Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только

Александра Боровик

Современные крещаемые, кто они? Как правило, в храм приносят крестить младенцев, но встречаются и пришедшие креститься взрослые. Их намного меньше, чем детей. И за каждым редким случаем стоит чья-то жизнь с таинственным переплетением ее обстоятельств, чья-то живая судьба и чья-то твердая решимость. Что заставляет сделать такой судьбоносный шаг?

– У меня есть лучший друг, – рассказывает Александр, который решил креститься в 26 лет, – мы одного возраста и родились почти в один день. Недавно он женился, и теперь они ждут ребенка. И мой друг попросил, чтобы я стал крестным. Поскольку я некрещеный и ничего об этом не знаю и не знаю, как быть крестным, решил сходить сюда.

– Я заболела. И осознала, что моя болезнь из-за того, что я отошла от Бога, – признается Наталья, 47 лет, которая была ребенком крещена в католичестве. – Я не носила крестик, не соблюдала постов, редко ходила в храм. Дочь призывала: «Давай вечером вместе помолимся». А у меня не хватало времени. Когда я заболела, они с моей мамой (обе православные) очень за меня молились. Дочь даже съездила в Переделкино к старцу Илию, и тот благословил на операцию. Я поняла, как за меня много молятся и насколько сильна православная вера, и поклялась, что, если все будет хорошо, я приму Православие. Операция прошла удачно, и вот я уже в Православии.

– К этой мысли я шел очень давно, – рассказывает Антон, 42 года. – А тут вдруг ребенок ни с того ни с сего говорит: «Хочу креститься». Поэтому, собственно говоря, пришлось. Мама-то у нас крещеная. Ребенок сильно сподвиг меня к этой мысли.

– Сам, без принуждений, никто меня не уговаривал, к этому я пришел сам, – спешит поделиться Денис, 33 года. – Наверное, поскольку нет какого-то защитника, нет человека или Существа, Которому можно было бы доверить все свои желания и беды. Даже супруга не поймет. Хотя мы вместе уже пятнадцать лет из моих тридцати трех. Но есть вопросы, которые я никому не доверю, которые должны остаться только со мной. Огромное количество вопросов, которые, к сожалению, не могу в себе решить. И не могу заставить себя кому-то об этом сказать. Это живет внутри, гложет меня, разрывает. Есть ряд противоречий во мне, которые я хотел бы примирить.

Нужны ли этим людям огласительные беседы, которые всегда традиционно проводились в храме перед таинством крещения? Но если раньше проходило одно 45-минутное занятие непосредственно перед крестинами, то с начала прошлого года была введена новая система. Теперь родители и крестные младенцев участвуют в цикле из двух бесед (вторник и четверг), а взрослые крещаемые – в цикле из пяти бесед (по субботам). Прослушивание огласительных бесед является обязательным для участия в таинстве, и, приходя в церковную лавку для записи на крестины, люди получают номер телефона, по которому надо вначале позвонить и договориться о посещении огласительного курса.

Конечно, кто-то сразу разворачивается и уходит. Никуда не звонит. И сколько таких – отследить невозможно. Однако поведение остальных может проанализировать руководитель службы катехизации храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково Ирина Русова. Именно ей звонят крещаемые, получив в лавке указанный телефон.

– Процентов семьдесят говорят: «Я с радостью приду», – рассказывает Ирина. – А процентов тридцать: «Да зачем?! Мы пойдем в другой храм! И вообще, нам неохота всё это слушать!», или «Нам некогда, мы много работаем и сильно заняты!» Я начинаю объяснять, зачем нужны эти беседы. До смешного доходило! – вспоминает она.

Крещение младенца. Фото: Г. Балаянц / Православие.Ru Крещение младенца. Фото: Г. Балаянц / Православие.Ru
– Звонит человек: «Мы послезавтра улетаем за границу, хотим завтра крестить ребенка, а вы нам мешаете!! Что это за беседы?!!» Я начинаю объяснять, для чего нужны огласительные беседы: для понимания смысла таинства крещения, для того, чтобы люди немного «ориентировались» в Церкви, тем более мы рассказываем и о практических вещах… Всё это я произношу, и мужчина уже совершенно другим голосом говорит: «А, да? Мы придем тогда на беседы-то». Если с людьми немного поговорить, они осознают необходимость бесед и приходят, забывая о том, что заняты круглые сутки, – заключает Ирина.

Зачем креститься, если не готов потратить время на получение даже минимальных знаний о Церкви, членом которой собираешься стать? Мотивация может быть любой – от привычной, хотя и не осмысленной тяги к традиции до суеверного представления о том, что крещение защитит, например, младенца от болезни. Может быть, защитит. Но не менее защитит, если христианин хотя бы немного узнает о своей религии и станет чуть больше понимать, что именно собирается сделать. Случаи, когда человек не понимает, зачем нужно креститься, одновременно не понимает, что не понимает, и не хочет понимать, но хочет креститься, – достойны профессионального религиоведческого интереса.

Есть одно исключение – молодые люди 17–18 лет. Это возраст, когда, действительно, трудно заинтересовать какими-то знаниями. А вот чем руководствуются родители таких молодых людей, когда отказываются «водить» их на беседы (как будто те не в состоянии сами прийти)? Вот пример: мама 18-летнего юноши хотела его крестить. Но, узнав о необходимости прослушать несколько бесед, сказала: «Нет-нет! Мы найдем другой храм. Зачем это надо? Мы хотим креститься просто так». И разговор на этом закончился.

Другие девушки, Катя и Рая, 19 лет, посетив две беседы, каждый раз опаздывая на полчаса и поминутно спрашивая преподавателя, скоро ли он закончит, сорвались и ушли, хлопнув дверью. «У меня нет сил! Я загружена учебой! Что это за порядки?! – возмущалась Катя по телефону. – Эти беседы только отталкивают людей!»

– Мы решили, что больше ее не увидим, – вспоминает Ирина.

Однако весной, на каникулах, девушка вернулась. Она оказалась круглой сиротой.

– Надо было ее немного согреть, чего в начале мы, может быть, не сделали. Что-то упустили, недоглядели, – говорит Ирина.

Прослушав еще две беседы, Катя опять пропала. В итоге она пришла креститься через год после того, как появилась первый раз.

– Я рада, что ей хватило характера прийти к крещению, – вспоминает Ирина.

Для этого сложного возраста, вероятно, можно сделать исключение; например, иногда заменять им пятинедельный цикл двумя огласительными беседами, – считает Ирина.

– Кстати, мы всегда идем навстречу, если у человека особые обстоятельства, – говорит она. – Можем, например, провести курс из пяти бесед за один день. Бывает, что человеку трудно дойти до храма, например в силу возраста. Ведь креститься приходят и в 80 лет! В этом случае мы можем провести беседы на дому. В принципе для тех, кто явно не готов ходить и слушать регулярно и как-то общаться и взаимодействовать, мы можем сделать исключение.

А для остальных? Так ли нужны эти пять бесед, и стоит ли на них тратить время по субботам? Ведь с тех пор, как в храме введена новая система, количество крещаемых резко сократилось. «Более чем вполовину», – поражаются одни. «Раньше целая толпа во дворе стояла в субботу и воскресенье (дни общих крестин), а сейчас никого нет», – ужасаются другие. Однако слушатели курса из пяти огласительных бесед отзываются о них с одобрением.

Александр, 26 лет:

– От самих бесед я получаю вдохновение, это чувствуется. Каждый день размышляю об услышанном. Всю жизнь у меня были вопросы, на которые я наконец-то получаю ответы. Вот моя сестра крестилась в 16 лет и ничего такого не делала. Она ради забавы нашла крестного на несколько лет старше себя. И всё. Всё таинство.

– Как вы отнеслись к необходимости прослушать несколько бесед?

– Меня это не испугало, я даже, наоборот, хотел знать, что меня ждет. А то мне невеста купила одежды для крещения, а я приду и даже не пойму, что делать, что говорить, как себя чувствовать. Я хотя бы нервничать перестану после этих бесед! Конечно, беседы не всё охватили, но у меня жизнь впереди. Всё изучу. Главное – я получил вдохновение, с которым теперь буду этим заниматься. Теперь я смогу стать крестным. Правда, надо еще две беседы прослушать! Для крестных. Я считаю, это правильно. Надо же ребенку что-то объяснять!

Крещение князя Владимира. Художник Виктор Васнецов Крещение князя Владимира. Художник Виктор Васнецов
Антон, 42 года:

– С точки зрения ликбеза это программа совершенно потрясающая, потому что я понял в первый же день, что я вообще ничего не знаю. Все, что пришло с общим образованием, абсолютно ничего не стоит, потому что либо не соответствует действительности, либо просто этого мало. Здесь все очень четко рассчитано. Есть некая программа минимум, и, на мой взгляд, она очень полноценно реализована, просто если идти глубже, то это уже не пять занятий и не десять – нужно заниматься на регулярной основе гораздо дольше. Это уже школа либо вуз.

– Для некоторых это является препятствием к крещению.

– Ну и неразумно, по меньшей мере. Собственно говоря, почему это должно меня остановить? Чем такое серьезнейшее дело будет более осознанным, тем это правильнее. Правильнее для себя самого. Поэтому довольно глупо, наткнувшись на смешное препятствие, говорить: «Ой, нет-нет, это сложно. Я как-нибудь по-другому». Я был давным-давно на службе – всенощная, Пасха, и мне все понравилось, кроме прихожан, которые в третьем часу службы, воспользовавшись короткой паузой, спросили: «Когда уже грехи-то отпускать будут?!» Вот, оказывается, зачем люди пришли. Так и здесь. С одной стороны, можно воспринимать катехизацию как препятствие, а правильнее это воспринимать, наоборот, как благо.

– Можете сказать, что вы внутренне изменились?

– Безусловно. Я не имел ни малейшего представления о том, что мне стало понятным после первого-второго занятия. О том, что я вообще собираюсь сделать. Все встало на свои места. И о Православной Церкви я ничего не знал. Хотя, казалось бы, мне уже 40 лет, как же я не знаю? Все я знаю. А ничего я не знаю, как выяснилось.

Наталья, 47 лет (бывшая католичка):

– Конечно, вначале я подумала: вот, придется на это потратить время, но впоследствии не пожалела, потому что было очень интересно и поучительно. Мне кажется, надо увеличить количество бесед. Как я стала католичкой? Мы жили среди поляков и не имели православной церкви. Был только костел. Люди не вникали, поэтому крестили своих детей в католичестве – и моя мама крестила меня и моего брата… В советское время было воспитано не одно поколение, лишенное элементарных представлений о Церкви, а такие беседы (читает по бумажке) способствуют распространению духовной грамотности.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково
Денис, 33 года:

– Я думаю, что это самая правильная система, потому что не понимаю, как, например, крестился мой брат. Он заплатил какие-то деньги, пришел, и его просто окрестили. Меня это не устраивает. Я хочу больше понимать, для чего всё это, чтобы это имело какую-то ценность в конце концов! Если это слишком просто, то, наверное, малоценно для человека. К тому же, слишком много неверной информации о Церкви вокруг нас. Все это развращает, отталкивает…

Вот так. Для тех, кто пришел всерьез, – беседы не помеха, а подспорье.

– Судьбы очень разные, – говорит Ирина Русова, которая горячо поддерживает новую систему огласительных бесед. – Устаю ли я от катехизации? Да я от нее летаю! – смеется она.

Мужчина лет 40 хотел креститься, чтобы повенчаться со своей женой. Она умирала. С ним пытались разговаривать. Было очень тяжело.

– Потому что этот человек оказался мало согласен принять какое-то школьное учение, – вспоминает Ирина. – Нужно было что-то такое, что бы его перевернуло. Не знаю, насколько мы смогли до него хоть что-то донести, потому что он все опровергал, во все тыкал нас носом. Но Символ веры на крестинах читал по-настоящему. Это был тот самый случай: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» (Мк. 9: 24). Видимо, Господь вел его таким тяжелым и страшным путем, потому что другой путь не оказался бы спасительным. Это был очень сильный человек.

– Потом приходила женщина, больная раком, – продолжает Ирина. – Собиралась ложиться на операцию, далеко не первую, и очень хотела, даже если не останется в живых, умереть христианкой. Мы провели с ней пять бесед за неделю. Потом она крестилась и рассказывала о своей душевной борьбе, о том, как ей тяжело было прийти на крестины: сначала в двери замок заело, потом оторвался ремешок на обуви – всё какие-то неполадки. Она пришла в отчаяние и просто сказала (это ее слова!): «Отойди от меня, сатана, я на тебя плюю». И всё вдруг успокоилось, и она пошла.

– Можно вспомнить двух китаянок, которые слушали беседы очень внимательно. Они русскоговорящие, хотя родились в Китае. Живут в России, пришли к православной вере и хотят креститься. И они крестились. Потом была женщина, которая переходила к нам из мусульманства. О своей прежней религии она отзывалась отрицательно, и было видно, что ее шаг очень выжит жизнью. Такой продуманный, прожитый, очень сознательный. Позже я неоднократно видела ее на службах, – вспоминает Ирина. – Она стояла, как послы князя Владимира в Константинопольской Софии. На Пасху она даже немножко помогала.

– Когда крестятся дети лет 12–14, мы приглашаем их прийти на беседы вместе с крестными и родителями, они тоже могут посидеть послушать. И приходят! Была очень интересная семья из США: американская бабушка лет 60 с двумя американскими внучками лет по 12–14. И они очень хотели креститься именно в России, именно в Москве, именно в историческом храме. Для чего они приехали из Америки, привезли документ от родителей, которые разрешали бабушке крестить девочек в Православии, слушали беседы очень внимательно, бабушка что-то записывала, задавала вопросы. И потом крестились. Или молодая мама Наташа, лет 22, которую дома ждал младенец нескольких месяцев. Она еле-еле вырывалась на беседы! Но у нее горели глаза, ей было интересно и хотелось идти дальше. Это замечательные люди, – говорит Ирина.

Система огласительных бесед стала «лакмусовой бумажкой» для испытания серьезности намерений крещаемых.

– Конечно, отток есть, – заключает Ирина. – Это особенно видно на младенцах. Их количество сократилось вполовину, это точно! Но люди стали более сознательно подходить к таинству крещения.

Последний факт радует. Однако густая толпа на крестинах растаяла только из-за дополнительной катехизации. Разбежались катехумены. Увы! Зачем же они тогда стояли? Допускаю, что кому-то неинтересно слушать огласительные беседы, но потерпеть их ради таинства вступления в Церковь люди, выходит, тоже не готовы. А ведь это не самая большая жертва. Возникает вопрос: насколько мы вообще ценим таинство вступления в Церковь? А насколько мы вообще ценим Церковь? Ответ почему-то напрашивается малоутешительный.

Александра Боровик

28 января 2013 г.

P. S. Отдельное спасибо Ирине Русовой за организацию встречи с крещаемыми.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Крестные и родители должны научить ребенка жить по-христиански» «Крестные и родители должны научить ребенка жить по-христиански»
Иеродиакон Паисий (Шурухин), Алиса Захарова
Во-первых, крестные должны вести благочестивую жизнь. Во-вторых, они должны осознавать всю глубину предстоящей ответственности. В-третьих, безусловно, будущие крестные должны быть или стать воцерковленными людьми, регулярно участвующими в церковных Таинствах Исповеди и Причастия. Крестные должны заниматься духовным воспитанием ребенка, научить вере, приучить его к молитве, Причастию и церковной жизни, читать ему соответствующую литературу, чтобы Церковь стала частью жизни ребенка.
«Опыт внедрения и проблемы обязательной катехизации на приходах» «Опыт внедрения и проблемы обязательной катехизации на приходах»
Выступление на пленарном заседании направления «Катехизация и Таинства Церкви»
Епископ Саратовский и Вольский Лонгин
Примеры многих приходов показывают, что обязательная катехизация на приходах не только необходима, но и возможна, и что люди в большинстве своем с пониманием и заинтересованностью откликаются на предложение священника познакомиться с православной верой и с церковной жизнью.
Вместе или отдельно Вместе или отдельно
Прот. Андрей Ткачев
Вместе или отдельно Вместе или отдельно
Протоиерей Андрей Ткачев
Практика раздельного совершения оглашения и крещения, обручения и венчания – это именно старая практика, по грехам нашим и с нашего молчаливого согласия сошедшая к нулю.
Что значит быть крестной? Что значит быть крестной?
Иеромонах Дорофей (Баранов)
Во время таинства Крещения я как крестная мать поручилась перед Церковью за веру крещаемого. Значит, теперь я должна эту веру в своем крестнике взрастить. Если вдуматься, то просто опускаются руки. А с чего это я взяла, что справлюсь?
Комментарии
Антон Ребров20 октября 2015, 12:00
замечательная статья, побольше бы таких! к сожалению в большинстве храмов к этому все равно, относятся спустя рукава... а ведь огласительные беседы это не только лакмусовая бумажка серьезности намерений крещаемого, но и должно опять стать самой настоящей проповедью учения Господа нашего Иисуса Христа, которую должны доносить до оглашаемых самые опытные и искушенные в вере священники и монахи...
Елена28 июля 2014, 08:00
Как здорово, то теперь в Церкви есть такие беседы! Я в свое время попыталась спросить про "оглашение" перед тем как креститься- мне ответили что это все в прошлом, сейчас такого нет. Потом я пошла в воскресную школу, чтобы там подготовиться, но там уже были все крещенные, и я опять не туда попала. Крещение приняла, но позже, и без подготовки (( Даже не знала про Причастие...Не у всех есть семья или знакомые, которые могли рассказать что-то про Церковь. Хорошо и правильно, что сейчас людей готовят к этому важному событию в их жизни!
Марина 8 июня 2013, 04:00
Нужны огласитыльные беседы, очень нужны.Крестили меня в 14 лет, как сказано было в одном рассказе "... не нами было заведено, не нам отменять...". Мало что знала о значении и силе Таинства сего. Жизнь преподносила разные дары, то приближая, то уводя далеко-далеко от Истинной Веры. Не так давно получила в Дар "Огласительные Беседы" школы Покаяния из Екатеринбурга, где для меня впервые(!) прозвучало разъяснение Таинства Крещения (и многое другое). А ведь к этому времени у меня уже было 6 крестников, которых я-то крестила уже "зная" что делаю. Господи, прости и помилуй меня , грешную! Какая сила и красота открылись предо мною, какая Благодать! А что меньше стало желающих креститься, так временно все это. Вернутся, обязательно вернутся, ибо сильная Жажда странствующегшо в пустыне. Спасибо всем.
Василий Правдолюбов13 февраля 2013, 23:00
А все гораздо проще: взрослого человека надо подготовить ко крещению, обучив Православной вере и правилам церковным, пусть и кратко, а детей крестят по вере родителей, которых так же надо обучить православной вере и правилам церковным, и только тогда крестить.
Марина 4 февраля 2013, 21:00
Очень жаль что прежде огласительных бесед не было. Я крестилась в 1997 году, можно сказать, не приходя в сознание, просто знакомые позвали крестить своего первенца. Поскольку мыслила я себя всегда в православной традиции (спасибо тебе, о великая русская классическая культура, чей контекст пронизан знанием о Христе и Его Благой вести!), то никакого отторжения внезапно подвернувшаяся необходимость принять Крещение самой (не сердитесь, пишу, что ощущала тогда) не вызвала. Дома все порадовались. Но вот Символ Веры (читаемый во время Таинства) я впервые прочла, открыв Закон Божий. А случилось это спустя десять лет. Не представляете, как трудно идет мое воцерковление - то выстаивала две службы в день ( Литургию и Соборование, или Литургию и вечером Акафист), то неделями носа в храм не показывала. Очень, очень трудно совлекать с себя ветхого человека, особенно, если не почувствовал Благодати во время Таинства Крещения. А как почувствуешь, если воспринимал это как обряд, как ПРОЦЕДУРУ! Чувствую себя обделенной , сама по темноте своей лишив себя глубинного переживания этого момента рождения в новую жизнь- христианскую. И какое счастье выпало новообращенным, что им не приходится "интуичить" в духовных поисках, а они вот так, даром, всего лишь за толику своего свободного времени, получают это драгоценное знание о сердце нашей веры - Христе!
иер. Алексей 3 февраля 2013, 03:00
Многие не хотят слушать огласительные беседы, отношение к ним как к проказе. Вопрос, почему? Откуда такое неприятие и отвращение? Неужели беседа с подругой по телефону, или матерная перебранка на работе интересней, чем что-то узнать новое и не просто новое, а нужное для жизни? Ответ в том, что часто люди не хотят меняться, а православие требует покаяния, т.е. изменения образа жизни, а нам то надо? - спрашивают они в себе, - зачем тогда пришел? спрашиваем мы. Как во времена появления первых училищ на Руси, люди боялись отдавать своих детей на обучение, борьба была жесточайшая. Это все от неведения.
Зорро31 января 2013, 00:00
Очень нужны. Люди, кто собрался креститься обязательно идите на огласительные беседы. Что еще сказать? Это убережет вас от сетей лукавого.
Людмила30 января 2013, 23:00
Очень хорошая статья.огласительные беседы-необходимость первейшая!Вот бы почитать эти беседы.Я из тех ,кого крестили в малом возрасте. И о ходе богослужения хотелось бы больше знать.
Андрей. Новосибирск30 января 2013, 10:00
Я крестился полтора года назад, в 38 лет Никто не подталкивал. Разве что жизнь... Осознание, что жить без Бога я больше не в состоянии, понимание истинности Православия и ценностей, которые несет оно с собой - в очень короткий срок привели к этому решению. Почти ничего не знал на самом деле, батюшка на беседе говорил о самых простых вещах, по сути пересказав Символ Веры. Из всех, кто пришел (а там были и люди, которые собирались стать крестными) даже "Отче наш..." знал только я - не крещенный. Ну а потом уже, после Таинства, взялся читать, читать, читать. Системный подход, привитый классическим высшим-техническим образованием, сработал и тут ) А вообще, нужно с болью признать - многие наши сограждане относятся к Церкви абсолютно по-язычески, иконки-обереги, молитвы-заклинания. Если беседы хоть как-то помогут, хотя бы даже на время отсеять случайных, дав им время осознать и прочувствовать на себе - будет только лучше.
Александр М30 января 2013, 00:00
Мне кажется что эти беседы очень важны, нужны и полезны. Они нужны и полезны не только катехуменам, но и самой церкви. Церкви нужны люди с живой, горящей, жертвенной верой - только такая вера может зажечь огонек веры в других. Чем меньше в Церкви будет теплохладных, тем лучше. Поэтому не стоит пугаться того, что стало меньше желающих креститься, нужно радоваться тому, что есть такие люди как Антон и Александр, упомянутые в этой статье.
р.б.Сергий29 января 2013, 20:00
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! Для духовного возрождения русского народа нужна массовая катехизация, нужно "массовое" покаяние (как нениветянам). Оглашение является лишь подготовкой "руды" к очищению огнем. Без него и "плавка" будет неэффективной. Низкий поклон и благодарение всем, занимающимся этой важнейшей составляющей в деле обращения народа к Богу! ИВАНУ Х:"Будем молиться. Своими силами ко Христу не привести." - "Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет."(Лк.,19,26) - Вера без дел мертва! Любовь к ближнему не ограничивается молитвой за него! Надобно Крест свой не только поднять, но и нести! БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Елена29 января 2013, 18:00
Крестилась я в 20 лет, потому что сама была крёстной матерью. Крестилась тайно, потому что в 1980г. власти наказывали (я была комсомолкой). Ничего не знала, никто бесед не проводил. Осознано пришла в веру лет 10 тому назад. Много читала, ездила по святым местам. Но об этих беседах узнать хочу. Может можно где-нибудь прочитать? Подскажите. Спаси Господи!
Марина29 января 2013, 15:00
Мы украинская православная, многодетная семья. Я учительница нашей детской воскресной школы. Учу детей и учусь вместе с ними. Недавно в нашей церкви подняли вопрос о беседах для взрослых. Батюшка обратился ко мне с просьбой помочь ему вести эти беседы. Но что же я могу рассказать? Ведь я не проходила никаких курсов катехизиса, а изучаю тему непосредственно перед уроком по "Закону Божьему" Слободского и с помощью вашего сайта. Может быть есть какие-нибудь курсы или беседы для взрослых по интернету? Уж очень хочется помочь батюшке , да и самой надо обучаться: ведь это очень интересно и поучительно для каждого из нас. Ответьте, пожалуйста, как проводятся курсы для взрослых и где найти такие беседы? Заранее благодарна.
Николай29 января 2013, 15:00
Несомненно, огласительные беседы нужны! Крестясь, человек должен знать, во что крестится. Но, возможно, стоит разделить их на две части: краткую обязательную и более подробную для желающих. Что греха таить, даже постоянные прихожане часто не знают многих необходимых вещей. Хотя обстоятельства бывают разными. У меня был некрещеный и неверующий товарищ, которого семья уговаривала креститься. Он выбрал меня советчиком, и я сказал, что если он смотрит на Таинство Крещения как на формальный акт "зачисления в ряды" или как на лечебную процедуру, то вряд ли это необходимо. Через пару лет он умер, так и не крестившись... До сих пор молюсь о нем мученику Уару и не знаю, верно ли поступил. Прости меня, Господи!
Михаил29 января 2013, 10:00
Меня крестили в деревне, в Казахстане, и никаких огласительных бесед не проводили. Побыл с годик неофитом и ушёл обратно жить в мир, отойдя ото всех церковных праздников, постов и прочего. Хорошие слова (кто сказал не припомню) "...научитесь делать людям добро, из любви к людям, а не Во Славу Божью, или ради Христианского долго...". А то в храме все такие приветливые аж во рту приторно от сладости.
Максим29 января 2013, 02:00
Поскольку священноначалие решило что такая катехизация нужна, значит нужна. Верую, что такое решение принято с учётом времён наших и в духе. В древности катехизация проходила годами. Современная Церковь воинствующая живёт большинством вообще принявших Крещение без катехизации. На все это есть воля Божия. Однако хочу обратить внимание на подготовку катехизаторов. Какие то курсы хоть и годичные для них недостаточны. Катехизатор должен быть с законченным богословским образованием и жить в Церкви Ее жизнью. Это не моё мнение. А то так слепой слепых в яму приведет.
Антоний29 января 2013, 00:00
Очень нужное новшество. Ведь большинство даже не знает для чего это делает.
Олег28 января 2013, 23:00
Первые огласительные беседы с крещаемыми проводил наверное Иоан Креститель. И были они короткие. "Порождение ехидны! кто внушил вам бежать от будущего гнева?" К сожалению эти слова часто я примеряю к себе.
Анастасия28 января 2013, 23:00
Я сама крестилась давно без понятия о том, что делаю. После и в храм не ходила и к таинствам не приступала. Даже не причащалась ни разу. Полтора года назад пришла в церковь потому что уже больше некуда было идти от отчаяния. Господь послал мне духовника, который у нас в храме сам проводит огласительные беседы, в прошлом году я их посетила. У нас это 12 встреч по 2 часа. Мне очень понравилось! Я считаю, что это очень правильное начинание! Ну, а кто не может для этого найти время... как же найдёт время, чтобы регулярно посещать богослужения впоследствии?.. Что ж, мы за них помолимся! Господи, помилуй!
Иван Х.28 января 2013, 22:00
В большинстве случаев и те, кто посетит все беседы в Церкви не остаётся. Почему неинтересно? Потому что все зовут креститься и никто не зовёт в Церковь. Многие ли катехизаторы сами понимают, что Крещение - это не только рождение, но и клятва верности? А кто сейчас боится смерти пока здоров, молод и силён? Ко всему в мире поверхностное отношение: к Богу, людям, себе, работе, вещам, даже деньгам. Все ищут Крещения, кто ныне ищет Спасения? Так было и раньше. Сказанные однажды Господом слова о малом стаде будут вечными. Выход? Молитва, пламенная и сугубая. Многие современные литургисты (в т. ч. и священники) призывают выкинуть из последования Литургии ектению об оглашенных как отжившую себя. Это отражено во всей церковной жизни. Многие ли храмы могут позволить себе прочитать ектению об оглашенных нараспев, а не беглым читком? Многие ли прихожане молятся не только о верных, но и об оглашенных? Хотя бы знают о них? А между тем Божественная Литургия - это центр мировой духовной жизни. Неужели все думают, что христианами становятся от их слов, даже самых умных? Хотим воцерковления людей? Будем молиться. Своими силами ко Христу не привести.
людмила28 января 2013, 16:00
Огласительные беседы нужны, но они должны быть продуманные не многословные и ясные
Елена28 января 2013, 16:00
" с начала прошлого года была введена новая система. Теперь родители и крестные младенцев участвуют в цикле из двух бесед (вторник и четверг), а взрослые крещаемые – в цикле из пяти бесед (по субботам). " Не знаю, может быть, это происходит в храме, в который ходит автор статьи, но у нас ничего подобного нет! Крещение происходит по факту оплаты...
Анна28 января 2013, 12:00
Слава Богу за эти собеседования и курсы! Сама прошла через них в качестве крестной, после чего, как будто после спячки очнулась! И как больно среди знакомых и родных видеть крещеных людей, крестников и крестных, (еще до практики собеседований), не понимающих то, какую клятву они дали при крещении! И как они её ежечасно нарушают… И даже отрекаются в непонимании. Прости нас грешных, Господи, вразуми!
Ника28 января 2013, 12:00
При нашем Ново-Тихвинском женском монастыре работает Миссионерский институт. Его преподаватели проводят обучение на огласительных курсах, длящихся 3 месяца. В нынешнем году занятия проводятся один раз в неделю - по субботам, а два года назад они проводились дважды в неделю, в будние дни, в вечернее время. И, несмотря на это, аудитория всегда была полна! По окончании огласительных курсов желающих пригласили прослушать годовой курс на библейских курсах. Желающие (уже крещенные православные) проходили собеседование, по результатам которого зачислялись на курсы. В итоге мы занимались в 2-х группах по 60 человек! Занимались весь учебный год с сентября по июнь - один раз в неделю по три часа (две пары). Практически никто не пропускал занятия. Порой, сидели на приставных стульях, т.к. не хватало мест за столами для всех пришедших на занятия! Низкий поклон нашим преподавателям, нашим батюшкам! Как же много теряют люди, отказывающиеся от огласительных бесед!Это Дар, бесценный Дар!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке