Что значит: «люби ближнего своего»

Представьте себе: на улице вы увидели, как с каким-то человеком стало плохо или, допустим, к нему пристают негодяи, но вы прошли мимо как ни в чем не бывало – а потом вдруг выясняется, что это был ваш родственник или близкий человек, которого вы просто в тот момент не узнали. Уж как тогда будет стыдно! Суть же этого примера заключается в том, что к другим надо относиться так, как если бы это были близкие нам люди.

Девочка со спичками. Иллюстрация к сказке
Девочка со спичками. Иллюстрация к сказке
В сказке Андерсена «Девочка со спичками» рассказывается про девочку, которая пыталась согреть себя, зажигая спички одну за другой. И с каждой вспышкой ей в ее детском воображении представлялись удивительные картины: теплая печь с блестящими медными шариками и заслонками, жирный новогодний гусь, который поднимается с тарелки и идет к ней, новогодняя елка с игрушками, покойная бабушка – так вплоть до того момента, пока она не замерзла. Ей всего лишь надо было обогреться, а никто не пришел на помощь. У Достоевского есть, кстати, очень похожий рассказ – «Мальчик у Христа на елке»: ребенок замерз, потому что холоден мир людей. Но ведь эти два литературных персонажа – отражение наших реалий, того жестокого отношения к ближним, которое рождается в эгоистичном и безжалостном сердце.

Люди еще бывают способны к героизму и самоотверженной помощи в исключительных обстоятельствах. Помню, как вместе с близким священником, отцом Сергием, и его тремя детьми мы ездили на святой источник в Малинники. На обратном пути, переезжая через железнодорожные пути, машина батюшки заглохла, и тут же закрылся шлагбаум, трезвоня о приближающемся поезде. Автомобиль категорически отказывался заводиться, времени на спасение оставалось не очень-то много. Возле шлагбаума стояли еще две машины, из которых сразу же вышли люди и помогли нам вывезти автомобиль с путей.

Если бы мы были так же внимательны друг к другу в своей будничной жизни! Собственно, христианство призвано преображать наши будни, и Христос проповедовал Евангелие, чтобы оно было реализовано не где-то в экстремальных ситуациях или на войне, куда далеко не всем нам дается попасть, а в наших буднях, в повседневном общении с ближними.

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13: 34), – вот слова Спасителя. Конечно, и в Ветхом Завете Господь повелевал любить ближних (см.: Лев. 19: 18, 34). Да и сама наша совесть, данная нам Богом, всегда свидетельствует о необходимости любви. Тем не менее, придя на землю, Господь обрел эту заповедь совсем забытой. Забываем ее и мы. Она и для нас, эта заповедь, всегда новая.

Любовь, принесенная в мир Христом, имеет и действительно новый, более возвышенный смысл – это любовь по примеру Самого Христа, жизнь свою полагающая за ближних.

Все мы, конечно, хотим, чтобы другие люди поступали с нами хорошо: были бы к нам добры, приветливы и услужливы. Вот именно так поступать с другими людьми призывает нас Спаситель: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7: 12). Поэтому перед каждым своим поступком стоит подумать: я хочу сделать для другого человека то и то, а приятно ли было бы, если бы кто-то это сделал мне? Если сердце подскажет «да», тогда нужно делать, если же «нет», следует воздержаться.

А хотите определить, есть ли у вас любовь к вашему ближнему? Если у вас есть что-то очень нужное вам, и, когда это понадобится вашему ближнему, вы с радостью предложите ему, не ожидая взамен чего-либо, то вы любите ближнего. Причем это относится не только к какому-нибудь предмету, но и к самому времени, которого всем так не хватает и которым, конечно, всегда пожертвуешь ради того, кого любишь.

В «Достопамятных сказаниях» рассказывается, как однажды иноки в присутствии аввы Иосифа начали разговор о любви. Старец сказал: «Мы не знаем, что такое любовь. Вот образец любви: авва Агафон имел ножик, необходимый ему для рукоделия. Пришел к нему брат и, увидев ножик, похвалил эту вещь. Авва Агафон немедленно начал упрашивать брата, чтоб он принял ножик в подарок, и не дал брату выйти из келлии, пока не уговорил его принять понравившуюся ему вещь».

«Что же в этом особого? – скажет современный человек. – Подумаешь, подарить ножик… Мы бы хоть сотни таких ножей раздарили!» Но надо учесть, что иноки IV–V веков были лишены финансового снабжения и каких-либо благ цивилизации, они жили в далеком от людских поселений, пустынном месте, где нож являлся одним из главных орудий труда, а приобрести новое орудие было крайне трудно. Это то же самое, что современному человеку отдать главное орудие своего пропитания – допустим, водителю отдать автомобиль, а банкиру пожертвовать банком. Отдавая ближнему то, что жизненно необходимо тебе, ты, конечно же, проявляешь любовь.

Вот история из жизни знакомых людей. Светлана Н., добрая, отзывчивая женщина, работала завучем в престижном образовательном центре. Ее брат, увлекшись идеалами золотого тельца, допустил серьезные просчеты, не рассчитал свои коммерческие возможности и разорился. К тому же он взял под кредит иномарку баснословной цены. Пропустив положенный в договоре срок, он непомерно увеличил свой долг и оказался в кабальной зависимости. Светлана недавно по состоянию своего здоровья уволилась, средств к заработку не было, и, чтобы спасти брата, она продала собственную квартиру. Долги брата оказались покрыты, но сама Светлана уже вынуждена жить в крайне стесненных условиях.

Конечно, хотелось бы видеть, что Господь воздает за подобные жертвы благополучием и во внешней жизни. Но с позиций духовного мира, не внешняя жизнь имеет первостепенную ценность. По крайней мере, совершенно верно то, что люди безжертвенные носят в самих себе мучение, а жертвенным людям Бог подает утешение, причем утешение куда большее, чем иномарка, взятая под кабальный кредит.

Милосердный самарянин
Милосердный самарянин
Подлинная любовь к ближнему познается по той внутренней боли, которая является в сердце, когда мы узнали о скорби ближнего. Отсутствие любви проявляет себя в равнодушии – этой тишине мрачного омута, поглощающего живые и чистые чувства. Если ваш ближний заболел и вы почувствовали скорбь как за себя самого, то вы любите ближнего. Если вы узнали, что у другого человека беда, и тут же подумали, что предпринять для помощи ему, то вы не лишены христианских чувств. Но если, услышав о случившейся неприятности, вы подумали: «Хорошо, что меня в тот момент рядом не было, чтобы нести его тягости», – значит, вы далеки от любви.

Вместе с тем любовь – это не только когда ты сострадаешь скорбящему, но и когда ты радуешься чужой радости. Увы, есть люди, которые готовы попереживать, услышав о бедствии ближнего: «Ой, уж и как тебе тяжело, и как мне тебя жалко-то». Но стоит им услышать о его благополучии, как их лица бледнеют, а сердца наполняются возмущением: «Так вот ты какой». Народная мудрость по этому поводу создала афоризм: трудно прощать чужие недостатки, но еще труднее прощать чужие достоинства.

Допустим, если я слышу, что кому-то дали литературную премию, и с досадой думаю: «А почему не мне?», то это уже эгоизм. Если же, услышав от близкого мне писателя, что он победил в международном конкурсе, я порадовался за него, то, стало быть, и я, слава Богу, не лишен, пусть и малой, крупицы любви. «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12: 15), – говорил святой апостол Павел.

Понаблюдайте за собой, и вы точно поставите диагноз своим собственным внутренним чувствам. Суть же сказанного такова: радость о чужой радости есть верный признак любви к нашему ближнему.

Как еще заметить в себе христианское отношение к ближним? Если вы порадовались о ближнем, что ему, в отличие от вас, скажем, существенно повысили зарплату, что у него наступил в жизни успех, тогда как у вас неприятности, и вы прославили Бога за ближнего своего, то это, можно сказать, первые ростки христианской любви в вашей душе.

Напротив, отсутствие любви к ближним очень хорошо определяется по наличию в душе зависти. Зависть – всегда внутренний бунт: почему другой получил то, чего я не имею? Зависть – это самое очевидное, наглядное выражение эгоизма: всё только мне, а другим ничего. Так согрешил первый ангел, обладавший высочайшим могуществом и славой, но позавидовавший славе Творца и из-за этого всё потерявший. Так постоянно грешат и люди, думая, что кому-то лучше, чем им. В конечном итоге зависть есть самоуничтожение, ибо зависть – это неудовлетворенность заботой Божией о тебе и протест против того реального места, на которое Господь поставил тебя в твоей жизни. Потому среди десяти заповедей последняя направлена как раз против зависти: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Втор. 5: 21). Итак, зависть – самая наглядная противоположность любви.

Без любви к ближнему невозможно любить Бога, «ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4: 20). А без любви к Богу невозможно спасение.

Значит, кто не любит ближних, тот человек погибший?

Авва Дорофей
Авва Дорофей
Не будем отчаиваться. По крайней мере, если любви нет, ее можно взращивать. Каким же образом? Это объясняет преподобный авва Дорофей: «Спаситель говорит: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф. 22: 39). Не обращай внимания на то, как далеко ты отстоишь от этой добродетели, чтобы не начать ужасаться и говорить: “Как можно возлюбить ближнего, как самого себя? Могу ли я заботиться о его скорбях, как о своих собственных, и особенно о скрытых в его сердце, которых не вижу и не знаю, как свои?” Не увлекайся такими размышлениями и не думай, чтобы добродетель превышала твои силы и была неисполнима. Но положи начало с верою в Бога, покажи Ему твое произволение и старание – тогда увидишь помощь, которую Он подаст тебе для совершения добродетели. Представь себе две лестницы: одна возводит вверх на Небо, другая низводит в ад, а ты стоишь на земле между ними. Не думай и не говори: “Как я могу взлететь от земли и очутиться вдруг на Небе?..” Это, конечно, невозможно, да и Бог не требует этого от тебя, но берегись, чтобы не сойти вниз. Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй. А позже начнешь мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается. И так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божией и верха лестницы. Ибо мало-помалу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Это значит возлюбить ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22: 39)».

Собственно, путь христианской жизни к этому и ведет, и автор не раз видел, как люди, ранее холодные, жесткие сердцем и беспринципные, воцерковляясь, изменялись даже лицом – в их глазах появлялись добро и любовь. А преподобный Макарий Великий объяснял это так: «Как пчела незаметно для людей строит соты в улье, так и благодать тайно созидает свою любовь в сердце человека, изменяя горечь в сладость, а жестокое сердце – в доброе. И как мастер по серебру, делая резьбу на блюде, постепенно покрывает его узорами и только после окончания своей работы показывает свою работу во всей ее красе – так и истинный Художник – Господь – украшает резьбой сердца наши и таинственно обновляет их, пока мы не переселимся из нашего тела, и тогда обнаружится красота нашей души».

Вот почему в жизни каждого из нас так важна аскеза, внутренняя работа над собой. Бог смотрит, прежде всего, на сердце человеческое, и значит, важно уделить внимание внутреннему очищению, чтобы в глубинах нашей души не затаились гордость, своенравие, жестокосердие и чтобы злые, нечистые мысли, словно разъяренные псы, не грызли наше собственное сердце. По внешнему виду мы все добропорядочны и вряд ли похожи на откровенных преступников, но в своей подлинной сути человек таков, каким он является, прежде всего, в своем сердце. Поэтому надо честно всматриваться в глубины собственной души, дабы увидеть тех внутренних церберов, которые превращают нашу душу в мрачный аид. А церберы эти проявляются в нас, когда мы общаемся с ближними.

Освобождая душу от оков страстей, мы освобождаем в сердце место для любви. Чистое сердце относится и к ближним чисто. Когда преодолено себялюбие, только тогда и возможна любовь к другим.

Валерий Духанин

20 февраля 2013 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Любить по-человечески Любить по-человечески
Протоиерей Андрей Ткачев
О любви за всю историю человечества написано и сказано столько, что, кажется, нового не добавишь. Даже тем, кто не отличается особым усердием к чтению и размышлениям, — и тем всё вроде бы ясно с любовью. Но стоит лишь попытаться дать себе отчёт в том, что же именно «ясно», как почва под ногами становится шаткой.
О любви к Богу и к ближнему О любви к Богу и к ближнему
Архим. Серафим (Розенберг)
О любви к Богу и к ближнему О любви к Богу и к ближнему
Архимандрит Серафим (Розенберг)
Счастливы мы, христиане, во свете ходим, Бога имеем, вечной жизни ждем. Какого же Бога имеем мы? Сотворшего небо и землю, все сущее. Природа создана для нас, для нашего наслаждения ею. А создал ее Бог. Посему Его следует любить более всего, Его заповеди хранить. Главная же из них — возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею (Мф 22, 37).
Настройка души.
Можно ли научиться любить ближнего, если не знаешь, что такое любовь?
Настройка души.
Можно ли научиться любить ближнего, если не знаешь, что такое любовь?

Как это ни печально признавать, но неспособность любить является общим диагнозом для всего человечества. Чтобы убедиться в этом, совсем не обязательно заглядывать в душу всем и каждому. Даже самый поверхностный взгляд на историю любого народа, да и на мировую историю в целом, приводит к неутешительному выводу: люди гораздо более склонны обижать и мучить друг друга, чем — любить.
Комментарии
жолдас22 июня 2016, 15:00
Побольше таких размышлении
Ирина17 января 2016, 07:00
Спасибо за добрую статью. Хочется много сказать, но постараюсь пойти и выполнить свои ненаписанные слова в жизни, хоть малую толику.
Алла 12 сентября 2014, 12:00
Слава Богу за все! Статья серьезная и дает возможность задуматься о многом.К сожалению,когда человек во-церковляется ему сложно перебороть или изменить в себе тот негатив или те качества- эгоизм,зависть которые у него есть.Но нужно научиться бороться с своим эго и действительно нужно придти к тому что чужая боль -это твоя боль и т.д.
Мария15 января 2014, 11:00
Аминь! Спасибо за чудесную статью.
Евгений 3 октября 2013, 17:00
Я думаю, что возможно ответ на этот вопрос в том, что когда мы сами, искусственно, не с богом, принимаем решение сделать кому-то добро, мы обязательно ошибемся и сделаем зло другим. И только бог может дать нам возможность тварить добро без причинения кому- либо зла.
Евгений 2 октября 2013, 11:00
Спасибо автору за добрую статью. Но есть еще много вопросов. Например, никто не будет возражать , что во вселенной добро и зло находятся в балансе. Одного без другого не бывает. Из этого следует, 1. что все уже определено, кто добрый кто злой. 2. Если я, допустим злой, стремлюсь стать добрым и бог дает мне это, то следовательно, кто-то добрый должен стать злым для сохранения статуса кво. Из жизни можно привести следующий пример, допустим, кто-то продал свою квартиру, чтобы заплатить долг другого, не родственника этого человека. Таким образом он стал на сторону добра, а его ближайший родственник потерял надежду на эту квартиру как возможность улучшения своих стесненных условий проживания и стал на сторону зла, осудив своего родственника и впав в уныние и т.д. Так как делать добро одним, чтобы не делать одновременно другим зло?
Юрий 8 марта 2013, 08:00
К сожалению, не нашел ответа на вопрос с которым начал читать статью. Медведица задерет охотника с ружьем, если тот подойдет к медвежатам. Сука набросится на обидчика ее щенят, в разы крупнее ее самой. Самец малиновки скачет и чирикает в ярком наряде, отвлекая хищников от самки на яйцах. Любовь, самопожертвование и забота о ближних это примитивные животные свойства. Люди в которых они подавлены, несомненно должны сделать усилие духа и преодолеть жизненные травмы приведшие к угасанию этих базовых программ, но остальным не надо стараться чтобы любить свою мать, ребенка, брата. Эта любовь как в граните выбита в их сознаниях инстинктами, дарованными природой/Богом. Неужели не труднее пустить обогреться незнакомца или накормить чужого ребенка? Неужели не требует больше усилий  духа возлюбить дальнего, а не ближнего как самого себя. Неужели не радует больше Господа наше стремление быть Человеком, а не равняться на животных?
Елене21 февраля 2013, 02:00
Мать или отец наказывает своего ребенка и даже бывает ремнем, но больнее всего им самим. Любовь бывает не только прощает, но если надо надо, то и жестко наказывает, если это надо для дела. Ваш ближний не понимает сути вашего прощения(или потакания его слабостям?), а вы м.б. не искренне прощаете, вот Господь и не располагает его сердца к вам. Может быть надо его перестать прощать(спускать ему его деяния с рук), а с той же любовью принять какие-нибудь более жесткие меры. Тут сложно сказать точнее: ситуации индивидуальны. Посоветуйтесь с духовником или просто опытным священником.
Виктор21 февраля 2013, 00:00
Отличная статья! И вывод замечательный: "Освобождая душу от оков страстей, мы освобождаем в сердце место для любви. Чистое сердце относится и к ближним чисто. Когда преодолено себялюбие, только тогда и возможна любовь к другим." Спасибо автору! К сожалению, анализируя свои поступки в отношении других людей, даже вроде бы, на первый взгляд, хорошие поступки, сверяя свои чувства с критериями, написанными в статье, прихожу к выводу, что подлинной любви к другим людям не имею. Есть самолюбование, тщеславие (желание казаться хорошим в глазах других людей), хочется, чтобы тебя хвалили и т.п. Радоваться счастью другого тоже не умею. И зависть порой бывает, и уныние, и обида на людей и обстоятельства, и чувство, что у других жизнь лучше, чем у тебя и повезло им жизни больше, тоже присутствует. Как в статье написано, так и есть. Господи, помоги мне!
р.б.Сергий20 февраля 2013, 22:00
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! Воздавайте добром за зло, молитесь за врагов ваших, взыскуйте волю Божию, ибо "один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв." (Мк.,12, 32-33) Любые дела, слова и помыслы наши лишь тогда будут добрыми, когда будут служить средством к покаянию, к осознанию собственной немощности, к осознанию падшего состояния нашего естества. Нам ли осуждать сестру за безрассудочную жертвенность брату, кода мы и сами ныне даже в малом устоять не можем... БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Елена.Украина20 февраля 2013, 21:00
Елена:" Вот как любить ближнего,когда он пакостит тебе,радуется твоим несчастьям,настраивает других против тебя,так длится много лет.Чем больше прощаешь,тем хуже он делается.Где выход?" Елена,если бы Вы не прощали своего ближнего,а отвечали бы ему тем же,то было бы еще хуже,чем есть сейчас. Прощать,терпеть и молиться за своих личных обидчиков - это единственный правильный выход для православного христианина. И этот путь ведет ко спасению. Если есть возможность,то можно попробовать общаться пореже,но все же молиться за этого человека. Если нет такой возможности - значит это крест,который нужно нести со смирением,а силы просить у Господа. Иного выхода не вижу. Бог терпел и нам велел.
Alexandra20 февраля 2013, 21:00
Spasi Gospodi za horowuu statiu!!
р.б.Сергий20 февраля 2013, 15:00
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! И благодарение Валерию Духанину за подробное изъяснение высшей (жертвенной) Любви, и за духовное "погружение" в исследование спасения души нашей. "Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота. Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь."(1,Пет.,4,8-11) БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Елена20 февраля 2013, 14:00
Вот как любить ближнего,когда он пакостит тебе,радуется твоим несчастьям,настраивает других против тебя,так длится много лет.Чем больше прощаешь,тем хуже он делается.Где выход?
Муразов20 февраля 2013, 13:00
Проникнувшись духом статьи радуюсь за Православие.ру.
Геннадий-либерал20 февраля 2013, 11:00
Валерий. Вы пытаетесь обратить внимание читателя на практическое освоение заповеди - "Возлюби ближнего своего". Судя по Вашим упоминаниям о себе, Вы человек с определенным опытом воцерковления и познания Истины. Поэтому считаю, что Вы могли бы более содержательно выразить смысл догмы. Действительно все не так просто, например сказано и это: "Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?" Т.е. Вы христианин, любите ближних, но эти ближние - Ваши домашние, которые в свою очередь любят Вас, и вот в таких обстоятельствах, Вы, тем не менее, можете находится очень далеко от заповеданной любви. Но даже рассматривая такую понятную любовь - к своим любимым домашним, нельзя не усомниться в правильности ее реализации: - что хорошо: воспитывать в строгости и воздержании, или в ублажении и достатке; - что плохо: заботиться о здоровье домашних и забыть о своем, или заботиться о своем, а по остатку о домашних; - и т.д. Вполне очевидно, что любовь не сводима к получению личного удовольствия и блаженства, известно также, что многое (почти все) доброе достигается исключительно через лишения, страдания, боль, кровь...
Валерий20 февраля 2013, 10:00
Как правило, автомобиль является залогом у банка по кредиту.Почему бы брату просто не отдать авто банку или продать.Выходит брат остался с крутой тачкой,а сестра в коммуналке?Плохой пример.Эгоизм брата и бездумная любовь сёстры.Глупо.Так поступать нельзя,брат от этого лучше вряд ли станет,будет продолжать в том же духе и рассчитывать ещё на "добро". Конечно,может автор не совсем корректно описал этот случай,но по написанному понимается так. А статья хорошая.Только,нелегко это-ближнего любить,если с домашними даже не всегда мир.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке