Не будем славить змея

Беги от греха, как от лица змея; ибо, если подойдешь к нему, он ужалит тебя.
(Сир. 21: 2)

В декабре весь мир готовится к празднованию Нового года. Празднование это объединяет людей самых разных взглядов – религиозных и не религиозных.

Богоявление из церкви пророка Ильи в Бобошево (Болгария, XVII в.)
Богоявление из церкви пророка Ильи в Бобошево (Болгария, XVII в.)
Наверное, нет сейчас человека, который не знал бы, какой год подходит к концу и какой наступает. Спроси кого хочешь: христианина, еретика, сектанта, иудея, мусульманина, язычника, атеиста, сатаниста, – каждый скажет, что скоро наступит 2013 год.

Но давайте задумаемся: от какого события весь мир ведет свою хронологию? От Рождества Иисуса Христа!

Христос изменил мир, Своим воплощением соединив небо и землю. Соединив нетленную Божественную природу с природой человеческой, тленной и смертной после грехопадения, освятил ее и, будучи безгрешен, пострадал на кресте. Взяв на себя грех мира, омыл его честною Своею кровью и, сойдя во ад, разрушил его воскресением Своим, даровав всем нам надежду воскресения в Жизнь Вечную. И соединенный с человеческой природой Божеством Своим неслитно, нераздельно, неразлучно и неизменно, вознесся и воссел одесную Бога Отца. Послав от Отца Духа Святаго и освятив им Церковь Свою, продолжает Духом Святым, как реками воды живой, питать ее и всех входящих в нее – до скончания века.

Христинам известно, что «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2: 6–11).

То есть приближается время, когда Христос, явившись во славе, будет судить вселенную. На Страшном суде все поклонятся Христу. Не только ангелы Божии и святые всех времен и народов, но и грешники, и бесы, и диавол. Кто-то с любовью, с благоговением, со страхом – а кто-то в ужасе падет в ноги Спасителю.

И торжество, связанное с празднованием очередного года от Рождества Христова, не может не обрадовать всякого христианина, ведь весь мир волею или неволею, сознательно или неосознанно считает время от выдающегося события в истории – от воплощения Бога Слова и от Его непостижимого чудесного рождения от Пресвятой Девы.

Но ныне сложившиеся традиции и обычаи этого празднования вызывают у нас великую скорбь и боль за тех, кто в нем участвует. В этом году иконой праздника пьянства и разврата стал змей.

Приняв в райском саду образ змия, сатана до сих пор заигрывает с нами в этом образе. По Божественному приговору, питаясь прахом нечистот человеческих грехов и страстей во все дни жизни своей, пытается жалить нас в пяту (ср.: Быт. 3: 14–15). «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8: 44).

Тот древний змей, который в раю соблазнил наших прародителей и всю историю человеческую пытался увлечь в погибель всех их потомков, стремится ныне хитростью похитить ту славу и честь, которой достоин один Бог, всемогущий Владыка вселенной, Творец времени и пространства. Этот змей учит людей создавать и тиражировать в огромном количестве иконы со своим изображением – с изображением того зверя, чей образ он некогда воспринял в раю.

Плюшевые змеи в IKEA
Плюшевые змеи в IKEA
И самое печальное, что на этот обман прельстились и некоторые христиане, забывая, что нам дана «власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» (Лк. 10: 19). Те, кто должен быть светом миру, сиять, как звезды, возвещая погибающему миру Царствие Божие, уготованное человеку прежде создания мира. Они, увлекаясь диавольским обольщением, вместе с остальным богоборческим миром воспевают хвалу змею. Чествуют его, печатают на открытках, украшают изображениями змей свои жилища, запускают их в небо, вешают фигурки змей на елки, наряжаются змеями…

Они не задумываются над тем, что Господь Вседержитель, возродивший их к Жизни Вечной Своими страданиями и смертью, обладающий всей полнотой власти во вселенной, заботится о них, как пастырь добрый – о каждой своей овце, поддерживает их Своими пробитыми гвоздями руками… Он не позволит так просто идти в погибель тем, которых Он искупил Своею кровью, и будет наказывать их.

Некогда на пути в Землю обетованную народ Израильский стал малодушествовать «и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых. И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей [Господу] о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Числ. 21: 5–9).

Египет – образ рабства греху. Народ Божий, скорбящий о Египте, – христиане, оборачивающиеся назад, к греховной жизни. В Египте был распространен культ поклонения змеям, и поэтому наказание от Бога приходит через змей. Ужаленные змеями – люди, пораженные грехами, приводящими к смерти души и тела. Медный змей – символ Христа, воспринявшего нашу смертную плоть и пострадавшего на кресте. «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2: 14–15).

Это чудесное исцеление было прообразом того, как Спаситель уничтожил власть древнего змея-сатаны, поправ смертию смерть: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 14–15).

Впоследствии Езекия, царь Иудейский, «отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» (4 Цар. 18: 4), ибо идолопоклонство мерзко перед Богом.

Как бы почитание змея не возродилось теперь в новом Израиле – у христиан! «Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2 Кор. 11: 3).

В Книге пророка Даниила описывается дракон, которого вавилоняне обожествляли, поклонялись ему и приносили жертвы. «Был на том месте большой дракон, и Вавилоняне чтили его. И сказал царь Даниилу: не скажешь ли и об этом, что он медь? вот, он живой, и ест и пьет; ты не можешь сказать, что этот бог неживой; итак поклонись ему. Даниил сказал: Господу Богу моему поклоняюсь, потому что Он Бог живой. Но ты, царь, дай мне позволение, и я умерщвлю дракона без меча и жезла. Царь сказал: даю тебе. Тогда Даниил взял смолы, жира и волос, сварил это вместе и, сделав из этого ком, бросил его в пасть дракону, и дракон расселся. И сказал Даниил: вот ваши святыни! Когда же Вавилоняне услышали о том, сильно вознегодовали и восстали против царя, и сказали: царь сделался Иудеем, Вила разрушил и убил дракона, и предал смерти жрецов» (Дан. 14: 23–28). Подобно этому дракону будет побежден диавол.

Ныне «князь мира сего осужден» (Ин.16: 11) и, обреченный на погибель, находится в предсмертной агонии. «Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (Откр. 12: 12).

Слово Божие многократно говорит о победе над змеем:

Пс. 90: 13: «На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона»;

Ис. 27: 1: «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское»;

Пс. 73: 13: «Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде»;

Откр. 12: 9: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».

А ведь участь змея можем разделить и мы, если будем ему подражать. «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» (Мф. 23: 33).

Так не много ли чести змеюке подколодной?

Для христианина нет ничего плохого в том, чтобы отпраздновать наступление Нового года от Рождества Христова. Но прославлять в этот день надо не безликий календарный факт и тем более не присвоенный ему образ змея, то есть икону диавола, а нужно прославлять Владыку времени и пространства – вот Кто виновник торжества! А как прославлять? Как праздновать? Как можно прославить Того, Кто ни в чем не нуждается, Кто самодостаточен, Кто имеет полноту жизни в Себе?

Прославить Его можно и порадовать Его можно своей верой, своей жизнью по вере, своей молитвой, и Он, как любящий Отец наш небесный, дарует нам в Новом году радость и мир.

Но нелегко в этот день сосредоточиться на молитве. В пьяном угаре, размахивая надувными резиновыми змеями, за столом или под столом, прославляя змея в союзе с «зеленым змием», люди не только губят себя, но и стремятся вовлечь в это христиан.

Вот описание пьянства, изреченное Духом Святым устами премудрого Соломона три тысячелетия назад: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. [И скажешь:] “били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же”» (Притч. 23: 29–35). Не правда ли, картина до боли знакомая, особенно 1 января? Словно сочинение «Как я встретил Новый год». Тем более странно, что многие поступающие подобным образом полагают, что «как встретишь год, так и проведешь его».

Как сбежать христианину из этого мира? Как не пойти на совет нечестивых? Как не стать на путь грешных? Как не сесть на седалище губителей? Как укоренить свою волю в законе Господнем, и в законе Его поучаться день и ночь во время этого пьяного безумия?

Есть такая возможность! Приходите на Божественную литургию, которая в некоторых храмах будет служиться в полночь. Возблагодарите Бога, участвуя в Евхаристии (что в переводе с греческого означает «благодарение»). Помолитесь обо всех заблудших, пьянствующих в эту ночь. В ночь, когда работники медицины и сотрудники правоохранительных органов несут свое особое служение, спасая людей от травм, увечий, преступлений, возрастающих в этот день, мы, христиане, будем нести благое и легкое бремя молитвы, объединившись вокруг Чаши с Телом и Кровью Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – истиной пищи и истинного пития.

И пусть среди всеобщего похмельного синдрома и посленовогоднего уныния мы будем светом миру, призывая людей одуматься и в последние дни перед Рождеством Христовым подготовиться к этому действительно великому празднику!

Диакон Николай Лавренов

29 декабря 2012 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Как встречать Новый год Как встречать Новый год
Архимандрит Тихон (Шевкунов), протоиерей Димитрий Смирнов, Николай Бурляев, протоиерей Алексий Уминский
Для нецерковных и малоцерковных семей Новый год – может быть, единственный семейный праздник, оставшийся сегодня в России, когда семья собирается вместе и действительно может ощутить себя семьей. Таких событий очень немного в жизни современного человека, и разорять эту традицию нельзя. Но можно постепенно попытаться ее воцерковить.
Христос и антихристы Христос и антихристы
Протоиерей Геннадий Фаст
Христос и антихристы – тема в наше время животрепещущая! Мне бы хотелось обратить внимание не столько на апокалиптический, сколько на евангельский и исторический аспекты. Кто такие антихристы, откуда они берутся?
Когда Христос станет для тебя всем. Ч. 2 Когда Христос станет для тебя всем. Ч. 2
Архим. Андрей (Конанос)
Когда Христос станет для тебя всем. Ч. 2 Когда Христос станет для тебя всем. Часть 2
Архимандрит Андрей (Конанос)
Старец Иосиф Исихаст со Святой Горы Афон рассказывал: когда он, читая книгу, доходил до слов «Иисус», «мой Христос», то не мог продолжать чтение. А мы читаем без проблем! Читаем слово «Иисус» – словно встретили его в кулинарном рецепте.
Когда Христос станет для тебя всем. Ч. 1 Когда Христос станет для тебя всем. Ч. 1
Архим. Андрей (Конанос)
Когда Христос станет для тебя всем. Ч. 1 Когда Христос станет для тебя всем. Часть 1
Архимандрит Андрей (Конанос)
Самое страшное, что ты тяготишься тем, что ты христианин и поступаешь, как христианин. Не живешь христианской жизнью, не наслаждаешься ею. Так и не делай этого: живи по-другому! Постарайся быть честным с самим собой: или наслаждайся Христом и живи Им – или… что еще тебе сказать?
Мир сей – убийца Богочеловека Мир сей – убийца Богочеловека
Архим. Тихон (Шевкунов)
Мир сей – убийца Богочеловека Мир сей – убийца Богочеловека
Слово у святой Плащаницы
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Мир сей. Много грандиозных свершений было предпринято им. Свершений, исполненных блистающейся гордыни, величайшей славы. Но, самое великое деяние мира сего сейчас находится перед нашими очами в образе Плащаницы погребения Богочеловека. (MP3 файл. Продолжительность 11:37 мин. Размер 5.6 Mb)
Что нового в Новом году? Что нового в Новом году?
Протоиерей Андрей Ткачев
Нужен какой-то креатив, какая-то истинная новизна, по которой стосковались очень многие. Чем не нов такой, к примеру, лозунг: «Встреть Новый год трезвым и без телевизора»? Это же настоящее новое слово, и я уже вижу его на рекламных плакатах больших городов.
Встречать ли Новый год? Встречать ли Новый год?
Священник Павел Гумеров
Что делать тем православным, чьи невоцерковленные близкие не мыслят новогодней ночи без застолья? Думаю, греха в том не будет, если немного посидеть с ними за столом, соблюдая при этом пост. А подняв бокал с шампанским, можно произнести тост о благодарности Богу за все, что было в уходящем году. Ведь христианин, разделяя застолье с людьми, далекими от духовных вопросов, вполне может как-то одухотворить это празднование.
Старый или Новый? Дед Мороз или Санта Клаус? Старый или Новый? Дед Мороз или Санта Клаус?
Ольга Глаголева
Кто же он такой, этот вездесущий и порядком поднадоевший старикашка, которого непонятно с чьей легкой руки стали называть «Санта Клаусом»? Почему мы празднуем Новый год в последнюю неделю Рождественского поста? Кто придумал нашего Деда Мороза? Когда и кто начал первым праздновать Новый год? Отчего мы отстаем еще и по времени от «Америк и Европ»? Кто привез первую ёлку в Россию? Кто…
Комментарии
Василий18 февраля 2013, 13:00
Адама и Еву соблазнил диавол. А змея - такая же Божья тварь, как и другие животные.
Инал12 января 2013, 22:00
Да-а,какие-то нездоровые ассоциации вызвало у автора статьи чисто символическое обозначение года в календаре.Не думал,что кто-либо способен вложить в год Змеи какой-то религиозный смысл. Всл,пора запрещать сказку про Маугли,ведь там есть мудрый змей Каа, а также номера со змеями в цирке и использование яда змеи в медицине)) А если серьезно,то становится грустно оттого,что уровень материалов,выкладываемых на сайте,снижается. С Рождеством!
Иван Х. 9 января 2013, 17:00
Право же, дамы и Господа, давайте не богословствовать. Всё намного проще! Дорогие любители гороскопов, прослушайте перечень своих небесных покровителей на 2015-2020 годы: обезьяна, петух, собака, свинья, крыса. Хорошие примеры для подражания! Нормальный русский мужик из здорового чувства собственного достоинства никогда даже в шутку не скажет, что они влияют на его судьбу. Дорогие дамы, я бы порекомендовал Вам особенно внимательно отнестись к выбору новогодних безделушек в подарок мужчинам в 2017 и 2020 годах, Вас могут неправильно понять. Надеюсь, что в эти годы увлечение подобной ахинеей несколько притихнет - российское общество ещё не настолько деградировало, чтобы потреблять все, что ему навязывают.
Василий 9 января 2013, 15:00
А почему не опубликовали мое предпоследнее сообщение, а дополнение к нему опубликовали? Приходится писать повторно. Татьяне. Вы пишете: "Попробуйте представить перед собой настоящего (не муляжного, а живого, огнедышащего дракона), хотелось бы такой встречи?" Но, простите, разве таковые существуют на самом деле? С тем же успехом можно сказать: "Попробуйте представить перед собой настоящую Бабу-Ягу, которая может вас съесть". Так что же, выходит, Баба-Яга - это сатанизм? И держать дома ее изображение - грех? Поклонение нечистой силе? Согласен только с тем, что чрезерное увлечение иными культурами говорят о забвении собственных корней. А дракон (у нас ему соответствует Змей Горыныч), Баба-Яга, домовой, леший - сказочные персонажи, которых в природе не существует. И так, на мой взгляд, к ним и надо относится. Пожалуйста, опубликуйте это. Иначе теряется смысл моего предыдущего сообщения.
Александр 6 января 2013, 17:00
Полностью согласен со статьёй. Был с друзьями и знакомыми за праздничным столом, только и слышны были разговоры: "как вести себя со змеёй, что ей говорить, как сделать так чтобы она полюбила нас и принесла больше денег" Россия - почти языческая страна.
Василий 6 января 2013, 17:00
Маленькое дополнение к моему последнему сообщению. Поэтому считаю нелепым такое, например, мнение, что просто хранить у себя дома фигурку дракона, Бабы-яги или домового (при этом не поклоняться ей!) - уже грех. Всех с наступающим Рождеством!
Святослав 3 января 2013, 23:00
Для Дарьи: Жезл или посох символизирует архиерейскую и пастырскую власть епископа над паствой. Змеи изображаются в знак мудрого и справедливого управления епископом пасомых.
гр.р.Божий Георгий 3 января 2013, 17:00
Мне думается, что ажиотаж вокруг того: какой год по китайскому календарю должен наступить, создается исскуственно и с единственной целью - заработать побольше денег, т.е. этот ажиотаж - банальный бизнес-проект. Такой же как: мода или конец света (может быть еще что-то, что я не упомянул). А вот то, что большинство людей нашей страны так рьяно стараются приобрести домой китайские символы каждого года, говорит о духовном невежестве и поиске надежной защиты земого благополучия, а так же, на мой взгляд, о забвении собственной культуры, традиции и обычаев. Это явление говорит о более глубокой проблеме, например о том, почему русским людям неинтересны свои культура, традиции, обычаи и вера, которая их освятила. Вера, которая дала силы построить такую большую страну, вызывает у некоторых наших соотечественников непримиримую ненависть. Мне думается, что в этом отчасти мы православные сами виноваты. Не буду говорить о всех наших ошибках, упомяну лишь об одной. Мы представляем Православие как систему запретов, а ведь это система свобод. Безсмысленно только сетовать на невежество и склонность к язычеству, надо что-то делать, например менять в себе отношение к Православию как к системе запретов. Хотя как представить окружаюшим Православие как систему свобод я, признаюсь честно, не знаю и буду благодарен если кто-нибудь мне в этом поможет.
Дарья 3 января 2013, 00:00
Добрый День. Так и не был отвечен вопрос от Nikolaos, т.е. "А почему на посохе (или как это правильно назвать?) у христианского патриарха две змеи? Давно хотел узнать, что это символизирует?" Уважаемый Диакон Николай Лавренов, ответьте пожалуйста на этот вопрос, когда у Вас будет возможность. Заранее спасибо.
Наталия 2 января 2013, 19:00
Как я понела речь идет о покланении "символу года" всяким тварям;быку,змее,и другим в китайском календаре,так можно до язычества докатится и верить что змея ,а не Бог зделает вас богаче,здоровее,и т.д.
Николай 2 января 2013, 18:00
При встрече нового года как "года змеи" все почему-то забывают, что по китайскому календарю год змеи наступит только 10 февраля и вообще китайский новый год никогда не совпадает с европейским. Так что кто хочет встечать год змеи, подождите немного... А что до игрушек, то на мой взгляд, игрушка в виде змеи ничем не страшней игрушки в виде, например, медведя - но только до тех пор, пока из них не сделали идолов. А вот это зачастую и происходит. Кстати, насколько я слышал по радио, в самом Китае никто не придерживается тех суеверных ритуалов, которые рекомендует предновогодняя пресса. Так что мы и тут, к великому сожалению, "впереди пранеты всей". Язычней язычников...
Byzance 2 января 2013, 11:00
Годы "змеи" для нашей страны: 1905- начало Первой русской революции, 1917-февральская и октябрьская революции, 1941- начало отечественной войны,
Татьяна 1 января 2013, 17:00
Василию на вопрос мне: "А разве уважение к своей культуре не может сочетаться с уважением к другим культурам? Если они действительно достойны уважения?" - для меня - несомненно, все великие культуры достойны уважения..только не надо передёргивать, я говорила о замещении нашей культуры на нашем пространстве чуждой нам китайской. Как бы Вы не называли змия - драконом, он останется милым только в любимых Вами мультиках, персонаж это не культурный, а именно культовый, надо называть вещи своими именами. Попробуйте представить перед собой настоящего (не муляжного, а живого, огнедышащего дракона), хотелось бы такой встречи? мне - НЕТ! на этом сайте уже писали - "место дракону – под копытами коня святого Георгия", очень хорошие ответы есть от священников, Вы это читали, и продолжаете оставлять свой пост под статьями на эту тему - выглядит так, буд-то для Вас не важно найти истину - Вам важна дискуссия сама по себе. Мы созданы свободными, и вольны выбирать, кому поклоняться, главное, чтоб для нас всех не было сюрпризов на Страшном Суде. Мир Вам.
Отец Алексий31 декабря 2012, 19:00
Благослови Господи! А Христа ради, скажите начальникам, этот день считается убедительным, для сочетания мирского и Христианского, Юлианского и григорианского? Расчет прост, течение времени и празднование событий определяется датой Их фактического Торжества!
диакон Николай Лавренов31 декабря 2012, 16:00
Nikolaos, Мф 10:16, Ин 3: 14–15 http://www.pravoslavie.ru/answers/34009.htm
диакон Николай Лавренов31 декабря 2012, 16:00
Отвечаю на вопрос Василия Если Китай станет православным, то никакие драконы китайским христианам нужны не будут. Но до этого еще очень далеко: пока на более чем 1,5 миллиарда населения православных 15000, это менее 0,001%. И нужны колоссальные миссионерские труды, священники, которых сейчас единицы. http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41612.htm
диакон Николай Лавренов31 декабря 2012, 16:00
«Хочет, чтобы ученики его были и мудры. Чтобы, слыша, что они сравнены с овцами, ты не подумал, что христианин должен быть слабоумным, говорит: он должен быть и мудрым, зная, как надобно жить среди массы врагов. Как змея все свое тело подставляет под удары, а голову охраняет, так и христианин все должен отдавать бьющим его, даже тело свое, а голову, которая есть Христос и вера в Него, должен беречь; как змея, сжимаясь в какой-нибудь скважине и проползая, скидает с себя старую кожу, так и мы, идя тесным путем, должны совлекать с себя ветхого человека. Но так как змея и вредит, то Господь повелевает нам быть простыми, то есть чистыми, незлобивыми и безвредными, как голуби, ибо последние, лишаясь даже детей и будучи преследуемы, тотчас возвращаются к своим хозяевам. Итак, будь мудр, как змея, чтобы не смеялись над тобою в жизни, но чтобы все твое было безукоризненным. Что же касается вреда в отношении к другим, то будь как голубь, то есть не злобив, прост». (Блаженный Феофилакт Болгарский)
диакон Николай Лавренов31 декабря 2012, 15:00
Отвечаю на вопрос Юлии и Олины Дословно звучит так: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». (МФ 10:16) Нет ни одного творения Божия злого по своей сути. Как змеиный яд может послужить в определенной ситуации во благо, так и у самих змей можно чему-то научиться. Христос не говорит, будьте, как змии, но «будьте мудры, как змии» и ставит в пример только одно из змеиных качеств. Известно, что в случае опасности змеи обнаруживают много хитрости и ловкости, чему и надо поучиться апостолам, посылаемым как овцы среди волков. «Мудр как змия, кто предлагает учение с осмотрительностью и с разумением, как успешнее привести слушателей к благопокорности. А цел как голубь, кто не держит и в мыслях, чтобы мстить злоумышляющему». (Василий Великий) Апостол Павел объясняет так: «Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло». (Рим 16:19) Сравните с «простым дать смышленость», или еще ярче на церковнославянском «да даст незлобивым коварство» (Притч 1:4)
Василий31 декабря 2012, 14:00
Окончание. Не проще ли во всех перечисленных мной случаях рассматривать дракона не как культового, но как культурного персонажа? Также, как домового, лешего и прочих мифологических персонажей? (есть хорошая ссылка: http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_questions&task=view_quest&q_id=1052). Кто этому дракону молится? Вы таких встречали? Татьяне. А разве уважение к своей культуре не может сочетаться с уважением к другим культурам? Если они действительно достойны уважения?
Nikolaos31 декабря 2012, 12:00
А почему на посохе (или как это правильно назвать?) у христианского патриарха две змеи? Давно хотел узнать, что это символизирует?
Лёша Поляков31 декабря 2012, 11:00
После отступничества первого Адама началась многотысячная эпоха змия. Бежать нодобно греха, а не плюшевых игрушек!
Татьяна31 декабря 2012, 00:00
Вавсилию: статья адресована нам, жителям России, особенно тем, кто начинает забывать, к какой мы принадлежим культуре, или уважать её, свою культуру перестали, а всё больше чужие. Мне кажется, вот это и есть настоящий повод для волнения. Не понимаю вашего беспокойства..если только Вы не китаец - но по-моему у китайцев нет повода для волнений в этом плане..
Дмитрий30 декабря 2012, 21:00
«И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,» (Ин. 3:14).
Олег30 декабря 2012, 19:00
Когда я с сыном запускаю бумажного змея, когда сын надел в садике костюм кобры - мы что "месте с остальным богоборческим миром воспеваем хвалу змею"?! Змея - животное, тварь Божья. При чем здесь поклонение, чуть ли не сатанизм сознательный?! Завтра я куплю ребенку теленка в магазине, скажет кто-то вот поклоняются тельцу, вспомнит Моисея и десять заповедей и золотого тельца..разве в этом христианство, в таких мелочах?..
Юлия30 декабря 2012, 15:00
А почему Христос говорит Своим ученикам: "Будьте простыми, как голуби, и мудрыми, как змеи" ???????
Василий30 декабря 2012, 14:00
По поводу образа дракона. Как известно, наименования "год Дракона, год Быка" и т.д." пришли из Китая. Но ведь для самих китайцев образ дракона не имеет никакого отношения к дьяволу. В связи с этим у меня такой вопрос. Если Китай станет православным, не начнутся ли со стороны тамошней церкви гонения на изображения драконов (а ведь их в Китае множество), да и вообще на этот образ? Спрашиваю безо всякой иронии, меня действительно волнует этот вопрос как человека, уважающего китайскую культуру. Все-таки, на мой взгляд, неправильно подходить со своими мерками к иным культурам. А как быть с какими-нибудь мультиками, где дракон изображен положительно ("Мулан". например)? Что, запрещать их за одно это? И вообще, дракон - это тот же динозавр.
Вера30 декабря 2012, 08:00
Статья в стиле советских времен: капроновые колготки - происки запада. Неужто талантливых авторов не осталось у Православия ру?
Олина29 декабря 2012, 20:00
Дорогой отец дьякон! Полностью разделяю Вашу горечь и ревность за наших соотечественников. Но я с подругами решила, смотря на "червивое безобразие"-)) вспоминать слова : " Будьте мудры как змеи и просты как голуби"
Иван29 декабря 2012, 17:00
В Москве на площади у метро Новокузнецкая несколько лет назад поставили памятник: радостные Адам и Ева сидят на веселом змие. Рядом сделали скверик. Народ сидит, радуется. Не знаю, как называется площадь - наверное, это Площадь Грехопадения.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке