Мозаичная мастерская

Искусство составления мозаичных узоров из скрепленных друг с другом кусочков какого-либо материала (стекла, смальты, камня и т.п.) – очень древнее. Раннее христианское искусство Византии полюбило мозаику за поражающую воображение игру света, яркость и неизменность цветов. Византийские цари и отцы церкви понимали особую красоту и нарядность икон из мозаики, и заказывали целые мозаичные храмы, желая создать сильные по эмоциональному воздействию образы, несущие радость и красоту видимого и невидимого мира. И сейчас, войдя в Державный храм Свято-Елизаветинского монастыря города Минска, мы можем увидеть, как золотые кусочки смальты таинственно переливаются и играют на сводах и стенах храма. Сама же мозаичная мастерская Свято-Елизаветинского монастыря находится под Державным храмом. Техника мозаики очень сложна по исполнению, требует особой точности расчёта на слияние цветовых пятен на расстоянии. В мастерской стоят большие панно из цветных камней с делением на тона и оттенки. Одного красного цвета тут можно насчитать более 20 оттенков. Как-то раз один заказчик спросил мастера-мозаиста: «А как вы это будете делать???» – Также как и две тысячи лет назад ... – ответил мастер.

Мозичная мастерская расположилась в небольшом помещении под Державным храмом. Фото: Юлия Руденко.

Мозичная мастерская расположилась в небольшом помещении под Державным храмом. Фото: Юлия Руденко.

Римские мозаики выкладывались из маленьких кубиков (столбиков) смальты или камня. Иногда в ход шли также галька и мелкие камешки. Фото: Юлия Руденко.

Натуральный камень, керамика, смальта — материалы действительно вечные, которым не страшны почти любые атмосферные воздействия, они сохраняются, не изменяя цвета и тона, в течение многих лет. Фото: Юлия Руденко.

Более мелкий модуль камней и деликатная кладка - отличительные особенности византийской мозаики. Фото: Юлия Руденко.

Раннехристианское искусство Византии полюбило мозаику за поражающую воображение игру света, яркость и неизменность цветов. Фото: Юлия Руденко.

Всего в мозаичной мастерской работает пять человек. Фото: Юлия Руденко.

Золотые кусочки смальты издавна таинственно переливались и играли на сводах и стенах храмов, прекрасно передавая нерукотворное божественное сияние. Фото: Юлия Руденко.

Византийская мозаика, в сравнении с римской, отличается совершенно другими приемами в кладке ликов, одежды, обилием золотого фона. Фото: Юлия Руденко.

Каждый камень, казалось бы, единого цвета, имеет более 20-ти оттенков. Фото: Юлия Руденко.

Всего в мозаичной мастерской работает пять человек. Фото: Юлия Руденко.

Камнедробильня. Фото: Юлия Руденко.

Более мелкий модуль камней и деликатная кладка - отличительные особенности византийской мозаики. Фото: Юлия Руденко.

Рисованный эскиз для будущей мозаики. Фото: Юлия Руденко.

Натуральный камень, керамика, смальта — материалы действительно вечные, которым не страшны почти любые атмосферные воздействия, они сохраняются, не изменяя цвета и тона, в течение многих лет. Фото: Юлия Руденко.

Византийская мозаика, в сравнении с римской, отличается совершенно другими приемами в кладке ликов, одежды, обилием золотого фона. Фото: Юлия Руденко.

Раннехристианское искусство Византии полюбило мозаику за поражающую воображение игру света, яркость и неизменность цветов. Фото: Юлия Руденко.

Чтобы выполнить икону из мозаики, необходим писаный эскиз. Фото: Юлия Руденко. Фото: Юлия Руденко.

Один из мастеров мозаичной мастерской. Фото: Юлия Руденко.

Фото: Юлия Руденко.

Мозаика украшает купол и стены Державного храма Свято-Елизаветинского монастыря. Фото: Юлия Руденко.

Мозаика украшает купол и стены Державного храма Свято-Елизаветинского монастыря. Фото: Юлия Руденко.

Текст и фото: Юлия Руденко.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Анна16 июля 2014, 11:54
Добрый день, а вы на заказ делаете витражные окна? большого размера.
михаил23 октября 2013, 08:13
красиво
Наталья 1 апреля 2013, 22:26
Здравствуйте! Меня зовут Наталья Владимировна. В настоящее время я являюсь руководителем и главным технологом мастерской по производству смальты и витражного стекла. А также продаже инструмента и сопутствующих материалов для изготовления мозаик и витражей. Наша продукция вышла на высокий уровень по качеству и возможных вариантов ее представления: плитки любой толщины, модульная смальта от 1х1 см, возможность синтеза огромного количества цветов и т.д. Отличительная особенность отделяющая ее от аналогичной продукции представленной в этом секторе рынка: синтез по стекольной технологии - это дает возможность использовать ее в условиях перепада температур выше и ниже нуля (вследствие отсутствия внутренних пор), толщина смальты может быть любой, начиная с 5 мм, витражное стекло ручной раскатки толщиной более 8 мм для литых витражей с (возможностью фактурирования поверхности (пример, станция метро "Волковская" в Спб), мобильность в переходах между цветами. Будем искренне признательны Вам, если вы прочитав письмо, ответите нам заинтересованы ли вы в сотрудничестве с нами. -- Спасибо. С уважением, Наталья Елюкова, 7 953 340 95 91
р.б.Виталий 8 декабря 2012, 12:26
Очень интересно! Спаси Бог за репортаж! Всегда интересно было посмотреть на то, как делают мозаику!!!
Сергей 7 декабря 2012, 18:45
Спаси Господи за фоторепортаж! Очень интересно...весьма! Возможно ли как-то попасть в такую мастерскую?
Любовь 7 декабря 2012, 14:24
Два года назад в это же время , я поломницей побывала в Израиле.Мы посетили под Иерусалимом мастерскую, где создают мозайки греческие монахи. Было интересно. И греки были очень радушны нашему визиту.
-------------- 7 декабря 2012, 10:26
Светлана, действительно, меняются технологии в мире, но принципиально как-то по-другому мозаику делать невозможно!!! Как и раньше сейчас существуют лишь два способа набора мозаики: прямой и обратный. В основу же того самого "нового способа" Фролова было положено упрощение письма оригинала, введение определенных границ светотени, ограничение переходов тона в зависимости от высоты, на которой была установлена мозаика (чем выше, тем меньше оттенков каждого тона), - и это никак не связано со способами кладки!!!
Светлана 7 декабря 2012, 09:17
Спасибо! Однако "также как и две тысячи лет назад" удивило - ведь в Петербурге мастерской Фроловых введен в употребление метод укладки мозаики, который сделал ее "доступной". Именно благодаря этому мы видим, например, Спас на Крови, покрытый мозаикой и внутри и снаружи... (В мастерской Фролова в блокаду были созданы первые мозаики московского метрополитена - другие времена, другие нравы. К слову, мастерская Фроловых при Академии Художеств до сих пор использует запасы смальты времен Николая II). Но на фоне того, что есть более быстрый и не менее эфективный метод, в чем смысл того, что техника сохраняется "как две тысячи лет назад"?..
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

×