Епископ Иаков: «Внешне люди могут быть далеки от Церкви, но сердцем к ней уже прикипают»

Владимир Киселев

Созданную год назад, в декабре 2011-го, Нарьян-Марскую и Мезенскую епархию называют еще Арктической – почти вся ее территория находится за Северным полярным кругом. На вопросы сайта «Православие.ру» отвечает правящий архиерей самой северной епархии России епископ Иаков (Тисленко).

***

Благовещенский кафедральный собор Нарьян-Мара в полярную ночь. Фото: Роман Хурда
Благовещенский кафедральный собор Нарьян-Мара в полярную ночь. Фото: Роман Хурда
Беседа с владыкой началась позже назначенного им времени на час с солидным довеском. Договорились встретиться сразу после вечерней службы в Богоявленском кафедральном соборе Нарьян-Мара – столицы Ненецкого автономного округа. Однако едва епископ вышел из собора и под колокольный звон спустился с высокой паперти, его окружили прихожане, которым двух с половиной часов совместной молитвы оказалось недостаточно. Общение с паствой продолжилось на свежем воздухе, при –15. В этот раз ритуал, ставший уже обязательным, затянулся на полчаса. Хорошо хоть погода наладилась, а несколько дней назад мороз был под 30, да с ветерком. Затем, буквально на ходу, архиерей отдавал самые срочные распоряжения: утром ему предстояло лететь в Петербург на международный Арктический форум, а епархиальные дела ждать не будут. Потом, уже в домовом храме при воскресной школе, он исповедовал двух женщин. Когда наконец я включил диктофон, стрелки на часах приближались к девяти…

– Извините за задержку, исповеди не предполагались, – предвосхитил вопрос владыка.

– И часто вам приходится принимать исповеди?

– Да приходится. Как правило, в сложных случаях. В основном, конечно, этот труд берут на себя священники. Однако когда испытывают затруднения, обращаются ко мне за помощью. И это естественно. Мои сослужители, клирики Богоявленского храма, в Церковь пришли по искреннему движению сердца, но не имеют пока того богатого священнического опыта, который нарабатывается годами. Нарьянмарские батюшки даже семинарию еще не закончили, учатся заочно.

– Но по чину ли епископу исповедовать?

– Епископу по чину все, что делается во исполнение заветов Божиих. Своим ученикам-апостолам Христос заповедовал идти по всему миру благовествовать Евангелие, проповедовать и крестить. А крестить «для прощения грехов», как пишут евангелисты Матфей и Марк, и значит – исповедовать, наставлять в вере, помогать человеку не совершить недолжные поступки, умириться в собственной душе, не обидеть ближних.

– Владыка, недавно вы вернулись из Москвы, где встречались с патриархом Кириллом. Не сподвигли Святейшего побывать в ваших северных палестинах?

Хиротония во епископа Нарьян-Марского и Мезенского в Богоявленском кафедральном соборе Москвы 25 февраля 2012 года.
Хиротония во епископа Нарьян-Марского и Мезенского в Богоявленском кафедральном соборе Москвы 25 февраля 2012 года.
– У патриарха очень много дел, загружен он чрезвычайно. В круг интересов Святейшего входит и Русская Арктика, которой долгое время государство не уделяло должного внимания. А ведь наша страна владеет самыми большими по территории приполярными районами Земли с их неосвоенными богатствами. Это не только крупнейшие месторождения нефти и газа. Но и транспортные коммуникации, которые благодаря ледокольному флоту могут использоваться круглогодично. И возможности разнообразных научных исследований. И запасы чистейшей воды в ледниках арктических островов. Дел в Заполярье – непочатый край, проблем – соответственно. Люди здесь живут и работают в очень непростых условиях. Тем больше они нуждаются в слове Божием, духовном окормлении.

Патриарх высказал желание посетить самые дальние и сложные участки нашей епархии – Новую Землю и Землю Франца-Иосифа, где в августе я освятил во имя Николая Чудотворца самый северный храм в православном мире. Однако называть сроки, когда это может произойти, думаю, все-таки преждевременно. Надо еще заслужить своими трудами право стать сомолитвенниками Святейшего. Планы по развитию церковной жизни в нашей епархии большие. Но я предпочитаю говорить не о том, что может быть, а о том, что уже сделано. Как рассуждал в своих письмах Николай Гоголь, мечты – очень опасная вещь. Они уводят от реальности, от действительности. Надежда и мечта – абсолютно разные понятия. Мечта – это призрак, нечто сродное с самообманом. А вот надежда – совсем другое.

– Понятно, о том, чтобы Патриарх Московский и всея Руси побывал в Нарьян-Марской и Мезенской епархии, вы не мечтаете. Но хотя бы надеетесь, что когда-нибудь это все же случится?

– Безусловно. И, даст Бог, это будет раньше, чем мы можем предположить. Наш Богоявленский собор – единственный православный храм в городе. Он срублен из сибирского кедра по канонам деревянного северного зодчества. Просто красавец! Однако не очень просторный. Вот соберемся наконец построить новый кафедральный собор, которого Нарьян-Мар достоин и который соответствовал бы его статусу нефтяной столицы российской Арктики, тогда и можно будет просить Святейшего прилететь, чтобы заложить в основание будущего храма первый камень. Будет на то Господня воля, и дальше на север отправится…

– Создание в стране новых епархий патриарх назвал массовыми инвестициями Церкви в русскую провинцию. Без сомнения приняли предложение возглавить самую северную из них и надолго, может – навсегда, перебраться в Заполярье с не самым хорошим для здоровья климатом? До того ведь ваше служение проходило в стенах Троице-Сергиевой лавры, а миссионерские экспедиции в Антарктиду, на Сахалин и Курилы, по Северному морскому пути, в которых вы участвовали, не были столь уж продолжительными.

– Мы часто говорим о каких-то человеческих планах, обстоятельствах земного бытия. Они – существенны. Иногда – очень важны. Но на самом деле не определяющие. По очень простой причине. На все воля Божия. И если ты отказываешься от воли Божией, на что тогда вообще способен? Для чего решил связать свою жизнь с Церковью, где не работают, а служат? Слова «работа» и «служение» имеют различную смысловую нагрузку. Служение – это когда отдаешь себя делу без остатка, им наполнена вся твоя жизнь. Именно потому так – служат – говорят еще об офицерах и о врачах. Если твое служение приносит настоящую пользу, ты ощущаешь это и плоды – очевидны, тогда все нормально. Тогда и климат не мешает. И трудности – созидательны.

На Земле Франца-Иосифа. Самая северная епархия России.
На Земле Франца-Иосифа. Самая северная епархия России.
Когда я впервые оказался в Амдерме, имеющем стратегическое значение заполярном поселке на берегу Карского моря, то был потрясен. Когда-то это был цветущий городок. Наверное, такое определение для Крайнего Севера не совсем уместно, но тем не менее… Население – 12 тысяч. Снабжение – чуть ли не кремлевское. Прекрасные бытовые условия. Однако в безвременье 1990-х воинские части, составлявшие основу Амдермы, были передислоцированы или вообще неизвестно куда убраны. Свернули чуть ли не до нуля свою деятельность метеорологи. Замерли мощный аэродром и морской порт. Предоставленная сама себе, Амдерма превратилась в поселок-призрак. Сейчас здесь, среди руин обрушившихся домов и груд ржавого металлолома, обитают чуть более трехсот человек.

Но поговоришь с людьми – и вдруг обнаружишь, что они совсем не хотят уезжать. Вроде и есть куда, выросшие дети давно на Большую землю к себе зовут. А они не хотят – и все тут! Потому что ощущают: это – их родина, именно здесь им предназначено жить и возрождать былую славу Амдермы. Эти люди, как ни парадоксально может показаться, оптимисты. И залог того, что страна выйдет из глубочайшего кризиса, в котором оказалась из-за недальновидной политики отдельных вождей, почти обнажившей Русский Север. Да и не только Север. В какой-то момент само бытие России многими уже было поставлено под сомнение. Слава Господу, мы удержались на самом краю. И теперь, шажок за шажком, выбираемся из глубочайшего провала.

Страшно, когда человек теряет надежду. Но недостаточно и того, если он чувствует только лишь социальную защищенность. Для этого в Ненецком округе как раз много чего делается. Действуют различные программы по поддержке населения. Даже в самых отдаленных труднодоступных селах строятся новые электростанции, пекарни, бани, клубы. А многие там все равно страшно пьют. Привыкли существовать на пособия и уже не хотят работать. Когда в стране начался всеобщий развал, северян просто бросили среди бескрайних снежных просторов. Колхозы рухнули, коров пустили под нож, рыбаки перестали выходить на промысел: некуда стало девать улов. Оставшись без дела и зарплаты, одни мобилизовали все душевные силы и живут вопреки обстоятельствам, а другие принялись заливать душевную пустоту водкой.

Так что люди здесь самые разные. Но для каждого из них есть универсальная формула счастья. Она написана в Евангелии: «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, а все остальное приложится вам». И свое предназначение я вижу в том, чтобы как можно больше живущих на суровой, но такой красивой земле пришли к Богу. Всем сердцем ощутили Его незримое присутствие, которое и наполняет наше существование смыслом. Для того, наверное, и определил мне Господь трудиться на Крайнем Севере. А креста выше сил Отец Небесный не дает.

В Нарьян-Маре я не так давно, всего десять месяцев. Но когда приходится отлучаться куда-то по делам, возвращаюсь сюда, как домой. Говорю это ничуть не лукавя. И поверьте – желания перебраться в иные места у меня нет.

– А можно задать вопрос, касающийся не ваших забот на новом поприще, а вас лично?

– Да, конечно.

– Вы – монах, что предопределяет отрешенность от мира ради жизни наедине с Богом. Реально ли сохранить в себе это состояние, занимаясь активной церковной деятельностью? И насколько ваше новое послушание сопоставимо с вашим характером, внутренним состоянием?

– Есть замечательная книга: «Писания» Иоанна Кассиана Римлянина. Великий подвижник, живший в V веке, путешествовал по многим монастырям: палестинским, сирийским, египетским. Его знала и Европа, которая тогда была еще православной. Как пишет преподобный, люди совершенно неправильно думают, что монастырь – это место, огражденное стенами, с определенным укладом жизни. Монастырь – это место, где живут монахи. А настоящего монаха характеризует ни одежда, ни какие-то внешние ограничения, а его жертвенная жизнь, посвященная Богу.

Первая миссионерская поездка владыки Иакова в село Тельвиску. Фото: Владимир Печечикин.
Первая миссионерская поездка владыки Иакова в село Тельвиску. Фото: Владимир Печечикин.
Однако от мира монахи, хотя их именование и происходит от греческого «монос» – «один», не изолированы. Закрыться в келье, читать Псалтирь и не обращать внимания ни на кого – не монашество. Человек будет демонстрировать свою внутреннюю пустоту и лживость, если утверждает, что он молится Богу, общается с Ним и при этом не обращает никакого внимания на тех, кто рядом. Без завещанной Христом любви к ближнему нет христианина. А любовь непременно нужно доказывать добрыми делами, иначе какая же это любовь? «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» – читаем в послании апостола Иакова. Общение с Богом обязательно должно вести к добрым делам в отношении ближних и мира.

Монах стремится максимально соединить в себе любовь к Господу и любовь к ближним. Потому епископы и избирались всегда из монашествующих. Претерпевшему великие внутренние борения, преодолевшему всяческие соблазны проще всецело принадлежать Богу и людям. У монахов нет семей, нет внешних привязанностей, которые этому мешают. Мы – свободны. А свобода раздвигает горизонты и открывает перспективы деятельности на пользу ближним и во славу Божию.

– Владыка, а совпали предварительные представления о предстоящем месте служения в Нарьян-Маре с тем, что вы здесь увидели?

– Да не было никаких предварительных представлений. Я ведь прежде, до назначения на архиерейскую кафедру, никогда в Нарьян-Маре не был и знать не знал, что там делается. Первое впечатление, когда 3 марта прошлого года вышел из самолета на местном аэродроме: мороз, абсолютная белизна снега и воздух, который можно, кажется, пить. Как-то, уже летом, прилетел из Москвы после 30-градусной жары в наши плюс восемь. Такое блаженство и отрада! Многие столичные знакомые охают: как вы там вообще живете? А я хожу по хрустящему чистейшему снегу, любуюсь пушистыми от инея деревьями, пейзажами неописуемой красы и радуюсь.

– Однако, насколько знаю, в Ненецком округе вы все-таки побывали еще будучи иеромонахом?

– Было такое дело. В 2011 году я участвовал в экспедиции по Северному морскому пути. На корабле морской пограничной охраны с иконой святителя Николая на борту мы вышли из Мурманска. Первая заправка топливом была на острове Вайгач, омываемом Печорским и Карским морями. И помыслить тогда не мог, что очень скоро он станет частью моей епархии…

– Забот у правящего архиерея – великое множество. Но какие все-таки выделили бы как первостепенные?

– Люди. Наша епархия включает в себя Ненецкий автономный округ, размером в четыре Швейцарии, Лешуконский и Мезенский районы Архангельской области, архипелаги Новая Земля и Земля Франца-Иосифа. В Ненецком округе дорог нет вообще – сплошь болотистая тундра. До каких-то сел летом еще можно добраться на катере по Печоре. Куда-то – только на вертолете. До совсем уж далеких мест летают самолеты. Зимой – проще: выручают снегоходы. Но и в таких сложнейших условиях надлежит бывать в каждом населенном пункте как можно чаще. А вся моя рать состоит из пяти священников, диакона и монаха, постриженного недавно в Нарьян-Маре. Ну и подвижников из мирян, конечно, которые оказывают неоценимую помощь в налаживании церковной жизни на столь огромном пространстве. При этом духовно окормлять надо не только местных жителей, но и многочисленных вахтовиков. На отдаленных нефтепромыслах в этом нуждаются не меньше, а, пожалуй, и больше, чем прихожане, приближенные к цивилизации. И военных, охраняющих северные рубежи Отечества, без внимания не оставишь.

Сенатор от Ненецкого округа Игорь Кошин передает епископу Иакову икону месточтимого святого Никодима. Фото: Альберт Людвиг.
Сенатор от Ненецкого округа Игорь Кошин передает епископу Иакову икону месточтимого святого Никодима. Фото: Альберт Людвиг.
Удаленность зачастую способствует проявлению в человеке не лучших качеств. Бороться с этим надо в том числе и пастырским словом. Каждый священнослужитель должен быть миссионером.

– А что считаете самым главным из уже сделанного?

– Опять же, это – люди. В храме их стало больше. Вот что самое отрадное. Сегодня – будничный день, вечерняя служба. А храм был заполнен, как во время воскресной литургии. Диакон мне сказал, что к помазанию подошли человек 60. Когда я только приехал, такого не было в помине, на службе стояли 10–20 прихожан. Не могу сказать, что собор переполнен, но он наполнен. И я вижу, что число молящихся все возрастает. Потянулся народ в церковь Божию и с радостью, и со скорбями. Детей причащают. Даже грудничков приносят, подгадав к началу таинства. В воскресной школе было 15 ребят, сейчас – уже 45. Вот это и есть самое главное – духовное созидание.

Обратили внимание, что на службах не только старушки? Есть люди среднего возраста. Много молодежи. И потом, знаете, этот мир устроен так, что все хорошее происходит с великим трудом. Тем паче если речь идет о душах человеческих. Внешне люди могут быть далеки от Церкви, но сердцем к ней уже прикипают. Придет время – переступят и порог храма. Недавно я обвенчал заместителя губернатора округа Яна Берлина. Ради этого его жена специально прилетела из Архангельска. А ведь прежде Яна Эрнстовича я только раз и видел, когда ехали вместе в машине откуда-то. Ни о чем не просил его для Церкви.
Или такой пример. Возвращался как-то из Москвы сразу после случившегося там метеорологического коллапса. Все табло испещрено красными метками о задержках авиарейсов. А была суббота, и я переживал, что могу не успеть к своим прихожанам отслужить всенощную. Вдруг вижу начальника окружного управления МВД и начальника штаба. Мы знакомы, раз в два месяца проходят встречи священника с личным составом ненецкой полиции. Подошел к ним: «Знаете, Христос сказал: “Где трое собраны во имя Мое, там Я посреди них”. Давайте помолимся, чтобы Господь помог нам улететь». И вскоре объявили посадку на наш рейс.

Так что все в порядке с нарьянмарской паствой…

– Посмотрел на епархиальном сайте основные направления деятельности епархии: полиция, военные, МЧС… Почему такая тяга к людям в погонах?

– Если бы у меня было 100 человек, я бы их сразу всюду послал. Направления деятельности неуклонно расширяются. С полицией же задружились потому, что их бывший начальник полковник Михаил Миндзаев (он сейчас трудится в Москве) сам пришел ко мне с просьбой о таких встречах: «Необходимо, чтобы люди, которые находятся на страже закона, имели крепкий нравственный стержень – это будет залогом успеха». Я порадовался такой позиции и, естественно, ответил положительно.

Крестный ход в Пустозерск. 18 июня - День преподобного Сергия Радонежского.
Крестный ход в Пустозерск. 18 июня - День преподобного Сергия Радонежского.
Руководитель МЧС Ненецкого округа помог организовать крестный ход в Пустозерск. Выделил два судна на воздушных подушках, чтобы мы смогли добраться до места, где некогда находился первый русский город в Заполярье, который три века был северным форпостом российского государства и православным духовным центром Русского Севера. И сам полковник с нами отправился.

Военные летчики и пограничники предоставляют пастырям возможность попасть на их технике к пасомым в самые далекие точки епархии.

Но все-таки, прежде всего, мы пришли в Ненецкую окружную больницу. Там, в родильном отделении, уже полгода действует молельная комната. Еженедельно проводим молебны для женщин, которые готовятся с Божией помощью стать причастными главному на Земле чуду – рождению новой жизни. Часто к роженицам присоединяются и медработники, чтобы помолиться за своих подопечных. Хотим просить главврача открыть такую же комнату в хирургическом отделении. Может, и в терапии.

– Не просто так мы с вами говорим преимущественно о Нарьян-Маре. Не сложно, наверное, разделить на бумаге епархию на благочиния, а их, в свою очередь, на приходы. Однако реальность такова, что из 42 тысяч жителей Ненецкого округа половина живет в единственном здесь городе и примыкающем к нему Поселке Искателей. Прочий народ обосновался, как правило, в небольших селах, оторванных друг от друга значительными расстояниями и бездорожьем. И как создать там полноценные общины и организовать приходскую жизнь, которая концентрируется вокруг храма?

– Практически во всех населенных пунктах округа построены часовни, есть и два сельских храма, они в прекрасном состоянии. Для начала планирую посылать по отдаленным поселкам и деревням по очереди священников. Будут прилетать либо добираться туда на снегоходе. Совершать службы, исповедовать, крестить, отпевать. Вернулись, передохнули – и отправились дальше…

– И с какой периодичностью это будет происходить?

Молебен в Ненецкой окружной больнице.
Молебен в Ненецкой окружной больнице.
– Сейчас мне трудно сказать. В любом случае, миссионерство пока единственная возможность попасть к людям, которые живут в бескрайних тундровых просторах, трудятся там, воспитывают детей. Так и будем держать оборону. На несколько амбразур – один священник. Во время Великой Отечественной подобным образом действовали находчивые солдаты. А враг думал, что на том участке переднего края рота закрепилась (улыбается).

Надеюсь на поддержку нашей Архангельской митрополии, Московской Патриархии. Конечно, нужна помощь властей предержащих и их добрая воля. Думаю, таковая имеется. По крайней мере, в беседе с главой региона Игорем Федоровым эту тему обсуждали. И уже есть представитель аппарата губернатора, которому поручена отработка этого направления.

Дорогу осилит идущий. Значит, надо отправляться в путь, а не кивать на обстоятельства. У нас есть пример Пустозерска, откуда в стародавние времена несли в заполярную тундру слово Божие миссионеры. Да и в самом Пустозерске при населении чуть более тысячи человек было пять церквей. Можно вспомнить и то, что вплоть до революции одним из самых обширных приходов в Архангельской губернии был Тельвисочный. Старинное село Тельвиска находится рядом с Нарьян-Маром, которого в те времена в помине не было. Священники действующего там Богоявленского храма проповедовали даже на острове Колгуев – от Тельвиски это километров двести. Добирались на оленьих упряжках. На острове в Баренцевом море построили первую самоедскую церковь и ежегодно выезжали туда для проведения церковных треб. К Тельвисочному приходу были приписаны все кочующие оленеводы Большеземельской тундры.

Икона новомученника Никодима заняла свое место в кафедральном соборе Нарьян-Мара. Фото: Альберт Людвиг.
Икона новомученника Никодима заняла свое место в кафедральном соборе Нарьян-Мара. Фото: Альберт Людвиг.
В этом селе на нижнем берегу Печоры родился местночтимый святой Никодим – историк северных житий, миссионер, окрестивший не одну сотню кочующих оленеводов. Он принял в сане епископа Белгородского мученическую смерть от рук большевиков. В нашем кафедральном соборе недавно появилась икона священномученика Никодима – ее заказал в мастерских Патриархии и передал в дар епархии сенатор от Ненецкого округа Игорь Кошин.

Первую свою пастырскую поездку я совершил именно в Тельвиску. Восстановить приспособленный ныне под склад старый храм возможно. Жаль только, финансовых средств на это нет у епархии.
А вот проблем, которые надо решать незамедлительно, у нас воз и маленькая тележка. Отремонтировали своими силами в кафедральном соборе Нарьян-Мара верхний храм. Теперь возрождаем нижний. Когда-то он действовал, но был доведен до плачевного состояния. Восстанавливаем там баптистерий для крещения взрослых людей. Купель, которую заказали на материке, с транспортировкой обошлась в 300 тысяч рублей. Средства для нас немалые. Ведь это деньги прихожан.

– Вы упомянули два сельских храма. Почему нельзя назначить туда настоятелей и начать регулярные службы?

– Снова вынужден напомнить о кадровом голоде. Со священником для села Великовисочное решить, может быть, и реально. Хотя и сложно, это ведь должен быть человек с Большой земли. А в селе Несь, где стоит чудный храм XIX века – его называют жемчужиной ненецкой земли, – батюшке попросту негде жить. Там был дом, но каким-то странным образом вдруг оказался проданным. А настоятель исчез в неизвестном направлении. Ну и как я привезу в село очередного, да еще с семьей? Прежде надо создать условия, чтобы священник там остался, пустил крепкие корни, иначе ситуация только усугубится. Но купить жилье мы не можем, нет таких средств.

– А как обстоит дело с инициативой снизу? Главы сельских администраций что-то предлагают, или они занимают выжидательную позицию?

– По-разному бывает. В Тельвиске готовы передать бывший храм епархии. Еще бы восстановительный ремонт помогли сделали, поскольку мы сами не осилим. А в Амдерме, когда мы организовали первую в истории этого построенного в советское время поселка церковную общину и на приходском собрании решили построить храм, люди были полны энтузиазма. Появляюсь снова – как-то настороженно себя держат: «Нет, мы без главы ничего не станем делать». Попытался поговорить с руководителем муниципального образования о том, что надо бы и о душе народа думать. Однако не нашел понимания. А на улице ко мне женщины подходят, просят со слезами построить хотя бы небольшую часовню. Говорят: «Мы все-таки этого дождемся и будем своих детей здесь крестить».

– Бытует мнение, что, достигнув в церковной иерархии определенного положения, человек начинает жить не просто хорошо, а очень хорошо. Епископ, согласно этой логике, так должен купаться в роскоши. В чем для вас выражается роскошь по-нарьянмарски? В каких апартаментах живете, на какой машине ездите?

– Машины нет.

– Даже служебной?

Молитва в часовне села Тельвиска. Фото: Владимир Почечикин
Молитва в часовне села Тельвиска. Фото: Владимир Почечикин
– Никакой. А живу я в деревянном доме причта храма с линолеумными полами и минимальной меблировкой. Когда вселился в эти так называемые апартаменты, два месяца спал на диване. Собрав с миру по нитке, поскольку в храмовой кассе ничего не было, купили в Питере достаточно простую мебель. Еще через два месяца привезли ее по зимнику – проложенной через тундру прямо по снегу временной дороге. Едва успели. А поскольку зимы у нас тут долгие и морозы случаются под пятьдесят, в комнатах бывает и холодновато. Но это – нормально. Думаю, если епископ склонен к роскоши, это вообще-то нонсенс.

– Ну, епископы по-разному живут…

– По-разному, конечно. Но для Нарьян-Марского, во всяком случае, такой проблемы нет. В доме причта я занимаю второй этаж. А в кельях на первом живут монах Петр и инокиня Татиана из Спасо-Бородинского монастыря. Сама она из Великовисочного. И вот вернулась в родные края. Рад этому, поскольку у нас, в перспективе, должен быть женский монастырь.

– Да что вы говорите?!

– Ну конечно, обязательно. Нарьянмарских женщин, которые живут верой и ничем другим, я уже знаю. Таких сразу видно. Их не одна, и не две, и не три…

– Но это в далекой, надо понимать, перспективе?

– Почему же? Комплекс необходимых зданий на территории храма есть. Осталось только поставить жилой корпус – и все.

– Владыка, вы – человек творческий. Закончили филологический факультет МГУ, руководили киностудией и газетой Троице-Сергиевой лавры. Снимали фильмы, писали книги, выпускали фотоальбомы. А какое место творческая составляющая занимает в вашей нынешней жизни?

– Разные есть задумки, их немало. Все это, естественно, не в ущерб епископскому служению. Сейчас готовлю книгу о походе по Северному морскому пути в прошлом году. Севморпуть – это же целая эпоха в истории нашего государства. Героическая эпоха! И фотографировать продолжаю. Для того чтобы люди получили зримое свидетельство: Русская Арктика – не пустой звук. Начиная с XII века ее создавали жертвенным подвигом и великими трудами поколения первопроходцев, мореходов, священников-миссионеров, полярников, летчиков, подводников. И если не продолжить эстафету, Арктика станет норвежской, американской, китайской. Какой угодно, только русской больше не будет.

Преосвященный Иаков, епископ Нарьян-Марский и Мезенский с образом святителя Николая у борта атомохода «Россия»
Преосвященный Иаков, епископ Нарьян-Марский и Мезенский с образом святителя Николая у борта атомохода «Россия»
– В определенных кругах стало модным говорить о сращивании Русской Православной Церкви с государством. Насколько вам, правящему архиерею, легко выстраивать отношения с местной властью? Не возникает ощущения, что, оказав епархии финансовую либо иную помощь, от вас ждут ответного действия – например, публичной поддержки какого-то политика?

– Да не сращиваюсь я как-то с окружной администрацией и местным отделением «Единой России» (улыбается). А если серьезно, то мне это и не грозит. Полностью свободен от подобного. На российском гербе под митрой две главы и одно тело. Есть народ и есть власть государственная и власть духовная. Так вот, наша миссия – служить Богу и людям. Государственная власть, когда она вдохновлена созидательными и духовными целями, может быть с Церковью. Не вижу в этом ничего дурного. Но Церковь всегда была, есть и останется с на–ро–дом. Да и властные мужи в наше время, слава Богу, стали понимать, что социальное обеспечение без духовного наполнения окажется по меньшей мере ущербным.

С епископом Нарьян-Марским и Мезенским Иаковом
беседовал Владимир Киселев
(Нарьян-Мар)

17 января 2013 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Свет святости за Полярным кругом Свет святости за Полярным кругом Владимир Киселев Выставка икон «Образ Богоматери» из собрания Государственного исторического музея открылась в заполярном Нарьян-Маре. Экспозиция, привезенная в самую северную епархию России, начинает новый просветительский проект музея. И теперь даже в самых отдаленных районах страны смогут вглядеться в наиболее значимые иконы, познать их красоту и понять глубинный смысл. «Мы шли прямым курсом на сияющий свет» «Мы шли прямым курсом на сияющий свет» ФОТОГАЛЕРЕЯ: Эскпедиция «Арктика-2012» Экспедиция «Арктика-2012» была организована для того, чтобы снять со льдины дрейфующую станцию «Северный Полюс-39» и высадить на новую льдину станцию «Северный полюс-40». Впервые в истории в подобной экспедиции принимал участие архиерей Русской Церкви, – Преосвященный Иаков, епископ Нарьян-Марский и Мезенский. Репортаж с Ледовитого океана – в фотографиях самого владыки и присутствовавших корреспондентов. Освящение Русской Арктики Освящение Русской Арктики Путевые заметки еп. Нарьян-Марского и Мезенского Иакова Освящение Русской Арктики Освящение Русской Арктики Путевые заметки епископа Нарьян-Марского и Мезенского Иакова, ставшего первым архиереем, сопровождавшим экспедицию по самым северным широтам Анастасия Рахлина «Наука делает все, что может, но в конечном итоге определяющим будет краткое: если Бог даст», – говорит Преосвященный Иаков, епископ Нарьян-Марский и Мезенский, рассказывая об экспедиции «Арктика-2012», из которой он не так давно вернулся. О чудесах, явленных в этом походе, освящении Русской Арктики и о том, как 9 дней, почти потеряв надежду, полярники искали в истончившихся льдах место для высадки станции, владыка Иаков рассказал нашему порталу. Повесть о холодном рае.
Беседа с иеромонахом Гавриилом (Богачихиным)
Повесть о холодном рае.
Беседа с иеромонахом Гавриилом (Богачихиным)
Для некоторых людей Антарктида становится откровением. Когда на Сретение 15 февраля 2004 года владыка Феогност освящал храм на российской станции «Беллинсгаузен» и служил литургию, то один из чилийских полярников, его зовут Эдуардо, увидел во время Евхаристического канона, как открылись небеса – а небо было в тучах – и солнечный луч попал в храм. Этот момент запечатлен на фотографиях. Он уверовал и понял, что именно в православии есть истина.
Комментарии
МИХАИЛ29 июля 2015, 14:00
НИЗКИЙ ПОКЛОН ВАМ СПАСИ ВАС ГОСПОДИ МЫ С МАМОЙ МОЕЙ ПРОЧИТАЛИ С БОЛЬШОЙ БЛАГОДАРНОСТЬЮ С ИНТЕРЕСОМ МИХАИЛ И МОЯ МАМА ЗИНАИДА СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ
Вера Евгеньевна.21 сентября 2014, 06:00
мне все интересно. Я живу на Урайнем Севере на Ямале. Теже проблемы. Вот сегодня иду на первую самостоятельную службу. в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Кто придет из женщин? Что говорить? Я ведь светский человек. Да еще и женщина.
николай 8 июня 2013, 19:00
Владыко благословите раба Божиего Николая.Вы наверное меня помните,Лавра братская трапеза.Меня о.Наум благословил отрегулировать мирские дела.Но как это сделать я многогрешный не ведаю.В Евангелии Спаситель сказал,что Я пришел не делить вас.А посему прошу Ваших святых молитв,чтобы Господь чрез окружающих меня людей учинил,свой суд и правду и аз невозбранно вернулся в послушание к архимандриту Ефрему в Сабурово - святые места нашей Святой Руси.Помощи Божией Вам Владыко в Вашем многотрудном деле.Но Господь близ.Простите.
Яков28 января 2013, 11:00
Поклон тебе Владыко Иаков от прихожанина храма прп.Агапита Печерского в Киеве Иакова.Службу в армии проходил в г. Архагельск принимал метеосводки в том числе из Нарьян-Мара.
Евгения23 января 2013, 20:00
Очень интересная статья! Спасибо!А скажите пожалуйса (не знаяю как более с вами связаться), нельзя ли просить епископа Иакова (Тисленко), стать моим наставником? Я не видела более удивительного человека-ангела, доброго и великодушного! Пожалуйста ответьте мне, я уже давно ищу своего духовного отца, пожалуйста помогите мне его обрести!
Константин грешный21 января 2013, 04:00
Спаси Господи владыку Иакова со паствою!
Александр20 января 2013, 17:00
Спасибо за статью-беседу. Прочитал с большим интересом. Владыке Иакову помощи Божией в трудах и заботах. В делах нужных Богоугодных. С благодарностью. р.Б. Александр, уч. експ. Арктика 2012,СП39-40.
Сергий19 января 2013, 16:00
Низкий поклон! Спаси Господи!
Андрей17 января 2013, 15:00
Спаси Господи
Надежда17 января 2013, 12:00
Бог в помощь епископу Нарьян-Маскому Мезенскому Иакову! О таких священнослужителях Господь сказал: "Вы - свет миру... да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного."(Ев. от Матфея,14,16)
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке