Мучить и тревожить себя

Иногда замирает природа. В небе не видно птиц, не ощущается ни дуновения ветерка, выдающего движение воздуха; вокруг тихо, словно нет никого во всем мире, кроме тебя. Это пора дивного покоя, когда он обволакивает тебя, словно удивительно мягкое, теплое одеяло, не сковывающее движений, легкое, почти незаметное.

Иногда замирает жизнь. Ее течение замедляется, нет событий, встреч, словно сам ток времени останавливается. Это бывает нечасто. И это время так необходимо – чтобы обдумать то, на что обычно его не хватает, сделать то, до чего чаще всего не доходят руки. Осмотреться, никуда не спешить, не бежать…

А иногда замирает жизнь духовная. Точно душа засыпает, проваливается в ватный, лишающий способности и переживать, и чувствовать сон. И что бы ни делал ты, все словно через вату и воспринимаешь – и молишься «через вату», и каешься, и книги читаешь. Плохое это время. Нельзя долго в таком состоянии оставаться, надо выбираться, выходить из него. Оно похоже на замерзание на холодной равнине: идет выбившийся из сил, голодный, насквозь продрогший путник; останавливается отдохнуть, приваливается к какому-то холмику и… засыпает. Заносит его потихоньку снегом, а он и не чувствует этого, как и всего остального, впрочем. И уже не холодно, не голодно, уже хорошо. Только вот замедли в этом сне и больше не проснешься. И надо вставать и идти дальше, если, конечно, хочешь жить.

Вот то же и с замиранием жизни духовной. Смиришься с ним, решишь, что, «значит, так и надо», «и так можно жить», «все так живут», – и всё. Так и будешь «жить», не понимая уже, в чем разница между жизнью и существованием. А ведь есть она – и немалая. Нет, надо выкарабкиваться.

Только как? Вроде и делаешь все, что должен. Сказано ведь: и молишься, и читаешь, и в храм ходишь, и каешься. Ясно, если бы не делал ничего, а тут-то что? И правда – кажется, непонятно, в чем дело, что за беда. А раз непонятно, в чем причина беды, то и справиться с ней – как?

Бывает замирание от усталости. Но оно недолговременно и быстро проходит, стоит только передохнуть.

Бывает как естественное чередование состояний – большей и меньшей ревности, большей и меньшей горячности; такое чередование не только душе, но и телу нашему знакомо хорошо: не можем все время в одной мере пребывать. И в таком замирании тоже нет ничего страшного, оно столь же недолговременно, скоропреходяще.

Но бывает оно и следствием каких-то грехов наших или одного всего лишь, однако тяжкого греха – разленения, нерадения о жизни духовной и обо всем, к ней отношение имеющем. И тогда оно не просто замирание, а самое настоящее омертвение. Тогда оно опасно, о нем и речь. Опасно же еще и тем, что редкий христианин на своем опыте его не познает – не частная это болезнь, не редкая, не особенная какая-то, а общераспространенная. Поэтому и так важно понять, как лечиться.

Первое тут – определить причину. Если грехи душу до такого состояния довели, значит, давно уже живет человек, не внимая себе, на каких-то «старых запасах», вот и иссякли они, и он сначала нагрешил, а потом и до бесчувствия дошел. И прежде, чем что-то еще делать, надо, конечно, упраздниться от греха, перестать совершать то, что привело душу в такое состояние. Потому что, продолжая в тех же грехах пребывать, вряд ли можно надеяться на его изменение.

А дальше… Дальше примерно то же, что и в случае, если причина замирания в разленении.

Человек удивительно хорошо умеет приспосабливаться – и к хорошему, и к плохому. Это универсальное качество порой является условием выживания как такового, неким замечательным механизмом самосохранения. Порой же, наоборот, – губит. Чувствует христианин, что не молится, а «выполняет правило», что не читает святых отцов, а «знакомится с материалом», не участвует в богослужении, не включается в него, а только телом в храме пребывает, умом же весь мир успевает в краткие мгновения обежать. И надо, чтобы честным с Богом и самим собой оставаться, либо понудить себя к вниманию, к участию сердца во всех этих спасительных по существу своему деланиях, либо вообще от них отказаться. Отказываться плохо… Понуждать себя трудно. И избирается все же этот средний вариант: делать все, что надо, но так, «на автомате». Хотя, может, и отказаться было бы лучше: увидел бы, как плохо душе, и назад бегом бы побежал. А тут – вроде все ничего, все на месте, никто не упрекнет, кроме совести. Ну а у нее голос зачастую совсем не громкий, и не разберешь, «чего она там», особенно если не вслушиваться.

И если надолго во всем этом замедлить, то не только свыкнуться и приспособиться риск есть, а вообще – увериться, что только так и можно, так и нужно, и вообще у всех так. А потом… Потом занесет снегом – и поминай, как звали. Звали-то христианином, конечно, но по сути или «по паспорту» – вопрос не однозначный.

Как же с этим замиранием-умиранием справиться? Как проснуться? Надо испугаться. И чтобы удалось это, помочь себе. Собрать нужно все, что способно растревожить, расшевелить душу.

Память о смерти. Не о том только, что люди умирают в принципе. Нет, надо приблизить ее к себе, да она и так близка. Вспомнить близких, дальних, кто ушел не так давно… Как ушли? Ведь зачастую неожиданно, вдруг. А сколько вокруг тех, кто жил-жил да и заболел. Рак, химиотерапия – и все: сгорел человек. А мне ведь уже не семнадцать, не девятнадцать и не тридцать, может быть, даже… И сердце иногда как-то колет, и давление повышается. Скоро… Скорей, чем кажется. Какие это будут часы, минуты – перед концом, когда будешь лежать и думать, как иначе можно было бы прожить жизнь, если бы?.. Если бы ты и правда жил, а не существовал только. А может, и не будет ни часов, ни минут, все произойдет быстро, без возможности хоть как-то приготовиться?

А как пред Господом предстать? Предстать и просто ждать Его решения о тебе, которого уже не изменить, не переиначить, не отсрочить. И только плакать – опять же о том, как иначе все могло быть.

Даже если не встрепенется сразу от таких мыслей душа, если не оживет тотчас, то что-то все же шевельнется в ней, отзовется – хоть в самой последней ее глубине. И с этим отозвавшимся уже можно работать. Потому что чуть оживет молитва, с чуть большим интересом читать будет человек, в храм с большей легкостью пойдет. И главное – будет отчего родиться молитве маленькой, несовершенной, но своей – о том, чтобы помог Господь от усыпления пробудиться, оживил душу, наполнил Своей жизнью – хотя бы и через потрясения какие-то, страдания, боль, как Сам один Он знает. Мучая себя этой молитвой, тревожа ею свое сердце, не давая себе забыться, успокоиться, увидит человек, что жизнь возвращается, что действует в ней Господь. Только бы была эта готовность – мучить себя и тревожить. Потому что чаще всего именно ее недостает, ее отсутствие мешает. Здесь, наверное, и проходит линия выбора: на что ты готов и на что не готов ради своего спасения. Так-то все и определяется.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Молитва мирян Молитва мирян
Из наследия Оптинских старцев
Молитва мирян Молитва мирян
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
В Евангелии сказано: «Всегда бодрствуйте, непрестанно молитесь». Как можно выполнять эту заповедь людям в миру, занятым трудом, требующим непрестанного сосредоточения? Людям, обремененным семьей, повседневными заботами и проблемами?
Без нее очень трудно Без нее очень трудно
Игум. Нектарий (Морозов)
Без нее очень трудно Без нее очень трудно
Игумен Нектарий (Морозов)
Стоит перестать молиться или начать молиться формально, «по долгу», как возникает чувство, словно ты в полынье, а лед стягивается над твоей головой. Чувство обыденности, серости, безнадежности и даже бессмысленности всего. Поэтому тот, кто не молится, часто унывает. А потом это состояние становится хроническим, и уже ни на что духовное нет в принципе сил.
Об объеме молитвенного правила и раздражении во время молитвы Об объеме молитвенного правила и раздражении во время молитвы
священник Афанасий Гумеров
У меня вопрос о молитвенном правиле... Сейчас я читаю его полностью и кроме него еще нескольком молитв. Я совсем недавно стала воцерковляться. Но уже и сейчас бывает, что я раздражаюсь уже заранее или во время молитвы (хотя и пытаюсь это побороть), из-за времени. То есть молитвы, если я читаю их вдумчиво, занимают час, иногда больше. У меня маленький ребенок (2 года). Я ухожу на работу, когда она еще спит, а прихожу в седьмом часу вечера. Спать ее укладывать надо в десять вечера, а перед этим еще обиходить ее. Спать я ложусь одновременно с ней, т.к. она засыпает довольно долго. Встаю в 6 - опять же, чтобы успеть прочитать молитвы. Если я буду читать вечерние молитвы после того, как уложу ее спать, - соответственно, сама лягу только в 12, а то и в 1:00-1:30 ночи. Этого времени для сна мне мало, поскольку я и ночью иногда встаю, когда дочка просыпается. Когда читаю молитвы перед тем, как вместе с дочкой лечь спать, - получается, что от того малого времени, что я с ней провожу, отнимается еще час. Не считая того, что мне еще надо что-то постирать, приготовить и прочее... Какой-то тупик, когда я об этом думаю, потому и не могу справиться с раздражением. Посоветоваться мне не с кем, духовника у меня нет, - такого, к которому можно было бы придти попросить совета, поговорить о том, что мучает. Когда мне нужно что-то спросить, я "подлавливаю" священника в Храме, и задаю свой вопрос, но меня при этом не покидает ощущение того, что они очень заняты, а тут еще я лезу со своими глупыми вопросами, - потому и вопросы, которые я задаю, - это все кое-как получается, наспех. Основную информацию я получаю на Вашем сайте и на подобных ему, спасибо Вам огромное за это. Батюшка, посоветуйте мне что-то и в этом случае. Как разрешить эту проблему раздражения по поводу того, что молитвенное правило занимает много времени? Я не хочу читать его одними губами, торопливо и небрежно. Но у меня вообще характер нетерпеливый и рассеянный, что доставляет мне много проблем, и я боюсь, что настанет день, когда я сделаю себе один раз "поблажку" - мол, не буду сегодня читать ту или иную молитву; потом начну читать молитвы выборочно, а потом и вовсе перестану. Как же быть?.. Еще раз спасибо Вам за помощь, поддержку и советы! Простите, что занимаю так много Вашего времени.
Комментарии
Мария21 января 2013, 12:00
а как быть, если в состояние такое ты впадаешь, потому что очень хочешь детей, а муж с этим тянет, откладывает. молюсь, занимаю себя работой, прогоняю мысли, и тут же понимаю - не живу, а существую - жду.
Саша12 января 2013, 19:00
спасибо за статью, очень помогла!
Елена.Украина16 декабря 2012, 20:00
Анна.Москва. Помогай Вам Бог,Аннушка. И пусть Божия Матерь утешит Вашу душу,Она как никто понимает женское сердце,и не только женское. Молитесь Ей всегда,Она очень добрая и отзывчивая,растопит и умягчит даже самое холодное и каменное сердце Своей всеобъемлющей любовью.
Галина15 декабря 2012, 18:00
Спасибо отец Нектарий
Анна. Москва13 декабря 2012, 23:00
Дорогой Батюшка Нектарий, Спаси Господи!!! За такую, как никогда, нужную статью!!!! Леночка.Украина и Оксаночка- Спаси Вас Господь и помилуй!!!! За Ваши добрые и согревающие своим теплом сердцА! "Плачу горькими слезами, но не выплакан с ними грех"...так и у меня никак "не выплачется" это охладение.... И не могу подумать разумно о смерти.... Как стена....видимо сильно меня занесло снегом гордыни и лености... Какие помыслы хладности, неверия, гордыни и "оставленности" лезут в голову, и самое страшное, что они "ударяют" и снова "охлаждают" вот-вот начавшее шевелиться сердце ..... Ужас!!!... Но Ваши слова вселили надежду и тронули душу... Дай Господи, чтобы прошло это время и Господь оживил наши сердца!....
Оксана11 декабря 2012, 02:00
Андрею: (от 05.12.12 в 03:29) Но все равно, делать надо. Вопреки всяким таким "страхованиям". Потому что в какой-то момент рассеется мгла, Вы увидите свет истины, вернутся все те ощущения, которые в начале были "авансом" отпущены. И оглянувшись назад и увидев, какую непроходимую чащу дремучего леса Вы преодолели, набравшись терпения и вручив себя в этом Вашем нынешнем состоянии Господу, Вы убедитесь, что шли единственно верной тропиночкой: молитвой, постом, исповедью... Описанные Вами состояния будут приходить, однако надо просто запастись терпением. Помните, как у Гоголя в "Вие"? Чем ближе к завершению "страхований", тем они сильней? Но надо просто молиться, молиться и молиться, даже если не чувствуешь, зачем. А потом в какой-то миг абсолютно все страхи и твари сгинут, исчезнут. Так что совершенно не обязательно всегда испытывать духовный трепет от наших деланий, а вот идти путем спасения обязательно.
Оксана11 декабря 2012, 02:00
Андрею: (от 05.12.12 в 03:29) - Андрей, то состояние, которое вы пережили в первые полгода своего духовного пути было Вам подаровано, дадено Господом для преодоления начала тяжелого пути, т.к. путь спасения легким бывает очень редко. Будут часто у Вас такие периоды, когда Ваше душеполезное делание не будет приносить такого трепетного удовлетворения и результатов видеть вы не будете. Может, будете чувствовать, что ничего из того, что Вы делаете (молитва, исповедь...) не находит в Вашей душе отклика и делается лишь по инерции. Но это все попущено будет лишь для того, чтобы некоторую часть Вашего духовного пути Вы проделали, прилагая значительные усилия, преодолевая уныние, тоску, преодолевая недоумение гордого ума, которому будет не хватать видимых резонов Ваших духовных подвигов. Вам будет казаться, что Вы не понимаете и не чувствуете, что и зачем Вы делаете.
Аноним10 декабря 2012, 19:00
Елена.Украина: Спасибо большое. тронут.
Елена.Украина10 декабря 2012, 17:00
Аноним: " Может, я что не так понял, но получается, я должен все свои силы души направлять на то, чтобы верить Богу и просить Его о помощи? А над страстями трудиться не обязательно? Я правда запутался." От души желаю, чтобы Господь помог Вам наконец распутаться. Мы должны делать все возможное с нашей стороны для спасения своей души,в том числе и бороться со страстями. Но при этом,параллельно,просить помощи у Бога,не надеяться только на себя и свои силы,т.е. не быть самонадеянным. Господь,видя наше усердие,подаст и Свою благодатную помощь. Попробуйте вспомнить все свои грехи от семилетнего возраста и пройти генеральную исповедь перед священником,как свидетелем Вашего покаяния. Попросите его помолиться за Вас. Исповедуйтесь искренне,причащайтесь со страхом Божьим и верою. "Под лежачий камень вода не течет". Нужно потрудиться,поднять этот камень греха с Божией помощью,выбросить его,и тогда потечет благодатный ручей и напоит жаждущую душу. И такая "чистка русла от камней и камушек" обычно у христианина продолжается всю жизнь. Искренне желаю Вам крепости сил духовных и телесных,и Божией помощи. Как говорят: "На Бога надейся,но сам не плошай".
Василий 8 декабря 2012, 22:00
Отец Нектарий,большое Вам спасибо за статью.Всё,что прочитал,всё как, про себя.И не знаю как с этим справиться.Посещаю храм,но иногда пустота,никак немогу сосредоточиться,иногда читаю о жизни старцев,из этого понимаю,как они приходили к Богу.Окружают люди,которым намного труднее,из-за болезней,которые побороли сложные болезни,или ситуации в жизни,всё понимаю,осознаю на какое-то мгновение,а потом всё на круги своя,и где-то в глубине своей грешной души,понимаю так нельзя,и как с этим бороться тоже незнаю.Может я сам себя запутал!
Ирина 7 декабря 2012, 14:00
Ирина - Елене(Украина): Спаси Вас Господи! Примите мое уважение и благодарность. Благодарю за Вашу доброту и сердечность, и неравнодушие.
Eлена.Украина 7 декабря 2012, 02:00
Ирине и Андрею. Дорогие мои! Не смущайтесь,такое состояние проходит каждый - ищущий Христа Спасителя. Идите вперед и стремитесь вверх,не смотря ни на что. Просто,Господь сначала дает человеку благодать авансом,а потом как бы ее скрывает. И человек чувствует опустошение в душе. Зато потом появляется опыт того,что такое быть с Богом,и что такое быть без Бога. Не пугайтесь этого,кайтесь,молитесь и все вернется. Проверено. Господь любит нас и все делает нам на пользу. Благодарите Его за все.
Аноним 6 декабря 2012, 23:00
Елена.Украина: Спасибо Вам большое за ответ! Может, я что не так понял, но получается, я должен все свои силы души направлять на то, чтобы верить Богу и просить Его о помощи? А над страстями трудиться не обязательно? Я правда запутался. Заранее благодарен
Alexander 6 декабря 2012, 15:00
Все так ,отче!Спаси Господи !Во время...
Ирина 5 декабря 2012, 14:00
Ирина - Андрею: Уважаемый Андрей! Очень хорошо Вас понимаю, потому что переживаю сейчас абсолютно то же. Если я не одна такая, значит, существует какая-то закономерность. Все время пытаюсь убедить себя, что если Господь не отвернулся от меня раньше, когда я, условно говоря, на помойке была, то не оставит и сейчас. Неужели Он отвел меня от края пропасти, чтобы потом оставить? Быть этого не может! Надо только потерпеть. Может быть, это такое испытание на верность Ему. Я так это понимаю. В любом случае, для меня сейчас главное - не потерять веру и надежду. Чего желаю и Вам, и всем православным, пребывающим в таком же состоянии. Божией Вам помощи и Покрова Пресвятой Богородицы.
Андрей 5 декабря 2012, 03:00
Во время переживаний тяжелых событий в моей жизни открыл молитвослов. Прочитал первые молитвы, потом перечитал весь молитвослов. Далее в течении полугода не расставался с молитвословом и псалтырем. Что-то происходило во мне необъяснимое: легкость в душе, осознание своей греховности, слезы покаяния, необъяснимая любовь ко всем окружающим,радость, душевный покой. Многие вещи казавшиеся мне важными вдруг потеряли свою значимость. Я вдруг как бы увидел себя со стороны - и ужаснулся от того в кого я превратился. Вся философия которой я увлекался вдруг стала для меня набором нелепого высокомудрия. Этот период в своей жизни я никогда не забуду. Я выучил много молитв и псалмов наизусть и готов был молиться и читать Евангелие не переставая. Но однажды все вдруг резко изменилось. Молитва ушла из сердца. Я стал читать ее умом, потом больше устами. Сердце замолчало. Понуждение себя к молитве вот уже много времени не возвращает меня к тому благостному состоянию, которое я испытал в начале. Как будто кто-то отобрал у меня молитву. Вот уже много времени я понуждаю себя к молитве в надежде, что Господь растопит окаменевшее сердце. Нужно терпеть и надеяться.
Ирина 4 декабря 2012, 20:00
Ирина - Елене(Украина): Как же Вы хорошо сказали! Спаси Вас Господи! Мне просто - в самое сердце, как будто мысли мои услышали. Божией Вам помощи и Покрова Пресвятой Богородицы!
Елена.Украина 4 декабря 2012, 01:00
Аноним: "Объясните мне, пожалуйста! Неужели в таком положении не Спаситель поможет, а самому надо себя спасать? Или я напрасно поверил? простите, если что не так". Простите,не знаю,как к Вам обратиться. Хочу сказать,что без Христа Вы пропадете. Только Он один может Вас спасти,но,конечно,не без Вашего участия. Вы не напрасно поверили Ему,Он действительно Ваш СПАСИТЕЛЬ и "НЕТ ДРУГОГО ИМЕНИ ПОД НЕБОМ,ДАННОГО ЧЕЛОВЕКАМ,КОТОРЫМ НАДЛЕЖАЛО БЫ НАМ СПАСТИСЬ".(Деян.4,12). Помните,как шел по воде апостол Петр,пока не сомневался в силе Христовой? А как усомнился,сразу начал тонуть. Почему же он не спасал себя сам,погружаясь в морскую пучину,а взывал ко Христу? Потому что без Бога спастись невозможно. Если сомневаетесь в Божией силе,просите,чтобы Господь укрепил Вашу веру в Него и развеял эти сомнения. Христос стучит в двери Вашего сердца,но открыть эти двери Вы должны сами. Господь пришел в этот мир без нашего участия,но спасти нас без нашего желания и участия Он не может, потому что ценит свободу человека. "ОТ ДНЕЙ ЖЕ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ ДОНЫНЕ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ СИЛОЮ БЕРЕТСЯ,И УПОТРЕБЛЯЮЩИЕ УСИЛИЕ ВОСХИЩАЮТ ЕГО".(Мф.11,12) Спаси Вас Бог!
Olga Hasler 3 декабря 2012, 01:00
raba Bozhija Olga Spasi Vas Gospodi batьschka Nektarii. O4en` nuznoje nastavlenie dlja spasenija duschi. Blagodarь Boga, 4to pro4itala Vaschu stat`u. Hranit Vas Gospod` i dobrogo sdravija.
Екатерина 3 декабря 2012, 00:00
Елена (Украина) Ваши слова утешили! Только Вы пишете: "у каждого свой крест,на который не просятся". А я читала у о. Иоанна (Крестьянкина) о том, что есть такое понятие "добровольный крест", которое он не одобрял... Вот, похоже, я "допросилась".... Но с мыслью о том, что "если душа способна плакать - она не мертва,она просто тоскует по Небу", полностью согласна!
Алла 2 декабря 2012, 21:00
поразительно..будто страницу из собственного дневника только что прочитала.. схожи мысли, схожа форма..Статья, действительно, как написал Роман,"очень близко воспринимается". Храни Господь!
Лана 1 декабря 2012, 17:00
спасиБо
Елена 1 декабря 2012, 16:00
Большое спасибо, отец Нектарий, за Ваш труд! Так отозвалось в душе...
Александр 1 декабря 2012, 16:00
СПАСИ ВАС ГОСПОДЬ! ОЧЕНЬ НЕОБХОДИМАЯ МНЕ СТАТЬЯ!
Дарья 1 декабря 2012, 16:00
Спаси Господи!
Аноним 1 декабря 2012, 13:00
Объясните мне, пожалуйста! Неужели в таком положении не Спаситель поможет, а самому надо себя спасать? Или я напрасно поверил? простите, если что не так
Александр 1 декабря 2012, 12:00
Слава Богу!
Елена 1 декабря 2012, 01:00
Спаси Вас Господи за вразумление.
Александр30 ноября 2012, 22:00
И я вот такое же правило для себя сделал: если лень молиться, если стоит выбор, грешить или нет, то нужно подумать, что ты завтра умрешь и будет Суд Божий. Даже на телефоне на экране заметку сделал: "суд". И, действительно, помогло, но, к сожалению, Страх Божий прошел, причем с момента начала поста, и теперь и не мОлиться, и не читаются душеспасительные книги и Евангелие, и страсти одолевают душу. Вот и не знаю, что делать. Надеюсь, не заснет у меня душа, как говорит о.Нектарий.
Елена.Украина30 ноября 2012, 22:00
Если душа способна плакать - она не мертва,она просто тоскует по Небу. У каждого свой крест,на который не просятся,и с которого не сходят. С Креста снимают...
Галина30 ноября 2012, 22:00
Помоги,Господи. Спаси Господи,Вас.
Александр30 ноября 2012, 21:00
И я вот такое же правило для себя сделал: если лень молиться, если стоит выбор, грешить или нет, то нужно подумать, что ты завтра умрешь и будет Суд Божий. Даже на телефоне на экране заметку сделал: "суд". И действительно помогло! Но, к сожалению, Страх Божий прошел, причем с момента начала поста, и теперь и не молиться, и не читаются душеспасительные книги и Евангелие, и страсти одолевают душу. Нынче не знаю что делать, надеюсь, как сказал о.Нектарий, душа не заснет навсегда.
р.Б. Наталия30 ноября 2012, 19:00
ох нелюбимая тема для нас грешных людей как смерть и суд Божий. прости нас Господи, вразуми и научи спасаться. О.Нектарий помолитесь за нас
Наталия30 ноября 2012, 16:00
Вот он, ответ на мои неразрешенные вопросы.Благодарю Вас, отец Нектарий!
Анастасия30 ноября 2012, 13:00
Спасибо Вам большое, очень помогают Ваши статьи.
Ирина , Киев30 ноября 2012, 11:00
Благословите, отец Нектарий! Дорогой батюшка, благодарю Господа за каждую Вашу статью. Отрадно то, что рана не просто вскрыта, но и пластырь наложен. Кланяюсь Вам и всей братии, трудящейся на портале Православие.Ру
р.Б.Татиана30 ноября 2012, 11:00
Спаси Вас Господь,отец Нектарий!
Ирина30 ноября 2012, 10:00
Отец Нектарий, большое Вам спасибо за Ваши статьи. Они так помогают душе. Всегда очень своевременно, словно об этом и думаешь. Спасибо!
Роман30 ноября 2012, 09:00
Большое спасибо! Очень актуально для меня, насколько хочется расшевелить себя, хотя бы в пост, настолько пока и не получается. Вообще, о. Нектарий, практически все Ваши статьи очень близко воспринимаются, пишите, пожалуйста.
Екатерина30 ноября 2012, 09:00
А бывает еще состояние фрустрации после сильного душевного потрясения по какой-либо причине... Так, что либо почти плачешь целый день (или еле сдерживаешься) - для женщин; мужчины, наверное, покрепче - не плачут, но и их, естественно, может так же "накрыть". Только что не плачут внешне, а так-то, наверное, даже труднее, чем женщинам... Вот в этом состоянии именно и есть - "через вату"... Оно проходит, конечно, но медленно и трудно... И молитва так же трудно восстанавливается...
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке