Страдания святого короля и мученика Эдмунда, покровителя Англии

(Память 20 ноября / 3 декабря)

В правление короля Этельреда[1] к святому архиепископу Кентерберийскому Дунстану[2] приехал один ученый монах из монастыря святого Бенедикта, что находится на юге, за морем. Монаха звали Аббон[3]. Это было за три года до кончины святителя Дунстана. Однажды святой Дунстан поведал Аббону о святом короле Эдмунде. Это был тот самый рассказ, который в молодости Дунстан слышал от старого оруженосца короля Эдмунда, когда тот передавал его королю Этельстану[4]. Монах Аббон записал его как житие святого Эдмунда, а когда оно дошло до нас несколько лет назад, мы перевели его на английский язык. Прожив в Англии два года, монах Аббон возвратился в свой монастырь, где его почти сразу назначили игуменом[5].

Страдания святого короля и мученика Эдмунда, покровителя Англии

Святой Эдмунд, король восточных англов[6], был мужем мудрым и честным. Вся жизнь его была во славу Господа. Кроткий и благочестивый, он жил, следуя христианскому учению, удалялся греха и ересей, воздерживался от совершения беззаконий и никогда не откланялся с избранного им праведного пути. Эдмунд знал, что, став королем, он не должен возноситься перед своим народом, но быть первым среди равных. Он был щедр к нищим и заботился о вдовицах, словно любящий отец; великодушный во всем, он вел свой народ к благочестию, усмиряя ожесточенных сердцем. Его жизнь была благой, ибо основывалась на истинной вере.

Случилось так, что в Англии высадились датчане и тотчас принялись, по своему обыкновению, грабить и убивать. Предводительствовали датчанами Ингвар и Убба, породнившиеся с диаволом. Их суда пристали к берегу в Нортумбрии, и вскоре вся страна уже была разорена ими, а многие жители умерщвлены. И вот Убба, жестокостью и насилием подчинивший себе Нортумбрию, решил тут остаться, Ингвар же повел свои корабли на восток. Армия Ингвара добралась до Королевства восточных англов – в то время принцу Альфреду, будущему славному королю западных саксов, был 21 год[7]. Подобный злобному волку, Ингвар стремительно пронесся по Королевству восточных англов, беспощадно убивая мужчин, женщин, невинных детей и бесстыдно предавая всяческим пыткам беззащитных христиан. Затем он отправил королю Эдмунду грозное послание, требуя, чтобы король склонился перед ним, если дорожит своей жизнью. Посланник, придя к королю, передал ему такие слова: «Ингвар, наш могущественный правитель, одержал много побед на море и на суше, завоевав многие народы. Он только что ступил на эту землю и останется здесь со своим войском на всю зиму. Он приказывает тебе не мешкая отдать ему всю твою казну и богатства предков, которые ты хранишь сокровенными. И если ты не хочешь умереть, то должен признать его власть над собой, поскольку ты все равно недостаточно силен, чтобы ему противостоять».

Король Эдмунд призвал к себе епископа [8], которому доверялся во всем, и спросил, как советует он ответить свирепому язычнику Ингвару. Епископ устрашился ужасных бедствий, обрушившихся на страну, и испугался за жизнь короля. Он ответил, что будет лучше, если король признает власть Ингвара. Король выслушал этот совет молча, опустив глаза долу. Наконец он произнес: «Видишь, Господи, как страждет мой бедный народ! Так пусть и я лучше паду в сражении с теми, кто пришел завоевать землю наших предков». Епископ же отвечал ему на это: «Увы, мой король, но люди твои побиты, и нет у тебя сильного войска, с которым можно было бы выйти на битву. Разбойники придут и пленят тебя, если ты не скроешься, чтобы спастись. Ты сохранишь себе жизнь и тем, что подчинишься им».

Но Эдмунд, храбрый король, возразил: «Я не желаю жить, если разбойники убьют моих возлюбленных подданных, захватив их врасплох, может быть даже спящими, вместе с их женами и детьми. Эдмунд не привык спасаться бегством и – если так будет нужно – готов отдать жизнь за свою страну. Господь-Вседержитель знает, что я никогда не отрекусь от Него и не отвергну Его любви, даже если мне придется умереть».

Сказав это, Эдмунд, ничуть не устрашившись, обратился к посланнику Ингвара и ответил ему так: «Поистине ты заслуживаешь смерти, но я не обагрю своих рук твоей кровью, ибо я во всем следую Христу, Который Собою дал нам пример для подражания. Я готов с радостью принять смерть от вас, если Богу так будет угодно. Ступай не мешкая и передай своему жестокому господину, что король Эдмунд никогда не склонится перед Ингваром, предводителем язычников, пока сам Ингвар не поклонится Иисусу Христу как истинному Богу».

Посланник тотчас ушел. Вскоре он встретил кровожадного Ингвара, который во главе своего войска спешил к Эдмунду, и передал этому злодею все, что слышал от короля. Охваченный гневом, Ингвар приказал своим воинам найти и схватить Эдмунда, который осмелился не подчиниться ему, и связать его.

И вот появилось войско Ингвара. Эдмунд в это время возносился умом ко Спасителю[9]. Увидев язычников, он бросил оружие, желая уподобиться Христу, Который помешал апостолу Петру обратить меч свой против воинов, посланных теми, кто жаждал Его крови. Злодеи язычники, связав святого Эдмунда, принялись глумиться над ним и бить его своими дубинами. Потом изверги подвели святого короля к дереву и крепко-накрепко привязали мученика к его стволу. Они еще долго истязали короля, Эдмунд же все это время не переставал молиться. Эти молитвы ко Христу, эта стойкая вера в Него лишь еще больше разъярили язычников. С дикой радостью они стали пускать в него стрелы, пока все тело его не было утыкано ими и не стало походить на тело покрытого иглами дикобраза. Так король Эдмунд принял те же муки, что и святой Севастиан, в тело которого тоже вонзились несколько сот стрел.

Наконец нечестивец Ингвар понял, что благородного короля ничто не заставит отречься от Христа и он лишь больше укрепляется в своей вере. Злодей приказал обезглавить мученика, что язычники тотчас же и исполнили. Они отвязали короля, не перестававшего взывать ко Христу, оттащили в сторону и отсекли ему голову. Его душа с радостью вознеслась к Господу. Некий человек, скрываемый Промыслом Божиим от злодеев, был свидетелем страданий и мученической кончины святого Эдмунда. Впоследствии он и рассказал эту историю в том самом виде, в каком ее поведали мы.

Разбойники же вскоре вернулись на свои корабли, оставив тело святого Эдмунда там, где его убили. А главу мученика они забросили в густые заросли ежевики, чтобы христиане не смогли похоронить должным образом своего короля.

Когда злодеи уплыли, жители королевства, которым удалось избежать смерти, пришли на то место, где лежало обезглавленное тело их повелителя. Сердца их разрывались от горя не только потому, что их король был убит, но и потому, что не было главы у тела, чтобы можно было похоронить короля достойно. Тот же человек, что видел все произошедшее, говорил сначала, что разбойники увезли главу мученика с собой. Но потом, подумав, он предположил, что нечестивцы могли спрятать главу убитого где-нибудь в лесу.

И вот люди принялись за поиски, обшаривая заросли ежевики и терновника. И тут произошло великое чудо. По Божиему Промыслу был послан сюда волк, который день и ночь сторожил главу Эдмунда, отгоняя других диких зверей. Люди, прочесывая лес, перекрикивались друг с другом, как это водится в таких случаях: «Эй, где ты? Где ты?» И слышали громкий голос в ответ: «Здесь! Здесь! Здесь!» И каждый, услышав это, шел на голос. Так была найдена глава мученика. И увидели люди, что лежит рядом с ней серый волк, а глава Эдмунда – у него между лапами. И этот волк, хоть и был очень голоден, не тронул ради Господа главы мученика, но, напротив, охранял ее от посягательств других зверей[10].

Икона св. Эдмунда с житием.
Икона св. Эдмунда с житием.
Увидев, что волк стережет главу Эдмунда, люди пришли в изумление. Они бережно взяли ее и, не переставая славить Господа за Его чудеса, понесли в город, а волк, словно ручной, пошел за ними и, лишь когда они достигли города, вернулся в лес.

Благочестивые люди положили главу святого Эдмунда рядом с его телом и поспешили похоронить мученика со всеми возможными в те неспокойные времена почестями. Чуть позже они построили над могилой мученика часовню. Время шло. Много лет спустя, когда набеги на Англию прекратились и установился мир, вместо часовни было решено построить большой храм, чтобы достойным образом прославить угодника Божия, на могиле которого происходили многочисленные чудеса. А потом решили – и с этим были согласны все – извлечь святые мощи Эдмунда из могилы и поместить их в храме для поклонения. Когда открыли могилу мученика, то обнаружилось, что тело Эдмунда осталось нетленным, и шея его, перерубленная злодеями, была вновь цела, а сам король казался живым – совершенно таким, каким он был до своего мученичества. Многочисленные раны, нанесенные стрелами кровожадных язычников, благодатью Всемилостивого Бога были тоже залечены. И сегодня мощи святого короля Эдмунда сохраняются нетленными, ожидая всеобщего воскресения и вечной славы. Нетление его мощей – свидетельство того, что король Эдмунд не творил беззаконий в земной жизни и отошел к Богу чистым душою и телом.

В течение многих лет рядом с этим местом жила благочестивая вдова по имени Освин, посвящавшая все свое время молитве и посту. Раз в год она с благоговением и любовью подстригала волосы и ногти святому Эдмунду. Она хранила волосы и ногти мученика в отдельной маленькой раке как великую святыню. Люди со всей округи и из многих других мест приходили в этот храм, чтобы приложиться к мощам короля-мученика. Чтя святого, епископ Теодред[11] щедро одарил и украсил церковь золотом и серебром.

Однажды ночью восемь грабителей решили забраться в храм, где лежали мощи святого Эдмунда, и похитить его сокровища и дары. Они пытались проникнуть в храм с помощью разных ухищрений. Один из них хотел выломать дверь, ударив по ней молотом, другой –подпилить напильником замок, третий – сделать подкоп под дверь, четвертый – по лестнице добраться до окна и через него забраться в храм. Но все усилия этих несчастных оказались напрасными. Более того, по молитвам святого короля, Господь наслал на них оцепенение, и они застыли – каждый в том месте, где творил свое злое дело, не в силах не только закончить его, но даже пошевелиться. Так и стояли они до самого утра. Утром пришли люди и поразились увиденному: грабители были недвижны, один – застыв на ступеньках лестницы, другой – согнувшись, с лопатой в руках, возле двери, иные – крепко сжимая орудие грабежа. Все они были приведены к епископу. Он повелел повесить их, забыв слова, вложенные Милосердным Господом в уста премудрого Соломона: «Спасай взятых на смерть»[12]. И каноны Церкви запрещают рукоположенным в священный сан – епископам и священникам – разбираться с ворами. Ибо не подобает служителям Христовым, избравшим служение Богу, соглашаться на казнь других.

Позже епископ Теодред, прочитав о том в своих книгах, глубоко раскаялся, что так жестоко поступил с несчастными грабителями. До самой смерти он не переставал сокрушаться об этом грехе. И он просил народ молиться и поститься вместе с ним в течение трех дней в надежде, что Господь по безграничному Своему милосердию дарует ему прощение.

В тех местах жил некий человек по имени Леофстан, который был богат по-мирски, но беден духом, ибо мало что знал о Господе. Однажды он приехал к храму, где лежали мощи святого Эдмунда, и с немалой дерзостью и тщеславием повелел стражам впустить его, открыть раку святого и показать ему мощи, так как хотел проверить, действительно ли они нетленны. Но едва он увидел святые мощи, как стал бесноваться – говорить бессвязные речи и дико реветь. Вскоре этот несчастный умер, так и не придя в себя. Нечто подобное ранее рассказывал святой папа Григорий о мощах мученика Лаврентия, пребывающих в Риме. Люди, как добрые, так и злые, всегда хотели увидеть, как выглядят эти мощи, но Господь каждый раз останавливал их. Однажды семь человек, дерзнувшие взглянуть на мощи святого из одного лишь праздного любопытства, были тотчас все поражены внезапной смертью. Так что и другие потом перестали приходить к мощам только для удовлетворения своего любопытства.

Памятник св. Эдмунду в деревне Хоксен, Саффолк.
Памятник св. Эдмунду в деревне Хоксен, Саффолк.
Мы слышали много рассказов о чудесах, сотворенных Господом по молитвам святого Эдмунда. Но мы не будем приводить их здесь, ибо об этих чудесах знает каждый. А нетление мощей святого Эдмунда и других святых убеждает нас в том, что на Страшном суде Всемогущий Господь поднимет из земли тела всех почивших в их целости. И Господь сохранит мощи короля и мученика в нетлении до того святого дня, хотя тело Эдмунда, как и тела всех людей, создано из персти[13]. Место, где сейчас пребывают мощи короля Эдмунда, достойно столь славного святого, ибо мощи верных служителей Христовых подобает почитать должным образом, поскольку каждый угодник обладает такой славой на небесах, которую мы даже не можем себе представить.

Английская земля удостоена святости от Господа, ибо здесь жили такие угодники, как этот славный король, и святитель Кутберт, и преподобная Одри из монастыря Эли и ее сестра[14]. Все они славятся нетлением своих мощей, чем подтверждается истинность веры христианской. Английский народ имеет и многих других святых. Они до сих пор творят бесчисленные чудеса, о которых известно повсюду, тем самым хваля и прославляя Бога-Вседержителя, в Которого они верили в земной жизни.

Так – через Своих святых – Христос открывает людям, что Он Всемогущий Бог. Но Истинного Бога отвергли евреи, и от их могил нет чудес, ибо они не верят в Бога Живого. Христос же указывает людям, где истинная вера, по всей земле творя чудеса Своими святыми. Ему же подобает вечная слава, с Его Небесным Отцом и со Святым Духом во веки веков. Аминь.

Послесловие: несколько слов о почитании святого Эдмунда

Дмитрий Лапа

После мученической кончины святого короля Эдмунда над его могилой неоднократно появлялся столп света, похожий на пламя. Так начались чудеса, происходившие все чаще и чаще. Почитание святого Эдмунда росло и распространилось по всей Англии. Его мученическая кончина послужила основой национального единства, и это тоже одно из величайших чудес святого Эдмунда. Смерть мученика не только спасла его народ, но и привела к истинной вере самих датчан. Вскоре святого короля стали почитать как покровителя всей Англии. (Святой Эдмунд оставался главным покровителем Англии примерно до 1343 года, когда новым покровителем страны объявили великомученика Георгия Победоносца. Сейчас святой Эдмунд считается вторым, после святого Георгия, покровителем Британии.)

В начале X века мощи короля-мученика перенесли в великолепно украшенную драгоценными камнями раку новой величественной церкви в городе Бедриксуорт графства Саффолк. Когда в 1010 году вновь появилась угроза датского завоевания Англии, мощи святого на время перенесли в Лондон. Здесь Эдмунд стал почитаться как общенациональный святой. В 1013 году мощи святого Эдмунда временно разместили в маленькой церкви деревни Гринстед графства Эссекс. Но вскоре их вернули в Бедриксуорт, во вновь построенную каменную церковь. Со временем в этом городе основали монастырь, где впоследствии много лет и хранились мощи святого. Сам же город Бедриксуорт был переименован в Бери-Сент-Эдмундс – в честь святого Эдмунда.

Руины аббатства в городе Бери-Сент-Эдмундс, Саффолк (фото - И. Лапа)
Руины аббатства в городе Бери-Сент-Эдмундс, Саффолк (фото - И. Лапа)
В средние века французские солдаты украли мощи короля-мученика и перевезли их в Тулузу, где они оставались вплоть до начала XX века.

В 1901 году мощи святого возвратили в Англию, сейчас они пребывают в домовой часовне герцога Норфолкского в городе Арандель графства Западный Сассекс и недоступны для поклонения. Небольшая частица мощей короля-мученика хранится в католической церкви города Бери-Сент-Эдмундс.

В 1848 году в деревне Хоксен, на месте мученичества святого, упал 1000-летний дуб, к которому датчане привязывали короля, истязая его в 869 году. Когда дуб распилили на части, обнаружили наконечники датских стрел. Этим подтвердилась истинность рассказа о мученичестве Эдмунда. Из части древесины этого дуба были сделаны крышки переплетов Библии и Молитвослова, которые находятся в маленькой церкви Гринстеда.

Там, где рос 1000-летний дуб, теперь стоит памятный крест, к которому совершаются паломничества.

Всего несколько лет назад было обнаружено точное место, где стояла часовня святого Эдмунда в деревне Хоксен, чем снова подтвердилась истинность того, что святой король был схвачен и замучен именно там. Кроме того, на месте древней часовни в недавнее время жители окрестностей неоднократно видели чудесный столп света.

В этой деревне также находится и древняя церковь во имя святых Петра и Павла, в которой можно увидеть витражи и другие изображения, рассказывающие о жизни и мученичестве святого Эдмунда. В деревне стоит и памятник святому королю.

Недалеко от церкви находится древний мост, во времена святого Эдмунда называвшийся «Золотым мостом». Местное предание рассказывает следующее: святой Эдмунд пытался спрятаться под мостом от датчан. Молодая пара, проходившая по мосту как раз в это время, заметила в воде отражение золотых шпор короля. Эти молодые якобы и выдали короля датчанам. Золотые шпоры дали речушки имя – Голдбрук (Золотой ручей). С тех пор и до наших дней здесь бытует поверье: в день свадьбы молодожены ни в коем случае не должны ступать на этот мост, потому что это сделает их брак несчастливым. Сцена из упомянутой легенды изображена на мосту.

Более 60 церквей в 24 графствах Англии освящены в честь святого Эдмунда, причем 20 из них – в Восточной Англии. И сегодня немало англиканских и католических храмов по всей стране посвящены этому святому, в том числе одна церковь в Лондоне, которую в 1670-е годы построил великий английский архитектор Кристофер Рен. Святой Эдмунд изображен на витражах во многих храмах и соборах Англии, его статуя находится в соборе города Солсбери; многие английские колледжи названы в честь этого святого короля. На иконах Эдмунда изображают как короля, часто в короне со скипетром и державой, нередко со стрелой или мечом.

Древняя церковь св. Андрея в деревне Гринстед, Эссекс
Древняя церковь св. Андрея в деревне Гринстед, Эссекс
Саксонская церковь святого Андрея в деревне Гринстед (Эссекс), где несколько лет покоились мощи святого Эдмунда в начале XI века, сохранилась до наших дней. Считается, что это одна из самых древних сохранившихся деревянных церквей во всем мире.

Город Бери-Сент-Эдмундс остается местом паломничества православных. В конце XX века миллионы фунтов стерлингов были потрачены на восстановление гигантского кафедрального собора в Бери-Сент-Эдмундсе и строительство его башни. К настоящему времени этот красивый собор уже почти полностью восстановлен, в нем совершаются богослужения. В Бери-Сент-Эдмундсе сохранились руины бывшего огромного аббатства, представлявшего собой нечто вроде лавры, где некогда хранились мощи святого Эдмунда. Их тоже посещают паломники.

Древняя церковь св. Эдмунда в деревне Тэверхем, Норфолк.
Древняя церковь св. Эдмунда в деревне Тэверхем, Норфолк.
Кроме того, святому Эдмунду в Англии посвящены следующие храмы: церковь святого Эдмунда в деревне Эмнет графства Норфолк (эта большая церковь датируется XII веком, в ней сохранились древние фигуры ангелов, апостолов, витражи и образцы средневековой живописи); церковь святого Эдмунда в деревне Каслтон графства Дербишир (церковь норманнская, в ее архитектуре заметны черты разных стилей, сохранилось много витражей); церковь святого Эдмунда в Хардингстоуне графства Нортгемптоншир (пригород Нортгемптона), датируемая XII веком; церковь святого Эдмунда в деревне Хокстон графства Кембриджшир (XV век, первая церковь была построена в саксонский период); церковь святого Эдмунда в Кингсбридже графства Девон (в перпендикулярном стиле, некоторые части относятся к XIII веку); церковь святого Эдмунда в деревне Фриттон графства Норфолк (есть изображения сцен из жития святого); церковь святого Эдмунда в деревне Тэверхем графства Норфолк (некоторые ее части саксонского периода); средневековая церковь святого Эдмунда в деревне Костесси (Косси) графства Норфолк; церковь святого Эдмунда в Саутуолде графства Саффолк (построена в XV веке, одна из прекраснейших церквей графства); церковь святого Эдмунда в деревне Ассингтон графства Саффолк; церковь святого Эдмунда в Харгрейве графства Саффолк; церковь святого Эдмунда в Кессингланде графства Саффолк (датируется XV веком, башня имеет 91 метр в высоту); церковь святого Эдмунда в красивой уединенной деревне Бромсуэлл рядом с городом Вудбридж графства Саффолк; церковь святого Эдмунда в деревне Холм-Пьеррепонт графства Ноттингемшир; средневековая церковь святого Эдмунда в Вуттоне на острове Уайт; церковь Пресвятой Троицы и святого Эдмунда в Бристоле; католическая церковь святого Эдмунда в деревне Хейлсуорт графства Саффолк; католическая церковь святого Эдмунда в деревне Уидермарш-Грин графства Саффолк; католическая церковь святого Эдмунда в городе Бери-Сент-Эдмундс графства Саффолк; католическая церковь святого Эдмунда в Лондоне (датируется началом XX века) и другие.

Святому Эдмунду составлена православная служба на английском языке. Частично сохранились и древние гимны и службы святому, относящиеся еще к саксонскому периоду.

Житие составил святой и ученый монах Аббон
Перевел с латыни на староанглийский игумен Эльфрик Эйншемский
Перевел со староанглийского на современный английский протоиерей Андрей Филлипс
Перевел с английского и написал послесловие Дмитрий Лапа

Orthodox England. Vol. 13. № 2.

3 декабря 2012 г.

[1] Король Этельред, прозванный Нерешительным, правил Англией с 978 по 1016 год. Он стал королем после ужасного убийства его единокровного брата короля Эдуарда Мученика († 978; память 18/31 марта). – Здесь и далее прим. прот. Андрея Филлипса.

[2] Святитель Дунстан (909–988; память 19 мая / 1 июня) был архиепископом Кентерберийским с 960 года. Известный церковный деятель. Его особенно почитали за святую жизнь, совершенные им многочисленные чудеса и предсказания.

[3] Святой и ученый монах Аббон (945–1004; память 13/26 ноября) был родом из Орлеана во Франции. Он принял монашество в монастыре св. Бенедикта во Флери-сюр-Луар. В 985 году по приглашению святителя Дунстана Кентерберийского (или, возможно, святителя Освальда Вустерского) приехал в Англию и стал настоятелем монастыря Рамси (в нынешнем графстве Кембриджшир). В Англии св. Аббон написал на латыни житие св. Эдмунда, которое игумен Эльфрик вскоре перевел на староанглийский язык. Св. Аббон покинул Англию в 987 году и в следующем году стал игуменом монастыря Флери-сюр-Луар, где в то время пребывали мощи св. Бенедикта Нурсийского. В 1004 году св. Аббон принял мученическую кончину в городке Ла Реоль в Гаскони.

[4] Этельстан был внуком благоверного короля Альфреда Великого и королем Англии с 924 по 939 год.

[5] Это небольшое предисловие, как и перевод публикуемого жития, составленного Аббоном, сделано игуменом Эйншемским Эльфриком (ок. 955 – ок. 1020), известным духовным писателем и ученым. Эльфрик знаменит своими переводами на староанглийский язык книг Ветхого Завета, он также перевел на староанглийский латинскую грамматику. Автор многочисленных письменных творений: проповедей, житий святых, комментариев к Библии. – Ред.

[6] Благоверный Эдмунд, король восточных Англов и мученик (841–869).

[7] Альфред Великий (849–899) правил королевством Уэссекс с 871 по 899 год. Он спас Англию от датских завоевателей, славился подвижнической жизнью и ученостью. Создал знаменитый свод законов. Известен как духовный писатель, философ и переводчик.

[8] Имеется в виду Хунберт, епископ южного Элмхама (в нынешнем графстве Саффолк). Посвящен в епископа в 824 году; помазал св. короля Эдмунда на царство в 855 году. Почил в 869 году, возможно, приняв мученическую кончину от датчан, как и св. Эдмунд.

[9] По преданию, это произошло в деревне Хоксен (на востоке нынешнего графства Саффолк).

[10] Есть предположение, что это был не волк, а собака-волкодав самого св. Эдмунда, с которой он обычно охотился. Возможно, лай волкодава воспринимался людьми как крик «Здесь, здесь, здесь!» (по-англ. – «Here, here, here»).

[11] Епископ Теодред Лондонский († ок. 960) известен тем, что после ухода датчан учредил в Восточной Англии епархии в Хоксене (Саффолк) и северном Элмхаме (Норфолк).

[12] Притч. 24: 11.

[13] Мощи св. Эдмунда, как и многих других ранних английских святых, оставались нетленными лишь до тех пор, пока Англия не отступила от святой Православной Церкви. Сегодня от тела св. Эдмунда остались только кости.

[14] По всей видимости, имеется в виду младшая сестра св. Одри Элийской св. Витбурга, отшельница в Ист-Дерехеме († ок. 743; память 17 марта) или старшая сестра – св. Саксбурга Элийская († ок. 699; память 6 июля).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Житие святого благоверного короля Англии Альфреда Великого Житие святого благоверного короля Англии Альфреда Великого
Часть 2. Благочестивый и мудрый правитель
Протоиерей Андрей Филлипс
Альфред писал: «Вот орудия короля и инструменты, с которыми он правит: страна, заселенная людьми молитвы, людьми войны и людьми работы. Без этих инструментов ни один король не может действовать».
От римского Православия к Православию Британских островов От римского Православия к Православию Британских островов
Прот. Андрей Филлипс
От римского Православия к Православию Британских островов От римского Православия к Православию Британских островов
Протоиерей Андрей Филлипс
Восприняв веру из римо-британской традиции и укрепившись в галльском и египетском монашестве, святые Ирландии и Уэльса возродили Православие в Британии.
Святые Верстан Молвернский и Эдита Поулсвортская и места, связанные с ними Святые Верстан Молвернский и Эдита Поулсвортская и места, связанные с ними
Протоиерей Андрей Филлипс, Дмитрий Лапа
Святая Эдита (память 15/28 июля), подобно многим другим английским женам из королевских семей, отказалась от роскоши двора и благ мира ради служения Господу в посте и молитве. Она избрала подвиг отшельничества, и пустыней ей служили дремучие леса Уорикшира. Память о ней, как и память о мученике Верстане, подвизавшемся в Молверне, хранят церкви и источники, посвященные этим святым.
Святой Лондон Святой Лондон
Прот. Андрей Филлипс
Святой Лондон Святой Лондон
Протоиерей Андрей Филлипс
По преданию, первой лондонской церковью была церковь святого Петра в Корнхилле. Предполагают, что церковь эта была кафедральным собором римо-британского Лондона. А главным храмом Лондона англов стал собор святого Павла, возведенный в Сити. Храм этот был деревянным. Его построили на месте языческого храма Дианы в 604 году после обращения в христианство короля Саберта, правителя восточных саксов. К середине же XI века на территории Сити существовало уже более 50 церквей.
Комментарии
Юрий Шмуль27 сентября 2014, 21:03
Большое спасибо за вашу серию статей об Англии! Скачал почти все, буду читать в свободное время. Это хороший мостик к культуре и истории этой страны, особенно в наше время.

Юрий, Воронеж.
Ирина 5 декабря 2012, 00:00
Святой Эдмунд, моли Бога о нас. Спасибо за интересную статью. Великобритания все больше открывается для меня с другой стороны, а именно местно почитаемыми святами.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×