Слишком большой корабль

Некоторая часть нашей пишущей публики склонна видеть Церковь через весьма искажающий фильтр; свидетельств этому много, отметим, для примера, недавнюю статью в НГ-религии под заголовком "Церковь открестилась от модернизации. Ко Дню народного единства РПЦ включилась в борьбу правящих элит". Автор интерпретирует выступления Патриарха, посвященные Дню Народного Единства, как знак того, что Патриарх поддерживает Путина в предполагаемом конфликте с Медведевым. Само наличие такого конфликта неочевидно; наверное, наши кремленологи обладают какими-то экстрасенсорными способностями, которые позволяют им проникать в умы государственных мужей; у нас таких способностей нет, так что про "борьбу элит" нам сказать нечего. Но одно можно сказать с уверенностью - речи Патриарха не имели к этой предполагаемой борьбе отношения. Он сказал именно то, что надлежало сказать Предстоятелю Русской Православной Церкви в день годовщины окончания смуты - совершенно независимо от того, как развиваются события внутри правящей элиты. Церковь свидетельствует о ценностях, укорененных в ее собственной традиции, ценностях, которые сформировались не вчера и которые не зависят от сегодняшних событий.

Другое, что следует отметить, - это то, что Церковь не есть КПСС, и ее верные чада - в том числе, священнослужители, вполне могут расходиться во мнениях. Такой известный священнослужитель как игумен Сергей (Рыбко) может сильно расходиться во мнениях с другими священниками, Епископами и даже Патриархом. Ничего ужасного в этом нет.

Что же касается отношения Церкви к "либерализму" и "модернизации", то тут нам придется начать с попытки определиться о чем, собственно, мы говорим.

Термин "либерализм" используется в очень широком разбросе значений - как пространственном, так и временном. В США называют "либералами" людей, выступающих за большую социальную роль государства, в Европе, напротив, этим словом называют людей, выступающих за то, чтобы государства было как можно меньше. Исторически "либералами" называли людей, выступавших за свободу слова, вероисповедания, и предпринимательской деятельности; сейчас это же слово означает тех, кто насаждает идеологическую ортодоксию и под флагом "борьбы за права меньшинств" выступает за существенные ограничения того, другого и третьего. Поэтому вне языкового и культурного контекста очень сложно понять, что это слово означает.

В России термин "либерал" прочно ассоциируется во-первых, с социал-дарвинизмом - кто смел, тот и сьел, а невписавшися в рынок могут сдохнуть, во-вторых, с антипатриотизмом - российский либерал это человек, которого глубоко огорчают любые победы его страны, начиная от победы национальной сборной по футболу и кончая 1612, 1812 и 1945 годом, в третьих - и это, скорее, лишь одно из проявлений принципиального антипатриотизма - с антиправославием.

Надо признать, что либерализм (в этом смысле) пустил определенные корни в нашем обществе, с одной стороны, и вызывает немалое отторжение - с другой.

Кто-то может сказать, что это злая карикатура, и все это не имеет отношения к подлинной либеральной традиции - и, возможно, будет прав, но мы сейчас говорим не о традиции, запечатленной, скажем, в трудах Джона Локка, Джона Стюарта Милля или Исайи Берлина, а о российском либерализме, данном нам в текстах и выступлениях его адептов.

В этом ситуации любая общественная сила, выступающая за социальную ответственность и солидарность, провозглашающая наш долг по отношению к своей стране и почтение к тем, кто этот долг достойно исполнял, будет антилиберальной - и особенно антилиберальной будет Церковь, которая (со всем основанием) воспринимается как стержень национальной традиции и национальной идентичности.

Поэтому неприятие Церкви со стороны российских либералов связано не с теми или иными конкретными действиями священноначалия, и не с высказываниями тех или иных священнослужителей, а с принципиальным расхождением в ценностях. Это - не политическое расхождение; с Церковью трудно разойтись политически, поскольку она не есть партия и присяги каким-то политическим идеям не требует. Это расхождение этическое и мировоззренческое.

Церковь проповедует традиционную этику самоограничения, долга и служения; либерализм возводит распущенность и отрицание каких-либо обязательств по отношению к ближним в принцип; Церковь настаивает на богоустановленности семьи - для либерала принципиально выступать под радужным знаменем; Церковь признает достоинство государственного и, в частности, воинского служения - для либерала то и другое ненавистно; Церковь говорит о долге успешных по отношению к неуспешным; либерал - о долге бедных по отношению к богатым (вспомните хотя бы Прохорова с его идеями снять ограничения на продолжительность рабочего дня), Церковь выступает за сохранение человеческой жизни с момента зачатия - для либерала из всех невписавшихся в рынок нерожденные младенцы - самые невписавшиеся. Церковь не может сделаться любезной российскому либерализму, не перестав быть Церковью.

Противостоит ли Церковь модернизации? Давайте сначала выясним, что понимается под этим словом. Какой модернизации? Что имеется в виду? У российских либералов есть какой-то модернизационный проект, по отношению к которому Церковь могла бы занимать ту или иную позицию? Любые тексты на тему "что либералы бы сделали бы со страной, если бы им дали такую возможность" производят такое впечатление, будто их писал Манилов, впавший в тяжелую мизантропию - то есть, с одной стороны, полностью утопических, с другой - чрезвычайно неприязненных по отношению к этой стране и ее жителям; можно взглянуть, для примера, на известный текст про "гетто русского языка".

Поддерживает ли Церковь правящий режим? Сама постановка вопроса предполагает ситуацию борьбы, когда есть борьба не на жизнь, а на смерть, между "режимом" и кем-то еще. Если бы такая борьба имела место - Церковь несла бы служение миротворца, ища примирения, а не победы одной из сторон. Но есть ли сама борьба? Являются ли наши либералы борцами с режимом? Достаточно вспомнить имена, которые у всех на слуху, или прочитать список "Координационного Совета Оппозиции", чтобы заметить, что среди "вождей протеста" немало людей, чуждых бледной нищете, людей, не просто хорошо, а очень хорошо устроенных при нынешнем режиме. Вероятно, вопреки известной фразе, все они приобрели свои состояния самым честным путем - но, в любом случае, они не могли бы приобрести их, не входя в самые тесные отношения с этим самым режимом. Будем надеяться, что они исправно платят налоги, регистрируют все, что подлежит регистрации и нормально общаются со всеми представителями государства, с которыми им при этом надлежит иметь дело.

Церковь не видит ничего неправильного в том, чтобы взаимодействовать с государством в процессе зарабатывания состояний - напротив, это вещь необходимая и должная. Но Церковь также не видит ничего неправильного в том, чтобы взаимодействовать с государством в процессе служения ближним - потому что такое служение иначе невозможно. Чтобы священники пришли в больницы, нужно договариваться с министерством здравоохранения, а в армию - с министерством обороны. Поэтому, исполняя свое служение, Церковь взаимодействует с государством и будет это делать.

Но главное, на что стоит обратить внимание - Церковь проповедует ценности не сегодняшнего, не вчерашнего, и не позавчерашнего дня. Она проповедует вечные ценности. Думать, что содержание ее проповеди определяется текущей политической конъюнктурой - значит ничего не понимать ни в Церкви, ни в обществе.

Патриарх вспомнил о подвиге тех, кто был верен Церкви и Отечеству потому, что поступки этих людей достойны подражания. Он вспомнил тех, кто изменил, потому что нам следует опасаться этого греха. Потому что быть верным - это хорошо и правильно в XVII веке, и в XXI-ом, а предавать своих сограждан - одинаково дурно и тогда, и сейчас, и всегда. Это не касается текущей политической конъюнктуры. Это одна из фундаментальных нравственных очевидностей, на которых строится человеческое общество. Церковь - это слишком большой корабль, чтобы ее могло носить туда и сюда подковерными течениями в тех или иных кабинетах.

Сергей Худиев

Источник: Радонеж

13 ноября 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
В шаге от обобщений В шаге от обобщений
Владимир Легойда
15 ответов председателя Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви Владимира Легойды публицисту Валерию Панюшкину.
Есть ли основания для утверждений о сращивании Церкви и государства в России? Есть ли основания для утверждений о сращивании Церкви и государства в России? Есть ли основания для утверждений о сращивании Церкви и государства в России? Есть ли основания для утверждений о сращивании Церкви и государства в России?
Ответы в программе «Слово пастыря»
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Есть ли основания для утверждений о сращивании Церкви и государства в России? На этот вопрос телезрителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отвечает в очередном выпуске авторской программмы «Слово пастыря», вышедшем в эфир 20 октября 2012 года.
Мир утопий, или Еще раз о церкви и государстве Мир утопий, или Еще раз о церкви и государстве
Владимир Легойда
Звучащие сегодня в адрес Церкви многочисленные обвинения грешат поверхностностью и искажениями фактов. Церковь просто занимается тем, чем и должна, считает председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда.
Церковь и мир: чему учит растущее напряжение? Церковь и мир: чему учит растущее напряжение?
Православную Церковь слишком хорошо видно— даже если иметь в виду просто городской пейзаж. Порядочная часть населения опомнилась, перестала метаться, задала себе правильные вопросы и сделала очень серьезные шаги в направлении православного креста. Другая часть населения просто не может уже этого не замечать.
За что не любят Церковь За что не любят Церковь
Игумен Нектарий (Морозов)
Кто-то не любит чай с лимоном — и не пьет его. Кто-то не любит Моцарта — и не слушает его произведения. Кто-то не любит, подобно поэту Владиславу Ходасевичу, гулять — и не гуляет. Ну а кто-то не любит Церковь. Что ж, можно тогда просто в нее не ходить. Но нет! Нелюбовь эта обязательно находит свои проявления в непрестанных обвинениях, клевете, требованиях «запретить», «упразднить», «не пущать».
Комментарии
Василий14 декабря 2012, 02:16
Да лично я был бы только рад, что современная церковь не занимается поддержкой правящего режима. Но в обратном меня убеждают не какие-то атеистические публикации, а как раз наоборот - те, которые размещены на самых что ни на есть православных сайтах, в том числе и здесь. Примеры. 1. Обращение старца Илия с призывом не ходить на митинги. О причинах своего несогласия с этим обращением я уже писал в комментариях здесь http://www.pravoslavie.ru/jurnal/53543.htm и здесь http://www.pravoslavie.ru/smi/50575.htm. 2. Интервью с о.Тихоном Шевкуновым "Для меня нет вопроса, за кого голосовать" и интервью с Михалковым "Плохо все, если не Путин". Да, Михалков и о.Тихон лишь высказывали свое мнение, но зачем эти интервью публиковать именно здесь, на православном сайте? 3. Целый ряд пропутинских статей на "Русской народной линии", которая, как известно, тоже считается православным сайтом: "Владимир Путин как охранитель веры православной", "Пуси Райот - духовный плод антипутинистов", "Судьбы России. Историческое значение Путина", "Владимир Путин идет путем Константина Великого" - и это еще не все. 4. Наконец, статья "Демонов немощные дерзости", где описываются достоинства существующего режима как "авторитарной демократии", а далее прямо говорится: "Церковь... готова поддержать «режим Путина» в его конструктивной, созидательной деятельности". Нельзя же, в самом деле, делать вид, будто ничего перечисленного нет!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×