Екклезиаст смиряет душу

Есть в Библии книги, особенно трудные для понимания. В Новом Завете – Апокалипсис, в Ветхом Завете – Екклезиаст, Песнь песней, книга Иова. Нельзя сказать, что остальные книги Библии уж очень легко понимать. Нет, Евангелия неисчерпаемы, лучшие умы всю жизнь их штудируют, изучают толкования. И все равно лучшие умы признают, что Евангелие раскрывает перед человеком неизмеримое пространство жизни во всех ее проявлениях: интеллектуальном, эмоциональном, духовном. Даже самые простые слова Христа очень и очень глубоки. Но с четырьмя Евангелиями все-таки дело обстоит не совсем так, как с Екклезиастом.

По-гречески экклисиастис – тот, кто проповедует на собрании. Книга Екклезиаста написана от имени царя Соломона. И всякий, кто вчитывается в ее главы, удивляется: какая необычная проповедь! Чаще всего отмечают пессимистический характер Екклезиаста. И это странно, ведь Библия вся светится надеждой. Что пессимистическая книга Екклезиаста делает в Библии? Правда, читатели Библии вслед за признанием пессимизма этой книги спешат отметить, что есть в ней и оптимистические отрывки: «Да, большая часть текста печалит, но концовка книги – светлая. И в середине попадаются проблески радости».

Полагаю, что рассуждая об Екклезиасте в системе «оптимизм-пессимизм», мы остаемся на поверхности книги, углубляемся в нее лишь слегка. Какое-то понимание у нас, правда, образуется, но оно далеко не полное. Недавно еще раз перечитал Екклезиаста и снова недоумевал об этой великой книге. И теперь есть слово благодарности тому, кто ее составил, кто ее до нас сохранил. Не претендуя на полноту постижения этой книги, хочется просто сказать это слово благодарности.

* * *

Правду говорят о печали в книге Екклезиаста, есть печаль. Но это не печаль царского сынка, пресыщенного властью и предметами роскоши, в которых он сызмальства отказа не знал. Это не печаль человека, который как-то вдруг обнаружил, что не вечно ему наслаждаться жизнью на земле. Екклезиастова печаль особенная, весьма похожая на ту, что аскеты называют печаль по Богу, покаянная печаль.

Вот что наблюдает проповедник: «Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл. 7:29). То есть изначально человек был праведен, а потом произошло грехопадение. Греховные помыслы стали настолько притягательными для людей, настолько опутали нас, что «нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7: 20). Мы так или иначе умножаем зло. А ведь воздаяние за зло неизбежно, хотя и не всегда наступает мгновенно (см. Еккл. 8:11). «Задержка» воздаяния становится для грешной души стимулом к новым падениям.

Это страшно, но если устрашиться грехов, убояться Бога (страх Божий считается признаком покаяния), то все может измениться к лучшему, «яко боящымся Бога поспешатся вся» (слав. перевод Еккл. 7:18[1]).

Человек, боящийся Бога, не станет рыть яму другому, он знает, что сам в нее попадет (см. Еккл. 10:8). Напротив, он будет помогать людям, не вдаваясь в расчеты о том, заслуживают ли они эту помощь: он пустит хлеб – плыть по воде (см. Еккл. 11:1). Надо делать добро сейчас, в преисподней уже ничего не изменишь, ничего не поделаешь (см. Еккл. 9:10). Поспешим делать добро, ведь мы не знаем, когда придет смерть. Будем помнить о смерти, и это научит нас добродетели.

Мы видим, что в проповеди Екклезиаста есть покаянные чувства: страх Божий и печаль по Богу. Есть и память смертная.

А само покаяние? Присутствует: «Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше» (Еккл. 7:3)[2]. Вот это покаянное сетование и печаль, сокрушение сердца, возводят Екклезиаста к мудрости. Екклезиаст смиряет свою душу, он понимает, что даже привилегированный социальный статус не дает ему самого главного. Нельзя сказать, что Екклезиасту просто смирять свою душу. Он сражается за смиренномудрие. Он упорно побуждает себя понять, что он всего лишь человек и умрет так же, как все люди, как все живые существа, – как животные, если уж говорить по большому счету. Екклезиаст в этом случае словно приравнивает себя к животному (см. Еккл. 3:19).

Надо сказать, Екклезиаст не чувствует себя обладателем мудрости, он спрашивает: «Кто знает, что хорошо для человека?» (Еккл. 6:12). Он старается приобрести мудрость, но мудрость удаляется от него (см. Еккл. 7:23). Почему это? Мудрость не вещь, ее в карман не положишь, в любой момент из кармана не достанешь. Мы знаем, что Соломон просил у Бога единственно мудрости. Он получил ее, благодатную мудрость, и с нею все остальное приложилось. А в Екклезиасте что мы видим? В Екклезиасте мудрость – это дар Божий; человек мудрости не хозяин, но он доискивается ее – через смирение. В этом суть книги, это искание мудрости совершенно в духе святого царя Соломона.

Все, что у Екклезиаста принимают за пессимизм, – это скорее духовное упражнение. Говоря конкретнее, упражнение в смиренномудрии. Оно суммировано в самом конце книги: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай; потому что в этом все для человека; ибо всякое дело приведет Бог на суд» (Еккл. 12:13, 14)[3]. Я процитировал последние строки книги. И это не какой-то оптимистический финал, который призван компенсировать предшествующий пессимизм. Здесь, видимо, другое. Что? Духовное упражнение дает свои плоды. За печалью по Боге следует радость по Боге. За сокрушением сердца следует прощение грехов (очищение от грехов). Смиривший свою душу возводится Богом на такую духовную высоту, на которую никакой царский статус не возведет.

Насколько важно смирять свою душу? Преподобный Иоанн Лествичник замечал, что подвижники его времени несут большие труды-подвиги, но не имеют изобильной благодати их предшественников, потому что не имеют их смирения. Бог дает благодать не столько за сами труды, сколько за смирение тех кто через труды осознает свою духовную немощь. И поэтому старания Екклезиаста смириться перед Богом очень значимы для всех времен, для нашего времени тоже.

Весьма непростой путь проходит Екклезиаст. Его живая мысль в книге представлена во всем своем прихотливом течении, он борется за возможность наполнить свою жизнь вечным смыслом, очистить ее от суеты сует. Через смирение перед Богом, Екклезиаст приближается к мудрому постижению сути всего происходящего, приближается к цели всей человеческой жизни.  

          



[1]        Греч. перевод: оти фовуменос тон Феон экселевсете та панта

[2]       Ср. славянский перевод: «Блага ярость (греч. фимос) паче смеха, яко во злобе лица (греч. эн какиа просопу) ублажится сердце». Нумерация стихов в книге Екклезиаст не всегда совпадает в греческом, славянском и русском переводах.

[3]       Ср. славянский перевод: «Бога бойся и заповеди Его храни, яко сие всяк человек (греч.: оти туто пас о анфропос, евр.: ки-зе каль-гаадам).

Диакон Павел Сержантов

3 января 2013 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Нужно ли буквально понимать слова «Во многой мудрости много печали»? Нужно ли буквально понимать слова «Во многой мудрости много печали»?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Нужно ли буквально понимать слова «Во многой мудрости много печали» (Еккл. 1: 18)? Действительно ли познание умножает скорбь?
Всему свое время Всему свое время
Архиепископ Аверкий (Таушев)
Такую самоочевидную, казалось бы, истину высказал, по вдохновению от Духа Божия, еще в далекие от нас ветхозаветные времена премудрый Екклесиаст. Тот самый Екклесиаст, который, будучи царем над Израилем в Иерусалиме, исследовал и испытал мудростью все, что делается под небом... Видел все дела, какие делаются под солнцем, и нашел, что всё — суета и томление духа (Еккл 1, 12–14).
В чем духовный смысл книги Екклесиаст? В чем духовный смысл книги Екклесиаст?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Поясните, пожалуйста, смысл книги Екклесиаста. В чем ее мораль?
Объясните, пожалуйста, что означают слова в Екклесиасте, о том, что человек жив, пока не разорвется серебряная нить? Объясните, пожалуйста, что означают слова в Екклесиасте, о том, что человек жив, пока не разорвется серебряная нить?
священник Афанасий Гумеров
Объясните, пожалуйста, что, с точки зрения православия, означают слова в Екклесиасте, глава 12 о том, что человек жив, пока не разорвется серебряная нить и не разобьется золотой сосуд?
Комментарии
Владимир13 января 2013, 17:00
Книга Екклезиаста моя любимая книга "Ветхого Завета" ,она исполнена великой мудрости. В этом светлом источнике есть ответы на все вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Нужно только, читать осознано и практиковать великий опыт.
Ярослав Венд13 января 2013, 03:00
Это моя любая книга в Ветхом Завете. Что интересно, когда на душе скребутся кошки, нет, это не уныние, а именно тоска по чему-то в жизни, по чему-то важному; я беру и перечитываю Екклесиаст и, не смотря на некую грусть этой книги, после прочтения, приходит покой и умиротворение. Впрочем, это нужно чувствовать. Действительно удивительная книга.
Владимир10 января 2013, 23:00
Разве ветхое не было Божиим? Но кто из своего сокровища выносит и ветхое и новое. Скорбь не о тлении, но о Глаголах будущего века. И иго легко, и бремя благо. Смиряемся, когда говорим только о том, что видим и слышим, и что осязали руки наши. Ибо и "Царствие Божие не в слове а в силе"(ап. Павел),а сила Его в Духе, тогда сила Бога в правде, а Его правда в Его Слове. Стена плача каменная, как и скрижали, но Его плачь, расписан на плотяных скрижалях сердца. Давид познал тление, от Соломона и Саула отошел Дух Святой, ибо не был еще прославлен. Но Соломон говорил о мудрости не в суе, ибо знал кого возлюбил Бог, тогда и нет вопросов от кого знания. Не в похвалу человеческой мудрости, а в славу Божию.
григорий10 января 2013, 11:00
Еклисиаст : Видеть во всём руку Божию ,Это от Бога. Ощущая присутствие Божие , не прилепай к суете сует (хевел хавалим-(благоволим)), это та суета которая приведёт тебя на Суд, в временной суете нет смысла нет спасения нет ИТРОНа-благой-ости. Как точен русский язык "итрон", иногда мне кажется что Адам говорил на русском, но осторожность с это мыслью рождающей гордость, тормозит от дальнейшего её развития, яко в этой мысле не вижу спасения и Спасителя,а бездна падения просматривается хорошо. Знания ради знания-прелесть, и реальность светского образования. Не про себя говорю ,лишь размышляю при людно, коли кто посрамит сочту его науку, и будет мне как друг и учитель.
Храмко Григорий 9 января 2013, 16:00
"Еклисияст-писимистическая книга"-это Книга трезвения, переоценки своих ценностей , мудростью Соломона полученой свыше, это трезвящая оценка нашим помыслам и устремлениям, рассуждения над естеством падшем, потомком Адама. Еклисиаст книга смиряющая-срезающая тщеславные(тщетные, пустые,временные) устремления человеческие. Трезвость Еклисиаста готовила дух человекок, исправляет дух для истинного принятия Миссии Иисуса Христа ,Спасителя открывшего непройденную ни кем* дорогу в Царствие не-бесное. * Пророк Илия был забран Живым на небо (есть такое толкование, но надо быть осторожным с этим мнением, кто его выдвинул-?) Писимизм- Оптимизм Реализм=. Бесам легко - --=== == путать сознание человека. Игорю: Вы хоть поняли что сказали, какой фантом родили.
Иван Х. 5 января 2013, 09:00
Отец Павел, большое спасибо за замечательную статью. Мне всё же думается, что и сама священная книга и Ваша статья исполнены истинного христианского оптимизма. Не легковесной, поверхностной будничной весёлости, а прочувствованного, выстраданного понимания своего бессилия и глубокой надежды на Бога. Которого не напрасно мы зовём Спасителем. В моём понимании оптимизм - это надежда, пессимизм - отчаянье человеческой души. Смирение пред Богом - истинный оптимизм.
диакон Павел 4 января 2013, 21:00
Денису: Бог даст, Великим постом о книге Иова напишу (ее в храмах именно этой порой читают), а пока мне ее еще перечитать надо - по Септуагинте.
прот.Константин 4 января 2013, 21:00
Огромная благодарность за Вашу статью, дорогой отец Павел! И огромная благодарность редакции портала за публикацию подобных материалов, помогающих обрести мир душевный в наше непростое время!
Владимир 4 января 2013, 18:00
Спаси Господь, батюшка! Вы совершенно правы, книга Екклезиаста действительно содержит печать человека по Богу. Человек устремлен ко Господу, через тернии своих грехов и пороков и потому, в человеке рождается печаль. Печаль живой души, нашедшей единую и главную Цель своего существования, но и в то же время души, понявшей, что именно затрудняет воссоединение её с Творцом. Такая печаль есть печаль врачующая, печаль очищающая и дающая надежду на спасение. Аминь, аминь..
Игорь 3 января 2013, 20:00
Екклезиаст как и многие другие книги библии правильно может понять тот кто общается с Богом и Духом Святым и обсуждение этих книг неверующими похоже на то как первокласник объясняет высшую математику))) понять их может только тот кому Господь откроет;
Денис 3 января 2013, 19:00
Жду с нетерпением, когда так же состоится разговор о книге Иова.
Н.Н. 3 января 2013, 17:00
Огромная благодарность и низкий поклон Вам, о. диакон, за краткий и очень вразумительный анализ этой замечательной книги Ветхого Завета! Одно время довольно часто открывала её и с любого места читала - а потом уже не остановишься, пока до конца не дочитаешь. «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай; потому что в этом все для человека; ибо всякое дело приведет Бог на суд» (Еккл. 12:13, 14)[3] - уж куда ясней?
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке