А удобно ли бедному?

Марина Бирюкова

«Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19: 24).Все мы не раз читали, слышали, что эти слова Спасителя нельзя понимать буквально, по-пролетарски: богач не пройдет, а бедняк – легко. Не о достатке как таковом здесь речь, а о привязанности к имуществу, к мирскому благополучию; о немощи духовной, неспособности отказаться от земных благ ради благ иных.

Фото: Гена Михеев
Фото: Гена Михеев
Более того, бедному, малоимущему, малообеспеченному человеку отказаться, освободиться от этой зависимости, от связанности духа материальной стороной жизни не легче, а подчас гораздо труднее, чем человеку обеспеченному. Груз бедности в этом смысле тяжелее, чем груз достатка.

Конечно, бедность – понятие относительное. Среди моих друзей и знакомых нет голодающих, однако есть те, кто делает мучительный выбор между покупкой зимней обуви и лечением зубов; между ремонтом квартиры и скромной внутриграничной поездкой в летний отпуск. И все это, заметьте, – люди, добросовестно и трезво трудящиеся. Либо уже отработавшие свое. Таких бедняков много, это показатель неразрешенности российских проблем, социального и экономического неблагополучия общества. Сегодняшняя бедность прячется за фасадами и вывесками другой, «успешной», «продвинутой» жизни. На саратовских улицах – пробки из иномарок, дорогие рестораны и бутики на каждом шагу, рекламные щиты зовут на Мальту и на Багамы. Это более чем заметно. А человека, мерзнущего на остановке, пропускающего маршрутки и ждущего троллейбус (на маршрутке билет 14 рублей, на троллейбусе – 12), – кто ж его заметит, такого маленького?.. А он таки существует.

Бедность, иначе говоря – малообеспеченность, хроническая нужда и постоянная борьба с нею, – это очень большое искушение. За хронической усталостью от этой борьбы так часто следует уныние, а за ним и отчаяние. Мало кто, находясь в этих обстоятельствах, избегает зависти – подчас неосознанной, подспудной, но от того только более опасной. Периодическое унижение бедностью воспаляет и без того больную гордость. Бессильное возмущение несправедливостью разрушает человека духовно, даже если оно направлено на государственную власть и справедливо само по себе; но зачастую это возмущение, этот бессильный протест определяет отношение человека и к Богу тоже – и порождает ропот. Все это вместе может привести к ожесточению сердца, утрате любви, надежды и веры.

Но не вступает ли все изложенное выше в противоречие с тем, что писали о бедности святые отцы, учителя Церкви?

«Бедность не порок, а главное средство к смирению и спасению» (преподобный Амвросий Оптинский). «Бедность при благочестии служит вернейшим средством к ограждению смирения» (святитель Григорий Богослов). «Бедность – великое стяжание для тех, которые мудро переносят ее» (святитель Иоанн Златоуст). Много еще можно подобных цитат набрать, начав с апостольских посланий: «Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия?» (Иак. 2: 5). А если мы обратимся к тому евангельскому эпизоду, с которого начали, то увидим, что Учитель предложил богатому юноше именно стать бедным, более того – нищим.

Но ведь не ради бедности как таковой. И из всех приведенных цитат, из всех трудов видно: не сама по себе бедность спасительна, нет – она благо лишь постольку, поскольку может способствовать духовному труду. Только в этом смысле бедность хороша – как и болезнь. Болезнь может человека смирить, может научить его терпению, помочь ему понять нечто важное. Но из этого никак не следует, что ее не надо лечить. Ни у одного православного автора вы такого не прочитаете: Церковь издревле благословляет врачей. С бедностью, как мне кажется, так же.

Максимов. Больной муж. 1881.
Максимов. Больной муж. 1881.
Один священник сказал мне недавно, что мы не должны «вставать на духовные цыпочки», иначе говоря – преувеличивать собственные духовные силы. Человек, считающий, что он готов во спасение собственной души принять любую нищету, находится – за редким исключением – в состоянии самообмана. Нищета материальная совсем не приводит автоматически к нищете духа: «Материальная нищета, – пишет ученик святителя Иоанна Златоуста преподобный Нил Синаит, – гораздо чаще толкает человека на всякого рода обманы и злоупотребления. Она не имеет ничего общего с нищетой духовной, потому что последняя принимается человеком добровольно, по воздержанию и свободному движению произволения».

Наша бедность – это почти всегда и бедность наших близких тоже, тех, за кого мы в ответе. Не обеспечить всем необходимым своего ребенка, старость родителей не сделать сносной, лечения не оплатить, когда близкий человек в опасности, – это тяжелый камушек на совести!

Итак, здесь нет никакого противоречия: с бедностью надо одновременно и смиряться, и бороться. Кстати, борьба будет гораздо более успешной, если мы хотя бы в какой-то мере смиренны. Смирение не имеет, как известно, исчерпывающего определения, но проявляется, в частности, в доверии к Богу, в умении вверять свою судьбу Ему. Человек, доверяющий Творцу, спокоен, он не тратит энергию на бессильный гнев, на слезы от жалости к себе, на изнурительный страх завтрашнего дня. Он уверен в помощи Бога, а это, в переводе на теперешний мирской язык, позитивный настрой. Однако он отличен от безрелигиозного позитивного настроя – тем, что никогда не бывает посрамлен, никогда. Человек, вооружившийся доверием к Богу и молитвой, непременно одержит в своем сражении с бедностью ту победу, которая ему нужна. А большая, возможно, лишила бы нас какого-то стимула к духовному самоустроению: «Не уничижай бедность, ибо она соделывает борца закона нерассеянным» (святитель Феофан Затворник). Бедность – благо, как писали святые отцы, и борьба с бедностью – благо, если она учит нас смирению и доверию.

Тому, что я изложила выше, меня, должна признаться, научили не столько книги, сколько живые примеры. Можно ведь сказать, что борьба с бедностью возможна не всегда, но лишь тогда, когда человек ну хотя бы еще не на пенсии. Но как умеют воевать некоторые наши пенсионеры! Например, одна моя родственница – виртуоз крайне экономной кухни. Ее оладушки из овсяных хлопьев, пироги с килькой в томате и пшенная каша с поджаренным луком пользуются неизменным успехом у родни, друзей и соседей, не упускающих случая заглянуть на вкусный запах. Я неоднократно пыталась повторить ее кулинарные фокусы, у меня получалось нечто в общем съедобное, но не более того. Она же загадочно улыбалась и намекала, что Бог дал ей талант. Еще она умеет делать изумительные панно из осенних листьев и птичьих перьев. Такая вот победительница.

А еще меня многому научили семьи наших провинциальных священников. «Сейчас-то уже ничего! – сказал мне один из них, отец троих детей, служащий в глухом степном селе, – было время, когда я вставал в четыре часа утра и шел с удочкой на речку – хоть что-то поймать, чтоб жена уху сварила. Потом заносил рыбешку жене и шел в храм служить. А самому хотелось этого червяка съесть, которого на крючок насаживал… Сейчас уже ничего. Да сейчас просто здорово! Дети подрастают, старший, слава Богу, уже семинарист, приход окреп, а какой мы праздник на Светлой седмице организовали для детей! Какой концерт был!..»

Две таких священнических семьи на моих глазах усыновили брошенных детей – не от бездетности, нет, а – в обоих случаях – вдобавок к двоим кровным. Причем одно из этих семейств живет на съемной квартире и решилось даже на небольшой мухлеж, чтоб суд разрешил усыновить двухмесячного сироту. Еще одна пара, тоже снимающая квартиру и не имеющая никаких жилищных перспектив, пошла иным путем – родили своих четверых и намерены продолжить. Когда спрашиваешь: «На что вы рассчитываете?!» – и слышишь абсолютно трезвое: «На Бога» – тогда ясно знаешь, что надежда этих людей посрамлена не будет. И столь же ясно видишь, что нет в родителях ни страха, ни уныния, ни обиды, ни зависти – есть вера.

Фото: Гена Михеев
Фото: Гена Михеев
Это ведь вообще великое дело – переключить свою озабоченность с себя самого на кого-то другого, а о себе, насколько возможно, забыть. Это не у всех получается, но это великое средство в борьбе с искушениями бедности.

Хотя не будем рисовать идиллическую картинку. Мама упомянутых выше четверых детей рассказывала мне о минутах запредельной усталости и безумных слезах – вот именно от жалости к себе. Но ей каждый раз приходилось искать выход из этого состояния – не ради себя, но ради мужа и детей – и поиск выхода каждый раз приводил к некоему духовному открытию, которым ей тут же хотелось поделиться с другими – с теми, кому тоже трудно на этом свете.

Вообще желание делиться, помогать, поддерживать других свойственно людям, прошедшим суровую школу бедности. Иначе говоря, знающим, что такое скудость – скудость материальная и, в связи с нею, бедность и болезненность душевная. Мне известны люди, которых бедность научила именно этому. Одна из них прикована к инвалидной коляске и смысл своей жизни видит в том, чтобы «помогать таким, как я, – потому что здоровые и богатые не понимают, что с нами происходит». С бедностью, кстати, эта моя знакомая упорно борется, осваивая профессию компьютерного дизайнера. Компьютер ей в свое время купили добрые люди – пустив шапку по кругу. «Те, кому живется легко, могут ведь и не знать, сколько на свете добрых людей, а я знаю», – говорит она.

Еще один мой знакомый, уже, к сожалению, покойный, провел лучшие годы – с 18 до 28 лет – на одном из островов архипелага ГУЛаг. За чтение Есенина в студенческой компании. Потом он всю жизнь числился неблагонадежным и перебивался случайными заработками, одновременно захлебываясь стихами: всю русскую поэзию – от Ломоносова до Чичибабина – знал, кажется, наизусть и мог читать вслух сутками. Так вот, когда кто-то сокрушался о его нищете, он отвечал: «Знали бы вы, насколько мне сейчас лучше, чем на нарах!» Мы не были на нарах, но вспомнить о тех, кому было или есть гораздо хуже, мы в силах. И это тоже очень важное средство в борьбе с искушениями бедности.

И в том, чтобы обернуть эти искушения себе на пользу. Это ведь главное.

Марина Бирюкова

18 февраля 2013 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Разговор о богатстве Разговор о богатстве
Часть 2
Протоиерей Андрей Ткачев
Если нас учат или, что хуже, поучают люди, то на них мы можем гневаться, раздражаться, махать рукой. Можем, словно дубиной, отмахиваться притчей «Врачу, исцелися сам». И, действительно, кто без греха, тот и бросай первый камень. А раз все грешны, то есть шанс при любых грехах остаться без наказания. Но если учит нас природа, если в ней поместил Бог Свои уроки, советы и подсказки, то отмахиваться от этой науки уже сложнее. Видимо поэтому Моисей брал во свидетели небо и землю, говоря «внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих» (Втор. 32:1)
Всего одна притча Всего одна притча
Протоиерей Андрей Ткачев
Притча – это не история. Но притча о богаче и Лазаре имела и в истории свое воплощение. В истории был человек, которого тоже звали Лазарь. Он воскрес по слову Христа, но его воскресение никого из неверующих не убедило в Божественности Иисуса. Слова: «Если и мертвец воскреснет, не поверят», – исполнились буквально. Такова упертая сила неверия. Ее мы тоже можем увидеть в притче о богаче и Лазаре наряду с похвалой великой силе Писания, наряду с тайным внутренним богатством Лазаря и внутренней нищетой богача
Христианское отношение к собственности Христианское отношение к собственности
Петр Малков
Как бы ни был богат или беден человек, перед лицом Божиим он является членом Церкви, где все люди составляют единое Тело Христово. И при этом каждый из нас должен быть готов к одному — к полной самоотдаче Богу и Его воле: как раз к тому, что не смог исполнить евангельский богатый юноша, для которого собственное богатство оказалось важнее возможности последовать за Христом.
Богатство Богатство
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Ныне читано Евангелие от святого Луки о безумном, самолюбивом богаче, который собирал только для себя и из своего богатства не уделял нуждающимся (Лк. 12,16-21). Это притча, поэтому смысл ее, очевидно, гораздо шире, чем представляется с первого раза.
Комментарии
Антон 6 января 2015, 20:00
Богатство ,слава и власть извращают человека.Трудно остаться человеком будучи на самом верху.Также как и внизу.Но бедному легче остаться человеком.А вера может помочь выстоять в самых тяжелых ситуациях.Сейчас просто культ денег,бедности стесняются,человеческих поступков,человечности-стесняются.Не делать зла ближнему-это главное.
Юлианна11 декабря 2014, 13:00
Очень хорошая статья! Действительно, очень важно не думать, что одна только бедность спасет тебя, так же как и не спасет одно только чадородие, но в сочетании со смирением и прочими добродетелями. Почему-то кажется, что написана статья человеком, прошедшим через бедность, но сейчас живущим в достатке. Поэтому для тех, кто все еще беден, статья немного резковата, ведь если мы бедны - у нас нет многих утешений, доступных богатым, и мы утешаемся терпением. И немного резануло про бабушку, экономящую деньги. Мы это проходили, да и сейчас питаемся более чем скромно, фрукты покупаем ради детей. Но, к сожалению, подобными ухищрениями в месяц можно выгадать разве что рублей 100-200, а на много ли их хватит? Сможет ли эта бабушка таким образом скопить, скажем, на нормальное лечение зубов? Я вот пока не могу, хоть уже давно пора лечить... И потом, самое страшное в бедности - ощущение бессилия. Думаете, мне не хотелось бы помочь пожилым родителям? Или сходить с детьми в поход на Енисей? Да даже дать детям нормальное жилье, чтобы они не ютились вчетвером в одной комнате - и то мне недоступно. Хотя мы с мужем работаем, не пьем, не курим, экономим на чем только можно, новой одежды и обуви практически не покупаем - и все равно хороший, просторный дом так и остается мечтой с самой свадьбы, уже 17 лет. Старшие дети уже выросли, так и не узнав, какое счастье жить не в тесноте, и я чувствую глубокую скорбь, что ничего не могу изменить, ничем не возмещу им эту потерю...
Иоанна10 декабря 2014, 11:00
Я до смерти мужа жила более чем хорошо, дома прислуга, няня для ребенка, я по фитнес клубам и по магазинам да по ресторанам . А потом муж внезапно умер и так и получилось, что я потеряла почти все. Работать не могла, т.к. ребенок был маленький и часто болел, рядом не было никого, ни родных, ни близких, ни друзей. Я на своей шкуре почувствовала что такое нужда, крайняя нужда. Я пошла работать, но и нигде особо не задерживалась, брала часто больничные и тогда я познакомилась с Богом. А когда я Его узнала,я ни на минуту не жалела, что он меня поставил в такую жизненную ситуацию, если бы Он этого не сделал,я бы так близко Его не узнала. Я всегда вела дневник и сейчас, когда у меня относительно все хорошо по житейским меркам,я перечитываю свой дневник и понимаю, что самые мои светлые моменты были в то время когда я буквально сидела на хлебе с водой, в дневнике в тот промежуток очень много светлых фраз, много доверия Богу, много благодарности. А сейчас когда нет острого голода и Бога так близко нет. И я задавала себе часто один вопрос, хотела бы вернуть былой статус и деньги, ответ был - нет, не знаю, как у других, но меня деньги разделяют с Богом. Я сейчас средне зарабатываю, мы с ребёнком не шикуем, но мы счастливы.
Мария24 июня 2013, 13:00
продолжение предыдущего коммента... и после всех терзаний, всех попыток вырваться и мыслей, что ну, я же могу, я ведь могу - я ж и умная, и сильная, и красивая, и работящая. и руки - ноги есть, главное. не сидеть на месте! а потом идут болезни, предательства, обманы, которые дают... смирение. Слава Богу за всё! Простите меня. Пусть Святой Дух почивает на вас!
Мария24 июня 2013, 13:00
Марфа Н. Спаси Вас и ваших детей Господь! Какая Вы богатая! В семье, с такими детьми,каких Вы воспитали - главное богатство! Для меня сейчас очень актуальна тема нищеты и достатка (не говорю о богатстве). Всё познаётся в сравнении. если ты зарабатывал когда-то хорошие деньги,а потом что-то изменилось - и всё прекратилось. именно в этот момент происходит прозрение. очнь хорошее время для того, чтоб пробудиться духовно, пересмотреть свою жизнь, вспомнить всё. что считал "ну. все так делают" и искренне раскаяться. как-то вечером, оценивая день, решила, что вроде дела стали, как раньше... и странная реакция!!! - а как же моя нищета... как же я буду теперь к Богу обращаться? - подумала я. самая горячая молитва (а это самое главное в жизни) именно в нищете, бедствии, болезни и т.д. физической! и что бы не говорить, как бы не увиливать от этого факта. Господь напускает тьму, чтобы Его свет был ярче и ближе... как ни жалко нам себя, придумывая доводы почему "нищета", она в Писании имеется "нищета духа", а не физическая... Человек - это тело, душа и дух. Только когда человек немощен физически, он припадает ко Господу... а насколько, каждому отмеренно... кто, сколько может понести.
Александр28 февраля 2013, 01:00
Ольга: Статья хорошая.Но ее легко читать тому,кто не знает что такой крайняя бедность... Ольга! Напишите пожалуйста,чем могу Вам помочь. (e-mail есть в редакции).
Ольга25 февраля 2013, 13:00
Статья хорошая.Но ее легко читать тому,кто не знает что такой крайняя бедность. Я сейчас именно в такой ситуации. Поверьте, что когда ты видишь,как твоя мать не может получить нужное лечение, так как денег нет и социальные службы отказались признать ее бедной, впадаешь в гнев! Работать она не может из-за болезни,инвалидность тоже не дают. Не на что ездить по городу,оплачивать анализы,не на что вставить выпавший зуб. Что это такое? О том,чтобы выти замуж мне, речь не идет. Такой беднотой плохо одетой никто не интересуется просто. Я никогда , живя в СССр не думала,что узнаю на своей шкуре,что такое реальная бедность,когда в доме остается картофель и морковь,ни хлеба,ни чая,ни масла. Это так невообразимо в наш 2013 год,когда президент и его зам. хвалятся достижениями и сидят на нефтедолларах!
Елена20 февраля 2013, 17:00
Господи! Как вовремя! Спасибо автору!
Виталий Я-ЗА20 февраля 2013, 06:00
Вячеслав писал: "Если не можете продать имение свое, взять крест нищеты и следовать за Христом, то не лучше ли отойти вместе с тем богатым юношей от лукаваго оправдания своих немощей и лукаваго мудрования, молча опустив стыдливо лице свое. Ибо истинно трудно богатому войти в Царство Небесное. Или вы сильнее Бога Которому слава во веки! Аминь!!!" Вячеслав, очень отрадно бывает видеть людей искренних и горящих ревностью по Богу. Однако никакой труд и делание не будут благом, если совершаются без рассуждения. Русскую пословицу слыхали: заставь дурака Богу молиться — он и лоб расшибет. Хотите проверить? - как только у Вас возникнет желание осудить кого-то, поступайте, как велит Господь: "Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну" (Мф. 5, 29). А вот когда исполните это, тогда и повторите Ваше "продать имение".
Людмила19 февраля 2013, 22:00
Вячеславу: Вы что ж так наотмашь бьете?Ежели Господь нас немощных терпит,то уж и не Вам людей судить.Тема-то непростая.С одной стороны-при трудной жизни люди должны становиться добрее,сострадательнее друг к другу,тем и спасаясь.Значит,нищета как бы во благо.А с другой-ведь ясно,что наша нищета сейчас искусственная.Ведь живем плохо не потому что не хотим работать и поголовно все бесталанные.Да и на кого работаем? на Государство? Дак оно само в долгах(долг Украины более 7 млрд. дол.)Нельзя совместить несовместимое.Беззаконие и нормальную(в духовном и материальном ) жизнь.Законы Божии и антиБожии, по которым живет западная цивилизация и которые так усиленно нам проталкивают.Запад уже давно "прогнулся" под золотым тельцом.Последний шанс нам дан,каждому- мамона или Господь.
Лилак.19 февраля 2013, 20:00
Меня убил этот комментарий: Вячеслав: Если не можете продать имение свое, взять крест нищеты и следовать за Христом, то не лучше ли отойти вместе с тем богатым юношей от лукаваго оправдания своих немощей и лукаваго мудрования, молча опустив стыдливо лице свое. Ибо истинно трудно богатому войти в Царство Небесное. Или вы сильнее Бога Которому слава во веки! Аминь!!! что ж вы все такие буквальные? можем конечно все продать пустить себя и семью помиру. а можно детей воспитать сытыми, дать им образование, если бог дал такую возможность! можно все раздать и бичевать всем семейством, а можно не вставать на "духовные цыпочки", хотя скорее это какой то "духовный прыжок" и не обрекая семейство на голодное существование войти Царствие Небесное.
Гость19 февраля 2013, 18:00
Спасибо! Я хорошо живу и зарабатываю хорошо и очень благодарна Богу за такое наше благополучие, и ведь страшно его потерять! И вроде чувствуешь, что много дано, даже излишне, и не роскошествуем, а ведь и лишнего не остается. сколько не заработай, все мало. Вот стали родителями год назад, с ужасом наблюдаю что покупают детям и как их балуют и как им говорят: Ты у нас не хуже других, у тебя все будет, расшибемся в лепешку. И это ведь не пропитание, а излишнее. Клоуны в садик на день рождения, игрушки от которых уже ломится в доме все, вещей шкафы. Я и сама люблю красивое и функциональное, но уже голову ломаю, как объяснить ребеку, что он не должен хотеть того , что все и обязательно иметь то, что все имеют. Вот придумала, будем с ним на разные праздники и на его дни рождения делать подарки другим, неимущим, нуждающимся, чтоб полюбил делиться, помогать и получать от этого удовольствие.
Андрей_0119 февраля 2013, 17:00
Тем людям, кто реально находится в сложных материальных и иных обстоятельствах, каждый верующий православный христианин должен помогать. В то же время понятием бедности у нас иногда подменяется материальная и духовная неудовлетворенность. Вроде бы совсем голодающих и нищих людей сейчас не очень много, однако на фоне роскоши элитной части общества любой скромный гражданин чувствует себя бедным. Еще стоит отметить, что материальный достаток в наше время также не гарантирует достойной жизни. Бывает и появятся какие-то деньги, а купить на них нечего, за исключением товаров первой необходимости. Предлагаемые в сфере торговли продукты питания - сплошная химия и синтетика, вредные для здоровья. Одежда и обувь, которые сейчас продаются - мусор и ширпотреб, которые быстро приходят в негодность. Нравственно здоровые культурные запросы также сложно удовлетворить даже при наличии каких-то денег. Все в кризисе. Спаси Бог.
Вячеслав19 февраля 2013, 16:00
Если не можете продать имение свое, взять крест нищеты и следовать за Христом, то не лучше ли отойти вместе с тем богатым юношей от лукаваго оправдания своих немощей и лукаваго мудрования, молча опустив стыдливо лице свое. Ибо истинно трудно богатому войти в Царство Небесное. Или вы сильнее Бога Которому слава во веки! Аминь!!!
р. Б.Иулия19 февраля 2013, 16:00
Марина, спаси Вас Бог! Хорошая статья. Что касается бедности, то она приучает к собранности, ответственности; внимательности к своим расходам. И - да, приходится учиться и шить из ничего что-то приличное, и из манки делать вкусный пирог и т.д.. Польза есть в этом большая, но и гнет, конечно, приличный. Очень опасна в любых напастях жалость к себе. Она расслабляет, уводит в эмоции, отчаяние. Помоги нам всем Господи!
андрей19 февраля 2013, 10:00
Согласен, что в тяжело жить в крайне стесненной финансовой ситуации. Хотя бы с точки зрения того, что раньше я мог подать нуждающемуся 10-50 руб, а теперь могу дать 100 руб. И приятно осознавать, что ты помог человеку. И вопрос о детях, конечно, актуален. Очень хочется, чтобы они не ощущали себя ущербно в компании ровесников, а для этого нужна финансовая уверенность в себе.
Хриса19 февраля 2013, 08:00
Спасибо, замечательная статья, есть над чем подумать...
Lyudmila19 февраля 2013, 07:00
замечательная статья побольше бы таких самое главное что объяснили мне что стремиться стать богаче материально это не грех главное чтобы седце углем пылало и Господь и Пресвятая Богородица всегда в сердце, в уме ,в мыслях ,перед глазами .....как в псалме.... буду ходит перед лицом Господним по земле живых Спаси и вас и нас Господи и благослови на дела БОжии
Людмила18 февраля 2013, 23:00
Не беда, когда носишь 7 лет расползающиеся сапоги,перешиваешь и перевязываешь старье,ешь уже надоевшую постоянную кашу.Беда,когда твоим детям нечего есть и ты ничем не можешь им помочь,потому что нет работы.Потому что люди стали ненужными на своей земле,в своей стране.Здоровые,а что говорить о больных.Беда,когда в школах дети выбирают себе друзей "по достатку".Беда,когда в стране,где большинство выживает "за чертой",эта проблема умалчивается,как буд-то ее нет.Зато неумеренная роскошь выставляется напоказ.Когда один "прогливает" за ночь тысячи,а другой умирает,потому что нет денег на лекарства.Когда трудяга получает гроши, а бездельник барыши. Кто может посчитать,сколько душ сгубила за эти 20 лет нищета.Слава Богу,что-то уже меняется,хотя бы в сознании людей.
гордец18 февраля 2013, 22:00
Хорошая статья, спасибо. мерзость пред Богом - гордый нищий и скупой богач
Галина18 февраля 2013, 21:00
Хорошая статья. Спасибо.
юрий18 февраля 2013, 20:00
спасибо интересно и поучительно легче біть самим собойсбогом
Дмитрий18 февраля 2013, 20:00
Неожиданно правильная статья! Вроде бы парадоксально звучит "с бедностью надо одновременно и смиряться, и бороться". А ведь правильно, как и с болезнью. Господь не заставляет нас отречься от борьбы с болезнью. Но при этом мы должны проявлять терпение и смирение в болезни, уповая на помощь Божию. Так и с бедностью - смиряться, но верить, что когда-нибудь будет лучше. А то что бедность ожесточает сердце, возбуждает зависть к состоятельным людям и заставляет человека зачастую циклиться на собственных проблемах - так это чистая правда. Знаю по себе. Так что бедность, конечно, большое искушение, как и богатство.
Андрей Васин18 февраля 2013, 19:00
Мне кажется, что легко говорить о бедности может только тот, кто далёк от этого. Бедность это хуже чем плохо, это мрачный удел людей, никому не нужных, забытых всеми, в том числе и себя самими. Действительно, получается так, что человек, оказавшийся в ней и, не дай Бог, привыкший, уже не контролирует поступки. Человек теряет ответственность за семью. Конечно, упование на Бога необходимо, без этого жизнь прекратиться. Но, позвольте, упование без собственного старания, не называется-ли хулой? К великому позору, сейчас очень много обездоленных и не только они сами тому виной: Государство, после ужаса Горбачёвшины и её продолжения, только-только начинает задумываться о своих гражданах. А ещё позор то, что мы вот так уповаем на эту самую бедность. С ней нужно бороться всеми возможными способами: от рекламы трудовой деятельности человека в ТВ-передачах, фильмах, проповедях в церквях до традиционного меценатства, которое должно всячески поощряться властями. Понятие "Русский человек" не должно ассоциироваться с понятием "Бедный человек", если это "Бедность" не духовная. Спаси Господи!
Анатолий18 февраля 2013, 18:00
И теперь есть вопрос: Удобно ли богатому?
Наташа18 февраля 2013, 16:00
Отсутствие Церкви в селе - вот бедность, один, старый до дряхлости и больной священник, - вот бедность. Нищета прихода, когда Соборный камень заложен уже как десять лет, а деньги для строительства так и не собраны, - потому что приход бедный, или как сейчас говорят, малоимущий... Часовня деревянная, того и гляди - рухнет, поэтому туда никто кроме старух, не приходит. Старухи тоже бедные, пенсий не хватает, чтобы оплатить квартплату - и как они живут - никто не знает ... . Но я знаю, что бедность - это одержимость... С бедностью можно бороться соборной молитвой. Обновление и очищение от обветшания приходит от БОГА. Себя считаю крайней нищетой, потому что до сих пор не знаю наизусть утреннее и вечернее правило, - а ведь в этих молитвах все панацеи.
Василий18 февраля 2013, 15:00
Спасибо Вам Марина за статью. Но я все же склоняюсь к бедности, как к более совершенному инструменту спасения. И примеров этому гораздо больше, чем среди богатства. Ибо находясь в роскоши человек подвергается такому искушению, которое выдержит далеко не каждая душа. Конечно среди бедных тоже много искушений, но они другие... Мне кажется Господь оберегает малоимущих от многих и многих вещей, которые им и не снились. А что касается душевной "гнилости" то она по моему в равной степени поражает и бедных и богатых. Но богатых вдвойне... Ибо они несут огромную ответственность и за бедных (ведь не зря же Господь сделал их богатыми!) Ни для кого не секрет, что на одного богатого приходится сотни, а то и тысячи бедных. И выдержать эту ответственность очень тяжело... Потому я и считаю, что скорее не бедность как таковая, а воздержание и есть та Милость Божия ведущая в рай и бедных и богатых. Именно сознательное духовное воздержание ради Господа и есть путь спасения.
Елена18 февраля 2013, 14:00
Марина, огромное спасибо за статью!Вы правы, когда кажды день -это борьба с нищетой и еще с заболеванием ,сердце ожесточается.и не видешь выхода из этого.
Светлана18 февраля 2013, 13:00
Спасибо!
Ирина18 февраля 2013, 13:00
Ксения, где вы? Чем помочь? Напишите мне irinelia@mail.ru
просто человек18 февраля 2013, 13:00
Ну наконец-то на Православии.ру что-то искреннее и просто человеческое. Спасибо.
Марфа Н.18 февраля 2013, 12:00
Марина, спасибо за статью.Согласна с Вами полностью.А еще малообеспеченность помогает открыть в себе творческие спосибности: как из сапог сшить шапку или из маминой старомодной юбки- дочке стильную.Но...Трудно что то возразить ребенку когда он говорит: неневижу первое сентября!Учительница просит рассказать"Как я провел лето" и все бедут рассказывать как они были в Америке, Диснейленде,И тд.А мне придется рассказывать как я полола картошку и собирала колорадских жуков!Даже ни разу не искупались!"Такие моменты самые трудные.Еда даже самая простая- котлетки из пшеницы-вкусные из маминых любящих рук.И ват приходиться утешать детей: вот вы вырастете и сможете поехать сами, но порой звучит фальшиво.И тогда приходят на выручку сами дети: мамочка зато мы вместе с тобой и с папой в футбол играли, помнишь...И устраивали соревнование игрушек"Чемпионат по легкой атлетике".Слава Богу за детей (их у меня тоже четверо)и за все.Теперь,когда старшей дочке 20,сыну 19,а средней(предпоследней)17Б в разговоре они заявили все тре , что детей хотят не меньше троих.Я очень удивилась.Говорю, но это же лишения ...Старшая дочь говорит :зато у нас было такое классное детство, нам было так хорошо вместе,мы играли в такие игры!Одному в них не поиграть. Вот это награда за труды и слезы и безсонные ночи. Слава Богу за все. Бог сверх сил трудностей не дает.Даже насмешки окружающих дает пережить без злобы, а благословляя их.
Александр18 февраля 2013, 11:00
Марина, спасибо за статью. К сожалению так и есть, не человек управляет деньгами, а деньги человеком, и меняется это только через подвиг самоотречения, самоуничижения. Вообще, по греху сребролюбия удивительно мало написано именно для мирян (или мне мало попадалось?), большинство авторов современной литературы ограничиваются цитированием св. отцов древности, которые давали советы в основном для монашествующих. Спрашивается, какая польза современному мирянину от совета не иметь ничего (и многих аналогичных по смыслу советов)? Несколько раз мне попадалось у авторов замечание, что мол можно и имея имущество и достаток не грешить сребролюбием, не "прирастать" к нему сердцем, но на этом и всё, как будто не было таких людей и писать о них нечего. Так оно конечно легче (для авторов): процитировал св. отцов, от себя чего-то добавил, и на тебе - статья готова, вроде как будто даже по делу. Вы своей статьей немного этот пробел по части "практики" заполняете, больше бы таких материалов, глубже анализ и обобщение... Если бы вы смогли бы порекомендовать публикации или литературу по озвученному мной вопросу, я был бы вам очень признателен. Мой адрес hv-tech@ yandex.ru C уважением
Николай18 февраля 2013, 11:00
Спасибо,замечательная статья,задумался...
Никита18 февраля 2013, 10:00
Спасибо за замечательную статью, полностью согласен с автором - тоже не по книгам, а по мало-мальскому житейскому опыту.
Ксения18 февраля 2013, 10:00
Я бедная...
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке