Сретенский монастырь в 1924 году

Иеромонах Иоанн (Лудищев)

Кололкольня и храм святителя Николая Сретенского монастыря. Фото 20-х годов XX в.
Кололкольня и храм святителя Николая Сретенского монастыря. Фото 20-х годов XX в.
В 1924 году власти намеревались закрыть Сретенский монастырь. В архивах сохранилась переписка по поводу размещения в обители центрального спортивного клуба Союза связи.

Центральный спортивный клуб Союза связи в Сретенском монастыре

5 марта 1924 года Московское окружное правление Всероссийского союза связи обращалось в президиум Московского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов: «В конце минувшего года организацией Московской телефонной сети возбуждался перед вами вопрос о передаче в ее распоряжение помещения бывшей французской часовни, находящейся на Сретенке, для устройства в таковой кружка физкультуры. Ходатайство это удовлетворено не было, и в свою очередь Моссоветом было предложено занять Сретенский монастырь. В связи с целым рядом не зависящих от организации телефонной сети причин означенный монастырь занят не был. В настоящее время окружное правление Союза связи, организовав центральный спортивный клуб, в первую очередь столкнулось с вопросом о помещении для такового. Местонахождение целого ряда крупных предприятий, как-то: Центральный телеграф, Почтамт, Телефон и т.д., – объединяющих более 10 000 членов союза, требует, чтобы клуб находился в недалеком расстоянии от таковых. Вследствие вышеизложенного президиум окружного правления Союза связи просит президиум Моссовета пойти ему навстречу и подтвердить свое прежнее согласие о передаче под клуб Сретенского монастыря или какого-либо еще помещения, имеющегося в центре города. Неимение помещения ставит союз в затруднительное положение, так как без такового работы по физическому развитию среди рабочих и служащих вести невозможно»[1].

6 марта 1924 года в административный отдел Моссовета и в Главмузей поступила телефонограмма № 2028: «Ввиду возбужденного Московским окружным правлением Союза связи ходатайства о предоставлении ему под клуб Сретенского монастыря, управление делами президиума Моссовета настоящим просит дать ваше заключение о возможности таковой передачи»[2].

10 марта 1924 года из отдела по делам музеев Главнауки в Моссовет поступила телефонограмма № 54, в которой отдел по делам музеев «в ответ на телефонограмму № 2028 просил сообщить ему, в каких именно помещениях в Сретенском монастыре нуждается Московское окружное управление Союза связи для устройства клуба, так как из упомянутой телефонограммы не видно, на что претендует Московское окружное управление Союза связи»[3].

13 марта 1924 года поступила телефонограмма № 2160 в Главмузей: «В дополнение к телефонограмме № 2028, управление делами президиума Моссовета просит сообщить, какие помещения Сретенского монастыря вами могут быть предоставлены под клуб Союзу связи»[4].

В ответ на телефонограмму за № 2160 отдел по делам музеев Главнауки Наркомпроса 14 марта 1924 года доводил до сведения президиума Моссовета, что «с его стороны не встречается препятствий к утилизации надвратной церкви Сретенского монастыря для культурной цели при условии сохранения в неприкосновенности внешнего старинного облика этой церкви и находящихся близ нее колокольни и древнейшей в Москве церкви Марии Египетской. Что же касается главного собора, то он является одним из интереснейших в Москве памятников XVII века, сохранившим фрески того же времени и замечательные образцы древнерусской деревянной скульптуры и резьбы, а поэтому не может получить никакого назначения, могущего исказить его внешний или внутренний художественный облик. При этом в случае ликвидации общины верующих Сретенского монастыря, несшей до сих пор охрану и ремонт его древних памятников, отдел музеев просит возложить на окружное управление Союза связи, которому будет предоставлена под клуб надвратная церковь, охрану и ремонт вышеуказанных музейных зданий. В случае, если бы надвратная церковь Сретенского монастыря оказалась бы неподходящей для клуба, отдел музеев, со своей стороны, может указать как на помещения, вполне пригодные под клуб, на новые большие церкви: 1. Иоанна Богослова под Вязом (Новая площадь в Китай-городе), 2. Успение в Газетном пер. В последней церкви община верующих уже ликвидирована, и помещение стоит пустое, хотя его можно было бы вполне утилизировать под спортивный зал»[5].

15 марта 1924 года административный отдел писал в президиум Московского совета «относительно зданий культа бывшего Сретенского монастыря», что в ответ на телефонограмму от 7 марта 1924 года № 2028 «произведено обследование и установлено, что в монастыре имеется два храма, из коих один зимний с отоплением, другой летний. Летний храм по своему характеру целиком находится на учете Главмузея как имеющий историческую ценность, зимний же храм является обычным зданием культа, и приспособление его под другие цели не вызовет возражений со стороны Главмузея. Обследование проводилось с представителями Московского окружного управления Союза связи, которые нашли, что зимний храм вполне пригоден для намеченных ими целей, то есть под устройство клуба и физической площадки. Поскольку при зданиях культа бывшего Сретенского монастыря имеется очень незначительная группа верующих и здания культа являются вместе с часовней лишь источником дохода проживающих там монахов, административный отдел Моссовета, принимая во внимание наличность ходатайства Московского окружного управления Союза связи в президиум Моссовета, полагал бы целесообразным упомянутое ходатайство удовлетворить и передать зимний храм с часовней под культурно-просветительные цели. Учитывая то, что полная ликвидация монастыря не вызовет никакого возмущения среди местного населения по той причине, что на Лубянке и Сретенке от Лубянской площади до Сухаревской башни имеется, помимо монастыря, еще пять зданий культа, которые вполне могут удовлетворить религиозные потребности верующих, административный отдел полагал бы совсем закрыть монастырь и летний храм передать в распоряжение Главмузея»[6].

22 марта 1924 года Моссовет рассматривал ходатайство Московского окружного управления Союза связи «о закрытии так называемого Сретенского монастыря и передаче союзу помещения монастыря для устройства в нем центрального спортивного клуба рабочих и служащих – членов союза». Было решено: «Принимая во внимание, что 1) Союз связи за отсутствием помещения лишен возможности развивать работу по физической культуре среди своих членов, которых насчитывается 10 000 человек, 2) со стороны отдела по делам музеев Главнауки Наркомпросвещения не встречается препятствий к использованию надвратной церкви Сретенского монастыря для культурно-просветительских целей при условии сохранения в неприкосновенности ее внешнего старинного облика, 3) группа верующих, пользующихся культовым зданием так называемого Сретенского монастыря, незначительна, и потребности ее могут быть обслужены близлежащими церквами, – на основании инструкции Наркомюста и Наркомвнудел по вопросам, связанным с отделением Церкви от государства (С.У. 1923 № 72 ст. 699), – Сретенский монастырь в составе двух церквей – зимней и летней – закрыть, предложив административному отделу Моссовета расторгнуть договор с верующими на пользование ими; предметы культа передать ближайшей группе верующих по описи. Помещение зимней (надвратной) церкви передать в распоряжение окружного правления Союза связи для устройства в нем центрального спортивного клуба с обязательством сохранять в полной неприкосновенности внешний и старинный облик здания. Помещение летней церкви (собора) как имеющей большое культурно-историческое и художественное значение – передать в ведение отдела музеев. Возложить на правление Союза связи обязательство производить потребный ремонт зданий монастыря и организовать его охрану»[7].

Организовать спортивный клуб Союза связи в монастыре не удалось. Однако действия по ликвидации монастыря не прекратились, и в сентябре 1924 года Никольский храм обители властями был передан одной из протестантских сект.

Передача Никольского храма группе евангельских христиан

9 сентября 1924 года, протокол № 16 по перерегистрации религиозных групп: «Слушали заявление зарегистрированной группы евангельских христиан Мещанского района о предоставлении помещения для молитвенных собраний. Постановили передать помещение надвратной церкви бывшего Сретенского монастыря, в данное время ликвидированной, по договору в бесплатное и бессрочное пользование группе евангельских христиан Мещанского района»[8].

29 октября 1924 года Московский областной отдел ВСЕХ (Всероссийского союза евангельских христиан) доводил до сведения адмотдела Моссовета, что, согласно разрешению Наркомвнудела от 24 октября с.г. за № 2644912, с 14 по 23 ноября в городе Москве, Большая Лубянка, 21, в помещении бывшего Сретенского монастыря (бывшей церкви обители – Никольский храм), состоится областной съезд евангельских христиан[9].

Соборный храм Сретенского монастыря

В архивах хранятся и документы, связанные с ремонтом храмов обители.

9 мая 1924 года совет общины Сретенского монастыря обратился в Главмузей с письмом: «Желая приступить к возможному для общины ремонту соборного храма Сретенского монастыря, в наружных его частях, подвергшихся разрушению, совет общины просит Главмузей дать разрешение на производство работ, которые будут им найдены необходимыми. Подписи: председатель совета общины – Трусевич, церковный староста, член совета – Преображенский»[10].

Совет общины Сретенского монастыря 28 июня 1924 года писал в Главмузей: «Имея в виду в текущий строительный сезон приступить к частичному ремонту соборного храма Сретенского монастыря, а именно: починить крышу собора и ее окрасить, заштукатурить на стенах его отвалившиеся места, заделать и заштукатурить местами вывалившиеся кирпичи с оставлением рисунка, побелить колером стены собора, заделать трещину арки Святых ворот, побелить и заделать изъяны колокольни монастыря, – совет общины Сретенского монастыря просит Главмузей дать с своей стороны разрешение на указанные работы»[11].

О проделанных работах совет общины бывшего Сретенского монастыря 23 октября 1924 года сообщал в Главмузей: «Настоящим совет общины Сретенского монастыря доводит до вашего сведения, что ремонт храма – собора во имя иконы Владимирской Божией Матери – и колокольни, предпринятый советом, в данное время закончен.

Работы заключались в следующем исполнении:

1. восстановлены все фундамент и цоколи,

2. отремонтированы все крыши собора и колокольни, с заменою, где то требовалось, старого железа новым, и водосточные трубы,

3. все крыши собора и колокольни с водосточными трубами окрашены медянкою,

4. все стены собора, куполов и колокольни отштукатурены, изъяны зашпаклеваны, и все это окрашено колером, причем стена, выходящая над боковым входом в храм, по снятии штукатурки, по указанию архитектора Сухова, окрашена по кирпичу,

5. нарушения стены часовни зашпаклеваны и окрашены клеевой краской,

6. все решетки храма окрашены масляной краской,

7. все наружные и внутренние рамы остеклены и замазаны на зиму,

8. Святые ворота зашпаклеваны и окрашены масляной краской,

9. образовавшиеся в проходе Святых ворот трещины заделаны и заштукатурены согласно указаниям архитектора Сухова,

10. отремонтированы и окрашены масляной краской двери главного входа в храм,

11. восстановлено амосовское отопление.

При этом совет общины считает необходимым осведомить Главмузей о том, что некоторые стены собора пришлось несколько раз перекрашивать благодаря хулиганским действиям живущих в корпусах б. монастыря, находившим удовольствие писать на них разные пасквили и изощряться художеством карандашом и углем, почему и образовалась в некоторых местах неровность колера. Так что является необходимым… принятие мер к прекращению умышленной порчи памятников старины и, кроме того, той бессмысленной бомбардировки камнями, целью которой избраны стекла храма.

Стоимость ремонта обошлась в сумме 1201 руб. 67 коп.

Подписи: председатель совета общины – Трусевич, церковный староста, член совета – Преображенский»[12].

Храм преподобной Марии Египетской

Документы свидетельствуют: древний храм преподобной Марии Египетской находился в поруганном состоянии.

«Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины Главнауки НКП обращает внимание (48-е отделение милиции и домоуправление № 19 по Б. Лубянке) на то, что вплотную к стенам бывшей церкви Марии Египетской жильцами дома, находящегося на территории б. Сретенского монастыря, навалена большая куча отбросов и нечистот.

Помимо антисанитарности, указанное недопустимо ввиду вредного воздействия на кладку стен здания, являющегося памятником архитектуры»[13].

Насельники обители

Митрополит Петр и Патриарх Тихон
Митрополит Петр и Патриарх Тихон
Несмотря на все усилия, предпринимаемые для закрытия монастырей в это время, монашеская жизнь Сретенской обители сохранялась. В силу созданных властями условий в монастыре проживала немногочисленная братия – всего семь человек, – которой приходилось многое претерпевать от населявших обитель революционно настроенных жильцов. Но вопреки всем трудностям в обители совершались службы, рукополагались новые клирики.

В 1924 году Святейший Патриарх Тихон служил в Сретенском монастыре. Он совершил 26 августа / 8 сентября Божественную литургию в обители[14].

Сам Святейший Патриарх в начале 1924 года становится настоятелем Донского монастыря. В феврале 1924 года Священный Синод постановил: «Управление Донским ставропигиальным монастырем на правах настоятеля возложить на Святейшего Патриарха Тихона, предоставив ему право назначить, по собственному усмотрению, в помощь по управлению обителью наместника, – дать знать о сем братии монастыря.

Подписи: архиепископ Тихон, архиепископ Серафим, архиепископ Петр»[15].

Управляющим Московской епархией в это время становится митрополит Петр (Полянский). Сохранились прошения на его имя совета общины Сретенского монастыря о награждении ее братии.

Сведения о насельниках Сретенского монастыря в этот период находим в книге расходов денежных сумм на жалование церковнослужителям и в документах о награждении и рукоположении клириков. Среди братии обители в 1924 году упоминаются[16]:

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

И.д. наместника игумен Виталий

И.д. наместника игумен Виталий

И.д. наместника игумен Виталий

И.д. наместника игумен Виталий

И.д. наместника игумен Виталий

И.д. наместника игумен Виталий

Архимандрит Сергий

Архимандрит Сергий

Архимандрит Сергий

Архимандрит Сергий

Архимандрит Сергий

Архимандрит Сергий

Иеромонах Владимир

Иеромонах Владимир

Иеромонах Владимир

Иеромонах Владимир

Иеромонах Владимир

Иеромонах Владимир

Иеромонах Димитриан

Иеромонах Димитриан

Иеромонах Димитриан

Иеромонах Димитриан

Иеромонах Димитриан

Иеромонах Димитриан

Иеромонах Гермоген

Иеромонах Гермоген

Иеромонах Гермоген

Иеромонах Гермоген

Иеромонах Гермоген

Иеромонах Гермоген

Иеромонах Георгий

Гедике Павел Федорович, звонарь

Гедике Павел Федорович, звонарь

Гедике Павел Федорович, звонарь

Гедике Павел Федорович, звонарь

Гедике Павел Федорович, звонарь

Гедике Павел Федорович, звонарь

Диакон Василий Шаронов

Диакон Василий Шаронов

Диакон Василий Шаронов

Диакон Василий Шаронов

Диакон Василий Шаронов

Диакон Василий Шаронов

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

И.д. наместника игумен Виталий

И.д. наместника архимандрит Виталий

И.д. наместника архимандрит Виталий

И.д. наместника архимандрит Виталий

И.д. наместника архимандрит Виталий

И.д. наместника архимандрит Виталий

Архимандрит Сергий

Архимандрит Сергий

Архимандрит Сергий

Архимандрит Сергий

Архимандрит Сергий

Архимандрит Сергий

Иеромонах Владимир

Иеромонах Владимир

Иеромонах Владимир

Иеромонах Владимир

Иеромонах Владимир

Иеромонах Владимир

Иеромонах Димитриан

Иеромонах Димитриан

Иеромонах Димитриан

Иеромонах Димитриан

Иеромонах Димитриан

Иеромонах Димитриан

Иеромонах Гермоген

Иеромонах Гермоген

Иеромонах Гермоген

Иеромонах Гермоген

Иеромонах Гермоген

Иеромонах Гермоген

Гедике Павел Федорович, звонарь

Гедике Павел Федорович, звонарь

Гедике Павел Федорович, звонарь

Гедике Павел Федорович, звонарь

Гедике Павел Федорович, звонарь

Гедике Павел Федорович, звонарь

Диакон Василий Шаронов

Диакон Василий Шаронов

Диакон Василий Шаронов

Диакон Василий Шаронов

Диакон Василий Шаронов

Диакон Василий Шаронов

16 февраля 1924 года исполняющий должность наместника московского Сретенского монастыря игумен Виталий обращался к архиепископу Крутицкому Петру, управляющему Московской епархией, с прошением «о награждении набедренником иеромонаха Сретенского монастыря Георгия – за понесенные труды и усердное исполнение послушания»[17].

23 февраля 1924 года церковно-приходской совет церкви во имя великомученика Георгия Победоносца, что в селе Лихачеве, Московского уезда, Ульяновской волости, обращался к епископу Бронницкому Иоанну с прошением «определить в наш храм для священно-церковных богослужений иеромонаха московского Сретенского монастыря о. Нектария ввиду того, что семейного священника наш малочисленный приход по бедности своей содержать не может»[18].

28 марта 1924 года братия обители подала митрополиту Крутицкому Петру прошение: «Братия Сретенского монастыря всепокорнейше просит Ваше высокопреосвященство милостивейшего архипастыря и отца сделать представление о награждении иеромонаха Нектария золотым наперсным крестом за понесенные его труды в обители. Награду – набедренник – получил в 1920 году. Подписи: архимандрит Сергий, игумен Виталий, иеромонах Владимир, иеромонах Гермоген»[19].

В наградном списке иеромонаха Нектария указывалось, что ему 40 лет, учился в церковно-приходской школе, в качестве послушника принят на испытание в обитель в 1908 году. Проходил чередное служение и исполнял на клиросе должность чтеца и певца. Рукоположен в иеродиакона 8 марта 1915 года, а в иеромонаха 26 мая 1918 года. Награжден набедренником в 1920 году. Представляется к золотому наперсному кресту[20].

21 марта 1924 года члены общины и братия московского Сретенского монастыря обращались к митрополиту Крутицкому Петру, управляющему Московской епархией: «И.о. наместника означенного Сретенского монастыря игумена Виталия настоящим почтительнейше просим Вас, Ваше высокопреосвященство, исходатайствовать перед Священным Синодом награждение его саном архимандрита по вниманию к его весьма полезной и очень ценной деятельности в настоящее стесненное время, когда на его долю выпало немало трудов и забот о сохранении в целости как самих монастырских храмов, так и всего церковного имущества. Подписи: братия архимандрит Сергий, иеромонах Владимир, иеромонах Гермоген.

О награждении игумена Виталия саном архимандрита препятствий не встречается. Подпись: благочинный московских монастырей архимандрит Анемподист»[21].

24 марта 1924 года церковно-приходской совет и братия Сретенского монастыря писали митрополиту Крутицкому Петру, управляющему Московской епархией: «Наместник нашей обители о. архимандрит Сергий, находясь в обители с 1905 года, много потрудился для благосостояния ее, и особенно в последние столь тяжелые и трудные годы; он много претерпел и разных лишений – и даже до ареста. Ввиду сего церковно-приходской совет и братия Сретенского монастыря осмеливаются покорнейше просить Ваше высокопреосвященство милостивейшего архипастыря и отца сделать представление о награждении архимандрита Сергия дикирием и трикирием для осенения во время богослужений. Последнюю награду имеет палицу с 1920 года. Подписи: председатель церковно-приходского совета Трусевич, игумен Виталий, иеромонах Владимир, иеромонах Гермоген и [две неразборчивые подписи]»[22].

28 марта 1924 года братия обители просила митрополита Петра также наградить золотым наперсным крестом иеромонаха Гермогена «за понесенные его труды в обители, руководящему всенародным пением и чтением в качестве регента и уставщика. Награду набедренник получил 24 декабря 1919 года. Подписи: архимандрит Сергий, игумен Виталий, иеромонах Владимир»[23].

В наградном списке иеромонаха Гермогена указывалось, что ему 45 лет, получил домашнее образование, принят на испытание в качестве послушника 5 мая 1911 года. В качестве уставщика и регента заведовал клиросом и всенародным пением. Рукоположен во иеродиакона 18 августа 1918 года, в иеромонаха 20 июля 1919 года. Награжден набедренником 24 декабря 1919 года. Представляется к золотому наперсному кресту[24].

20 марта 1924 года к митрополиту Крутицкому Петру обращался гражданин Сергий Алтынов, Казанской губернии, Тетюшского уезда, Алькеевской волости, деревни Таскаева [? неразборчиво] с прошением: «С детских лет имею склонность к монашеской жизни, но [по] Промыслу Божию неугодно было [сему] осуществиться; обзавелся семьею, но помысл и стремление мое к духовной жизни не покидают меня, желание мое всецело отдаться на служение Богу, поэтому, припадая к стопам Вашего высокопреосвященства, всемилостивейшего отца и архипастыря, всепокорнейше прошу Вас посвятить меня в сан диакона и прикомандировать меня к Сретенскому монастырю, так как я в нем жил шесть лет, нес послушание чтеца, певца и звонаря и в то же время был у уважаемого старца о. казначея, ныне игумена Герасима, келейником. Подпись: Сергей Васильев Алтынов.

Со стороны братии Сретенского монастыря к прикомандированию к монастырю препятствий не имеется: архимандрит Сергий, и.д. наместника игумен Виталий, иеромонах Владимир»[25].

29 марта 1924 года Сергей Алтынов был исповедан духовником. Сергей Васильевич Алтынов (53 лет) на ставленническом допросе показал, что родился 5 июля 1871 года. Женат был первым браком на крестьянке той же деревни Клобуковой Вере Кондратьевне, 44 лет. Согласно резолюции высокопреосвященного Петра от 19 марта 1924 года, определен к московскому Сретенскому монастырю[26]. 30 марта 1924 года он был рукоположен во диакона в храме Воскресения, что в Барашах, в городе Москве епископом Аркадием Кунгурским, викарием Пермской епархии[27].

О внутренней жизни обители в эти годы, к сожалению, мало известно. О переживаемых трудностях можно лишь частично догадываться, читая документы того времени.

Представленный материал не является законченным и только намечает пути к дальнейшему исследованию.

Иеромонах Иоанн (Лудищев)

3 декабря 2012 г.

Автор благодарит за помощь В. Абросимова, А. Осипову, Г.Степанову.

[1] Центральный государственный архив Московской области (далее – ЦГАМО). Ф. 66. Оп. 11. Д. 822. Л. 13–13 об.

[2] Там же. Л. 12.

[3] Там же. Л. 11.

[4] Центральный архив города Москвы (далее – ЦАГМ). Ф. 1. Оп. 1. Д. 130. Л.10.; ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 11. Д. 822. Л. 10.

[5] ЦАГМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 130. Л. 9–9 об.; ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 11. Д. 822. Л. 9–9 об.

[6] ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 11. Д. 822. Л. 8–8 об.

[7] Там же. Л. 7.

[8] ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 314. Л. 16–16 об.

[9] ЦАГМ. Ф. 1215. Оп. 4. Д. 35А. Л. 37, 40.

[10] ЦАГМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 130. Л. 8.

[11] Там же. Л. 12.

[12] Там же. Л. 13–13 об.

[13] Там же. Л. 11.

[14] Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М., 2004. С. 371.

[15] Российский государственный исторический архив (далее – РГИА). Ф. 831. Оп. 1. Д. 272.

[16] ЦИАМ. Ф. 1184. Оп. 2. Д. 13. Л. 263–268.

[17] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 281. Л. 28.

[18] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 277. Л. 53.

[19] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 280. Л. 100.

[20] Там же. Л. 101–102.

[21] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 281. Л. 183–184.

[22] Там же. Л. 180– 180 об.

[23] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 280. Л. 103.

[24] Там же. Л. 104–105.

[25] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 270. Л. 49.

[26] Там же. Л. 51.

[27] Там же. Л. 50.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
События церковной жизни 1923 года и Сретенский монастырь События церковной жизни 1923 года и Сретенский монастырь Иеромонах Иоанн (Лудищев) «В храме Сретенского монастыря 05.07.1923 года совершалась всенощная епископом Иларионом, известнейшим проповедником, по своим способностям превосходящим известного проповедника Храповицкого. Иларион пользуется громаднейшей популярностью среди верующих и любим за свои проповеди, проникнутые чистой тихоновщиной… Идут разговоры, что власти не управиться, что такая масса верующих и духовенства идут за Тихоном…» – доносил осведомитель ГПУ. Сретенский монастырь в 1922 году Сретенский монастырь в 1922 году Иеромонах Иоанн (Лудищев) Особое место среди трагических событий в истории Русской Православной Церкви занимает развернувшаяся особенно в 1922 году кампания по изъятию церковных ценностей. В архивах сохранились документы, связанные с изъятием церковных ценностей из Сретенской обители. Изъятие проходило 24 апреля 1922 года. Настоятель обители епископ Иларион был арестован за месяц до этого. В графе «Повод к аресту» опросного листа Политического Красного Креста он писал, что, по его предположению, это изоляция его на время изъятия церковного имущества. Сретенский монастырь в 1921 году Сретенский монастырь в 1921 году Иеромонах Иоанн (Лудищев) Московский житель Николай Окунев писал 19 апреля / 2 мая 1921 года в своем: «На Страстной неделе тянуло в церковь. Несколько раз ходил в Сретенский монастырь. Привлекал туда епископ Иларион – не своим пышным архиерейским служением, а участием в службах в качестве рядового монаха. Однажды (за всенощной со среды на четверг) он появился в соборном храме монастыря в простом монашеском подряснике, без панагии, без крестов, в камилавке, и прошел на левый клирос, где и пел все, что полагается …» Сретенский монастырь в 1920 году Сретенский монастырь в 1920 году Иеромонах Иоанн (Лудищев) В московских монастырях молились о заключенных. Московский житель Николай Окунев в своем дневнике от 26 июля / 8 августа 1920 года писал: «Вчера был в Сретенском монастыре, где дьякон в ектенье упоминал о “заключенных епископах Феодоре и Гурии”. Дьякон такой тощий, голодный на вид». Сретенский монастырь в 1919 году Сретенский монастырь в 1919 году Иеромонах Иоанн (Лудищев) 20 сентября / 3 октября 1919 года состоялось заседание Священного Синода под председательством Патриарха Тихона, на котором рассматривался и доклад Московского епархиального совета об обращении Сретенского монастыря в миссионерский. Это связано было с тем, что новым настоятелем обители назначался архимандрит Гурий (Степанов), автор многочисленных трудов по миссионерству, активный участник Поместного Собора 1917–1918 годов, будущий архиепископ. Московский Сретенский монастырь в период настоятельства архимандрита Димитрия (Ключарева): 1891–1904 гг. Московский Сретенский монастырь в период настоятельства архимандрита Димитрия (Ключарева): 1891–1904 гг. А.И. Осипова В работе представлен материал о деятельности настоятеля Сретенского монастыря на рубеже XIX–XX веков и облике обители того времени. Публикуются послужные списки братии монастыря. Сообщаются подробности подготовки и проведения главных церковных торжеств обители. Обобщение опубликованных источников и литературы по данной теме дополнено изложением обнаруженных архивных сведений, вводимых в научный оборот.
Комментарии
Вячеслав (Гольцов) 3 декабря 2012, 23:00
вот это труд!! действительно очень интеиесная статья!
Лариса 3 декабря 2012, 21:00
Как же трудно жили православные верующие , а особенно монахи в то время . И как нам сейчас легко молиться , ходить в церковь.И смотреть тяжело на современников которые потрудиться для ГОСПОДА не хотят. Лень им. Страшно за нас становится.
Иванова 3 декабря 2012, 19:00
Очень интересное исследование
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке