Свет святости за Полярным кругом

Выставка икон «Образ Богоматери» из собрания Государственного исторического музея открылась в заполярном Нарьян-Маре. Новый просветительский проект готовился несколько лет. Возможность оценить, чем завершились усилия крупнейшего национального музея России, первыми в стране получили жители столицы Ненецкого автономного округа.

Икона Божией Матери «Страстная». Мастер Иеремия. Вторая половина ХVI в. Крит
Икона Божией Матери «Страстная». Мастер Иеремия. Вторая половина ХVI в. Крит
Под песнопения хора Богоявленского кафедрального собора Нарьян-Мара, единственного в городе нефтяников и оленеводов православного храма, пришедшие в окружной выставочный зал вглядываются в лики Божией Матери на развешенных на стенах иконах. «Благовещение», «Не рыдай Мене, Мати», «Целительница», «Прибавление ума», «Страстная», «Смоленская», «Тихвинская»… Всего их – 30. Разного времени: от ХVI до начала ХХ веков. Разных школ. Известных ныне преимущественно специалистам и почитаемых во всем православном мире.

Небольшая по масштабам выставка, привезенная в самую северную епархию России, имеет для Государственного исторического музея (ГИМ) особое значение. С нее начинается новое направление работы музея. В чем оно заключается, объясняет научный сотрудник отдела древнерусской живописи ГИМ Любовь Корнюкова:

Епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков
Епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков
– В Историческом музее – 6,5 тысяч икон. Однако у большей части населения России нет возможности их увидеть. Вывозить же подлинники в регионы зачастую нельзя. Далеко не каждый город может создать условия, необходимые для сохранности уникальных творений. Поэтому мы решили создать высококлассные копии, максимально приближенные к оригиналам. И уже с ними ехать в российскую глубинку, чтобы дать возможность людям познакомиться с шедеврами иконописи. Работа проделана, без преувеличения, гигантская. Первые варианты, представленные мастерской «Софийская набережная», не устроили нас категорически. Встречались с художниками по нескольку раз в неделю. Совместно искали точную передачу световой гаммы. Подолгу беседовали о мельчайших деталях. Выверяли каждый фрагмент. Мастера трудились без продыха. Но теперь даже в самых отдаленных районах страны смогут вглядеться в наиболее значимые иконы, познать их красоту и понять глубинный смысл.

Научный сотрудник отдела древнерусской живописи ГИМ Любовь Корнюкова
Научный сотрудник отдела древнерусской живописи ГИМ Любовь Корнюкова
Если у кого-то возникнет скепсис по поводу того, что нам предлагают знакомиться с копиями, то напрасно. Отличить их от оригиналов способны только специалисты высокого класса.

– Задали нам жару искусствоведы, – улыбается Елена Зверева, руководитель компании «София» при московском храме Софии, Премудрости Божией, в Средних Садовниках. – Скажу честно: не ожидали, что работа окажется столь сложной. Мы ведь и прежде копированием икон занимались. Казалось бы, технология отработана. Деревянную основу наши специалисты подготавливали так же, как и иконописцы века назад. Покрывали ее левкасом – специальным грунтом. Затем при помощи новейшего цифрового оборудования наносили на него точное изображение святого образа. Применяли краски, которые на левкасе не выгорают. Но требования были настолько высоки, что каждую икону приходилось переделывать раз по двадцать. Да, это дорого, но результат того стоил. Музей получил копии высочайшего качества. А из художников, которые начинали с копирования, выросли серьезные иконописцы.

Заведующая отделом древнерусской живописи Государственного исторического музея Людмила Тарасенко преподносит владыке Иакову каталог выставки «1000 лет русского паломничества»
Заведующая отделом древнерусской живописи Государственного исторического музея Людмила Тарасенко преподносит владыке Иакову каталог выставки «1000 лет русского паломничества»
Опасения музейщиков насчет условий хранения шедевров на местах подтвердились. Во всяком случае, климат лучшего выставочного зала Ненецкого округа иконам не подошел. Едва развернули экспозицию, они начали громко трещать, будто жалуясь на чрезмерную сухость. Это значит, что гнутые доски возвращаются в первоначальное положение. Чем это чревато для хрупкого левкаса – объяснять не надо. Московские гости спешно расставили емкости с водой, развесили мокрые тряпочки, проинструктировали местных коллег, как действовать впредь. Вероятность, что иконам все-таки потребуется лечение реставратора, не исключена. Но тут ничего не попишешь. Такова уж судьба двойника – прикрывать собой.

– Икона предназначена не для эстетического созерцания, а для молитвы, облегчения молитвенного соединения с Богом. По сути, икона – это откровение, постижение Духа. Всем своим духовным строем она располагает к молитве. Именно через икону многие люди пришли к вере, – отметил на открытии выставки епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков. – Самое главное в иконе – не сюжет, а священный образ. Иконы так и называют – образа. Левкас, на который наносится рисунок и который предает образу эффект светимости, готовится на основе мела и символизирует стену храма. Желаю, дорогие братья и сестры, чтобы все мы, взирая на эти образы, возымели духовную помощь от Бога стать тем, кем и должно быть, – храмом, вместилищем Господа. Ибо, как гласит русская пословица, не в стенах Бог, а в ребрах. Иконы придают нам силы идти по пути становления самих себя в храмы Бога Живого.

Способствовать восстановлению прерванных в советское время в значительной степени традиций восприятия христианской культуры – так поясняет одну из основных задач начинающейся серии выставок заведующая отделом древнерусской живописи Исторического музея, кандидат искусствоведения Людмила Тарасенко.

На открытии выставки
На открытии выставки
Планов у Государственного исторического музея – громадье. Хотят организовать выставку икон русских святых, иконостасов. Во всю идет подготовка больших выставок в Омске и Хабаровске.

– А почему решили начать с демонстрации икон Пресвятой Матери Божией? – переспрашивает Людмила Тарасенко. – Обсуждение этой темы началось после того, как в Москве побывала священная реликвия – пояс Богоматери. Мы видели воочию, какие огромные толпы людей стояли в ожидании возможности войти в храм Христа Спасителя и соприкоснуться со святыней. Испокон веков Царица Небесная считалась на Руси Заступницей и скорой Помощницей христианам. Не было православного дома без иконы с Ее светлым ликом. И сейчас, через тысячу лет после принятия христианства, люди идут к Богоматери со своими бедами и тревогами, видят в Ней последнюю надежду. Привезенная в Нарьян-Мар экспозиция небольшая, а икон Святой Девы – огромное множество. Надеемся, что посещение выставки пробудит интерес к дальнейшему изучению бесконечно богатой Богородичной иконографии. Да и православной иконы вообще. Занятие это не только интересное, но и чрезвычайно полезное для духовного развития.

Владимир Киселев (Нарьян-Мар)
Фото: Альберт Людвиг

29 ноября 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Мы шли прямым курсом на сияющий свет» «Мы шли прямым курсом на сияющий свет»
ФОТОГАЛЕРЕЯ: Эскпедиция «Арктика-2012»
Экспедиция «Арктика-2012» была организована для того, чтобы снять со льдины дрейфующую станцию «Северный Полюс-39» и высадить на новую льдину станцию «Северный полюс-40». Впервые в истории в подобной экспедиции принимал участие архиерей Русской Церкви, – Преосвященный Иаков, епископ Нарьян-Марский и Мезенский. Репортаж с Ледовитого океана – в фотографиях самого владыки и присутствовавших корреспондентов.
Освящение Русской Арктики Освящение Русской Арктики
Путевые заметки еп. Нарьян-Марского и Мезенского Иакова
Освящение Русской Арктики Освящение Русской Арктики
Путевые заметки епископа Нарьян-Марского и Мезенского Иакова, ставшего первым архиереем, сопровождавшим экспедицию по самым северным широтам
Анастасия Рахлина
«Наука делает все, что может, но в конечном итоге определяющим будет краткое: если Бог даст», – говорит Преосвященный Иаков, епископ Нарьян-Марский и Мезенский, рассказывая об экспедиции «Арктика-2012», из которой он не так давно вернулся. О чудесах, явленных в этом походе, освящении Русской Арктики и о том, как 9 дней, почти потеряв надежду, полярники искали в истончившихся льдах место для высадки станции, владыка Иаков рассказал нашему порталу.
«Не мы храним образ Божией Матери, это Она Сама бережет его и нас» «Не мы храним образ Божией Матери, это Она Сама бережет его и нас»
Интервью с протоиереем Александром Пархоменко
Наш храм примечателен тем, что он возведен на месте более древнего монастырского храма. Более 400 лет здесь, на речке Дубенке, существовала обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы, основанная преподобным Сергием Радонежским.
Заступница России Заступница России
Надежда Дмитриева
Заступница России Заступница России.
О Тихвинской иконе Божией Матери

Надежда Дмитриева
Два Рима пали – четвертому не быть. Формула была не гордыней, а предостережением: если Москва окажется недостойной – мир в дальнейшем будет оставлен без центральной государственной Христианской власти. Кроме указания главного символа, указания на великое призвание, Тихвинская икона, как и Курская, служила символом Хожения Богородицы по русским мукам.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×