Глупо ждать света с той стороны, где солнце заходит

Православные церковные искусства – это искусства богословские. И произведения, которые ими рождаются, отображают собой слово Божие.

Эти искусства выражают таинственную сущность нашей религии и обращены к нашим чувствам. Гимнография и музыка – к слуху, архитектура, иконопись и другие искусства, создающие церковную утварь, облачения и т. д. обращаются к зрению. Третье чувство – обоняние – возвышает и освящает каждение фимиама. Четвертое и пятое чувства, именно вкус и осязание, как более материальные, остаются за дверями этого духовного пира.

Два наиболее благородных чувства – зрение и слух. Главным образом они питаются духовными изображениями и песнопениями и ими же освящаются. Итак, произведения церковных искусств, как было сказано выше, отображают в себе слово Божие. То, что видит и слышит в храме молящийся человек, вызывает в его уме и сердце таинственные религиозные образы. Всё видимое в храме имеет такую форму, которая возносит человека в таинственный мир духовной радости и блаженства: само здание храма, святые иконы, иконостас, сень, литийница, священный потир, лампады, паникадила, амвон, иерейские облачения, переплёты богослужебных книг, купель, архиерейское место и даже стасидии – своей смиренной аскетической формой.

То же происходит и со звуками, которые человек слышит в храме: песнопения, где соединены воедино слово и музыка, молитвы, умилительно произносимые, возгласы и священная проповедь. Однако проповедь не должна иметь мирской характер, не должна быть пустым, отталкивающим людей красноречием, «набожным пустословием», по словам одного архиерея. Она, насколько возможно, должна приближаться к литургически гармоничному слову, потому что только в этом случае она будет уместна и не будет нарушать гармонии песнопений и службы в целом. Все слова, написанные святыми отцами, литургически гармоничны, поэтому святоотеческая проповедь – прекрасное дополнение литургии, чего нельзя сказать о большинстве произносимых сегодня с амвона речей, которые разрушают гармонию службы, обрывая и охлаждая духовное пламенение, умилительное состояние, вызываемое в людях священными изображениями и песнопениями. Ведь большинство произносимых современными проповедниками слов есть не что иное, как самое прозаичное, скучное и бессмысленное бормотание, «благочестивое (а может, и нечестивое) пустословие».

Архангел Гавриил (1952 год)
Архангел Гавриил (1952 год)
Церковные искусства по своей природе богослужебные, литургические, духовные, возвышающие, а не мирские, то есть не материальные, чувственные и тщеславные, цель которых – услаждение чувств. Древние греки говорили: «Искусство есть наслаждение», поэтому их религия была просто «красивой ложью». По-настоящему духовный элемент был чужд древнему миру.

Все православные церковные искусства (то есть искусства Единой Святой Соборной Апостольской, не подверженной изменениям Церкви) выражают одни и те же духовные истины – различными средствами каждое. Так, например, произведения иконописи выражают таинственными образами и цветом абсолютно те же духовные понятия, которые выражает таинственными гласами музыка или священным слогом богослужебные тексты.

Всё это есть только в Православной Церкви. У протестантов церковных искусств просто не существует, а в папской церкви они искажены, и из церковных превратились в светские и мирские. Протестантизм захотел упразднить чувства, уничтожив то, что к чувствам обращено, но тем самым он обнажил религию, лишив её литургического покрова богослужения и обряда, превратив её в некую неопределённую и бездушную вещь, в какой-то мутный теизм. В то время как Православие сохранило в обряде то, что получило от древней Церкви, которая стремилась не к упразднению чувств (поскольку мы живём в материальном мире и имеем тело, это бессмысленно1), но к их освящению посредством церковных искусств, что делает сами чувства органами общения верующего человека с Царствием Божиим. Через церковные искусства мы ощущаем это Царство, «яко в зерцале».

Косма и Дамиан (1953)
Косма и Дамиан (1953)
Папская церковь допустила искажение церковных искусств (и обряда в целом, превратив его в некое театральное представление), принеся их в жертву своим мирским интересам. Похоже, что Церковь, имея авторитет в среде своих сторонников и приверженцев, на

Св. Димитрий Солунский
Св. Димитрий Солунский
Папская церковь допустила искажение церковных искусств (и обряда в целом, превратив его в некое театральное представление), самом деле руководствуется настроениями собственной паствы, которая навязывает ей свои искажённые представления об обряде. В этом состоит причина тех извращений, которые претерпели церковные искусства на Западе. Начался этот процесс шестьсот-семьсот лет назад и достиг апогея в эпоху итальянского Возрождения, охватив весь остальной Запад. Мирской дух с его свободной импровизацией подменил дух богослужебный и литургический. Искусства в папской римо-католической церкви постепенно лишились своего литургического характера, превратившись в светские, то есть материальные. На Западе нет больше иконописи – есть только живопись (то есть искусство, воспроизводящее определённый сюжет, как, например, так называемая историческая живопись). Нет псалмопения, но есть музыка – творение мирских композиторов. Если, как было сказано выше, церковные искусства призваны к тому, чтобы отражать в себе слово Божие, вызывать в душах верующих умиление, а не плотское услаждение и желание, то можно представить, что за умиление испытывает человек, молящийся перед иконами, на которых изображён плотской образ. Например, мадонны, написанные с продажных натурщиц, лицемерных женщин, любовниц развращённых живописцев, писавших свои работы под песни и истерические крики бродячих комедиантов. Если это молитва, то молитвой можно назвать и то, что совершают перед своими идолами, сделанными в виде голых черных женщин, дикие африканские племена, пляшущие, словно бесноватые, под звуки тамтама. «Рожденное от плоти плоть есть, и рожденное от Духа дух есть».

Великомученица Екатерина (1935 год)
Великомученица Екатерина (1935 год)
Итак, только в Православной Церкви даже до сегодняшнего дня существуют церковные искусства, ведущие духовное созидание «во освящение чувств». Но это непонятно ни большинству наших клириков, ни богословам, задача которых в том, чтобы довести до сознания всех православных людей эту мысль, подспудно живущую в их сердцах, как священный залог, сохранившийся до настоящего времени благодаря православной традиции, но постепенно исчезающий под ударами глупых демагогических слов полуобразованных проповедников, вопящих с амвона о необходимости церковного «обновления». Получается, обновление состоит в том, чтобы украсить себя взятыми с Запада фальшивыми бусами, сбросив с себя украшенное настоящими алмазами и жемчугом драгоценное ожерелье иконописи и таинственной музыки.

Ивирон
Ивирон
Запад – это место утилитарного духа, поэтому там так развита наука. Но для веры глупо ждать света с той стороны, где солнце заходит. Солнце встаёт на Востоке, и духовное Солнце, Господь наш Иисус Христос, «соделав Себя примером для нас», пришёл с Востока, то есть оттуда, где мы с вами живём. Через святой убрус, подаренный Авгарю-царю, через песнопения, которые во время Тайной Вечери Господь воспел вместе с учениками, Он преподал нам образ церковных искусств. Будем же хранить неискажёнными эти безупречные первообразы.

В качестве иллюстраций использованы работы Фотиса Кондоглу


Фотис Контоглу

Источник: Святая Гора

14 февраля 2013 г.

1 Святой Дионисий Ареопагит говорит, что земная иерархия священнодействует по образу небесной, но «ради чувств» пользуется материальными средствами, выражающими духовные символы.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Связь небесного и земного Связь небесного и земного
Татьяна Самойлова
Связь небесного и земного Связь небесного и земного
Интервью с искусствоведом Татьяной Самойловой
На территории Кремля, в Успенской звоннице, открылась выставка «Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря». Впервые после долгого времени все иконы этого уникального памятника, хранящиеся сейчас в разных музеях, собраны воедино.
Великий пост: иконографические параллели Великий пост: иконографические параллели
Епископ Балашихинский Николай (Погребняк)
Если церковное предание с раннехристианских времен стремилось создать зрительные образы литургически воспоминаемых священных событий — от Боговоплощения до Пятидесятницы, — то какие иконографические параллели могли быть усвоены такому важнейшему периоду годового богослужебного круга, как Великий пост?
Заметки по иконографии Преображения Господня Заметки по иконографии Преображения Господня
Светлана Липатова
Восемь дней, по 13/26 августа включительно, Православная Церковь живет, осеняемая иконой великого праздника Преображения Господня. Одно из древнейших изображений этого события сохранилось в синайской церкви. Гора Синай – место ветхозаветной теофании, явления Господа Моисею. В мозаике же представлено явление Господа апостолам, то есть событие Нового Завета, но при котором присутствуют пророки Моисей и Илия.
Комментарии
р.Б.Фотиния19 февраля 2013, 18:41
Афанасий. Спасибо за ссылку.Интересно было хоть что-нибудь узнать об этом удивительном человеке.Особенно поразила фраза ". В храмы благодаря Кондоглу вернулась традиционная православная иконопись, а византийское пение вытеснило западный партес." Как бы хотелось, чтобы и у нас на Украине тоже вытеснили партес.
Дмитрий19 февраля 2013, 14:20
Аминь!
Афанасий18 февраля 2013, 16:40
Вы бы хоть сначала узнали кто такой Фотис Кондоглу! Этот человек вернул православную иконопись к святоотеческим истокам в Греции, России, Сербии: http://agionoros.ru/docs/320.html Ваше обращение "послушайте, уважаемый Фотис" к почившему человеку, который в Греции почитается как подвижник по меньшей мере некорректно!
Ирина17 февраля 2013, 00:24
Для полемизирующих. Дата рождения автора: 08 ноября 1895 г. Дата смерти: 13 июля 1965 г.
Станислав16 февраля 2013, 20:41
Татьяне: "И почему же вкус и осязание "за дверями духовного пира"? А Таинство Причастия, а лобызание святых икон?" У автора речь идет о церковных искусствах, что они не направлены на воздействие на вкус и осязание. Если иконы и целуют, то все же никто не прилагает никакого искусства сделать их приятными для целования, не использует каких-то особых материалов.
Vladimir Eremine16 февраля 2013, 01:55
Василий, thank you very much! Fr. Vladimir Eremine
Александр15 февраля 2013, 23:08
Василию. Апостол Лука писал икону Пресвятой Богородицы (ныне Владимирская) тоже с натуры. Сикстинская Мадонна тоже написана для Церкви. Но между ними буквально пропасть. Я видел реакцию своих детей (сыну еще трех лет не было) на фотографии в Интернете (НЕ НА ИКОНЫ В ХРАМЕ): если Первая - Царица небесная, то вторая - тетенька с ребенком. А устами младенца, как известно, глаголет истина.
Антон15 февраля 2013, 22:47
>Василий: Вообще-то в статье речь исключительно о церковном искусстве.
Татьяна15 февраля 2013, 01:21
Согласна с Василием. Действительно, такое вульгарное мнение бытует в православной среде. К сожалению, как видим, и среди людей на первый взгляд просвещенных. Да, уже не литургическое искусство, но одухотворенное. И нужно уметь сохранить и то, и другое. Разве христианская Европа не дала миру потрясающие шедевры - и в архитектуре, и в живописи, и в музыке - где прославляется Господь? Просто послушайте, уважаемый Фотис, фугу И.Баха... И почему же вкус и осязание "за дверями духовного пира"? А Таинство Причастия, а лобызание святых икон? Что касается современной проповеди, автор исключительно тонко подметил. Так оно и есть. Спаси Господь!
Виталий15 февраля 2013, 00:31
Византия была прямой наследницей античного искусства .Если посмотреть на самые первые античные изображения на религиозные темы , видно , что они ещё довольно реалистичны , " приземлённы " , в них ещё слишком много земного для для человеческих глаз , чтобы назвать эти изображения иконой , образом неба льющимся в глаза , в "окна души" и сливающие душу человека в гармонии с Богом .Запад в погоне за чуственным переживанием впал в противоположность , в поиск признаков земного в небесном . Стараясь как можно реальнее изобразить Небо , он всё более и более удалялся от него , стараясь как можно точнее изобразить чувственную жизнь , пусть и совершенных в человеческом понимании , но всё таки людей . В чисто техническм отношении он далеко превзошёл Античность .Если коротко , то эволюция западного искусства начав от мастерского изображения плоти перешла к изображению духа плоти и в итоге дошла до логического завершения , до отрицания всякой реальности , земной и небесной , мучаясь от духовной жажды . Конечно , это очень упрощённый взгляд , на самом деле всё не так просто ,все мы сами постоянно в поисках себя в мире , но тем и отличается икона от просто зрительного образа .
Василий14 февраля 2013, 15:58
Не нужно поливать грязью эпоху Возрождения. Большинство произведений художников того времени - это светская живопись, которая и не предназначена для молитвы. Никому же не приходит в голову обвинять Иванова в том, что перед картиной "Явление Христа народу" нельзя молиться. И откуда информация о том, что все художники были развращенными, а натурщицы - продажными?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×