Ехал я по Америке

Если кто-нибудь скажет, что американцы безбожники, – не верьте. И вот почему…

Я проехал Америку от Тихого океана до Атлантического на автобусе компании «Грэй хаунд», что означает «Серая гончая». Автобус был и вправду сероват, но с серебристым отливом. А двигатель урчал очень солидно, давая понять, что мощи в нем предостаточно. Особенно убедительно он звучал на подъемах в Кордильерских горах. Ехал я из Сан-Франциско в Нью-Йорк с заездом в Джорданвилль – православное сердце Америки. Здесь и храмы, и семинария, и могилы известных русских православных деятелей. Не так давно на местном кладбище упокоился Иосиф Муньос – хранитель мироточивой Иверской иконы. С ней он объездил всю православную ойкумену. Мне посчастливилось пообщаться с ним в Париже. Я спросил его, не собирается ли он посетить вместе с иконой Россию. Он сказал, что это его заветная мечта и он ее осуществит, как только установится евхаристическое общение между Зарубежной Церковью и Московским Патриархатом. К сожалению, он не дожил до этого великого события.

В то время, когда автобус вместе со мной проезжал по окраинам Сан-Франциско, Иосиф Муньос был жив и даже находился где-то неподалеку – в Калифорнии. А мне еще предстояло проехать более двух суток на этой «серой собачке» до вожделенного Джорданвилля. Я смотрел в окно на скромные дома и шикарные виллы калифорнийских обитателей и радовался тому, что в автобусе всего лишь семь человек. Выбрав место посреди левого ряда, я попытался принять подобие горизонтального положения. Но не тут-то было. Человеколюбивые американские конструкторы сработали автобусные кресла так, что в них совершенно невозможно удобно устроиться. Они ужасно низкие: ниже уровня плеч. Голову нельзя положить поверх спинки, а ноги нельзя вытянуть. До впереди стоящего кресла зазор сантиметров 15–20. Пока я менял позиции, пытаясь найти наиболее удобную, автобус прибыл в столицу штата – славный град Сакраменто. Не успел автобус затормозить, как в открывшиеся двери с громкими криками вломилась толпа чернокожих американцев. Рядом со мной рухнул в кресло черный мальчишка лет десяти. Автобус тронулся, мой сосед уронил мне на плечо голову и оглушительно захрапел. Я подумал, что он дурачится: нельзя же мгновенно заснуть, а храпеть он начал даже до того, как достиг моего плеча. Я осторожно отодвинул его голову, но он снова уронил ее и захрапел еще громче. Я еще раз попытался отодвинуть голову храпуна. Мне самому хотелось спать: несколько ночей перед отъездом я провел без сна. Что делать?! Если бы мальчишка не храпел, можно было бы потерпеть, но громоподобные раскаты у самого уха лишали меня всякой надежды на встречу с Морфеем. Я снова отодвинул его голову. Эффект тот же. И вдруг меня обдало какой-то энергетической волной – словно вдвинули в поле мощного трансформатора. Я повернул голову: на меня с ненавистью смотрела черная женщина, до этого громко говорившая со своей соседкой. Встретив мой взгляд, она с силой шлепнула сумкой по голове мальчишку. Он вздрогнул и проснулся.

– Садись на мое место.

Тот послушно пересел, а она оказалась рядом со мной. Лучше бы я терпел своего соседа. Как она втиснулась в кресло, непонятно. Эта жертва фаст фуда (по нашему – быстрого перекуса) заполнила собой три четверти моего сидения. Я оказался вжатым в окно и стенку автобуса. Да еще и развернутым почти на 90 градусов. Ее левое плечо вдавилось мне в грудь так, что я с трудом вздохнул.

– Эй, парень, ты до меня дотронулся, – вдруг завизжала она и повернула ко мне лицо нос к носу, при этом обдав меня неведомым русскому обонянию одором.

Я криво улыбнулся:

– Не мудрено.

Хотел для выразительности пожать плечами, но у меня не получилось: только слегка пошевелил правой рукой. Это привело ее в еще более сильное раздражение:

– Ты снова до меня дотронулся.

– Вы шутите?

Попытка высвободить руки, очевидно, была истолкована по-своему. В Америке опасно даже просто учтиво смотреть в глаза женщине: может подать в суд за сексуальное домогательство. С некоторых пор боссы разговаривают со своими подчиненными противоположного пола, гладя себе под ноги и нарочито строго. Но некоторые дамочки, особенно секретарши, и такое поведение воспринимают за особую форму флирта.

– Эй, ты, если еще раз до нее дотронешься, я тебя…

Дальше следовало неласковое обещание наподобие тех, что мы часто слышим в родимых пределах. С тою лишь разницей, что все это было мне обещано по-английски. Автор матерной тирады сидел за моей спиной. Это был пьяный потомок тех, кого насильно лишили возможности любоваться африканскими красотами.

Сказать по правде, возмутился я чрезвычайно. Я и не знал, что могу так сильно гневаться. Гнев воистину не самое лучшее чувство. Сильный жар ударил мне в грудь и голову. Я почувствовал, что не то что краснею – обугливаюсь и чернею. Еще минута – и мои обидчики примут меня за соплеменника.

– Встаньте и позвольте мне выйти, – прохрипел я в лицо соседке.

Видно, я и впрямь сильно изменился. Она оторопело посмотрела на меня и стала выделывать на сиденье подобие вращательных движений. С огромным трудом она выдвинула в проход то, чем сидят, и, сделав несколько телодвижений в согбенной позе, постепенно стала отодвигать свое лицо от моего. Я выпрыгнул в проход и оглядел салон. Сзади все было заполнено людьми, похожими на мою соседку. Впереди, в третьем ряду, пустовало единственное место. На мой вопрос, свободно ли оно, симпатичный пожилой белый американец ответил:

– Да. Хотите сесть?

– Очень хочу.

Я вернулся за сумкой. Вытащить ее из-под бывшего моего сиденья оказалось делом непростым. Просить соседку о помощи или поднять ее снова было делом немыслимым. Я молча постоял, не глядя на ту, которую решил покинуть, и тихо сказал:

– Моя сумка.

Не стану описывать ее реакцию и то, как комментировал происходившее любитель крепкого американского слова. Нужно быть не только мастером описания батальных сцен, но и большим юмористом. Трудно смотреть без смеха на разъяренную (безо всяких на то причин) фурию, пытающуюся жестикулировать руками, у которых от локтя до плеча плоти вполовину моего веса. А если добавить, что части тела, предназначенные для кормления младенцев, не вмещаются в межкресельное пространство, то даже при плохом воображении картина получится впечатляющая.

Мой новый сосед оказался зело говорливым. Первым делом он достал из нагрудного кармана бумажник и вытащил из него заламинированные фотографии жены, двух сыновей, трех дочерей и коллективную фотографию всего семейства с дюжиной внуков. Потом он извлек из портфеля альбом с фотографиями тех же героев, но внуки уже были представлены не в массе, а по отдельности и с родителями. Далее пошли сцены семейных торжеств и фотографии на фоне мировых достопримечательностей.

– Это мы с женой в Париже.

Париж, по причине присутствия в качестве фона Эйфелевой башни, узнать было несложно. Сложнее было отличить Мальдивы от Гаити и Таиланд от Филиппин, поскольку и море, и пальмы были одинаковыми. На последних страницах красовались фотографии автомобиля, очень похожего на нашу «Победу». Этим фотографиям сосед уделил особое внимание. Он назвал марку машины. Я тут же ее забыл. Но запомнил год производства – 1932. За этой машиной и ехал мой новый знакомый. Представился он кратко: Джек. Он отставной оператор, проработавший на атомной станции 20 лет. Выйдя на пенсию, сумел за два года утолить страсть жены к путешествиям и теперь (с разрешения жены) может предаться собственной страсти – машинам. Их у него много. О той, за которой едет, мечтал всю жизнь. Недавно нашел объявление о ее продаже и тут же списался с хозяином. Он долго рассказывал о ее достоинствах и о том, что все в ней родное. Отремонтирует он все сам. Я старался быть внимательным, но все же меня довольно скоро сморило, и я задремал. Проснулся я от громкого голоса из динамика. Шофер делал какое-то объявление. Я прислушался.

– Еще раз прошу кого-нибудь уступить место женщине с двумя детьми. Всего на четыре часа. У нее только что погиб в автокатастрофе муж. Проявите милосердие. Дети не могут стоять. Ну, кто-нибудь.

Мертвая тишина была ответом. Я поглядел на соседей справа. Все молодые, кроме пожилой филиппинки, сидевшей через проход, в одном со мной ряду.

– Ну неужели во всем автобусе нет ни одного человека с добрым сердцем?

Спать хотелось невыносимо. Я все же встал и побрел к водителю.

– Ну вот. На весь автобус единственный джентльмен, – объявил водитель.

– Ах, ты еще и джентльмен, – услыхал я знакомый хриплый голос моего обидчика. – Я тебя, трам-тарарам, – далее шло название населенного пункта, где он собирается мне это устроить. Тирада была долгой. А еще говорят, что только русские могут заплетать крутые долгие матерные косы. Нет, господа-товарищи. Некоторые американские граждане делают это не хуже нашего брата.

У дверей автобуса стояла на тротуаре заплаканная женщина с годовалым малышом на руках. Девочка лет трех пыталась «ухватить маму за платье», но получались лишь безрезультатные щипки: мать была в узких джинсах. Я выпрыгнул из автобуса, помог женщине подняться, подсадил и перепуганную девочку. Она засеменила за матерью, направившейся к моему креслу.

Шофер оказался женщиной. Облачена она была в коричневую форменную робу. На голову нахлобучен картуз нелепого пошива со множеством заостренных складок. Что-то вроде уменьшенных в размере лучей-рогов на голове статуи Свободы. Она улыбнулась что называется «от уха до уха» во всю ширь веснушчатого лица:

– Привет, джентльмен. Стой здесь. Держись за поручень.

Я послушно встал на вторую ступеньку. Она была узка для двух ног. Попробовал опуститься на ступеньку ниже. Так же неудобно. Через некоторое время встал, перекособочившись, левой ногой на второй, а правой – на третьей ступеньке. Перспектива четырехчасового стояния в таком положении не радовала, но эти четыре часа пролетели незаметно. Водитель болтала без умолку. Узнав, что я из России, она сделала страшные глаза:

– Ты мафиози?

– Почему мафиози? Похож?

– Не очень. У нас по телевизору постоянные передачи о страшной русской мафии. В России все ужасно. Голод, грабежи, война всех против вся, перестрелки на улицах. А еще русская мафия переселилась в Америку. Ее члены безжалостны и очень богаты.

– Если богаты, то уж на автобусах через всю страну не тащатся.

Она засмеялась:

– И то верно.

Я популярно рассказал ей о том, как разваливали (не без помощи ее земляков) Советский Союз, о наших проблемах. Посоветовал не бояться уличных боев, если она соберется посетить Россию. Потом она стала рассказывать о себе, о своей несчастной «бабьей доле». Мужчины на ней почему-то не женятся. Поживут у нее недельку-месяцок и убегают.

– Может, ты на мне женишься? – она повернула ко мне печальное лицо. – Нет, правда. Чего тебе там, в России, делать? У вас все плохо. У нас – прекрасно. Можешь не работать сколько хочешь. У меня зарплата большая. Проживем. Отдохни, оглядись. Мой брат собирается открыть магазин запчастей. Будешь ему помогать. А? Давай. Хорошая идея.

Я даже не удивился. Обалдел. Иное слово будет неточным. Сначала история с необъятной соседкой. Теперь предложение жениться на женщине, рядом с которой простоял 40 минут.

– Я, конечно, польщен и обрадован, – промямлил я, придумывая, как не обидеть даму. – Но у нас в России до сих пор люди женятся в основном по любви, а не ради перспективы стать подсобным рабочим в магазине запчастей. Вы даже не сказали, для чего запчасти.

– А-а-а, – повеселела мадмуазель водитель. Видно решила, что сообщение о запчастях меня заинтересовало. – Это автомобильные запчасти. А что до любви, ты абсолютно прав. Я тебя люблю.

– Как любите?

– Очень люблю. У тебя глаза голубые. У меня никогда не было парней голубоглазых.

– И этого довольно для того, чтобы выйти замуж?

– А чего еще? Давай попробуем. Не понравимся друг другу – уедешь обратно в свою Польшу.

– Я бы хотел все же в Россию.

– Ну да. Прости. Это у меня Юрэк был из Польши. Давай, думай. У нас еще три часа езды. У меня дом. Большой. Три спальни, гостиная, гостевая, кухня-столовая огромная. Чего еще? Две тачки. Одна твоя. Решайся.

– Все это прекрасно. Но я некоторым образом женат.

– Ну и что?! Поможем твоей жене. Будем ей деньги посылать. У вас же сейчас беда. Ни денег, ни еды. Она обрадуется.

– Думаете?

– Конечно. Парень свалил в Америку, деньги присылает. Любая русская обрадуется.

Тут уж я возмутился. До этого я говорил с ней, внутренне умирая от смеха, ожидая, что она поймет: я отношусь к нашей беседе как к шутке. Но когда о русских женщинах говорят оскорбительные нелепицы, да еще и люди, ничего о России не знающие, мое терпение тут же лопается.

Пришлось ее серьезно попросить сменить тему. Она долго еще не могла поверить в то, что я действительно отвергаю свое счастье. На всякий случай протянула мне свою визитку:

– Надумаешь – позвони. Я тебе билет оплачу.

Тогда я решил ее немного просветить и рассказать о любимых героинях русского народа – о женщинах, чей образ запечатлен в наших душах как нестираемая матрица. Начал я с Татьяны Лариной. Реакция была уже ожидаемая. Она слушала очень внимательно, но, когда я закончил, пожала плечами и сказала:

– Вас, русских, не поймешь. И чего было бы плохого, если бы она оставалась женой старого генерала и имела молодого любовника?

Тогда я снова сменил тему. Стал рассказывать о том, как широка была страна моя родная. Пока ее не обузили. Как много в ней лесов, полей и рек. Как мы другой такой страны не знали, где так вольно дышит человек. А теперь вот открыли границы, и многим стало казаться, что есть и другие страны, в которых вольно дышится. Мои аллюзии ей были непонятны, а интереса к нашей географии она не проявила никакого. Тут уж она сменила тему. Спросила меня, какие марки машин я предпочитаю и нравится ли мне «Альфа Ромео» какого-то там года. Пришлось признаться, что я никудышный знаток автомобилей. Тогда она спросила, как мне понравилась такая-то нашумевшая комедия с такими-то знаменитыми актерами. И опять я оказался не на высоте. Моя несостоявшаяся подруга посмотрела на меня подозрительно. А я обрадовался.

– Я не обладаю и сотой долей ваших замечательных знаний. Вы, наверно, еще много комедий видели.

– Да, я люблю посмеяться в кино.

«Вот и смейся», – сказал я про себя, и на некоторое время мы замолчали, пока она не возобновила игру в вопросы-ответы: «Почему Горбачев хотел бросить на нас атомную бомбу? Почему вы такие бедные, если у вас так много нефти? И правда ли, что медведей не разрешают убивать на улицах городов, даже если они нападут на вас?»

Я отшучивался как мог, пока мы не въехали в столицу мормонского царства Солт-лэйк-сити. Здесь моя зазноба меня покинула, на прощание назвав Юрэком. Она была грустна. Протянула мне руку и сильно, по-мужски пожала ее. Я так и не удосужился спросить, как ее зовут. А она сама не представилась. С нею вышла и новоиспеченная вдова с малышами. Вышло еще несколько человек. Столько же и вошло. Я вернулся на свое место. Мой сосед Джек рассказал мне, как он пытался утешить горевавшую женщину – стал рассказывать о своем семейном счастье и показывать альбом с фотографиями жены и детей с внуками.

– Надо же было как-то развлечь ее.

Эта попытка вызвала громкие рыдания. Я их слышал, но не знал, что их спровоцировало. Общаться с соседом мне совсем расхотелось. Он что-то говорил о достоинствах довоенных автомобилей, но у меня произошло что-то с головой. Его слова я воспринимал как механический шум. Очевидно, при разговоре на неродном языке в какие-то моменты, особенно когда ты чем-то раздражен, автоматически отключаются центры, заведующие лингвистическим департаментом. Душа не хочет принимать – и голова перестает работать. Но вскоре она снова заработала.

Перед нами сидели новые пассажиры: он и она. Молодые люди лет тридцати. Я подумал, что это молодожены, но оказалось, что они познакомились на автовокзале перед самой посадкой. Сначала они тихо переговаривались, потом молодой человек заговорил громко. Он поднял над головой истрепанную Библию и торжественно произнес:

– Эта книга сделала меня свободным. Я тоже ширялся и глотал все подряд. А сейчас завязал.

– Не гони, – огрызнулась его соседка и принялась чесаться. Она громко скребла ногтями по джинсовой жилетке, потом сбросила ее и стала скрести по рубашке. – Лучше спроси черномазых. У кого-нибудь точно есть.

– Не могу. Я дал Богу клятву, что никогда этой гадости не буду делать ни с собой, ни с другими.

В ответ барышня назвала его «хреновым моралистом» и извергла тираду наподобие той, что я уже слышал от своего прежнего соседа.

Она ловко перешагнула через его ноги и мгновенно очутилась в конце автобуса. Моралист повернул голову в мою сторону и с сочувствием произнес:

– Я ее понимаю. Ломка – мучительное дело. Она ждала дружка с дозой, а он не пришел. И оставаться не могла. У нее в Чикаго что-то важное. Я сам был таким, пока не уверовал в Иисуса. Он освободил меня. И теперь я абсолютно свободен. А вы приняли Иисуса в свое сердце?

Я утвердительно кивнул.

Парень посмотрел на моего соседа – любителя автоантиквариата:

– А вы приняли Иисуса в свое сердце?

Тот презрительно поморщился и демонстративно раскрыл книгу с фотографиями довоенных автомобилей.

– Я Майкл, – представился молодой человек. – А как вы изучаете Библию?

Он снова обращался ко мне. Вести беседу с ним мне не хотелось. Он говорил очень громко, явно стараясь, чтобы его услышал не только я.

– У вас есть наставник? Вы ходите на собрания по изучению Библии?

– Нет, – ответил я вполголоса. – Я не люблю вольных интерпретаций и читаю святых отцов.

– Каких святых отцов? Папу Римского?

– Нет, отцов Церкви: Василия Великого, Иоанна Златоустого, авву Дорофея, время от времени перечитываю «Лествицу», Феофана Затворника, Игнатия (Брянчанинова).

Майкл широко раскрыл глаза:

– А зачем читать это старье?

– Чтобы правильно веровать. Это не старье…

– Зачем все это читать? – перебил меня Майкл. – Вот Библия, читай ее – и довольно. Зачем мне мнения людей, живших тысячу лет назад?

– Но вы ведь слушаете наставника. А мои наставники – отцы Церкви. Да и Библия не совсем современная книга.

– Но так то Библия. Она от Бога. А вы мне называете каких-то людей, которые ее давным-давно толковали. Я и имен таких не слыхал. Не надо нам никаких авторитетов. Бог все говорит через Библию. Слушай Его. Читай слово Божие – и все. И будешь свободен.

– Вот так и появляются ереси и тоталитарные секты.

– Что такое ересь? Если я сам читаю Библию и мне никто не нужен, чтобы напрямую общаться с Богом, значит я еретик?

– «Ты сам сказал», – я улыбнулся, надеясь, что эта фраза знатоку Священного Писания кое-что напомнит. Нет. Он продолжал в том же духе. В этот момент вернулась его соседка. Она шла медленно, с трудом перевалилась через его колени и на долгое время затихла.

Майкл заговорщицки шепнул мне:

– Достала. Хорошо бы, чтобы Иисус сделал ее свободной.

– А что вы называете свободой? – не удержался я.

– Как что? Что хочу, то и делаю. Одно слово – свобода.

– Ну так и она делает, что хочет. Значит, и она свободна?

Он задумался.

– А вы что называете свободой?

– Не я, а святые отцы учат, что истинная свобода есть свобода от греха.

Майкл ничего не ответил. Он отвернулся и с минуту сидел молча. Затем вдруг подпрыгнул на своем кресле и на весь автобус прокричал:

– Иисус! Это круто! Быть свободным – значит быть свободным от греха. Так?

Он снова повернул ко мне голову.

– Именно так. Если ты не свободен от греха, то ты его раб.

– Круто! – снова закричал он. – Иисус! Иисус Христос! Я хочу быть свободным от греха. Помоги мне!

– Да заткнись ты, – крикнули сразу несколько человек. Громче всех был голос моего недруга.

– Как я могу заткнуться, когда Сам Бог через этого человека сказал мне то, до чего я десять лет не мог додуматься, – громко произнес Майкл и восторженно посмотрел на меня. – Иисус меня услышит и поможет мне. Помог же Он мне избавиться от наркотиков!

Я спросил Майкла:

– Как это произошло?

– Я молился.

– Где? В монастыре?

– Каком монастыре? Я ходил по берегу океана и говорил: «Иисус, сделай так, чтобы я перестал быть наркоманом. Помоги мне. А я буду всегда славить Твое имя и всем рассказывать о Тебе». И Он помог. Через месяц я не мог не то что колоться – даже смотреть в ту сторону, где продают героин, не хотел.

– Просто ходил, обращался ко Христу и перестал быть наркоманом?

– Да. Но, конечно, были сложности. Несколько раз срывался, но потом каялся – говорил: «Прости, Иисус» – и старался не принимать и не колоться. Я почти ничего не ел. Ходил и говорил с Иисусом. Никто меня не видел на берегу. Я часто плакал как маленький. А через месяц получил просимое.

Невероятно. Я знаю, как мучительно и долго пытаются наркоманы избавиться от своей зависимости. После многих попаданий в специальные клиники почти все снова срываются. И только в нескольких монастырях удается избавить их от этой пагубы. Похоже, Майкл хорошо усвоил притчу о назойливой вдове, не оставлявшей в покое судью.

Он рассказал, как очутился на океане. Это были Гавайские острова, куда пригласил его друг Джейкоб. Тот был музыкантом. Играл в ресторанах и на дискотеках. Он видел, как погибает Майкл. А знал он его с детства. Они жили в Бостоне в одном доме. Мать Майкла была профессиональной блудницей. Она пила и принимала наркотики. Часто выгоняла маленького сына на улицу. Мать Джейкоба забирала его к себе, иногда на несколько дней. Майкл спал в одной комнате с Джейкобом. Они росли как родные братья. И когда Майкл пристрастился к наркотикам, Джейкоб стал делать все, чтобы спасти его. Было это непросто. Мать перестала пускать Майкла в дом. У нее появился постоянный любовник, который не хотел видеть ее сына. Майкл стал скитаться. Спал, где придется. Ему было стыдно показываться на глаза матери Джейкоба. Он уехал в Нью-Йорк. Заработки были случайные. Работал он в основном на стройках, но часто терял работу. Боссы не терпели наркоманов. Удержаться можно было лишь на «демолишине» – сносе домов. На эту тяжелую и грязную работу набирали отпетую публику. Но вскоре он лишился и ее. И тогда он позвонил Джейкобу. Тот перебрался на Гавайи и неплохо зарабатывал. Он пригласил Майкла к себе и сказал: «Тебе поможет только Бог». И Майкл стал просить Бога о помощи. По утрам друзья вместе читали Библию и молились своими словами. По вечерам Джейкоб уходил на свою музыкальную поденщину, а Майкл шел на берег океана и до половины ночи бродил, глядя на серебряную лунную дорожку, убегавшую по темной воде до самого горизонта, и на звезды. Он просил Бога о помощи. И Бог услышал его. И помог…

Вот такую историю рассказал Майкл. Закончив ее, он долго молчал, а потом попросил меня написать имена отцов Церкви, о которых я ему рассказал, и названия их творений. Он вскоре вышел. Ехал он к матери. Она жила теперь не то в пансионате, не то в клинике для людей с психическими расстройствами.

– Я должен что-то сделать для нее. Но только Бог сможет ей помочь. – Это были его последние слова.

Когда Майкл покинул автобус, что-то произошло в салоне. На задних рядах прекратился галдеж и громкий смех. Соседи перестали разговаривать друг с другом. Стало тихо и даже как-то торжественно. Словно все разом успокоились и сосредоточились в ожидании праздника. Почти никто не спал. Прекратился храп. Тишина, правда, установилась, когда Майкл начал рассказывал свою историю. Говорил он громко, стоя на коленях в своем кресле, повернувшись ко мне лицом. Многие его слушали. Филиппинская старушка даже всплакнула.

Мой обидчик не сделал со мной обещанного. Он вышел в том самом городке, где собирался со мной разобраться, и, проходя мимо меня, даже не взглянул в мою сторону. Моя необъятная соседка пробиралась за ним по проходу боком. Спиной ко мне. Задела она всех, но никого не обвинила в том, что «до нее дотронулись».

Приблизительно через полчаса на место Майкла сел долговязый парень в яркой клетчатой рубахе. Он повернулся ко мне и объяснил, что пересел, так как хотел поговорить со мной о Боге. Он слышал нашу беседу и заключил из нее, что я либо католик, либо православный. А поэтому он должен направить меня на путь истинный. Далее последовал долгий монолог о том, что официальная Церковь – орудие угнетения, что истины в ней нет и нет в ней возможности развернуться простому человеку для непосредственного общения с Богом. Звучал этот незваный проповедник как испорченный механизм – скрипучий и бередящий слух и душу. Говорил он с неприятным южным акцентом: гнусаво и очень быстро, словно боялся, что я не стану его слушать и убегу. Мне действительно захотелось убежать от него. После трогательной искренней истории Майкла я был вынужден слушать кощунственные разглагольствования об «иконном идолопоклонстве» и прочие еретические измышления. Меня хватило ненадолго. Я попросил его оставить меня в покое и закрыл глаза. Мозг мой опять отказался воспринимать иностранные словеса. Я слышал скрип и бульканье вместо человеческой речи и стал быстро проваливаться в какую-то бездонную пропасть. И вдруг передо мной выросла родная громада Исаакиевского собора. А прогулочный катер, на верхней палубе которого я оказался, с громким скрежетом ударялся бортом о стенку причала… Золотой крест собора ярко сверкнул на грозовом небе…

– Мистер, мистер, посмотрите сюда.

Это был голос филиппинской старушки. Она держала меня за руку и о чем-то жалобно просила.

– Что случилось? – спросил я.

– Вот сюда посмотрите.

Она выставила в проход большую хозяйственную сумку и, расстегнув ее, показала мне содержимое: ярко раскрашенные статуэтки Девы Марии и католических святых. Она подмигнула мне:

– Зря вы с ними разговариваете. Они ничего не знают о Церкви. Каждый день появляются новые религии. Ходят, проповедуют, а что проповедуют – сами не понимают. Они Богоматерь не почитают. О чем с ними говорить?

Она достала фигурку Фатимской Божией Матери, сдула с нее пыль и протянула мне:

– Какая красота!

Потом достала еще несколько статуэток.

– А вот это, – она перешла на шепот, – это чешский святой.

Я не расслышал его имени. В руке у меня оказалась фигурка стоящего на коленях человека в современном пиджаке и с галстуком. Говорила старушка быстро, тихо и с сильным акцентом. Я почти ничего не понял. Пока говорила громко, было понятно. Она рассказывала житие этого человека. Кажется, он пострадал от коммунистов.

На следующей получасовой остановке я зашел в буфет. Взял чай и булочку с сыром. Ко мне тут же подсел человек лет 40 – из наших пассажиров. Он ничего не взял. Вынул из сумки Библию, раскрыл, перелистал и, показывая пальцем в закрашенный желтым фломастером абзац, произнес:

– Я хотел вас спросить, как вы толкуете вот это место из пророка Аггея. А потом у меня есть еще несколько мест из пророков Наума и Софонии.

– Дорогой вы мой, – застонал я, – можно я доем булочку? Трапеза моя не обильна. Подождите минуту.

Человек кивнул и стал стучать пальцами обеих рук по столу.

– Вы пианист?

– Нет. А что?

– Это вы играете на воображаемом пианино?

– Нет. Я всегда так делаю.

Я покончил с булочкой и предложил ему выйти.

– Нет-нет. Давайте здесь. Я не хочу говорить в автобусе.

Я вздохнул и начал объяснять ему, что не являюсь знатоком Ветхого Завета. Все пророчества относительно прихода Мессии исполнились. И теперь нужно читать Новый Завет и соблюдать заповеди. Вот и все мое богословие.

Новый знакомец стал запальчиво спорить:

– Без Ветхого Завета нет Нового. Пока я не изучу Ветхий, не стану изучать Новый.

– Так вы кого проповедуете?

– Иисуса.

– Ну так и читайте книги о Нем, о воплощении Сына Божиего, Его земном служении. Как можно говорить о Христе, не читая Нового Завета?

– Я читаю Евангелия. А книги Ветхого Завета глубоко изучаю и хочу узнать, как вы толкуете некоторые места.

– Тут я вам не помощник. Я не толкую того, чего не знаю.

– И я не знаю.

– Так как же вы проповедуете?

– Бог открывает мне смысл.

– Ну, тогда я вам совсем не нужен. А как вы узнаете, что это Бог говорит с вами, а не враг рода человеческого?

– Очень просто. Бог плохому не научит.

– Но диавол и святым людям являлся в образе светлого ангела. И как раз только тем и занимался, что учил христиан оставить Новый Завет и изучать Ветхий.

Мой собеседник гневно посмотрел на меня:

– Я вам хотел открыть смысл пророчеств, а вы меня оскорбляете.

– Пророчества древних пророков исполнились, мой друг. Прошу прощения, если я вас обидел.

Я откланялся и побрел к автобусу. Неужели в Америке на каждом рейсе столько бродячих проповедников и толкователей Библии? Или это я такой везунчик?

Весь остаток пути я думал о Майкле. Многие православные несомненно скажут, что чудо исцеления наркомана с огромным стажем ложное. Это мог быть и вражий замысел: помочь, чтобы потом еще сильнее посрамить. Он опять сорвется, если будет вне истинной Церкви. А я им тогда скажу, что Майкл много страдал и, возможно, скоро придет к истине. Ведь не зря же он вспомнил об отцах Церкви и попросил меня написать названия их трудов.

Так что не верьте, когда вам скажут, что американцы в Бога не веруют. Еще как веруют! У них даже на долларе написано про Бога. Только вместо простого слова «веруем» написано слово, имеющее несколько значений. Одно из которых означает финансовую операцию. Не столько веруем, сколько вкладываем. Как в банк. А нынешняя судьба банков всем известна.

Александр Богатырев

20 декабря 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Вера – дело сердца» «Вера – дело сердца»
Митр. Месогейский Николай
«Вера – дело сердца» Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Хаджиниколау): «Вера – дело сердца»
Бог – это не уравнение и не математическое доказательство. Если бы Он был таковым, то все образованные люди поверили бы в Него. Знай: Бог познается иначе. Ты когда-нибудь бывал на Святой Горе? Ты встречал в жизни настоящего подвижника?
Ефрем Филофейский - Апостол Америки Ефрем Филофейский - Апостол Америки
Афанасий Зоитакис
Великий современный подвижник проигумен афонского монастыря Филофей, старец Ефрем (в миру — Иоаннис Мораитис) родился 24 июня 1928 года в городе Волос (Греция). 19-ти лет он оставил мир и переселился на Святую Гору Афон, став послушником святого старца Иосифа Исихаста, безмолвника и пещерника.
Библия под хруст попкорна Библия под хруст попкорна
Людмила Селенская
Библия под хруст попкорна Библия под хруст попкорна.
История девушки Людмилы, которая пошла к нео-протестантам, а пришла в Церковь, рассказанная ею самой

Людмила Селенская
Я призналась молодой «наставнице», американке: я ходила в православную церковь, мне было плохо. Она холодно пожала плечами. Уж на что они все там сахарные, внимательные, приветливые, а скажи «Православие» – и леденеют. Некоторые, поглупее, смеются. Поумнее настораживаются.
Рождество возвращается в Америку? Рождество возвращается в Америку?
Юрий Максимов
Что приходит на память при сочетании слов «современный Запад» и «христианская вера»? Воинствующий секуляризм и агрессивное выдавливание христианства из всех сфер жизни под лозунгом политкорректности. На этом фоне резолюция Конгресса США № 847 вызывает особое удивление, причем приятное. Поскольку принята вопреки всем усилиям десакрализовать праздник Рождества Христова.
Комментарии
HELLEN29 января 2018, 02:26
Спасибо Огромное. Очень живые рассказы. Не знаю, придумываете ли Вы, что-нибудь, но все очень узнаваемо. Как-будто Вы пишите с натуры. Просто пишите, что видите не приукрашивая.Читаю с удовольствием. Майкл больше православный, чем мы. Если читать всех отцов, все правила и молитвы каждый день без сердца, Господь не помилует. А Майкл, как тот мытарь, каялся и просил. Хоть зачитайся и замолись, а Господу надо, чтобы от сердца шло, пусть, хоть одно слово, но всем сердцем, всем помышлением.
Дарина 8 января 2015, 18:40
Читала книгу на бумажном носителе, но продолжила знакомство с автором в электронном виде и с огромным интересом познакомилась с комментариями на этот рассказ Живу я в Петербурге но мне не с кем из мирян поговорить о вере так как образованных людей мало или они стесняются что либо говорить да и опыта жизненного- духовного маловато у молодых и воспитанных в вере Я как с героями общалась лично посредством книги Рассказы нравятся читаю с интересом и перечитаю все комментарии к ним - так не хватает живого общения Я к сожалению уже плохо вижу и читаю с экрана телевизора поэтому хотелось бы встречать сестер и братьев по-вере и общаться но не с кем - в моем окружении не говорят о Боге и церкви а я для многих мадам ку-ку и на меня в черном платочке агрессивно реагируют даже знакомые Я наверное героя рассказа могу встретить только на страницах книг но если б вы знали что мне встречалось в прежние годы на православных выставках - навсегда отворотились бы от религии вообще а я искала именно эту книгу и наконец нашла только вера почти остыла Напишите свои рассказы и пусть они будут лучше - их так не хватает
натали 11 декабря 2014, 11:24
НАТАЛИЯ, Украина.Очень хороший рассказ! Господь посреди нас, и даровал людям мир и в автобусе, такое всегда чувствуешь, и все мы его дети и афроамериканка и Майкл, и Джек и неутешная вдова. Именно эту тишину при встрече с чудом автор сделал сердцем рассказа.Спасибо!
Егор 6 декабря 2013, 19:14
Чушь собачья а не статья...
Светлана29 июня 2013, 23:18
Мне было интересно. Рассказ о реальных людях. Очевидно, что они не вписываются в стандарты того, что принято считать "православным благочестием". Зато история правдивая, люди открыто говорят о том, чего не понимают. Иногда ответные реплики кажутся абсурдными, но это неудивительно, если учесть ценности американской культуры, которые в той или иной степени связаны с ростом материального благосостояния.
Может быть, автор никого не переубедил. Но не оставил собеседников равнодушными, если эти разговоры продолжались так долго. Интересна одна черта: американцы всегда пытались докопаться до истины, задавали много вопросов, чтобы лично убедиться в правдивости каких-то сообщённых им ранее фактов. На мой взгляд, это не вина рядовых американцев, что у них несколько искажённое восприятие нашей культуры.
Анастасия 3 июня 2013, 14:51
Спасибо за рассказ. Ничего нового, но, спасибо. К СВЕТЛАНЕ ОТ 20-12-2012 10:57: Светлана, наши женщины прямой наводкой идут по этому пути, летом порой страшно смотреть на русских "афроамериканок", да не молодых, а простите уже в возрасте. Никакие подробности в описании этой грузной "дамы" меня лично не задели, там и не было подробностей, краткое точное описание. Заметьте ТОЧНОЕ! Есть предложение, вместо осуждения, сделать вывод каждому для себя. Что кого задевает, значит тут и разбираться в себе надо. Автору спасибо и храни Господи.
Anna26 апреля 2013, 02:51
Рассказ неплохой и наблюдения достаточно точные...Но как человек проживший в Америке 19 лет, думаю имею право высказаться. Простите, но попахивает от рассказа снобизмом. Автор, как иностранец, явно не понимает некоторых вещей. Он ждет слишком много от тех, кто едет с ним на "Grey Hound" - это средство передвижения для совсем неимущих слоев общества - соответственно люди там часто совсем простые, бедные, не образованные, не имеющие машин - в Америкe ведь машина не роскошь, а действительно средство передвижения...Не следует ждать много от этих людей, от черных из бедных слоев - да, они действительно часто так себя ведут, как автор пишет, получается такой хамский расизм "наоборот".... Бедность часто сопровождают зависимости (от наркотиков, от алкоголя и т.д.)...это лишь один слой жизни...Придите в церковь и там полно искренне верующих людей, честных, которые честно платят налоги, которые помогают бедным, пострадавшим от стихийных бедствий и землетрясений, которые не ноют и не жалуются на жизнь и довольны ею, не страдают "барством". Американцы гораздо проще чем мы - в одежде, в образе жизни, живя иногда в худших условиях, чем россияне, они довольны и не считают, что им все обязаны кругом. Не надо делать из них дураков, зомби, злодеев - они просто другие, чем мы, русские. А автор явно испытывает культурный шок - это нормально, тем более попал он не в свой круг. Вот как-то так....
ирина. 2 марта 2013, 09:19
Бродячих проповедников и толкователей Библии много, а место уступил православный русский. Но думается мне, что любой русский поступил бы так же.
А рассказ написан талантливо! Спасибо!
Ярослав19 февраля 2013, 10:37
Написано интересно и талантливо)
Даниил12 февраля 2013, 22:50
Прекрасный рассказ. Спасибо автору!
Ирина 8 февраля 2013, 08:48
Все верно, так и есть! Больше 15 лет живу в штатах. Очень живой,прекрасный рассказ! Каждый раз, слушая рассказы людей о том, как они пришли к Богу, поражаешься тому, как Господь ведет человека по жизни...да пути Господни неисповедимы. А насчет черных и их поведении, так это еще цветочки. Моя подруга проработала 10 лет в школе в черном районе, по ее рассказам можно фильмы ужасов ставить. Несчастные люди, они живут как в гетто, мало кто может вырваться из этой среды...Вот Майклу помог Господь! А мне нужно было приехать за три-девять земель в Америку, чтобы оказаться в Русской Православной Церкви и прийти к Богу! Спасибо за рассказ!
Дарья15 января 2013, 18:47
Блестящий рассказ! Комментатору Андрею Васину: "...Так вот, случай с Майклом очень впечатляет именно в плане его молитвы к Господу и Его живом и скором ответе. А что, господа, у кого-то была в практике такая живая молитва? Или всё строго по молитвеннику - в нужное время и строго слово в слово - не дай Бог, вдруг где ошибёшься?"
Да у меня была! Я никогда не пробовала наркотики, но была заядлой курягой со стажем 18 лет!! Курить мне нравилось, но когда я воцерковилась, я глубоко осознала, что приступать к Причастию а потом продолжать курить- вещи несовместимые. И я так же как этот Майкл просто разговаривала с Богом, сказала Ему, что мне нравится курить, но ради Него я готова отказаться от своего пристрастия, только сама не смогу, просила - "Ты помоги мне"! Я не просто говорила с Ним, это был вопль моего сердца: "не ради меня самой, а ради Тебя, Господи!" И вскоре в монастыре я услышала сильнейшее благоухание от иконы Пантелеймона целителя, я тогда не уловила связи с моей просьбой, но после этого курить не тянуло совершенно и я не курю уже больше трех лет. Господь услышал меня и исцелил! Просите и дасться вам!



Елена29 декабря 2012, 12:25
Игорю: trust еще имеет значение "кредит"
Андрей28 декабря 2012, 14:19
Рассказ интересный, но подобные рассказы об «их нравах» производят драматическое впечатление только на представителей другой культуры. Для местных это привычная, хотя, может быть, и не очень приятная обстановка. Обыденные поездки в российском общественном транспорте производят на европейцев впечатление, сравнимое с драматикой данного рассказа.

Но вообще, чтение о чем-то порой приводит к более интенсивным (и другим?) впечатлениям, чем непосредственное переживание этого. На этом базируется притягательность художественной литературы.
Наталья24 декабря 2012, 22:26
Спасибо за рассказ. Очень интересно. Путешествие было в период до 31 октября 1997года. В этот день погиб Иосиф Муньос. Светлая ему память.
Игорь24 декабря 2012, 22:16
Обострённый наш интерес "как там у них" связан с тем, что интуитивно мы все чувствуем угрозу оттуда. Не мусульманство, ни буддизм,ни что-либо иное нас не пугают - пугает американский мутный поток животности, если так можно выразится. Мы его уже давно ощущаем, он уже у нас...Америка - это какая-то безнадега, обреченность, маразм в золотой обёртке. Там уже никогда не будет веры, так некуда стремиться и незачем жить. Характерно, что побывавшие там длительно, по работе например, как-то меняются. Они тоже начинают видеть в этом американском шаманизме какую-то веру. Справедливости ради, нужно сказать, что подобных одномерных обрубков от человека у нас тоже становится всё больше. Приобщаемся к мировой цивилизации!
Андрей Васин24 декабря 2012, 19:07
Каждый прочитал в статье и обратил внимание на то, что именно его интересует.
Одно несомненно: очень живо и красочно написано. Именно живо. Читал у Св. праведного Иоанна Кронштадского молитву, где он просит Господа всегда иметь с Ним (с Господом) живую связь, как с Главою Церкви, в мыслях сердечных, молитвах, делах...
Так вот, случай с Майклом очень впечатляет именно в плане его молитвы к Господу и Его живом и скором ответе. А что, господа, у кого-то была в практике такая живая молитва? Или всё строго по молитвеннику - в нужное время и строго слово в слово - не дай Бог, вдруг где ошибёшься?
И странно, почему исцеление Майкла некоторые посчитали проделками лукавого? А-а-а, понятно: как-то нетрадиционно, не в монастыре, без помощи эдакого седобородого старца?
Эх люди, мы с вами закостенели в вере и не видим в ней ничего дальше воскресного похода в церковь на литургию - да и то это в лучшем случае. Иной так чинно свечку поставит, и бежит вон, как некоторый персонаж от ладана.
И нам ли кого обвинять, что у других народов нет веры? Тот фарисей очень похож на нас...
Василий23 декабря 2012, 22:37
Хочется верить, что Майклу действительно Господь помог. Он молился как умел, и Бог услышал его.
Рассказ интересный. Но в России своих проблем полно. И, мне кажется, им стоит уделять внимание больше, чем американским.
Светлана23 декабря 2012, 17:15
протоиерею Алексию Касатикову:
удивляет и основной посыл рассказа - осуждение, - и восторженная реакция на него в комментах. Неужели так радостно узнать, что "и у них" там "все плохо"??

Что касается литературной составляющей, рассказ вязкий, в описаниях попахивает дурновкусием. Описание афроамериканки, какой бы она ни была - сексизм вперемежку с комплексом "первого парня на деревне"))). И уж во всяком случае недостоин православного христианина. (Не впадаю в рассуждения о "ближнем" и проч. - говорю просто о светской этике).

Что касается сюжета - всякий видит, что хочет: если око темно, то и вокруг все будет темно.
Анна (Луганск, Украина)23 декабря 2012, 01:55
классный рассказ!
хороший юмор, живые и реалистичные образы попутчиков, улыбки и слезы — всё как в жизни.
полный автобус людских судеб пронесся перед нами через континент.
всё на наших глазах.
ничто так не трогает сердце человеческое, как сама жизнь и правда ее.
благодарю автора за наслаждение этим чтением.
р.б.Сергий22 декабря 2012, 22:29
"Я проехал Америку от Тихого океана до Атлантического..." - зачем? "Царствие Небесное внутрь вас есть"!
"Если кто-нибудь скажет, что американцы безбожники, – не верьте. И вот почему…" - "Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец - сожжение."(Евр.,VI,4-8)
Алексей.Чернигов.21 декабря 2012, 22:36
Думаю,в этом рассказе вся Америка,как она есть.Спасибо автору за чесность.А мыслителей и знатоков просьба не гордиться...
прот. Алексий Касатиков21 декабря 2012, 19:18
Благодарю Александра Владимировича за живой, хороший рассказ. Единственное замечание - из текста совсем не ясно у кого были вызваны рыдания попыткой соседа-любителя автомобилей и фотографий своих домочадцев утешить новоявленную вдову. Хотя, по здравому рассуждению, неудачная попытка утешения ещё более расстроила эту несчастную женщину. А в остальном - очень хорошо и живо.
Удивляет несколько нервная реакция некоторых читателей на вполне реалистичные штрихи рассказа,которые совсем не выглядят излишними. Более того, удалив какой-то из этих штрихов, мы нарушим само течение рассказа и последовательность событий. Кого-то обидели необъятные формы негритянки? Не думаю, что это преувеличение автора. Что было, то было. Конечно, в описании, может быть, что-то сделано более ярким, но ведь никто не укоряет Н. В. Гоголя за козацкие шаровары "шириной с Чёрное море"! А уж, наверное, ни одного выдуманного персонажа в рассказе нет. Я не жил в Америке и не могу быть экспертом по судебным делам о сексуальных "домогательствам". Но кое-что и до нас доходит. Ещё в 1990 годы, когда в Краснодар приехала группа американских студентов, одна из студенток охарактеризовала моего друга "сексистом" и на этой почве резко прекратила с ним всякие контакты только за то, что он попытался подать её руку при её выходе из трамвая. а уж про дела Ассанджа и Стросс-Кана знают все. Может быть, это и не в Америке, но тенденция, кажется, общая для всего Запада.
пртд.Борис21 декабря 2012, 18:32
Потрясающий рассказ! Вспоминается, как в Византии перед Вселенским Собором простые люди на базаре рассуждали и спорили о двух природах Господа Иисуса Христа
Валерий21 декабря 2012, 11:54
Спасибо.
Konstantin21 декабря 2012, 11:54
Мне понравилась статья, интересно было прочитать.Я не был в Америке-поэтому рассуждать о нравах местных жителей не могу.Ну в целом очень интересно,хотелось бы тоже съездить в далекий запад.
Александр21 декабря 2012, 10:37
Спасибо за этот рассказ. Недавно прочитал книгу Мудрая Кровь Фланнери о Коннор. Это достаточно жесткий вариант высмеивания южного протестантского пояса США. Главный герой по сути атеист решил основать свою "церковь" без Христа. И что же у него вышло? Да ничего не вышло, потерпел фиаско и стал жить отшельником эдаким протестантским "святым", подкладывая себе битые стекла в ботинки. Тем кто едет в США нужно быть осторожным особенно на юге...
Спасибо еще раз автору.
nadezda21 декабря 2012, 08:04
Р.Б.Надежда
Рассказ Александра очень интересен и уместен здесь, на православном сайте, как яркая картинка реальной жизни Америки, той, которую большинство из нас не знает. Не согласна, что автор свалил всё в кучу - это,ведь, как в жизни - разноголосый хор, а в результате - разные люди, с разными мнениями и взглядами на жизнь. Получился неплохой сценарий фильма - я даже представила себе, как это могло бы быть. Побольше бы таких интересных зарисовок о загадочных душах людей.
Александр, пишите, у Вас неплохо получается.
Дмитрий21 декабря 2012, 06:23
Автору: я жил в США более шести лет, и на Грейхаунде тоже однажды совершил многочасовую поездку с Юга на Север, и со мной тоже часть пути сидела немного неадекватно ведущая себя негритянка! :) Но с пафосом статьи не согласен. Особенно когда в начале Вы написали "В Америке опасно даже просто учтиво смотреть в глаза женщине: может подать в суд за сексуальное домогательство." Может, кинете ссылочку хотя бы на одно судебное разбирательство с подобным обвинением? И потом, когда в России в церковных таинствах регулярно участвуют 1-2 процента населения, а огромное колличество народа верят гороскопам, нам ли катить бочку на американцев, верующих "непонятно как"? Когда даже должностные обязаности в России зачастую выполняют только если проситель "простимулирует" врача/милиционера/чиновника, нам ли показывать пальцем на пассажиров, не уступающих место вдове с детьми? Когда в России в год совершается более миллиона абортов, нам ли удивляться сексуальной распущенности американок?
Игорь21 декабря 2012, 05:57
из этого текста можно было бы нарезать несколько разных рассказов - если уж очень хотелось рассказать про жирную негритянку или назойливого соседа. а так - всё в кучу - и пшеница и плевелы.
Кстати, английское TRUST переводится как ДОВЕРИЕ. а вера в Бога (в том числе и в русской семантике) означает именно ДОВЕРИЕ БОГУ, а не веру в существование Бога.
автор, учи матчасть!
Катя21 декабря 2012, 03:32
Спасибо.
Владислав21 декабря 2012, 02:42
Очень интересно! Большое спасибо за рассказ!
Олег21 декабря 2012, 01:40
У наших протестантов,как и у этого парня,тоже "мгновенно"происходят исцеления от телесных страстей(наркотики,пьянство,курение)."Источнику"этих врачевств уже нет смысла напрягать своих слуг по уловлению и так заблудших душ
Ольга20 декабря 2012, 23:48
Вот так Бог нас и посылает на проповедь, в магазины, в автобусы, чтобы хоть одного человека зацепить словом истины. Жатвы много, а делателей мало. Статья душевная, даже невольно начинаешь жалеть и любить всех пассажиров, словно сам с ними ехал через континент.
Cтанислав20 декабря 2012, 22:51
Спасибо за интересный рассказ Александр! Получил истинное наслаждени читая его. Жив Господь , он и американцев к православной вере приведет в свой час.
Инал20 декабря 2012, 16:58
Интересная история. Дай Бог, чтобы Майкл нашел истинный путь, ведь он единственный, кто задумался, проявил некоторую пытливость к тому, о чем слышал впервые. Остальных американцев отличает удивительно поверхностное отношение ко всему, что не касается денег и успеха. Позабавило то, как на рядового американца сильно воздействует пропаганда. Люди, которые поголовно живут в кредит, у чьей страны самый большой внешний долг, где психи перманентно устраивают кровавые побоища в школах, чья бумажка под названием "доллар" реально ничего не стоит, осмеливаются свысока смотреть на других и полагают, что везде, кроме Америки, хреновая жизнь, голод и нищета и что все мечтают к ним свалить. Массовая зазомбированность, даже жаль их.
Лариса20 декабря 2012, 14:49
Замечательный рассказ.Спасибо. Получила такую редкую радость от того только что мнение мое изменилось по поводу веры в Бога у американцев. Мне они всегда были неприятны свои безБожием.Спасибо тебе ГОСПОДИ за мое вразумление.
Лина20 декабря 2012, 14:47
Отлично! Читала с большим интересом!
СЕРГИЙ20 декабря 2012, 14:39
Очень полезный рассказ, и очень знакома прошлая жизнь Майкла не по наслышке,но с Божей помощью возможно всё. Думаю Майкл нашел свою жемчужену и теперь врят ли захочет потерять её.ПОМОГИ ЕМУ ГОСПОДИ ! И заодно всем американцам....
михаил20 декабря 2012, 14:39
Блистательный рассказ !!!! Всем рекомендую!
Спасибо Александр!
Андрей, София20 декабря 2012, 14:33
Что ж плохого в изучении Ветхого Завета? Разве он не Слово Божие? Враждебное отношение к Ветхому Завету внушали многие еретики - гностики, богомилы и другие. Неужели автор хочет идти по их стопам?

То, что парень исцелился от наркотиков - явное чудо. Говорящий, что это от бесов, может ненароком впасть в хулу на Духа Святого. Осторожнее с такими вещами!
Елена Т.20 декабря 2012, 14:30
Да, очень интересно. Спасибо.
Дмитрий20 декабря 2012, 13:29
У нас с американцами кординальное отличие, у нас коммунисты выкорчевывали Цековь чтобы "сделать свободными", а в америке использовали веру для манипулирования и зарабатывания денег. В итоге вышло так что мы познали добро и зло, а американцы потеряли всякие ориентиры.

P.S. Надо молится за того негра записавшего имена православных святых отцов.
Павел20 декабря 2012, 13:28
Прочитал с интересом. Спаси Бог.
Дмитрий20 декабря 2012, 13:06
Америка... Гиблое место. А людей жаль.
Татьяна20 декабря 2012, 13:03
Да, действительно интересно! Спасибо.
Елена20 декабря 2012, 12:54
просто ужасны все описания и слова автора о полной американке....читая, удивилась,что эта статья здесь-на этом сайте..
Нина20 декабря 2012, 12:24
Хорошо)) Благодарю за статью!
Мария20 декабря 2012, 12:19
Замечательная статья. Все прочла и как будто увидела. Спасибо!
Александр20 декабря 2012, 11:50
Такие вот зарисовки с натуры всегда очень интересны. Особенно о тех странах, о которых у нас очень много стереотипов, причем в большинстве ложных. Спасибо автору. Еще раз убедился в том, что образ США, как некоего "райского" места обитания просто ловко навязывается всему миру через СМИ и маскультуру. О России также распространяется ложная информация, но противоположного свойства - создается образ дикой страны, населенной недочеловеками. К сожалению, даже наши соотечественники частенько "клюют" на эту пропаганду. Вспоминаются строки из Евангелия :" Без Меня не можете творити ничесоже".
Иерей Леонид20 декабря 2012, 11:40
Замечательная статья.
Артемий20 декабря 2012, 11:33
На одном дыхании... Всегда было интересно что творится духовно у людей действительно мыслящих о Боге... американцах! То что там многое запутано, и смысл, и символика, и трактат библии говорит только о том что страна все еще в поиске. Но пока ее поиск схож с набором букв в гугле, слишком много, слишком разно, слишком ложно... Молиться надо за тех кто по ту сторону океана, страстей, веры и к сожалению в большинстве истины!
Светлана20 декабря 2012, 10:57
Это неуважение к читателям этого сайта еще и на "Православии.ру" заставлять их слушать излияния про формы афроамериканок, скандалы в автобусе и возможность по-английски ругаться матом (в чем автор решил нас убедить бесповоротно, так как возвращался к этой теме не один раз. Это ведь не хроника дорожно-транспортного движения, а рассказ, который должен обладать своей структурой - вне зависимости от того, сколько раз его обругали)... Если бы еще это было написано интересно или талантливо...
Дмитрий20 декабря 2012, 09:38
Очень интересно, спасибо.)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×