О «святочных гаданиях» и картах

Диакон Владимир Василик

Святки — время между Рождеством и Крещением, — по духу и смыслу Церковного устава должны быть посвящены молитве и литургии, сорадованию родившемуся Христу и ожиданию Его Богоявления. В эти дни не совершаются браки именно потому, что верующий человек каждый день должен быть на богослужении. К сожалению, в дореволюционной России в нецерковной и неблагочестивой среде святки становились временем разгула, пьянства, обжорства. А еще — гадания.

К.Маковский. Святочные гадания. 1890-е К.Маковский. Святочные гадания. 1890-е
Помните у Жуковского в «Светлане»?

Раз в Крещенский вечерок
Девушки гадали

А еще у Пушкина в «Онегине:

Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим
.

Может и бессознательно, но Александр Сергеевич уловил главное — лживую детскость гаданий. А образ старости, все потерявшей, но еще гадающей у гробовой своей доски, напоминает проигравшегося игрока у рулетки, который ставит последний золотой на «зеро», и, разумеется, проигрывает.

Почему нельзя гадать? Вопрос детский и смешной для верующего человека, но, увы, актуальный, для полуверующего или вообще неверующего. А вот почему. Многие, наверное, помнят рассказ М.А. Булгакова «Собачье сердце» и замечательную фразу профессора Преображенского: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь, вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей». То же и в жизни каждого человека, когда он, вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с Промыслом Божиим (или для не понимающих этого языка — со своею судьбой), приподымает завесу над будущим: тогда он получает своего человеко-пса, своего Анубиса в виде своей исковерканной, изуродованной судьбы — сбывшихся страхов и реализованных фантомов или напротив — обломков своих несбывшихся надежд.

Н.Ге. Саул у Аэндорской волшебницы. 1857 Н.Ге. Саул у Аэндорской волшебницы. 1857
А для верующего человека все понятно. Гадатели и вопрошатели достойны восьмого круга Дантова Ада — отделения «насильников над Божеством» (хотя, понятно, Божество не подвержено никакому насилию и давлению). Это люди, которые хотят вырвать у Бога Его тайны, украсть у Него некое тайное знание. Они вновь повторяют грех Адама и Евы и внемлют коварному шепоту змия: «И будете, как боги, познающие добро и зло» (Быт.3:5). Но, естественно, Бог ничего им не открывает, несмотря на все их потуги. Ведь «нечестивые не узрят славы Божией». И Божественного знания — тем более. Тогда вопрос — от кого у гадателей знание, если не от Бога? Ответ понятен: от обезьяны Бога, т. е. от дьявола. Гадатели внемлют духам-обольстителям, духам злобы поднебесной, в конечном счете — их хозяину, Отцу лжи, а проще говоря — Главному лохотронщику, всё наслаждение которого — обмануть, погубить, убить. Не случайно, что многие Отцы Церкви истолковывали известное место в Библии (Быт. 6:1) о союзе «сынов божиих» с «дочерьми человеческими» в контексте духовной связи женщин-гадальщиц и демонов, научивших их гаданию и колдовству. И понятной становится жесткая, но оправданная ветхозаветная норма: «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх.22:18). Потому что их профессия — ложь и общение с демонами. И понятна судьба того, кто рискует к ним обратиться — стать бесовской игрушкой, послушным шариком в руках Главного наперсточника и погибнуть. Показательна судьба израильского царя Саула, который обратился к Аэндорской гадалке: под видом Самуила она вызвала демона, который, по видимости, верно предсказал судьбу Саула и его войска, но тем самым деморализовал их, морально разоружил и сделал все для того, чтобы сбылось его зловещее и губительное пророчество.

И не только по сути, но и по форме гадания несут в себе антихристианские смыслы. Возьмем, к примеру, карты, как инструмент гадания. Они не столь безобидны по своему виду. Из всех трех гипотез возникновения карт (китайская, египетская и европейская), наиболее убедительно выглядит европейско-оккультная, согласно которой карты появились в Европе во второй половине XIV века и связаны с еврейской каббалистической средой[1]. В этом случае все становится на место. Неслучайно масть «крести» называется также словом «треф», при этом в иудейской традиции трефной пищей называется пища нечистая. Соответственно, масть «крести», кощунственно символизирующая Крест Господень, обозначается словом, свидетельствующим об иудейском гнушении Крестом. Пики символизируют Копье Лонгина, пронзившее ребро Христово (Ин.19:34) , на что намекает и само название «пика», то есть копье. «Черви» подразумевает евангельскую губку на трости: «один из воинов, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить» (Мф.27:48)[2]. Другое толкование также связано со Страстями — это пронзеннное сердце Христово. Наконец, «бубны» символизируют гвозди, которыми был распят Христос[3]. Казалось бы, что общего у ромбовидных «бубнов» с гвоздями? Ответ понятен для тех, кто видел шляпки старых дореволюционных гвоздей: они квадратные, а не круглые, как современные. Такими были и средневековые гвозди. Иудейский след присутствует и в название «козырь», что является искаженным словом «кошер», которым обозначается «чистая», ритуально приемлемая для иудеев пища.

Обратимся к названиям карт. Самой значимой картой является джокер (буквально «шут»). Но в итальянской версии он называется «дьявол» и первоначально на своем жезле он нес… человеческую голову. Слово «туз» — польского происхождения, от нижненемецкого «чорт». Показательно, что на карте туза в XVI в. часто рисовали… свинью — животное, мягко говоря, не кошерное с иудейской точки зрения[4]. Не исключено, что «дама» — это кощунственное изображение Мадонны, фактом остается и то, что часто в качестве дам рисовали библейских героинь — Рахиль, Юдифь и так далее. Наконец, среди «королей» часто изображались Давид и Соломон. По контрасту среди «валетов» (слово «валет» означает буквально «слуга, холоп») изображался рыцарь Ла Гир по прозвищу «Сатана».

Неслучайно вскоре карты стали подвергаться запретам и преследованию в силу их явной связи с кощунством и нечистой силой. Сами оккультисты признают как оккультный характер т. н. карт таро, или египетских карт, так и связь с ними карт обычных. Вот лишь некоторые красноречивые цитаты с оккультистских сайтов:

«Историю происхождения игральных карт часто рассматривают вместе с историей колоды Таро (или Тарот).

Таро представляет собой колоду из 78 карт с разнообразными рисунками на них. Колода разделена на 2 части, большая из которых состоит за 56 карт, называемых малыми картами, и другая часть – из 22 карт, называемых главными (или старшими) картами, а также – Арканами.

Малые карты в количестве 56 делятся на четыре масти, каждая из которых состоит из 14 карт, весьма похожих на современные игральные карты.

Четыре масти – Скипетры (палки, жезлы), Мечи, Чаши и Пентакли (Монеты, Динарии). Тарологи обычны приводят следующее соответствие этих мастей мастям игральных карт. Скипетры – крести, Мечи – пики, Чаши – черви, Монеты – бубны.

Каждая масть состоит из десяти карт от единицы (Туза) до десятки, а также четырех ролевых карт – Короля, Королевы, Рыцаря и Пажа.

Арканы состоят из 21 пронумерованной карты и обычно идут в таком порядке: 1 – Маг, 2 – Папесса (Жрица), 3 – Императрица, 4 – Император, 5 – Папа (Жрец), 6 – Влюбленные, 7 – Колесница, 8 – Справедливость, 9 – Отшельник, 10 – Колесо Фортуны, 11 – Сила, 12 – Повешенный, 13 – Смерть, 14 – Умеренность, 15 – Дьявол, 16 – Башня (Молния), 17 – Звезда, 18 – Луна, 19 – Солнце, 20 – Суд, 21 – Мир. Ненумерованная карта называется Шут (Дурак).

Карты как таковые принято считать Западной эзотерической традицией, поскольку первые колоды (точнее – первые упоминания о них в документах) стали появляться в Европе в средние века....

“Масти игральных карт, а также ролевые карты можно найти в теориях Г.И.Гурджиева. Примечательно, что самый загадочный исследователь Востока (главным образом, суфийских традиций, религиозно-мистического течения ислама), принесший многие тайны восточной мудрости на Запад, использует игральные карты для описания своей системы, которую он назвал “Модель судьбы”. Согласно Г.И.Гурджиеву, человек состоит из трёх Центров. Это Интеллектуальный центр (ум, интеллект, мышление) – ему соответствует масть бубен, Эмоциональный центр (эмоции, настроение, сердце) – ему соответствует масть черви, Физический центр (тело) – ему соответствуют масть пики (движение тела) и масть треф (инстинкты, рефлексы тела).

В сравнении с картами Таро современные игральные карты представляют собой меньшую колоду Таро, из которой убран Паж или Рыцарь, в результате чего в каждой масти осталось по 13 карт. Даже в такой усеченной форме карты представляют огромную символическую важность, поскольку принятое их деление соответствует числу времен года. Два цвета – красный и черный – представляют два главных сезона года, когда солнце на севере от экватора и когда оно на юге от экватора. Четыре масти представляют четыре времени года. Двенадцать ролевых карт (короли, дамы и валеты в каждой из четырех мастей) представляют знаки зодиака, построенные по триадам»[5].

Думаю, для читателя достаточно, чтобы понять: игральные карты неразрывно связаны с оккультизмом и всякой бесовщиной.

Из русских законодательных памятников о картах впервые упоминает Уложение 1649 года, которое предписывает с игроками в карты поступать, «как писано о татях» (ворах), т.е. бить немилосердно, отсекать пальцы и руки. Указом 1696 года введено было обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты, «и у кого карты вынут, бить кнутом». В 1717 году игра в карты воспрещается под угрозой денежного штрафа. В 1733 году для рецидивистов определена тюрьма или батоги. К сожалению, при Екатерине ΙΙ карты практически прижились в России. С соответственными последствиями — бесчисленными низостями помещиков по отношению к крепостным (проигрыши в карты живых людей и целых семей), разорениями и самоубийствами.

Поэтому, дорогие читатели, если вам предложат погадать в карты, остановитесь и подумайте: с кем Вы — со Христом или с сатаной.

[1] Chatto V. Origin and history of playing cards. London, 1848.

[2] J. В. Thiers. Traité des jeux. Paris, 1686.

[3] Senger. Researches into the history of playing cards. London, 1848.

[4] Lehrs. A, 1885.. Die ältesten deutschen Spielkarten des Königlichen Kupferstichkabinetts zu Dresden. Leipzig

[5] http://www.ordenmagov.ru/pages/stati/ik_5.php

Диакон Владимир Василик

18 января 2013 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Азартные игры и ставки Азартные игры и ставки Теодор Даналаке Итак, чем ты побежден, тому ты и раб. Если ты не можешь удержаться от того, чтобы играть и делать ставки, это значит, что деньги и жажда денег властвуют над тобой, а последствия этого понять нетрудно. Святые отцы о ворожбе, гадании, заговорах, чародеях Святые отцы о ворожбе, гадании, заговорах, чародеях Мнения святых отцов Церкви о ворожбе, гадании, заговорах и чародеях. Как Церковь относится к старинным рождественским гаданиям, принятым на Руси? Как Церковь относится к старинным рождественским гаданиям, принятым на Руси? Иеромонах Иов (Гумеров) Как православие относится к старинным рождественским гаданиям, принятым на Руси? Беседы на святки Беседы на святки Преподобный Варсонофий Оптинский Все вы знаете, как проводят святки в миру. Театры, балы, концерты, маскарады и т.п. Светские развлечения совершенно закружат человека, не давая ему времени подумать о чем-либо духовном. А после этого времяпровождения остается пустота на душе.
Комментарии
Татьяна29 июня 2014, 18:00
Спасибо за статью,теперь мне понятно почему нельзя ворожить,играть в карты и т.д.И ....чувствовала,что делаю что-то не то,сегодня сходила в церковь,исповедовалась и причастилась.Больше гадать не буду.
р.Б.Наталья18 января 2014, 16:00
Хорошая статья,Спаси Господи нас...
Шелехов Владимир11 января 2014, 13:00
До Рождества Христова просто нажимал на значок Одноклассники и статья была у друзей. Сейчас также нажимаю и пишу коментарий,а статья не известно где.
Шелехов Владимир 8 января 2014, 21:00
Очень нужная и полезная статья.Но поделится на однокласниках с друзьями не смог.
Михаил 2 января 2014, 23:00
Диакон Владимир, спасибо за статью. Мне достаточно было своего печального опыта обращения к картам (не гадального, но не менее печального), чтобы впоследствии держать ответ и за это свое деяние... Крестился я 30 лет по убеждению в истинности Веры Православной, спасся от погибели духовной и физической с Божьей помощью. Прошу Вас, если есть возможность, шире раскрыть для читателей сего сайта, истинность ужаса обращения к картам таро как в гадании, так и в стремлении изучать их магическую (не Божью) значимость, дать оценку центрам изучения таро, их организаторам, проповедникам сих знаний и организациям, финансирующим эти центры. С уважением, многогрешный Михаил.
millia28 декабря 2013, 05:00
thank you
Иван Х29 января 2013, 17:00
Присоединяюсь к Якову Матросову. Эпизод Евангелия с изгнанием беса из бесноватого в синагоге "В синагоге их был человек, [одержимый] духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий" (Мк. 1: 24). Бесы исповедовали Христа Богом даже раньше, чем это сделал апостол Пётр. Более того, одержимый легионом бесов даже поклонился в ноги Господу: "увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!" (Мк. 5: 6-7). Критикуя статью о. Владимира, все придираются к деталям. Главная мысль так и осталась незыблемой. Карты от дьявола. Нет? Назовите хотя бы одного человека, жизнь которого картёжный выигрыш повернул к лучшему. К счастью, здоровью, хотя бы богатству. В статье же не говорилось о пасьянсах. К примеру, алебардой можно колбасу порезать и шпроты открыть, но её не для этого придумали.
Яков Матросов26 января 2013, 08:00
Roses, Вы пишите: "Демон не исповедывает Господа и Волю Господню". Диавол порой даже является в виде светлого ангела, а исповедание Христа Богом из уст нечистого мы можем не раз встретить и в Евангелии и в Предании. Пример: "При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их. Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос". (Лк.4:40-41). А то, что Саул разговаривал с диаволом, а не с Самуилом ясно не только из толкования свт.Иоанна. "По плодам их узнаете их...". Какие были плоды, последствия беседы Саула с духом? - самоубийство... (1Цар.31:4).
Roses22 января 2013, 10:00
2Антоний,это ничего не доказывает. нельзя вырывать цитаты и вставлять их просто так. У этой цитаты есть предыдущее предложение, которое является посылкой. Вывод без посылки вставлять не корректно. Конкретно здесь вообще ни к месту. Правильный ответ был: это был демон, потому что так толкует Иоанн Златоуст
Владимир22 января 2013, 00:00
Евгению. Сравнение с иконоборчеством просто потрясло. Значит, ВЫ предлагаете молиться..на карты?
Иаков21 января 2013, 08:00
спаси Господи,отче,впоследнее время езжею на поездах и не мог решиться объяснить пассажирам, которые будучи крещеные играют в карты(что не стоит этого делать),хотя и знаю что это богохульство.
Пинхас21 января 2013, 03:00
В православной семье вообще не должно быть игральных или гадательных карт, оккультной литературы(даже для любопытства), всяких там гороскопов-хиромантий-астрологий и каббалистикой и тп дури. Лично я подсобрал как-то подобную макулатурку у себя в квартире(набрался целый мешок, сам не ожидал), включая всяких маяковских и проч сов-агитпроповцев, отнёс в лесочек да и по-обскурантистски сжёг ))) Такое ,прям, чувство облегчения испытал, как будто помылся, всем рекомендую провести такую генеральную уборку кто ещё не делал - не жалейте ничего, включая всякие нэцкэ-шмэцке из слоновой кости и прочии идолы, выбрасывайте-сжигайте-рвите от души без всякой злобы))), не жалейте. Эффект почувствуете сразу и гарантированно, главное чтобы образовавшийся вакуум правильными вещами наполнялся, например святоотеческой литературой.
Максим21 января 2013, 02:00
Обратили внимание, что Евгений иконоборцев написал с заглавной буквы? Это ли не подтверждение правильности статьи. Даже если это была лишь опечатка.
Олег20 января 2013, 23:00
К стати, в храме Николая Чудотворца в Мирах (Демре), Турция, на стенах кое где сохранились, знаки похожие на масти карт. Гид сказал что это древнехристианские символы.
Н.Н.20 января 2013, 20:00
Всем сомневающимся: играть в карты или не играть, гадать или не гадать, вне завмсимости от этимологии - предлагаю проделать следущее: даже не беря карты в руки, проговорите: Господи, благослови! Вот вам и ответ будет... Слабая статья, не слабая - в данной случае это не имеет значения - главное, вО время появилась. Спасибо автору.
Иван Х.20 января 2013, 17:00
И ещё маааленькое дополнение: внимание статья заслуживает уже потому, что написана не просто дьяконом, а настоящим учёным. Если бы отец Владимир привёл все источники, то его статью бы точно никто не осилил... Как говорится, хотите верьте, хотите нет...
Иван Х.20 января 2013, 17:00
Даша, если Вы полагаете, что это символика средневекового рыцарства, то это кощунство, в любом случае. Так как рыцарская символика - глубоко христианская. Служение Прекрасной Даме основой своей служение Деве Марии, только переработанное, но достаточно чистое и высокое. С Маргариткой согласен, но разве клевер, не знаменитый символ Троицы? Не так важно внешнее выражение, если игра построена и выращена на страсти наживы и воровстве (источник в моих предыдущих постах), то это не может не выразиться внешне.
NN20 января 2013, 16:00
Нужная статья. Помощи Божией автору.
Леа20 января 2013, 12:00
Roses, не смешно:(
Элишева20 января 2013, 10:00
Не хватает ссылок на источники, поэтому для многих звучит предвзято и неубедительно
Элишева20 января 2013, 10:00
Даше: копните глубже в историю,что такое рыцарство средневековья. Мрак один.
Евгений20 января 2013, 00:00
Статья откровенно слабая. Пропитана духом мистицизма. Удивительно, но среди людей воцерковленных больше верующих в колдовство и гадания чем среди внецерковных. А внешнему виду карт присваивается кощунственная символика. И это не имеет под собой ни какой научной основы. Автор статьи совсем не упоминает об истории появления карт а руководствуется своими домыслами и в доказательство приводит удобные для себя факты. Мне эта статья напоминает о периоде иконоборчества. Тогда Иконоборцы считали священные изображения идолами, а культ почитания икон — идолопоклонством. Здесь же в картинках на картонных листочках автор видит лики святых и обвиняет в кощунстве. А ведь важен не сам факт существования карт а то как они используются. Факт обращения к сторонним силам. Недоверие к Божьему промыслу.
Алена19 января 2013, 11:00
Огромное спасибо за статью - она открыла мне глаза на моё внезапное увлечение пасьянсами "косынка" и "солитер" именно в святки.Что нельзя гадать и играть в карты - я знала, а вот пасьянсы (которые есть в любом компьютере)не считала опасными, хотя тяга к игре настораживала. Теперь всё стало понятно и только что удалила эту заразу из компа. Спаси Вас Господи! С Крещением!
Иван Х.19 января 2013, 11:00
Ещё небольшое дополнение. Азарт губит людей и как бы в насмешку многие символы на игральных автоматах изображают чертей с глумливыми ухмылками. А несложные арифметические действия суммы арифметической прогрессии от 1 до 36 (плюс 0) показывают, что сумма цифр на колесе рулетки... 666! Азартная игра - обряд поклонения богине Удачи. Не верите? Обратите внимание на суеверные ритуалы игроков и поймёте о чём я: там почешут, сюда подложат и т. д. Азартная игра - это шуточный ритуал с серьёзнейшими последствиями: рушатся семьи, умирают люди или сходят с ума, или ходят с сумой до конца дней. Человек играет с чортом.
Иван Х.19 января 2013, 11:00
Спасибо Вам, отец Владимир. Не вполне разделяю мнение о кощунственности картёжной игры, но недавно, читая свт. Тихона Задонского, подчеркнул у святого мысль, что каждый азартный игрок - это уже вор. Проиграл ли он или выиграл - в сердце у него азарт наживы, а Господь судит сердце. "Оба картёжника желают у друг друга выиграть денег и чужим добром пользоваться; потому оба грешат против десятой заповеди: не пожелай; оба пред Богом - воры. Кто выигрывает, тот грешит и против восьмой заповеди: не кради." Собр. соч. Т. 5.Краткие нравоучительные слова. Примечай! VI О картёжной денежной игре... Таким образом государственное отношение Средневековой Руси к картёжникам как ворам вполне святоотеческое. Знание, что, садясь играть в азартную игру на деньги, ты уже смертно грешишь должно останавливать всякого христианина. Божией помощи Вам, отец Владимир, в преподавании, свидетельстве о Истине, терпении несносных лентяев-студентов!
Даша19 января 2013, 03:00
насколько я слышала, эта символика некощунственная. это символы средневекового рыцарства, не более. конечно, другое дело карты Таро и тот факт, что люди играют в карты, гадая или колдуя..
Максим19 января 2013, 02:00
Хорошая статья. Совесть говорила мне с начала воцерковления, что игра в карты греховна: я перестал играть в преф. Вот прошло более двух лет, прочитав, вспомнил - в столе валяется старая колода. Выбросил. Спаси Господь. С Крещением Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, православные! :-)
Татьяна19 января 2013, 01:00
Спасибо за статью! Думаю,что для многих читателей будет интересна, я, например, впервые узнала, что карты раньше были запрещены в России.
Татьяна19 января 2013, 00:00
С Праздником! Открываешь сайт - и первое что видишь - карты - не очень приятное нововведение? Далеко не все гадают и в детстве уже наигрались. Спаси Бог.
Антоний18 января 2013, 18:00
2Roses: ещё как бесы исповедывают: веруют и трепещут.
Margaritka18 января 2013, 16:00
Трефы - от французского trefle (клевер) или от латинского trifolium — трилистник. Этимология слова козырь: по Фасмеру, слово козырь произошло от турецкого koz - козырь, старшая карта. В Этимологическом словаре русского языка под редакцией Н.М.Шанского рассматривается происхождение от трецкого же koz - орех (вероятно, от «орешек» как предмет игры); Ср. распространенную на Востоке детскую игру в орешки. Возможно и происхождение из алтайского козыр - крупный. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона приводит такую версию происхождения слова козырь: «Козырь - в до-Петровской Руси высокий стоячий воротник, закрывающий весь затылок. Делался из атласа, бархата, камки, обьяри, вышивался серебром и золотом, унизывался жемчугом с драгоценными камнями. Козырь составлял один из первых предметов щегольства; отсюда выражение ходить козырем. Отсюда же и название козыря - главенствующей масти в картах...»
Ната18 января 2013, 15:00
Спасибо! Еще в моем юном возрасте меня научили играть в карты и на протяжении многих лет мы (с нескольких соседних участков)на даче каждые выходные, а по возможности и чаще, собирались все вместе - родители и дети у наших соседей друзей (кстати иудеев) и играли в карты всю ночь напролет, играли в козла, под общее веселье проигравший отправлялся в огород есть капусту и игра начиналась снова. Мы с моим тогдашним другом - сыном этих соседей, днем тоже играли в карты, но в другие игры, где можно играть вдвоем - в кин-га и т.п. Теперь мне понятно - какой это ужас.
Roses18 января 2013, 13:00
14.Какой он видом? — спросил у нее Саул. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился. 15.И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел? И отвечал Саул: тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни чрез пророков, ни во сне; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать. 16.И сказал Самуил: для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? 17.Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду. 18.Так как ты не послушал гласа Господня и не выполнил ярости гнева Его на Амалика, то Господь и делает это над тобою ныне. 19.И предаст Господь Израиля вместе с тобою в руки Филистимлян: завтра ты и сыны твои будете со мною, и стан Израильский предаст Господь в руки Филистимлян. 20.Тогда Саул вдруг пал всем телом своим на землю, ибо сильно испугался слов Самуила; притом и силы не стало в нем, ибо он не ел хлеба весь тот день и всю ночь. Это был сам Самуил, а не демон. Демон не исповедывает Господа и Волю Господню
Петр18 января 2013, 11:00
хорошая статья, спасибо автору!!!!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке