Гимн против Вардесана

От переводчика. Преподобный Ефрем Сирин (306-373) написал несколько полемических сочинений против еретиков, и, в особенности, против Вардесана (154-222), последнего крупного гностика на Востоке. Вардесан, в молодые годы крестившийся и принявший диаконский сан, многое сделал для проповеди христианства в Эдессе, чему способствовала и его близость к царю Авгару. К сожалению, он оказался под влиянием идей гностика Валентина, и его собственное учение приобрело гностический оттенок. Впоследствии Вардесан был, по некоторым сведениям, отлучен от Церкви. Он написал много сочинений и оставил после себя немало последователей, влияние которых в Эдессе было очень велико и во время преподобного Ефрема. Святой Ефрем в представленном ниже коротком гимне полемизирует с Вардесаном, который вопреки христианской вере в Бога Творца учил о мировых субстанциях как вечных сущностях. По большей части преподобный Ефрем излагает положительное учение, а собственно полемике места уделено немного. Ради точности передачи мысли святого перевод осуществлен в прозе.

***

Преподобный Ефрем Сирин
Преподобный Ефрем Сирин
Есть [лишь] один Существующий, Который знает Себя и видит Себя, Он обитает в Себе Самом и из Себя проявляется. Слава имени Его! Сей Сущий по собственной Своей воле [пребывает] на всяком месте, будучи невидимым и видимым, явным и тайным. Он вверху и внизу. По милости Своей снизойдя и смешавшись с нижними, Он по славе Своей [остается] превосходнее и величественнее высших. Ни быстрый не превзойдет Его быстроту, ни медленный не превозможет Его терпение. Он прежде всего и после всего, и посреди всего. Он подобен морю, в котором движутся все создания. Как вода окружает рыб во всех их движениях, так Творец облекает все созданное, как великое, так и малое. И как рыбы сокрыты в воде, так же сокрыты в Боге высота и глубина, далекое и близкое, и все обитатели их. Как вода встречает рыб, куда бы они ни направились, так Бог встречает каждого, кто идет. И как вода касается рыбы в каждом ее изгибе, так Бог сопровождает и видит всякого человека во всех делах его.

Люди не могут сдвинуть землю, которая [несет] их [подобно] колеснице, также никто не может уйти от этого Единственного [нашего] спутника. Этот Единственный Благой – объединитель [нашего] тела и свет очам [нашим]. Невозможно человеку убежать от души своей, ибо она [всегда] с ним, также не под силу человеку скрыться от Бога, ибо Он всегда окружает его. Как вода обволакивает рыбу, и та ощущает это, так и все создания ощущают Бога.

Он распространен в воздухе и через твое дыхание входит в твою грудь. Он смешан со светом и через твое зрение проникает в твои глаза. Он связан с твоим духом и через него испытывает тебя, к чему ты склоняешься. В твоей душе Он обитает и ничто из приходящего тебе на сердце не утаится от Него. Как ум предшествует телу во всяком месте, так Он испытывает твою душу прежде, чем Ты испытаешь ее. И как мысль намного предшествует делу, так Его мысль заранее знает то, что ты предполагаешь [на будущее].

По сравнению с Его неосязаемостью твоя душа – это тело, а дух – плоть. Душа твоей души, Дух твоего духа, Он – Тот, Кто создал тебя. Далекий от всего и соединенный со всем, и явленный превыше всего, великое Чудо и Диво сокрытое, непостижимое. Он есть Тот, чье существо ни один человек не в силах объяснить. Это Сила, глубины которой невыразимы. Среди вещей видимых и среди вещей сокрытых нет ни одной, что сравнилась бы с Ним. Он Тот, кто создал и образовал из ничего все, что есть.

Бог сказал: да будет свет! И создал его. Он создал тьму, и настала ночь. Заметь: создал это. И огонь в камнях, и воду в скалах, – Сущий создал их. Есть лишь одна Сила, которая воздвигла их из ничего.

Смотри: даже сегодня огонь не в каком-либо складе на земле [собран], а беспрерывно создается ударением кремней. Это Сущий предрешил ему такое существование. Он зажигает [огонь] когда хочет, и гасит его когда хочет, с целью возразить упрямому [еретику].

В большой роще от трения палкой огонь разгорелся. Пламя пожирает, растет, а в конце концов нисходит на нет.

Если огонь и вода суть [изначально] сущие, а не создания, то на чем же покоились основы их прежде появления земли?

Кто собирается разрушить свою жизнь, открывает уста свои, чтобы рассуждать обо всем. Кто ненавидит себя, и не собирается [достойно] описывать Бога, тот придерживается столь великого нечестия, полагая себя мудрее [Творца].

И если он думает, что сказал [нечто] новейшее, [в действительности] он [лишь] достиг язычества. О Вардесан, сын реки Десан, чей ум [такой же] жидкий, как и его имя!

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Церковь эпохи апологетов. Часть 4 Церковь эпохи апологетов. Часть 4
Прот. Владислав Цыпин
Церковь эпохи апологетов. Часть 4 Церковь эпохи апологетов. Часть 4
Протоиерей Владислав Цыпин
Появление гностицизма и монтанизма, опиравшихся как на действительно священные книги, так и на выдаваемые за откровенные писания сочинения собственного изготовления, поставило перед Церковью задачу первостепенной важности – установить точный перечень Священных Писаний Нового Завета параллельно с выявлением их аутентичного текста, очищенного от интерполяций, включенных злонамеренно – ради его «усовершенствования» – или по ошибке – из добросовестного заблуждения.
Церковь эпохи апологетов. Часть 3 Церковь эпохи апологетов. Часть 3
Протоиерей Владислав Цыпин
Как и в апостольский век, Церковь II столетия сталкивалась и с такими расхождениями в самой вере, которые не допускали примирения: ересями гностиков и монтанистов. Гностицизм рекрутировал в свои секты лиц, принадлежавших к интеллектуальной элите, начитанных как в священных книгах, так и в сочинениях греко-римских философов. Систематической критике гностических конструкций посвятил свой главный труд «Против ересей» епископ Лионский Ириней.
Нео-евразийство и вера отцов Нео-евразийство и вера отцов
Эдуард Зибницкий
Эта статья не имела бы смысла, если бы Дугин не взялся "пасти народ", взывая к его исторической и священной памяти, к вере отцов. Если бы он ограничился геополитикой и историческим анализом, научным исследованием традиций, то и наши обвинения были бы неуместны. Но Дугин вторгается в область мистических понятий и очень смело, как Учитель, распределяет "правоту" и "неправоту" в прошлом и указывает "правые" пути в будущем. Именно поэтому, прежде чем "пасти" Святую Русь, Дугин сам должен предстать перед судом веры отцов.
Комментарии
пономарь Владимир15 марта 2013, 20:21
Про трёх китов -- это миф. А вот что говорит книга Иова 4 000 лет назад:
"Он распростер север над пустотою, повесил Землю
ни на чём."(Иов 26:7) Напрасно древние народы считаются глупыми и невежественными у возбесившихся гордыней безбожных учёных.
Дмитрий (Девятихвостый)12 февраля 2013, 12:45
Очень интересно, что св.Ефрем Сирин представлял себе землю как колесницу, которая несет нас.
Т.е. Очень близко к правильному астрономическому устройству. А ведь в то время все считали что земля плоская и она стоИт на китах, а не летит в пространстве.
р.б.Сергий10 февраля 2013, 23:28
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Низкий поклон отцу Георгию за точность изложения (перевода в прозе) таких актуальных ныне мыслей преподобного Ефрема Сирина.
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Виталий Я-ЗА10 февраля 2013, 22:14
Редакции портала спасибо за преподобного Ефрема Сирина, а также за статьи ниже (Эдуарда Зибницкого и Виктора Аксючица).
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×