«Отмененный» чемпионат

Удивительно, какие неожиданные ассоциации вызывают иногда самые заурядные и обыкновенные вещи. Ехал я в автобусе и смотрел (ведь надо же куда-то смотреть) на болтающийся рядом с водительским местом вымпел – кажется, еще советских времен. На нем были изображены две противостоящие друг другу в напряженных позах человеческие фигурки, а выше надпись: «Чемпионат по греко-римской борьбе».

    

И вот я смотрю, смотрю на этот трепыхающийся мотыльком вымпел, и пришла мне в голову странная мысль, что он символизирует собой драматическую многовековую борьбу греческой и римской традиции христианства. И, может быть, полезно нам поразмыслить со страхом Божиим и благоговением об этом загадочном и затянувшемся «чемпионате». И это сравнение не покажется таким уж странным, если мы вспомним, например, слова апостола Павла о том, что «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11: 19).

Невозможно отрицать, что западный мир обогатил нашу жизнь, особенно в области технологий, житейского удобства, комфорта, но также надо признать, что именно с Запада к нам пришло немало заразы душевной, нравственной… в смысле широком, так сказать, эпидемическом: вольнодумство, вольтерьянство, коммунизм… ну и дальше – всех «измов» не перечислишь – вплоть до нынешнего секулярного либерализма. Грустно только, что именно мы, славяне, как-то уж больно рьяно бросаемся воплощать в жизнь эти идеи, да еще и с вселенским размахом. Так, чтобы каждую идею довести до крайнего и абсолютного своего раскрытия и предела, посмотреть, что она есть в совершенном и последовательном своем развитии. Безобразен человек русский без Бога, страшен, потому что культуры не хватает светской, этики… И слава Богу, что не хватает! Спрятаться не за что, прикрыть наготу, срам нечем – пусть весь мир смотрит и ужасается, что такое жизнь без Бога по сути своей, без ретуши. Бесы… бесы… – правильно Федор Михайлович чувствовал всё, предвидел. Да ведь прохмыкали, прокуксились скептически… вот вам и пожалуйста.

Так вот, я всё хотел понять, почему именно с Запада лезут к нам все эти гнилые мыслишки да идейки. Может, и не прав в чём – простите, ну уж что думаю, то скажу.

Все вы знаете, конечно, что до середины XI века Запад и Восток составляли единую Церковь. Церковь святая и кафолическая, с единым учением, хоть географически она и была разделена на Западную и Восточную, но в духовном отношении это не имело значения. Было даже время, когда папа Лев Великий – Римский епископ – отстаивал чистоту веры, а весь Восток склонялся к монофизитской ереси. Но бывало и наоборот. Словом, чистоту веры блюли одинаково и Восточные, и Западные отцы… одно слово – единая Церковь. Но потом на Западе (вот это важный момент!) в Символ веры – о котором договорено было, и именно соборно, сообща, что его менять нельзя ни на йоту, – на Западе в те слова, где говорится, что Дух Святой от Отца исходит, внесли поправочку маленькую… всего-то одно слово – «и от Сына», «Филиокве» знаменитое. Ну, казалось бы, какая разница! Так им помыслилось правильнее, и даже до сих пор богословы толкуют, спорят, о чем речь шла и кто прав. Но результат этой поправочки в истине стал катастрофическим – понимаете, как поправочка в расчётах… да вот хотя бы… Эйфелевой башни знаменитой – первое, что в голову пришло.

    

Только представьте, что какой-нибудь подмастерье Эйфелев взял бы да что-нибудь поменял в расчетах, в чертежах инженера-мастера… показалось ему, что так будет правильнее. И никто ошибочки его не заметил бы поначалу, стали бы детали, элементы производить в сталелитейных цехах, собирать их день за днем, как конструктор… а потом вдруг однажды ка-а-ак гигнулась бы эта башня… Шум, гам, скандал… катастрофа, погибшие, вероятно, были бы… газетчики зашумели бы, в парламенте дискуссии бы пошли: виновные наказаны, выводы сделаны… и подмастерьев больше к чертежам не допускают… Да и не только ведь с Эйфелевой башней так могло случиться, а и в реальности случается – только оглянитесь вокруг: дома рушатся, мосты проваливаются, спутники с неба падают, поезда с рельсов сходят, а всё зачастую из-за ошибок в расчетах, из-за неточностей происходит. Я именно это слово сейчас подчеркнуть хочу: из-за неточностей катастрофы страшные случаются… Так почему же вы думаете, что в вере не должно быть точности? Неужто вы полагаете, что отцы святые случайно постановили в Символе веры не менять не единой буквы? Так здесь и катастрофа предполагалась в случае искажения настолько масштабнее, насколько душа больше тела и даже, по слову Спасителя, более всего мира, в смысле – ценнее. Но вот дерзнули внести это свое Филиокве: мол, не только от Отца Дух Святой исходит, но и от Сына.

Словом, главное – чистота учения о Боге-Троице – нарушено было на Западе и именно в ущерб учения о Святом Духе – я это подчеркиваю и хочу, чтобы мы это твердо запомнили, потому что Церковь истинная не иначе созиждется, как благодатью Духа Святого. И никакие ухищрения человеческого гения действие Духа Святого заменить не могут. И именно Духом Святым открываются в Церкви тайны домостроительства, и никакими человеческими средствами эти понятия не приобретаются.

А на Западе… Вся история Западной церкви, да и культуры тоже – потому что культура западная неразрывно связана с историей церкви – так вот, вся история Западной церкви и культуры со времен позднего средневековья, так скажем, – это история угасания, деградации без действия животворящего Духа Святого. Вот в чем главный момент, без чего мы не поймем ничего. Дух Святой Западная церковь постепенно утрачивала, и всё остальное – только следствие этого истощания.

Потом говорят еще, что важнейшая причина разрыва Церквей – это гордыня непомерная Западной церкви, папизм, притязающий на вселенскую власть… Правильно… И именно гордыня есть первая и главная причина безблагодатности, богооставленности, потому что гордость и благодать несовместимы. Сами ведь знаете, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. А теперь послушайте, на чем эта гордыня непомерная зиждется, на каком основании.

Известно, что церковь Западная, Римская, была основана апостолом Петром, и именно этого апостола Господь назвал основанием Церкви. Так и сказал Спаситель: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18). Вот латиняне и усвоили себе мысль, что основание единой Церкви положено в Риме и Римский епископ, как правопреемник апостола Петра, должен управлять Вселенской Церковью. Но уже это мнение свидетельствует о слепоте, внешнем и буквальном понимании того, о чем говорил Господь.

Апостол Петр Апостол Петр
Припомним, при каких обстоятельствах Господь назвал апостола Петром, а «Петр» ведь означает «камень, скала», и природное имя апостола было, как известно, иное – Симон. Так вот, Петр единственный из апостолов исповедал Христа Сыном Божиим, и Господь, говоря об истинности этого утверждения, о правоте и истине веры апостола, назвал его Петром, то есть Камнем, подразумевая, конечно, камень подлинной, истинной веры. И именно на этом камне Господь обещал создать Церковь. Как видите, уже в толковании этого события можно заметить разночтения, разноречивость тенденций: буквального, внешнего толкования Западной церковью и сокровенного, духовного – Церковью Восточной. Но чтобы подтвердить, что не о человеке Петре как таковом и уж тем более не о его последователях говорил Господь, обещая создать Церковь, приведем другой эпизод – изумительный и, как мне кажется, глубоко провиденциальный, имеющий прямое отношение к развитию вообще западной цивилизации. Этот эпизод относится ко времени уже после того, как Господь назвал Симона Петром, а именно когда Он открыл ученикам, что Ему, Господу, надлежит пострадать, быть распятым за весь мир и умереть на Кресте, чтобы потом в третий день воскреснуть. Так не кто иной, как Петр, стал отговаривать Учителя от страданий, говоря, мол, Учитель, зачем?.. да не будет этого с Тобой!.. ведь всё только начало как-то мало-мальски устраиваться… Ты учишь, мы учимся… народ за нами ходит… слава, почет, уважение… да и просто стабильность, устроенность понятная, житейская, доступная пониманию… и вдруг – какие-то страдания, смерть, катастрофа… зачем, зачем это всё, Учитель? да не будет этого с Тобой! Мы Тебя так любим, не лишай нас Своего общения, не покидай, будь с нами здесь, на земле, подольше…

Так примерно говорил Петр, и Господь, по слову Евангелия, обернулся к нему и сказал: «Отойди от Меня, сатана»! Вы слышите, что Господь сказал тому, кого недавно называл основанием Церкви?! «Отойди от Меня, сатана, – сказал, – потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16: 23). И я хочу, чтобы мы запомнили эти слова, потому что именно в этот момент в апостоле проявилось то, чем будет жить Западная церковь, обозначился тот путь, по которому она в великом своем соблазне пошла. И дальше Господь говорит как будто прямо о Западной церкви, о цивилизации западной, о главном в ней. Послушайте, это важно: «Кто хочет душу свою сберечь, – говорит Господь, – тот потеряет ее» (Мф. 16: 25). То есть тот, кто захочет прилепиться к земле, к земной жизни с ее удобствами, наслаждениями, достатком, комфортом, властью, богатством… – тот душу свою погубит. Конечно, это о всяком вообще человеке сказано, но и ведь именно с Петром эти слова оказались не случайно связаны, как будто обозначил Господь тот соблазн, который от Петра переймет Западная церковь. Вот только Петр в себе этот соблазн преодолел – через покаяние глубочайшее после падения, через подвиг подлинной веры, а затем и через смерть мученическую… а церковь Западная по этому пути за своим первоверховным учителем идти не захотела. И именно с самого начала пожелала по-своему веровать, по-человечески понять всё и по полочкам разложить… в этом уже и было заложено основание будущей катастрофы.

В этом-то и беда, что латиняне не приняли Бога, Каков Он есть, а (страшно сказать) создали собственную идею о Боге и этой идее стали поклоняться и служить. Вместо того чтобы потрудиться приблизиться к осознанию в себе образа и подобия Божиего – они «сотворили бога» по образу и подобию своему, по образу и подобию падшего человека. Вот где человеческое становится препятствием спасению. Гуманизм светский – это уже было только осмысленное развитие данной идеи.

Вот и «сберегает» Запад душу свою в этом мире, заботится о ней… конституционно, законодательно… выпестывает свою свободу… свободу от страданий за истину, от скорбей ради правды… от Царствия Божиего. Это не случайное совпадение только. Мне так кажется, что это именно пророчество Господа… о судьбах мира, если угодно, о судьбах Западной церкви и Восточной, об истине, хранимой последней. А в чем эта истина? Да в том, что кто душу свою погубит ради Евангелия, тот ее спасет в подлинном, то есть в высшем, смысле. И вот опять же как верно это в отношении каждого человека, так верно и в отношении Церкви нашей Восточной, многострадальной, присно распинаемой ради Христа. Потому ведь Церковь наша и называется воинствующей, что в душах всех вообще и каждого в частности человека святость должна отстаиваться, утверждаться через отречение и попрание бесконечных темных и лукавых прилогов, через борьбу жесточайшую с грехом. И всё время эта борьба идет, непрестанно, а если не идет – значит, ты уже сдался и отошел от Церкви в область тьмы, пусть даже и усыпляющей сладостно и сытно до срока.

Захват Константинополя в 1204 году Захват Константинополя в 1204 году
    

Ну, да это разговор отдельный. Я сейчас про Западную церковь хочу продолжить. Вот если нам допустить, даже допустить только, что лишила себя Западная церковь благодати Духа Святаго искажением чистоты учения, то что же остается? А остается организация человеческая, в основании которой лежит… вера? Вера, пожалуй, но вера без любви, потому что истинная любовь – это дар Божий, плод Духа Святого. Значит, вера лежит в основании – холодная, жестокая, потому что вера без любви непременно становится жестокой – и еще исполненной гордыни непомерной: умной, энергичной, корыстной, созидающей… но созидающей не на камне, а на песке человеческих страстей! О, как всё тут хитро замешано, как лукаво… Не на любви уже церковь эта держится и зиждется, а на страхе, власти, корысти и гордости. А любовь подменяется сентиментальностью, экзальтацией, как мед иногда подменяют дешевой патокой. Такой вот набор получается. Да и плоды соответствуют. Ну как, скажите мне, как это стало возможно, что Четвертый крестовый походкрестовый! вы только послушайте: призванный освободить Святую Землю от агарян – «ошибся адресом» да и духом, потому что взял и распял на кресте «сестру свою» – Церковь Восточную. Подло, предательски, страшно. Вы только подумайте, да какого падения внутреннего – не нравственного даже, а именно духовного – нужно было дойти, чтобы разгромить Константинополь, разграбить варварски… хуже варваров. Это же прямо помрачение. О каком просвещении тут можно говорить?! Разметали Византию братья христиане, растащили, разграбили. Вот вам первый плод безблагодатности – безумие. Потому что именно безумие, не осознающее себя, да еще и кичащееся, есть первое и главное проявление богооставленности, бездуховности. Вы, может быть, обвините меня в резкости суждений… да только ненависти вовсе нет во мне, а только боль. Боль от осознания реальности.

Мы Возрождение теперь всё превозносим, Ренессанс. А откуда он появился, а главное – почему? Вот вопрос. И я здесь, может быть, опять не угожу кому-то, но скажу, как думаю. А я думаю, что Ренессанс начался именно от неудовлетворенности – да-да! – от отсутствия подлинно духовной жизни, от незнания реальности действительного Богообщения… от пустоты, если угодно… вроде как попробовали на небеса воззриться, да ничего там не увидели и стали земную жизнь устраивать, «реальную». Вот, вот оно самое и есть начало! «Душу свою сберечь» – помните? Вот что в основании лежит Возрождения – желание здесь, на земле, полноты вкусить от всех наслаждений возможных: физических… эстетических… нравственных даже… И всё это хотя вначале и не без веры как будто, но больше уже так… из деликатности, чтобы уж не отрекаться прямо. Но главное, главное именно плоть и душа, душевная жизнь. А вы послушайте, что апостол Павел об этой душевности говорит. «Душевный, – говорит, – человек не принимает того, что от Духа Божия» (1 Кор. 2: 14). Вот в чем главная опора культуры Возрождения – в душевности. И то, что веру в Бога потом прямо уже осмеяли и отвергли, – это уже в самом основании было заложено, в желании душу свою «сберечь» от конфликта с миром, который «во зле лежит», в примирении, срастании с ним. Вот основание современной светской цивилизации и корни ее великого разочарования в Западной церкви. И призыв к высшей, духовной свободе – свободе в Боге – выродился со временем в призывы к либерализму как мере всех вещей, как к новой, безблагодатной, но универсальной вере. Не дала церковь Западная людям то, что должна была дать: прозрения духовного, огня не дала, – и остался один испуг и растлевающая вседозволенность.

Я не хочу сейчас рассуждать, осталось ли в церкви Западной хоть сколько-нибудь благодати или она совсем отсутствует… спасутся ли иноверцы или гореть им в геенне – модные нынче рассуждения, досужие. То Бог ведает. А вот о бесспорных и явных вещах сказать нужно. А бесспорна и очевидна сама тенденция, нацеленность западного человека на решение вопросов сугубо земных: безопасности, комфорта, удобства, достатка и удовольствий. Духовное если и интересует кого, то только в том смысле, чтобы обмануть, успокоить саднящую совесть, мятежность унять, неудовлетворенность, тоску приглушить. А избавиться от них – это, увы, никак, потому что происходят они от духовного голода. От изгнания из жизни Бога. Но признать это для секулярного ума дело почти невозможное. Именно самое простое и отвергается с ужасом, брезгливостью и упрямством потому, что здесь поступиться надо гордыней своей… поверить! (Ах, какой кошмар – в Бога поверить! Да как же это можно!.. и зачем?!) Смириться под крепкую руку Божию… а для гордыни это дело немыслимое, и вот она изгаляется, обманывает несчастную душу, изобретает теории, методики и практики самые бессмысленные и извращенные, только чтобы обойтись без Бога, только чтобы счастья достичь без Него, доказать… И всё не хочет признать, что это невозможно, и в упрямстве своем доходит до безумия.

    

Ну, это то направление, светское, которое задала эпоха Возрождения… гуманизм… вера в человека как в меру всех вещей. А что же церковь (Западная, разумеется)?

А она и дальше жила своей ущербной, душевно-плотской жизнью. И вера без любви, без радости всё более принимала болезненные, искаженные формы, всё более пропитывалась тревогами, ужасами грядущих мук, и страх этот помогал строить церковно-государственную жизнь. Ну и гордыня в прелестном сознании своей избранности продолжала повелевать и начальствовать. Вот тут уж и костры пошли…

И что такое Европа современная как не испуг отшатнувшейся от инквизиции самовластной души? Всё законодательство, все «свободы» ее пропитаны этим страхом, не изжитым еще и в любом упоминании о Боге усматривающим угрозу темниц, костров и пыток. И за всё это вина лежит на католичестве, как ни крути…

Но и роскошь ослабила Церковь, поистине римская, развращающая душу, потому что роскошь не может не развращать… и интриги как неизбежные игры безблагодатного разума… и индульгенции – торговля совестью… и всё это, конечно, не могло не вызвать протест, недовольство. Только протест уже не в душевном только, не в культурно-эстетическом смысле, а в духовном, высшем значении, если так можно выразиться.

И начались мятежные поиски истины, «освобожденные» не только от греховной накипи, приобретенной католичеством за века, но и от догматических и канонических «оков». Но тут уже прямо было что-то революционное. Не реформация в собственном смысле, а именно протест, отрицание. И начали плясать от печки, то есть от самих же себя, от тех же мнений человеческих, но только свободных от прежней, старой системы. Стали «новую церковь» создавать, как будто забыв или не желая помнить, что Церковь подлинная, Единая, Святая, Соборная и Апостольская уже существует, и сотворена она Христом еще на заре новой эры. И всё, что было нужно, – это смириться, принять, приобщиться этой Единой Церкви. Но всё отмели реформаторы, от всего, как им кажется, лишнего отреклись, а главную болезнь, главный порок и язву унаследовали и даже не осознали. Я гордыню имею в виду. И потянулись опять… да не сотни даже, а тысячи отговорок и оправданий, почему нельзя просто взять и принять Православие. Вот ведь удивительно: простейшее дело – смирение, но для гордости оно мучительно, непреодолимо, как гора медная.

Мартин Лютер Мартин Лютер
Они говорят: «Начнем сначала, вернемся к Писанию, а Предание – это человеческое, наносное». Но, позвольте, разве само Евангелие – это не записанное предание? И потом ведь очень по-разному можно понимать одни и те же слова Господа, и всё наше Предание не что иное, как опыт благодатного, деятельного прочтения Нового Завета, опыт благодатной жизни, жизни по Евангелию, изложенный теми, кто не разговаривал только, а реально приобщился благодати Христовой. Бесценный опыт тех, кто прославлен в лике святых самой же Церковью. И этот богатейший, бесценный опыт отвергается – и во имя чего? Во имя нового предания, но предания внецерковного, творимого осуетившимся, безблагодатным разумом. И тут уж, как следствие свободы суждений и мнений, неизбежна многоголосица дроблений, разделений и обособлений. А где же то единство веры, о котором говорится в Писании? Где единое стадо? То есть оно-то есть, но реформаторов в нем нет.

И смотрите, с чего началась история католичества – с раскола, с того, что часть, пусть даже и значительная, откололась от целого – и притом от живого целого, а часть, отколотая или оторванная от живого, ведь обречена на разрушение или разложение, и процесс этот уже ничем не остановить, хотя бы он и имел значительную протяженность во времени, хотя бы и длился века.

Мертвое живого не родит, и вот – в чувственную, «земную» душевность вылился как гуманизм светский, так и протестантство со своей идеей «комфортного» спасения. Именно здесь и смычка их произошла и согласие, в общем полное, хотя бы одни и верили в человека, а другие в Бога. Всё дробится, рушится, рассыпается, теряя энергию, жизненную силу, которую человек может черпать лишь в чистой вере, в такой вере, которая прорывалась бы через рамки и установки рутинного, обывательского сознания. Вы ведь знаете, что одних только протестантских деноминаций в мире уже несколько тысяч. И каждая о своем толкует. Какое уж тут единство веры?! Насмешка одна.

А гуманизм? Разве не из него проросли все новейшие, «вольные» безбожные идеи, начиная с просветителей – Вольтера, Руссо – и заканчивая свалившимся на наши с вами головы радикальным либерализмом с обещанием непременного счастья и плотского благоденствия. А ведь это не что иное, как… не следствие даже гуманизма, а именно полное и совершенное обнажение его сути, и уж теперь всё в истинном своем свете предстает, в откровенности полной.

Здесь понять надо: я вовсе не против любви к человеку. Но истинная любовь обымает всего человека, с его высочайшими запросами и устремлениями, а не только потворствует его низменным инстинктам, как это сейчас зачастую бывает.

Идея любви к человеку – это ведь основная идея христианства, но эта любовь не мыслится без соблюдения главной и первой заповеди – о любви к Богу, а когда первая заповедь оставляется, то и исполнение второй становится невозможно. И тогда идея любви к человеку Богоподобному вырождается в любовь к человеку обезбоженному, к человеку гибнущему, страстному, плотскому. И любовь становится такой же – плотской, гибнущей. Да это собственно и не любовь уже вовсе, а что-то иное, только по инерции называемое любовью. И эта инерция, лишенная источника жизни, источника вдохновения, веками вела западный мир в тупик.

Вот он – человек без Бога, во всей своей ущербной, уродливой красе

Гей-парад в Риме. Фото: REUTERS Гей-парад в Риме. Фото: REUTERS

Возродили на свою голову, а что? Идолопоклонство древнее, только не то – примитивное, с чурбаками деревянными, глиняными истуканами или статуями мраморными, а глубинное, с поклонением порокам, страстям и похотям. Вот они, демоны, выпущенные на свободу гуманизмом под видом многообразия личностных проявлений. Еще и развитие инициировали всех сторон человеческой личности, без трезвенности, без внимания строгого, без разделения на добро и зло… так – всё в кучу и – всё хорошо. Доброзло такое… светотьма и правдоложь – всё, мол, хорошо! И эта философия оборачивается таким содомом, что сами содомляне от стыда покраснели бы… Вот он – человек без Бога, во всей своей ущербной, уродливой красе… купленный и полный раб страстей, похотей и пороков, считающий их свободным проявлением всех сторон своей «многогранной» личности и даже не помышляющий о собственном плачевном, рабском состоянии! Беда, беда! А как же Господь говорил: «Да будет слово ваше “да” или “нет”, а что сверх того – то от лукавого» (Мф. 5: 37)? Слышите, от кого «всейность» эта, только прикрытая фиговым листком «человеколюбия»?!

Господь говорил: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32). А Запад свободу от Истины захотел познать и нас заразил своим похотением смутным. А опомнятся когда сами, именно сами до полного разложения дойдут и вкусят горечь, копившуюся веками на дне сосуда с названием «лжесвобода». Он там уже есть – осадок этот, и никуда от него не деться, не отвернуть лица, не избежать… просто не допито еще до дна это добровольно и сознательно выбранное пойло… пойло греха, пьянящее болезненной сладостью. Но допьют, допьют – иначе попросту быть не может. Не потому говорю, что злой такой, а просто закон есть: «Возмездие за грех – смерть!» – и горше этой горести ничего нет. Вот когда до тоски самой крайней, смертной дойдут, когда обманывать себя уже никак невозможно будет, тогда и прозреют… да и то еще вопрос. Потому что и опыт может ни в чем не убедить и вместо прозрения повергнуть в отчаяние… тут уж прямо вопрос веры будет стоять так: хочешь ли ты быть с Богом или нет? В этом-то проявлении свободной воли и будет проблеск последней надежды или уже окончательная погибель и тьма. Таково уж свойство гордыни: она будет себя бесконечно оправдывать, если только хоть искорка покаяния не промелькнет, хоть крупица сомнения в своей правоте не зародится в душе – тогда только, как в просвет, сможет благодать обильно пролиться, и уж тут никакие доказательства не понадобятся, потому что в благодати Сам Господь, любовь Его убеждает паче всяких уговоров и слов. А где благодать – там умиротворение, тишина и исцеление, даже восстание от смерти греховной, воскресение духовное и нравственное!

***

Лествица Иоанна Лествичника Лествица Иоанна Лествичника
По странному совпадению греко-римская борьба, неизменно и по праву входившая в список основных олимпийских дисциплин, недавно была предложена к исключению из обязательной программы. Названная причина весьма характерна: слишком скучно… не актуально… Хочется чего-нибудь этакого. Например, вслед за пляжным волейболом ввести в обязательную олимпийскую программу танцы на шесте… или еще что-нибудь «погорячее».

Людей всё меньше интересует истина и честная борьба в ее отстаивании, зато всё больше интересует развлечение, зрелищность, эпатаж. И может быть именно это, а не пресловутые «скандалы» заставили недавно отречься от престола Римского понтифика? Осознание своего бессилия перед всепоглощающей энергией «постхристианского» равнодушия и гедонизма.

А мы-то что, именующие себя православными?

Церковь – это Тело Христово, созидаемое Духом Святым даже до сего дня, обретением, приобщением к высшей жизни новых и новых душ. Тут великая тайна! Каждый из нас, православных, хоть и часть от целого, но часть полновластная, разумная и свободная, вот почему еще Церковь именуют Невестой Христовой! Что может быть теснее и вместе с тем свободнее, чем единство жениха и невесты, связанных взаимной любовью? Такова теснота общения, единство нерасторжимое в Духе, которое Он благоволил нам даровать. И если бы мы только понимали величие и высоту этого единства!

Но в Церковь прорастать надо, трудиться на этом поприще, и это вот и есть то, о чем сказано: «Царство Небесное нудится», то есть усилием приобретается, терпеливым трудом. Благодатная жизнь – это талант, которой мы все получаем в крещении и который требует от нас усердного и постоянного умножения. От одного таланта до пяти, от пяти до десяти и так далее…

И умножается этот талант не иначе, как исполнением заповедей Божиих. Так что даже «отмененный чемпионат» всё равно продолжается, о чем и напоминает нам святой первоверховный апостол:

«Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить» (1 Кор. 9: 24).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Свящ. Фома Диц: Обретение истинной веры Свящ. Фома Диц: Обретение истинной веры Свящ. Фома Диц: Обретение истинной веры Поиск истины,
или Обретение истинной веры

Беседа со священником Фомой Диц
Людмила Болотнова
Важно понять, что Зарубежная Церковь всегда воздерживалась от всякой экуменической настроенности, и вследствие этого она утверждала не только, что Католическая Церковь исторически отпала от Православия, но и то, что ее вероучительные отступления вели в ересь. Такое я тогда впервые слышал.
Ответ благосклонным к Латинской Церкви о несправедливом величании папистов мнимым достоинством их Церкви Ответ благосклонным к Латинской Церкви о несправедливом величании папистов мнимым достоинством их Церкви
Преподобный Амвросий Оптинский
Напрасно некоторые из православных удивляются существующей пропаганде Римской Церкви, мнимому самоотвержению и деятельности ее миссионеров и усердию латинских сестер милосердия и неправильно приписывают Латинской Церкви такую важность, что будто бы, по отпадении оной от Православной Церкви, сия последняя не пребыла такою же, а имеет необходимость искать соединения с нею. По строгом исследовании мнение сие оказывается ложным; а энергическая латинская деятельность не только не возбуждает удивления, но, напротив, возбуждает глубокое сожаление в сердцах людей благомыслящих и разумеющих истину.
Четыре ответа о латинстве Е. П. Ростопчиной Четыре ответа о латинстве Е. П. Ростопчиной
Свт. Филарет Московский
Четыре ответа о латинстве Е. П. Ростопчиной Четыре ответа о латинстве Е. П. Ростопчиной
Святитель Филарет Московский
По утверждению графини Е. П. Ростопчиной, совращённой в католичество иезуитами, в Париже на книгу митр. Филарета «Разговор между Испытующим и Уверенным» было составлено опровержение в несколько книг. Об этом передали митрополиту. Тот, не имея много времени на опровержение всех книг, на другой день получил вопросы и через час дал на них ответ.
Комментарии
Алексей 7 февраля 2019, 16:32
Цитата:
"западный мир обогатил нашу жизнь в области технологий, житейского удобства, комфорта, но именно с Запада к нам пришло немало заразы душевной, нравственной… вольнодумство, вольтерьянство, коммунизм".
А ведь просто научиться избирать доброе и отвергать худое, даже на государственном уровне. Давайте возьмем у Запада доброе: предсказуемую жизнь, совершенные законы, дороги, технологии, точнее, научимся этому у них и будем сами делать то же. А идеи запада давайте НЕ будем брать!
(и не все европейцы - безбожники)
P.S. Вопрос Дмитрию: а Августин по-вашему кто? Еретиком его считаете? Ведь Православная Церковь его почитает как святого?
Виталий18 июня 2014, 18:57
Отец Дмитрий, Спаси Господи Вас! Статья, хоть и не очень лёгкая, но весьма душеполезная.И всем нам, считающим себя Православными Христианами, крайне полезно трезвенно взглянуть со стороны на своё личное "Православие" сквозь призму Западного Христианства и поберечься, если ещё не очень поздно!
Василий Н.18 июня 2014, 13:01
Если бы не было Ренессанса, то, возможно, и светского искусства как такового бы не было.
Василий Н.17 июня 2014, 16:13
Тоже считаю, что статья несколько однобока. Не все так плохо на Западе, как о том нам говорят специалисты информационной войны, и не во всех проблемах Запада виновато католичество, и есть среди католиков немало достойных христиан (не говоря уже о средневековом крестьянстве). И лучше бы нам больше обращать внимания на российские проблемы, чем на западные.
О Западе, к слову, здесь пишут в основном плохое, о России - хорошее, а ведь это тоже один из методов информационной войны. Не лучше ли обо всем пропорционально - и по России, и по Западу?

Александр писал:
"Не нужно Православию, приписывать людские пороки". Не нужно увидев чиновника-вора, винить в этом Православие. Не нужно увидев содомита, винить в этом Православие. Не нужно в ювенальной юстиции, винить в этом Православие".

Согласен. Но то же самое можно сказать и о католичестве.
Серега17 июня 2014, 13:20
«Душу свою сберечь» – помните? Вот что в основании лежит Возрождения – желание здесь, на земле, полноты вкусить от всех наслаждений возможных: физических… эстетических… нравственных даже… И всё это хотя вначале и не без веры как будто, но больше уже так… из деликатности, чтобы уж не отрекаться прямо. Но главное, главное именно плоть и душа, душевная жизнь. А вы послушайте, что апостол Павел об этой душевности говорит. «Душевный, – говорит, – человек не принимает того, что от Духа Божия» (1 Кор. 2: 14)

Да, в точку -- про меня. Прости Господи!
Дмитрий16 июня 2014, 12:15
Fr. Vladimirу Ereminу:
Я читал,что когда к св. блгв. князю Александру Невскому пришли папские легаты в 1248 году , он написал в ответ о верности русских Христовой Церкви и вере Семи Вселенских Соборов: "Сии все добре сведаем, а от вас учения не приемлем".
Полностью присоединяюсь к словам святого князя.
"и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее…" (Мф. 16:18)
В греческом тексте разные по значению слова:
"ты-Петр [греч. петрос-камень,камешек] , и на сем камне [греч. петра-скала,огромный камень] -
"на сем Камне"-Господь говорит не о Симоне-Петре,а о Себе.
"Камень, его же небрегоша зиждущие, сей бысть во главу угла, от Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших".
Заблуждение о св. апостоле Петре как о Камне на котором основана Церковь Христова(не Петрова(!))-очень распространенное,давнее и даже древнее,но это заблуждение. К сожалению ,очень устоявшееся и в корне ошибочное.
Наталья Богоявленская15 июня 2014, 14:36
Fr. Vladimir Eremine написал: "В свете недавних исследований, самая ранняя известная науке добавка к Никеискому символу Filioque могла вполне быть сделана как раз на Востоке..."
Вы знаете, уважаемый Владимир, мне кажется, суть не в том, где и когда это могло быть сделано или было сделано. Суть в самовольстве. Смотрите сами...
Скажем, позавчера католики дополнили соборно утверждённый Символ веры. Вчера они ввели догмат о непорочном зачатии Богородицы. Чего от них ждать сегодня и завтра?
А как вам заявление папы о собственной непогрешимости? Получается, что непогрешимы на земле только Иисус Христос и... папа Римский!
Феликс14 июня 2014, 03:42
Ошибка автора статьи в том, что он забывает - Церковь это не собрание догматиков, которые думают, стоит или не стоит добавить "филиокве", Церковь - это собрание верующих. А среди католиков было множество прекрасных, и скромных, и в высшей степени добродетельных людей. Неужели и правда кто-то может верить, что Святой Дух оставил всех этих людей только потому, что кто-то из верхушки добавил одно слово в Символ Веры? И даже если не касаться вопроса благодатности РКЦ - просто хороших христиан всегда и на Западе хватало. А то почитаешь, так и получается - все там были такие из себя гордые, а также склонные к разврату и гедонизму. Ага, крестьяне, кои составляли большинство населения католического мира долгие века, были несомненно именно такими...
Азм Есм Червь13 июня 2014, 22:27
Простите люди добрые дерзость мою но слова, слова Спасителя:
-Кто хочет душу свою сберечь- тот потеряет её.
Ключивое слово "СВОЮ" -душу свою, как волю свою, своеволие своего выбора оставить за собой- тот не войдёт в состояние Духа Сокрушенного, и духом царствие не унаследует. Ищите прежде всего царствия небестого-духа сокрушенного и всё остальное спасение в синергии с Духом Спасителя приложиться, смирен духом и кроток сердцем- вспомните люди добрые.
Раузалия.12 июня 2014, 06:09
Статья просто замечательная. Мне самой казалось разумной ,что католики празднуют сперва Рождество, а потом Новый год, а не как у нас все наоборот.А теперь все стало на свои места.Действительно нельзя в свою угоду не на Йоту отступать от Закона Божьего,а иначе тоже дойдем до запретного предела.Плохо то, что популярно нигде это не разъясняется, потому молодежь стремиться к западному образу жизни, если мы, люди старшего поколения не можем найти ответы на свои вопросы. И телеканалов нет православных.Недавно появились два: СПАС и СОЮЗ.Но и они больше информационные. А хотелось бы услышать именно в таком ключе,как эта статья. О сути различий между религиозными течениями.Да услышат имеющие уши.
НН11 июня 2014, 22:00
Просто здорово! По прочтении у меня мысль мелькнула: Не надо Запад в двойных стандартах упрекпть, это они не специально - это их СУТЬ! Не могут они по-другому, поступают по своей "совести": всё делают в темноте и наоборот, как известный персонаж...

И не надо ничего уравновешивать - мы и так про себя много чего знаем, не о нас речь...
Главное, вывод правильный сделать: не пей из западной лужи -козлом станешь. Спасибо, батюшка.
Другая Галина11 июня 2014, 15:51
Не в бровь - а в глаз! Автор-то говорит, что все новшества с Запада надо принимать (а надо ли?) с осторожностью...
Помнить, что сами мы слабы без Благодати Божией, что надо бороться за чистоту душ наших и душ детей наших, бороться с грехом внутри нас, памятуя об ошибках западной церкви, держаться чистоты Православия. Помогай нам всем, Господи!
Maximuk Viktor11 июня 2014, 13:20
Отец Димитрий, вы в своих статьях почему то не основываетесь на святоотеческое предание Церкви, где святые оплакивали свои добродетели, как грехи свои; а также о сути жертвоприношения ХРИСТА. Будем рады услышать вас на эти актуальновечные темы "О духовных и нравственных ценностях", а также их различий...
Светлана11 июня 2014, 11:49
Спасибо автору за труд! Заставила остановиться,задуматься. Читаешь,казалось бы известные исторические факты,ан нет не все так просто- и начинаешь понимать "откуда ноги растут" у западных проблем, так искусно навязываемых нам,россиянам. Спаси Вас Господь! Слава Богу за все!
Fr. Vladimir Eremine11 июня 2014, 00:16
В свете недавних исследований, самая ранняя известная науке добавка к Никеискому символу Filioque могла вполне быть сделана как раз на Востоке (Seleucia-Ctesiphon собор) в Персии около 410 года, что примерно на 20 лет раньше ереси Нестория, после которой церковь в Персии стала известной под именем Восточной в отличие от Западной. На Западе,по обчепринятому представлению Filioque была признана частью Символа веры на Третьем Толедском соборе (589), почти на 200 лет позднее; ошибочная идея что это сделал Первый Толедский (400) основана на поддельных постановлениях о чем можно почитать B Annuarium Historiae Conciliorum, XXXii,2000,p.10; Wilhelm Baum and Dietmar Winkler "The Church of the East"; Edition of forged collection fo capotularies of Benedictus Vevita.
Андрей, житель Украины10 июня 2014, 23:33
Статья основывается на известном стереотипе о "католическо-протестантском" Западе. На самом деле, по мнению многих экспертов, западными странами (США и Европа) уже достаточно давно управляют ставленники разного рода иудео-масонских тайных обществ, некоторые из которых лишь прикрываются формальным христианством.

Предъявлять претензии западным католикам и протестантам можно скорее в том, что они готовы играть марионеточную роль под властью упомянутых группировок.

Реальные рычаги глобального управления принадлежат узкой группе триллионеров-олигархов (по некоторым данным, династиям Ротшильда, Рокфеллера, Варбурга, Баруха и др.), которые и заказывают содержательную повестку мировой политики.

А такие идеологии, как атеизм, либерализм, неоязычество, нью-эйдж и всякого рода деструктивная мерзость создавались в питомниках масонского сетевого "спрута" (или лабиринта), что доказано многими авторами.

Представители тайных обществ, владея сми, умело натравливают друг на друга разные народы, создают конфликтные зоны или внушают наивным обывателям представления о якобы имеющихся у них "правах", "свободах" и "демократии".

Спаси Боже мирных и добрых людей.

Наталья Богоявленская10 июня 2014, 21:29
Полине и другим:
нет агрессивности в статье, дорогие братья и сестры. Не вызывает она ненависти к Западу, и не утверждает автор того, что у них, проклятых, всё безобразно, а у нас, молодцов, всё замечательно. Но тема очень важная, и написана статья так, что заставляет о многом задуматься (как и сам автор задумался, ощутив неожиданную ассоциацию).
Между прочим, ещё полтора столетия назад святой Феофан Затворник написал, что Западом накажет -- и уже наказывает -- нас Господь. Какие провидческие слова!
Владислав10 июня 2014, 21:12
Спаси Господи!
Отличная статья! Побольше бы таких!
Вот только, к сожалению, многие не только не читают ничего подобного, но и слушать не хотят, а тем более вникать и задумываться, в лучшем случае промолчат, а то и открыто намекнут на безумие..., живем здесь и сейчас, а где твой Бог, почему Он порядок не наведет...
Еще раз спасибо отцу Димитрию за статью!
Анна10 июня 2014, 20:44
Спасибо за статью! Только лучше без картинок с гей-парадов...
Александр10 июня 2014, 19:32
Полине:

Вы так разволновались, что два комментария написали к статье, хотите, наверное, чтобы вам ответили, возможно -- сам автор.
Может быть вас устроит мой ответ: вы ссылаетесь на любовь к человеку и ненависть ко греху.

Отец Димитрий в статье как раз и показывает пагубное влияние греха, страсти и гордыни, как их основы и источника, не только на отдельного человека, но и на целую часть некогда единой Церкви, извратившую православное вероучение под влиянием мира сего и превратившуюся, фактически, в секту.

Господь сектантов -- фарисеев и саддукеев обличал неоднократно и безжалостно, поскольку их заблуждения вели их прямиком в ад. Сентиментальная душевная "любовь" о которой вы говорите -- душу грешника не исцелит, лишь утвердит его в нечестии.

Пастырским даром обладают не все, не все могут привести грешников ко Христу. Однако истину Господь открывает многим и отец Димитрий озвучил и раскрыл ту истину, которую знали все святые люди во все времена -- папистское вероучение пагубно для души и постоянно деградирует, ничем хорошим такое оскудение кончиться не может, как показывает нам богатая история Церкви -- Новозаветной и Ветхозаветной.

Спаси и вразуми вас господь!

Марина. Н.Нивгород10 июня 2014, 17:56
Спасибо, что написали о чём думаете!
Ольга.Харьков10 июня 2014, 15:48
О.Дмитрий, спаси Вас Господи! Верую, Господи!помоги моему неверию!
Андрей10 июня 2014, 14:49
Про раскол и последствия все правильно!
Полина10 июня 2014, 14:07
"Стучите и отворят вам", не так ли?
Хотелось бы просто подчеркнуть, что статья хоть и интересная, но вызывает очень много негативных эмоций против запада. Мне кажется, что ненависть к кому бы то ни было неприемлема для православного христианина. Примером этому сам Господь, который будучи на кресте просил прощения своим мучителям. Конечно, в западной культуре много достойных презрения явлений, но ведь и у нас, православных, ситуация не лучше. Гордыня есть везде и не зависит от национальной принадлежности. А то получается, что если мы православные, так у нас уже и билет в рай есть.
Я не защищаю католицизм, но я не хочу ненавидеть католиков. Ведь надо различать грешника и его грех. Ненавидеть надо грех, а не грешника. И стремиться этот грех не совершать самим.
Александр10 июня 2014, 11:17
Артему и К.

"Не нужно Православию, приписывать людские пороки".
Не нужно увидев чиновника-вора, винить в этом Православие.
Не нужно увидев содомита, винить в этом Православие.
Не нужно в ювенальной юстиции, винить в этом Православие.

Статья замечательная. В более широком смысле, ее можно трактовать в ключе деяние - воздаяние.

Но на самом деле, помимо линии: церковный раскол 1054 г., повлекший раскол католической Церкви на католицизм и протестанство, в недрах которого был выношен атеизм, существует и другая линия.

Гордыня, породившая церковный раскол 1054 г., впустила в недра католической церкви грех алчности. Гордыня и алчность толкнули Европу на Восток. Восток ответил Западу заразой богумильства, посеяв в Европе семена антихристианства под названием альбиогийской ереси и ереси вальденсов. Затем раскол католичества, ослабление и появление агрессивного жизнеотрицающего атеизма.
Алексей10 июня 2014, 09:35
Сегодня читаем: "Вы-соль земли"...
Ваши слова просолены в отношении истории. Спасибо Вам за напоминание, отец Димитрий.
Но соль,то-есть Вы, нужны сегодня, сейчас, немедленно.
Иезуит сегодня сидит на седалище в Риме и уже не про изнасилование Константинополя и Византии следует говорить, а про Киев, Москву и Русь нынешнюю.
На картинке из Вашей Статьи, из-за спины человека в тиаре видна площадь. По украински МАЙДАН!!!
Если сегодня Архипастыри и пастыри не покажут силу Соли, уверен, что Спаситель выбросит её (бывшую соль) на попрание людям.
Так уже было в Византии и России образца 1917 года.
Спасибо за статью батюшка!
Дмитрий10 июня 2014, 08:56
Артёму.

Я думаю, что о. Димитрий не хотел превознести нас, православных, а хотел показать, каким путём нам не следует идти и как не отклониться от истинной веры. Лучше будем на их ошибках учиться, чем на своих (и своих достаточно).
Геннадий10 июня 2014, 08:40
Спаси, Господи!
Вячеслав10 июня 2014, 05:36
Спасибо за статью.
Я прожил в Европе 6 лет. В то время был не крещен, молод и слаб. Слава Богу что Он устроил так, что я был возвращен из этой устроенной и комфортной пустоты домой, где был приобщен к Церкви.
Не отправляйте своих детей учиться за границу. Они духовно слабы. Отпуская их в тот мир вы потеряете их.
Daria10 июня 2014, 00:47
Батюшка, спасибо! Как всё точно и правильно. Спаси и сохрани вас Господи!
Артем 9 июня 2014, 23:38
Много хороших мыслей в статье. Но вот следовало бы справедливости ради уравновесить ее. А то получается они, запад, такие сякие, а мы то уж... у Христа за пазухой, благодати куры не клюют, нам то все нипочем. Фарисейством попахивает. Иудеи тоже во время оно думали, что они самые-самые... Забыли, что Бог из камней сих может сотворить детей Аврааму. У православных тоже своих Соддома и Гомморы хватает. И в гражданской, внешней жизни и в этой самой "духовности" пресловутой. Старую историю о сучках и бревнах никто не отменял. Кажется мне болезни западного христианства и у нас в не меньшей степени присутствуют, и преступно бы было замазывать их речами про свою каноничность и благодатность. Может я не прав, это мое мнение. Не подумайте, что это я со зла так говорю. Спаси Бог.
Trololo 9 июня 2014, 22:27
Спасибо батюшке Димитрию за актуальную статью, полностью с ним согласна!Благодарю портал за интересные встречи и статьи!
Владимир 9 июня 2014, 22:06
Замечательная статья!!!
Дай Бог, им петрова покаяния и обращения.
Галина 9 июня 2014, 22:02
какие у нас замечательные батюшки!"зрят в корень" и учат нас неразумных.Как нам повезло что живем в России! Галина
К 9 июня 2014, 18:06
Однобоко. В вопросе безблагодатности католической церкви сомнений нет, но не все на западе " пьют чашу порока".
Хотелось бы, чтоб авторы не искали песчинку в глазу соседа, а повнимательней присматривались к нашим "местным" бревнам.
Ну ладно, когда из зомбоящика нам ура- агитируют. У них выхода нет, вопрос жизни и смерти. Зачем батюшкам поддерживать эту вакханалию? Давайте напишем о наших больницах, школах, вузах о жизни стариков и инвалидов, о тюрьмах, законах и законности. О глубочайшей не православности творящегося у нас дома. Или это тоже " гнилой гуманизм"?
У нас все в порядке? У нас духовность, Святая Русь?
Тут недавно по радио торжествовали, что уже 20, а не 25% людей ( как год назад) хотят уехать от нас к ним. Вы считаете нормальным, что пятая часть населения!!! , в основном молодежь ( то есть почти все!) мечтают рвануть. От добра добра не ищут. И вообще неважно, рванут или нет. Важно что тяготятся здесь.
Возможно важнее искать причины этого, чем копаться в грязном белье ( в прямом смысле часто) соседей.
Нам то, какая разница есть у них в кирхе благодать или нет?

Лиза 9 июня 2014, 17:20
Очень интересная статья, спасибо! Да, надо держаться Бога и Веры православной. Я переложила смысл этой статьи на самого человека, очень страшно уйти от Бога. С одной стороны, плохо, что страсти одолевают, но с другой стороны- их действие приводит к опустошению души, и она начинает чувствовать свою ущербность, как тот блудный сын. Самое страшное- если уде не почувствовать, что удалился. Не знаю, как это может произойти, что человек не будет видеть себя нищим без Благодати, не будет ему плохо. Вся надежда на Благодать Божию, на Его милосердие, чтобы не оставил, когда уде не почувствуем ничего, а встряхнул, вернул к Пути истинному.А картинки, которые дополняют статью, да, неприятно, но так и на больного раком должно быть неприятно смотреть. Болезнь есть болезнь, ее из мира не выкинешь.
Иоанн 9 июня 2014, 16:54
Видно, что автор написал эту сатью, понужденный Духом Святым. Видимо на него сошел Святой Дух в Троицу. А если честно, то меня эта тема очень волновала и сейчас волнует. Крещенный в католичестве перешел в правослвие 9 лет назад и сейчас хочу, чтобы и мои родители перешли туда-же. И эта статья мне в этом, хоть не много, но поможет.
Дмитрий 9 июня 2014, 14:42
Все верно, только... Западная церковь начала отпадать от истинной христианской Церкви задолго до официального оформления раскола. Начало западным ересям было положено Августином, и постепенно все дальше и дальше уходили западные богословы от истинной веры. В 11 веке просто зафиксировали то, что уже давно произошло фактически.
Полина 9 июня 2014, 14:30
Мне кажется, в вашей статье есть много интересных мыслей, но очень уж все воинственно написано, даже агрессивно. Особенно во время информационной войны в связи с ситуацией в Украине, которая сеет огромный раздор между людьми, стоит ли еще более подогревать ненависть между Востоком и Западом? Ведь Церковь - это прежде всего мы, верующие. Есть очень много достойных людей среди католиков, также как есть очень много недостойных своей веры православных. Как же Любовь? Ведь надо различать грешника, которого мы призваны любить, потому что он наш брат, и его грех, который надо ненавидеть.
Александр 9 июня 2014, 14:08
Благодарю отца Дмитрия за столь откровенную и актуальную статью. Моё мнение, что западный мир ожидает судьба библейских городов Содом и Гомора ибо Западная Европа и США уже давно являються обителью сатаны и прокляты Богом.
ирина 9 июня 2014, 13:41
Р.Б. Ирина г. Воронеж Спасибо Вам, дорогой батюшка, за очень интересную статью!Господи спаси и сохрани!Прошу Ваших молитв
Инна 9 июня 2014, 13:09
Прошу, уберите, пожалуйста, одну из фотографий.
Не могу текст читать, который возле находится
Andrey 9 июня 2014, 12:51
Интересная статья. Не знаю конечно, насколько прав автор, но меня статья заставила задуматься.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×