Расстояние между нами и Богом

Каково расстояние между нами и Богом? Не между нашей греховностью и испорченностью и Его святостью и совершенством. Не между нашей ограниченностью и ничтожеством и Его величием и всемогуществом. Не между нашим неразумием и Его премудростью. Нет. Между нами и Им – какое расстояние, его как измерить?

Многие святые отцы говорят, что нет никого и ничего ближе нам, чем Господь. Кто-то из них даже употребляет такое сравнение: «Знаешь, как близок воздух к нашему телу? А Господь к нам еще ближе!» И порой мы действительно это ощущаем, в какие-то особые моменты: иногда совершенно неожиданно, нечаянно, иногда же, наоборот, ощущение это приходит, когда мы сознательно призываем Его имя в своей скорби.

Но чаще всего мы чувствуем, что есть что-то, что нас от Бога отделяет, какое-то расстояние, какая-то преграда. И расстояние это постоянно меняется: то сокращается, то возрастает. И преграда то опускается к земле, становится, что называется, вровень с порогом, то вырастает до небес.

Что это за расстояние, что это за преграда? У кого узнать, у кого спросить? Можно у Господа спросить, а можно и у себя… Ведь мы о расстоянии и преграде этих многое знаем – не все, но многое, правда. Ведь и то, и другое – мы сами.

Кто-то считает, что его от Бога отделяет и удаляет мир. Но это ложь. Не мир, а наше отношение к миру, наша страстная к нему привязанность, увлеченность им, любовь к нему. Та самая любовь, ради которой мы так часто отвергаем любовь Божию.

Кто-то скажет, что отделяет и удаляет нас от Бога диавол. И это ложь. Нет у него власти над нами, не может он ни заставить нас делать что-то, Богу противное, ни удержать от того, что делать должно. А если вдруг оказывается, что властью этой он обладает, то лишь в том случае это может быть, если из наших рук он ее получил, если сами мы ему ее предали. И себя самих предали – в полном смысле этого слова.

Расстояние между нами и Господом – наши желания, Его воле противные, наша гордость, Его смирению чуждая, наша ненависть, Его любовь оскорбляющая, наша развращенность, с Его чистотой несовместимая. А преграда – грехи наши, нераскаянные, не отвергнутые, но в сердце взлелеянные и тем же сердцем возлюбленные.

Милостив Господь и потому, когда особенно нуждаемся мы в Нем, в Его близости и от близости происходящем утешении, Сам преодолевает расстояния и преграды, и чувствует Его наша душа, согревается Его теплом, просвещается Его светом. А потом… Потом мы вновь показываем – жизнью своей, словами, мыслями, чувствами, желаниями своими, – что не хотим мы быть с Ним, что «наше» дороже нам, чем Он. Нет, если бы нас об этом спросили, мы бы никогда так не сказали… Но так мы поступаем и так живем.

И потому есть расстояние, есть преграда и есть холод, есть одиночество, есть боль, которая изнутри уязвляет и мучает нас. Есть бессилие и от него рождающееся уныние. Есть неизвестность будущего и страх перед ним…

Все в нашем сердце и в нашей власти. Не удалиться от Господа, когда Он в очередной раз приблизился к нам. Не предпочесть Ему того, что через мгновение обернется – той самой болью, тем самым страхом, холодом и одиночеством. Искать и находить в себе то, что противно Ему, что удлиняет расстояние и растит преграду, и учиться это в себе ненавидеть. А, ненавидя, искоренять.

Все в нашем сердце и в нашей власти. Что мы выбираем?

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Произвольная слепота Произвольная слепота
Игум. Нектарий (Морозов)
Произвольная слепота Произвольная слепота
Игумен Нектарий (Морозов)
Как священник, я регулярно сталкиваюсь с проявлениями одной странной для верующих болезни. Главный ее симптом заключается в стремлении человека не замечать своих греховных привычек и страстей.
Стремитесь познать правду Божию Стремитесь познать правду Божию
Из проповедей святителя Гавриила Имеретинского
Святитель Гавриил (Кикодзе), епископ Имеретинский
Любовь к Богу проявляется в том, что в сердце человека идет постоянная борьба между добром и злом, чистотой и нечистотой и человек старается лжи и всякой нечистоте противопоставить истину и благодать и этим победить их. Такая же борьба между благодатью и грехом идет и в мире. И истинно любит Бога лишь тот, кто в этой борьбе занимает сторону первого и враждует со вторым.
Путь к счастью Путь к счастью
Свт. Нектарий Эгинский
Путь к счастью Путь к счастью
Святитель Нектарий Эгинский
Искушения посылаются, чтобы выявились скрытые страсти и можно было с ними бороться и чтобы таким образом излечилась душа. И они тоже являются знаком милости Божией.
Комментарии
Надежда Митрофанова31 марта 2016, 16:50
Спасибо вам всем большое за то .что вы нас учите уму разуму, многое полезное для души получаю, спокойно становится , стараюсь не грешить, и следить за собою, другими глазами смотрю на мир и радуюсь каждому дню , как подарку от БОГА!!!! Слава БОГУ за все!!!!!! и вам дай БОГ благополучия в вашем деле Спасибо,огромное!!!!!!!!!
Юрий25 января 2013, 23:34
Спасибо Вам! Пишите еще.
Сантехник23 января 2013, 15:18
«Царствие Божие внутрь вас есть».

«Постигнуть со всеми святыми,
что широта и долгота, глубина и высота,
и уразуметь превосходящую разумение
любовь Христову».
(Пространство, время и Любовь).

Может, не стоит печатать?!

23.01.13 Сантехник.
р.б.Сергий23 января 2013, 13:06
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
"Сеется тело душевное, восстает тело духовное"(1Кор.,15,44). Когда в силу страстности, тленности и смертности, в силу поврежденности человека грехом, отнимется у нас нынешнее бренное тело, отнимется и воля (свободное произволение)! Где окажется наше "духовное"?!
Поскольку "мы уже рождаемся убитые грехом: "в беззакониях зачат есмь и во гресех роди мя мати моя "(Пс.50), говорить можно только о попущеном Богом НАШЕМ удалении от Него".
НАШЕ приближение к Богу есть восхождение по духовной "лествице": от рабской любви до любви сыновней. Человек призван быть совершенным, быть Храмом Божиим, сосудом нетварной благодати Его. Без этого исчезает смысл самого существования человека! Для общения с Богом человеку необходимо обратиться (направиться) и приблизиться (приобрести подобие) к Нему. Ныне это возможно лишь путем наполнения сосуда сердца своего слезами покаяния пред Ним, упованием на милосердие Его, верою (пониманием необходимости) в спасение свое.
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Татиана22 января 2013, 23:24
Спаси Господи за Вашу статью о.Нектарий!
Наталия22 января 2013, 21:23
Спасибо Вам.Очень важно понимать что Бог рядом, он нас любит,а мы сами своими грехами не способны принять его любовь, надо только покаяться, чтоб почувствовать Его безмерную любовь, а еще надо иметь силы полюбить ближнего - нищего, одинокую старушку, наших детей лишенных любви...
Николай22 января 2013, 20:58
Чудесно! Кратко и ясно! Действительно, только в нешей власти: идти к Богу - или от Него...
Елена22 января 2013, 19:49
Спаси Господи, батюшка. Как, порой, своевременно Господь посылает утешение-данная статья не исключение.
Оксана22 января 2013, 17:57
Очень верно сказано о диавольских искушениях.Действительно,мы сами пускаем врага рода человеческого в своё сердце.Иначе,если бы его власть распространялась на нас без нашей воли,тогда,где правда Божия?И Господь Бог нам помогает,но не без нас!
григорий22 января 2013, 17:53
"Се стою и стучу (в келию нашей души) кто отворит тому....."
Благословен Бог дающий мудрость трезвящую игумену Нектарию, просвещающий Ею нас. Очень понравилась фотография горящей свечи- в ней дух, и образ Безвременности, и временности человеческой жизни. Без Бога мы глазами смотрим и не видем, ушами слушаем и не слышем из-за окаменелости сердца к благому Божественному поучению, и совести.
Ольга22 января 2013, 05:44
"Нет у него власти над нами, не может он ни заставить нас делать что-то, Богу противное, ни удержать от того, что делать должно".

Спаси Господи за эти слова, возвращающие от уныния к Богу.
Kонстантин22 января 2013, 01:39
Как хорошо знакомо это расстояние и как оно болезненно.Спасибо Вам за Вашу статью!
Елена.Украина22 января 2013, 01:17
ВЫБИРАЕМ ХРИСТА. Сокращаем расстояние между Ним и собой,и этим самым становимся ближе друг другу,исполняя две главнейшие заповеди о любви к Богу и к ближнему. Невозможно любить Бога, отвергая Его образ - Человека.
Геннадий21 января 2013, 22:47
Прекрасное фото в заглавии.
Елена М21 января 2013, 19:44
Совершенно верно, выбор всегда делаем мы сами из того, что нам посылается в качестве информации, которая исходит от Бога и от его антипода, а значит мы и должны отвечать за свои поступки , действия, слова. И, безусловно, и отвечаем, только не всегда понимаем это.
Наташа21 января 2013, 19:14
Спасибо!
р.б.Павел21 января 2013, 17:43
Отец Нектарий, спасибо вам большое за такую прекрастную статью!
Спаси Господи!
Артемий21 января 2013, 17:40
Спасибо за прекрасные слова! Могу подтевридить, что без Бога страшная пустота и страх.. с ним же мир! наш, христианский мири любовь!
Вера21 января 2013, 11:55
Отец Нектарий! Спасибо! За живое задели Ваши слова: "властью этой он (дьявол) обладает, лишь в том случае, если из наших рук он ее получил, если сами мы ему ее предали." Порой казалось, что от нас это не зависит - отсюда уныние. Оказывается, что надо на давать дьяволу власти над собой и тогда Господь будет ближе воздуха.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×