Город. Тюрьма в гирляндах

В 21-м веке население городов впервые преодолело отметку в 50% населения Земли, сохраняя стойкую тенденцию к увеличению роста. Земля будущего, таким образом, это планета горожан, при том, что сам город перерастает первичное свое значение, отказываясь от стен, застав и прочих пространственных ограничителей. Это уже не огороженная территория, а некое инфраструктурное и ментальное явление, подчиняющее человека изнутри смыслами, а не снаружи стенами.

В Африке, Америке, Индокитае города разные, но все равно есть некий набор общих психологических черт горожанина, позволяющий оценивать их по общим же критериям. Так и муравьи обитают всюду, кроме Арктики и Антарктики, и хотя отличаются по размерам и деталям образа жизни, классифицируются все же, как муравьи – общественные насекомые отряда перепончатокрылых.

***

У Пушкина в «Цыганах» отрицательный образ городской жизни автор вкладывает в уста Алеко. Алеко – гордый человек, покинувший атмосферу городской суеты и презрительно смотрящий в ту сторону, которую покинул. Земфира (его возлюбленная в таборе) спрашивает Алеко, не тужит ли он по привычной жизни, которую оставил? И слышит в ответ:

О чем жалеть? Когда б ты знала,
Когда бы ты воображала
Неволю душных городов!

Там люди, в кучах за оградой,
Не дышат утренней прохладой,
Ни вешним запахом лугов;

Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.

Отдадим должное гению Александра. Его слово, сохраняя поэтическое изящество, часто способно соперничать с наукой по степени точности определений. Болезни города он классифицирует двояко. Во-первых, это чисто природная неестественность – «неволя душных городов». А во-вторых, это психологический портрет раба – усредненного жителя города.

Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.

Первый раздел проблем решается в истории успешнее, чем второй. И хотя к духоте и скученности вскоре добавились проблемы под названием «транспорт», «мусор», «загазованность воздуха», все же есть города комфортные для жизни, зеленые, сочетающие выгоды живой природы с выгодами цивилизационного комфорта. Таких городов немного, но они есть, и теоретикам урбанизации есть на кого указать в качестве примера. А вот второй раздел болезней врачуется сложнее, если вообще врачуется.

***

Современный человек любви не стыдится. Он называет ее иностранным словом «секс», которое в свою очередь, будучи существительным, нуждается в глаголе «заниматься». Нравы год от году свободнее, и в городах более, чем где бы то ни было. Это не столько свобода, сколько распущенность, причем распущенность ума – в первую очередь, и отсутствие нравственных ориентиров. А вот «мысли гонят» как и прежде. Мысли вообще гонимы по преимуществу. Если гонят где-то людей, то гонят именно за мысли, которые нашли себе прибежище в людских душах.

Бесстыдство полового поведения, помноженное на органическое отвращение к ясности ума, дают в итоге такое явление, как многолюдный праздник, назовите его хоть карнавалом, хоть народным гуляньем. Кстати, демонстрации и протестные марши это тоже разновидность народного гулянья, лишь окрашенная в иные эмоции. Там тоже много половой энергии, которую не успели никуда деть, и глубокое коллективное бессмыслие.

***

Волей торгуют все или почти все. В этом горько признаваться, но если не признаться, то будет еще горше. Если бы птицы были похожи на людей и умели клеить на столбах объявления, мы могли бы прочесть такие тексты: «Меняю бескрайнее синее небо на золотую клетку и регулярное питание». Собственно три последние строчки из приведенных Пушкинских говорят об этом же:

Торгуют волею своей
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.

Вот вам моя воля. Дайте денег. Согласен на цепи.

Чтобы совсем уж с ума не сойти и создать иллюзию относительной свободы, человек может иногда побыть дайвером или альпинистом. Но потом – назад, в тюрьму, потому что там хорошо, там сейчас – макароны.

***

Слово «свобода», лишенное мысли о Боге, о искуплении тела нашего, до наступления которого мы «стенаем сами в себе» (Рим. 8:23), есть какая-то насмешка и издевательство. Свобода без Бога есть некая смрадная ложь. А всякая смрадная ложь, жонглирующая священными понятиями, есть идол. Именно это – идол, а не что-либо другое.

В городах действительно «главы пред идолами клонят», и самых любимых болванчиков штампуют политика и коммерция.

***

Человек спокойно смотрит ролики о паразитах в матрасе или о хлорке в водопроводной воде. О паразитах в общественном сознании и о хлорке в собственной голове человек уже слушает с гораздо меньшей степенью толерантности.

Алеко у Пушкина – гордец. Убежав из города, он на природе проливает кровь, странно сближаясь с другим литературным персонажем – Шукшинским беглецом из лагеря в рассказе «Охота жить». Там, наоборот злодей с волчьими повадками бежит из мест лишения свободы именно в город, где слабые и разнеженные люди боятся смерти и тех, кто не боится убивать.

«Ты не знаешь», – говорит беглец охотнику, которого в конце рассказа предательски застрелит, – « как горят огни в большом городе. Они манят. Там милые, хорошие люди, у них тепло, мягко, играет музыка. Они вежливые и очень боятся смерти. А я иду по городу, и он весь мой. Почему же они там, а я здесь? Понимаешь?»

Это еще она проблема городов, которые, чем больше по размеру, тем страшнее на окраинах. Маня теплом и сытой праздностью, они способны ужаснуть подлинными джунглями, куда лучше не заходить с наступлением сумерек.

В отечественном кинематографе этот контраст выражен в фильме Балабанова «Брат». Для доброго немца Гофмана город это безликая сила, способная любого изломать. А для Данилы это место жительства массы слабых людей. И Данила без страха ходит по шумным улицам с плеером в ушах, потому что сам может убить, кого хочешь.

***

Двусмысленность – одна из характеристик нашей жизни. Срубая лихо голову одной проблеме, мы вскоре обнаруживаем уже две головы на месте недавней смертельной раны. Со временем и руки устают, и лезвие тупеет, а сложности все умножаются на глазах у сражающегося со сложностями человека.

Дело не в городах и не в бегстве от них. Дело в самом человеке, который, куда бы ни пришел, всюду приносит себя самого, причем себя испорченного. Так и заканчиваются «Цыганы». Укорив вначале городское рабство и воспев природную простоту, Пушкин заключает все же, что:

Счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны
И под издранными шатрами
Живут мучительные сны.

***

Александру Сергеевичу спать до Страшного Суда, в надежде на милость Бога и людские молитвы. А нам жить еще, сколько Бог даст, всматриваясь в черты окружающей жизни и пытаясь понять ее. Для чего, собственно, и книги пишутся, и разговоры разговариваются.

Протоиерей Андрей Ткачев

28 декабря 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Деревня vs город Деревня vs город
Юлия Жабыко
Раньше я терпеть не могла сидеть в деревне. На выходные приехать – ну ладно уж, так и быть, а если дольше – нет уж, увольте. Что там делать? Ну, искупаться, ну, в лес сбегать, ну, на поле гороху настричь. И все? Полоть бесконечные грядки?.. Теперь я с удовольствием приезжаю сюда еще по весне.
Деревня «Караул!»
Нигде такого разорения и запустения, как в русских селениях, нет
Деревня «Караул!»
Нигде такого разорения и запустения, как в русских селениях, нет

Александр Калинин
За прошедшие с развала СССР 20 лет в стране не стало 23 тысячи населенных пунктов, из них 20 тысяч – сёл и деревень. Еще 20 тысяч – на грани вымирания, в них осталось по 5-7 стариков. Я бывал в этих деревнях и видел этих стариков. На зиму, когда уедут последние дачники, а землю скует морозом, они обычно сбиваются в одну избу. И не только для того, чтобы таким образом сэкономить дрова и электричество. Вместе не так страшно. А главное, чтобы не помереть в одиночестве.
Мы живем в нерусском городе Мы живем в нерусском городе
Владимир Махнач
Мы живем в нерусском городе Мы живем в нерусском городе
Владимир Махнач
Русский город начали разрушать революционеры в 1917 году, продолжают разрушать их потомки, ловкачи, посжигавшие или припрятавшие свои партбилеты, на наших глазах.
Комментарии
Татьяна22 февраля 2013, 17:16
С о. Андреем я спорить не буду,но вот для нас с мужем столица - Москва - спасение. Это и возможность для мужа получить работу по специальности, и радость получения новых знаний в виде дополнительного образования и даже возможность получить научную степень, но это очень грустная история. Мы едим в столицу ежегодно для глотка свежего воздуха, каким бы смешным не показалось это выражение (речь не о качестве воздуха мегаполиса). Если бы у нас не было такой возможности, мы бы просто сошли с ума в провинции, которая целиком состоит из промзоны и окружающей ее тоскливой степи...Вот вам и цепи, и искушения на каждом шагу. С Богом и в шумном городе - не пропадешь, а без Него и в самом благополучном на вид - прокиснешь и затоскуешь. Спаси Господи о. Андрея за все его статьи, которые дают пищу уму и сердцу.
Вася10 января 2013, 10:23
Как же надоедает порой вся эта манная каша. Для того, чтобы остановить таких, как шукшинсий "беглец", нужны свои мужественные и сильные люди. А не гофманы. Гофман - хороший, но зло остановить в лице бандитов не в состоянии.
р.б.Сергий 8 января 2013, 21:14
"Отец людей, Отец Небесный! Да имя вечное Твое Святится нашими сердцами! Да прийдет Царствие Твое, Твоя да будет Воля с нами, Как в небесах, так на земли! Насущный хлеб нам ниспошли Твоею щедрою рукою, И как прощаем мы людей, Так нас, ничтожных пред Тобою, Прости, Отец, Своих детей; Не ввергни нас во искушенье И от лукавого прельщенья Избави нас..." А.С.Пушкин
Надежда 2 января 2013, 13:07
Статья просвещающая на определенных этапах познания себя и окружающего мира. Все бы ничего, но сама проблема создания городов и заселения их носит насильственный характер над созданием Божиим - человеком. Мы все невольно соглашаемся с предложенными условиями и охотно одеваем на себя ярмо зависимости. Ведь современный городской человек совсем изолировался от природы нарушая тем самым Божественный Закон связей. Хочется пожелать в Новом,2013 году нашему мудрому Правительству России организовать малоэтажное строительство в 1 - 2 этажа для нормального проживания человека в современном мире, потому как нам только кажется, что мы свободны в своих квартирах многоэтажного дома, т.к. если заняться просвещением и изучением влияния негативного соседства с многоликим народом, занимающимся своей жизнью по своим желанным правилам и по желанию заинтересованных воздействователей, которые далеки от Бога и его Законов; да еще изучить структуру и состав полезный - не полезный окружающих предметов и материалов то становится совершенно ясно - что проживание в таких многоярусных и многоквартирных домах очень вредно.
Григорий 1 января 2013, 22:51
Храни Вас Господь!
Надежда 1 января 2013, 14:04
Статя просвещающая на определенных этапах познания себя и окружающего мира. Все бы ничего, но сама проблема создания городов и заселения их носит насильственный характер над созданием Божиим - человеком. Мы все невольно соглашаемся с предложенными условиями и охотно одевем на себя ярмо зависимости. Ведь современный городской человек совсем изолировался от природы нарушая тем самым Божественный Закон связей. Хочется пожелать в Новом,2013 году нашему мудрому Правительству России организовать малоэтажное строительство в 1 -2 этажа для нормального проживания человека в современном мире,потому как нам только кажется, что мы свободны в своих квартирах многоэтажного дома, т.к. если заняться просвещением и изученнием влияния негативного соседства с многоликим народом, занимающимся своей жизнью по своим желанным правилам и по желанию заинтересованных воздействователей, которые далеки от Бога и его Законов; да еще изучить структуру и состав полезный - не полезный окружающих предметов и материалов то становится совершенно ясно - что проживание в таких многоярусных и многоквартирных домах очень вредно.
ИванS31 декабря 2012, 19:11
отцы командиры, чтож вы делаете, то диснеевские мультики вам не нравятся все без разбора, то на пересадку сердца взъелись, теперь вот города... как будто в деревнях не были. по телеку мало негатива что ли? Не боитесь что люди от отчаяния в петлю полезут? Или спокойно к этому отнесетесь, мол сами свой выбор сделали?
Владимир31 декабря 2012, 04:59
раб Божий Владимир: Как всегда на высоте, и как всегда в яблочко, спаси Вас Господь, батюшка Андрей. Много комментариев, и очень мало понимающих о чём речь. Ведь не о грехах городов, и не о святости деревень, а о том, с какой готовностью, легкостью и желанием, мы сами, меняем данную нам Богом свободу (сиречь, собственную душу), на кажущиеся нам безусловным благом "городские тюремные макароны". Вот уж, воистину, не ведаем, что творим. А если кто-то ищет стрелку-указатель куда идти, идите в церковь, к Богу, у него есть ответы на все наши вопросы и сомнения.
Людмила30 декабря 2012, 21:42
2Какая удобная "ловушка" для людей,для их истребления-город.Скинул бомбу- и нет сто тысяч (минимум),лишил пищи и воды-и бомбы не надо.Не даром первый,построивший город был Каин.
Людмила30 декабря 2012, 18:58
Город отобрал у человека важную часть его жизни-физический труд,тесное общение с природой.Все больше этот недостаток проявляется в каждом нашем поколении.Мы не приучены к труду,ленивы,легко "складываем крылышки",нас раздражает даже малейшая трудность,некомфортность(посему все стремятся жить отдельно)нежелание заботиться о ближних,которые нам "в тягость",особенно стариках,нетерпеливы,эгоистичны,потому что привыкли получать многое без труда.Но это не самое страшное.Мы действительно "узники" городов.Вспомните развал союза,начало90-х.Работы нет,зарплаты и пенсии не дают и т.д. Это был первый "звоночек".Когда "устроют" голодовку,отменят деньги,введут электронную " обязаловку" для выживания,может быть тогда мы горько пожалеем об утраченной возможности кормиться плодами рук своих,да не было бы поздно.
Геннадий-либерал30 декабря 2012, 17:34
Явление урбанизации по мере развития цивилизации необходимо признать за правильное и положительное, в этом отношении имеем и доказательство из Нового Завета: жизнь спасенных будет городской. Контекст художественных произведений следует принимать с большей или меньшей абстрагированностью от реальных положений бытия, тем более от религиозных догм. В самом деле, не будем же на Православном портале обсуждать обещание Терминатора: "I ll be back" и искать в нем духовный и мистический смысл пророчества. На уровне быта современного человека: город это благо и видящему таковое дается много большее, чем живущему в деревне или в чистом поле. Кто вслух говорит обратное, тот про себя никогда не подумает: "встану, одену рубище и поеду жить в пустыню, а квартиру подарю Церкви". Кстати не очень давно, автор, в типовой манере недосказанности, предложил идею (несколько компрометирующую обсуждаемую проблематику): воздаяния за сделанное доброе дело именно презентом в форме обустроенной городской квартиры, причем в центре мегаполиса. Как видим творческий полет мысли писателя допускает сложные фигуры и ходы, что очевидно, при умолчании конкретности, не следует воспринимать как личную демонстрацию чувств.
А.Рукин30 декабря 2012, 09:28
http://expert.ru/expert/2012/28/ten-kulturyi/ ... Но к искомому моменту советской истории городская прослойка как раз оформилась как своего рода община, а той первичной общины, которую старательно рушили Столыпин и Троцкий, уже не существовало. Городская прослойка идентифицировала себя с интеллигенцией: считалось, что эта прослойка — носитель культуры и хранитель знаний. На деле, разумеется, это было далеко не так. Солженицын характеризовал эту страту как «образованщину», а у народа слово «интеллигент» стало ругательным — и не потому, что водитель троллейбуса не уважал Менделеева и Ключевского, но потому, что среднеарифметический выпускник Полиграфического института, обыватель с запросами, уже не был «народом», но и «профессором» не собирался становиться. По сути, он был никем — горожанином и только. Возникла вязкая городская среда со своим кодексом поведения, с фольклором и с определенной связью с русской интеллигенцией. Связь была символической — так итальянцы наследуют древним римлянам. Но важно, что в качестве самоназвания городская община выбрала себе имя «интеллигенция», а вместе с именем присвоила и наследие судеб Соловьева и Блока, Пастернака и Достоевского. = У Вас написано, что комментарии читает и редакция))) Со своего мейла я направлял Вам материал о пробках на дорогах. Помотрите - наверно, материал пропал в спаме....
Евгений29 декабря 2012, 19:47
Гениальная статья! Спасибо большое!
Александр29 декабря 2012, 18:28
Отдадим должное гению Александра. Его слово, сохраняя поэтическое изящество, часто способно соперничать с наукой по степени точности определений (c). Уважаемый автор - ученый? судя по статье - даже не филолог. анализировать развратника и прелюбодея Пушкина, называющего себя пророком - это конечно очень благодатная почва для православной апологетики вшироком смысле! Еще бы Баркова взяли. книги пишутся, и разговоры разговариваются(с) вот вот, а дела ? где живет автор? чего он ,наконец , хочет? ... наряду со всеми ужасами городской жизни - в ней есть и любовь, и романтика и вера. А грех - он вне географии. ДЛЯ ЧЕГО НАПИСАН СЕЙ ТЕКСТ? а так...чтобы мы комменты написали)) получите и Бог в помощь!
Сергей29 декабря 2012, 15:53
Свобода-подлинная у Бога! Без Бога ее нет ни в деревне, ни в городе, ни на другой планете! И когда тяжело поступить по заповеди, то это не тяжесть заповеди, а тяжесть наших привычек, да грехов. Как человек уехавший из города скажу: в городе человек живет среди сотен, тысяч, миллионов человек, живет один. Или в среди людей, сочувствующих его целям, убеждениям. А в деревушке на 1000 человек, все друг-друга знают, здесь труднее притворятся. И если есть гниль в человеке, она станет явной. И труднее ей, значительно труднее, будучи явной обольстить кого-то. Хотя и сюда просачивается, потихоньку. Вообще деревня-деревни рознь. Есть забытые деревни где условия жизни невыносимые (ни работы там, ни школ, ни даже телефона иногда нет), есть нормальные, там где есть работа. И ничего живут люди, и молодежь тоже есть, свадьбы играют, детишек растят. Жить можно
Ольга29 декабря 2012, 13:52
Как были города за 6 тысяч лет до РХ, так и останутся. А разврат и в деревне есть, и одинаково отвечать за него будем. В Европе и в Сша люди не уезжали в столицу жить так как это делалось в ссср. Сейчас там много фермеров, которые живут хорошо и всегда при деле. А в России все уехали с столицы для лучшей жизни. Вот и итог. Вообще деревня хороша для пожилых и для молодых неучей. Если туда приедет чел с образованием, он деградирует и станет таким же неучем. Короче каждому свое, деревня или город. Только жить с Богом.
Сергей29 декабря 2012, 09:29
И... Проблема то озвучена. Так мы ее и так знаем, кто в Москве трудиться особенно. Только автор статьи указав причину не раскрыл способы ее решения.
Елена.Украина28 декабря 2012, 22:00
Думаю,что нет разницы,где человек живет,в городе или в селе. Это не главное в жизни. Главное - найти Бога,а найти Его можно везде,и в селе,и в городе,а еще - в своем сердце. И в селе можно погибнуть,и в городе можно спастись. И на свободе погибают,и в тюрьме спасаются. И наоборот. Христос родился в маленьком Вифлиеме, но проповедовал в большом Иерусалиме. А нам нужно стремиться к НЕБЕСНОМУ ИЕРУСАЛИМУ,не привязываясь в этой жизни ни к селу,ни к городу. Потому что спасает человека не местность,а Господь наш Иисус Христос,Который устами апостола Любви напоминает нам: "БЛАЖЕННЫ ТЕ,КОТОРЫЕ СОБЛЮДАЮТ ЗАПОВЕДИ ЕГО,ЧТОБЫ ИМЕТЬ ИМ ПРАВО НА ДРЕВО ЖИЗНИ,И ВОЙТИ В ГОРОД ВОРОТАМИ". (Откр.22.14).
Наталия28 декабря 2012, 19:29
В городе уютно, пока телевизор не выключить. А в тишине как-то все наваливается - пыльные улицы, шумные соседи, противная какая-то реклама... Хотя... Моя соседка занимается пением. С другой стороны ребенок то смеется, то топает. Слушаю с удовольствием, вроде как живое общество, хотя и не видимся... Люди рядом. Не хочу телевизор. Вот бы сделать город зеленым, а всех людей доброжелательными, сплоченными и сильными. Но наверное не справимся до Страшного Суда... Господи, помилуй нас!
Сергей28 декабря 2012, 17:39
Да вот оно, логическое завершение: Дело в самом человеке, который, куда бы ни пришел, всюду приносит себя самого, причем себя испорченного. Но Пушкин удивил, точнее не скажешь.
Юлия28 декабря 2012, 17:21
Деревня "караул" прочитайте. Безнадега и здесь и там. Я не сторонник шествий и демонстраций, но когда дома нм каширке взорвали, то мы распределяли дежурства с жителями всего многоподъездного дома, а все - работающие. Это не митингование бездарное было, а попытка общими усилиями детей и стариков дома сохранить. Политика государства, его цель, в чем она? А все просто. Для кого-то город - да, трибуна для амбиций, а кому- то жилье и работа. И муравьев в городе увидеть можно. Без отнесения к классам-видам. Помоги всем нам, Господи!
Лариса28 декабря 2012, 17:10
Согласна с Алексеем и поддерживаю Дионисия!
димитрий28 декабря 2012, 16:15
что в селе, что в городе - все в интернете сидят.
Павел28 декабря 2012, 16:00
Так понимаю, что в св. Писании особое внимание феномену современного города уделено в книге Конца - в Апокалипсисе. Вавилон - великая блудница - вот что такое современный город по своему воздействию на живущего в нем. Некоторые христиане сейчас в городе знают, в основном, метро, церковь, да работу, не сталкиваясь, как бы, с остальным городом. Знаем квартиры друзей, детсад, школу, десяток магазинов. Но давление этих "гирлянд", новостей, толпы, рекламы - возрастает с каждым годом. И в какой - то момент, перед горьким финалом Вавилона, христианам будет откровение о том, что они должны выйти из города, дабы не погибнуть за его беззакония, которые в нём являются "нормальным" фоном жизни. Так что, нужно понимать, что в крайнем случае мы должны быть готовы расстаться с "макаронами", которые дают в тюрьме, ради вечного спасения. Есть тема города и в письмах св. Игнатия Брянчанинова друзьям. "Вы в Париже - столице просвещения и столице разврата! Скорее бегите оттуда!" (цитата неточная). Кто хочет - найдёт, сам прочитает это письмо.
Александра28 декабря 2012, 15:30
Почему-то как раз Бога нет в статье... грустно
Антонина28 декабря 2012, 14:57
Спасибо за глоток свободы.
Годлевский Сергей28 декабря 2012, 14:27
Согласен, город не может дать полноты познания Творенья Господнего, красоты земли но ведь сейчас жизнь на деревне становится не сносной нет возможности прокормить семью...
Лариса28 декабря 2012, 14:20
Приятно знать что Православная Церковь не запрещает читать светские книги и смотреть фильмы! Когда я несколько раз посещала Троице-Сергиеву Лавру , то на проповедях много раз слышала что ни читать ни смотреть мирское нельзя, это отвлекает и мешает Спасению. Долго пыталась себя сдерживать в этом плане, но потом поняла что лучше знать и новости и произведения классиков и современников, и хорошие фильмы, а ваша статья отец Андрей меня еще больше в этом убедила ( не смотрела фильм "Брат" думая что это боевик, и "Охота жить" Шукшина тоже не читала, единственное "Цыгане" Пушкина знакомы по школьной программе), спасибо вам за Просвещение. Как жаль что у нашей церкви нет единого взгляда по этому вопросу ( или сейчас уже есть?) Согласна с Вами что Город это тюрьма в гирляндах, чтобы изменить это ощущение- когда я жила в Москве 1996-2001гг, я каждые Суб, Воскресение выезжала в Измайловский Парк, выращивала растения дома!
Олег28 декабря 2012, 13:19
Спасибо Огромное за статью! Времена идут и ничего не меняеться: Что было - то будет, что делалось - то будет делатся. Спаси Вас Господи!
Владимир28 декабря 2012, 10:46
Спаси Господи, отец Андрей! С наступающим Вас Рождеством!
Дионисий28 декабря 2012, 10:36
Отец Андрей, а какай конец? Или это чтоб мы сами продолжили? Мол не надо думать про то, что во всем виновата цивилизация. Горда строят люди, а зло не обезличено, оно проявляется отдельными деяниями, по совокупности которых можно убедиться, что "мир во зле лежит". Смерти боятся все независимо от места проживания. Если сельские жители менее требовательны к комфорту, то это не значит, что они более духовны. Ведь шукшинский охотник тоже не верил в Бога, а беглец очень испугался и разозлился, когда речь зашла о Творце и суде Его. Христианство начало распространяться именно в городах, и даже в таких например как Коринф. Христианами становятся и лютые волки-разбойники и спокойные мирные жители. Мы же должны продолжать свою брань с грехом и Божией помощью побеждать. Разобрался ли я, отче?
р. Б. Родион28 декабря 2012, 09:06
Прекрасно! Спаси Господи за статью. Действительно в мегаполисах образ звериньiй и дух блуда царят уже без маски.
Алексей28 декабря 2012, 08:30
С содержанием, по большому счету, согласен. Но нет у статьи логического завершения. Как будто через все повествование шли к какому-то выводу, и так к нему и не пришли.(ИМХО, конечно.)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×