Зачем мне это было нужно?

Когда случается человеку согрешить – а случается, к прискорбию, нередко, – то наряду с прочими горькими мыслями приходит и такая: «Зачем? Зачем мне все это было нужно?» И, наверное, именно она особенно сильна и полезна как своего рода прививка от грехов последующих. Ведь и правда, как часто мы согрешаем не только в результате какого-то по-настоящему серьезного, пламенного искушения. Согрешаем не из-за того, что что-то неудержимо влекло нас к этому греху – так бывает, но далеко не всегда. И даже не потому согрешаем, что хотели чего-либо действительно сильно. А… просто, ни почему.

Приходит чувство раскаяния в совершенном, душа мучается, болит, переживает свою самоотчужденность от Бога. Сердце давит тоска, какая-то смутная, но хорошо ощутимая тревога, потерянность в настоящем, неуверенность в будущем, страх. Любая радость не радость уже, потому что отравлена этой внутренней горечью – послевкусием греха. Словом, обычное после падения – более или менее тяжкого – состояние.

И вот, знает человек, отчего плохо, знает и то, что выход из этого очередного кризиса есть, однако помучиться и пострадать, понести от Господа ту или иную «епитимью» придется. Но ради чего он на это себя обрек, для чего решился удалиться от любящего Отца в «страну далече»? Тут ясного ответа, по большей части, нет.

Когда заключает кто-нибудь сделку, то, живя в мире несовершенном, испорченном и лукавом, обязательно заботится, чтобы его не обманули, не подвели. И поэтому все проверяет заранее: хороший ли ему предлагается, скажем, товар, выгодные ли условия, не слишком ли с него высокую цену запросили? И если не прогадает человек, то радуется впоследствии, а если проведут его, переживает, огорчается. Но, по крайней мере, извлекает из ситуации опыт и впредь бывает осмотрительней, осторожней, лучше взвешивает все «за» и «против».

Так бывает в «обычной» жизни, там, где все ценности, приобретения и потери исключительно материальные – и руками пощупать можно, и взвесить, и на вкус попробовать. А в духовной… А в духовной как-то у нас все зачастую несерьезно, безалаберно получается, так что оправдываем мы слова Господа: «Сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лк. 16: 8).

Ведь видим раз за разом, что не соответствует товару цена. И не только кратковременна «радость» греха, скоропреходяща и суетна… Иногда и радости-то никакой нет. Грешишь «по инерции», не задумываясь, из какого-то странного безволия и малодушия. И не хотелось, и не желалось, а враг чуть «поддавил» – и поддались. Почувствовали: надо постоять на своем, побороться, потрудиться. И такая тоска охватила, такое уныние напало, что предпочли сдаться без всякой борьбы и без всякого труда. Кому не знакомо?

Давид и Вирсавия. Пророк Нафан обличает Давида. Миниатюра из Псалтири X века
Давид и Вирсавия. Пророк Нафан обличает Давида. Миниатюра из Псалтири X века
И приобрести вообще ничего не приобрели. А потеряли – мир с Богом, совести спокойствие, цельность внутреннюю, столь трудно обретаемую вновь. Или то подобие цельности, какое имели. Это, вкратце, та цена, которую всегда в таких сделках платить приходится. Почему и задаем себе потом все тот же вопрос, в каком-то тягостном недоумении пребывая: «И зачем мне это было нужно?» Хотя ответ уже давным-давно готов: «Ни-за-чем!»

Просто вопрос этот запоздал, потому и польза от него хоть и есть какая-то, да не та, в какой нуждаемся. Раньше надо было себя о том же спрашивать, душу свою тревожить, сердцу сном лености греховной не давать засыпать.

Да, важно это – очень важно – уметь и спросить себя вовремя, по всей строгости, и ответить себе и совести своей без лукавства и малодушия. И еще – мужества и решимости набраться, чтобы с ответом этим сообразно и поступить.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Произвольная слепота Произвольная слепота
Игум. Нектарий (Морозов)
Произвольная слепота Произвольная слепота
Игумен Нектарий (Морозов)
Как священник, я регулярно сталкиваюсь с проявлениями одной странной для верующих болезни. Главный ее симптом заключается в стремлении человека не замечать своих греховных привычек и страстей.
Право на грех Право на грех
Игум. Нектарий (Морозов)
Право на грех Право на грех
Игумен Нектарий (Морозов)
Сначала мысль о том, что очень устал, что сил так жить, так работать больше нет, что надо наконец отдохнуть, расслабиться… Нет, не помолиться, не почитать, ведь это тоже труд, о котором даже думать не хочется...
Ступени греха Ступени греха
Архим. Клеопа (Илие)
Ступени греха Ступени греха
Архимандрит Клеопа (Илие)
Грех, когда входит в ум наш, мал, как муравей.
Вспомни предназначение свое, человек! Вспомни предназначение свое, человек!
Митрополит Давид (Качахидзе)
На что направлены твои силы, человек? Как ты используешь свои способности? Ты разумом своим должен исследовать образ, мудрость и дела Создателя и всячески восхвалять Его – вместо этого полагаешься лишь на собственные силы и, возгордившись этим, отваживаешься осуждать Всевышнего, убеждаешь самого себя и других в том, что Бога – нет.
Комментарии
р.б. Галина23 мая 2013, 14:00
Прожила 50 лет и только тогда поняла что в жизни человека есть только одна правда, это Правда божья.Цель жизни человека - познать эту правду. Любая другая вера- эта выдумка человеческого разума.(но можно поспорить). Я восхищаюсь теми кто живет с Богом. Но около меня этих людей нет.Я рада тому, что есть Бог. От этого мне становится легче. Может я не права. Простите.
Антонина 1 марта 2013, 08:00
Господи !!!!!!!!!!! как всё я это понимаю, но есть во мне такая страсть влюблюсь и всё,сил моих нет против этого.И бегаю за ним и всё для него делаю,ведь понимаю что грех это,а без любимого волчицей вою.И зачем мне такое испытание? Я жить хотела бы с этим человеком в любви и согласии но....Страх есть во мне и в слезах у Господа прощения прошу.Господи как немощна я и слаба в вере.
Николай30 января 2013, 18:00
Увы, узнаю себя... Действительно, ЗАЧЕМ? И скорбь - то от этого не унимается, а только наоборот...
Ирина26 ноября 2012, 03:00
Ирина - Сергию: ... "зачем-зачем... чтобы скорбь унять". Я сама прошла этот путь. Сначала казалось, что скорбь меньше,а потом она возвращалась с новой силой. И так залезла в такое болото, что уже думала - не выберусь. Но Господь милостив. Через большие испытания, потом покаяние, снова испытания - постепенно стала выбираться. Сейчас хотя бы виден свет в конце тоннеля. Конечно, падения неизбежны (говорю о себе), я это понимаю. Но есть точка опоры. Знаю, куда бежать, если что - в Храм(исповедаться, причаститься). Сейчас не представляю, как жила без этого долгие годы. И не понимаю уже, как люди могут жить без этого в наше время. Иногда как подумаю, что вдруг Господь не нашел бы меня в этом мире (можно сказать, уже на помойке) - жуть берет! Слава Богу за все!
Андрей25 ноября 2012, 15:00
Если бы не было падений - кем бы мы все стали и как бы высоко вознеслись в своем самомнении? Всякое падение на пользу. И Слава Богу.
Андрей25 ноября 2012, 15:00
Заметил, что после молитвы прилоги усиливаются с большей силой. Чем больше я молюсь, тем больше со мной происходит неприятных событий и тем сильнее скорби. И я падаю. Я понимаю, что они в очищение. Но иногда отчаяние "превосходят главу мою", хочется сдаться. Когда сдаешься и перестаешь молиться - впадаешь в тоску. Начинаешь снова молиться - тоска уходит, в душе спокойствие, но со страхом ждешь новых искушений и скорбей, противостоять которым ты можешь не найти сил. И снова падение. вечный замкнутый круг.
Семён25 ноября 2012, 01:00
Часто попадался на удочку пьянки, или блуда. Курил. Слушал Сергея шнура. И думал - почему не хочу пить, но так получается? Бросал, отрекался - бесполезно! А ведь слово Господне гласит:"Обратитесь от злых дел своих..." Это то, что примет Господь при покаянии. Так вот я распял свою плоть, ничего ты больше в жизни не получишь. Хватит портить мне отношения с Богом и здешнюю жизнь. И бросил всё сразу, и отрёкся своих грехов. И покаялся... Вот это работает! А по отдельности что-то бросать бесполезно. И когда приходит искушение (хочется как и раньше согрешить) вспоминаешь своё отречение перед Богом - и не посмеешь. А кстати Бог даёт силы справляться и этому радоваться!
сергий24 ноября 2012, 22:00
зачем-зачем...чтобы скорбь унять.
Елена.Украина23 ноября 2012, 23:00
Если человек задает себе вопрос: "Зачем мне это было нужно?" - значит он стал немножко мудрее чем был раньше. Милостивый Бог желает всем спасения и предупреждает: "СЫН МОЙ! ЕСЛИ ТЫ ПРИСТУПАЕШЬ СЛУЖИТЬ ГОСПОДУ БОГУ,ТО ПРИГОТОВЬ ДУШУ ТВОЮ К ИСКУШЕНИЮ: УПРАВЬ СЕРДЦЕ ТВОЕ И БУДЬ ТВЕРД, И НЕ СМУЩАЙСЯ ВО ВРЕМЯ ПОСЕЩЕНИЯ; ПРИЛЕПИСЬ К НЕМУ И НЕ ОТСТУПАЙ, ДАБЫ ВОЗВЕЛИЧИТЬСЯ ТЕБЕ НАПОСЛЕДОК". (Сир.2,1-3).
Светлана23 ноября 2012, 20:00
Это обо мне падаешь приходишь в уныние и падаешь еще ниже и уже не хочется подниматься зная что все равно снова упадешь и так постоянно теряешь веру силы и уже отчаиваешся.
р.б. Иулия23 ноября 2012, 16:00
Эх. И тут подпишусь под каждым словом! Как наваждение - все как в тумане происходит. От лени это все - и в духовной жизни, но и в быту часто случается - думать не хочется, лень. Вот за эту лень и получаю награду. Бороться, противостоять - это ж надо напрягаться, прилагать усилия, потрудиться и проявить свою волю на благое... Помоги на Господи, немощным! Без тебя ничто творить не можем!
Юрий23 ноября 2012, 15:00
"Соблазнам невозможно не прийти, но горе соблазнителям". Горько мне бывает, когда по моей вине случаются всякого рода недоразумения, да и не слаще от личного "падения". Спаси и вразуми нас Господи!
р.б.Сергий23 ноября 2012, 14:00
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! Низкий поклон автору за вразумление, - не одно ведро слез покаяния приходится вылить на свою "броню праведности", чтобы хотя бы только появился росток такой добродетели как трезвление души... Все от того, что ищем своего, а надобно бы постоянно искать того, что угодно Богу... "Благословен Грядый во имя Господне!"
Александр23 ноября 2012, 12:00
Потому что нет должного раскаяния в основном своём грехе.Нет с ним постоянной борьбы, в течение дня - вчера, сегодня и завтра.И когда находит "слабое" искушение нет страха Божия и памяти о том, что свой грех не сокрушён, не становлюсь на молитву, не умаляюсь пред Богом по одной причине - гордость, которой даже не замечаю.Именно поэтому не даёт Бог сил противостоять даже слабому искушению.Злободневный вопрос. Александр.
Нина Андреевна23 ноября 2012, 11:00
Спасибо за вразумление. Очень своевременно (для меня сейчас). Спаси, Господи!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке