Священник Иоанн Миролюбов: «Старый обряд живет в Русской Православной Церкви»

12 января 2013 года в Успенском соборе московского Кремля митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил литургию по древнерусскому чину. Единоверческие священнослужители и их общины со всей страны собрались на это, без преувеличения, историческое богослужение, которое было совершено в день памяти подвижника эпохи Святой Руси митрополита Макария Московского и приурочено к столетию Первого единоверческого съезда.

О сохранении и возрождении традиций древнерусского богослужения и о современной жизни единоверческих приходов порталу Православие.ру рассказал один из участников богослужения, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством священник Иоанн Миролюбов.

– Отец Иоанн, на литургии в эту субботу Успенский собор, который вмещает не менее 500 человек, был переполнен. Богослужение по древнему чину в таком знаковом месте, как Московский кремль, вызвало огромный интерес. Как вы можете оценить значение этого события в жизни Церкви и каковы ваши собственные впечатления от службы?

– Литургия по древнерусскому чину в Кремле не совершалось с XVII века, то есть со времени раскола. В этом году также исполняется сто лет Первому единоверческому съезду, который проходил в Санкт-Петербурге с 22 по 30 января 1912 года. Патриарх Кирилл с радостью благословил инициативу единоверческих клириков совершить литургию в Успенском соборе, ведь прошедшее богослужение – самое главное свидетельство того, что наша Церковь едина, что древние и новые обряды одинаково спасительны.

Конечно, здесь, в стенах одного из самых древних и намоленных русских храмов, красота и строгость уставного богослужения воспринимается особенно ярко. Это почувствовали, я думаю, все пришедшие на службу.

Было ощущение соборности, сосредоточенной совместной молитвы, и, казалось, те святые угодники, мощи которых хранятся в соборе, молятся вместе с нами.

После Поместного собора 1971 года, декларируется, что в Русской Церкви приемлются и совершаются два богослужебных чина – древний и новый. Но давайте зададимся вопросом, а много ли людей вообще хоть раз слышали и видели этот древний чин?

Литургии по древнему чину совершаются сегодня в старообрядческих общинах, но они находятся в расколе, а, кроме того, там всегда очень закрытые собрания, на которые не допускаются внешние по отношению к их общинам люди. В единоверческие храмы попасть можно свободно, но таких общин немного, а во многих епархиях их нет совсем. То есть на самом деле возможностей увидеть, каким было богослужение до XVII века, не так много.

– Но ведь до мельчайших подробностей воссоздать древнюю традицию не только не представляется возможным, но и, в целом, уже не так важно для современного человека, даже воцерковленного.

– Если мы собираемся исключительно ради устава, а не ради молитвы – это уже какое-то обрядоверие. Но для нас, членов Церкви, старый обряд имеет не только историческое, музейное значение. Это ценнейшая часть нашего литургического наследия, одна из возможностей прикоснуться к духовности наших предков, ощутить себя наследником и продолжателем традиции и сделать ее живой частью собственного молитвенного опыта.

Кстати, сама организация богослужения на старообрядном приходе может многому научить. Мы не собираемся возвращаться из XXI века в XVI, но это не значит, что нет такого, что бы мы хотели воспринять от наших предков.

Например, когда вся община хорошо знает устав и приходит именно для совместной молитвы, то ситуация, когда можно забежать посредине службы, поставить свечку, попросить Бога выполнить какое-то заветное желание своими словами и быстро убежать дальше по своим делам, не только нетипична, но и почти невозможна. А это ведь тоже важный опыт для современного человека, особенно для того, кто еще только начал воцерковляться. Приобщаясь к такой сосредоточенной молитве, мы можем и понять психологию средневекового человека – это другой ритм жизни, другая степень погруженности в молитву, уровень понимания молитвы.

Что касается мельчайших подробностей, то всегда должна присутствовать разумная мера: например, в Успенском соборе на торжественной архиерейской службе, когда не время для экспериментов, мы решили исполнять за богослужением более простые и ясные по мелодике одноголосные песнопения второй половины XVII века. В целом образцом для нашей субботней службы была служба, принятая у современных старообрядцев.

На своем приходе, где у певцов уже больше опыта, а прихожане более привычны к старине, мы включаем в богослужение и другие, более сложные песнопения, а также и более древние пласты литургического наследия. Мы практикуем два способа пения: наонное и наречное. А вообще старообрядных традиций множество, поэтому, воссоздавая богослужение по старому чину, можно использовать разные возможности.

Трагическая точка отсчета, когда произошел церковный раскол, направила всю историю Церкви по особому пути. Если в древней Церкви допускалось сосуществование разных обрядовых традиций при единстве догматов веры, то для церковного сознания XVII-XVIII столетий это перестало быть возможным. В дальнейшем, как мы знаем, в Церковь стали активно проникать элементы секулярной культуры. Это наложило отпечаток и на архитектуру храмов, и на живопись, и на музыку… Я не буду подробно останавливаться на этой теме, но, очевидно, что в каждую эпоху верующие люди стремятся возвращаться к своим корням или хотя бы знать, какими они были, найти какую-то основу своей духовной традиции.

Поиск возможностей для преодоления раскола, как вы помните из истории, также был крайне драматичным и сложным. Но одним из путей возвращения старообрядцев во Вселенскую Церковь стало единоверие. Оно было установлено по представлению митрополита Московского Платона (Левшина), 27 октября 1800 года император Павел I подписал соответствующий указ.

– Перед октябрьским переворотом 1917 года в России насчитывалось более 600 единоверческих приходов. Насколько интенсивно, по вашему мнению, развивается единоверческая традиция сегодня? Насколько распространены случаи перехода в единоверие из старообрядчества?

– В начале 80-х годов их оставалось всего два. Сейчас действует около тридцати единоверческих приходов. Кроме того, есть двуобрядные приходы, где богослужения по старому чину совершаются не постоянно, но периодически.

Я не могу сказать, что этого достаточно. Хотя число приходов растет: каждый год открываются по нескольку новых.

Случаи, когда в единоверие приходят из раскола, есть. Например, на Урале из старообрядчества несколько лет назад к нам перешли целые общины. Кстати, их представители приезжали на субботнее богослужение в Кремль. Есть такие случаи и в Белоруссии. Но подобных примеров могло быть и больше, эта тенденция сегодня нуждается в особой поддержке. Мы должны быть более притягательны для старообрядцев. В ряде епархий преосвященные проявляют заинтересованность в открытии новых приходов, но ведь далеко не везде правящий архиерей имеет время и желание думать о единоверцах. Я считаю, что пришло время, когда нам необходима большая централизация.

Вопрос о возможности рукополагать единоверческих епископов был решен на Поместном соборе 1917-1918 гг. Но в 1930-е годы этих архиереев, как и многих других служителей Церкви, советская власть репрессировала, их уничтожили физически. В связи с этим Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Старогородский) управление единоверческими приходами поручил епархиальным преосвященным. Сегодня уже такое число единоверческих приходов, что для них можно было бы иметь собственного архиерея.

– Какие люди пришли на службу в Успенский собор? Были ли там представители старообрядцев или только те, кто являются прихожанами единоверческих церквей?

– Знакомых старообрядцев я там не видел, но, скорее всего, кто-то из них там был. А вот людей из обычных православных храмов, которые интересуются стариной, было много. Также очень много было священников. Много молодых людей. Вообще, есть современная особенность – единоверием сегодня часто интересуются молодые образованные люди, которые только ищут свой путь к вере. Их привлекает аскетическая строгость и красота нашего богослужения.

Что касается старообрядцев, то мы их приглашали на богослужение, нам выразили признательность и пообещали, что несколько представителей от них действительно посетят его.

В целом, тем, что мы восстанавливаем древнюю литургическую традицию, мы можем ясно показать людям, воспитанным с детства в старообрядческой традиции и другой молитвы кроме как по древнему чину не приемлющих, что старый обряд живет в Русской Православной Церкви. Поэтому им вполне возможно найти для себя приход и в лоне Матери-Церкви.

Со священником Иоанном Миролюбовым
беседовал Антон Леонтьев
Фото: А. Леонтьев / Православие.Ru

14 января 2013 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Церковь не приемлет полицейских мер Церковь не приемлет полицейских мер
Священник Иоанн Миролюбов
«Фома» продолжает дискуссию о личности Патриарха Никона. На этот раз своим взглядом на его роль в истории страны и раскола делится секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского патриархата священник Иоанн Миролюбов.
К истории книжных справ К истории книжных справ
(в связи с проектами документов Межсоборного Присутствия о богослужебном языке)
Лариса Маршева
Книжные справы на Руси начались буквально с момента ее Крещения. Именно поновления обеспечивали непрерывное, преемственное развитие церковнославянского языка как лингвосистемы, предназначенной для богослужения и богослужебных книг.
Архимандрит Павел (Леднев) Прусский — незаслуженно забытый миссионер Архимандрит Павел (Леднев) Прусский — незаслуженно забытый миссионер
Краткое жизнеописание архимандрита Павла (Леднева) Прусского
Диакон Борис Зыкунов
Без преувеличения можно сказать, что он стал одним из самых известных миссионеров Российской Церкви. Маршрут передвижения миссионера характеризует его последовательность и трудоспособность: Перелазы — Петербург — Вильна — Петербург — Динабург — Новоалександровск — Каролишки — Вилькомир — Яново — Рымки — Ковна — Вильна — Динабург — Рубелишки — Данышевка — Режица — Псков — Петербург — Москва — Рубелишки — Новоалександровск — Вильна — Ковна — Страшуны — Свенцяны — Апидомы — Данышевка — Витебск — Динабург — Рубенишки — Василево — Динабург — Режица — Динабург — Вильна — Климуцы (Буковина) — Варшава — Черновцы — Сучава — Драгомирна — Климуцы — Черновцы — Львов — Варшава — Вильна — Псков — Петербург — Москва.
Комментарии
Андрей24 октября 2013, 21:00
Если верующие "единоверы" не признают православных святых, то они не признают того, что Церковь Святая, и того что дело канонизации святого это дело не рук человеческих, а Богом прославление святых Своих. Если "единоверцы" таковы, то нужно их удалить подальше чтобы они не сеяли свое неверие в Святую Церковь в умах православных.
самоизгнаник99 9 апреля 2013, 12:00
Аввакум ~священномученник. Боярыня Морозо ва ~святая мученица! Миролюбов не почитает старую веру! ,
Сергей31 марта 2013, 23:00
Тут некоторые братья и сестры высказываются в том духе,что наши святые как свт. Игнатий Брянчанинов,преп.Серафим Саровский выступали против старообрядчество...Но мне кажется,что святые Отцы выступали не против старого чина и обряда,а против того,что используя обряды как повод для раскола с матерью-Церковью использовали ряд деятелей старообрядчества.Что как можно видеть привело и в самом старообрядчестве к разделению на многие толки!Вот против чего выступали наши святые-против раздора среди православного народ,а где раздор,раскол..так там и дьявол!А единоверие как способ врачевания раскола,на мой взгляд есть то средство которое дает нам сам Господь,как возможность обрести единство которое было утраченно много веков назад.
Сергей21 января 2013, 12:00
Св.Пр.Серафим Саровский Чуд. о старообрядчестве: Однажды пришли к нему четыре человека из ревнителей старообрядства, жители села Павлова Горбатовского уезда, спросить о двуперстном сложении, с удостоверением истинности старческого ответа каким-нибудь чудом или знамением. Только что переступили они порог келий, не успели еще сказать своих помыслов, как старец подошел к ним, взял первого из них за правую руку, сложил персты в трехперстное сложение по чину Православной Церкви и, таким образом крестя его, держал следующую речь: «Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от святых Апостолов; а сложение двуперстное противно святым уставам. Прошу и молю вас, ходите в Церковь Грекороссийскую: она во всей славе и силе Божией! Как корабль, имеющий многие снасти, паруса и великое кормило, она управляется Святым Духом. Добрые кормчие ее - учители Церкви, архипастыри - суть преемники апостольские. А ваша часовня подобна маленькой лодке, не имеющей кормила и весел; она причалена вервием к кораблю нашей Церкви, плывет за нею, заливаемая волнами, и непременно потонула бы, если бы не была привязана к кораблю».
Иван17 января 2013, 08:00
Господа, это старообрядная бутафория никому не нужна. С нее смеется весь старообрядческий мир.Никого из старообрядцев она в РПЦ не привлечет.
Дмитрий16 января 2013, 18:00
Уважаймые, вы думаете та старообрядая бутафория может привелечь в РПЦ староверов?
Геннадий16 января 2013, 15:00
«В Никоне с совершенной полнотой отразилось самосознание Русской Церкви, самосознание духовной власти, твердо разумеющей свое высочайшее призвание и высочайшую ответственность; отвергающей возможность каких либо уступок и послаблений в святой области ее пастырских попечений, тщательно хранящей Божественный авторитет священноначалия и готовой исповеднически защищать его перед лицом любых искушений и скорбей» (митрополит Иоанн(Снычев)) "Патриаршествование Никона составляет эпоху в истории нашей Церкви. При нем началось соединение двух бывших митрополий, Киевской и Московской, и Никон первый начал называться Патриархом Московским и всея Великия и Малыя и Белыя России и всех земель северных и помория и многих государств. При нем и его главном участии действительно началось вполне верное и надежное по своим основам исправление наших церковных книг и обрядов. Никоном сделана была самая смелая из всех когда-либо у нас бывших и решительная попытка отстоять самостоятельность и независимость Русской Церкви от светской власти, хотя и кончившаяся для него неудачно..."(митрополит Макарий) Выступая на Поместном Соборе 1917 года в защиту Патриаршества, архимандрит Иларион (Троицкий), ныне священномученик, назвал Патриарха Никона и Царя Алексея Михайловича: «два великих друга, две красы XVII века»
Геннадий16 января 2013, 15:00
Гордий,никакой разницы между поповцами-старообрядцами и единоверцами нет!!!!! Я имею ввиду обрядовость и отношение к нам, как они нас называют, "никонианам". Слава Богу, что единоверцы находятся под покровом Матери Церкви! А, что касается их старообрядчества - то оно новее нашего. Потрудитесь поискать достойную литературу об истории раскола и почитать. Ну хотя бы историка-публициста Наталью Михайлову в журнале "Благодатный огонь". А потом можно и поглубже копнуть. Спаси Вас Господь!
Гордий15 января 2013, 21:00
Необходимо всячески поддерживать единоверие, хранить все то из древнего литургического наследия, что удалось сохранить. С любовью и смирением. Церкви необходимо преодолеть раскол, это страшная рана. А господам, высказавшимся ниже, неплохо было бы узнать разницу между единоверием и старообрядчеством.
Сергий15 января 2013, 13:00
Здравствуйте, братья и сестры! Был на этом чудном богослужении, все очень понравилось. Служба спокойная, чинная, никто по храму не ходит. Длилась 3,5 часа. У себе в храме тоже поем знаменным распевом, так что было привычно. Одно из главных преимуществ знаменного пения - прекрасная воспринимаемость текстов ( до этого был в Троице Сергиевой Лавре на партесе, ничего не понял, хотя сам певчий). Старые тексты во многом не хуже, а лучше передают смысл богослужебных тестов...
Геннадий15 января 2013, 12:00
"Александр: Генадий, вы так рассуждаете, потому что видимо мало интересовались историей раскола и старыми обрядами." Александр, мне поневоле пришлось очень плотно изучить историю раскола - сам из бывших раскольников. Слава Богу, что Он открыл мне глаза. Люто, как и все они, ненавидел патриарха Никона. Пока, действительно, не узнал много о нем и о расколе. Поэтому хорошо знаю что делается у старообрядцев и как они к нам относятся. А благодать - она только под покровом Вселенского Православия. Хотите побольше узнать о патриархе Никоне и расколе - поезжайте в Ново-Иерусалимский монастырь, для начала.
евгений15 января 2013, 06:00
как здорово.на такой литургии все слова понятны все хорошо слышно это преимущество знаменного пения.партосное пение было взято из итальянских оперок.против партосного пения в церкви высказывался и Игнатий Бренчанинов.хорошо было бы партосное пение вообще изкоренить как чуждый православию элемент. Тогда и в церкви люди больше будут ходить,
Татьяна14 января 2013, 22:00
Очень радостное событие. Не знаю в чем у нас разница со старообрядцами, когда читаешь как им жилось в Российской империи - как сироты у злой мачехи? Спаси Бог.
Владимир14 января 2013, 21:00
Православные! Что ищем? Бога чаем или мира? Господь - созидает, супостат - разрушает. Радуюсь соединению, радуюсь совместности. Верю - люблю, люблю - верю.
Константин14 января 2013, 19:00
Зачем же тогда нужна была эта "реформа" патриарха Никона"?
Раба Божия Людмила.14 января 2013, 19:00
Слава Богу, возвращаемся. Всем желаю познать молитву по старому уставу.
Александр14 января 2013, 18:00
Генадий, вы так рассуждаете, потому что видимо мало интересовались историей раскола и старыми обрядами.
Вячеслав14 января 2013, 18:00
Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный.
Геннадий14 января 2013, 13:00
А как же наши святые отцы, которые выступали против т.н. "старообрядчества"? Это и свт.Игнатий Брянчанинов, это и прп.Серафим Саровский, это и св.прав.Иоанн Кронштадский.....и т.д.. А лишнее слово "истинный" в Символе веры? А дониконовские русские богослужебные книги, которые сжигали как еретические на Афоне? В "старообрядческих" храмах в т.ч. и единоверческих нас, православных, называют "никонианами" и "щепотниками". Единоверцы гонят из "своих" храмов (например из храма свт.Николая на Таганской ул.в Москве). Отношение напоминает - евреев к гоям. А патриарх Никон - замечательный человек, достойный святитель. Молитвенник. Милостивый и сострадательный. Если бы Алексей Михайлович не удалил его с Патриаршества - не было бы никакого раскола. А раскольников гнала светская власть - царь.
Игорь Киев14 января 2013, 12:00
Русь сильна единством веры и духа.Единение православных староверов и православной Церкви мера необходимая. Однако запоздала она лет на 350. Бог милостив...
Сергей14 января 2013, 12:00
Цитаты: Старообрядчество...Это ценнейшая часть нашего литургического наследия, одна из возможностей прикоснуться к духовности наших предков, ощутить себя наследником и продолжателем традиции и сделать ее живой частью собственного молитвенного опыта.... Кстати, сама организация богослужения на старообрядном приходе может многому научить. Мы не собираемся возвращаться из XXI века в XVI, но это не значит, что нет такого, что бы мы хотели воспринять от наших предков.... Патриарх Кирилл с радостью благословил инициативу единоверческих клириков совершить литургию в Успенском соборе, ведь прошедшее богослужение – самое главное свидетельство того, что наша Церковь едина, что древние и новые обряды одинаково спасительны.... У меня, грешного Сергия, вопрос к сказавшему вышеизложенные слова: "А как вами сказанное и написанное соотносится с постановлениями вселенских соборов (7-го и пр.), апостольскими правилами?" Уж поясните мне неразумному. Спаси Господи.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке