Ложь «правдолюбия»

Вы заметили, что в нашей жизни становится все больше писаных правил, законов, о которых все твердят, к исполнению которых призывают, о которых спорят, многосложность которых разъясняют тщательнейшим образом и… при том все более умножается беззаконие, преступая открыто и явно самые очевидные и недавно еще общепризнанные пределы допустимого и дозволенного?

Новый Завет возвестил нам торжество благодати, освобождающей человека от рабства закону, потому что благодать и любовь есть совершенное исполнение закона. Но теперь, вследствие крайнего оскудения в нас благодати и любви, мы видим обратное – все большее умножение законов, которые, впрочем, уже никого не могут обуздать, ибо оскудение духа неизбежно приводит человека к жизни греховной и беззаконной.

С одной стороны, закон необходим, как необходимо и его соблюдение, но с другой – «законом никто не оправдывается пред Богом» (Гал. 3: 11), а также «если вы духом водитесь, то вы не под законом» (Гал. 5: 18). То есть истинное благочестие как бы выводит человека из-под власти закона не в том смысле, что человек становится аномичным, а в том, что он, даже не зная «писаных» правил, в силу самого своего доброго устроения не совершает ничего худого.

Улучшение законодательства при общем падении нравов лишь обнаруживает удручающий масштаб всеобщего беззакония и служит поводом для более широкого применения карательных мер. Но изменить общество одной законодательной и правоприменительной практикой невозможно. Это всего лишь очередная утопическая идея, на сей раз юридического происхождения.

Ложь «правдолюбия» заключается в подмене понятий, в подмене приоритетов, когда основанием доброй государственной, общественной, да и личной жизни мнится прочная законодательная база с отлаженной исполнительной системой. Но это, увы, всего лишь очередной пример отвержения краеугольного камня и бесперспективный поиск иного основания для строительства здания. И это другое основание на поверку оказывается лишь песком. А на песке, какого бы сорта, вида и консистенции он ни был, построить что-то надежное вряд ли возможно.

Яркий пример такого «правдолюбия» – брачные контракты, которые все более входят у нас в моду. Господа юристы просто из кожи вон лезут, чтобы предусмотреть все что возможно и еще чуть-чуть «на черный день». Но за всем этим мелочным прагматизмом сквозит с пугающей очевидностью холодный расчет и эгоизм, недоверие Богу и человеку, которого вроде бы готов был назвать родным. Но вот именно что «вроде бы»…

Отрицать главенствующее значение благодати в жизни человека – это все равно что засыпать колодец в пустыне, с тем чтобы организовать на его месте выставки, лекции и семинары о пользе употребления воды. Иезуитская и совершенно бесперспективная практика. Духовная, церковная жизнь народа – это единственный источник доброй нравственности и согласия в обществе. Все остальное – лишь производные от этой жизни, ее плоды и последствия.

Прекрасная мысль – выстраивать действующую систему «правового государства», но эта система не может быть основанием доброй жизни уже потому, что не влияет никак на дух человека, а только на внешний порядок его жизни. И большей частью в виду существующего законодательства человек выстраивает свою жизнь так, чтобы это законодательство технично обходить там, где оно мешает жить «по-своему», и не менее технично использовать там, где оно может помочь в достижении личных целей.

Главный вопрос именно в том, что человек считает добрым и правильным, к чему он стремится, что считает критерием истины. И вот что получается: основание доброй жизни – это все-таки не совершенное законодательство и строгий контроль над его исполнением, к чему мы сейчас все чаще призываем, а именно согласие человека с Богом, духовное воспитание и образование личности. Умение людей ценить и понимать друг друга, относиться друг к другу с любовью и уважением.

Вообще у нас очень мало доверия светским законам, которые, как нам кажется, принимаются ограниченным числом заинтересованных лиц в своих же узкокорыстных интересах, а уж применяются и вовсе как кому вздумается. Не зря и раньше еще у нас в народе сложилась поговорка: «Закон что дышло: куда повернешь, туда и вышло». Ну а механизмы управления этим «дышлом» всем нам, увы, понятны – это коррупция и власть.

Так что мы все более приучаемся говорить о собственных правах и «благоразумно» помалкивать об обязанностях, требовать исполнения закона от кого угодно, но только не от самих себя. Больше того, мы вспоминаем о законе именно тогда, когда нам это выгодно. Постепенно вырабатывается даже такой особенный, потребительский взгляд: на людей, на обстоятельства, на окружающую жизнь, когда подмечаются только чужие недостатки, грехи, пороки и всевозможные нарушения, с тем чтобы приобрести из своих наблюдений наибольшую выгоду именно для себя. В конце концов человек превращается в клеветника, брюзгу и начетчика. Он всем недоволен, он видит вокруг только пороки и недостатки – даже там, где их нет, и, напротив, утрачивает саму способность смотреть на жизнь добрым и чистым взглядом, бесконечно боясь быть обманутым. Человек – и это по-настоящему страшно – утрачивает способность быть благодарным, милостивым, утрачивает способность прощать, сопереживать и жалеть других, даже если они действительно в чем-то неправы. Притом сам человек считает себя «правдолюбом» и борцом за справедливость, не замечая, что во всей его страстной и кипучей деятельности нет и толики той подлинной, внутренней правды, которая неразрывно связана с милостью и любовью. В конце концов такой человек сам становится несчастным, потому что, требуя от других строгого исполнения законов и правил и не проявляя ни к кому снисхождения, он отдаляется от людей и остается одинок.

Как-то мы все чаще телегу толкаем впереди лошади, особенный акцент делая на необходимости внедрения «правильных» законов, в то время как остается не обсуждаемой очень серьезная тема поощрения всего действительно доброго, благотворного и полезного в духовной, нравственной сфере. Даже, возможно, именно эта забота и должна быть главной заботой государства. Помните, в советское время была такая передача: «Алло, мы ищем таланты»? Вот так и нам сейчас надо выискивать, и не только таланты – а примеры подлинного духовного, нравственного здоровья, примеры чистоты и святости не в исключительно-аскетическом смысле, а в самом повседневно-бытовом, если так можно сказать. Выискивать и освещать, поддерживать, поощрять…

Но кому же озаботиться тем, чтобы примеры добрые, положительные, чистые отыскивать и рассказывать о них, показывать их? Да, конечно, и государство должно озаботиться этим «привитием хорошего вкуса», но и на бытовом, повседневном, житейском уровне всех нас это касается не в меньшей степени. Обратите внимание, как мы привыкли к сплетням, как мы любим поговорить, пусть даже с гневом, о «свинцовых мерзостях» жизни и как мало мы замечаем присутствие всего по-настоящему доброго и святого, и не потому даже, что его нет, а потому, что вкус у нас уже настолько испорчен, что мы каких-то простых и важных вещей не замечаем, не умеем о них говорить, не умеем видеть их красоту и ценить важность. Давайте начнем с себя. Понимаю: еще один наивный призыв, еще один идиллический возглас. Но не в пустоту ведь? Не в пустоту, я верю…

Сейчас по всей стране с масштабом и широтой истинно русской идет показательная коррупционная порка. Хорошо ли это? Как-то язык не поворачивается сказать, что хорошо. Да, наводится порядок, и это правильно, но эта всероссийская экзекуция именно показывает масштаб проблемы бездуховности, безнравственности, когда люди, облеченные немалой властью и уж наверняка считающие себя порядочными и добрыми, участвуют в банальном по сути, но не по масштабам – воровстве. Какими силами эту… не наклонность даже, а позволение себе – вот именно: позволение себе воровать – какими внешними средствами можно унять? То есть приструнить человека можно и даже нужно, но ведь этого мало – именно мало, если мы хотим не только отвратиться от зла, но и сотворить благо, без чего не может быть движения к процветанию, о чем мы все так много говорим и за что ратуем.

Это все тот же неизбежный и неотменимый вопрос о важности духовного влияния Церкви на систему воспитания, образования и культуры. Другое дело, что влияние это именно должно быть не административным, а духовным. А в обсуждении вопросов, как это осуществить, – все пути для творческого подхода открыты. Больше того, как бы кто ни возмущался, но именно этот путь – путь влияния Церкви на воспитание, образование и культуру – и есть из всех стратегических вопросов самый важный и определяющий наше будущее. И откладывать всестороннее рассмотрение и решение этого вопроса в угоду иным мнениям – это отказ от спасения утопающих в открытом океане в виду уверенности некоторых из утопающих в том, что они до берега доберутся сами. Пусть добираются, если им так хочется, но почему из-за упрямства и, простите, глупости одних должны погибать остальные?

Здесь могут возразить, что сколько угодно стран, где люди живут по закону: благополучно, сыто, беспечно и даже вовсе не вспоминая о Боге. Пусть так, хотя глобальный кризис и ставит под сомнение саму возможность такого «благополучия». Но давайте хоть на секунду посмотрим на эту жизнь не только с точки зрения земного комфорта, а и с точки зрения высших запросов человеческого духа. Посмотрим и ужаснемся, потому что поймем: жизнь эта – жизнь мертвая, лишенная духовного измерения, огня, а законы, по которым живут эти «благополучные» страны, все чаще признают нормой очевидное безумие и красотой – уродство. И именно узаконенная ложь позволяет людям не чувствовать ущербности своей жизни и быть уверенными, что у них-то как раз все устроено «по правде», которую они готовы провозглашать и отстаивать с упорством, достойным лучшего применения.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Чувства верующих» как предмет законодательного регулирования «Чувства верующих» как предмет законодательного регулирования
Беседа с профессором Михаилом Шаховым, членом экспертного совета при комитете Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций
«Либеральная общественность» с одобрением относится к существованию законов, жестоко карающих за оскорбление разных меньшинств – национальных, религиозных, сексуальных. Но должны быть законы, защищающие и от глумления над христианскими святынями и ценностями. Другой вопрос – это оценка конкретного законопроекта.
Клеть ума – сердце Клеть ума – сердце
Архим. Клеопа (Илие)
Клеть ума – сердце Клеть ума – сердце
Архимандрит Клеопа (Илие)
Уединение внешнее – это когда я ухожу в лес и живу в землянке, в шалаше, в какой-нибудь в пещере и молюсь. И это очень содействует молитве, но если у тебя не будет уединения в самого себя, это не поможет: ты можешь находиться там и скитаться умом по всем городам, по всему Бухаресту и всем базарам. Напрасно ты убежал в пустыню телом, ведь умом ты в пустыню не убежал.
Закон любви Закон любви
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Богоглаголивый евангелист Лука в ныне читанном Евангелии предает нам наставление и заповедь Господа нашего Иисуса Христа, как мы должны поступать с людьми в общежитии, чтобы нам и Богу и людям угодить, и себе приобрести доброе имя и незазорную совесть и сподобиться обещанного, нетленного Отечества Небесного за благоразумное поведение наше в отечестве земном.
Комментарии
Владимир29 ноября 2014, 00:00
Да, актуальная статья. Закон - некое правило. А как это правило будет соблюдаться, зависит от человека. Православие - это всегда выбор, как поступить по Закону Божию или по своему разумению, для своего удобства. Простые заповеди, данные Моисею, непросты в применении к жизни. Что говорить о заповеди любви. Она еще более трудна, надо себя изменить. Для того чтобы предупредить убийство вовсе не обязательно знать какое наказание последует, достаточно следовать известной заповеди или просто любить другого человека, даже весьма противного. Однако жизнь сложнее и мы не совершенны.
Ольга Николайзен10 апреля 2013, 17:00
Статья верная и понятная. Если бы все жили по заповедям / в идеале по первым 2м/, преступлений было бы минимум. Умножение числа законов, поправок к ним умножает кол-во преступлений, т.к человеку больше дозволяется. Как сказал один старец: " Что ждать от людей, когда со страстей снимают саую крепкую узду - правила Святой веры!". Решение проблемы я вижу в привлечении к религии как можно больше людей- преподавание в шкл. Закона Божьего, разъяснительные семинары, проводимые священниками и монахами, пропагандирование христианских сайтов в интернете. Все это сопряжено с трудностями, т.к 70 лнт безбожия- не пустяк.
Мария17 декабря 2012, 11:00
Отмена наказания за тунеядство породило беспечность глав семейства. Куча детей, а он знает свободу на труд по Конституции. Бедолага жена, ради детей хоть на панель. А что он, глава семейства на диване с пультом, никого не волнует. Страдают дети, а при разводе в соответствии с семейным и гражданским кодексом имущество делится между супругами. А как же дети? Они самые беззащитные в этой ситуации. Что может дать им такой "родитель"? Надо пересмотреть все законы в пользу детей и работающих.
Мария15 декабря 2012, 13:00
На тех же принципах построены административное и уголовные права. Для себя описаны градации наказания "от и до" при дознаниях начинается торговля с наивысшей точки, а прощается при даче мзды половины от обозначенного наказания. Налоговый кодекс: а кто платит налоги кроме бюджетных и государственных организаций, этим проще, платят не свои: предусматривают в бюджете обозначенный налог, перечисляют за какую-то выполненную работу своей же организации по "результатам торгов", перечисляют в организованную для этих целей коммерческую организацию,в ту, которую никто не посмеет проверить.Эта схема работает давно и все власти про это знают, но зачем же терять постоянный доход? Проще придумать новый бесполезный карательный закон с градациями, но для других, бесправных, при этом не задумываясь, что такими могут сами стать в одночасье. Считаю, призывать к совести надо с детского сада, детей учить принципам морали, нравственности, патриотизма, справедливости, милосердия, не это ли мы находим в Законе Божьем, Коране,Талмуде и др. религиозных учениях? при чтении всех религиозных книг надо читать с учетом грамматических знаков препинания, тогда не будет таких выражений "убей неверного" в чистом понятии. Любить иноверца это тоже и милосердие и сострадание. Он тоже создан Богом для любви.
Мария15 декабря 2012, 13:00
В статье изложены мысли многих из нас.Слишком много законов "под себя": семейный,гражданский,кодексы, о труде- против человека, против ближнего. Никакой морали. Если любовь должна привести к браку, если дети должны рождаться от брака, если любовь предусматривает заботу о ближнем, любовь это самопожертвование, а брак по расчету это торговля своим телом. Составление брачного контракта это уже первый семейный конфликт. Гражданские суды - зачастую суды браков по расчету. На самом деле,всякая религия основана на справедливости, добре, милосердии, любви, разумного использования земных и личных ресурсов. Если мы поймем сердцем, что человек это храм господень, а кто господу посмеет сделать плохо? "Жизни то той" стоит ли тратить свою собственную жизнь на состязание с ближними? В проигрыше скорее тот, кто выиграл суд земной, он не будет удовлетворен результатом, а как же иначе? С ближним судится, значит он уже ущербный, если не понял главного в жизни и дошел до такого суда. Если ячейка гражданского общества строится без фундамента, то обсуждать о законах и законности по гражданскому праву можно бесконечно и бесполезно.
илия13 декабря 2012, 05:00
Автору. Мне что-то не понятно: благодать — это, разве, халява? Сложил лапки и, как губка, «асисяй», как она в тебя впитывается? Церковь всегда относилась к законной власти, как данной народу Самим Богом. К власти, которой этот народ добился. Россия стремится в «эпоху судей». Эпоху не на основе «демократии», когда любой «демос» имеет право кричать всё, что ему вздумалось, но «соборности», где выборные будут решать, что государству, во всей его полноте, должно сделать для его же людей. В эпоху - в которой основной лозунг: вот РОДИНА, вот ФЛАГ, вот ЗАКОН, хотите жить в мире — докажите всё это любовью и делами. Законы и законность всегда были основным критерием нравственности в государстве. Разве Христос пришёл уничтожить Закон? Для сравнения: законы Сов. власти 22 года. А это что за плевок в сторону государства или, 90-тые миновали и, нам — великим философам уже не интересны ни государство, ни законы? Не интересны ни государство, ни то, что об этом говорит Предание Церкви? Прекрасно, когда кругом просто хорошие люди, но только этим на хлеб не зарабатывают.
Сантехник11 декабря 2012, 11:00
Гос. законы формулируются на базе Основного Закона – Конституции… Так? А сама Конституция разрабатывается на основе какого-то базового принципа… Верно ведь? Помогите, пожалуйста, разобраться, чем Конституция, разработанная по принципу «Талмудизма» лучше конституции, основанной на принципе «Справедливости»? И вообще – в наше время справедливость в России, простите, «в законе» или «вне закона»? ПС. Если вопросы глупые, лучше не публикуйте… Хорошо? 11.12.12 Сантехник.
р.б.Сергий10 декабря 2012, 20:00
"Ложь «правдолюбия» заключается в подмене понятий, в подмене приоритетов..." - Увы, на сегодняшний день, кроме благовестия требуется еще и массовая катехизация общества, но "КТО ВЗЫДЕТ НА ГОРУ ГОСПОДНЮ"?! НИКТО не оспаривает "важности духовного влияния Церкви на систему воспитания, образования и культуры", но КТО, в государственных структурах, с этим считается?! "Давайте начнем с себя. Понимаю: еще один наивный призыв... Но не в пустоту ведь? Не в пустоту, я верю…" - Не в пустоту, отче, и не "наивный призыв" потому что, для христианина, это единственно верное направление движения ДУШИ к Богу. "Вынь бревно из глаза своего, - тогда увидишь как вынуть сучек из глаза брата твоего"... "...идет показательная коррупционная порка" - выполняется очередная манипуляция общественным сознанием, поэтому данная статья - "еще один идиллический возглас", к сожалению... БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Alexandr10 декабря 2012, 11:00
По поводу "сытых" стран - благополучие это внешнее и обманчивое. Очень показательны события, происходившие в США, кажется в Новом Орлеане, где после урагана, когда город оказался без электричества, т.е. отключились охранные системы, началось такое мародерство и беззаконие, что виды видавшим полицейским требовалась помощь психологов, ибо они не могли выполнять свои обязанности.
Калашников Юрий Викторович 9 декабря 2012, 23:00
Слава Богу, что мы задумываемся об основах правовой системы и можем обсуждать эти важные вопросы в обществе и Церкви. При этом единственной основой их результативности является развитие богословия права, вопросы которого подымаются, например, на страницах журнала "Праведность и мир" http://www.vcsl.dn.ua и ждут своих разработчиков, верных Христу, Святому Православию и Отечеству.
Василий Правдолюбов 9 декабря 2012, 20:00
Дорогой отец Димитрий, все Ваши рассуждения верны, но слишком сложны, все гораздо проще, в основании всего этого безобразия заложен атеизм, а лучше сказать безбожие, а Господь сказал: "Без меня не можете делать ничего", то есть без благодати человек не может владеть собой и даже формальное исполнение закона приведет его к гордости и восстанию против Бога.
Максим 9 декабря 2012, 19:00
Закон должен стимулировать соблюдение заповедей.
Николай Л. 9 декабря 2012, 03:00
Хорошая статья. Вот сразу всё срастается, всё становится понятным. Ведь законы нейтральны по отношению к категориям добра и зла. И так же, как и плоды науки, могут принести как многие радости, так и многие печали.
сергий 9 декабря 2012, 03:00
1.-закон следует принять как устав-но как устав ради евангелия-не сам по себе-и не ради служения страстям и идолам. 2.-в выборе устава свободен каждый-как незаконно насильное пострижение-так незаконно принуждение к уставу.насилие греха насилием добрых помыслов искоренять не воспрещено-но учить позволяется не всякому-и только личным примером. 3.-закон положен не для праведника и является детоводителем ко благодати-где упраздняется. 4.-культура-производное от покаяния-где предстояние-там и религия-и культура. 5.-общественное благо-личное покаяние.
Алексей 8 декабря 2012, 15:00
Спасибо за статью. Очень своевременно и доходчиво написано. Удивляет, что такие казалось бы логичные вещи не обсуждаются в "светстких" СМИ. Также стал замечать, что в обществе прививается мода участия в судилищах над кем угодно. Все это ретушируется под опросы, ток шоу, передачи, фильмы и т.д., общее у всех одно - заставить слушателя принять активное участие в осуждении ближнего. Это пугает. С уважением.
Василий 8 декабря 2012, 12:00
Но все-таки, как решить поднимаемую автором проблему? Сомневаюсь, что простое привлечение священников в школы и в армию что-то изменит. Я сам учился в православной гимназии. Учителя там были замечательные, но... не похоже, чтобы преподавание Закона Божиего и регулярное посещение храма как-то влияли на учеников, по крайней мере, на большинство. Жестокости и хулиганства в их среде было достаточно. Пожалуйста, опубликуйте мой комментарий.
Олег 8 декабря 2012, 06:00
Впечатление такое, что в учебных заведениях преподаются общие курсы "чьей то" культуры, "чьей то" математики и т.д. потому что в нашей жизни православная культура, математика, физика ненужны. Культура у нас своя, 2х2 равно 3, 5, сколько прикажете, сколько надо, и только в крайнем случае 4. Руководители не руководят а властвуют "в страхе начальника (проверяющего)". Законы не мы не выполняем - они просто не работают. Для того чтобы двери в подъезде закрывались устанавливаем пружины, чтобы машины не заезжали на детские площадки вокруг площадок копаем канавы, от воровства устанавливаем видеокамеры. В государственных законах не сказано, что убивать нельзя. В законах написано - если убьёшь и попадёшься мы тебя накажем, а вообще - можно. Предмет в котором говорится - не убий - преподаётся как основы "чьей то", а не нашей, культуры. Есть чувства верующих, а у остальных чувств (кроме чувства собственного достоинства - я же имею право)нет.
Елена М 8 декабря 2012, 03:00
Кем, по сути, являлись все Святые Великомученники, пострадавшие за Христа?На мой взгляд они были настоящими правозащитниками (в истинном понимании этого слова, нынешние имеют очень отдаленное к этому смыслу отношение)Их целью было привлечение как можно большего количества людей к вере и, главное,к исполнению заповедей, жизни (на Земле!) по законам Писания. Истинная цель страдальцев, не пожалевших своих земных жизней - установление на Земле (!) той системы ценностей, благодаря которой жизнь на Земле (!) станет справедливой и нравственной. А жизнь по Заповедям Божиим на Земле - это "синица в руках" ибо целиком и полностью зависит от нас - захотим - значит будем жить по Заповедям и будем счастливы в нашей земной жизни, не захотим - будем иметь то устройство земной жизни, которое на сегодняшний день имеем, а вот жизнь загробная - это журавль в небе, ибо от нас в ней мало что зависит, как сказал сам Христос, научающий нас тому как нам следует вести себя на Земле(!)и как нам жить земною (!) жизнью: "человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу", т.е. нашу истинную ценность и наше место там может определить только Бог.
Илья 8 декабря 2012, 02:00
Всё, конечно, верно. Но страны "живущие по законам" так живут, т.к. там жизнь устоявшаяся, отлаженная. На Швейцарию лет 500 никто не нападал, потому они и верят в закон, потому у них самое законопослушное общество. А случись какое горе большое у них (хотя бы с Гражданской войной сопоставимое)... про закон тут же забудут и погрязнут в варварстве. Если не сразу, то постепенно. И лишь "внутренний закон" тут спасителен, все "внешние" законы работают лишь в зависимости от внешних же условий.
Ольга 7 декабря 2012, 23:00
Золотые слова отец Димитрий, поскорее бы нам уразуметь сказанное и начать меняться к хорошему, не дожидаясь собственной погибели. Спаси и помоги Господи!
Василий 7 декабря 2012, 19:00
Ну, а все-таки, как решить эту проблему-то? Сомневаюсь, что простое привлечение священников в школы и в армию улучшит ситуацию. Я сам учился в православной гимназии. Учителя были замечательные, но... не похоже, чтобы преподавание Закона Божиего и регулярное посещение храма как-то влияло на учеников. И хулиганства, и жестокости в их среде было немало.
Валерий 7 декабря 2012, 17:00
Спасибо за слово правды, уважаемый отец Димитрий. Действительно никакие законы, никакие тщательно продуманные формулировки не спасут нас от неправедной жизни, если дух мира и любви покинул наши души. А коррупционные дела, с таким усердием преподносимые телевизором, только усиливают во многих страсть осуждения. Как будто люди забыли одну из духовных заповедей - "чужими грехами свят не будешь".
Елена М 7 декабря 2012, 16:00
Всё правильно, всё так. А вот насчет "показательной коррупционной порки", так ведь уже говорят о том, что вернуть вряд ли что-то удастся, т.к. сделки купли-продажи совершались, с точки зрения закона, вполне законно. Но как можно признать сделку законной, если стоимость реальная на миллионы отличается от той, что указана в сделке? По-моему, если нельзя отобрать эту недвижимость, то, по крайней мере, пусть ее нынешние собственники доплатят за эту недвижимость ту сумму, которая соответствует реальной цене объекта. А деньги от этого пусть пойдут тем, кому недодали из-за того, что средства бюджета оказались ограниченными, потому что деньги пошли на то, чтобы сначала эту недвижимость привести в тот вид, который потом и был куплен совсем за не те деньги, которых стоил. Тогда бы эта "порка" несомненно стала бы праведной. Так мне кажется.
Александр Марголин 7 декабря 2012, 15:00
Правильные мысли высказаны прекрасным языком. Каждый, кто так понимает, да обратит свой взгляд на себя и близких своих с позиции истинных, духовных, ценностей, да послужит ревностно, но с любовью, каждый на своём месте, общему делу духовного оздоровления человека в мире.
Сергей 7 декабря 2012, 12:00
Чем дальше человек от Бога, тем больше у него своей правды (у каждого своя правда), тем яростнее ему хочется оправдать себя перед себе подобными любыми путями (множество законов и, как следствие, закон как дышло).
Георгий 7 декабря 2012, 11:00
Очень замечательная статья, своевременная (хотя может и раньше бы стоило написать, думаю что давно назрела эта ситуация). Лучше не скажешь - не в бровь, а в глаз. Храни Вас Господь уважаемый батюшка.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке