Новое

Новый год приближается. Очередной круг пройден и начинается новое повторение. Влечет к разговору слово «новый».

    

Чувство новизны это чувство, свойственное взрослеющим, юным еще душам, сохраняющим некую гибкость вместе с неопытностью. Для юных многое совершается впервые. Собственно «новое» это и есть «первое». Первый телефон – по-настоящему новый телефон. Второй телефон тоже будет называться «новым», но это будет уже легкая пародия на новизну. Пародия будет только усиливаться со временем. Таков закон в мире вещей и рядовых событий. В области же событий нравственных пародийность возрастает по мере повторений, и к повторениям все более подмешивается горечь насмешки над всей жизнью человеческой.

Новый дом это – просто хорошо. А новый муж – это «хорошо» плюс еще что-то. Если муж не просто «новый», но и по счету – скажем, пятый, то на слове «новый» можно без стыда разрыдаться. Это – вполне законченная насмешка над жизнью.

Первая любовь несказанно окрыляет. Первая разлука просто растаптывает – дешево и сердито. Первая встреча лицом к лицу со смертью лишает мир прежних красок и на все набрасывает темную вуаль. Именно то, что носит имя «первое» достойно имени «новое». Повторения способны либо закружить голову каруселью суеты, либо очерствить человека и превратить сердце его в подошву сапога, либо довести человека до отчаяния – отчаяния от пресыщения или отчаяния от безысходности и повторяемости.

На некотором этапе развития человека (народ, цивилизацию) уже не тешит цикличность природных процессов. Душа ощущает высокую тоску и жажду выхода из круга. Либо выход из круга, либо – одуряющая тоска, влекущая одних к самоубийству, а других – к ложному подобию смирения – к животному довольству.

Но одно дело – ощутить необходимость выхода из круговерти, а другое – совершить сам выход. Мы погружены в водоворот суеты не одним личным усилием, а самим фактом рождения в «суетную жизнь, переданную от отцов» (См. 1 Пет. 1:18). И выходить, стало быть, нам из этой суетной жизни не в одиночку при помощи одних лишь личных усилий, но в ожидаемые времена искупления со всеми чающими утехи; во времена, которые Бог приготовил человечеству. А в период, когда жажда выхода уже созрела, а время освобождения еще не настало, пишутся книги, подобные Екклесиасту и возникают учения, подобные буддизму.

«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл. 1:9-10)

Это не бесстрастные слова. В них не одна констатация факта, но и тоска о том, что факт таков, а не инаков. Тоска есть верный признак того, что все может быть иначе. если не может, то нужда только в стоическом мужестве. Если же может, то нужда в терпении и вере. Таков код ветхозаветной жизни, выраженный приблизительно и в немногих словах.

***

В порядке земных реалий ничего нового нет. Если и переселения на околоземные орбиты станут реальностью и темой повседневных информационных сводок, то и тогда не будет ничего нового в Галактике. Страсти и гадости переселятся вместе с людьми на орбитальные станции; похоть и ревность, зависть и подлость, да и сама падшесть человеческая и там прикажут пролиться, вначале - семени и поту, затем - крови и слезам. К знакомой драме человечества добавится только некий пошлый антураж в виде скафандров и черного пейзажа в иллюминаторе. Все остальное подпадет под пресс слов Екклесиаста. Все суета!

Человек и человечество обречены метаться в некой мысленной тюрьме, иногда вроде бы находя выход, но потом обнаруживая, что это – лишь западня, приготовленная хитрыми тюремщиками для неугомонных устроителей побегов. Так обстоят дела не по случаю, но по Промыслу. Богу угодно, чтобы человек (человечество) во-первых, ощутил (ощутило) тоску по иной жизни – подлинной, неразрушимой. Тоску и жажду. Во-вторых, угодно Богу, чтобы человек в результате стремлений к непоколебимому счастью выработал весь свой интеллектуальный и физический ресурс, придя в конце в разбитому корыту (см. сказку Пушкина о Золотой рыбке). Ресурс может быть выработан и не весь, но человеку вменяется в обязанность ощутить свою ограниченность и недостижимость желаемого одними человеческими средствами. Как только это произойдет, наступит полоса терпеливого ожидания спасения свыше, о чем предупредительно, хотя и скупо, заранее сообщает Откровение. И вся эта тягостная жизнь, в которой ничто не завлекает человека полностью, ничто не веселит до донышка, ничто не целиком не захватывает и не опьяняет, должна послужить лишь фоном, на котором со временем загорятся слова – НОВЫЙ ЗАВЕТ.

***

Вера в родившую Деву; вера в Бога, приобщившегося человеческой природе и потерпевшего искупительное страдание; вера в блаженное будущее и венцы правды, уготованные «всем возлюбившим явление Его» (См. 2 Тим. 4:8), должна прийти на контрасте с прискучившим повторением одного и того же. В конце концов, дается человеку ощутить, что этот мир будет заменен иным миром, достойным имени «нового».

«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр. 21:1)

В тех же самых словах и категориях изъясняет нашу общую надежду и верховный Петр, говорящий: «Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет. 3:13)

***

Сухая выжимка из сказанного проста. «Покорившись суете не добровольно» (Рим.8:20), мы ожидаем перехода от «рабства тлению в свободу славы чад Божиих» (Там же 8:21). Кто имеет в себе «начатки Духа», тот не может уже отдаться беззаботной радости, но «стонет, ожидая усыновления» (Там же 8:23). Часть этого стона и есть длинная книга Екклесиаста, возвещающая об отсутствии чего-либо нового под солнцем. А остальные части стона, как менее поэтичные и не достойные увековечивания, просто разлиты в воздухе истории. Мы дышим именно этим воздухом неудовлетворенности и ожидания, тоски и надежды. Единственное «новое» в мире, это Христос и все, что связано с Ним. И к встрече с именно этой Новизной движется сквозь века все человечество, а сквозь годы - отдельное человеческое сердце.

Движутся они к подлинной Новизне через череду скучных радостей и ложных новинок.       

Протоиерей Андрей Ткачев

30 декабря 2012 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Что нового в Новом году? Что нового в Новом году?
Протоиерей Андрей Ткачев
Нужен какой-то креатив, какая-то истинная новизна, по которой стосковались очень многие. Чем не нов такой, к примеру, лозунг: «Встреть Новый год трезвым и без телевизора»? Это же настоящее новое слово, и я уже вижу его на рекламных плакатах больших городов.
Встречать ли Новый год? Встречать ли Новый год?
Священник Павел Гумеров
Что делать тем православным, чьи невоцерковленные близкие не мыслят новогодней ночи без застолья? Думаю, греха в том не будет, если немного посидеть с ними за столом, соблюдая при этом пост. А подняв бокал с шампанским, можно произнести тост о благодарности Богу за все, что было в уходящем году. Ведь христианин, разделяя застолье с людьми, далекими от духовных вопросов, вполне может как-то одухотворить это празднование.
Слово на Новый год Слово на Новый год
Преподобный Варсонофий Оптинский
Приветствую вас всех, здесь собравшихся, с Новолетием. Поздравляю вас с радостями, которые Господь да пошлет вам в наступающем году. Поздравляю вас и со скорбями, которые неизбежно посетят вас и в этом году: может быть, сегодня, может быть, завтра или в скором времени. Впрочем, не смущайтесь и не бойтесь скорбей.
Комментарии
Николай С. 9 января 2013, 13:00
Спасибо, отец Андрей. Очень хорошая и умная статья. Но отчасти прав и Иван Х. Анатолию: извините, не понял о чём Вы? Всё ещё СССР не даёт покоя? Кого это сейчас наркомания косит, пенсионеров что ли?
Irina 6 января 2013, 13:00
Спаси Вас, Господи, о.Андрей,очень замечательная статья и очень вовремя.Храни и благослави вас Господи и с наступающим Рождеством Христовым!!!
р.б.Сергий 5 января 2013, 19:00
По поводу статьи: очередная "РЕВНОСТЬ НЕ ПО РАЗУМУ"! "Успех сложного процесса реального перерождения...ветхого человека в НОВОГО человека определяет не только правильная догматическая вера и евангельская нравственность, но также ЗНАНИЕ и НЕУКОСНИТЕЛЬНОЕ СОБЛЮДЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЗАКОНОВ", о чем автор почему то умолчал. Не "через череду скучных радостей и ложных новинок" следует идти всем ищущим Христа, а через СОЗНАВАНИЕ СВОЕЙ ГРЕХОВНОСТИ И ПРОИСТЕКАЮЩЕГО ИЗ НЕГО ПОКАЯНИЯ! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ! P.S. ТАТЬЯНЕ(2012-12-31)- Ваше:"...чтобы мы, живущие в нем, ощутили неполноценность бытия..." - видимо НАДО понимать как "неполноценность СВОЕГО (личнонынешнего) бытия", иначе это будет клеветой на совершенство Творца! Пожалуйста, постарайтесь избегать двусмысленности в СВОЕЙ жизни, ибо Апостол Господа сказал: "будьте мудры как змеи и просты как голуби". "Не все мы умрем, но все изменимся".
Виталий Я-ЗА 4 января 2013, 13:00
Молодец, Лара! Самая первая написала. Самую правду. Отец Андрей, статья Ваша действительно шикарная, и первая похвала от Лары также блестяща. Кто же уничтожит яд тщеславия, как невольный или вольный наш хулитель. Бог Вам в помощь! Новых дел о Господе!
Ирина 2 января 2013, 15:00
Прекрасная статья. В каждый пост перед Рождеством в новогоднюю ночь за окнами происходят военные действия: взрывы питард, пьяные крики и под утро вопли "С Новым годом", пожелания нового счастья. Увы, ничего нового. И счастье все такое же неуловимое и практически отсутствующее. Есть какие-то радости, какие-то достижения. Но все быстро становится старым, и опять хочется чего-то нового. Хочется напомнить Геннадию-либералу, что есть действительно всеобщий, всенародный праздник Пасха. Радость Нового года больше ассоциируется с Дедом Морозом и подарками, шампанским и "Иронией судьбы", чем с Божественным. Наверное не следует путать грешное с праведным. Большое спасибо за статью, отец Андрей. Не во всех храмах можно услышать проповеди, заставляющие задуматься. Не останавливайтесь, пишите. Храни Вас Господь.
Геннадий-либерал 1 января 2013, 22:00
На мой взгляд одна из неудачных статей автора. Любой праздник у человека в идеале должен быть от Бога, через Бога и для Бога. Но если обратить внимание на сам факт неистребимого стремления человечества к общему празднику, а таким примером всеобщего праздника является именно Новым год, то не стоит драматизировать официальную отграниченность этого события от религии. Посмотрите на ожидание и неподдельную радость большинства людей, которые на мгновения пересекают свои возраста, тяготы и беды, образуя общее течение к счастью: это ли не доказательство присутствия в людях Божественного. Автор несомненно ощущает порочность оторванности человечества от Своего Отца, но разрешает иллюстрацию этого неудобно. Зачем делать нелогичный для разума акцент на понятие "новый"? При любой степени абстрагированности Вы не сможете доказать, что число 2013 (год) это не истинно новое наименование в истории человечества. Это будет новый интервал в жизни любого, даже аскета и праведника: это будет неповторимое время в любом отношении, причем оно совершенно уникально для Вашей воли, как лист чистой бумаги. Если Вы считаете, что новые молитвы и причащения Святых Таинств это суета сует, то воистину, Вы воцерковленный человек, однако оставьте называть "новым" таковые для менее совершенных человечков.
Катерина 1 января 2013, 20:00
Спасибо большое за статью. Все очень тонко и хорошо подмечено и сказано. Недавно сама думала о том томлении, в котором живет человек всю свою жизнь. Тоска и томление духа - неизбежность земной жизни. Слава Богу, что у нас есть надежда на Господа. Слава Богу что за этой жизнью есть другая жизнь, настояща; без Бога, без надежды изменения и преображения человеческая жизнь становится трагедией.
Елена.Украина31 декабря 2012, 22:00
Сквозь века взывает к нам Господь: "ОТВЕРГНИТЕ ОТ СЕБЯ ВСЕ ГРЕХИ ВАШИ,КОТОРЫМИ СОГРЕШАЛИ ВЫ, И СОТВОРИТЕ СЕБЕ НОВОЕ СЕРДЦЕ И НОВЫЙ ДУХ; И ЗАЧЕМ ВАМ УМИРАТЬ,ДОМ ИЗРАИЛЕВ? ИБО Я НЕ ХОЧУ СМЕРТИ УМИРАЮЩЕГО,ГОВОРИТ ГОСПОДЬ БОГ; НО ОБРАТИТЕСЬ И ЖИВИТЕ!". (Иез.18.31,32). Услышим ли этот глас?
Иван Х.31 декабря 2012, 17:00
Есть певцы, которые поют, потому что им есть, что сказать. А есть и такие, которым просто нравится звук своего голоса. Про горечь цикличности жизни сказано хорошо и красиво, но про новизну Христа конкретного не сказано ничего, про разрыв порочного круга жизни в истинной церковности не сказано ничего, про жизнь как восхождение к Богу, а не бег по кругу, не сказано ничего определённого. Читаешь и создаётся впечатление, что жизнь - это Сизифов ад, а потом вдруг "раз, два, три" и всё резко поменяется. Чудо спасения растворено в церковной жизни, наполняет её светом и смыслом, это не дело одного мига, а всей жизни. В статье слишком уж узкоколейное восприятие великого таинства земной жизни человека, в том числе и ветхозаветного. Вывод книги Экклесиаст - последние два стиха: "Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо (Эккл. 12: 13-14)". Великий Проповедник не считал все дела напрасными. Это нужно подчеркивать. Статья не завершена.
Любовь Репина31 декабря 2012, 16:00
Очень понравилась статья...Жаль, что раньше этого не знала.. И многие этого не знают...Я совсем недавно стала задумываться, как же так - такой веселый праздник перед Рождеством, в Рождественский пост. Всю жизнь прогрешили.
протоиерей Александр31 декабря 2012, 13:00
Спаси Вас Господи,отец Андрей!
Татьяна31 декабря 2012, 13:00
Ларе, написавшей: "Такое впечатление, что автор сказал себе: "Надо бы новую статью написать. Эх, о чем бы?" И вот - написана статья. Без вдохновения..." Дуиаю, Вы ошибаетесь, Лара. Глубоки и истинны слова о. Андрея. Они бережно увлекают нашу мысль и возносят ее от повседневной шелухи - к горнему. Посмотрите, как подвел о. Андрей к мысли о промысле Божием, устроившем мир таковым, чтобы мы, живущие в нем, ощутили неполноценность бытия и возжаждали Христа Бога и Истины Его, вечно новой и окрыляющей. Это же потрясающе!
Людмила Вихорь31 декабря 2012, 10:00
Суета сует! это истина! с тех пор как старюсь жить с Богом в душе, все не церковные праздники как нож в сердце! а особенно НГ! всеобщее сумасшествие и умопомрачение! как чужая на таком празднике! хочется всегда плакать а не радоваться! а чему все радуются? что желают? а эти чудовища из восточного календаря! то свиньи, то лошади, то дракончики! Господи, прости Нас! мы все больны!
Samor-Natalya31 декабря 2012, 10:00
Статья великолепная (никогда не задумывалась о таком значении слова "новый") но ее могут понять и почувствовать только воцерковленные люди. У невоцерковленных, к сожалению, каждое напоминание о смерти, человеческой ограниченности и смысле жизни раздражает и вызывает ненависть, особенно в Новый год. Очень люблю проповеди о.Андрея, он всегда расставляет все по своим законным местам, часто загружаю их на своей страничке на сайте Яндекс.Фотках (Я.ру), и по комментариям вижу, что не я одна восхищена талантом слова, который подарил ему Господь.
Татьяна31 декабря 2012, 05:00
Как-то уж очень заумно и скучно...
р.Б.Виктор31 декабря 2012, 02:00
Статья , как глоток воздуха ! Спаси Господи наставников наших !
Анатолий31 декабря 2012, 01:00
Спаси Господи,отец Андрей,за проповедь.Во истину - новое и, самое главное,спасительное только в том,что дал нам погибающим Господь и Бог наш Иисус Христос.Только беда - многим это новое не нужно,за "новое" принимается многократно "обношенное" и "пережёванное".Да и стоит ли удивляться?Если к примеру пожить пару дней на вонючей свалке,дай Бог неделю отмыться от запашка.А тут пожили в "советской" помойке 80 лет.Попробуй отмыть эту "грязь" в мозгах,нужны десятилетия.Да и хороший пример есть: сколько времени добирался израильский народ до земли обетованной из египетского плена?Да и с "египетским мусором" в голове кто дошёл до Новой земли?Никто,только те , которые родились в пути.И в наше время алкоголь и наркомания косят кого? - "строителей светлого будущего".У кого в мозгах "египетская похлёбка".Недаром Патриарх Московский и Всея Руси взывает на всю Россию - люди! Меняйте своё отношение к жизни,к ближним. (после "чумы" 20 века - "Советской Власти").Вот и Вы,уважаемый отец Андрей,тоже призываете измениться нам самим с настоящей надеждой на истинно НОВОЕ в нас самих.Но много ли Вас кто услышит?Но,впрочем, - блаженны те,кто услышит!
Катерина31 декабря 2012, 01:00
Что же делать, если тоска есть, и стремление есть, и понимание того, что Христос - единственный путь... Но все еще хочется комфортно устроиться?...
Елена31 декабря 2012, 00:00
Очень хорошая статья и очень вовремя.
Лариса30 декабря 2012, 22:00
Спасибо.
Александр 30 декабря 2012, 22:00
Лара,Вы просто не поняли и не прочувствовали....жаль...
Ольга30 декабря 2012, 21:00
Отец Андрей, замечательная статья, как и всё, что вы пишите и говорите в своих проповедях. Читаю и слушаю всё, что публикуется на Вашем сайте или на других Православных сайтах.Семена брошенные Вами не пропадают, мы слышим Вас. Комментарий написала с целью обозначить "обратную связь". Да хранит Вас Бог !
Лара30 декабря 2012, 20:00
Такое впечатление, что автор сказал себе: "Надо бы новую статью написать. Эх, о чем бы?" И вот - написана статья. Без вдохновения...
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке