Почему мы отпадаем от любви

Священник Иоанн Валентин Истрати

Наша здешняя жизнь – это, безусловно, подготовка к тамошней жизни, вечной. Здесь мы учимся любить своих родителей и детей, чтобы научиться любить всё человечество, а более всего – Бога. Ведь жизнь – это школа хороших манер вечности, сокровенная педагогика небесных высот, это ясли человечества, в которых мы учимся ходить по небу и говорить с возлюбленным Логосом.

Я тоже задавался вопросом, почему Бог требует от нас стольких трудов при воспитании детей. Какой-то маленький комочек плоти, однако он имеет бессмертную душу, и сколько нужно приложить непрестанных трудов, чтобы увидеть ребенка большим – и привыкнуть к тому, что он тебя покинет. Сколько тысяч раз нужно накормить младенца, согреть, взять его на руки, переодеть, успокоить, приласкать – пока он не забудет о тебе. И я ответил себе после долгих философических умозаключений, что младенцы – это высший дар, который дается нам от Бога для того, чтобы мы могли своими глазами увидеть природу рая, привыкнуть к нему и захотеть его, дабы унаследовать его навсегда. Мы растим детей краткий промежуток времени, чтобы унаследовать вечное младенчество рая.

Возвращаясь к любви. Святые удостоились славы Христовой и наименования отцов, потому что любили всех людей, как мы любим своих детей. Представьте себе, как должно было расшириться (сокрушением) сердце их во вселенной, чтобы они с любовью и жалостью болели за всех людей. Каким огромным было сердце их – больше всего мира, ведь у него была сила расширяться вместе с бескрайней любовью, входящей в него.

Вместе с любовью ко всем людям у них, без сомнения, безмерно возрастало сострадание к страдающим. Ведь любить – это значит болеть за кого-то сердцем, втайне и неисцелимо страдать всякий раз, при каждой неудаче и падении любимого. Святые – это отцы человечества, ибо они любили человечество отцовской любовью, воспитывая его на своих добродетелях, выслушивая, как больно ему по причине его немощей, проливая слезы ночами напролет у изголовья человечества, мечущегося в лихорадке ужасающего небытия.

Скажу и так: любовь – это боль при виде боли любимого существа. Только на мгновение представим себе, как бесконечно больно Богу видеть неудачи всех людей, миллионы погибающих блудных сынов, слышать безмолвный, но оглушительнее небес плач человечества, попавшего в рабство смерти по собственной воле.

Если сузить тему, то супружеская любовь, дарующая свет и жизнь во вселенной через рождение детей, – это олицетворение любви Создателя. Однако при всем том мало кто из семейных людей по-настоящему счастлив и осознает эту иконическую силу своей любви – представлять собой олицетворение невидимой любви Вечного.

В большинстве своем мы отпадаем от любви, не понимаем ее или уже не впускаем ее в свое сердце. Отпадение от любви – это самый печальный феномен в жизни человека. Вместе с ним в душу при содействии лукавого входит ненависть, то есть убийство другого человека в сердце нашем, ревность как тотальный контроль и нарциссистское собственничество, безразличие как запустение души, эгоизм как разрастание опухоли «я» на окружающий мир и т. д.

Какова же причина этого недуга, этой нашей ущербности и отпадения каждого из нас – в определенной мере – от любви? Я думаю, что это миметизм. Миметизм – это свойство человека подражать тому, что он видит. Мы любим тех, кто любит нас, ненавидим ненавидящих нас, подражаем манерам, словам, поведению окружающих. Французы говорят: «Un bon bailleur en fait bailler sept» («Кто хорошо зевает, за тем семеро зевать начинают»).

С самого младенчества подражание является фундаментальным свойством нашего естества. Мы подражаем окружающим («Почему ты смеешься?» – «Потому что вы смеетесь»). Воспитание – это не что иное, как следование великим в истории человечества. Научение – это подражание некоторым основным действиям, но его нужно постоянно стимулировать посредством творчества.

Миметизм – это также и мирской фундамент законов. Мы наказываем тех, кто совершил зло, и делаем добро тем, кто делает добро. Он также является фундаментом и земной нравственности. Каждое дело получает соответствующее ему воздаяние. Закон возмездия и вообще все моральные, юридические или религиозные кодексы человечества являются вариациями на тему социального миметизма. Когда приходит Спаситель и заповедует нам любить врагов наших, все миметические ходунки мира вмиг рушатся, они ломаются под грузом бесконечной любви Создателя, пришедшего к нам. Всё, что мы когда-либо знали о мире, сокрушено, сломлено на Пути любви Того, Кто отдал Тело Свое на преломление нас ради.

Но в любви миметизм разрушителен. Он привносит с собой торговлю чувствами, которая неминуемо приводит к смерти. «Я люблю, потому что ты любишь меня». И если тебе скажут: «Я люблю тебя», – то ты непременно должен ответить: «Я тоже»… Однако миметизм не учитывает того, что естество у людей падшее: если ты получаешь оскорбление, то и сам в ответ оскорбляешь, и любое слово может быть возвращено назад сказавшему его, словно в каком-то пинг-понге ненависти и мести. Миметизм – это масло, постоянно подливающееся в огонь всех ссор на свете.

А что было бы, если бы мы научились отгонять от себя этот дух подражания? Полностью нам это не удастся, но все-таки каждому из нас под силу сделать шаг вперед в этом направлении. На всякое плохое слово отвечать с любовью. На каждую оплеуху подставлять другую щеку. Чтобы каждый удар получал в ответ утешение. Благословление следовало за проклятием. Ведь именно это и есть заповедь Божия: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф.5: 44–45). И без миметизма у нас не было бы страдания, не было бы разлук, ненависти, мести, войн, боли, смерти.

Таким же внутренним миметизмом является ожидание того, что другой подтвердит свою любовь к нам. У каждого человека имеются свои ожидания в тех экзистенциальных рамках, в которых он подражает другим. Однако ожидание до бесконечности этого подтверждения любви убивает саму любовь. Человек должен сознавать, что он бесконечно любим Богом. Этой любви у него никто никогда не отнимет. Если мы посредством молитвы приучим свои внутренние чувства к тому, чтобы они ощущали эту любовь, то мы уже никогда не будем нуждаться в том, чтобы окружающие подтвердили свою любовь к нам.

Очень многие люди страдают от неудач подобного рода, ожидая, что получат нечто совершенно иное, чем оно есть на самом деле. Люди ужасно страдают из-за чего-то такого, о чем другой даже не узнает никогда. Это абсурдная игра воображения и замыкания в своих собственных инсектариях[1] ценностей, которая ни к чему привести не может, кроме страдания. И каждая боль, которая следует за неисполнением наших ожиданий, в действительности оборачивается тотальной анестезией нашего духовного чувства, которым мы воспринимаем любовь Божию. Это тот же атеизм, немного приукрашенный, но такой же разрушительный, когда мы уже не чувствуем жертвенной любви Того, Кто создал нас.

Наше вхождение в любовь Всевышнего совершается через любовь к людям смертным и несовершенным, окружающим нас. И эта любовь никоим образом не должна ни ожидать от других подтверждения, ни функционировать по миметическим законам слепой природы, а должна быть тем созидательным и небесным ферментом, благодаря которому пшеница, с трудом перемолотая в сердцах наших, превращается, теплотою Духа Святого, в просфору живую, замешенную руками Божиими и трепетно ожидающую того, чтобы стать пречистым Телом Христовым, подающим жизнь и любовь миру.

Священник Иоанн Валентин Истрати
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Doxologia.ro

4 марта 2013 г.

[1] Инсектарий – помещение для содержания насекомых.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Любовь выше справедливости Любовь выше справедливости Прот. Георгий Схиртладзе Любовь выше справедливости Любовь выше справедливости Протоиерей Георгий Схиртладзе Если мы с самого начала изберем неправильную позицию и будем относиться к людям предвзято и примемся раздумывать: полюбить его или нет, верить ему или нет, – то мы никогда не почувствуем искренней христианской любви. Евангелие о совершенном милосердии Евангелие о совершенном милосердии Свт. Николай (Велимирович) Евангелие о совершенном милосердии Евангелие о совершенном милосердии Святитель Николай (Велимирович) Ничто не делает человека столь немилосердным, как уверенность, что никто не милосерден к нему. Никто? А где же Бог? Не вознаграждает ли нас Бог каждый день и каждую ночь Своим милосердием за немилосердие людей? Слово в Неделю 21-ю по Пятидесятнице. О любви к врагам Слово в Неделю 21-ю по Пятидесятнице. О любви к врагам Архимандрит Тихон (Шевкунов) Непостижим и удивителен для человека путь, которым нас Господь из жизни, которая полна страданий, недоумений, горестей, и, наконец, заканчивается смертью, возводит к жизни совершенно иной, жизни вечной. О любви к Богу и к ближнему О любви к Богу и к ближнему Архим. Серафим (Розенберг) О любви к Богу и к ближнему О любви к Богу и к ближнему Архимандрит Серафим (Розенберг) Счастливы мы, христиане, во свете ходим, Бога имеем, вечной жизни ждем. Какого же Бога имеем мы? Сотворшего небо и землю, все сущее. Природа создана для нас, для нашего наслаждения ею. А создал ее Бог. Посему Его следует любить более всего, Его заповеди хранить. Главная же из них — возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею (Мф 22, 37). Что это значит - "любить врагов своих"? Что это значит - "любить врагов своих"? Иеромонах Иов (Гумеров) Скажите, какие конкретные отношения, действия и т.п. подразумеваются под "любить врагов своих". Что это значит? И кого мне считать за врагов?
Комментарии
Светлана28 апреля 2014, 00:00
Хоть и сложно написана, но хорошая статья. Согласна со многим. А насчёт отгородиться, уйти куда-то там - не выйдет. Человек узнает себя в битве, а когда он в покое, ему кажется, что он может всё побороть. А учишься только тогда, когда сталкиваешься с проблемами и понимаешь чего ты стоишь. Хотя это и очень болезненно. Сложно людям эмоциональным, рефлексирующим, путающимся с реальностью,им сложно. Вот какой им совет?
Евгений 6 марта 2014, 21:00
Большое спасибо за статью. Эти слова сейчас то, что мне нужно в жизни особенно. Дай Бог теперь их помнить и следовать им.
Галина15 августа 2013, 11:00
Мир без любви Божией действительно яд. И этот яд глотаю и глотаю, отравляясь. Спаси Господи за статью и за разъяснение. Авторов сайта - спаси Господи.
Наталия 5 апреля 2013, 09:00
Ответ Игорю: а как же любили, спасались и обрели святость тысячи новомучеников в лагерях? Онни тоже были в пустынях, скитах? Вокруг них не было греха?
Алексей 5 марта 2013, 16:00
Вот где бы ещё взять силы следовать заповедям? Как заставлять себя делать то, чего не любишь? Как полюбить того, кого терпеть не можешь? Как было бы просто, если бы был какой-то стандартный рецепт...
р.б.Сергий 5 марта 2013, 14:00
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! В данной статье много красивых и правильных слов о Любви, вот только рассуждения автора о свойствах падшего человеческого естества никоим образом не освящают причины отпадения человека от Бога, который и есть Любовь. Автор совершенно не объясняет каким трудом и как "любовь к людям смертным и несовершенным, окружающим нас,... перемалывается в сердцах наших", и почему "превращается, теплотою Духа Святого, в просфору живую,...в Тело Христово"?! Вывод автора полностью игнорирует как первопричину отпадения человека от Бога, так и необходимость нашего истинного покаяния для Синергии человеческого произволения и Божественной Благодати! Причина нашего постоянного отпадения от Любви кроется в том, что мы ищем своего, а не того, что угодно Господу... Господи, буди милость Твоя на нас, дай нам сил видеть тьму, которая в нас, и отвергаться собственной воли и правды, для исполнения предназначенного нам! БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Иулиания 5 марта 2013, 14:00
Игорь, Наталья, спасибо за честное мнение о себе. Да, оскудела в нас любовь. Сама скорее людей терплю, нежели люблю их. А если не терплю, то приходят скорби. Думаю, нужно через понуждение по силе творить добрые дела и Господь помилует. Любить другого как себя - удел святого или несвятого святого. Нам же благодаря искреннему покаянию и сопричастию со Христом можно лишь надеяться на Его милость, как мытарю, как разбойнику на кресте.
Гость 5 марта 2013, 12:00
Игорю: Читайте наставления Оптинских старцев - например, преп. Макария Оптинского: "Предложу вам и о любви слово. Господь наш Иисус Христос открыл нам, в чем состоит любовь Божия: «любяй Мя заповеди Моя соблюдает» (Ин. 14, 15). Посему ког­да мы преступаем заповеди Божии, то уже нет в нас любви Божией, святой же апостол Павел объявил свойства любви в Первом послании к Коринфянам (1 Кор. 13, 4-8)... Видите ли, какая высота заключается в любви! Но она еще сопряжена и с глубоким смирением, которое укрепляет ее и делает непадательною... Господь сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Этот путь — соблюдение заповедей Господних. А заповеди Его все любовь суть и смирение..."
Елена.Украина 4 марта 2013, 20:00
Хорошая статья,особенно последний абзац. И вот это:"Ведь любить – это значит болеть за кого-то сердцем, втайне и неисцелимо страдать всякий раз, при каждой неудаче и падении любимого". Спаси Бог за труд.
Наталья 4 марта 2013, 19:00
Игорь, я полностью согласна с вами, но, вот я отгородилась от мира, если не глухой тайгой, то, по крайней мере стала жить за городом почти уединенно, и что вы думаете, мне стало легче? Ничуть, теперь вся нелюбовь переместилась на уровень помыслов, а с ними бороться еще тяжелей, потому что они преследуют неотвязно, т.к в моей обстановке отвлечься не на что как в городской суете и как только появляется какой нибудь одушевленный раздражитель, то я мгновенно выливаю на этого человека все, что мысленно разрывало меня. Бесстрастие святых, это труд, который мне по моей немощи не понести и жить, тихо не любя всех и вся тоже не переносимо. Вот такая трудность.
Ольга 4 марта 2013, 18:00
Как не хватает сейчас такой трактовки любви. Как-то все последнее время сводится исключительно на двусторонний товаро-обмен. Люди разучились любить платонически, просто веря в человека с первого взгляда. Я и себя имею в виду.
Игорь 4 марта 2013, 18:00
Читая статью,я думал о другом. Вот нет любви у меня к окружающим людям и где ее взять и на чем она должна быть основана - я не знаю. Повседневная жизнь обычного рядового человека, как я, вся пронизана пороком и грехом. Ежедневно и ежеминутно. 365 дней в году и на протяжении уже 42 лет. И чтобы следовать заповедям Господа Бога Нашего Иисуса Христа, жить во Христе и тем самым стяжать Царство Небесное, нужно полностью отречься, отгородиться от мира глухой тайгой, где не ступала нога человека и не ступит. В прямом смысле этого слова. Вообще не видеть людей. Не видеть повседневной современной обстановки, от которой у меня уже рвотные спазмы. И просиявшие в Лике Святых обрели святость в схиме и затворничестве. То есть в жесткой самоизоляции от внешнего мира. А еще я знаю достоверно и точно - исповедуясь и выйдя за ворота храма, я опять буду глотать взахлеб болотную жижу греха, буду дышать им, питаться им. И по-другому - никак. И мне будет не до любви к людям и по-прежнему очень далеко до Царства Небесного. Простите, если что не так, но всегда говорю что думаю. Спаси вас Бог.
Владимир 4 марта 2013, 16:00
А является ли несовершенство человека в виде лжи о своей прошлой жизни и нежеланием исповедать свои смертные грехи перед Богом в подготовке к таинству венчания достойным любви Божией и любви человека с которым связывается жизнь. Ведь это лукавство и есть корень нелюбви неискренности и закрытости души, что и приводит к страданию недоверию и так далее. Божественная любовь дается для прощения, но нельзя полюбить того, кто не готов открыться для этого прощения и такой человек всегда будет чужим и нелюбимым.
нина 4 марта 2013, 14:00
Любовь оскудевает в сердцах, когда человек грешит. Это и понятно: когда мы грешим, мы приносим другим вред. И сами за это ненавидим их. А любим мы не тех, кто сделал нам добро, а тех, кому мы сделали добро.
Дмитрий 4 марта 2013, 13:00
В наше сложное время, для решения демографической проблемы считаю необходимым на Исповеди, чтобы священники задавали молодым людям и девушкам- создали ли они семьи (или собирается - он, она это сделать), помогали и направляли. Священники, которые сами навязывают монастырь - а это решение только САМОГО человека, или говорят - вам это не нужно.., или ничего страшного.., должны быть строго наказаны или лишены возможности служения, пока не покаются и не переменят политику своих взглядов.
Ксения 4 марта 2013, 12:00
Сложный текст очень.
Гость 4 марта 2013, 12:00
Большое спасибо за статью и перевод! Священник Иоанн Валентин Истрати - теперь уже один из любимых авторов, нравится за прямоту и небоязнь задеть чье-то самолюбие, от которого так важно избавиться пока еще есть время.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке