Я и тот ученик

Мои хорошие знакомые однажды провели эксперимент. Они договорились в течение дня следить за собой и не произносить местоимение «я». Не «якать», то есть. Вместо «я знаю» нужно было просто говорить «знаю» или «мне это знакомо». Нужно было сломать привычную речевую стилистику и постоянно следить за собой, не выпуская из-за зубов последнюю букву русского алфавита. К исходу дня все согласились с тем, что это очень тяжело, и что все участники эксперимента многократно нарушили запрет, невольно и по инерции то и дело «якая».

Это очень важный опыт. Нужно опознать в себе падшее и эгоистичное существо, которое пытается поставить себя в центр Вселенной, и оттого постоянно «якает», словно оно самое главное в мире.

Я, мне, меня, со мной, у меня, моё. «Моё» – в особенности. Любимая лексика, костяк речевой активности, сладкая музыка смертного человечества.

А теперь – внимание! Что называется, оцените разницу!

Очевидец евангельских событий, да не рядовой, а любимый Господом, Иоанн Богослов, постоянно говорит о себе в третьем лице. Тот ученик, которого любил Иисус (Ин. 20:2), – говорит он о себе. «Тот ученик бежал скорее Петра», «тогда вошел и другой ученик, и видел, и веровал». Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его (Ин. 21:24).

То есть зритель неизреченных откровений обыкновенно говорит о себе, словно глядя на себя со стороны. Это не исключает обычной речи, и в Апокалипсисе он прямо говорит: Я, Иоанн, брат ваш, и соучастник в скорби, и в царствовании, и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос (Откр. 1:9) Однако что касается страданий Спасителя и событий, связанных с Воскресением, то там Иоанн находится в некоем изумлении и отказывается говорить о себе привычным языком.

Апостол Павел сильно отличается от Иоанна и по условиям призвания на служение, и по характеру проповеди. Однако и Павел умеет говорить о себе в третьем лице. Смиряя коринфян, по необходимости говоря о видениях и откровениях, Павел говорит о себе тоже, словно о ком-то другом. «Знаю человека во Христе, – говорит он, – который тому назад четырнадцать лет… был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которые человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:2-4) Без сомнения, этот человек – сам апостол Павел. Тем не менее, он не говорит «я был в раю. Я видел ангелов. Я знаю то, чего никто не знает», а говорит: Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими (2 Кор. 12:5)

Ух, мы бы всласть «поякали», если бы были на его месте. Но, видно, оттого нам и не дается ничто сверхъестественное, что нет в душах наших достаточной степени отстраненности от себя самих, которая называется простотой и скромностью. Это еще не смирение, но необходимое условие последнего. Нет простоты, значит, нет глубины. А нет глубины, значит все, что не нальешь в душу, тут же ее переполняет и наружу льется. Льется через болтовню, через похвальбу или осуждение, которые друг другу тождественны, как сиамские, телами сросшиеся близнецы.

Мы вправе думать, что привычно «якаем» потому, что не имеем подлинного благодатного опыта. А самого опыта не имеем потому, что «якаем», потому что на себе зациклены. Только мелкий, как наперсток, человек, постоянно трезвонит о себе, любит себя, хочет смотреть на себя, окружаясь фотографиями. Он не заглядывал «за шторку», не видел бездн, ничего не слышал ушами сердца. Здесь причина его пустоты и шумности. Не секрет, что именно такой тип человека сознательно плодит общество потребления. Если посвятить этого господина в тайны, то он не скажет, что «знает кого-то, кому было открыто нечто». Он ляпнет, как в лужу: «Я видел. Мне открыто. Я знаю». Ну как такому тайны доверять?

Какой же вывод сделаем, братья? Видимо, тот, что весь шум мира поднимается людьми, ничего толком не видевшими и ничего не понявшими. И предметы мирского шума так же пусты, как сами распространители шума. И если мы сами шумим, то это верный и неутешительный диагноз.

Если же возжелает душа высоты и глубины, если захотим мы узнать что-либо духовное основательно, то должны будем научиться забывать о себе, молчать о себе, отказываться от титулов и званий, скорее «мыкать», чем «якать», говорить о себе, как апостолы, в третьем лице, а не в первом.   

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Трудные круги Трудные круги
Игум. Нектарий (Морозов)
Трудные круги Трудные круги
Игумен Нектарий (Морозов)
Молишься, просишь у Господа помощи, просишь сил, просишь вразумления. И снова тщетно. Точно стена какая-то от земли до небес выросла, не пробиться. И если прежде унывал, то теперь уж просто отчаяние подступает. Но вот – читаешь утренние молитвы, а в них 50-й псалом...
Смирение Христово Смирение Христово
Протоиерей Андрей Ткачев
Христос явил многократно и продолжает являть Свою силу через людей немощных, ничего не значащих, на которых мирскому глазу остановиться лень. Калики перехожие, юродивые, странники – это проводники силы Господней. И это потому, что и Сам Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба… Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».
Что такое смирение? Что такое смирение?
Архим. Клеопа (Илие)
Что такое смирение? Что такое смирение?
Архимандрит Клеопа (Илие)
Эту высшую добродетель не может ясно выразить никто, кроме такого блаженного человека, который много преуспел, шествуя по пути своему вслед за Господом, и на деле дошел до вершины всех добродетелей. Ибо это высочайшее благо, то есть смирение,— таинственная сила, которую Бог подает человеку в увенчание всех добродетелей, то есть подает только совершенным!
О смирении и гордости О смирении и гордости
Преподобный Ефрем Сирин
Кто вступает в брань и желает одержать победу, тот пусть, как в броню, облечется в славные доспехи — смирение. Оружие лукавого — гордость, ею умертвил он отца нашего Адама; ею умерщвляет и всех чад его. А оружие Господа нашего — смирение, это оружие уготовил Он на лукавого, им низверг сатану с высоты самоуправного владычества.
Комментарии
Александр22 декабря 2012, 09:00
Есть такая книжечка Я: Онтология личного местоимения. П.А. Сапронов там это подробно обсуждается.
Светлана 6 декабря 2012, 09:00
Такая дискуссия о местоимениях... Братья и сестры, читал кто-нибудь из спорящих Замятина "Мы"?
Елена М 5 декабря 2012, 12:00
2012-12-04 23:31Н.Н.: "Елена, для меня это слишком, сдаюсь!!!" - А жаль, мне с Вами интересно. 2012-12-04 17:56р.б.Сергий:" И Вы убедитесь, что ВСЕ за что Вас можно осудить, зависит только от Вас.", "И этот выбор принадлежит только личности (Я) человека" и " причем истинность ответа, который "в голове сидит, пришедший неизвестно откуда и от кого...", необходимо сверять со Священным Писанием. " - Благодарю Вас, Сергий, Вы, фактически повторили то же, о чем пишу и я. Сверкой со Священным Писанием занимаюсь постоянно и ежечастно(другое дело, что каждый из нас понимает его чуточку по-разному)
Н.Н. 4 декабря 2012, 23:00
Елена М "...человекам это невозможно... " Да что Вы говорите?" Елена, простите, но это скрытая цитата: "Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? 27Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу." (Лук. 18:27). "По образу и подобию можно много чего в жизни сделать, только это вовсе не означает , что это будет то же самое."... "Можно ли назвать творениями человека то, что открыто вчера и сегодня нашими учеными, если, как выясняется, всё это уже давно было открыто прежней цивилизацией и успешно применялось?Так что уже тогда можно говорить о творчестве грехов?("плохое" от Вас), если все существующие заповеди перечисляют всё это "творчество" и предостерегают...?" Елена, для меня это слишком, сдаюсь!!!
р.б.Сергий 4 декабря 2012, 17:00
Елене М: "Ну, тогда, Н.Н. мы будем иметь полное право осуждать того человека..." ВЫ будете иметь полное право осуждать ТОГО человека, только когда... обретете ПОДОБИЕ Божие. А до того момента ВЫ "имеете право" осуждать только свое Я, причем истинность ответа, который "в голове сидит, пришедший неизвестно откуда и от кого...", необходимо сверять со Священным Писанием. Попробуйте переключать свое внимание с внешних обстоятельств текущей вокруг Вас жизни ("отсеките" щупальца внешних раздражителей) на помыслы, устремленные внутрь Вас к Двери за которой стоит, и стучит к Вам Господь! И Вы убедитесь, что ВСЕ за что Вас можно осудить, зависит только от Вас. Господь отделил Свет от Тьмы, и все "исходящее" из человека неизбежно проходит "водораздел" выбора: добродетель или наслаждение, крест или хлеб, добро или зло. И этот выбор принадлежит только личности (Я) человека...
Елена М 4 декабря 2012, 14:00
Продолжу:"Осуждать человека МЫ не имеем права, его поступки - да." - т.е. свой выбор Вы называете поступком , какая разница как это назвать? "А уж о спасении и говорить нЕчего - человекам это невозможно... " Да что Вы говорите? А святые что же не человеками были? Даже сам Христос - Богочеловек. И, к тому же, самосовершенствование теряет смысл при таком подходе - "невозможно".Далее: "Бог создал человека по ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ СВОЕМУ, а значит, и ТВОРЦОМ! И более того, мы должны стремиться к совершенству и максимально приблизиться к ТОМУ ОБРАЗУ!" По образу и подобию можно много чего в жизни сделать, только это вовсе не означает , что это будет то же самое. Игрушечная машинка тоже сделана по образу и подобию настоящей.Скоро и роботов начнут делать самообучающихся и они,возможно, нас даже переплюнут. Можно ли назвать творениями человека то, что открыто вчера и сегодня нашими учеными, если, как выясняется, всё это уже давно было открыто прежней цивилизацией и успешно применялось?Так что уже тогда можно говорить о творчестве грехов?("плохое" от Вас), если все существующие заповеди перечисляют всё это "творчество" и предостерегают...?
Елена М 4 декабря 2012, 13:00
Уважаемая Н.Н.! Боже сохрани, я на Вас абсолютно не обижаюсь, напротив. мне нравится с Вами общаться.Вы и Храмко Григорий можете, конечно, обозвать то же самое о чем пишу я - иначе, т.е. я говорю, что святые отцы призывают нас не осуждать человека, поскольку он не сам придумывает, а выбирает вариант, предложенный сатаной, а вы говорите, что святые отцы говорят, что осуждению подлежит сам грех. По сути, мы говорим об одном и том же, разве что разными словами. Вот почему я настаиваю на своей точке зрения (т.е. тоже делаю определенный выбор)? Потому что, если считать так, как считаете Вы, Н.Н., что всё хорошее у Вас от Бога, то Вы фактически уже сами соглашаетесь с тем, что Вы лишь явились тем, кто выбрал Божий вариант и потому себя саму за этот вариант хвалить не собираетесь и творцом себя(в данном случае) не считаете. Но почему же Вы считаете себя творцом того, что плохо и что, как Вы говорите исходит от Вас?Т.е. человек подобен Богу тем, что тоже творец, но только со знаком минус?Кроме того, почитайте 138 псалом, 4 и 16. Пока всё, потом продолжу обосновывать свою точку зрения, приводя в пример факты.
храмко григорий 3 декабря 2012, 12:00
Елена М "Всё плохое от сатаны" Как просто,и как грубо рубим мы с горяча, рубим мыслью быстрой от само-гордости. Выскажусь: Малый из бесов мог ногтем всковырнуть Землю, но лишены они этой власти- позволено лишь искушать-соблазнять ,мыслью ли образом, мечтанием. Истинные лица их ужасны ,невыносимы для созерцания- но по воли Бога закрыты сердечные очи у нас с вами. Бесы-духу воздушные подвижные и принимают те те образы которые созвучны нашим помыслам и ЗАВЛЕКАЮТ. "всё хорошее от Бога" По рождении своём мы находимся в "зоне" общения с падшими ангелами и под их влиянием. По мере взросления задаём вопросы: что есть добро, есть ли бог.... делаем выбор, без знания "ПИСАНИЯ" ПРАВильный выбор очень сложен и возможно не долог. Захотел поступить хорошо, а вышло как всегда,простите. Святые Отцы не осуждают людей, а осуждают только грех по тому что Они видят действие Бесов в других людях( "вторая" стадия прозрения-святости, из наставлений Отцов) Поправленая орфография
Н.Н. 3 декабря 2012, 11:00
Елена М: Ну, тогда, Н.Н. мы будем иметь полное право осуждать того человека... Осуждать человека МЫ не имеем права, его поступки - да. Бог создал человека по ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ СВОЕМУ, а значит, и ТВОРЦОМ! И более того, мы должны стремиться к совершенству и максимально приблизиться к ТОМУ ОБРАЗУ! Это элементарно. Какого я мнения о себе - Вам виднее. А уж о спасении и говорить нЕчего - человекам это невозможно... Независимо от того, сам человек неправильно поступает, или это ему сатана подсказывает (значит готов принять его подсказки!). На стращном суде не за сатану будем отвечать, а за себя. Елена, не обижайтесь, я человек простой, меня как Священное Писание учит - так и стараюсь жить (только не всегда получается), а что не понятно - есть у кого спросить и посоветоваться... А в интернете - это только подспорье...
Елена М 3 декабря 2012, 04:00
Ну, тогда, Н.Н. мы будем иметь полное право осуждать того человека (творца), который допускает подобные мысли и, соответственно, поступки, которые исходят из этих мыслей и тогда будет неправильно то, что говорят святые отцы, что, мол, осуждать нужно грех, а не человека, который совершает грех, т.е. это у человека от сатаны - сатана его попутал. А вот за выбор, Н.Н. каждый неприменно отвечать будет, вне зависимости от того, что "я ТОЛЬКО делаю неправильный выбор" - от ответственности Ваше "только" Вас не спасет. И Творец у нас, по-моему, только Бог и ему равный, Вы о себе слишком высокого мнения, похоже. Я вот считаю, что именно то, что приходит к нам в голову, всё поступает откуда-то, мы же только, как приемник всё это воспринимаем и далее делаем выбор сообразно своим умственным способностям, своей совести и способности любить. Ни один раз замечала такие совпадения: просыпаешься, а в голове уже крутится какая-то мысль на определенную тему и вот, думаешь, с чего бы это вдруг? А потом входишь в интернет, а там статья появилась именно на эту тему, а у тебя уже на нее в голове ответ сидит, пришедший неизвестно откуда и от кого...
Н.Н.30 ноября 2012, 18:00
Елена М: " А, по-моему, если рассуждать таким образом, то следует признать, что всё плохое - это от сатаны,"... По этому поводу есть рассказик: во время Великого поста одному послушнику (в монастыре) очень захотелось съесть яйцо и он додумался: пришел пораньше в алтарь, зажег лампаду, каким-то образом поджарил яйцо и быстро съел. Пришел священник, почуял запах и грозно вопросил: что это? Послучник сказал, что это он поджарил и съел яйцо, так как бес его попутал, на что из тёмного угла послышалось: врёшь, даже я до такого не додумался! Было бы слишком просто всё списать на сатану (я так думаю), так ведь можно без конца себя оправдывать: это бес мне подсказыват, а я только делаю неправильный выбор. Человек - творец, у него тоже должны быть свои мысли.
Елена М30 ноября 2012, 09:00
2012-11-28 11:16Н.Н.: "Думаю так: если и есть во мне что-то хорошее - то это от Бога; а всё плохое - это моё!" А, по-моему, если рассуждать таким образом, то следует признать, что всё плохое - это от сатаны, а человек является лишь тем, кому поступают варианты (от Бога и от дьявола), а он лишь делает выбор, за который ему и придется потом отвечать на суде Божиим. Как говорится в молитве: "..яко человек, паче же и не яко человек, но и горее скота.." Так что и тут, с "моим" будьте поосторожнее, Ваш - это только выбор, но не мысль.Желаю Вам всегда делать в жизни правильный выбор.
Лара28 ноября 2012, 16:00
Сия прочитавшая статью ), очень любит проповеди прп.Ефрема Сирина, ибо сей святый муж всегда говорил: "я" грешный, и, уверена, он не произнес бы на нас, слушающих его прововедь, таких слов: "мы бы всласть «поякали»...Мы вправе думать... мы... мы...". О, как тактичны слова мудрого св.Ефрема, желающего нам спастись!
храмко григорий28 ноября 2012, 16:00
Нет ничего нового, и если скажут вот смотри новое, нет-это уже было под солнцем. (Еклисиаст) Спаси-бо по свято-отцоводумающему Андрею Ткачёву, что отсуетных проблем отнимае нас, и вечным-духообразующим подводит, на дорогу познания немощи нашей указывает, учитель-подводит и указывает, но волен ученик принять или противиться, идти узким путём..... Учитель-ум чистит.
http-observer28 ноября 2012, 15:00
Для Елены М: Вы правы Елена, трехлетнее чадо употребляет личное местоимения "Я" во множественном числе, в разных падежах. (вместо -я, употребляет -мы; вместо -мне, говорит -нам). Сразу вспомнил слова: “Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Матф.18:3).
Н.Н.28 ноября 2012, 11:00
Думаю так: если и есть во мне что-то хорошее - то это от Бога; а всё плохое - это моё! О. Андрей пишет, как я поняла, не о местоимении "Я", а о "Я- ПУП ЗЕМЛИ". И если человек как Я будет отвечать за все свои поступки - это правильно (ведь на СТРАШНОМ СУДЕ так оно и будет!), а если приписывать себе какие-то благодеяние - это не верно; без помощи Божией не можем делать добро, научные открытия, творить, лечить...
Вера Алексеевна28 ноября 2012, 02:00
Последней буквой алфавита она стала совсем недавно и переместилась в нижнюю строчку клавиатуры - влево... А раньше было: Аз есмь! И порядок расположения букв назывался "Азбука". Было еще: Вызываю огонь на СЕБЯ!, а еще - Я в ответе... Очень трудно сказать: Я согрешил..., я виноват. Но говорим же... Это очень ответственная буква, конечно...
р.б.Сергий27 ноября 2012, 19:00
"Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают... Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый"(1Тим.,I,5-7,15). ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЯ, ГРЕШНОГО!
http-observer27 ноября 2012, 16:00
Совет не "якать", между тем, весьма поучителен и полезен к исполнению. Плоды пожнем на мытарствах. К слову сказать, Богородица просила Сына своего, Господа нашего Иисуса Христа, принять душу, только не видеть и не проходить эти страшные испытания. По свидетельству людей испытавших клиническую смерть и милостию Божией вернувшихся с "того света", за употребление "Я", человеку на мытарствах сильно достается от бесов, т.к. ангелы хранители отступают от таких "яшек". А теперь, представте себе человека, которого в школе учили "Я", или человека, ученость которого, не вмещает премудрости, стояших на мытарстве, пред ангелами и бесами. Вот и получается, что человек не готов к ответу за содеяное им во время земной жизни. И одна из причин, в том, что невольно и по инерции то и дело превратили грех в повседневную привычку.
Елена М27 ноября 2012, 09:00
Статья сия мне напомнила мое очень раннее детство, когда у меня еще и словарный запас был невелик и говорила, обращаясь к другим: Лена пить воду хочет, Лена хочет на горшок... Похоже, пора возвращаться к истокам своим и говорить о себе в третьем лице...?! Кстати, во многих случаях это, действительно, легче и действеннее, скажешь что-то от своего имени, сразу к тебе претензии, ты, мол, кто такой, а если личность в третьем лице, то уже совсем иначе, а вдруг речь идет о каком-то неназванном авторитете и стоит прислушаться...А уж если твоя мысль да еще с мыслью авторитета совпадет, то уж точно, хочешь определенной реакции - ссылайся на авторитетное имя.
Людмила26 ноября 2012, 21:00
Один наш старец говаривал:одна у нас беда- "яшка" да "окаяшка",имея в виду гордыню и скорое подпадение под власть вражию.Бывает,человек избежал беды по явному Промыслу Божию или выздоровел по молитве или еще что доброе пришло в душу.И тут "перемыкает"-ни с кем такого не было,только со Мною!Чудо! невидаль!А ну,Я расскажу всем знакомым,пусть подивятся,позавидуют.И дурья башка,забыв,что все приходящее сверху не только дар,но и таинство,выплескивает благодать как худой кувшин.Не знаю,как обосновать свое наблюдение,но в сердце я(опять я) уверена,что в истинно верующем сердце всегда на первом месте Бог,мир и тишина.И я становится тихим,скромным,ласковым,добрым.Наблюдение сие не с меня,а с верующих,которых мне посчастливилось встретить.Спаси Господи,отче Андрее!
Ольга У.26 ноября 2012, 21:00
Вячеславу. Как замечательно и верно Вы сказали...
Светлана26 ноября 2012, 19:00
Зачастую произнесение "я" требует мужества и признания собственной ответственности. Это готовность дать отчет в своих убеждениях и решимость отстаивать свои взгляды - пусть даже науные. Все, кто делал публичные доклады, знают, насколько легче произносить "научное мы". Меньше будет придирок и отрицательной реакции. Насколько легче сказать "как всем известно, мы считаем..." Некое партийное мы, уберегающее от ответственености. Так учили нас в школе. "Я" меня научили говорить в церкви в моем детстве в Тбилиси.
Вячеслав26 ноября 2012, 18:00
Если кто любит Бога, то и Бог сообщает ему любовь Свою; кто однажды уверовал в Бога, тому прилагает небесную веру, и человек делается сугубым. Потому как от членов своих принесешь Ему дар, так и Он от собственных Своих членов уделит душе твоей, чтобы все тебе делать, и любить и молиться чисто... Бог свободен и творит что хочет, если угодно Ему будет, по власти Своей пошлет праведных в геену и грешных в Царство, но не изберет этого и не согласится на это, ибо Господь правосуден.
Ольга У.26 ноября 2012, 18:00
Огромное спасибо, о. Андрей! Такая полезная тема. Мне всегда было неловко я-кать в беседах с людьми, больше слушаю, чем говорю, однако, при этом у меня огромные проблемы с гордыней. Возможно, это случай какого-нибудь ложного смирения или ложной скромности. Победить гордость так трудно. Иногда в голову приходят такие смехотворные горделивые мысли, примешь их и потом удивляешься на себя. В такие моменты очень напоминаешь себе большой мыльный пузырь!
Илья26 ноября 2012, 17:00
Автор пишет: "Ух, мы бы всласть «поякали», если бы были на его месте". Интересно, кого он подразумевает под "мы" и на каком основании берется делать утверждения, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть?
Елена.Украина26 ноября 2012, 16:00
Есть такое выражение: "У святого - все святые". И наоборот.
Лара26 ноября 2012, 16:00
Сия прочитавшая статью, очень любит проповеди прп.Ефрема Сирина, ибо сей святый муж всегда говорил: "я" грешный, и уверена не произнес бы на нас, слушающих его прововедь, сих слов: "мы бы всласть «поякали»...Мы вправе думать...мы... мы...". О, как тактичны слова мудрого Ефрема, желающего нам спастись! -
Виктория26 ноября 2012, 16:00
Спасибо большое! Очень ценный материал. Максим, согласна с Вашим наблюдением
Екатерина26 ноября 2012, 16:00
Сколько раз, проанализировав позже, приходила к выводу, что если бы не активное желание после этого похвастаться, что мол: "А вот я! А вот мне...!", то получала бы просимое :( Но, видимо, дальнейшее желание "пошелестеть мишурой" перед друзьями и родственниками и отводило все возможности исполнения моего желания...
Александр26 ноября 2012, 16:00
В английском языке при построении предлодений я, т.е. I всегда пишется с большой буквы, как бы обозначая значимость этого слова по сравнению с другими. Да и стиль написания имени и фамилии отличается. В русском языке мы пишем сначала фамилию потом имя, а в английском наоборот сначала ставится имя, а потом уже фамилия. Таким образом человек ставится на первое место, а его семья (family) ставится на второе. Интересно, проводил ли кто-нибудь подобное исследование когда-нибудь, почему так?
Руслан26 ноября 2012, 14:00
Не преувеличивайте. Это во-многом зависит от языка. Во многих языках, в которых глаголы склоняются по лицам и числам, местоимение опускается, т.к. форма глагола сама однозначно подсказывает, в каком лице и числе стоит местоимение-подлежащее. Из тех языков, которые я брался изучать, это испанский, итальянски и (внезапно!) польский. В русском языке, такого не происходит, несмотря на то, что глаголы имеют давольно сильную флексию. Возможно потому, что в прошедшем времени в русском языке глаголы не изменяются по лицам: я, ты, он был; мы, вы, они были. Тогда как, например, в испанском это будут 6 разных форм глагола ser (быть): я yo era, ты tu eras, он/она el/ella era, мы nosotros eramos, вы vosotros erais, они ellos/ellas eran. Поэтому не только в настоящем, но в прошедшем времени местоимение-подлежащее опускается. Поэтому кажется, что "якают" в тех языках меньше. (Заметьте, между прочим, что в испанском глагол в прошедшем времени для 1 л. ед.ч и 3 л. ед.ч. имеет одну форму era :) Так что это особенности языка, и не более того.
Евгений26 ноября 2012, 14:00
В русском алфавите буква «я» находится на самом последнем месте, а на компьютерной клавиатуре внизу слева – вот так и человек своё «я» перед другими смирять должен. Спаси Господи за статью.
Светлана26 ноября 2012, 14:00
Очень поучительно , попробую меньше якать.
Вера26 ноября 2012, 13:00
Но есть и другое. Иногда просто необходимо выразить именно свою позицию, а человек начинает прятаться за "мы" или "ты" (посмотришь, увидишь и др.). Даже сейчас прячусь за "человек"... Наверное, и такие ситуации надо учесть.
Ольга26 ноября 2012, 12:00
благодарю, о. Андрей, храни Вас Господь!
Вера26 ноября 2012, 12:00
Отец Андрей, спасибо огромное. Не то что "я" не выпячивать, а и выслушать другого не умеем и не хотим.
Ирина, Киев26 ноября 2012, 12:00
Благословите, отец Андрей! Многие Ваши статьи (о чтении Старого Завета,часов)словно будельник духовный пробудили меня от сна, от лени. Снова возвращаешься к забытому ранее, оставленному по ленности, забывчивости, нерадению. Давно положила себе за правило не употреблять это местоимение, но как-то незаметно ушло внимание и даже забылось...А Ваша статья напомнила о забытом почине. Кланяюсь и благодарю.
Максим26 ноября 2012, 09:00
Благодарю от всей души за интересное упражнение, думаю полезное для жизни, сам бы не догадался, правда правда. Начну прямо сегодня, дай Бог памяти. Вот только какой момент: также тяжело не говорить о себе, даже ещё тяжелее, когда надо признаться в плохом деле. Тогда совесть вопиет: "Я напортачил!", говорю же: "мы провинились".
Ирина Филатова26 ноября 2012, 08:00
Здравствуйте, отец Андрей! Прочитали вашу статью в офисе. Обсудили. У нас небольшой коллектив. Большинство согласились, что "якание" большая беда нас, современников. Собственное "я" заслоняет нам близких и окружающих, как дома, так и на работе. Как следствие - непонимание и конфликты. И еще мы заметили, нежелание услышать людей проявляется в диалогах словом "нет". Со слова "нет" мы начинаем ответную "речь", иногда недослушав собеседника, даже в случае совпадения мнений. То есть диалога-то и нет... Не умеем! Все поверхностно и печально. Решили потренироватся пожить без "я". Посмотрим - как надолго нас хватит! СПАСИБО Вам огромное!
Антонина26 ноября 2012, 08:00
Спасибо!
Евгений26 ноября 2012, 08:00
Да уж, буква сия зло большое и трудновыводимое, потому как корни в душе и разуме пустила.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке