О Пушкине и его грехах

Протоиерей Андрей Ткачев

Ерофеев говорил, что на Руси все знают, как употреблять политуру и как очищать денатурат. А вот Пушкина не знают и не читают. Ерофеев ерничал. Но иногда правду можно, только ерничая, сказать.

Пушкин точен и изящен. Он не из гранатомета стреляет, а делает мушкетерские выпады, и поражает точку, а не площадь. Мне нравится его цитировать. И так мне удивительна ненависть к нему, что слов нет! Обида душит. Обида и недоумение. Потом являются слова.

«Где живет автор? Чего он, наконец, хочет?», – спрашивает не без возмущения какой-то добрый, без сомнения человек, реагируя в комментариях на мою статью о городе, где цитировался Пушкин.

Отвечаю. Автор в городе живет, в той самой тюрьме с гирляндами, где на ужин – макароны. Чего он хочет? Если бы он знал, чего. Любви хочет, в Рай хочет. Еще он хочет, чтоб дети ему глаза закрыли, а не наоборот, не дай Бог! Автор хочет, чтобы людям было о чем думать наедине, и разговаривать, когда они собираются вместе. Хотя автор и вырос в городе, по степени наивности он – дитя природы. Как чукча.

***

Как же смешон человек! Как он глуп и прекрасен!

Я живо представляю себе того милого, доброго чукчу из анекдота, который «с высокой думой на челе» стоял у кромки Ледовитого океана. На вопрос, о чем он так задумался, он отвечал, что его очень волнует Гондурас. Ну, волнует его детское воображение политическая обстановка в этой мятежной и далекой стране, где нет ни снега, ни оленей, о которой он недавно лишь узнал из газетной заметки. Вам смешно? Мне – да. Но смешно здесь сочетание тревоги со словом Гондурас, а сама тревога чукчи умилительна.

Он смешон, этот житель холодных просторов, но в нем есть сердце, есть сострадание и отзывчивость на мировую скорбь. А вот я стою такой же грустный и смотрю не на холодный океан, а на воду, текущую из крана. Спросите, что меня тревожит? Я вам честно отвечу. Меня тревожат православные люди. Не все, но некоторые. По имени они – хранители Истины и служители Ее. Но по факту они так часто грубы, глупы и, что хуже всего, враждебны знанию, что оторопь овладевает мною. А потом оторопь сменяется содроганием.

Зачем мы часто относимся к Православию так, словно оно – тяжелая дубина, полученная по наследству и предназначенная для сокрушения несогласных? Неужели истина подобна Прокрустовому ложу, на котором обрубают длинных и растяжением увечат коротышек? Неужели она не бальзам, не свет и не жизнь, а что-то раздраженное, надрывное, больное?

***

На скрипке в храме не играют. Это всем известно. Но неужели на этом основании позволено, взяв инструмент за «шейку», треснуть им без жалости о каменную стену? «Нет, нет! Не позволено!», – надеюсь, закричите вы. «Скрипка изящна, ее голос приникает в душу глубже иных голосов! Весь мир слышал о Гварнери и Страдивари! Не позволено!»

Я согласен с вами, но верите ли вы, что множество людей найдется среди нас, согласных на варварство – вслушайтесь – из «духовных побуждений». Есть множество среди нас открытых и скрытых врагов всего, что не вмещается в специфический разум «ложного подвижничества». Не знаю, станут ли они непременно рубить топором всякий рояль или обливать кислотой картины в Третьяковке, но плохо скрытое презрение к искусству, философии и поэзии живет во многих. И многие оправдывают эту добровольную дикость «духовностью».

***

Достается больше тем, кто на виду. Например – Пушкину. Записали человека навеки в развратники, произнесли, так сказать, окончательный суд, и – все. Можно спокойно не читать ничего из лучшего поэта, писавшего по-русски. Вот и этот добрый, и несомненно хороший человек с благородными намерениями так отозвался на мою статью с пушкинскими цитатами: «Анализировать развратника и прелюбодея Пушкина, называющего себя пророком – это конечно очень благодатная почва для православной апологетики в широком смысле!» Дальше зачем-то приплел Баркова.

Позвольте, но лучшие умы Церкви не оставляли без пристального внимания творчество Пушкина, с тех пор как он осветил небосклон русской речи! Его творчество анализировали, критиковали и изучали святители, философы, писатели. Критиковали и изучали, но не отметали с презрением! У нас полным-полно развратников, да и мы сами из них же (от них же первый есмь – аз, так ведь?), но у нас не полным-полно Пушкиных. Это очевидно, но почему-то не понятно.

Я говорю об этом еще и потому, что сам грешил подобными мыслями. Моему сердцу очень даже известна та скопческая строгость, в которой главное место занимает любовь к осуждению и «самоствятство». Кто книг не жег, воцерковляясь? И кто об этом после не жалел?

Невдомек еще мне было, что грехи известных людей отличаются от моих грехов, во-первых, всего лишь степенью огласки. Развратничает-то весь мир. Но про разврат какой-нибудь Марии Ивановны известно только Петру Семеновичу, да дюжине соседок. А разврат Пушкина известен всему миру, благодаря целой науке – пушкинистике.

Как-то нужно сделать усилие над собой и понять, что не за половые шалости автора в быту мы любим те или иные книги, а за совсем иное, чему иногда и имя подобрать трудно.

Здесь, правда, есть другая опасная грань – творчеством оправдывать любые гадости. Вот этого быть не должно. Мне неприятны воспоминания, скажем, А. Кончаловского, где он запросто, как о «сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне» повествует о своих половых опытах. Нате, мол, откровения гения. До чего же отличается от этих спокойных повествователей эпохи вседозволенности, терзаемый совестью, анафематствованный Толстой, когда мучительно рассказывает о грехах своей юности и молодости!

Нет, гнусен человек, достигший творчеством известности, и позволяющий себе вслух и спокойно (!) порассуждать о нарушении им всех заповедей, и 7-й – в первую очередь. То, что стыдно – стыдно, и грязь смывается слезами, а не стихом и не мемуарами. Иногда – и слезами, и стихом, как у того же Александра:

И с отвращением читая жизнь мою
Я трепещу и проклинаю
И горько сетую, и горько слезы лью…

***

Его нельзя не читать. С ним нужно познакомиться. А то у нас одни с Библией знакомы только по мультику «Суперкнига», а другие – с Пушкиным только по школьной хрестоматии. На этом фундаменте и рассуждения с осуждениями строят. Научиться читать Пушкина (равно как Ахматову, Мандельштама или Пастернака) тяжело. «Поэтическая неграмотность ни в коем случае не совпадает ни с грамотностью обычной, то есть с умением читать буквы, ни даже с литературной начитанностью». Это сказал Мандельштам. Далее он же: «Поэтическая неграмотность чудовищна. Сказанное сугубо относится к полуобразованной интеллигентской массе, зараженной снобизмом (курсив мой), потерявшей коренное чувство языка, в сущности уже безъязычной, аморфной в отношении языка». Это – статья «Выпад» из раздела «О Поэзии»

Шестоднев Бытия, Псалтирь Давида и Песня Песней это ведь тоже поэзия. Поэзия вообще ближе к религиозному откровению, чем, скажем, наука. Об этом Шмеман в дневникам обмолвился. Так может ли бесчувственность к поэзии не отразиться на нелюбви к слову вообще и Слову Божьему в особенности? Не может. Здесь тоже, кстати, варварству удобно при желании отмахнуться грехами писателей: Моисей убил египтянина, Давид к убийству Урии присоединил прелюбодеяние. А про Соломона просто помолчим. Так ли? Если так, то мы далеко зайдем, коль не зашли уже.

***

У коммунистов «паровоз вперед летел». У их предтеч «корабль плыл в будущее». С этого корабля предлагалось сбросить Пушкина, Толстого, Достоевского.

Вот, что пишет Алексей Крученых – идеолог и деятель футуризма – в своих воспоминаниях. «Собрались, кажется, у Бурлюка на квартире, писали долго, спорили из-за каждой фразы, слова, буквы. (Это о Манифесте «Пощечина общественному вкусу»)

Помню, я предложил: «Выбросить Толстого, Достоевского, Пушкина».

Маяковский добавил: «С Парохода современности».

Кто-то — «сбросить с Парохода».

На дворе - декабрь 1912 года. Сами посчитайте, сколько осталось до обстрела большевиками Московского Кремля.

Вас не пугает одинаковое отношение к классике у тех, кто считает себя православным, и у тех, кто открыто и без страха богохульствует? Меня пугает. Те – сбросить с парохода. А эти – зачем читать анафему-Толстого, развратника Пушкина и каторжника-эпилептика Достоевского? Какое жуткое тождество интуиций у представителей таких разных идеологий! Надо бы вести себя иначе, а ответ «как?» опять можно поискать в поэзии. Волошин бы сказал:

А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

***

Эмпирический человек состоит из костей, крови, слизи, не до конца переваренной пищи, перхоти, запаха изо рта. Какое уж тут творчество? Но «сокровенный сердца человек, драгоценный пред Богом» (См. 1 Пет. 3:4 ) красив и на творчество способен. О нем и нужно говорить. Его, как непогасший огонек под пеплом, нужно раздувать, а не гасить. Ради человека с Небес Сын Божий сошел! Сошел спасти, а не дополнительно унизить.

***

Я очень радуюсь, когда нахожу любимые строчки в нелюбимых авторах. Вот не люблю я творчество Евтушенко в целом, но многое по частям люблю у него. И хорошо мне от этой любви. От этих прикосновений души к душе осуждать не хочется. И Вознесенского я тоже в целом не люблю. Как-то даже органически. А вот это у него люблю:

Человек на 60 процентов из химикалиев,
на 40 процентов из лжи и ржи…
Но на 1 процент из Микеланджело!
Поэтому я делаю витражи.

С армейских времен помню эти слова, прочитанные на последней странице толстого журнала, забыл – какого.

***

Не любите Пушкина и не восторгайтесь им. Вы это делать не обязаны. Восторгайтесь закатом и рассветом, первым снегом и детской улыбкой, опадающим кленом и цветущей вишней. Но найдите что-то у Пушкина, что внезапно кольнет вас в середине груди, и родит слезу в уголке глаза. Найдите эти строчки, чтобы вам перевести дух и сказать: «Надо же…»

То, что вас кольнет, будет от Бога. Оно сделает вас лучше. А грехи… Грехи у всех, причем – тяжкие

***

Если честно, то будучи эгоистом, я вообще не умею любить. Не научился еще. Это мой грех. Заповедь о любви к Богу и ближнему обличает меня и страшит своей высотой. Чукча из анекдота, тревожащийся о Гондурасе, во сто крат лучше нас - городских снобов и мнимых обладателей истины. Он о других переживает.

А мы? Немая жизнь без красоты и мысли, вот что всюду бросается в глаза.

И ненавидим мы, и любим мы случайно
Ничем не жертвуя ни злобе, не любви…

И поэзия одной строчкой ставит диагноз, без которого больного невозможно лечить.

Поэзия в этом глухонемом преддверии ада тем хороша, что дарит язык и слово онемевшему духовному калеке, и калека начинает говорить о себе, о глубине своей подаренными словами. Он узнает себя и тайну свою в сказанном кем-то.

***

Как интересно: читаешь по привычке, читаешь от нечего делать, по рабочей необходимости, из любопытства, из желания когда-то высказать свои познания, еще из тысячи подлых и мелких причин, и вдруг – встрепенулся, обрел смысл, и вместе с ним – голос! Об этом тоже сказано у нелюбимого мною в целом, но уважаемого в частях, Вознесенского:  

Но тут моё хобби подменяется любовью.
Жизнь расколота? Не скажи!
За окнами пахнет средневековьем.
Поэтому я делаю витражи.

Протоиерей Андрей Ткачев

10 января 2013 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Пушкин – духовное противоядие Пушкин – духовное противоядие Джулиан Лоуэнфельд Один тележурналист недавно с сомнением спросил у меня: «Да разве актуален Пушкин сегодня?» Не хочется опускаться до рассуждений об «актуальности» вечной красоты. Хочется сказать о другом. О том, что Пушкин – по-пифагорейски целитель. Он этим «актуален». Он – духовное противоядие от окружающей нас пошлости и уныния. И Пушкин особенно нужен нам, «интеллигентам», так как он лечит самую неизлечимую болезнь интеллигентности – пессимизм. Гений и злодейство Гений и злодейство Сергей Мазаев В пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери» есть интересное замечание: «гений и злодейство – вещи несовместные». Тезис спорный и при этом нигде не поясняется. Наверное, для самого Пушкина все здесь было очевидно. Что ж, поверим поэту на слово? Или можно привести какие-то рациональные аргументы в пользу несовместимости гениальности и зла? Пушкин в роли министра образования Пушкин в роли министра образования Артемий Ермаков Удивительна ситуация, в которой оказался автор. Вчерашнему опальному поэту и вольнодумцу власть поручает составить проект возможной реформы (или контрреформы?) системы просвещения в России. Причем, заранее не ограничивают его ни сроками, ни формой проекта. Бенкендорф так и пишет Пушкину: «Вам предоставляется полная свобода, когда и как представить ваши мысли и соображения». Беседа в неделю блудного сына при поминовении А.С. Пушкина Беседа в неделю блудного сына при поминовении А.С. Пушкина Архиеп. Никанор (Бровкович) Беседа в неделю блудного сына при поминовении А.С. Пушкина Беседа в неделю блудного сына, при поминовении раба Божия Александра (поэта Пушкина), по истечении 50-летия по смерти его Архиепископ Никанор (Бровкович) 29 января / 11 февраля 2011 г. исполнилось 174 года со дня смерти величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Редакция сайта Православие.Ru предлагает вашему вниманию одно из самых глубоких слов, посвященных памяти поэта, сказанное в 1887 г. архиепископом Херсонским и Одесским Никанором (Бровковичем).
Комментарии
Надежда 2 февраля 2016, 11:00
Еще и про Чайковского надо бы написать. Ведь это гениальный русский композитор, просто оболганный, как мне кажется , своими завистниками. Он сам был из казацкого рода, и близкие родственники были у него высокого духовного сана, похоронили его, как царя, никому таких почестей не оказывали после смерти. Жаль слушать про него всякую чушь. Особенно в среде музыкантов.
Наталья Кожевникова 1 августа 2013, 00:00
"Я с Пушкиным на дружеской ноге"! Его стихи и в солнце, и в буране, В пустом, наполненном стакане, На море, в озере, в реке... И славой предков, как и он, горжусь, Своё "самостоянье"защищаю смело, Дружить, Любить я у него учусь! Как он, люблю слова: "свобода", "дело"!
Наталья Кожевникова31 июля 2013, 23:00
Твой мир исчез? Нет, обновился! По смерти ты лишь заискрился- И просветлённая душа Взлетела в Вечность не спеша... Душа в телесной оболочке Томилась в мире без Любви... В твоих исканиях нет точки, Пока мы чтим Труды твои!
Алевтина Викторовна 5 июня 2013, 00:00
"Ерофеев говорил, что на Руси все знают, как употреблять политуру и как очищать денатурат." Похоже, что я и Ерофеев, живем в разных Россиях. Я, к своему стыду, не знаю Ерофеева, не знаю, что такое политура, как ее употреблять, не знаю, как очищать денатурат, про него могу сказать, что бабушка колено натирала им, но это было очень давно. Т.е из всего перечисленного Ерофеевым, мне немного знаком денатурат. Живу я на Руси уже седьмой десяток. И всю свою жизнь читаю Александра Сергеевича Пушкина. Я не люблю читать о нем. Когда-то давно читала Тынянова, и как будто понравилось, но потом я поняла, Пушкин - это его творчество, в его произведениях он сам. А кто из людей, даже самых близких, может рассказать даже обо мне - какая я. Я и сама толком не знаю. А тут беруться рассказать, да еще и осудить гения. Согласна с о.Андреем, Пушкина надо читать всю жизнь. Он не помешает нашей вере. Почитайте его сазки. О чем они - о заповедях Божиих. И все его творчество это путь к Богу. Какое счастье, что у нас у русских есть Александр Сергеевич Пушкин , Николай Васильевич Гоголь , Федор Михайлович Достоевский. Слава Богу! А господину Ерофееву не стоит говорить о всех, уж если у него такие друзья, что с Пушкиным не знакомы, ему я сочувствую, но, как говориться - с кем поведешься...
Татьяна 1 марта 2013, 12:00
Прочитала статью г-на Тимофеева,которую тут предлагали прочитать на русской линии, и вот, что думаю по этому поводу. У немалого количества людей воцерковляющихся очень быстро бывает одно и то же искушение - все запретить. ТО есть буквально все, что идет вразрез с их собственными представлениями о благочестии. Они везде находят подтверждение своим этим радикальным воззрениям и и радостно сообщают человечеству, что вот этот еще атеист, а этот - мракобес, а этот вообще богохульник. Только при чем тут прекрасный детский писатель Марк Твен? И не только детский. Вот Лев Толстой себе такооое позволял, но его даже в школе проходят. И ничего. Его художественные произведения весь мир признает шедеврами словесности. А Пушкин, он что причащался на каждой воскресной литургии? И тем почитаем? Было бы хорошо, если и так было, но жизнь-то сложнее, чем себе это представляет г-н Тимофеев. Такое поветрие получилось у нас у православных - везде искать и находить то, что нам кажется отступлением от веры и запрещать самым свирепым образом! Скоро от нас щарахаться будут, как от идиотов, да и уже щарахаются...Помню нашего больного водителя на приходе Михал Николича, который с умным видом запрещал мне (учителю словесности в православной гимназии) читать и упоминать Пушкина, а читать детям труды (только) Иоанна Златоустого...причем на каждом занятии. А зачем тогда вообще этот предмет в школе? Тогда пусть этот Николаич и ведет такой предмет, как он его сам назовет, а всю литературу - долой!
Василий25 февраля 2013, 13:00
Очень хотелось бы узнать мнение других вот об этой статье и комментариях к ней: http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/14/populyarnoe_bezbozhie/ . Лично мне кажется, что это натуральное мракобесие (ну а как еще можно называть такие вещи?). Даже большевики не додумались отнести произведения Марка Твена к "вредной литературе".
Василий24 февраля 2013, 12:00
Хотелось бы узнать мнение других по поводу вот этой статьи и комментариев к ней: http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/14/populyarnoe_bezbozhie/ . Лично я считаю, что это натуральное мракобесие (ну а как еще называть такие вещи?). Даже большевики не додумались объявить произведения Марка Твена вредной литературой.
Алексей22 февраля 2013, 19:00
Дорогие мои! "Слово можно опровергнуть словом, но чем опровергнуть жизнь?.." Свт. Григорий Богослов. Я живу в довольно большом (250 тыс.) промышленном городе с практически полным отсутствием (светской) культуры. Заштатный музей, издыхающие библиотеки. И еще филиал областного университета. Вот и все. В основном население трудится на производствах, несколько заводов как-то работает. Так вот, мат, пьянство и агрессия является обычным явлением в этом городе. От отсутствия светской культуры в моем городе не процвели новые Антонии и Макарии Великие. И Св. Отцы среди прихожан моего храма не в почете, а больше брошюрки неизвестных авторов об антихристе, самозваных святых. Духовное состояние прямо по Свт. Игнатию Брянчанинову-христиане, не знающие христианства. И не желающие знать. Настоятель храма и я преподаем в воскресной школе, на занятиях - 5-6(!) человек, и то больше спрашивают о том, что нужно сделать, чтобы муж (сын) не пил и работал. Хотя храм большой и народу приходит достаточно много, но сколько наш настоятель не говорит о важности Евхаристии - в воскресенье считанные единицы причащаются. Не знают люди не то, что Пушкина и Достоевского, детективов не читают.Но духовная жизнь здесь, по сравнению с "испорченной" Москвой-на нуле. Не нужен основной массе Бог и Церковь. Негодующий брат Сергий! Объясни этот парадокс? И подскажи как отсюда выбраться. Спишите это на мою гордыню... А у меня душа болит...
Алёся 5 февраля 2013, 20:00
Удивительно, столько комментариев, и ни в одном не упомянут Валентин Семенович Непомнящий. Да почитайте же, дорогие (особенно те, кто ужас как боится осквернить себя прикосновением к Александру Сергеевичу!), любую из его работ о Пушкине (комментарий к «Онегину», «Лирика Пушкина как духовная биография» и многое другое)! Правда, эти серьезные, глубоко продуманные профессиональные исследования требуют и соответствующего подхода. Хотелось бы верить, что те, у кого с душой все нормально, и Пушкин для них, действительно – один из лучших людей, рожденных в России, - эти люди обретут для себя новую весомую аргументацию. Ну, а кто совсем не закоснел, - тоже, может, обогатится чем-то, ранее неведомым… Всё ведь, в конечном счете, от немыслимой скудости наших знаний и узости взглядов. Это не Православие воспитало, это семья и школа (и радио, и телевидение…) не дали, не научили. Отсюда и «добровольная дикость». Отцу Андрею – благодарность.
Jana 2 февраля 2013, 14:00
Дионисий (2013-01-13 14:35), как раз, большевики и объявили А.С.Пушкина "буржуазным поэтом", а "буржуазная" литература подлежала уничтожению. На местах, к сожалению, это привели в действие, и представители тогдашней местной власти "фильтровали" архивы и библиотеки по своему усмотрению. Потом это распоряжение отменили, но период такой был. Далее, Пушкина "утвердили", но тогда и "разжигали" эти страсти, "как Пушкина ненавидел Царь", и т.д., ведь таким образом, можно было показать Александра Сергеевича таким классово близким... Ну а в дальнейшее время- вот тут Вы правы- любили Пушкина в Советском Союзе. И не важно, коммунисты или нет. Беспартийные тоже любили. Какие тогда были экранизации, какие образовательные программы! Да, а у нас в городе, например, первый памятник Пушкину установлен в XIXв, а др.- в наше время, в честь 200-летия со дня рождения поэта.
Василий30 января 2013, 22:00
Всю русскую классику надо читать. И Пушкина, и Лермонтова, и Гоголя, и Некрасова, и Достоевского, и Толстого.
Сергей17 января 2013, 18:00
«Много назидательного дает нам и наблюдение окружающей природы. Все знают растение подсолнечник. Свою желтую голову он всегда обращает к солнцу, тянется к нему, откуда и получил свое название. Но случается, что подсолнечник перестает поворачиваться к солнцу, тогда опытные в этом деле говорят, что он начал портиться, в нем завелся червь, надо его срезать. Душа, алчущая оправдания Божия, подобно подсолнечнику, стремится, тянется к Богу, Источнику света; если же перестала искать Его, следовательно, такая душа гибнет». Преподобный Нектарий говорил о себе: «Я к научности приникаю». Старец занимался географией, математикой, изучал иностранные языки, латынь. В единственный час отдыха, после обеда, он читал Пушкина или народные сказки. Мог прочитать наизусть Пушкина и Державина. Как-то сказал: «Многие говорят, что не надо читать стихи, а вот батюшка Амвросий любил стихи, особенно басни Крылова». В первую же очередь советовал читать святоотеческую литературу, жития святых, а самым главным считал чтение Священного Писания: «Все стихи в мире не стоят строчки Божественного Писания». От себя ничего, цитаты из статьи Ольги Рожнёвой "О науке".
Аня17 января 2013, 16:00
Спасибо, не стану комментировать (так как не умею, да и не зачем), лишь запомню, сохраню..о себе))):"Поэзия в этом глухонемом преддверии ада тем хороша, что дарит язык и слово онемевшему духовному калеке, и калека начинает говорить о себе, о глубине своей подаренными словами. Он узнает себя и тайну свою в сказанном кем-то." Как здорово, впрочем, как всегда.
Иван Х.16 января 2013, 19:00
Хотелось бы выразить благодарность за очень продуманный пост Александре. Выражение "Quod licet Jovi non licet bovi" с детства вертится на языке (после мультика про Икара), но осмыслить его в применении к повседневности я ещё не пытался. Отношение к Александру Сергеевичу в этом плане - отличный медиатор. Взвешенная и мудрая позиция. Ещё одно напоминание о том, что грехи и свои и чужие - это глубокая личная трагедия и болезнь. Иду от обратного: может быть, чтобы меньше смущаться чужими грехами, нужно попытаться разглядеть в ближнем "Пушкина"? Ещё раз спасибо.
р.б.Сергий16 января 2013, 14:00
ВАСИЛИЮ(2013-01-14): - не думаю, что я был "слишком" резок, в вопросах (богословия) ВЕРЫ компромиссы невозможны. Искажение истины (для христианина) неизбежно влечет ко греху ереси. "Бог сотворил человека по образу и подобию Своему; следовательно, сотворил его совершенным образом Своим. Человек БЫЛ отпечатком Божества не только по существу своему, но и по нравственным качествам - по премудрости, по благости, по святой чистоте, по ПОСТОЯНСТВУ в ДОБРЕ. Зло или недостаток не могли иметь никакого места в человеке; несмотря на свою ограниченность, он имел полноту сходства с Богом. Полнота сходства необходима была для того, чтобы человек удовлетворял своему НАЗНАЧЕНИЮ - назначению БЫТЬ ХРАМОМ ВСЕСОВЕРШЕННОГО БОГА." (Святитель Игнатий Брянчанинов, "СЛОВО О ЧЕЛОВЕКЕ") Не мне, грешному, судить творчество поэтов нашей трагичной современности, но когда пастырь ослеп ("он узнает себя и тайну свою в сказанном кем-то") и не имеет Любви ("будучи эгоистом, я вообще не умею любить"), когда в подсознание пасомых постоянно вдалбливается, что А.С.Пушкин - "развратник", Ф.М.Достоевский - "катожанин-эпилептик", а на пути к Совершенству дается "странный" ориентир: "то, что вас кольнет, будет от Бога. Оно сделает вас лучше", считаю необходимым указать на опасность этого "Оного" мировоззрения, так как некоторые, например Мария_2013-01-10, уже восторгаются чужими ошибками (грехами)!
р.б.Сергий16 января 2013, 12:00
КИРИЛЛУ(2013-01-15):"А разве Пушкина ещё преподают?" - к великому сожалению отец Андрей ИСКРЕННЕ проповедует унию и русофобию, поэтому ему милей страстная молитва в католическом храме (статья "ПАРИЖ") чем строки Александра Сергеевича Пушкина: "Отец людей, Отец Небесный! Да имя вечное Твое Святится нашими сердцами! Да прийдет Царствие Твое, Твоя да будет Воля с нами, Как в небесах, так на земли! Насущный хлеб нам ниспошли Твоею щедрою рукою, И как прощаем мы людей, Так нас, ничтожных пред Тобою, Прости, Отец, Своих детей; Не ввергни нас во искушенье И от лукавого прельщенья Избави нас..." ВИТАЛИЮ(2013-01-14): "...ВОЗЗОВЕТ КО МНЕ, И УСЛЫШУ ЕГО; С НИМ ЕСМЬ В СКОРБИ, ИЗМУ ЕГО И ПРОСЛАВЛЮ ЕГО; ДОЛГОТОЮ ДНЕЙ ИСПОЛНЮ ЕГО И ЯВЛЮ ЕМУ СПАСЕНИЕ МОЕ."
Елена15 января 2013, 11:00
Почему некоторые в своих комментариях так возмущены классикой? Они сразу родились святыми и не хотят иметь ничего общего с грешными? Или им никогда не читали сказок, и сразу стали кормить твердой пищей? Или они видят и ищут только плохое в мыслях и чувствах, которые возникают в сердцах и головах людей на их пути к Богу? Или не умеют дружить? Ведь творчество это же поиск счастья и радости, это же тоска по Всевышнему. Поэты и писатели говорят о себе открыто, делятся с нами своим сокровенным , так часто похожим на сокровенное наше, они же не учат... Это мы можем научиться у них. Они облекают свои мысли и чувства в слова, вызывая душевный отклик... Да, они душевны, но сразу стать духовным нельзя... Они умны и образованы, люди одаренные, люди публичные что очень тяжко , люди, у которых площадь соприкосновения с жизнью, с видимым и невидимым миром много больше, люди которые не могут не познавать мир и себя, что в итоге приводит их к Богу или к трагедии. Почему же с ними нельзя общаться, читая их книги и письма?
Кирилл.15 января 2013, 01:00
А разве Пушкина ещё преподают? Я читал, что "Евгения Онегина" больше школьники проходить не будут. А Белова, Рубцова, Вампилова заменят на Аксёнова, Улицкую и Рытхэу.
Виталий Я-ЗА14 января 2013, 22:00
А мне вот как-то удивительно, что огромное количество лет падали яблоки на землю и нашелся лишь один Исаак, который вывел из этого факта всемирный закон. Почему один человек может услышать и увидеть это всемирное за образом повседневности, обыденности, тривиальности, а другой скажет - пошлая проза жизни? Видимо, есть некоторое созвучие в этом человеке, содыхание, сочувствие этому всемирному. Пошлое не рождает в нем отклик, не имеет, не находит подходящей в нем струны. Благослови, душе моя, Господа. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо, яко кожу. Покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню. Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный. Основаяй землю на тверди ея, не преклонится в век века. Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь, да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе.
читатель для Ивана Х.14 января 2013, 22:00
Вы пишите: " ...всё больше убеждаюсь: чем более радикальны суждения человека, тем он, простите, более невежествен." ______________________________________________________________ Я приведу Вам вполне радикальное для "интеллигентов" мнение св. Иоанна Кронштадтского, который говорит, что театр -- язычество, и что даже нравственные с виду пьесы -- от сатаны. Св. Иоанн Кронштадтский пишет: " Театр усыпляет христианскую жизнь,уничтожает её,сообщая жизни христиан характер жизни языческой." "Театр - школа мира сего и князя мира сего — диавола; а он иногда преобразуется и в ангела светла, чтобы прельщать удобнее недальновидных, иногда ввернет, по-видимому, и нравственную пьеску, чтобы твердили, трубили про театр, что он пренравоучительная вещь..." (Моя жизнь во Христе. Москва. 2002. "Благо". Страница 514. Заметка 998.) Вы считаете отца Иоанна "невежественным" ???
Наталия14 января 2013, 21:00
Большое спаибо за протянутую руку милосердия, о. Андрей! Ведь "и то - грех и это - грех", как жить то? Надежда и лучик света, вот ощущения после того как прочла вашу статью. Еще раз спасибо!
Сергей14 января 2013, 17:00
А вообще-то от содержания большей части панегириков автору и его статье становится очень грустно.
Сергей14 января 2013, 13:00
Прочитал новые комментарии и рад, что я, оказывается, не одинок в своем отношении к статье. Не все так плохо :). Игорю: Спасибо за предложение, но искать и читать Дунаева не буду. Несколько лет назад слушал по радио - не произвело особого впечатления. Мне, например, интересно и поучительно читать ответы иеромонаха Иова (Гумерова) в разделе "Вопросы священнику". И ели бы он высказался по поводу необходимости появления такой статьи на данном сайте и её содержании, для меня это было бы важно.
р.б. Александр14 января 2013, 10:00
Есть только одна истинная красота. Это Бог. Если что-то приближает к Нему - это хорошо. Отдаляет -плохо.Еси кто-то Пушкина пытается поставить на пъедестал этой истиной красоты, так лучше, пусть он сожжет сочинения поэта, если это поможет ему поставить на пъедестал Истину. Но лучше ничего не жечь.Лучше читать то, что к Богу приближает. Библию, Василия Великого, Иоанна Златоуста, патерики, Игнатия Брянчанинова и многих других. Лично я так мало это знаю, так ленив в познании, что за спичками мне некогда сбегать.
Ярослав14 января 2013, 09:00
Отец, Андрей, вы живете в/на Украине, как и я, и навернрое, видели, как националисты вешают рядом иконы и портрет Т.Г. Шевченко. Именно того, который своей куме за год до отхода писал "Хоч раз, сердего, соблуди". Для наших националистов это такой же "непререкаемый авторитет" как для националистов русских - Пушкин. Да, у святых есть такие слова, что если увидишь юношу молниеносно возносящегося на небеса - стяни за ногу его оттуда, но, выяражаясь языком гиперболы. который вы так любите, слов "и отбей дубиной охоту возноситься на небеса" нет. Литература подымает только до уровня пояса, а выше - только Бог. Если же человека привязать к культуре как чему то "неимоверно высокму" то он не взмоет в небо вообще. Полусится такой себе идолопоклоник-культуропоклонник Не создавайте кумиров в т.ч. из Пушкина. И по поводу "сжигать", жаль, не успел Сергеевичь сжечь о кишках поповских наматываемых, эх жаль, лучше бы сжог, как жаль что и Набоков своего гимна педофилии не сжег
Людмила14 января 2013, 00:00
Евгений: Друзья, кто-нибудь знает, где хранятся все статьи о.Андрея? Я себе книгу небольшую купил по публикациям на этом портале, но там далеко не все. это адрес сайта прихода где служит о. Андрей, все его проповеди во время служб можно послушать тут: http://www.agapitluka.com.ua/index.php?id=15&album=1&limit=1 Это адрес сайта почитателей о. Андрея, которые собирают все, что могут найти,Божией помощи вам. http://www.andreytkachev.com/
Наталья Богоявленская13 января 2013, 23:00
Несколько лет назад во время Великого поста я спросила духовника, хорошо ли я делаю, что когда дома читаю молитву Ефрема Сирина, то при завершении молитвы прочитываю не слова самого св. Ефрема, а стихи Пушкина, излагающие эту молитву. И батюшка благословил меня со словами: "Уж Пушкина-то - конечно, можно". Мы, русские, владеем таким бесценным кладом - русской литературой, и разбрасываться этим богатством ни в коем случае нельзя. Кстати, недавно я перечитала "Анну Каренину" и увидела настоящее христианское произведение: как тонко и верно в этой книге показан путь от нравственной чистоты к бездне греха. Надо отличать, за что был анафематствован Толстой, где начинаются его ошибки и в чём они состоят. Что же касается сжигания книг, то лично я - правда, не сожгла, а выкинула на помойку - "Забавное Евангелие", "Галерею святых" и "Гаргантюа и Пантагрюэля". И очень жалею, что отнесла в библиотеку, а не отправила туда же двухтомник безбожника Гейне.
Василий13 января 2013, 20:00
р.б. Сергию Мне кажется, насчет клеветы на Бога в приведенных стихах Вознесенского - это вы уж слишком.
Илиас13 января 2013, 19:00
Статья не несет в себе чистого Православия, скорее ратует за "легкое" Православие в духе модернизма, пронизана эмоциями. Если человек хочет возрастать духовно, то от Пушкина и иже с ним несомненно нужно отказаться.
Игорь13 января 2013, 18:00
Сергей, НАСТОЯТЕЛЬНО советую вам ознакомиться с курсом ( или циклом лекций - как угодно, в интернете есть на любой вкус, даже видео) преподавателя МДА проф. М. Дунаева "Православие и русская литература"
Кирилл.13 января 2013, 17:00
А ведь в наши дни Пушкин сидел бы по 282 статье!
Дионисий13 января 2013, 14:00
За затронутую тему спасибо! Памятники Пушкину,однако,при Советском союзе ставили,и в школьной программе он был на хорошем месте.Так почему ж нужно ругать коммунистов.Коммунисты как раз любили Пушкина больше царя.И сколько можно ругать во всех бедах церкви большевиков?!Не угодно ли обратиться на самих себя,уважаемый священнослужитель?
Иван Х.13 января 2013, 11:00
С каждым новым этапом своего светского и церковного образования всё больше убеждаюсь: чем более радикальны суждения человека, тем он, простите, более невежествен. Апостол Павел цитирует даже языческих авторов, говоря не о природе, и даже не о душе, а о Боге (Деян. 17: 28): "Вначале Павел приводит строки, приписываемые критскому поэту Эпимениду (ок. 600 г. до Р.Х.), из его «Cretica»: «Ибо в тебе мы живем и движемся и существуем». Затем он цитирует «Гимн Зевсу» Клеанта (331–233 гг. до Р.Х.) и киликийского поэта Арата (ок. 315–240 гг. до Р.Х.), из его «Phaenomena»: «...мы Его и род»". (Ист. Женевская Библия с комментариями). Думаю все согласятся, что авторы были язычниками и вообще не верили в единого Бога. Православные всегда были образованнее всего мира, хочется сохранять добрую традицию. Читайте больше святых отцов и не приписывайте им своих личных поверхностных суждений. З. Ы. Уважаемые комментаторы, потрудитесь прочитать статью "Беседы на святки" преподобного Варсонофия Оптинского на этом же сайте перед тем, как говорить громкие фразы о ненужности святым, а следовательно и всем нам, классической литературы. Я уже не говорю о чтении произведений древних святых отцов богословов...
Александра13 января 2013, 02:00
"Зачем мы часто относимся к Православию так, словно оно – тяжелая дубина/.../Неужели Истина не бальзам, не свет и не жизнь, а что-то раздраженное, надрывное, больное? "" Спасибо, отец Андрей, за эти слова. Очень хорошо и мудро сказано. А что касается причин такой нелюбви к Пушкину, которую Вы описываете, то я попытаюсь обьяснить пару моментов. Во-1), в советских школах нам, так сказать, подавали Пушкина не только как великого поэта, но и как этический авторитет. То есть, как бы, ВСЕ, что в жизни сделал Пушкин, было прекрасно, возвышенно и недоступно для любой критики. Во-2), очень неприятная вещь - двойные стандарты. То есть, когда Пушкин волочился за чужими женами, провоцировал семейные и скандалы и издевался над обманутыми мужьями - это милая шалость Нашего Всего и способ добычи поэтического вдохновения. А когда то же самое произошло в его собственной семье - то это чернейшее из зол, преступление против человечества и т.п. Точка зрения, что великому поэту (гениальному писателю, знаменитому актеру и прочее) позволено больше, чем простому неталантливому смертному, жива и сейчас, и по-моему это мерзко. Я думаю, что нынешнее стремление назвать кошку кошкой - естественная реакция на такое многолетнее вранье и лицемерие. Другое дело, что это не вся правда. Да,Пушкин грешил, но и каялся, а потом, все мы тоже грешники, и делать вид, что Пушкин вот так опарафинился, а мы в белых одеждах и руки ему не подадим... тоже как-то не очень уместно.
р.б.Сергий13 января 2013, 01:00
ИВАНУ Х(2013-01-12): "Познай себя и будет с тебя!" - Бога возлюбить возможно, только возлюбив ближнего своего! МИР тебе и дому твоему!
р.б.Сергий13 января 2013, 01:00
"Если слепой ведет слепых, не все ли упадут в яму?!"...- Слепой пастырь гораздо страшнее слепого водителя на автомагистрали, ибо второй может погубить лишь тело, а первый - безценный дар Божий, ДУШУ. "ЕСЛИ Я ГОВОРЮ ЯЗЫКАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ И АНГЕЛЬСКИМИ, А ЛЮБВИ НЕ ИМЕЮ, ТО Я - МЕДЬ ЗВЕНЯЩАЯ ИЛИ КИМВАЛ ЗВУЧАЩИЙ. ЕСЛИ ИМЕЮ ДАР ПРОРОЧЕСТВА, И ЗНАЮ ВСЕ ТАЙНЫ, И ИМЕЮ ВСЯКОЕ ПОЗНАНИЕ И ВСЮ ВЕРУ, ТАК ЧТО МОГУ И ГОРЫ ПЕРЕСТАВЛЯТЬ, А НЕ ИМЕЮ ЛЮБВИ, - ТО Я НИЧТО. И ЕСЛИ Я РАЗДАМ ВСЕ ИМЕНИЕ МОЕ И ОТДАМ ТЕЛО МОЕ НА СОЖЖЕНИЕ, А ЛЮБВИ НЕ ИМЕЮ, НЕТ МНЕ В ТОМ НИКАКОЙ ПОЛЬЗЫ." (1Кор., XIII, 1-3) МАРИИ(2013-01-10): Не надо вслед за Вознесенским клеветать на Бога! В человеческом назначении - СТО процентов добра! Господь не творил зла! Человек ПРИЗВАН быть совершенным (по образу и подобию). ЕЛЕНЕ(2013-01-11): Мнение отца Андрея (как бы ему или Вам этого не хотелось) не является мнением Русской Православной Церкви! МАРИНЕ(2013-01-11): "читать и перечитывать постоянно" рекомендуется, особенно в "последние времена", СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ и труды святых отцов Церкви, чей духовный опыт и наставления подтверждены семью вселенскими соборами. СОФЬЕ(2013-01-11): "о.Андрей, Вам спасибо за тему, каждое слово в цель!" - Дерзну перевести дословно то, что Вы написали: "БОЖЕ СПАСИ о.Андрея ЗА ТО ЧТО ДУША В МОЕМ СЕРДЦЕ УБИТА" (цель поражена каждым словом)! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Вера12 января 2013, 22:00
Поэты не рождаются случайно. Они летят на Землю с высоты. Их жизнь окружена глубокой тайной, Хотя они открыты и просты. Глаза таких божественных посланцев Всегда печальны и верны мечте. И в хаосе проблем их души вечно светят тем Мирам, что заблудились в темноте... Для меня эта песня Игоря Талькова не только о Викторе Цое, но и о Пушкине, Лермонтове, Есенине, Высоцком, о самом Игоре. Пушкин давал нам представление хоть о каких-то христианских понятиях, когда мы были (в большинстве)были советскими некрещеными пионерами, и уже за это ему огромное спасибо. И Вам спасибо, отец Андрей, за то, что заступились за Александра Сергеевича!
Ирина12 января 2013, 17:00
Уважаемый брат во Христе Сергей! Мне кажется, что мы не понимаем друг друга и говорим на разных языках, потому что все люди, даже православные, находятся на разных ступенях духовного развития. А мы пытаемся все навязать друг другу именно свою точку зрения. Конечно, для монаха, тем более для старца, читать светскую литературу - это нонсенс (простите за нерусское слово). И, возможно, для духовного чада такого старца - это неприемлемо. Но если у человека (православного или ищущего) нет такого старца, может быть, вообще нет духовного руководителя, и человек находится в поиске, - русская светская литература может стать этапом в таком поиске. Не помню, кто сказал, что вся русская классическая литература - это поиск Бога. Вас страшно пугает само упоминание Толстого, но он ведь тоже всю жизнь искал, жаль, конечно, что Бога он не нашел. Но не нам судить. Мы судим по-человечески, а кто проник в последние минуты его жизни? Только Господь знает, что там было. Может, и покаяние, и обретение Истины. Не нам судить. Один Судия. Тем более не нам судить Пушкина, который имел такое покаяние, что батюшка позавидовал. К Господу приходят разными путями. Простите.
Сергий12 января 2013, 15:00
Каждому своё.Может,и не плохо почитать стихи и т.д...Сегодня день памяти пр. Феодоры Цареградской,почитайте о её мытарствах и пусть совесть подскажет на что тратить своё время.Я грешный думаю,что тот,кто всматривается в себя,умом переносится на суд Божий,читает Игнатия Брянчанинова,Феофана Затворника и др,и не читает стихов-ничего не теряет.
Сергей12 января 2013, 15:00
И еще очень смущает практически единодушный хор одобрения (за редким исключением) по очень проблемной статье на очень больную тему. Смущает.
Сергей12 января 2013, 14:00
Ничего не понимаю. Сначала прочитал статью, сильно смутился..., перечитал, прочитал часть комментариев, и смущение только увеличилось, переходя в возмущение... Т.е. надо читать анафемствованного Толстого? Церковь определила его писательскую проповедь, как зло, а мы хотим в этом зле получше разобраться? С добром и истиной у нас все в порядке - разобрались? И те христианские святые мученики, которые крушили языческих идолов, то бишь произведения искусства, были просто варварами? И это футуристы больше духовно виноваты в революции 1917 года, а не Лев Толстой, как "зеркало русской революции"? И оптинские старцы, которые просили своих духовных чад перестать читать светскую литературу, тоже варвары? Неужели не душевредно чтение Толстого и Евтушенко, и после него можно нормально молиться? Неужели строчка гениального Пушкина "и в мой жестокий век восславил я свободу..", зная контекст, не есть указание на опасность (духовную поврежденность) светского искусства? Неужели нельзя сказать, что искусство отделенное от христианства, есть в конечном счете (рано ли поздно) зло, культивирование и услаждение своих страстей (предмет искусства - страсти человеческие), и зачем ступать на эту опасную дорогу? Прошу прощения у автора, если его чем задел, но со статьей я категорически не согласен. Проблема есть,но это, по-моему, не решение.
Лиза12 января 2013, 10:00
Читателю: вы цитируете святых людей и правильно, они для нас лучший пример чистоты и высоты, на которую, конечно, не все поднимутся. Это как люди, свободно владеющие иностранным языком, с удовольствием беседуют с носителем языка, а другим полезно пообщаться и с русским преподавателем. Про театр я тоже задумывалась. Мало хороших спектаклей, но бывает, что после спектакля очищается душа, настраивается на доброе. В прошлом году мне посчастливилось попасть на концерт, посвященный памяти прот. Василия Ермакова, который был организован его духовными чадами, среди которых было много актеров, певцов и даже артистов. Было такое светлое ощущение взаимной любви собравшихся, объединенных любовью к своему духовнику. Давайте искать мед на лугах мира, а нехорошее-не замечать.
Иван Х.12 января 2013, 09:00
Приятно, что литературоведческая тема вызывает такой отклик именно на православном сайте. Это ещё раз доказывает широту кругозора православного человека. Не удержусь от ехидной улыбки над воцерковляющимся юношей, допускающим подобные посты: А священный сан вообще не является гарантией правоверия и благочестия. Книжники и архиереи Христа распяли. [Для безмолвника очень важно воздержание от любопытства, запечатлевающего душу впечатлениями мира сего, вводящего в него рассеянность и развлечение , которые наветуют и повреждают его молитву.]" Святитель Игнатий Брянчанинов. Отечник. Уважаемый БЕЗМОЛВНИК, старшим не хамите, пожалуйста, а лучше займитесь умной молитвой и от интернета на время святок воздержитесь. Это только поможет Вашему внутреннему преуспеянию.
Лиза12 января 2013, 00:00
Отец Андрей, ваша статья мне - бальзам на душу. Когда я только пришла по призыву в Церковь, я увидела такую красоту, так далекую от мрачного православия в длинных юбках. Прочтите, но ужасным мне это казалось не только теперь, но и тогда, когда все пело внутри, и слышалось колокола. Я не против длинных юбок, но они должны быть изящными , иначе надо прятать себя от людей, чтобы не совращать в темноту. При чем тут юбки и Пушкин? Просто наболело.
Тавифа11 января 2013, 23:00
Большое спасибо о.Андрею за поднятую тему, которая, судя по комментариям, никого не оставила равнодушным. Для меня А.С.Пушкин всегда был не просто гениальным русским поэтом, но человеком, который всю жизнь искал Бога, и который Бога нашел. Именно поэтому его творчество так интересно для православного человека (так же как и творчество Ф.М.Достоевского).
Ирина11 января 2013, 18:00
Уважаемый Виталий! Блаженный Августин сказал:"Люби Бога и делай, что хочешь". Иногда это помогает разрешать многие недоумения в жизни. Божией Вам помощи и Покрова Пресвятой Богородицы. С уважением.
читатель для Софьи11 января 2013, 18:00
Вам для размышления: "Поведали о блаженной деве Сарре, что она в течение шестидесяти лет , живя над рекою, ни разу не выглянула, чтобы посмотреть на реку. [Для безмолвника очень важно воздержание от любопытства, запечатлевающего душу впечатлениями мира сего, вводящего в него рассеянность и развлечение , которые наветуют и повреждают его молитву.]" Святитель Игнатий Брянчанинов. Отечник.
читатель для Игоря11 января 2013, 17:00
Уважаемый Игорь, Вы не знаете сколько мне лет, и когда я впервые взял в руки Евангелие. Когда нечего ответить по-существу, начинают придумывать "неофитство" или ещё "ненависть". Св. Иоанн Кронштадтский тоже "неофит" ? А священный сан вообще не является гарантией правоверия и благочестия. Книжники и архиереи Христа распяли.
Василий11 января 2013, 15:00
А кому-то не нравится замечательный фильм-сказка "Три орешка для Золушки" - за то, что Золушка там, дескать, недостаточно кроткая, "огрызается" (умеет постоять за себя?)
Елена11 января 2013, 15:00
Спасибо Вам большое! Действительно отброшенную при воцерквлении поэзию и прозу, открываешь заново,как забытого друга и "маму" своей обретенной веры. Открываешь снова ,как нечто поразившее тебя когда-то и живое и трепетное и близкое тебе сейчас, только в каком-то другом новом для тебя качестве.
Игорь11 января 2013, 14:00
Просто уважаемый итатель - читатель, видимо, начинающий, по-народному - неофит Это и умиляет, и лечится, в большинстве случаев благополучный прогноз. Нет, это просто здорово: "известно ли вам, что такое борьба со страстями?" Эх, где мои 20 лет?
Софья11 января 2013, 12:00
Уважаемый "читатель", моя реплика Вам. Если так уж случилось, что мы пришли в мир МАТЕРИИ, нелепо обкрадывать себя, зажимая нос, уши, закрывая глаза, не замечать лучшего, что этот мир предлагает. Ясно, что отфильтровывать нужно и очень тщательно, в особенности все, что смотрят и читают дети..Но подарите себе "Полет над гнездом кукушки", например, и Вы увидите, что эта "пьеска" совсем не подходит под понятие "развлечение", а работает на ту же цель, что и, например, покояние - познать себя. о.Андрей, Вам большое спасибо за тему, каждое слово в цель!
Татьяна11 января 2013, 11:00
Не смотря на погрешности духовной жизни А.С.Пушкина,-это все-таки гений в литературе. Он отразил в своих произведениях духовное состояние своего современника и ,вообще ,греховную сущность самого человека.Благодаря его произведениям мы узнаем быт и нравы, духовное сокровенное его героев .У Бога ничего случайного нет .Если Он дал нам Пушкина, значит ,это нам для вразумления , наставления, может даже, для нашего обращения к вере и покаянию. Есть святые отцы, есть мирские гении, направляющие свои таланты в определенное русло.Мы не имеем право никого судить.Одному Богу открыта душа человека. В чем застанет ее, в том и осудит. Может ,поэт покаялся перед смертью так, как не в одних литературных источниках нам это не открыто. На все воля Божия!А как Господь вложил в творчество поэта описание русской природы, своего Мироздания! Дивен Бог в созданиях своих, даже в нас ,грешниках ! Слава Тебе , Боже наш, слава Тебе!
Виталий11 января 2013, 11:00
Удивительное свойство. Когда читал статью - подкатывал комок к горлу. Статья кончилась - перешел к комментариям - все прошло. Вот и хорошо, а то думал еще разрыдаюсь.... Хорошо?!?
Марина11 января 2013, 11:00
Вышла новая вторая книжка о.Андрея "Мы вечны!даже если этого не хотим",где собраны статьи и интервью автора в разные годы. Она есть и в продаже в магазине "Сретение". Книга бесподобная!Невозможно оторваться.Как сказала одна бабушка, получившая её в подарок к нынешнему Рождеству Христову, "её можно читать и перечитывать постоянно".
Светлана Константиновна11 января 2013, 11:00
Как человек много поживший на свете и получивший образование еще в той школе, я сначала удивилась тому , что про Пушкина можно говорить какие то другие слова кроме слов в превосходной степени. Но когда прочитала комментарии, поняла, что это оказывается возможно! И виной этому наш век, в котором мы живем. Я думаю, что каждый человек, способный хоть как то мыслить поймет это.
Елена11 января 2013, 01:00
Продолжение. Но однажды в университете я хотела выбрать в качестве темы для эссе понимание поэзии как либерации языка и мысли у Хини и Хайдеггера. Хотя я подготовила материал, в последний момент выбрала другую тему, потому что меня в глубине души смущала биография Хайдеггера. Также несколько моих друзей являются искренними поклонниками Эзры Паунд, поклонниками до степени "ухода в его дрожащие напевы". На все их восторги я до сих пор отвечала только растерянным молчанием. Трудно подобрать иное слово, меня именно смущает его биография. Мне хотелось узнать мнение Церкви на этот счёт. В статье я нашла ответы на некоторые мои сомнения и интересные замечания для размышлений. Большое спасибо!
Елена11 января 2013, 01:00
Спасибо за прекрасную статью! Меня давно волновал вопрос: как относиться к текстам писателей и философов, в биографии которых находится что-то страшное. Ведь мы не только наслаждаемся формой их произведений, но и вникаем в их идеи, анализируем их и даже иногда делаем их своими. Особенно трудно становится тогда, когда речь идёт не о нескольких понравившихся строках из этих авторов, а о большой части их работ, не о простом интересе к их творчеству, а о горячей поддержке и детальном изучении их мыслей. Фет, обращаясь к своим будущим читателям, сравнивал подобное чтение со встречей: И вдумчивым и чутким сердцы девы Безумных снов волненья ты поймёшь, И от чего в дрожащие напевы Я уходил - и ты со мной уйдёшь. Приветами, встающими из гроба, Сердечных тайн бессмертье ты проверь. Вневременной повеем жизнью оба, И ты и я - мы встретимся - теперь! Что же делать, если личность автора неоднозначна? К Пушкину этот вопрос, конечно же, ни в коей мере не относится. Он всегда был и навсегда останется для России талантливейшим и любимейшим поэтом и писателем и неравнодушным гражданином.
Елена11 января 2013, 00:00
ОТВЕТ НА КОММЕНТ {Виталий: И все таки не понятно - можно ли слушать мне Элтона Джона и Борю Моисеева? а если да - то могу ли я советовать слушать их другим? а что ответить, если дети спросят - почему я слушаю содомитов? или каких то рокеров? не знаю, как ответить на эти вопросы в свете статьи.} Вы, Виталий, приметивен, если очевидного не можете понять. Мелко мыслите и придераетесь. Расширяйте своё сознание, читайте книги, смотрите кино, гуляйте в парке. И тогда ответы на ваши вопросы будут для вас очевидными. Точнее, вы поймете что вопросов-то которые вы ставите в комметарии и нет вовсе.
Елена10 января 2013, 23:00
"А то у нас одни с Библией знакомы только по мультику «Суперкнига» - вот с этого посмеялась искрене ))) потому что правда
Stanislav10 января 2013, 23:00
Виталий: И все таки не понятно - можно ли слушать мне Элтона Джона и Борю Моисеева?..... Тут надо, конечно, подходить и с духовной и даже с душевной (или житейской) мудростью. Боря Моисеев - певец? Наверное, это смешно. И не надо для этото быть духовным. С Э. Джоном сложнее. Он талантлив. Я, грешным делом его слушал, будучи подростком. Тогда я и понятия не имел, что он голубой. Сейчас, после "сожхения многих книг" и "сожаления об этом", я просто отказался от его творчества без каких либо колебаний и сожалений. Я его не сужу, но слушать не буду. Есть другие достойные исполнители грехом этим на заражённые. А статья хорошая. Спасибо автору.
Татьяна10 января 2013, 23:00
Отче Андрей! Вас задевает невежество, ах, зато какая статья получилась!!! Любо, дорого!
Елена.Украина10 января 2013, 22:00
" Если честно, то будучи эгоистом, я вообще не умею любить. Не научился еще. Это мой грех. Заповедь о любви к Богу и ближнему обличает меня и страшит своей высотой." А меня страшат,если честно,эти Ваши слова,о.Андрей. Как же тогда священник,который боится высоты (духовной) сможет другим показывать путь к этой Высоте,путь к Любви? Наверное,чтобы полюбить по-настоящему Бога,нужно сначала полюбить человека,увидеть в нем образ Божий,и эта любовь приведет его к любви Христовой. Переживаю и молюсь за Вас,чтобы Вы не были эгоистом,а стали добрым служителем Бога. Именно доброта сердечная делает человека счастливым и сближает его с Богом,Имя Которому - Любовь. "ИМЯ ТЕБЕ - ЛЮБОВЬ: НЕ ОТВЕРГНИ МЕНЕ ЗАБЛУЖДАЮЩАГОСЯ; ИМЯ ТЕБЕ - СИЛА: УКРЕПИ МЕНЯ ИЗНЕМОГАЮЩАГО И ПАДАЮЩАГО; ИМЯ ТЕБЕ - СВЕТ: ПРОСВЕТИ ДУШУ МОЮ,ОМРАЧЕННУЮ ЖИТЕЙСКИМИ СТРАСТЯМИ; ИМЯ ТЕБЕ - МИР: УМИРИ МЯТУЩУЮСЯ ДУШУ МОЮ; ИМЯ ТЕБЕ - МИЛОСТЬ: НЕ ПРЕСТАВАЙ МИЛОВАТЬ МЕНЯ". Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Анна10 января 2013, 20:00
Спаси Вас Господи, за статью - эмоциональную, литературно интересную, узнаваемо авторскую. Должна, к сожалению посетовать: скоро Пушкина не будут ни ругать, ни цитировать, ни восхвалять; да и не только Александра Сергеевича, но и других упомянутых вами в статье авторов. Почему? Да потому что литература, чтение выстригаются из системы ценностей, вытравливаются из школьной программы. Свидетельствую (я гуманитарий, преподаватель вуза, правда, технического) и раньше студенты русскую литературу знали не ахти как, но стыдились этого; сейчас незнанием оной в основнм бравируют ("тот, кто читает, - бездельник, подзрительный симулянт и т.п."). Вот такие мои неказистые размышления. С уважением. Анна.
читатель10 января 2013, 19:00
Автор пишет: "...плохо скрытое презрение к искусству, философии и поэзии живет во многих. И многие оправдывают эту добровольную дикость «духовностью». " ____________________________________________________________ У меня возникает вопрос: известно ли автору, что такое борьба со страстями, и зачем это нужно? Знает ли автор , что надо подвизаться войти тесными, а не широкими вратами... Знает ли , что все христиане призваны к святости и совершенству... Как собирается сочетать автор непрестанную молитву и подлинное покаяние с развлечением себя театральными пьесками и стихами... Не удивляет ли автора, что театр для св.Иоанна Кронштадтского - это "школа мiра сего и князя мiра сего -- дьявола" [Моя жизнь во Христе.заметка 998]. Автор считает, что отец Иоанн Кронштадтский тоже "одичал"???
Василий10 января 2013, 19:00
Спасибо большое! Все верно.
Дмитрий10 января 2013, 18:00
Спасибо, отец Андрей, за то, что Вы защищаете настоящее православие от сегодняшнего кислолицего убожества. Это беда. Это то, что отталкивает людей, а, главное, молодежь от церкви. Я боюсь убожества. И хочу, чтобы с верой было связано все самое светлое и талантливое. Спасибо!
Софья10 января 2013, 18:00
Люблю А.С. Пушкина и очень им восхищаюсь, и по его жизни и поэзии. Читаю, когда попадаю в трудные положения. Дай Вам Бог ему на том свете быть в Царствие Небесное. Софья
Иван Х.10 января 2013, 17:00
Спасибо автору за статью. Красиво, взвешенно, прочувствованно, в меру эмоционально, совсем не заумно. Хочется, чтобы православная публицистика была такой - с очень мудрым и очень человечным лицом. Из письма Дж. Р. Р. Толкиена: "Художественное произведение возникает вовсе не из человеческих слабостей, а из неких "незамутненных" уголков души. Современные "критики" полагают, что Бетховен обманывал заказчика и злостно третировал своего племянника. И что же? Не верю, что эти подробности имеют какое-то отношение к его музыке". Написано в 50е годы прошлого века, а актуально и по сей день.
Алексей10 января 2013, 17:00
Очень хороший текст!!!
Гончаров А.С.10 января 2013, 17:00
"А судьи кто? - За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времен очаковских и покоренья Крыма". Всегда готовые к журьбе, Поют все песнь одну и ту же, Не замечая об себе: Что старее, то хуже. Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве, И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты. Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы? Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен, Для замыслов каких-то непонятных, Дитей возили на поклон? Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменил борзые три собаки!!! Или вон тот еще, который для затей На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?! Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!! Вот те, которые дожили до седин! Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи!"
Вера10 января 2013, 15:00
Стихотворение Пушкина "Отцы пустынники и жены непорочны" на молитву Ефрема Сирина говорит о поэте как о глубоко верующем человеке, его героини: Татьяна ("Евгений Онегин"), Маша ("Дубровский"), Капитанская дочка - это люди с высокой христианской моралью: "я другому отдана, я буду век ему верна". Исповедовавший Пушкина священник сказал: "Я стар, мне уже не долго жить, на что мне обманывать? Вы можете мне не верить, когда я скажу, что я для себя самого желаю такого конца, какой он имел". Очень понимаю поэта Николая Гульнева: "Как Библию-я Пушкина читаю, и знаю - есть в Отечестве Пророк!" Спасибо, отец Андрей за поднятую тему.
Виталий10 января 2013, 13:00
И все таки не понятно - можно ли слушать мне Элтона Джона и Борю Моисеева? а если да - то могу ли я советовать слушать их другим? а что ответить, если дети спросят - почему я слушаю содомитов? или каких то рокеров? не знаю, как ответить на эти вопросы в свете статьи.
Александр10 января 2013, 13:00
Спасибо! Очень хочется что бы Бог пустил Вас в Рай!
Валентин10 января 2013, 13:00
Дорогой батюшка Андрей ! Спасибо Вам за Ваши статьи и Ваш душевный огонь. А что Пушкин ? Как говорил Коровьев, все они (и Пушкин в том числе) - бессмертны ! 'Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей'.
Андрей10 января 2013, 12:00
Спасибо, отец Андрей за замечательную статью!!! У каждого писателя и поэта можно что-то найти для души.
Евгений10 января 2013, 12:00
Друзья, кто-нибудь знает, где хранятся все статьи о.Андрея? Я себе книгу небольшую купил по публикациям на этом портале, но там далеко не все.
Лада10 января 2013, 12:00
Спасибо! Не удивило, мир не перевернуло, но встряхнуло и напомнило!
St.Grechukha10 января 2013, 11:00
Замечательно все сказано! О. Андрей, последние Ваши размышления (статьи)о жизни, о людях и Православии как-то уж очень близки ...
Мария10 января 2013, 11:00
"Кто книг не жег, воцерковляясь? И кто об этом после не жалел?" ... - как точно ...а я сама себе боялась это сказать.., а вы всем. В человеческом организме девяносто процентов воды, как, наверное, в Паганини, девяносто процентов любви. Даже если - как исключение - вас растаптывает толпа, в человеческом назначении - девяносто процентов добра. Девяносто процентов музыки, даже если она беда, так во мне, несмотря на мусор, девяносто процентов тебя. тоже Вознесенский))
Лара10 января 2013, 10:00
о... бальзам на рану) эта статья из тех работ автора, которые для памяти и перечтения я копирую полностью. Бальзам...
Светлана10 января 2013, 10:00
Надо же... Спасибо!
Георгий10 января 2013, 10:00
Очень заставляет задуматься о состоянии своей души. Обычно думаешь, что ты любишь других (вон, мол, сколько добрых дел сделал: и то, и это...), а как вглядишься в свою душу, прочитав такую проповедь, вспомнишь проявления своей "любви" к людям, о которых уже забыл или не замечаешь, и ужаснешься: а люблю то я на деле, оказывается, только себя самого, и дела то я добрые делаю из любви к себе. А скольких своих грехов я еще даже не вижу. И страшат слова из священного писания о страшном суде: "и откроются глаза у них". И страшусь, что откроются у меня глаза только там, да поздно будет, и увижу себя изгоняемым во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов. Помилуй нас, Господи! Спасибо Вам, отец Андрей. Это - истинное дело пастыря - пробуждать совесть и приводить к покаянию.
Павел10 января 2013, 10:00
Спасибо вам, отец Андрей, за вдумчивую и взвешанную статью. А то любим мы из своего подполья о грехах других рассуждать, о греховности мира сего, погрязши сами в них. Выстроиваем свой путь к Богу (в меру своего понимания) и безапеляционно отрецаем и низвергаем всякую мысль либо человека, показавшегося нам не достаточно воцерковленным, обремененным другими мыслями, талантами и грехами.
Вася10 января 2013, 09:00
Книги разные сжигать можно. Я вот Блаватскую сжег - и не жалею, ибо там ничего хорошего не было и не могло быть, оккультная дрянь одна.
Мария 10 января 2013, 09:00
Алексей, отец Андрей действительно пишет стихи!
Надежда10 января 2013, 09:00
Отец Андрей! Спасибо Вам огромное за статью! Сразу вспомнилось любимое у любимого Н. Гумилева: Есть Мир, есть Бог - они живут вовек, А жизнь людей мгновенна и убога. Но все в себе вмещает человек, Который любит Мир и вери в Бога.
Татьяна10 января 2013, 09:00
Спаси Господи! Из Вашей статьи я получила ответ на один из вопросов, которым я задавалась не раз.
Сергей10 января 2013, 09:00
Замечательно, отец Андрей. Внятные слова умного и доброго человека.
Максим10 января 2013, 09:00
Подобные статьи о. Андрея, перенесенные им, как бы с полей только что прочитанных текстов, часто будоражат, бодрят затхлое болотце моей грешной души. Жаль, что появляется от этого булькания в воздух далеко не амброзия. Научаюсь сдерживать эти испарения внутри своего биогеоценоза. К творчеству А. С. Пушкина и к нему лично отношусь... также, как отец Андрей в этой статье. А на скрипках в церквах уже теперь наверное где то и играют.
Алексей10 января 2013, 07:00
"Кто книг не жег, воцерковляясь? И кто об этом после не жалел?" ... Отец Андрей, а Вы не пишете стихи?
Алексей10 января 2013, 07:00
Спасибо, отец Андрей. Во время чтения статьи так и случилось - "...что внезапно кольнет вас в середине груди, и родит слезу в уголке глаза. Найдите эти строчки, чтобы вам перевести дух и сказать: «Надо же…»".
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке