Один из несекретных секретов

У многих святых отцов находим указание на то, как полезно, нет, даже необходимо, укорять себя. Наверное, даже не у многих, а решительно у всех – в той или иной форме. Непопулярный для нашего времени совет, и это еще слабо сказано. Сегодня, кого ни спроси, все уверены: ни в коем случае нельзя «занижать самооценку». Это, дескать, следствие комплексов и порождает новые комплексы. Надо, наоборот, адекватно свои способности и качества оценивать, никому не давать себя в обиду, всеми доступными способами защищать собственные честь и достоинство. Иначе пропадешь.

Исповедь. Фото: Ю. Кавер Исповедь. Фото: Ю. Кавер

Неужели в те времена, когда святые отцы жили, все было настолько по-другому? Или они чего-то не понимали, ошибались то есть? Или это все из тех же пресловутых «технологий подавления и управления массами», в разработке и использовании которых Церковь неустанно обвиняют ее многоразличные оппоненты? Последнее – вряд ли. Ведь святые себя и вправду непрестанно укоряли и почитали «прахом и пеплом». И это не только из писаний, но и из самой жизни их явствует. Значит, как минимум, в этом никого не обманывали. Да и первое со вторым сомнительно... И Господь и сегодня, и вчера, и тысячу, и много тысяч лет тому назад один и Тот же. И мир не очень сильно в существе своем изменился. И мы в основном все те же, хоть и похуже, и понемощней предков своих. А насчет ошибок... Конечно, в чем-то частном, личном отцы порой могли заблуждаться, история об этом свидетельствует, но в том, в чем они все были между собой согласны,– никогда. А в отношении самоукорения – полнейший consensus patrum, иначе не скажешь.

Почему? Есть на то причины духовные, они для человека духовного же неоспоримы. Но то для духовного. А что касается тех, в ком плоть не только «воюет на дух» (см.: Гал. 5, 17), но и часто преобладает над ним, то есть – всех нас? Мы-то «здравым смыслом» все мерить привыкли, невзирая на очевидный его в нас недостаток.

Но и по здравому смыслу то же выходит: без самоукорения – никуда!

Жизнь наша – вещь очень несовершенная. И люди, которые нас окружают, такие же несовершенные. Страдать от этого сугубого несовершенства приходится постоянно – то так, то этак, по-всякому. И не просто страдать, но и негодовать подчас и на жизнь, и на собратий-человеков. Причем нередко – вполне справедливо, оправданно. Вот только... Вот только совершенно это негодование бесплодно. Ни жизнь, ни людей изменить, исправить мы не можем, не дано нам это. Поэтому толку от переполняющих нас эмоций никакого. Вреда же хоть отбавляй. И изнутри нас они разрушают: нервы изнашивают, сердце надрывают, душу мучают. И извне проблемы умножают: эмоции-то наружу выплескиваются и к конфликту приводят – как с ближними нашими, так и с жизнью в целом. А пребывать перманентно в состоянии конфликта дело тяжелое, безрадостное и, как говорят сейчас, контрпродуктивное.

И вот тут приходит на помощь палочка-выручалочка, блаженное самоукорение. И оказывается оно, как это ни удивительно, не только богоугодным, отцами благословленным деланием духовным, но и прагматичным, с чисто земной точки зрения, выбором.

Мы не можем, как выше сказано, изменить мир и живущих в нем людей (большая ошибка и не меньшая самонадеянность полагать иначе), но способны изменить себя. В каждой ситуации, с которой мы сталкиваемся и в которой терпим то или иное фиаско, есть доля нашей вины, нашего недосмотра, нашей недоработки, нашей неопытности, в конце концов. И если, с одной стороны, ситуация эта – драма, провал, то, с другой, – ступень восхождения и повод для воодушевления, а может, и радости даже. Не винить, не корить никого (чтоб не быть, опять же, контрпродуктивным), а укорить лишь себя. Сказать: «я виноват!». А потом... Потом сесть и разобраться, в чем.

Возможно, что, разобравшись, мы увидим, как справиться с тем, что вчера еще казалось неприступной скалой, стоящей у нас на пути. Сделаем маленький «доворот» в себе самих, и дело вдруг стронется с мертвой точки, потому что именно этого-то и не хватало. И будет польза.

А возможно, что и не стронется, и не справимся. Может, поймем даже, что и не нужно это было (такое понимание одно уже многого стоит и от массы ненужных хлопот освобождает). Но однозначно тоже польза будет, оттого, что, укорив себя, произведя пересмотр своих взглядов, позиций, ревизию достоинств и недостатков, получим сильнейший стимул к изменению к лучшему. А это – как раз очень продуктивный подход, открывающий дорогу к преуспеянию.

Впрочем, рассуждения эти для тех в большей степени, в ком веры нет или слаба она. А те, в ком вера сильна, знают, что стоит лишь ради Бога обвинить в злоключениях своих и несчастьях не Его, не обстоятельства и людей (а это тоже значит – не Его), а себя самого, как Он и утешит, и поддержит, и сами злоключения с несчастьями во благо обратятся.

Такой вот простой и вместе с тем удивительный, хоть и на поверхности лежащий секрет жизни духовной. Как, в общем-то и все ее не секретные секреты.

Игумен Нектарий (Морозов)

27 декабря 2012 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Я и тот ученик Я и тот ученик
О. Андрей Ткачев
Я и тот ученик Я и тот ученик
Протоиерей Андрей Ткачев
Мои хорошие знакомые однажды провели эксперимент. Они договорились в течение дня следить за собой и не произносить местоимение «я». К исходу дня все согласились с тем, что это очень тяжело, и что все участники эксперимента многократно нарушили запрет, невольно и по инерции то и дело «якая».
Трудные круги Трудные круги
Игум. Нектарий (Морозов)
Трудные круги Трудные круги
Игумен Нектарий (Морозов)
Молишься, просишь у Господа помощи, просишь сил, просишь вразумления. И снова тщетно. Точно стена какая-то от земли до небес выросла, не пробиться. И если прежде унывал, то теперь уж просто отчаяние подступает. Но вот – читаешь утренние молитвы, а в них 50-й псалом...
Из чего рождается смирение и какова его польза Из чего рождается смирение и какова его польза
Архим. Клеопа (Илие)
Из чего рождается смирение и какова его польза Из чего рождается смирение и какова его польза
Архимандрит Клеопа (Илие)
Смирение одно, и без другой добродетели, может открыть нам двери Царства Небесного. Смирение – это единственная добродетель, которой не могут подражать бесы.
Смирение святых Смирение святых
Архим. Клеопа (Илие)
Смирение святых Смирение святых
Архимандрит Клеопа (Илие)
От начала мира и доныне, кроме прочих своих добродетелей, святые имели и смирение. Потому что без этой великой добродетели никто не смог стяжать спасения, и нет другой двери, кроме двери смирения, через которую кто-нибудь смог бы войти в Царство Небесное. Потому святой Иоанн Лествичник и назвал смирение «дверью Царства Небесного»
О смирении и гордости О смирении и гордости
Преподобный Ефрем Сирин
Кто вступает в брань и желает одержать победу, тот пусть, как в броню, облечется в славные доспехи — смирение. Оружие лукавого — гордость, ею умертвил он отца нашего Адама; ею умерщвляет и всех чад его. А оружие Господа нашего — смирение, это оружие уготовил Он на лукавого, им низверг сатану с высоты самоуправного владычества.
Комментарии
Екатерина21 сентября 2013, 21:00
Мне понравился отзыв Максим.знаете после письма, стало легче на душе, действительно появились силы бороться с собой или внешним миром , самоукорение постепенно отходит на 2й план.я чувствую себя сильнее среди сотрудников, могу ответить тем же.И жить вроде стало легче, как то с Божьей помощью.!Спасибо Вам большое!Главное здоровье Вам моральное и физическое! Каюсь , ни разу не была на исповеди и не знаю что такое покаяние.помогите с этим вопросом.
Екатерина13 сентября 2013, 19:00
Первый раз набрала в интернете Православный сайт и попала сюда.я верю в Бога несомненно, самоукорение меня гложит.Вроде нечего просить у Бога, всё есть для обычной жизни, но на душе тяжело очень.себя корю во всём, но не знаю, как дальше жить и кто подскажет как правильно жить в согласии с собой и с Богом.Подскажите 35лет.(детей Бог больше не даёт)
Света25 февраля 2013, 10:00
Интересно, а можно вот так помещать фотографию исповедывающегося? Ну, понятно, лица не видно... Все мы когда-то так стоим, и все - перед Богом, а не перед человеком - это значит, что и не должен никто на нас смотреть со стороны. Зачем такое подглядывание???
Илия12 января 2013, 17:00
Не знаю, готовых универсал-советов в кармане нет. Сам был в таком периоде, где за то, что вот такой великий и купил Библию, на меня сразу же должен свалиться мешок с деньгами. Но оказалось, что на пути спасения халявы не будет. И первый из наказов, который получил Адам перед изгнанием из рая, был наказ: если хочешь быть человеком, зарабатывай свой хлеб в поте лица твоего. Его, по-моему, ещё ни кто не отменял. И открывается удивительная вещь, что Сам Бог преподаёт нам наш хлеб через наше мастерство в работе, через наше умение ладить с людьми, через наше знание, что мы можем предложить нужное окружающим нас людям. А без покаяния выбраться из состояния "великости", где все кругом мне что-то должны, и продолжить свой путь по-Богу, по-моему, не возможно. И лучше, когда у вас будет добрый духовник, который подскажет, что с вами происходит и что должно cделать. Спаси Вас Господи, отец Нектарий!
Елена м 7 января 2013, 23:00
Елена.Украина:"Тайны и секреты сердца знает только любящий Господь,Ему и принесем наше самоукорение." - Целиком и полностью с Вами согласна.Демонстрация этого чувства вызывает в других людях сомнение в его искренности.
Ирина 7 января 2013, 12:00
Уважаемый брат во Христе Евгений! Простите меня, грешную и многогрешную рабу Божию Ирину. Ничего не хочу Вам навязывать и ни в чем не собираюсь убеждать. Лишь немного рассказать о своем опыте, а пригодится он вам или нет - не знаю. Я сама прошла через подобный кризис, когда на одной чаше весов лежало все мое благополучие - карьера, материальное положение,вобщем, все, что нарабатывалось в течение всей прошедшей жизни. А на другой чаше - лишь вера и осознание того, что от всего надо отказаться, иначе погибну. Я выбрала второе, хотя в той ситуации это было крайностью. Можно было действоввать не так радикально. Но это я потом только поняла, с течением времени. Просто в то время я попала в псевдоправославную секту, хотя это все происходило в православном монастыре. В двух словах не расскажешь, сложно объяснить в деталях. Но суть такова: я поняла, что Христос воистину есть, это не легенда, не утопия, а истинная, реальная действительность. И Он не требует от нас наши деньги, наши кошельки, - Ему нужно наше сердце. И если Вы это отдадите Ему, - получите гораздо, гораздо больше. Вся Ваша жизнь настолько изменится, что объяснить это нельзя.
Евгений 3 января 2013, 03:00
Простите,что приковал к себе столько внимания, погорячился. Спасибо Всем за отзывы. У меня нет проблем, я не разорился, не сижу в тюрьме, не калека, с родственниками порядок и т. д. Я пытался написать о духовном кризисе, о том, что столкнувшись с таким фактом как покаяние и самоукорение, я перестал верить в себя и как следствие, принимать верные решения (на сегодняшний день, ошибки уже стоят мне сотен тысяч долларов). Конечно, Церковь Христова, нужна для спасения души и крепости духа в заповедях Божьих, к решению материальных вопросов Она по существу отношение как бы не имеет и иметь не должна. Но, что в реальности. Положим в 5-м классе школы, вы физически ощутили возможности не материального характера напрямую влияющие на жизни, события и будущее всего, вокруг вас, и это приходит с пониманием, что все люди обладая этим, в большинстве не могут этого использовать, включая, знание не только хорошего, но и всего плохого, что произойдет с вами и не только, и вы ничего не сможете изменить. Ваши действия? С условием, что вы понимаете, что истина только в Христианстве, а экстрасенсы, колдуны и всякого рода секты и учения, вызывают у вас либо усмешку, либо презрение. И вот вы Креститесь, все это вместе с гордостью начинает уходить в прошлое и что ??? Как жить в этом мире, если Бог, просто на ваших глазах закатывает веру в себя в асфальт, как при этих условиях совместить жизнь души и тела, если я не хочу быть не монахом не священником, не тем более мазохистом?
Елена.Украина31 декабря 2012, 01:00
В самооправдании можно легко и быстро докатиться до ада,а самоукорение помогает подниматься потихоньку вверх. Только и здесь есть опасность,если "самоукоряться" на виду у всех,то могут неправильно понять. Можно и дойти в самоукорении до уныния и отчаяния,что тоже не спасительно. Хорошую формулу дает преподобный Силуан Афонский: "ДЕРЖИ УМ ТВОЙ ВО АДЕ,И НЕ ОТЧАИВАЙСЯ". Тайны и секреты сердца знает только любящий Господь,Ему и принесем наше самоукорение.
Зорро30 декабря 2012, 13:00
Странно только одно раньше человек "верил", человеку 39 - все видел все знает, а "если со мной не было, то либо видел, либо знаю" и при этом идет отрицание... Где то нестыковка :) либо не верил, либо не видел не знает, либо не 39. :)
Зорро30 декабря 2012, 13:00
Да что вы братья кинулись спасать Евгения, а что его держать? Ну не хочет человек в Отчем доме быть, хочет "взять свою часть наследства" и отправиться в "страну далече", пусть идет, "а что ты его держишь? пусть идет, год у него был, три за побег, пять за детсад! иди, иди Вася!"© :)))))))
р.б.Сергий29 декабря 2012, 21:00
"А те, в ком вера сильна, знают, что стоит лишь ради Бога обвинить в злоключениях своих и несчастьях не Его, не обстоятельства и людей (а это тоже значит – не Его), а себя самого, как Он и утешит, и поддержит, и сами злоключения с несчастьями во благо обратятся." - секрет с подвохом, без БЛАГОдарения БОГУ и прославления ГОСПОДА, самоукорение превращается в самобичевание и ведет к греху уныния! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Виктор29 декабря 2012, 14:00
Хочу спросить у Евгения - а Вы чего, собственно, ожидали, идя к Христу? Возьмите Евангелие, почитайте. Предельно ясно сказано Христом: "в мире будете иметь скорбь".. Чем больше усилий мы прикладываем, пытаясь реализовать свою волю, тем гарантированнее на скорлупку наших усилий наедет каток Божьего Промысла. "Хочешь насмешить Господа - расскажи Ему о своих планах".. Меня Господь давно просветил этой истиной - 12 лет назад, когда я молил Его, чтобы Он даровал мне работу. Так молил, как может молить глава семьи, который уже просто не в состоянии был банально прокормить семью.Плюс огромные долги и отсутствие каких либо перспектив. Сами понимаете, молитва была горячая. И Бог внял.Первое, что Он сделал - забрал у меня машину, с которой я связывал последние свои надежды.Я стоял, в меня врезались и остатки автомобиля я променял на компьютер, который не знал, даже, как и включить. Вот с тех пор именно от этой сферы Господь и посылает нам пропитание. И все время рвет землю из под ног, и все всегда летит кувырком и этот хаос и есть Божий о нас Промысел.И в ключевые моменты жизни все всегда складывается благополучно, какие бы мрачные прогнозы этому не предшествовали.
р.Б.Светлана29 декабря 2012, 10:00
Всё истинная ПРАВДА!!! СПАСИ ГОСПОДИ!!!
максим29 декабря 2012, 01:00
Вопрос самоукорения не такой простой как кажется. В последнее время в православной публицистике появилась очень популярная тема самоистязания, превозношения скорбных обстояний, романтизация смерти. А где мера самоукорения? Сколько мне приходилось видеть людей, пролетевших точку возврата и ушедших в мир самокопания и уныния... Потому как воспеваний скорби сколько угодно, а слов о необходимости и умении вовремя переложить руль от посыпаний пеплом к радости о Христе воскресшем - единицы. Мне кажется, такие темы надо поднимать только в связке с пояснением о необходимости выверять свой духовный курс. А то ум свой во аде держать научились, а бороться с отчаянием - забываем...
Анна28 декабря 2012, 11:00
Спасибо большое за статью, так тяжело самоукоряться. Можно попросить, никак не могу разобраться "смирение" и "самоуничижение". Очень уж они близки. Самоуничижение ведь грех из него и уныние растет, и самооценка низкая, и ненависть к себе заодно и ко всем. Что такое "смирение" и как оно от "самоуничижения" отличается? Божьи люди смиренны и полны радости и любви ко всем людям, и вопрос самооценки у них не стоит.
Николай С.28 декабря 2012, 10:00
О чём здесь вообще говорить? Мы православные христиане должны каяться. Протестанты о покаянии вообще напрочь забыли. У них считается: будь хорошим и верующим, делай добрые дела, а о плохом, что сделал – забудь, Господь милосерден. Да, Господь милостив. Но к самому себе нельзя быть милостивым, нужно каяться. Святые просветители славянские равноапостольные Кирилл и Мефодий не нашли для греческого термина «метанойя» (перемена ума) лучшего слова чем «покаяние». Каяться (с возвратной частицей ся) означает «ругать себя». Однокоренное слово «окаянный», значит поругаемый, проклинаемый. Каясь, раскаиваясь, мы ругаем, укоряем себя. Вот и всё. Евгению. У Вас просто кризис от лукавого, но и немножко от себя конечно. Поверьте, это пройдёт. Вера и молитва – это не для благ в этой жизни, хотя молиться, например, о здравии ближних можно и нужно, да и о своём тоже не грех. А деньги Вы, наверное сами, потеряли, Бог в коммерческие операции, кажется, не очень вмешивается.
р.б. Александр28 декабря 2012, 08:00
Евгений, крестился я, тоже, почти как Вы, в 33, а сейчас 52. И денег мне довелось потерять гораздо больше чем Вы потеряли, и еще много что довелось повидать.И вот гляжу я и понинимаю, что много неудач от моей дури, а выпутывался я из них уж явно не оттого, что я такой замечательный и умный, совсем не своими силами. Бог помог. А на некоторые страшные неудачи гляжучерез десятки лет и понимаю, что так было надо. Так было для меня лучше. Вот если бы это знание все врея держать в своем сердце...
Владимир28 декабря 2012, 03:00
Евгений, простите за смелость ответить на ваш комментарий. Но как же ни о чем? Император Марк Аврелий был стоиком (практикующим) и гонителем христиан, но и он говорил : "Не можешь поменять обстоятельства, - поменяй свое отношение к ним", так же говорят: ",Других невозможно поменять, а себя возможно. Так делай, что возможно" Не хочу приводить свои примеры (во многом схожие с вашими), но не уж-то вы к своим 39 никогда не замечали удивительной вещи, которую мы называем промысел Божий. Когда проходит лет этак 8 и ты понимаешь, что то за что сетовал на Бога и людей спасло тебя от смерти или чего-то пострашнее. В нас не хватает терпения. Может из-за прошлого, может из-за настоящего. Говорю вам это как бывший истеричный атеист. Вы хоть в Бога верили до 30-ти, и то легче переосмыслить жизнь. А насчет прикола, спросите у батюшки, мнение которого уважаете. Он Вам объяснит, думаю. Еще раз, прошу простить если вам этот комментарий вдруг показался нравоучением, это не то.
Ирина28 декабря 2012, 01:00
Уважаемый отец Нектарий! Прочитав Вашу статью, в очередной раз прихожу к выводу, что духовные законы, изложенные в учениях Святых отцов, очень просты. Но за этой простотой стоит колоссальный душевный и духовный опыт, к которому на практике и приступить-то сложно. Мы же, вместо того, чтобы постараться, по крайней мере, идти прямым путем, указанным сведущими и преуспевшими в этом деле, все пытаемся ломиться напролом, по чащам и кочкам. И, окончательно заплутав, подчас машем рукой безнадежно: мол, ничего не получается. Благодарю Вас, что Вы указываете нам направление,последовав которому, мы можем выйти на верную дорогу. А вот воспользоваться ли этим указателем, или проигнорировать его, упрямо ломясь сквозь дебри, - это уже личный выбор человека. Божией Вам помощи во всех благих делах и начинаниях. С огромным уважением.
Евгений27 декабря 2012, 22:00
Я был крещен в 34 года (до этого, я безусловно верил в Бога, имел высокую самооценку и винил других, в молодости часто себя), сейчас мне 39 (стараюсь винить себя более других, с самооценкой проблемы, в Бога кажется вообще не верю) . Ваша статья не о чем. Когда в сотне ситуаций, где возможно два решения, вы сто раз подряд примете не правильное решение, когда вы будете просить Бога о помощи, а вам все будет обратно, от того что вы просите, когда в ситуациях, где казалось бы понятно как правильно поступить и вы делаете это, перед вами будет возникать нерушимая стена, когда, даже имея интеллектуальное превосходство все дается через силу и неимоверный труд, когда, неудачи сыплют как из рога изобилия и каждое дополняет последующее, вот тогда вы и расскажите о том, как полезно себя укорять. Я так и не понял в чем прикол после крещения, но 1.500.000 рублей, сразу через месяц с небольшим после крещения я потерял при стандартной и накатанной схеме импортных грузоперевозок. Сейчас стараюсь молится, благодарить бога, ходить в Церковь, хотя и со срывами. Смиряет, только когда читаю своим детям о житии Святых. Если вам захочется сказать "А знал бы ты как ...", скажу, что если со мной не было, то либо видел, либо знаю.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке