Не много ли чести Гарри Поттеру?
(к статье: Гарри Поттер: посвящение в магию)

Не могла не написать по поводу полемики об "Амели", "Гарри Поттере" и время от времени критикуемого православными "Властелине колец". Хочется поддержать автора последней полемической заметки на эту тему "Лучшее из худшего" (к "Амели"). Действительно, почему мы ожидаем, что западные кинематографисты должны снимать православное кино? Есть такая тенденция у православных критиков - обличать в "нехристианстве" авторов, явно не имеющих отношения к христианской Церкви. Также и греческий автор статьи о Гарри Поттере говорит о том, что Гарри Поттер "совершает чудеса без помощи истинного Господа", но это уж как-то совсем странно читать. Не много ли чести Гарри Поттеру? По большому счету общество-то вокруг нас языческое, тем более общество западное, есть лишь какие-то рудименты христианства. И что же мы хотим от обычной язычницы Миссис Роулинг, которая решила заработать денег? Чтобы она прославляла чудеса Господни?

"Гарри Поттер" - обычное развлекательное произведение, коммерческое, поэтому неглубокое, растянутое, как латиноамериканский сериал, жвачка, не лишенная, однако, местами некоторой выдумки и понимания детской психологии. Магию миссис Роулинг, на мой взгляд, все-таки просто использовала как экзотику, для того, чтобы создать увлекательный образный мир. По сравнению с черепашками Ниндзя и Покэмонами, которыми питаются современные дети, "Гарри Поттер" - это определенный прогресс, так как его мир и герои гораздо более человечные, он похож (только похож! коммерческий суррогат!) на старую добрую волшебную сказку, этим отчасти и объясняется его большая популярность.

"Гарри, несомненно, был создан, чтобы походить на нового спасителя"... Ну, точно, много чести! Языческое общество дня не может прожить без кумиров, главный герой создан по шаблону кумира, страдалец, борец со злом и т.п. - суррогат святости. Современное безбожное общество вообще все построено на суррогате: современные отношения мужчины и женщины - суррогат любви, телевизор - суррогат общения, даже питаемся мы суррогатными продуктами. Я бы и сама не уделяла так много внимания этому чтиву, если бы православная критика была более конструктивной и достигала своей цели.

Сатанизм-то не в том, что у Гарри Поттера зигзагообразная молния-шрам на лбу, а в том, что издатели, кинопрокатчики, производители компьютерных игр и сувениров эксплуатируют этот креатив, раскручивая его, устраивают массовый психоз среди детей и зарабатывают на них деньги. Дети для них - пушечное мясо. Вот что нужно обличать и этим отвращать людей (современных прагматиков!) от увлечения подобными произведениями. Что же касается чудес, то они - неотъемлемая часть такого древнего жанра словесности, как волшебная сказка. Причем без указания, что они сотворены Господом.

Финист-ясный сокол преврещается из птицы в молодца и обратно, Змею Горынычу отрубают три головы и вместо них вырастает шесть новых, Баба Яга летает на помеле, жизнь и смерть Кощея содержится в игле, которая внутри яйца (магический предмет!), сердце Кая превращается в льдышку (поищите более христианский образ!), к Золушке прилетает фея и взмахом волшебной палочки делает из тыквы карету. Или это тоже оккультизм? Это просто образная игра для детей, и если ребенок играет в казаков-разбойников, это не значит, что он станет разбойником.

Сказка, правда, научает детей жизненной мудрости, но старые сказки писались христианами или народом вообще, а современная неоязыческая сказка христианских детей мало чему может научить. "Властелин колец" же выпадает из этого ряда, так как написан каким-никаким, но христианином (Толкиен - лучший друг философа и писателя К.С. Льюиса, приведший его к вере), и не имел целью своего написания коммерческий успех.

Толкиен - профессор Оксфорда, исследовавший древние языки и кельтскую, валлийскую мифологию (отсюда образный ряд, если бы он преподавал фольклористику в МГУ, то у него были бы сплошные Бабки-Ежки, Кощеи и Горынычи) сочинял сказки поначалу для своих детей в воспитательных целях, в том числе. Положительным героям "Властелина колец" свойственно большое мужество, они постоянно преодолевают безвыходные ситуации, а отрицательным - подлость и т.д. Есть мнение, что общая картина борьбы Добра со Злом в этом произведении отражает христианское понимание бытия мира. Шоу-бизнес, правда, и это произведение оседлал и сейчас выжимает все возможные дивиденды из его раскрутки.

В заключение хотелось бы сказать, что современная культура очень далека от христианства, она мелка, расслаблена, а зачастую агрессивно порочна. Человек, активно ее потребляющий, сильно осложняет себе задачу спасения души. Христианского художественного слова в современной культуре практически не слышно. Но хотелось бы, чтобы христианская критика была более адекватной. Газетчики приучили нас судить о многообразии мира Божия примитивно, дилетантски-самонадеянно и на все развешивать ярлыки. Но мы - не светские журналисты и будем более вдумчивы.

Анастасия Верина

15 мая 2002 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту