Работа и карьера

Из наследия Оптинских старцев

Ольга Рожнёва

Преподобные старцы Оптинские, пребывая в миру до поступления в монастырь, имели разнообразный опыт работы: кто-то управлял имением, кто-то был купцом, портным, военным, преподавателем. Опыт работы старцев в миру поучителен и в наше время.

Группа участников ж.д. постройки. Фото С. М. Прокудина-Горского. 1915 г.
Группа участников ж.д. постройки. Фото С. М. Прокудина-Горского. 1915 г.
Так, Оптинские преподобные напоминали о необходимости соблюдать праздничные дни и проводить их в храме, в молитве. Старец Исаакий I, например, пережил смертельную опасность, которая грозила ему, когда в праздничный день он работал. Однажды, когда в праздник пришлось ему по необходимости перевесить товар, внезапно обрушилась перекладина, на которой были утверждены весы, и Ивану Ивановичу грозила смерть; но тяжелое железное коромысло весом в пятнадцать пудов, не задев его, упало к его ногам. С тех пор он дал обет не работать более по праздникам.

Лев Данилович Наголкин, будущий старец Лев, более десяти лет успешно занимался торговлей, вращался во всех слоях общества, хорошо изучил их манеры и быт. Господь в начале пути дал ему обогатиться жизненным опытом, который потом пригодился ему в годы старчествования. Что заставило успешного купца отказаться от карьеры, богатства, радостей возможной семейной жизни и обречь себя на жизнь полную лишений и труда?

«Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин. Который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её». Так и отец Лев нашёл свою драгоценную жемчужину. Он пошёл к Богу и стал тем, кем мы его знаем – первым Оптинским старцем.

Будущий старец Макарий, тогда ещё юноша Михаил, управлял своим имением и, с точки зрения коммерческой, управлял им не очень хорошо: за прибылью не гнался. Позднее он напишет о своём понимании счастья:

«Жизнь, проходимая с чистой совестью и со смирением, доставляет мир, спокойствие и истинное счастье. А богатство, честь, слава и высокое достоинство нередко бывают причиною многих грехов и не доставляют счастья».

Поэтому юноша не искал богатства, не гнался за миражами светского успеха. Читал духовные книги, играл на скрипке, любил поработать в столярной мастерской. К крестьянам относился с любовью, никогда не наказывал. Когда они как-то украли у него гречиху, вместо наказания он вразумлял их примерами из Священного Писания. Родные смеялись над Мишей, но были поражены, когда мужики вдруг искренне покаялись и пали на колени перед юношей.

Крестьянка мнет лен. Пермской губ. Фото С. М. Прокудина-Горского. 1910 г.
Крестьянка мнет лен. Пермской губ. Фото С. М. Прокудина-Горского. 1910 г.
Преподобный Иларион в юности обучался портновскому ремеслу. Рассудительный юноша, помышлявший о монашестве, решил, что в монастыре как раз и пригодится ему эта профессия. Для совершенствования в ремесле он отправился в Москву. Именно тогда утвердилось в нём убеждение, что ко всякому делу следует относиться добросовестно: то, что делаешь, надо стараться делать хорошо. А это как раз и есть то самое правило, на которое как новоначальным, так и возросшим в духовной жизни инокам, святые отцы указывают как на необходимое условие для спасения, и которое они в своих писаниях называют «хранением совести»...

Будучи двадцати четырех лет от роду, будущий старец переехал вместе с родителями на жительство в Саратов. Он не только сам старался вести строго благочестивую жизнь, но и ввёл в обычай, чтобы в воскресные и праздничные дни вся артель его работников (человек тридцать) непременно бывала на службе в храме.

Кроме того, он обучал своих рабочих церковному пению и завёл, чтобы они за работою вместо светских песен пели песни духовные. Празднословие же и всякие непристойные шутки во время работы он своим мастеровым всячески воспрещал.

Будучи хотя и живого темперамента, преподобный Иларион, в миру Родион Никитич, во всех своих действиях отличался чрезвычайною мягкостью, кротостью и миролюбием. Когда он заставал кого-либо, даже и семейных своих ссорящимися, то своим миролюбивым вмешательством и внушениями всегда умел умиротворять враждебное настроение и переменять его в мирное. На рабочих он действовал не страхом, угрозами или наказаниями, а разнообразными мягкими способами, влиявшими на нравственное расположение виновных.

Группа рабочих на сборе чая: гречанки, Чаква. Фото С. М. Прокудина-Горского
Группа рабочих на сборе чая: гречанки, Чаква. Фото С. М. Прокудина-Горского
Будущий старец Анатолий (Зерцалов), в миру Алексей, до поступления в монастырь служил в Казённой Палате. Получая жалование, он делился с родными, был скромен и строг в жизни, всеми любим и уважаем. Аккуратный в одежде, ровный характером, он был утешением для родных, когда приезжал к ним. Мать также часто его навещала и всегда слышала много похвал сыну. Общественных увеселений Алексей избегал, и, если бывал в гостях, то с большим выбором, и там вносил доброе веяние.

Будущий старец Варсонофий (в миру Павел Иванович Плиханков) учился в Оренбургском военном училище, затем закончил штабные офицерские курсы в Петербурге. Постепенно повышаясь в чинах, он скоро стал начальником мобилизационного отделения, а затем полковником. Сослуживцы его прожигали жизнь в развлечениях, а Павел Иванович приходил в своём быту к всё большему аскетизму. Комната его напоминала келью монаха простотой убранства, порядком, а также множеством икон и книг.

По службе Павел Иванович числился на самом блестящем счету, и не за горами был для него генеральский чин. Будущий старец ставил выше мирских благ стяжание духовных высот. Однако в монастырь он ушёл только по благословению преподобного Амвросия, а до назначенного срока продолжал служить, при этом выполнял благословение старца и жертвовал на определённые храмы некоторые суммы из своего довольно высокого жалования полковника.

Будущий старец Нектарий, в миру Николай, рано остался сиротой и с одиннадцати лет стал работать в лавке богатого купца. Был Николай трудолюбив и к семнадцати годам дослужился до младшего приказчика. В свободное время юноша очень любил ходить в храм и читать церковные книги. Его отличали кротость, скромность, душевная чистота.

Накатка дров для обжига руды. Фото С. М. Прокудина-Горского. 1910 г.
Накатка дров для обжига руды. Фото С. М. Прокудина-Горского. 1910 г.
Вот только несколько примеров из трудовой биографии Оптинских преподобных, но они свидетельствуют о том, что трудились они добросовестно, стараясь жить в миру по Заповедям Христовым.

Старцы Оптинские давали советы относительно работы, карьеры, отношению к сослуживцам, достойного прохождения должности руководителя. Эти советы актуальны и в наше время.

Преподобный Лев строго наказывал придерживаться Заповедей и не допускать противных совести поступков:

«По торговой части храните совесть свою непреткновенно, чтобы не причинить ближним тщеты в покупке и продаже; а себе оным вместо мнимой пользы – великий вред и душевную тщету».

Преподобный Авмвросий учил трудиться по силе и ожидать воздаяния за труды от Бога, не домогаясь людской славы:

«Нужно везде трудиться по силе своей Бога ради о возможном успехе, и от Господа ожидать воздаяния».

Формовка художественного лития. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1910 год
Формовка художественного лития. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1910 год
При решении о выборе работы, преподобный Амвросий советовал принимать во внимание свой возраст, телесные и душевные силы, которые могут подходить или, наоборот, не подходить для данной должности. Также старец советовал обдумать, «может ли приносить пользу служба», рассмотреть сопутствующие обстоятельства:

«Если бы стали вам предлагать продолжение службы в том или другом виде, то, во-первых, обратите внимание на лета свои и на ваши телесные и душевные силы.

Во-вторых, рассмотрите со всех сторон, может ли приносить пользу ваша служба, хотя косвенным образом; также рассмотрите окружающие обстоятельства, благоприятствующие; и тогда, по соображении всего, можете решить так: при посильном приношении пользы должно оставаться на службе, в противном же случае уезжать, несмотря и на убеждения родных, для их внешних выгод, против которых всегда должно поставлять впереди свои невыгоды душевные».

Когда преподобный Амвросий получил письмо об усложнении служебных дел у своего духовного сына, он объяснял, что это «неустройство в целом мире». И происходит это неустройство из-за «брожения умов и чрез меру развитого самолюбия». Старец даёт мудрые советы о том, как вести себя в сложной обстановке на работе, и эти советы актуальны и в наши дни:

«Служебные дела ваши день ото дня усложняются и затрудняют ваше положение. Что делать? В настоящее время – неустройство в целом мире от брожения умов и от чрез меру развитого самолюбия. Не говоря уже о каких-либо увлечённых людях, видим, что между самыми благонамеренными людьми редко можно найти двух во всем единомысленных и согласных; но и из таких людей всякий думает по-своему, видит вещи по-своему и действует с настойчивостию тоже по-своему, – когда в силах, то открыто, более же политически и ухищренно.

На дрезине у Петрозаводска. Фото С. М. Прокудина-Горского. 1916 год
На дрезине у Петрозаводска. Фото С. М. Прокудина-Горского. 1916 год
Находясь среди таких обстоятельств, кто ещё не имеет совершенно полной власти, непрестанно да памятует совет Самого Господа: будите мудры яко змия, и цели яко голубие, то есть, видя несправедливое действие (кого-либо), вместо того, чтобы раздражаться отнегодования, должен употреблять мудрость, чтобы достигать цели, не во всём, а хотя в главном или в чём возможно; подобно как змия, когда ранят тело ее, всячески старается соблюсти главу. Вообще, ныне время такое, хотя бы в чём-нибудь достигать благонамеренной цели».

Старец Амвросий учил действовать, приспосабливаясь к характеру коллег, руководителя, а если не всегда удаётся это, то пускать на волю Божию, успокаивать себя тем, что «Господь взирает на благое намерение»:

«А в отношении главного предстоятеля, кто бы он ни был, должно иметь следующее соображение: действовать, приспособляясь к его характеру; и кто уклончив – одно говорит на словах, а другое выражает в действиях и на бумаге, с таким не должно прибегать к словесным объяснениям, – они напрасны: а лучше самое дело пускать в ход на волю Божию: пройдет – хорошо, не пройдет или подвергнется неправому изменению, – вы за это отвечать не будете. Должно успокаивать себя тем, что Господь взирает на благое намерение, и требует посильного и возможного действия, а не сверх силы и возможности».

Монахи Ниловой пустыни за работой: посадка картофеля Фото С. М. Прокудина-Горского. 1910 г.
Монахи Ниловой пустыни за работой: посадка картофеля Фото С. М. Прокудина-Горского. 1910 г.
Когда духовный сын жаловался преподобному Амвросию на несправедливые притеснения, старец советовал не оставлять должности, в случае необходимости «не презирать человеческую помощь» и быть готовым за правое дело Бога ради и пострадать:

«Не следует оставлять должности… не следует презирать человеческую помощь: можете двух знающих своих просить, чтобы писали за вас в Петербург и просили там, кого могут… Если бы за правое дело пришлось Бога ради и пострадать, то от того отрекаться не следует. Мы живем для будущей жизни и славы, а не для настоящей».

При продолжении несправедливых притеснений старец успокаивал чадо и призывал не унывать, а помнить, что главное – исполнить долг перед Богом:

«Пишете, во-первых, о продолжении борьбы с противодействующими. Хотя многие действия ваши одобряют, но никто помогать вам не хочет и потому приходится вам одному вести эту борьбу. Но не унывайте. Силен Господь подать вам Свою помощь… если бы попущением Божиим противной стороне пришлось превозмочь, то ничего вам больше не будет, как велят только оставить службу, впрочем и на это не надеюсь. Вы же во всяком случае исполните свой долг пред Богом».

О том, как следует относиться к доносам подчинённых, старец наставлял так:

«Доносы должно принимать средним образом – вполне не доверять и совсем не отвергать, а ожидать, как дело покажет… Полезно помнить совет пророка Давида: Открый ко Господу путь твой уповай на Него, и Той сотворит: и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне (Псал. 36). Читайте и весь псалом».

На жалобы духовного чада о вовлечении по роду должности в излишние расходы, преподобный Амвросий отвечал следующим образом:

«Заметно, что должность вовлекает вас в излишние расходы, то чтобы не впасть в непосильные долги, по времени, по усмотрению, можно и отказаться, а то долги хуже грехов: в грехах покается человек и Бог да простит, за долги будут истязать не только в настоящей, но и в будущей жизни, от чего да избавит Господь».

Преподобный Никон учил, что нельзя заниматься той работой, которая идёт против совести и веры:

«В случае если работа пойдет прямо против совести и веры, то, конечно, надо уйти. Да поможет тебе Господь».

Советы, которые давали старцы Оптинские о работе и карьере, основаны на Заповедях Божиих, поэтому не потеряли своей значимости и в наше время. Возможно, кому-то эти советы пригодятся, послужат ответом на невысказанный вопрос.

Ольга Рожнёва

8 ноября 2012 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Власть и карьера Власть и карьера Из наследия Оптинских старцев Ольга Рожнёва Может ли и должен ли быть социально успешным православный воцерковленный человек? Можно ли совмещать дорогу к Богу с восхождением по ступенькам карьерной лестницы? Искать ли начальственных должностей или отказываться от них? «Человеческий фактор» «Человеческий фактор» Прот. Андрей Ткачев «Человеческий фактор» «Человеческий фактор» Протоиерей Андрей Ткачев Служить Богу – значит перед лицом Божиим честно и правильно делать свое ежедневное дело, на которое ты поставлен Промыслом. Труд во спасение Труд во спасение Заметки о трудовой этике в эпоху русского Средневековья Аркадий Тарасов Любое дело следует делать «с молитвой и с доброй беседой или в молчании», а также «без волокиты». Если же «во время дела какого раздастся слово праздное, или непристойное, или с ропотом, или со смехом, или с кощунством, или скверные и блудливые речи, от такого дела и от такой беседы Божия милость отступит, ангелы отойдут в скорби, и возрадуются нечестивые бесы», – поучает «Домострой». Когда труд — радость Когда труд — радость Прот. Валериан Кречетов Когда труд — радость Когда труд — радость Протоиерей Валериан Кречетов В основе всей человеческой жизни лежит любовь. В раю была только любовь — смерти не было. А свойство любви таково, что без проявления себя, без деятельности она не может существовать, без этого она погибает. Вот почему любовь и дела любви всегда связаны, вот почему мы говорим: «Свидетельство любви — дела». А дела — это труд, поэтому совершенствование, возрастание без труда невозможно. И именно поэтому труд был заповедан даже безгрешным первозданным людям. Терпение и труд Терпение и труд Священник Павел Гумеров Все дети любят рисовать, даже те, кто рисует плохо. Отец Илья Шугаев как-то написал о том, что обучал детей в воскресной школе библейской истории через рисунки. Я тоже воспользовался этим методом. С детьми в школе мы рисовали дни творения, потоп, сон Иакова, вообще все известные сюжеты. Уместен ли физический труд в воскресные и праздничные дни? Уместен ли физический труд в воскресные и праздничные дни? священник Афанасий Гумеров Пишу в надежде получить разрешение давно длящейся в нашей семье дискуссии относительно уместности физического труда в воскресные и праздничные дни. Я придерживаюсь того мнения, что невозможность для верующего по каким-либо причинам должным образом соблюсти день воскресный (поход в храм, чтение духовной литературы) отнюдь не причина провести день праздно.
Комментарии
Ярослав19 января 2013, 21:00
Лучше бы сделали подборку без неуместных комментариев Ольги Рожнёвой. Ольга, чтобы комментировать слова святых надо быть самой святой.
Никита11 декабря 2012, 15:00
Отличные статьи о работе и труде. По больше таких. Спасибо!
Татьяна10 ноября 2012, 21:00
Дорогая Ольга! От всего сердца благодарю Вас за этот интереснейший и душеполезный материал. Храни Вас Господь!
Алексей 9 ноября 2012, 20:00
Маргарита, Оптинские старцы стяжали благодать Духа Святого, поэтому их советы актуальны в любое время. «Жизнь, проходимая с чистой совестью и со смирением, доставляет мир, спокойствие и истинное счастье. А богатство, честь, слава и высокое достоинство нередко бывают причиною многих грехов и не доставляют счастья» - разве эти слова преподобного Макария устарели? Какие именно советы Оптинских старцев кажутся Вам устаревшими? Читая наставления современных проповедников и наставников, нельзя отвергать советы духоносных старцев. Так можно отвергнуть всю святоотеческую литературу. А потом что? Евангелие? Оно ведь тоже давно написано... Как Вы полагаете? Не устарело ли оно по Вашей логике? Я обратил внимание на пару Ваших комментариев к разным материалам. Создаётся впечатление, что Вы вообще не читаете статьи, а только смотрите иллюстрации к ним. Или же читаете, но не понимаете прочитанного. К сожалению, у всех интеллект разный и разные аналитические способности. Поэтому Вы просто не спешите с комментариями, чтобы не ставить себя в смешное положение, а попросите кого-нибудь объяснить Вам смысл статьи.
Маргарита Вейо 8 ноября 2012, 21:00
Тема, конечно, важная. Но хотелось бы, чтобы она была привязана к современной жизни. Косоворотки, сарафаны, крестьянка со льном - милое вчера. Но мы живем сегодня. И хотелось бы слышать голос сегодняшнего дня. В этом смысли, проповеди и беседы митрополита Илариона очень современны и обращены к современникам. Хотелось бы побольше таких батюшек. духовных отцов и настоятелей.
Ольга 8 ноября 2012, 14:00
Андрей, при определённом социальном статусе нужно было иметь экипаж для выездов, устраивать званые вечера, балы и приглашать гостей и сослуживцев, если служба была при дворе, то предполагалась определённая одежда, заказывали ложу в театре. Всё это требовало больших расходов...
Андрей 8 ноября 2012, 10:00
Что такое "о вовлечении по роду должности в излишние расходы"? Например?
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке