О курсе «Основы православной культуры». Заметки школьницы

О введении в программу общеобразовательных школ нового предмета «Основы православной культуры» (ОПК) можно услышать разные мнения, доводы и предположения. Спорят взрослые. Однако мне кажется, что мнение тех, кому адресован этот курс, тоже должно быть выслушано. Так что бы могла сказать о курсе «Основы православной культуры» я, ученица 11-го класса школы № 26 г. Москвы?

Состав классов

Класс общеобразовательной школы обычно включает в себя:

– несколько православных верующих воцерковленных детей (ходят на службы, участвуют в таинствах, посещают воскресную школу);

– немного больше православных верующих невоцерковленных детей;

– основная часть – те, кому вопросы православной и любой другой культуры совершенно безразличны.

О загруженности школьника и обязательности предмета ОПК

Разными ответственными людьми неоднократно отмечалось, что нагрузка в школах сейчас чрезвычайно высока. Постоянно приходится слышать (особенно от тех детей, которые действительно стараются хорошо учиться) о том, что резерва времени, резерва умственного, физического совершенно не осталось. Если старая программа увеличится еще на один предмет, то непонятно, как при этом можно будет учиться качественно и без ущерба для здоровья.

Может быть, факультатив…

Предмет ОПК мог бы быть введен в виде факультатива. Но, учитывая состав классов и существующую сейчас нагрузку, нетрудно предположить, что факультативные занятия посещать практически никто не будет.

Два-три воцерковленных человека, наверное, все-таки будут приходить из уважения к предмету и к благословению Святейшего Патриарха. Хотя для них в этом нет особой необходимости, так как они, как правило, посещают воскресные школы.

Резерв времени для обязательного курса ОПК

Появляется вопрос: нельзя ли обеспечить возможность изучать детям ОПК за счет изменения школьной программы или изъятия из нее определенного ряда сведений?

Можно ведь, наверное, не обязывать детей, живущих в стране, уже 1000 лет православной, изучать в обязательном порядке все остальные религии мира, с которыми интересующиеся могли бы познакомиться факультативно.

Можно, наверное, еще убрать многое странное и даже смущающее, что приходится встречать в курсе истории в программе общеобразовательной школы.

Когда в 5-м классе мы изучали историю Древнего мира, мне пришлось читать в выданном школой учебнике, что Господь Иисус Христос был просто «бродячим проповедником».

Знаю, что дети, которые изучают этот же предмет сейчас, в рабочей тетради по курсу «История Древнего мира» (автор – Георгий Израилевич Годер) не найдут вообще ничего об Иисусе Христе. Зато там находится много сведений о египетских богах, множество подробностей из истории Ветхого Завета. Например, детям полагается знать про Самсона и Далилу, про Моисея и царя Давида… Чтобы решить кроссворд «Израильское царство», имеющийся в этой тетради, нужно знать первого правителя Израильского царства, имя «подкупленной филистимлянами красавицы, предавшей своего возлюбленного-израильтянина», имя царя Израиля, «пришедшего к власти после гибели Саула и его сыновей» и многое-многое другое…

История России изучается у нас с 6-го класса. Изучение каждого исторического периода включает в себя сведения о выдающихся военачальниках, научных открытиях, о наиболее известных художниках, скульпторах, композиторах и об их произведениях.

И здесь многое кажется весьма странным. Выдающийся полководец А.В. Суворов, как известно, был очень верующим человеком, но об этом в учебнике ничего не сказано, как и о М.В. Ломоносове. Там, где рассказывается про адмирала Ф.Ф. Ушакова, даже не упомянуто, что он прославлен Церковью в лике святых. А про государя-императора Николая II, также прославленного в лике святых, сказано следующее: «Ему были присущи “византийское лукавство”, неискренность и упрямство» (см.: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. М., 2006).

Историю Древнего мира школьники изучают в 5-м классе и… еще раз в 10-м.

В 6-м классе изучается Средневековье. Оно же – повторяется в 10-м классе. Конечно, в 10-м классе мы получаем сведения, дополненные многими интересными подробностями. Например, из учебника «Россия и мир» для 10-го класса можно узнать, что композитор Штраус-сын в числе шестнадцати своих оперетт создал и такие, как «Цыганский барон» и «Летучая мышь».

Мне кажется, содержимое учебников истории нужно пересмотреть, чтобы у нас, школьников, была возможность изучать историю Отечества вместе с его православной культурой.

Если все-таки факультатив…

Если предмет ОПК окажется все-таки факультативом и найдутся желающие его посещать, то это будут скорее всего ученики младших классов (по желанию родителей) или старшеклассники, которым будут интересны такие, например, вопросы:

– действительно ли в Православии можно научиться не отвечать злом на зло, не иметь неприязни к явно несправедливому учителю или к наглому однокласснику;

– как быть, когда изъедает зависть и жадность;

– почему в православных храмах часами стоят;

– что дает иногда священник многим людям из одной ложечки;

– зачем надо поститься;

– какая разница между браком венчанным и невенчанным…

Я много лет ходила в воскресную школу и видела, что даже там далеко не каждый преподаватель может справиться с детьми.

Помню такой случай: в одной воскресной школе, где очень старались помочь детям, два мальчика (родители хотели, чтобы они ходили туда) на интересных уроках играли в карты, закрываясь книгой «Закон Божий».

Я знаю одного человека, который точно мог бы справиться с такой ситуацией. Этот человек занимается катехизацией около 20 лет, имеет два высших образования, одно из которых – богословское (Свято-Тихоновский университет). Работал он не только в школах с детьми, но и в зонах с заключенными.

А если преподаватель не такой? Не получится ли опять глумление и «бисер перед…»?..

Кривошеева Елена

24 апреля 2007 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Валентина 9 декабря 2011, 16:00
В помощь преподавателям «Основ православной культуры» авторский фильм «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!» http://serafim-film.narod2.ru/
Валентина31 октября 2011, 16:00
В помощь преподавателям «Основ православной культуры» авторский фильм «Преподобне отче Серафиме. Моли Бога о нас!» http://filmproducer.web-box.ru/multimedia
sergi14 сентября 2011, 19:00
Интересно, ачто будет если вдруг дети станут православными? Что плохого в том, что они будут старатся жить по заповедям Божим или хотябы знать что можно жить по-другому без насилия.
Евгения-анархо-мама18 октября 2010, 16:00
Павел Алексеевич! "не злобы ради, а во имя правды..." это же из "духа времени" фразочка. а фильмец-то этот - не правды ради, т.к. откровенная ложь о религии (почему-то именно христианстве, а не какой-либо другой) в нем перемешана с правдой о банковской системе и лживости буржуйских сми. Ради чего сочетание лжи и правды??? ради лжи, а не правды ради. Чтобы запудрить мозг людям, достаточно образованным, чтобы врубиться в банковскую тему, и недостаточно - чтобы почуять использование т.н."циганского" гипноза и техник подстройки, да и вообще неграмотным в гуманитарном смысле. В чем именно там ложь, объясняю: достаточно известные всему миру факты о христианстве не искажены, искажены факты о языческих религиях, с целью втюхнуть вам их "тождественность" христианству, лишить Христианство его уникальности и философской безупречности. Павел, откройте любой советский сборник мифов и легенд Д. ГРеции - и прочитайте, что Диониса не дева родила, а бог Зевс выносил в бедре. это самы простой пример. И Митру не дева родила, если поинтересуетесь. он вышел из скалы. А уж биографии Платона и Аристотеля... Поинтересуйтесь, Павел. Займителсь своим образованием. Тогда, может быть, и писать по-русски будете грамотнее, а не с такими АЦЦКИМИ ошибками!
Павел Алексеевич12 августа 2010, 12:00
Наша великая православная религия уже залезла куда только можно в армии куда не глянь одни священики со здоровыми золотыми крестами шляються, в местах нестоль отдаленых в церковь обязаны ходить все заключеные каждым дням несчитаясь с их мнением а сколько столи ящиков с надписью подайдте на строительства храма а прро школу это немыслимая чуш для объчного рабочего человека чьи дети наслушавшись рассказов будут траньширить деньги заработаными ими родителямию. Церковь просто хочет из наз сделать рабов взглядов божьих и заполучить наши деньги которые будут поделены государством и правительством незря же так подерживают церковь по телевизуру в газетах. Люди нечево непроисходит просто так и ненадо верить и надееться на вымышленного персонаже никто кроме нас самих и наших близких людей нам непоможить. Я незло бы ради это говорю а во имя правды. Вера - это есть инструмент управления.
Глеб 1 мая 2010, 03:00
Вообще курс основы православной культуры это бомба замедленного действия под РПЦ МП. Вместо этого курса надо было ввести православные основы культуры.
Павел24 ноября 2009, 21:00
............ Может попробовать создать лекционные классы, может даже в зданиях школы, где каждый не зависимо от возраста, мог бы просто посещать лекции. Куда можно было бы ходить семьями. Да и лекции не должны быть проповедями, они должны напоминать беседу или интересный рассказ. Например, для детей младших классов, как мне кажется, будут интересны сюжеты из Библии и жития Святых, причем в обработке для детей. Я видел подобную книгу еще дореволюционного издания. Для старших классов, скорее всего, наиболее интересно будет беседа о смысле веры, а также о различных религиях и течениях, о точках их соприкосновения. Причем лектор должен уметь заинтересовать аудиторию, не просто прочитать лекцию или ответить на вопросы, а провести беседу, увы, это очень большая редкость. И если старшеклассники могут переварить сами, или в беседе друг с другом, то родителям детей младших классов я бы посоветовал обязательно посещать лекции, чтобы они могли это обсудить со своими детьми.
Павел24 ноября 2009, 21:00
............ К сожалению, я не видел учебника, но я бы не хотел бы, что бы там были помещены лики Святых. Просто элементарное пренебрежение книгой, которую могут кидать, рвать и в которой могут рисовать, подумайте, к чему это приведет. Вы спросите, что делать. Честно скажу, не знаю. Увы, Православная церковь потеряла в этом плане целых два десятилетия. Да, восстанавливать церкви было просто необходимо, но это внешние атрибуты. Те, кто ходил в церковь при коммунистах, ходят и сейчас, и будут ходить - не зависимо от режима. Я не понимаю до сих пор, почему Православная церковь не может взять на себя роль воспитания детей в детских домах и беспризорных. Материальный вопрос? Так пусть храмы будут не с золотыми куполами, зато можно воспитать поколение не просто верующих людей, а с совестью и честью. Моральный аспект? Церковь отделена от государства? По-моему все это решаемо. Церковь может плохо относиться к коммунистам, но посмотрите, как была решена проблема беспризорности до войны и после, одни Суворовские училища чего стоят. Почему не перенять этот опыт. Я не призываю Церковь делать из детских домов семинарию, просто воспитайте тех, кого обделили родители, да и государство тоже. В нашей стране пример Церкви будет иметь гораздо большее значение, чем преподавание религии в школе. ................
Дмитрий Викторович20 февраля 2009, 17:00
Я, как атеист, буду противником оного вплоть до Конституционного Суда, который обяза гарантировть свободу совести.
Ольга20 февраля 2009, 17:00
Как можно преподавать и оценивать веру человека?! Здесь нужен другой подход к школьникам. Иначе получится как на западе! Живу в Германии 6 лет, приехала сюда ещё школьницей и я до сих пор в ужасе от их отношения к религии! Для них это обыкновенный придмет, после окончания которого они не знают, зачем им всё это нужно! Вера должна оставаться верой! Нельзя так поступать с Россией!!! Как же можно представить такую школу, где религия граничит с "программой 2100", например? Я бы сначала вкорне изменила другие предметы и сократила бы нагрузку. Потому что дети лишены времени на размышления, собственные наблюдения и эксперементы. Они всё реже задаются вопросами "что?" и "почему?", потому что своё свободное время посвещают заучиванию преподаваемого материала! Они не наблюдают и всё реже общаются с природой, творением Божим! У них теряется Божий дар ценить и отличать хорошее от плохого, дар выбора! А это не без последствий. Человек в душе должен дольше оставаться ребёнком. В сегодняшней школе же приглушается тяга школьника к тому, что его действительно интерессует, он не способен развить до конца свой талант, данный ему Господом!Нужно, чтоб каждый предмет нёс в себе слово Божие, а не противоречил ему, чтоб предподаватели и родители были примером для школьников, и тогда у них будет проявляться интерес к православию и это будет нести смысл.
Павел20 февраля 2009, 17:00
Поскольку наша страна - многонациональное государство, то вариант общего религиоведения, как школьного предмета подошел бы как атеистам, так и православным христианам, мусульманам, иудаистам, буддистам и шаманам крайнего севера. Интересно будет всем, и не будет монополии! Бог - есть любовь!
Арина20 февраля 2009, 17:00
Скорее всего получится. Вот лично мне очень хотелось бы, чтобы у нас в школе был такой предмет. Но, у нас в классе большинство-атеисты, и страшно представить, что будет на уроках твориться... получается только разжигание неприязни.. а главный вопрос - кто будет эти уроки вести? достанется ли каждой школе такой преподаватель, который способен правильно и понятно даже для неверующего, рассказать о Православии?
Николай20 февраля 2009, 17:00
Моя озабоченность в связи с введением курса ОПК гораздо более сильная, чем у девушки - автора статьи. Я очень опасаюсь, что курс будет превращен в профанацию Православия и истории Христианства на Руси, что неверующим и невоцерковленным учащимся в результате непрофессиональных (а, вполне возможно, и преднамеренных) действий со стороны "казенного" преподавателя будет прививаться агрессивно-отрицательное отношение к Православию и Церкви (которое, если внимательно присмотреться и вчитаться в полемику на некоторых интернет-форумах, сегодня в российском обществе нарастает, и на это глаза никак не закроешь). Я читал в сети отрывки из различных учебников ОПК и составил себе мнение о них как о преднамеренно провокационных: там есть описания чудес, факт которых весьма сомнителен и Церковью не подтвержден (например, явление иконы Божией Матери на небе в ходе сражения под Кенигсбергом в 1945г.) и тому подобные настораживающие моменты. Это, конечно, мое глубоко личное впечатление, оно может быть ошибочным, но я вообще расцениваю компанию введения ОПК как тонко спланированную и глубоко эшелонированную провокацию против Церкви. На мой взгляд, священноначалию не мешало бы подумать о более интенсивной катехизации уже воцерковленных - ведь не секрет, что очень мало из нас знакомы с основами вероучения, среди церковного народа распространены суеверия, искаженное толкование Евангелия и искаженная трактовка личности Иисуса Христа, а самое главное - очень мало из нас вообще принимают узловое положение Христианства: необходимость несения креста... В связи со всем этим меня последнее время все более одолевает чувство тревоги. Спаси вас Господь.
Ксения20 февраля 2009, 17:00
"когда в Росии будет услышан глас Бога, тогда Россия возродится..." так дайте же детям эту возможность!
Илья20 февраля 2009, 17:00
Нельзя вводить православие на обязательной основе, да еще за деньги неправославных налогоплательщиков. Если есть у родителей желание обучать ребенка православнию -- пусть отдает его в воскресную школу.
Любовь Анатольевна20 февраля 2009, 17:00
Молодец, Леночка! Во многом я согласна с тобой. Я - учитель в школе, преподаю биологию. Православная, на уроке не стесняюсь разговаривать со школьниками о вопросах веры. Времени, правда, конечно, не хватает. Думаю , о вере надо вести не лекции, а беседы, дискуссии. Правда, современные школьники испорчены нехваткой времени. Почему испорчены? Потому что иллюзия нехватки времени прямо пропорциональна эгоизму человека. Не хватает времени придти в школу на беседу, а "висеть" в интернете можно даже за счет сна и первого урока в школе и т.д. Тут большая вина и беда школы, которая не умеет после десятилетия насильственного отстранения от процесса воспитания опять вернуть детей в школу после уроков. Я спросила свою знакомую девочку, закончившую школу в США: "Чем она занималась после уроков?". Ее ответ: "Все одноклассники расходились по дополнительным занятиям, которые организовывали разные конфессии, до того времени, пока родители не забирали их домой. Вот один из выходов. На этих занятиях, конечно, кроме лепки, подготовки к школе или мгры, говорили и о вопросах религии, и конечно, неформально".
Александр20 февраля 2009, 17:00
Спасибо Вам Елена за столь инрересную статью.От себя хотел бы заметить,что,к сожалению, ОПК не будет введена в школах в ближайшие 5-6 лет из-за проводимой нашим гос-вом внутренней и миграционной политики. Проблема в том что у нас "правители" очень боятся раскола страны, и вместо того, чтобы наладить отношения между культурами и народами, принять во внимание 1000-летнюю историю Православия на Руси, из нас пытаются сделать одну "массу", так называемую Российскую нацию, что, на мой взгляд, является полным абсурдом... Будем надеяться что через некоторое время эти проблемы будут решены...
Gw20 февраля 2009, 17:00
Здравствуйте. Меня зовут Сергей. Я, человек глубоко верующий, думаю, что религию (веру) не нужно смешивать (внедрять) с общественными институтами. "Кесарю- кесарево, а Богу- божье". У нас уже есть опыт таких вмешательств, и как видно,- результаты плачевны. Надо помнить, что основной целью церкви является не моральное состояние общества (для этой цели могут служить и другие инструменты, в том числе и другие религии), а быть "светом", "столпом и утверждением истины", указателем на пути обретения Бога. Т.е. напоминать о Господе, и проповедовать Его до времени пришествия. Для исполнения обязанностей возложенных Богом на церковь, я думаю, совсем нет нужды внедряться в школы и сады. Истинно (искренно) верующий рождается не из христианского воспитания и научения, а из прохождения определенного для каждого пути, жизненного опыта, глубокого размышления анализа и итогом всего этого покаяния. Навязывания же всегда мешает спокойному и адекватному размышлению. Оно заставляет человека принимать радикальные шаги, возможно которые он бы не сделал, оставь его в покое. А занятия в школе, тем более в саду- это будет как раз навязывание человеку пока не имеющего ни опыта ни возможности здраво принять (отвергнуть) идею. Тем более картина усугубляется агитацией Православия как одной из русских национальных идей. Многим детям, со временем, будет просто НЕУДОБНО не быть православным в России.- Все это ведет к разжижению церкви, где доля здравомыслия и здравоверия уменьшается, а неискренности обрядничества и формализма увеличивается. Но это одна сторона, вторая же выглядит так. На фоне формализма неискренности и обрядничества станут появляться ярые радикалы атеисты. А причина вся та же- навязывание. Они когда-то были детьми, воспитываемыми в духе православия. Они ходили в церковь и искренно молились Богу. Но это не был их выбор, за них выбрали (родители. государство). Приходит время, они начинают многое понимать, многим интересуются. Начинают видеть, то чего раньше не видели. Их детский мир начинает разрушаться,- он не идеальный как они раньше думали. Поэтому они сами помогают этому краху, подвергая критике все их окружающее. Сначала критика направлена на себя потом на близких, на государство, церковь и наконец- на веру. И этот процесс идет по нарастающей. Но сам этот процесс не плох, даже хорош и очень необходим для искреннего человека, для искренней веры. Причина изменившая результат процесса- НАВЯЗЫВАНИЕ, рождающее вполне инстинктивное чувство обороны. Свой огромный вклад вносит все увеличивающийся формализм и обрядничество. - и вот он - рожден - атеист радикал. Кто-то может сказать, что я фантазер. Но к сожалению, все что я описал- не придумано мной от нечего делать или каким-то другим причинам. Моя заслуга только в том, что я описал то что уже было. Вспомним IXX век. Век золотой русской классики, но так же век рождения русской атеистичности и революционности. Помните такие имена: Писарев, Чернышевский. А ведь они родились в верующих семья, учились в воскресных школах. А многие из революционеров- та же картина детства. А наш бывший вождь Сталин, помните его детство и юность? Возьмите всех ярых атеистов (идейных) и увидите что, почти все прошли тот путь который я описал. Почему? Ведь большинство из них гениальные мыслители. Причина, по-моему, все та же- НАВЯЗЫВАНИЕ, вызывающее вполне законную реакцию у свободного человека,- бороться против него. И это мешает им взвешенно принимать решения. Вот так размышляя я все чаще прихожу к мысли: А вообще, если бы церковь занималась тем, для чего поставил ее Бог- являла "свет и истину", если бы она не вмешивалась в общественные институты, в личную жизнь человека, если бы она не гналась за популизмом и главенством, за властью и возможностью влиять на людей,- разве тогда смогли бы массово появляться в ней люди не искренние и формальные, разве тогда вообще была бы возможность появления целой плеяды радикалов-атеистов, разве тогда возможна была революция и власть богоборцев целые 70 лет- я думаю, НЕТ- всего этого не было бы в нашей истории. А всего то необходимо было просто выполнять свое предназначение, не более. Но церковь захотела большего- в итоге великое падение. Вот так, по этой причине, я считаю,- не нужно Православию идти к детям. Не нужно повторять старых ошибок.
Алексей20 февраля 2009, 17:00
Хотелось бы добавить, что в существующем варианте курса ОПК около 70% никак не относится к самой культурологии, хотя ОПК позициионируется как культурологический предмет. Может быть, лучше сразу формировать курс как Основы внутренней и внешней политики РПЦ?
Александр20 февраля 2009, 17:00
Леночка, молодец! Практически в десятку. Другое дело, что делаем что можем в рамках дозволенного. А дозволено мало. А правду говорить боимся. Да и делателей как всегда мало. И не макаренки. Эх! Но тут ещё одно: если пытаться на местном уровне(приходском), то съест архирей. Или настоятель. Т.к. вдруг не выйдет; застучат; а если подчинённый умней; да и вообще нафиг надо, исходя из многих причин. И ты права, факультатив, да ещё скучный - не выход. Да, реально надо пробиваться к душам детей и говорить не только на вопрос "что", но и на "почему". Но вот это и не дадут. И открытым текстом вынужден сказать, что мы отвоевали по-большому счёту позицию, которую придётся защищать с бо-ольшии потерями. Хоть бы учебник по предмету нескучный!!! Хоть прочитали бы!!! Уже бы лучше. Лена! Ради таких как ты неравнодушных мы и делаем своё дело. Уж прости, где не так ответил. Дай Бог тебе милости. С уважением. Священник Александр Погудин.
Ксения20 февраля 2009, 17:00
Статья не небезынтересная. Я как сравнительно недавно окончившаяся школу и теперь студентка университета, могу ответить автору на некоторые поставленные в тексте вопросы. Дело в том, что в нашей стране после революции образование стало светским. Это означает, в первую и главную очередь, что НИКТО не имеет права писать в учебнике об Иисусе Христе как о Боге. Даже в университете на античной кафедре студентам, практически взрослым людям со своими устоявшимися взглядами, такого не говорят. Любой мало-мальски мыслящий преподаватель заявляет о нашей свободе в этом вопросе. Теперь у нас нет институтов благородных девиц и кадетских корпусов, где до завтрака читалась молитва, Закон Божий был обязательным предметом, а вопрос иноверцев решался индивидуально - лютеранам и католикам назначались встречи со священнослужителями соответствующих конфессий и т.д. Сейчас тоже многим хотелось бы всего этого - но нет. А насчет общеобразовательных - православие не учит серости и необразованности. Вам не повредит знание египетской истории (тем более, ее объем в школе незначителен), античности и, скажем, оперетт Штрауса. Я думаю, веру в Бога привить - а особенно в школе, тем более, в современной, немыслимо. Все равно каждый ищет свой путь - зачем внедрять что-то насильственно, особенно тем, кто все равно будет играть в карты, прикрывшись книгой?
Вера20 февраля 2009, 17:00
Отвечаю не Кривошеевой Елене. Отвечаю себе.Мне 61 год. Крещена. Но детство, юность, значительная часть взрослой жизни прошли под знаком "атеизм по незнанию". И в школе о вере, религии (даже представить было невозможно!)речи никогда не вели. Из пионеров исключали, из комсомола выгоняли за посещение церкви. Из института могли отчислить... Моя сестра тайно окрестила в 1961 году сына, без записи в церковной книге, т.к. представители месткома, комсомольской организации ходили в церковь, проверяли записи в церковных книгах, а потом на собраниях по месту работы принимали меры к тем, кто нарушал атеистические нормы жизни. И меры-то были разные: и публичное осуждение, и лишение премий, и путевок, и т.д. и т.п. Мои родители были верующими людьми. Они прожили очень трудную жизнь. И нас, детей, не "заставляли" верить в Бога. Боялись, что в мирской среде нам будет трудно жить. Но... Но, хоть и поздно, почти под пятьдесят, а дорогу в церковь я все-таки нашла, а потом и к Богу. Благодаря моей маме. Как она радовалась, что я сама иду в церковь. Я не знаю, как бы я вела себя в тех условиях, в которых жили мои родители... Не знаю. Но благодарю Бога, за то что моя дочь пришла в церковь значительно раньше меня ( по возрасту), и привела своего сына (ему сейчас чуть меньше трех лет). Современные школьники выросли в большинстве своем в неверующих семьях. У таких же родителей, как и я. Слава Богу, что в школу возвращаются уроки Закона Божьего! Они необходимы, как воздух и вода. А преподаватели найдутся, обязательно найдутся, Лена. Начало всегда трудное. Вон как "академики" беснуются! Но очень важно, чтобы наши дети и внуки как можно раньше пришли к вере, окрепли духовно. Страна наша должна к себе вернуться, а без Бога это невозможно. Вера.
Ольга20 февраля 2009, 17:00
Сомнений конечно много, но однозначно одно: предмет вводить надо и как можно быстрее.Так как практика показывает интерес у детей к Богу, к религии, к православной истории есть. А самое главное, что преподаватели, посетившие курсы по подготовке их к преподаванию этого предмета говорят: " Почему нам никто и никогда об этом не говорил?" И нередки случаи просьб продолжить обучение. Так как для многих стало открытием Божией истины, а главное личностей священников, которые читали им курс. Оказалось - это грамотные, эрудированные люди не только в богословии. Учителя в корне меняют своё представлении о Православии и Боге, о жизни по законам Церкви и это радует.Видела передачу на телевидении, где поднималась эта проблема. И горько было созерцать разобщенность суждений православных аппонентов,они были по разные стороны "баррикад".И один из аргументов против - было приведено детское впечатление о преподавании "Закона Божия". " Скучно,- сказал ученый лингвист. Но ведь ОПК - это не "Закон Божий" - где учат вере в Бога, но и не развлекаловка для детей. ОПК - это предмет русской истории на основе Православия, а они неразделимы. Кто дал нам право не говорить детям, что с Божией помощью побеждал наш народ неприятеля, что святые люди и сейчас, после своего упокоения, помогают нам, живущим на земле, о том, что икона не картинка и не идол, которому поклоняются православные люди, а Образ Господа и Пресвятой Богородицы, которые при обращении о помощи помогают и это не сказка, а практика жизни. Что храм - это дом Божий, где люди молятся Ему и учатся жить так, как учит Господь. Что есть в жизни иные ценности, кроме денег и комфорта - это вера, надежда и любовь. Дети должны знать, что есть в мире грех, за который придется отвечать, даже если ты этого не знаешь. И почему крещеные дети, а их сейчас большинство, ограждаются от дальнейшего познания о Том, Чей спасительный крест носят у себя на груди? Мы не имеем права лишать будущее поколение права выбора, эту ошибку Россия уже совершала. Не пора ли учиться на своих ошибках. И мой призыв всем православным и неправославным, но тем кому небезразлична судьба России и ее будущих жителей: "Давайте молиться!!! Горячо и много, ведь всё в руках Божиих!" Успехов нам всем в этом благородном деле - введения в школы предмета ОПК. Всем здоровья, сил, помощи Божией и успехов! Храни вас Господь и Матерь Божия! С любовью о Господе Ольга.
Евгений20 февраля 2009, 17:00
По-моему, надо вводить не "О.П.К.", а Закон Божий, на уроках которого будут наставлять детей в вере, учить их Православию, если можно так сказать. Но пусть это будет факультативом - ведь против желания человека не изменишь его, не просветишь духовно, и вообще, религия - сугубо добровольное дело.
Белорек20 февраля 2009, 17:00
Подписываюсь под последним абзацем. Общался с несколькими людьми, весьма себе "воцерковленными" и притом имеющими педагогическое образование, кои имеют все шансы стать преподавателями ОПК. Так вот, в силу их личных, скажем так, особенностей они, думается, не способны привить своим потенциальным ученикам не то что желание глубже познавать православную культуру, но даже наоборот, вызвать неприятие оной. И ведь стремятся они к учительству, искренне полагая, что уж они-то могут "наставить отрочество на путь истинный". А отфильтровать таких деятелей, к сожалению, вряд ли удастся. Так что, Елена, получится даже не "бисер перед...", а именно что глумление. Посему дважды, и трижды, и более надо бы идею введения в школе данного предмета продумать. Уж очень она "сырая" на сегодняшний день
Дмитрий20 февраля 2009, 17:00
Уважаемая Елена! Прочитал Ваши "заметки" с большим интересом, обусловленным важностью темы, да и заинтересованностью автора. Я православный человек, мы с женой и детьми регулярно посещаем церковь, и нам не безынтересно, что будут преподавать в школе по столь важной дисциплине. На мой взгляд, Вы абсолютно правы, по поводу загруженности школьников, и перед введением новых предметов надо было бы учитывать этот фактор. Ваше предложение о разумном преподавании предмета История с параграфами по истории религий (sic!), думается, было бы оптимальным. Вы пишите, что "Можно ведь, наверное, не обязывать детей, живущих в стране, уже 1000 лет православной, изучать в обязательном порядке все остальные религии мира". Но до XVII века религия русского народа была та, которая сейчас называется "Старообрядчество", и последователей ее среди нас достаточно (Вы, кажется, вспоминали М.В.Ломоносова). Бок о бок русские всегда жили с мусульманами, и, заметьте, почти всегда мирно. В наше время знать это очень важно! Среди нас есть люди и других вероисповеданий, убеждений которых мы не должны принимать, но уважать их - обязаны! Русские только потому и смогли создать "Третий Рим", Великую империю, потому что были религиозно- и национальнотерпимыми. И рухнула Империя только тогда, когда отвернулась от этой идеи. И я думаю, что основой ОПК должна стать правда о религиях народов нашей Великой страны, без слов "главный" и "господствующий" С уважением, Дмитрий, 35 лет, Москва.
Богданов Александр Михайлович20 февраля 2009, 17:00
Не вполне понятна цель написания этой статьи. Ясно, что, в принципе ещё ребёнок, не обладающий элементарным практическим опытом, с начатками мировоззрения, активно сформированного в полне конкретном религиозном направлении ничего другого написать не мог. Этим девочка, наверное, очень порадовала своих религиозных наставников. Однако получается ситуация: "каждый кулик своё болото хвалит". Не менее рьяный мусульманин также способен на такие опусы. Или просто набираете статистику в пользу преподавания религии ? PS: уж полгода прошло со дня опубликования этой статьи, извините, если опоздал со мнением.
Дмитрий20 февраля 2009, 17:00
Богословие должно преподаваться в церквях, а не в школе. Детей нужно воспитывать в первую очередь культурными (этика,эстетика, основы философии, основы мировых религий), что бы те сами затем выбрали каким путем идти, православным или каким-либо другим.
Елена20 февраля 2009, 17:00
Я с Вами согласна , надо просто сократить какие -то часы уроков . Потому что - вера восполнит всё , что нужно человеку для жизни. А человеку в этой жизни нужно знать , а для чего мы живём на этом свете , любим , страдаем , тоскуем и не чуствуем себя смертными , в чем смысл нашего бытия здесь . Потом , в зрелом возрасте - многие приходят к вере , но избавиться от своих пороков , от гордыни очень тяжело , зло укореняется . А Слово Божие , посеянное в детских душах ,может не сразу даст свой плод , но придёт время , и они вспомнят о Боге , и возможно вернутся к Нему . Я за ОПК в школе , как мать , как православная христианка , пусть грешная , но мечтающая о спасении моего сына , и других людей . Елена ,41 год .
Анна20 февраля 2009, 17:00
Здравствуйте!Я тоже школьница,как и автор этих заметок.И я была бы очень рада,если бы в моей школе ввели этот предмет. С давних пор на Руси делалось всё возможное,чтобы привести детей к вере.До революции религиозным воспитанием в школах занимались на уроках "Закона Божьего".В Новой России эстафету принимают ОПК-Основы Православной Культуры. Меня и моих друзей волнуют глобальные вопросы бытия,и мы думаем,что сможем найти на них ответы на уроках ОПК. На мой взгляд,лучше будет если это будут факультативные занятия.Тогда на ОПК придут только те ребята,кому это будет действительно нужно. А заметка Кривошеевой Елены говорит о том,что таких ребят будет немало.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке