Расстояние между нами и Богом

Каково расстояние между нами и Богом? Не между нашей греховностью и испорченностью и Его святостью и совершенством. Не между нашей ограниченностью и ничтожеством и Его величием и всемогуществом. Не между нашим неразумием и Его премудростью. Нет. Между нами и Им – какое расстояние, его как измерить?

Многие святые отцы говорят, что нет никого и ничего ближе нам, чем Господь. Кто-то из них даже употребляет такое сравнение: «Знаешь, как близок воздух к нашему телу? А Господь к нам еще ближе!» И порой мы действительно это ощущаем, в какие-то особые моменты: иногда совершенно неожиданно, нечаянно, иногда же, наоборот, ощущение это приходит, когда мы сознательно призываем Его имя в своей скорби.

Но чаще всего мы чувствуем, что есть что-то, что нас от Бога отделяет, какое-то расстояние, какая-то преграда. И расстояние это постоянно меняется: то сокращается, то возрастает. И преграда то опускается к земле, становится, что называется, вровень с порогом, то вырастает до небес.

Что это за расстояние, что это за преграда? У кого узнать, у кого спросить? Можно у Господа спросить, а можно и у себя… Ведь мы о расстоянии и преграде этих многое знаем – не все, но многое, правда. Ведь и то, и другое – мы сами.

Кто-то считает, что его от Бога отделяет и удаляет мир. Но это ложь. Не мир, а наше отношение к миру, наша страстная к нему привязанность, увлеченность им, любовь к нему. Та самая любовь, ради которой мы так часто отвергаем любовь Божию.

Кто-то скажет, что отделяет и удаляет нас от Бога диавол. И это ложь. Нет у него власти над нами, не может он ни заставить нас делать что-то, Богу противное, ни удержать от того, что делать должно. А если вдруг оказывается, что властью этой он обладает, то лишь в том случае это может быть, если из наших рук он ее получил, если сами мы ему ее предали. И себя самих предали – в полном смысле этого слова.

Расстояние между нами и Господом – наши желания, Его воле противные, наша гордость, Его смирению чуждая, наша ненависть, Его любовь оскорбляющая, наша развращенность, с Его чистотой несовместимая. А преграда – грехи наши, нераскаянные, не отвергнутые, но в сердце взлелеянные и тем же сердцем возлюбленные.

Милостив Господь и потому, когда особенно нуждаемся мы в Нем, в Его близости и от близости происходящем утешении, Сам преодолевает расстояния и преграды, и чувствует Его наша душа, согревается Его теплом, просвещается Его светом. А потом… Потом мы вновь показываем – жизнью своей, словами, мыслями, чувствами, желаниями своими, – что не хотим мы быть с Ним, что «наше» дороже нам, чем Он. Нет, если бы нас об этом спросили, мы бы никогда так не сказали… Но так мы поступаем и так живем.

И потому есть расстояние, есть преграда и есть холод, есть одиночество, есть боль, которая изнутри уязвляет и мучает нас. Есть бессилие и от него рождающееся уныние. Есть неизвестность будущего и страх перед ним…

Все в нашем сердце и в нашей власти. Не удалиться от Господа, когда Он в очередной раз приблизился к нам. Не предпочесть Ему того, что через мгновение обернется – той самой болью, тем самым страхом, холодом и одиночеством. Искать и находить в себе то, что противно Ему, что удлиняет расстояние и растит преграду, и учиться это в себе ненавидеть. А, ненавидя, искоренять.

Все в нашем сердце и в нашей власти. Что мы выбираем?

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Произвольная слепота Произвольная слепота
Игум. Нектарий (Морозов)
Произвольная слепота Произвольная слепота
Игумен Нектарий (Морозов)
Как священник, я регулярно сталкиваюсь с проявлениями одной странной для верующих болезни. Главный ее симптом заключается в стремлении человека не замечать своих греховных привычек и страстей.
Стремитесь познать правду Божию Стремитесь познать правду Божию
Из проповедей святителя Гавриила Имеретинского
Святитель Гавриил (Кикодзе), епископ Имеретинский
Любовь к Богу проявляется в том, что в сердце человека идет постоянная борьба между добром и злом, чистотой и нечистотой и человек старается лжи и всякой нечистоте противопоставить истину и благодать и этим победить их. Такая же борьба между благодатью и грехом идет и в мире. И истинно любит Бога лишь тот, кто в этой борьбе занимает сторону первого и враждует со вторым.
Путь к счастью Путь к счастью
Свт. Нектарий Эгинский
Путь к счастью Путь к счастью
Святитель Нектарий Эгинский
Искушения посылаются, чтобы выявились скрытые страсти и можно было с ними бороться и чтобы таким образом излечилась душа. И они тоже являются знаком милости Божией.
Комментарии
Надежда Митрофанова31 марта 2016, 16:50
Спасибо вам всем большое за то .что вы нас учите уму разуму, многое полезное для души получаю, спокойно становится , стараюсь не грешить, и следить за собою, другими глазами смотрю на мир и радуюсь каждому дню , как подарку от БОГА!!!! Слава БОГУ за все!!!!!! и вам дай БОГ благополучия в вашем деле Спасибо,огромное!!!!!!!!!
Юрий25 января 2013, 23:34
Спасибо Вам! Пишите еще.
Сантехник23 января 2013, 15:18
«Царствие Божие внутрь вас есть». • «Постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову». (Пространство, время и Любовь). Может, не стоит печатать?! 23.01.13 Сантехник.
р.б.Сергий23 января 2013, 13:06
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! "Сеется тело душевное, восстает тело духовное"(1Кор.,15,44). Когда в силу страстности, тленности и смертности, в силу поврежденности человека грехом, отнимется у нас нынешнее бренное тело, отнимется и воля (свободное произволение)! Где окажется наше "духовное"?! Поскольку "мы уже рождаемся убитые грехом: "в беззакониях зачат есмь и во гресех роди мя мати моя "(Пс.50), говорить можно только о попущеном Богом НАШЕМ удалении от Него". НАШЕ приближение к Богу есть восхождение по духовной "лествице": от рабской любви до любви сыновней. Человек призван быть совершенным, быть Храмом Божиим, сосудом нетварной благодати Его. Без этого исчезает смысл самого существования человека! Для общения с Богом человеку необходимо обратиться (направиться) и приблизиться (приобрести подобие) к Нему. Ныне это возможно лишь путем наполнения сосуда сердца своего слезами покаяния пред Ним, упованием на милосердие Его, верою (пониманием необходимости) в спасение свое. БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Татиана22 января 2013, 23:24
Спаси Господи за Вашу статью о.Нектарий!
Наталия22 января 2013, 21:23
Спасибо Вам.Очень важно понимать что Бог рядом, он нас любит,а мы сами своими грехами не способны принять его любовь, надо только покаяться, чтоб почувствовать Его безмерную любовь, а еще надо иметь силы полюбить ближнего - нищего, одинокую старушку, наших детей лишенных любви...
Николай22 января 2013, 20:58
Чудесно! Кратко и ясно! Действительно, только в нешей власти: идти к Богу - или от Него...
Елена22 января 2013, 19:49
Спаси Господи, батюшка. Как, порой, своевременно Господь посылает утешение-данная статья не исключение.
Оксана22 января 2013, 17:57
Очень верно сказано о диавольских искушениях.Действительно,мы сами пускаем врага рода человеческого в своё сердце.Иначе,если бы его власть распространялась на нас без нашей воли,тогда,где правда Божия?И Господь Бог нам помогает,но не без нас!
григорий22 января 2013, 17:53
"Се стою и стучу (в келию нашей души) кто отворит тому....." Благословен Бог дающий мудрость трезвящую игумену Нектарию, просвещающий Ею нас. Очень понравилась фотография горящей свечи- в ней дух, и образ Безвременности, и временности человеческой жизни. Без Бога мы глазами смотрим и не видем, ушами слушаем и не слышем из-за окаменелости сердца к благому Божественному поучению, и совести.
Ольга22 января 2013, 05:44
"Нет у него власти над нами, не может он ни заставить нас делать что-то, Богу противное, ни удержать от того, что делать должно". Спаси Господи за эти слова, возвращающие от уныния к Богу.
Kонстантин22 января 2013, 01:39
Как хорошо знакомо это расстояние и как оно болезненно.Спасибо Вам за Вашу статью!
Елена.Украина22 января 2013, 01:17
ВЫБИРАЕМ ХРИСТА. Сокращаем расстояние между Ним и собой,и этим самым становимся ближе друг другу,исполняя две главнейшие заповеди о любви к Богу и к ближнему. Невозможно любить Бога, отвергая Его образ - Человека.
Геннадий21 января 2013, 22:47
Прекрасное фото в заглавии.
Елена М21 января 2013, 19:44
Совершенно верно, выбор всегда делаем мы сами из того, что нам посылается в качестве информации, которая исходит от Бога и от его антипода, а значит мы и должны отвечать за свои поступки , действия, слова. И, безусловно, и отвечаем, только не всегда понимаем это.
Наташа21 января 2013, 19:14
Спасибо!
р.б.Павел21 января 2013, 17:43
Отец Нектарий, спасибо вам большое за такую прекрастную статью! Спаси Господи!
Артемий21 января 2013, 17:40
Спасибо за прекрасные слова! Могу подтевридить, что без Бога страшная пустота и страх.. с ним же мир! наш, христианский мири любовь!
Вера21 января 2013, 11:55
Отец Нектарий! Спасибо! За живое задели Ваши слова: "властью этой он (дьявол) обладает, лишь в том случае, если из наших рук он ее получил, если сами мы ему ее предали." Порой казалось, что от нас это не зависит - отсюда уныние. Оказывается, что надо на давать дьяволу власти над собой и тогда Господь будет ближе воздуха.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×