Приемный ребенок: выбор сердца и разума

Беседа с епископом Смоленским и Вяземским Пантелеимоном

Антон Леонтьев

Первая православная школа приемных родителей при Марфо-Мариинской обители за 11 месяцев своего существования уже подготовила 30 семей-выпускников. Десять из них взяли на воспитание детей. Помимо стандартной программы, разработанной городским Департаментом семейной и молодежной политики, в школе будущие приемные родители могут пройти катехизацию, пообщаться со священником, а также встретиться с теми семьями, которые уже воспитывают приемных детей. По окончании обучения выдается документ государственного образца – с сентября такое свидетельство о прохождении спецкурсов стало обязательным для потенциальных усыновителей.

Председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. Фото: отец Андрей Радкевич / пресс-служба Синодального отдела по благотворительности Председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. Фото: отец Андрей Радкевич / пресс-служба Синодального отдела по благотворительности
    

О том, чему следует научиться будущим приемным родителям и как им справляться с духовными трудностями, порталу «Православие.ру» рассказывает организатор и духовник школы, председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.

– Какие главные знания должны получить потенциальные усыновители? И действительно ли теоретическая подготовка к родительству реально помогает на практике?

– Конечно, нужно познакомить усыновителей с особенностями детей, которые оказались по каким-то причинам вне семьи. Эти особенности, как правило, общие для всех таких детей: сложная психика, отсутствие телесного здоровья, часто отставание в развитии. Обычные критерии педагогики к этим детям не применимы. Поскольку все время меняются взрослые, которые живут и занимаются с ребятами в детском доме, у ребенка к ним не возникает устойчивой привязанности, и часто он не умеет любить. Травмированные дети легко переключаются с одного на другое, у них нет какой-то стабильности в жизни… В общем, приемный ребенок – не чистый лист, в его душе уже написаны жизнью разные каракули и даже скверные слова.

Кроме психологии, усыновители должны детально выяснить и юридическую сторону вопроса, чтобы знать и свои права, и права кровных родителей.

Но помимо специальных знаний, главное, чему должны учиться будущие родители, – это умение самим любить таких детей. А для этого нужно постоянное обращение к Источнику любви – к Богу. Через молитву, церковные таинства, чтение Священного Писания и соблюдение заповедей Господь дает нам чувство подлинной любви. У человека должно быть понимание, что воспитание ребенка – это подвиг, силы на который дает только Господь. «Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18: 5).

Родители, исполняя слова Христа, должны просить помощи у Того, Кто заповедовал относиться с состраданием и сочувствием к чужому горю, тем более что тут мы имеем дело с детской бедой.

– Какие мотивы чаще всего заставляют задуматься об усыновлении? Как понять, готов ли человек взять на воспитание премного ребенка?

Епископ Пантелеимон. Фото: Пресс-служба Синодального отдела по благотворительности Епископ Пантелеимон. Фото: Пресс-служба Синодального отдела по благотворительности
– Прежде всего, мы работаем не с желанием какого-то человека, а с семьей. Нет цели обучить как можно больше семей. Мы стараемся находить индивидуальный подход. Важно, чтобы решение усыновить ребенка было взвешенным.

Должны быть нормальные отношения внутри семьи – осознанное стремление иметь детей у всех ее членов. Обязательно согласие мужа, а также кровных детей, если они есть. Одиноких женщин, которые хотят ребенка, мы не рассматриваем в качестве кандидатов в приемные родители. Но, конечно, каждый случай индивидуален, поэтому только духовник конкретной семьи может дать такой совет: брать ребенка или семья еще не готова к этому.

Курсы приемных родителей как раз и нужны, чтобы не скрывать всех трудностей, а честно о них рассказать – а решение остается за семьей. Нужно осознавать, что если в семье есть непонимание, ревность, то все эти проблемы многократно возрастут, если еще появится ребенок из детского дома, который к тому же сразу перетянет все внимание на себя, ведь он не умеет делиться своей любовью и не умеет жить в семье.

Иногда приходится снимать «розовые очки» с родителей, думающих, что ребенок, которого они усыновят, будет теперь до конца жизни благодарен им. Обдуманным решение об усыновлении становится тогда, когда человек понимает, что он идет на подвиг ради ребенка.

Чаще всего трудности не пугают тех, у кого долгое время не получается родить собственных детей. Стремление быть родителем заложено природой в каждом. Несмотря на то, что в наше время люди часто до достижения зрелого и очень зрелого возраста даже и не думают о семье и детях, в результате все равно большинство приходит к такому решению. Но есть и другие случаи, когда люди, уже воспитывающие нескольких детей, понимают, как важно для ребенка жить в семье, и решают взять к себе еще одного – приемного. Бывает, что просто до глубины души трогает чужое горе.

– Когда рождается свой, кровный ребенок, мы, к счастью, не можем выбирать, какой у него будет цвет глаз, характер, болезни и т.д., – родителям приходится любить его таким, какой он есть. А вот как выбрать ребенка в детском доме? И допустим ли сам выбор?

– Я думаю, что выбирать приемного ребенка допустимо: нужно увидеть и понять, полюбишь ли ты его, расположится ли твое сердце к нему. Конечно, этот выбор сердца нужно проверить разумом. Трезво оценить, по силам ли твоей семье взять ребенка, если он тяжело болен, например, или уже достаточно взрослый и успел приобрести какие-то очень плохие привычки – изменить кардинальным образом вы ведь его не сможете. Но голос сердца все равно стоит слушать – ведь и Сам Господь может указать, что это именно тот самый твой ребенок. Да еще и самому ребенку вы должны понравиться.

На практике же бывает так, что не вы выбираете из большого количества детей, а вам самим консультанты советуют – не детей подбирают к родителям, а родителей подбирают к детям. Стоит прислушаться и к этим рекомендациям.

– Многие родители жалуются, что и своих-то, кровных детей, даже в раннем возрасте, не удается привести в Церковь. А как быть с детьми из детского дома? Способны ли они, по вашему опыту, жить в воцерковленной семье?

– Зная опыт православных детских домов, могу сказать, что очень большой процент их выпускников затем не уходят из Церкви. Есть случаи, что некоторые выпускницы становятся женами священников.

Не имея в себе страха Божия, нельзя научить ему и своего ребенка. И наоборот, если таинства имеют большое значение для родителя, этот пример передается детям. Самое главное – нам самим постоянно быть со Христом, быть в поисках главного дара, главной цели – стяжания Духа Святого.

И хотя себя мы можем и должны заставлять любить, выполнять заповеди, да и просто рано утром в выходной день встать и пойти в церковь, то ребенка, конечно, силой не заставишь. Тут творческий подход нужен, ведь семейных традиций благочестивой жизни не сохранилось. Каждой семье нужно найти свой путь. Поэтому еще важно общаться с другими семьями, делиться опытом.

– Есть ли продолжение у школы приемных родителей – клуб для уже усыновивших?

Епископ Пантелеимон. Фото: Пресс-службы Синодального отдела по благотворительности Епископ Пантелеимон. Фото: Пресс-службы Синодального отдела по благотворительности
– Чтобы оказать реальную помощь, необходимо сохранять с нашими подопечными семьями отношения и после усыновления. У нас уже есть такой клуб, а в дальнейшем наша цель – создать ассоциацию православных родителей, которая помогала бы семьям в воспитании детей, в том числе и приемных. Ведь Церковь – это семья, и все общины в идеале должны быть такими дружными семьями, где помогают друг другу, и в воспитании детей тоже.

То, что сегодня воспринимается многими как некая экзотика: многодетность, усыновление и так далее, – на самом деле естественно и нормально, а ведь этому можно научиться, только имея перед глазами живой пример.

Более того, со временем мы должны прийти к тому, чтобы такие семейные клубы объединились в родительскую ассоциацию и становились реальной общественной силой – могли бы выражать свое мнение по поводу разных опасных тенденций. В конце концов в связи с тем, что меняется законодательство в области социальной защиты детей, эта ассоциация могла бы участвовать в решении вопросов, забирать ли конкретного ребенка из конкретной семьи или нет.

Все-таки, несмотря на все различия и проблемы, с которыми сталкиваются приемные родители, жизнь всех семей развивается по неким общим правилам: есть посты, праздники, общие дела. Родители должны заботиться о воцерковлении ребенка с самого раннего детства, а при том, что многие наши взрослые еще сами мало знают о церковной жизни, им приходится преодолевать много трудностей на этом пути. В этом семьи должны поддерживать друг друга, помогать.

Кстати, поэтому, я считаю, очень желательно, чтобы и в школе приемных родителей занятия вели люди из многодетных семей: родители или их ставшие взрослыми дети. Мы их ищем и приглашаем поделиться опытом – особенно интересно было бы побывать у них дома, послушать какие-то истории из жизни, узнать, как они разрешают разные сложные ситуации. Ведь часто бывает, что даже специалисты-психологи из-за отсутствия собственного опыта семейной жизни не могут до конца понять проблемы подопечных. А после посещения многодетной семьи, в которой есть атмосфера любви, становится понятно, на что нужно равняться и к чему стремиться.

– Преподают ли в православной школе приемных родителей люди с таким опытом?

Еп. Пантелеимон (Шатов). Первая архиерейская литургия в домовом храме святого преподобного Серафима Саровского при психоневрологическом интернате №16. 21 января 2011. Фото: Ирина Сечина / Пресс-служба Синодального отдела по благотворительности Еп. Пантелеимон (Шатов). Первая архиерейская литургия в домовом храме святого преподобного Серафима Саровского при психоневрологическом интернате №16. 21 января 2011. Фото: Ирина Сечина / Пресс-служба Синодального отдела по благотворительности
– Да, на курсах преподают священник и послушница Марфо-Мариинской обители – оба сами выросли в семьях, где было много детей. Или, например, некоторые занятия ведет женщина, которая десять лет работала директором в православном детском доме, воспитывала детей, лишенных родителей, – можно сказать, жила с ними одной семьей.

Но главное, что хотелось бы, – это чтобы те, кто приходят в школу приемных родителей, твердо поняли: без Бога мы не можем ничего, и чтобы они чаще обращались к Нему. Воспитание чужих детей, без преувеличения, подвиг, но важно помнить, что в лице усыновленного ребенка вы можете послужить Христу – Сыну Божиему, Который отдал за нас Свою жизнь и усыновил всех нас Богу. Это тот путь, где будет совсем непросто, но здесь вам будет помогать Сам Господь. «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, – говорит Христос, – ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11: 29–30).

Справка

Православная школа приемных родителей – одно из направлений работы Центра семейного устройства – проекта православной службы помощи «Милосердие».

Длительность курса – два месяца. Обучение проходит по программе, разработанной Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы, с добавлением дополнительных занятий. К стандарту добавляются беседы со священником, общение с родителями, имеющими опыт воспитания приемных детей, и со специалистами по возрастной педагогике. Занятия ведут священники, психологи, юристы, педагоги и другие специалисты. По окончании обучения в школе будущим приемным родителям выдается документ государственного образца.

Выпускники школы, которые взяли на воспитание ребенка из детского дома, в любое время могут обратиться за консультациями в школу, а также посещать встречи Клуба православных родителей. Встречи клуба проходят ежемесячно, на них родители могут поделиться опытом и задать интересующие их вопросы. На встречи приглашают не только тех родителей, которые прошли обучение в школе, но и всех желающих.

Записаться на курсы в православную школу приемных родителей можно по телефону справочной службы «Милосердие»: (495) 972-97-02. Также по этому телефону можно присоединиться к Друзьям милосердия – всем тем, кто не остается равнодушным, когда ближнему нужна помощь.

С епископом Смоленским и Вяземским Пантелеимоном (Шатовым)
беседовал Антон Леонтьев

20 ноября 2012 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
О жизни в браке, причинах сиротства и помощи семье О жизни в браке, причинах сиротства и помощи семье Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов) По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Синодального отдела по церковной благотворительности епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон принял участие в VI Cъезде уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. Съезд проходил с 1 по 3 октября в Казани. Доклад владыки предваряло выступление уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Павла Астахова, который рассказал о приоритетах государственной политики в сфере защиты прав детей. Игры кончились Игры кончились Анастасия Мишагина Психиатрия на свой лад описывает демоническое воздействие компьютерных игр. «Игровая зависимость может развиваться у людей, которые в принципе склонны к экстремальному поведению. Если игроманию не лечить, то в будущем человека ждет рискованное вождение, беспорядочные половые связи – все то, что мы называем девиантным поведением». Дети, родившиеся из сердца Дети, родившиеся из сердца Разговор с «немногодетной» мамой Дети, родившиеся из сердца Дети, родившиеся из сердца.
Разговор с «немногодетной» мамой
Оксана Головко Маленькая Юля продолжила: «Она мне сказала: у тебя мама ненастоящая! А я ей говорю: как это — ненастоящая, если она лучше и настоящее, чем твоя? А она говорит — она тебя не родила, поэтому и не настоящая! А я ей — у меня мама самая лучшая, и наплевать мне, кто меня родил!» И для большей наглядности своего спора с подругой плюнула на пол.
"Если бы не отец Григорий, половины этих детей не было бы сейчас в живых" "Если бы не отец Григорий, половины этих детей не было бы сейчас в живых" Александра Никифорова Другой раз собрались старейшины села и хотели убить - дети встали и собой закрыли отца Григория: «Убейте лучше нас, чем нашего священника». На переданной приюту святой территории отец Григорий надеется с помощью Бога и добрых людей начать строительство жилого корпуса для 200 детей.
Комментарии
Елена 2 февраля 2016, 15:00
Я осталась одна в 48 лет - родной сын пропал без вести. И только две приемные дочери, которых я взяла из детского дома уже подростками, вернули мне смысл жизни! Конечно Бог помогает тем, кто верует. Но я, к своему сожалению, еще не нашла своего Храма к Богу. (Папа атеист, мама относиться к пятидесятникам, бабушка к адентистам седьмого дня, бывший муж был католиком, свекровь Свидетелем Иеговы. Имея такой набор родственников трудно определиться - в какую же конфессию податься). Но видимо, несмотря на то, что я не хожу в Храм, Бог мне помогает (ну, раз у нас все хорошо, значит помогает? Или это не Бог помогает? Может ли он не верующим помогать? - вопросов у меня много по этому поводу, в связи с заявлением Владыки)- я забрала детей из детского дома будучи одинокой женщиной. Вспоминаю своего бывшего мужа с которым растила собственного сына - его помощь в воспитании ребенка очень сомнительна...скорее мешал, чем помогал. Если у ребенка нет семьи, дайте же детям обрести хотя бы маму! Если у женщины нет мужа - дайте же ей возможность иметь детей! Конечно, возвраты - это ужасно! И одиноким женщинам тяжелее воспитывать приемных детей, так же как и своих собственных воспитывать одной тяжело!Но мнение Владыки по этому поводу совершенно сбило меня с толку! Такое ощущение, что я совершила что-то запретное, забрав детей из детского дома не имея мужа.
Татьяна10 декабря 2014, 00:00
Полтора года назад взяли на воспитание девочку 7 лет,- относительно здоровую, без психических нарушений(ЗПР не считается).Познакомились сначала, ездили к ней в гости,прошли гостевой режим и стали жить вместе. СЛАВА БОГУ, что я не одна ее воспитываю!!! Никаких ужасов ребенок не творит, ходит с нами в храм, причащаемся всей семьей, да и родители мы уже опытные. Но привыкать друг к другу, срастаться - очень трудно. И мне до сих пор надо иногда все оставить и уйти из дома отдохнуть. А как все оставить одинокой женщине? В этом труде у вас должен быть соратник,который и поддержит, и поговорит с вами, и защитит при случае. Не удивляйтесь,- ребенок будет проверять вас на прочность, предъявит вам счет за свои несчастья, а то еще и перепутает с каким-нибудь обидчиком из прошлой жизни. Необходимо, чтобы рядом был еще хотя бы один человек! Не об ущемлении прав одиноких женщин идет речь. Усыновление или опека требуют столько сил и средств(не только материальных), что и вдвоем нелегко. А без помощи Божией вообще не справиться.
Ирина 2 января 2014, 17:00
Уважаемые дамы не волнуйтесь!Я явлюсь одинокой и имею приемного сына Ярюшку.Интересно мнение уважаемого Владыки, но я всегда думала, что воцерковленная женщина имеет право взять сироту и дело полезное и с Божьей помощью...Видела и полные семьи и как раз мужчины там и не выдерживают и уходят. Да и вообще это похоже на заявление, что и одинокие родные мамы не имеют права воспитывать своих детей, а если это не так то и приемные мамы подходят для воспитания детей. Я по профессии дефектолог-олигофренопедагог и психолог и происхожу из семьи, где с маминой и папиной стороны очень многодетные семьи 5-7 детей и иногда думаю, что сколько мне довелось воспитать детдомовцев и помочь мамам с детьми с психиатрическими и дефектологическими проблемами столько не одна женщина не родит. Может у каждого просто крест свой от Бога? Ярюшка мой учится в трех школах, ему востановлено здоровье,преодолена ЗПР,и просто мы две сироты (у меня умерли родители) имеем большую любовь к жизни и вместе преодолеваем трудности, ребенок любит Бога, Церковь. И если я не пригадилась в жены мужчине то это не повод обижаться,а в жизни и кроме них много интересного, в том числе и дети сироты, не очень то их в 1986 году навещали в детских домах, когда я начинала там работать как молодой специалист и в Церкви ,дорогие матушки, умственно отсталых детей не очень окормляют,и в обществе ты изгой,если незамужем, но вот деньги твои всем интересны (имела крупный бизнес). Никто не побрезгует, не то что одинокой женщиной.
Елена 2 декабря 2013, 14:00
Тоже была потрясена тем, что одинокие женщины не рассматриваются в качестве усыновителей.. Кем не рассматриваются? Органами опеки рассматриваются. Как в войну женщины детей на ноги поднимали без мужчин? Поднимали и ничего. А у брошенных детей тоже война, личная. И надо им помогать. И вообще, если паре Бог детей не дал, то надо ли им идти против его воли? Почему пара в приоритете? Я верующий православный воцерковленный человек, но порой суждения официальных представителей угнетают - то крестите запретить несчастных суррогатных детей, то одинокие мамаши пусть продолжают и не мечтать о детях.
ЕЛЕНА 6 марта 2013, 18:00
- И, НАВЕРНОЕ, САМАЯ БОЛЬШАЯ ОПАСНОСТЬ В ТОМ, ЧТО ОДИНОКАЯ ЖЕНЩИНА МОЖЕТ ПОЙТИ НА УСЫНОВЛЕНИЕ РЕБЁНКА, ЖЕЛАЯ Т.С. "СКРАСИТЬ СВОЁ ОДИНОЧЕСТВО", А ВОСПИТАНИЕ СИРОТЫ - ЭТО СЛУЖЕНИЕ, СУТЬЮ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ, НЕКОГДА ПОВРЕЖДЁННОЙ, В СЛЕДСТВИЕ ТРАГИЧЕСКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ЕЁ ЖИЗНИ. И НАДЕЯСЬ ПОЛУЧИТЬ КАКОЙ-ТО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ ДЛЯ СЕБЯ, ЖЕНЩИНА, СТОЛКНУВШИСЬ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ СИРОТ, ОСТРО НУЖДАЮЩИХСЯ В ПОЛУЧЕНИИ ЛЮБВИ (КОТОРОЙ ОНИ ОКАЗАЛИСЬ ОБДЕЛЕНЫ С ДЕТСТВА)И РЕДКО СПОСОБНЫМИ НА ОТДАЧУ ЛЮБВИ ДРУГИМ, МОЖЕТ ВСКОРЕ РАЗОЧАРОВАТЬСЯ В СВОЁМ РЕШЕНИИ И ТОГДА НЕМИНУЕМЫ ТРАГЕДИИ ДВУХ ЖИЗНЕЙ - И САМОЙ ЖЕНЩИНЫ, ОБИЖЕННОЙ В ЛУЧШИХ ЧУВСТВАХ, И - ЧТО СТРАШНЕЕ - РЕБЁНКА, ПСИХИКА КОТОРОГО УЖЕ И ТАК НАДЛОМЛЕНА, И ВТОРОЕ РАЗОЧАРОВАНИЕ В ОТНОШЕНИЯХ СО ВЗРОСЛЫМ И НЕКОГДА ЛЮБЯЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ БУДЕТ ДЛЯ НЕГО КАТАСТРОФИЧЕСКИМ...
ЕЛЕНА 6 марта 2013, 18:00
Да УСЫНОВЛЕНИЕ СИРОТЫ ОДИНОКОЙ ЖЕНЩИНОЙ - ВОПРОС ОЧЕНЬ СПОРНЫЙ: - ВРОДЕ БЫ И ПРАВДА, ПОЧЕМУ БЫ НЕ ДАТЬ ЕЙ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАБОТИТЬСЯ ОБ ОДИНОКОМ МАЛЕНЬКОМ ЧЕЛОВЕЧКЕ? - НО ВО-ПЕРВЫХ, ЕСЛИ ЭТО БУДЕТ ДЕВОЧКА - ЕЩЁ ЕСТЬ КАКАЯ-ТО ВОЗМОЖНОСТЬ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРАВИЛЬНО СФОРМИРОВАТЬ ЕЁ ЛИЧНОСТЬ, ОСНОВЫВАЯСЬ НА МЕХАНИЗМЕ ПОДРАЖАНИЯ И ИДЕНТИФИКАЦИИ (ХОТЯ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВОЧКИ-ДЕВУШКИ-ЖЕНЩИНЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ МУЖЧИНЫ НЕОБХОДИМО!!!), А ЕСЛИ МАЛЬЧИК - СРАВНИВАТЬ МОЖНО ТОЛЬКО С ХУДШИМ ВАРИАНТОМ: ХУЖЕ, ЕСЛИ У НЕГО СОВСЕМ НЕ БУДЕТ РОДИТЕЛЕЙ, ЛУЧШЕ, ЕСЛИ ХОТЯ БЫ ОДНА МАМА... НО ПОЛОВОЕ ФОРМИРОВАНИЕ МАЛЬЧИКА В ТАКИХ УСЛОВИЯХ БУДЕТ ЗАТРУДНЕНО. К ТОМУ ДЕ НАЧИНАЯ С ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ПАРЕНЬ БУДЕТ ИСКАТЬ ОБЩЕНИЯ С МУЖЧИНАМИ - НОРМА РАЗВИТИЯ - КАК ТОГДА БУДЕТ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ МАТЬ? СМОЖЕТ ЛИ ВЕРНО ОТНЕСТИСЬ К ЭТОМУ ЯВЛЕНИЮ? ТРАГЕДИИ И ДЛЯ НЕЁ САМОЙ, НО - ЧТО СТРАШНЕЕ - ДЛЯ ИТАК РАНЕНОГО РЕБЁНКА...
ЕЛЕНА 6 марта 2013, 18:00
ДЛЯ МЕНЯ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С УСЫНОВЛЕНИЕМ ДЕТЕЙ - ОЧЕНЬ ВОЛНУЮЩИЕ, ТАК КАК Я - ПСИХОЛОГ, К.П.Н. И ПОНИМАЮ, С КАКИМИ ПРОБЛЕМАМИ МОГУТ СТОЛКНУТЬСЯ РОДИТЕЛИ ПРИЁМНЫХ ДЕТЕЙ, А ТАК ЖЕ ТО, ЧТО НЕ ВСЕГДА ОНИ СМОГУТ СПРАВИТЬСЯ С НИМИ, НЕ ИМЕЯ ПРАВИЛЬНОГО ИХ ПОНИМАНИЯ И ОРИЕНТИРОВКИ В ВЕРНЫХ ПОДХОДАХ К РЕШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ. С ТОГО МОМЕНТА, КОГДА ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ АКТИВНО СТАЛО ПРОПАГАНДИРОВАТЬ ИДЕЮ УСЫНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ МЕНЯ ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ ТО, ЧТО ДАННАЯ "КАМПАНИЯ" НЕ ИМЕЕТ РАЗВЁРНУТОГО ИНСТИТУТА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УСЫНОВИТЕЛЕЙ, ЧТО АБСОЛЮТНО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И БЛАГОПОЛУЧИЯ КАК УСЫНОВЛЯЕМОГО РЕБЁНКА, ТАК И УСЫНОВИТЕЛЕЙ, ЧТО СОВЕРШЕННО НЕОБХОДИМО!!!!!!! РАДА, ЧТО В ЛЮБИМОЙ МНОЮ МАРФО-МАРИИНСКОЙ ОБИТЕЛИ ОТКРЫТЫ ТАКИЕ КУРСЫ!!!!
Ирина28 декабря 2012, 20:00
Хочется поддержать женщин которые всё таки рассматривают возможность усыновления не имея полной семьи.Если бы мы владели точной цифрой количества одиноких женщин в достаточно зрелом возрасте,думаю мы бы удивились тому насколько она велика.Причём это зачастую состоявшиеся в профессии женщины с несложившейся(пока)семейной жизнью.Это реальность нашего времени,когда полные и благополучные семьи встречаются реже чем неполные.Тем более что случаи когда в полных семьях калечатся детские души и тела тоже вовсе не редкость.Поэтому,как бы мне не хотелось смиренно опустив глаза принять мнение Владыки,как положено православной женщине я за то чтобы каждый отдельный случай усыновления рассматривался.А так вот :"не рассматривать как кандидатуру" просто нельзя.
Ольга27 ноября 2012, 12:00
Антонина, совершенно с Вами согласна. Но, вопрос именно в том, что нужно слушать в этом вопросе своего духовника. А не быть отсеченной априори человеком, вовсем не знающим ни обстоятельств жизни одинокой женщины, ни расположения ее души. Я об этом. О том, что на посещение занятий можно просить у каждого потенциального родителя письменное благословение духовника, а вот учить надо учить всех, кто пришел.
Наталия26 ноября 2012, 19:00
Разделяю замечания о дискуссионности сказанной Владыкой фразы об одинокой женщине. Хотелось бы высказаться по существу, оставив в стороне эмоцию от этой резанувшей фразы. Безусловно, неполная семья - это не тот идеал, к которому должны стемиться православные, но реальность такова, что за неполноту семьи ответственна не только женщина, и проблема инфантилизма мужчин, в том числе и православных, неоднократно обсуждалась. Поэтому есть немало одиноких женщин, для которых семья - искомый идеал. Можно, конечно, не рассматривать одиноких женщин как кандидатов в приемные родители, но от этого не измениться тот факт, что одинокие женщины становятся приемными родителями. Уверена, что ребенку лучше неполная семья, чем казенный дом.С другой стороны, очень остра проблема возврата детей из приемных семей. Поэтому этой самой одинокой женщине надо помочь подготовиться к ответственному родительству с приемным ребенком, уделить ей особое внимание. И еще, одиночество может милостью Божией и закончиться браком, благодаря приемному ребенку...
Тоня22 ноября 2012, 12:00
А кто дал право одинокой женщине решать судьбу ребенка? Вообще-то такие решения должны приниматься соборно, семьей, учитывая при этом мнение духовника. Приемный ребенок - тяжелый крест, но при этом надо не только о себе думать одинокой женщине, а, прежде всего, о благе ребенка. Справится ли она одна с трудностями? Если да - то, конечно, хорошо, если она возьмет сироту на воспитание. Но вот только не одна она должна принимать такое решение - должна слушать специалистов по усыновлению, а также, хорошо бы, священника
Ольга21 ноября 2012, 15:00
Поддерживаю Инну. Кто вообще дал право одному, пусть и очень уважаемому епископу, решать судьбу, как минимум 2-х человек - одинокой женщины и ребенка, которого она могла бы усыновить, не являющихся к тому же его духовными чадами?
Инна21 ноября 2012, 10:00
Уважаемый Владыка, объясните пожалуйста, почему одинокая женщина, желающая усыновить ребенка, не рассматривается как "кандидатура". Да, конечно,в полной семье ребенку было бы лучше, но разве оставаться в детском доме, не получая никакой любви и калеча свою душу, ему будет лучше, чем в неполной семье?И потом, что же делать женщинам,у которых не сложилась семейная жизнь и материнство,но при этом есть потребность заботиться о ком-то, сделать свою жизнь кому-то полезной?Или надо идти на грех?Это же недопустимо?!Разве решение взять ребенка-сироту и отдать ему все свое тепло не было бы полезно обоим?
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке