единству быть!
Священник Димитрий Шишкин
Есть такое незамечаемое и мало обсуждаемое сейчас, но опасное явление, как бесчувствие. Бесчувствие к глубоким и важным вещам. Это беда как на личном уровне, так и на государственном. Человек, настырно греша, сознательно попирая совесть, постепенно грубеет, становится неспособен испытывать сострадание, жалость, любовь, сочувствие…
История и преемственность История и преемственность
Протоиерей Андрей Ткачев
Если народ не хочет умереть, он должен помнить главные периоды и этапы, главные события своей собственной Священной истории. Думаю, в том, что всякий во Христа уверовавший народ имеет свою Священную историю, никто не сомневается.
День народного единства. Что празднуем? Кто празднует? День народного единства. Что празднуем? Кто празднует?
Можно ли говорить о единстве в осмыслении этого праздника. Ведь сам смысл слова «единство» для многих неочевиден. О каком единстве идет речь? Какими признаками обладает подлинное единство? Что может быть положено в основание реального культурного, национального и духовного, а не формально-административного единства граждан России? Высказать свое мнение на этот счет мы и попросили наших собеседников.
Комментарии
Андрей25 декабря 2012, 03:21
Статья написана от чистого сердца,и мысли подобные,думаю у многих взрослых людей,живших в атеистические времена.Согласен с главной мыслью автора - жить по Евангелию мешают страсти людские.И ещё,по моему личноиу мнению,желание совмещать служение Богу и Велиару.И "нашим и вашим" услужить,и Рождество встретить и Новый(в пост)год с 8-м марта отпраздновать.А пока человек будет так раздваиваться,говорить о Вере и примере для неверующего народа не приходиться.
Н.Н.12 ноября 2012, 01:27
Елена.Украина: "Невозможно потом "раскреститься" или "распомазаться". Елена, спасибо! "Распомазаться" - теперь понятно.
Елена.Украина10 ноября 2012, 14:29
Уважаемая Н.Н.! Относительно того,что царь Николай2 отрекся от царства,но канонизирован как Царь. Помазанник Божий был помазан на царствование и получил при этом Духа Святого,печать от Бога.Подобно тому,как в Таинстве крещения и Миропомазания каждый православный человек получает от Бога Духа Святого и Ангела хранителя. Невозможно потом "раскреститься" или "распомазаться". Только если человек сознательно отрекается от Христа и продает душу свою диаволу,тогда он становится не Христов. Царь Николай2 не отрекся от Христа,он до конца своих дней оставался христианином и умер мученической смертью вместе со своей семьей. Это мое личное мнение с которым Вы можете и не согласиться. Но для меня Николай2 навсегда останется святым Царем - мучеником.
Н.Н. 8 ноября 2012, 13:35
"Личные… Но точно не частные – не только мои. Иначе не приходилось бы мне слышать что-то подобное от многих. А ведь приходится…" Да, о.Нектарий, не в бровь,а в глаз! Легко написать,как ORTODOX:"От всяких собственных "мнений" и "взглядов" надо отказаться в пользу"... Я, например, стараюсь всегда делать это (хоть и с трудом), когда моя совесть и сердце не беспокоят меня, а все непонимания идут от головы (например, я до сих пор не могу понять, почему Николай2, отрекшийся от царства, прославлен как царь - ну не доходит это до моей тупой головы!) - но сам факт прославления не вызывает никакого сомнения! А с Днём народного единства - всё наоборот: головой понимаю, что так оно и было когда-то, а сердце подсказывает, что в данном конкретном времени - извините, притянуто за уши! Тогда были Минин и Пожарский, а сейчас... Даже никакого сравнения! Видимо, поэтому и внутреннее отторжение происходит.
А.С. 7 ноября 2012, 14:32
ОРТОДОКСу : Какой у Вас жесткий комментарий! На это в памяти всплывают слова классика: "Гвозди бы делать из этих людей, в мире бы не было крепче гвоздей" Воля крепкая - это хорошо, но душе человеческой нужны и "размышления, переживания ,мнения личные и взгляды" других неравнодушных и,особенно, духовных современных нам лиц. Только такие слова - сердечные и живые- может воспринять наше иссохшее без любви и, потому, ожесточенное сердце. о. Нектарий , Ваши слова благодатны и очень нам нужны. Пишите только так.
Павел 6 ноября 2012, 04:06
Да нам все равно - у нас в Питере престольный праздник в Казанском Соборе. Его я и отмечал.
Василий 5 ноября 2012, 23:49
"8 марта мы в школе дарили своим одноклассницам и учительницам подарки, а дома поздравляли мам и чувствовали себя, как герой рассказов Виктора Драгунского, «настоящими рыцарями». Мы ведь не знали еще, что это день женщины-революционерки, нам казалось, что это просто день, когда можно выразить свое уважение к женщинам, сделать им что-то приятное. . Так мы трагически заблуждались!..." Правильно делали! И сейчас не нужно пренебрегать этим праздником. Никакого тут "трагического заблуждения" нет. Неважно, какое значение праздник 8 марта имел первоначально - Масленица, как известно, имеет языческое происхождение. В наше время Международный женский день - это именно, как вы выразились, "просто день, когда можно выразить свое уважение к женщинам, сделать им что-то приятное". Мы в православной гимназии в младших классах на уроках труда тоже, помнится, делали открытки к 8 марта.
Елена.Украина 5 ноября 2012, 17:23
Не смущайтесь,о.Нектарий,"Москва не сразу строилась". Главное,что в каждом человеке есть что-то доброе,святое,пусть даже очень мало,и очень глубоко сокрыто,но оно есть. Придет время,прорастет это зернышко веры,и превратится в большое дерево... Только надо молиться нам всем,чтобы Господь пролил Свой свет и Свою милость на иссохшие без любви сердца и возродил их,прикоснулся Своей благодатью к душам неверующим и ожесточенным.Господь любит нас всех намного сильней,чем нам это кажется. Только давайте сделаем первый шаг навстречу Ему,а значит навстречу ближним своим.Ведь чем ближе люди к Богу,тем ближе они друг к другу. И пусть Матерь Божия,молящаяся за всех,Заступница Усердная за весь род человеческий,поможет каждому,укажет путь ко спасению и единству.Только нужно просить Ее об этом. Сколько раз Она спасала Русь,спасет и на этот раз. ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ СПАСИ НАС.УКРЕПИ НАШУ ВЕРУ,ГОСПОДИ.ДАЙ НАМ НАДЕЖДУ,ЕДИНСТВО И ЛЮБОВЬ.МЫ ДЕТИ ТВОИ.
ORTODOX 5 ноября 2012, 16:11
От всяких собственных "мнений" и "взглядов" надо отказаться в пользу изучения Закона Божьего, Святого Писания и Святого Предания. Укреплять дух и тело в труде, посте и молитве и стремиться жить по евангельским заповедям. Помнить: "... спасайся сам и около тебя многии спасутся". Только так мы сможем стать едиными перед вызовами сегодняшнего дня, попущенными Господом за наши грехи. Может быть и вымолим для себя Родину - Россию, а нет, так и погибнем с Верой во Святую Троицу. Чем мы лучше старозаветного Израиля или Византии...?! Во всём Воля Отца нашего и мы не всегда можем её постичь, но принять обязаны. Аминь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×