Чем люди живы?

Авраам оказал Богу гостеприимство и в это же время, словно пользуясь правами хозяина, умолял Судию всей земли о милосердии к жителям Содома. Трогателен и несколько страшен этот разговор, где ведется как будто торговля, и ставка все понижается и понижается. «А если сорок, а если тридцать, а если двадцать…»

Истребление Содома и Гоморры и спасение Лота
Истребление Содома и Гоморры и спасение Лота
Авраам спрашивал, склоняясь все ниже, а Бог отвечал ему, и из этого разговора на все времена людям стоит уяснить несколько великих вещей. Во-первых, Богу небезразлично происходящее на земле, и Он готов вмешаться. Во-вторых, кто-то молится о мире, хотя миру до времени это и не интересно. Потом, когда чаша наполнится, а число праведников достигнет минимального предела, беды посыплются на всех подряд.

А до этого часа праведники не носят отличительных внешних знаков. Их никто не знает в этом качестве, и сами они вряд ли уверены в своем избранничестве. Но когда мера общих беззаконий переполнится, и миловать уже будет поздно, а карать необходимо, праведник будет спасен, «как бы из огня». И праведность его окажется не абсолютной. В безопасной обстановке, как в случае с Лотом, она окажется относительной, даже сомнительной, хотя внутри Содома Лот был выше всех (в нравственном отношении) на голову.

Если в городе нет праведников, то город долго не простоит. Если там один праведник, Бог найдет способ вывести этого одного, а с остальными поступить, как положено. Все это – не что иное, как нравственное обоснование продолжающегося бытия мира. Что-то мы знаем о мире и о законах его развития. Но это «что-то» по сути – ничто.

Мир являет нам накрашенное лицо постаревшей красавицы, уверенной в своей неотразимости. Но по истине он открыт Богу с той изнанки, с той внутренней и нравственной стороны, с которой только Ему видно, долго ли ещё продолжаться привычному ходу событий, или секира уже положена при корне дерева. Возникает вопрос о последних праведниках. Сколько их? Где они? Чьими молитвами всё еще стоит мир?

Среди «авраамических религий» эта тема – общая. У евреев и мусульман со времен авраамовых первенцев, то есть еврейских и арабских праотцев, хранится эта мысль о наличии в мире небольшого числа людей, чья праведность оправдывает продолжение его бытия. Эта мысль повторяется у Исайи в словах о священном остатке. Очень близка она и христианам, Новому Израилю, который тоже понимает, что есть разница между горстью золота и телегой навоза, и что молитвы одного человека, соответственно, могут выслушиваться Богом внимательнее, чем голоса тысяч других людей. Эта тема весьма разработана, и внимательный исследователь найдет немало интересного и в деталях, и в целом.

Заметим еще и то, что в мирской жизни один богач привычно пользуется благами, избыточными даже для многих сотен людей. Его чернильная ручка или запонки, портсигар или булавка для галстука могут стоить денег, сумма которых для многих покажется фантастической. Словно на вершину пирамиды залазит богатый человек, где в гордом одиночестве он видит одни макушки и плечи обслуживающего персонала. А в случае со святыми все наоборот. Пирамида переворачивается, и святой человек оказывается лежащим под всей тяжестью сооружения. На него давят все, сидящие сверху. Там, ни о чём не подозревая, усаживаются беспечные «обычные люди», чье комфортное сидение оплачено невидимой для них мукой носильщика.

Богатые традиционно не задумываются о бедных. Но и грешники независимо от зажиточности традиционно не думают о святых и праведных, хотя их молитвами продолжают жить в мире. Пара деревень может год работать на барина, который съест с гостями эти труды всего за один бал или продует за один присест к карточному столу. Это не секрет.

Но несколько деревень могут жить молитвами одного праведника, которого все держат за дурачка. Целый «любимый город может спать спокойно», пока в нем раздаются чьи-то молитвы (скорее всего – самого незаметного человека). Вот эта-то обратная зависимость многих от немногих скрыта от повседневного мышления.

Так кем же мир стоит, и чем люди живы? Без какого праведника «несть граду стояния?» Этот вопрос твердила долгими годами нравственно-озабоченная русская литература: Гоголь, Лесков, Толстой и, вестимо, Достоевский.

Привычнее всего в поисках ответа обратить свой взор на священников и монахов. И это правильно. Для того они и живут на свете. Но горе, если они сами скажут: «Это мы и есть, иных не ищите». Такая обращенность взора на себя есть симптом уже совершившейся внутренней катастрофы. Нет, это мирянину свойственно искать света в иноках и священниках. Сам священник должен знать, что в иной многоэтажке на двенадцатом этаже, уложив детей спать, некая мать молится горячее, проще и чище, чем иной из иноков в своей келье или иной батюшка у Престола. Есть страдальцы, хранящие веру и не ропщущие. Их молитвы, должно быть, сильны. «Воззовут, и услышит их Господь». Есть люди, честные в исполнении долга – воинского, врачебного, сыновнего. Может они и молятся не часто, но если попросят, то не получат отказа. Искать этих людей специально не надо. Подлинный праведник не имеет понятия о своей праведности, и смирение себя смирением не назовет. Но нужно мыслить в эту сторону. Ведь у нас действительно есть множество людей, которых слышит Господь, одних – за простоту, других – за жертвенную самоотдачу, третьих – за переносимые или перенесенные страдания.

Лесков искал праведников и между чудаками, и между священниками. Достоевский нашел их в Оптиной. Толстой тоже нашел, но сделал вид, что не нашёл и продолжил искать. Гоголь сгорел в поисках образа идеала. Хотя в Оптиной был. Но все они искали и находили эту неброскую праведность еще и в толще народа. Об этой обретенной красоте есть страницы и главы у Бунина, у Тургенева в «Записках охотника». «Матренин двор» Солженицына тоже об этом. Русский народ – правдолюб. Он правды хочет. Причем не для себя одного, а для всех. Это желание за столетия поселилось и вызрело в нем не от декларации прав человека и гражданина, а от Духа Святого через Таинство Крещения и великопостные молитвы. И это явный признак принадлежности нас к семени Авраамову, в котором мы по обетованию – наследники.

Велико чудо того, что смирение себя смиренным не сознает. И мы праведников не замечаем, не ищем. А как начнем искать, то, чего доброго, Зосиму с Ферапонтом перепутаем (см. «Братья Карамазовы»). Зато лукавый враг праведников знает. Он не то чтобы видит, но чует их, как Баба Яга – русский дух. И не вступает с ними в явную борьбу, но оплетает их разными сетями – мелкими, а потом крупными, – чтобы повалить и задушить. Эта тайная борьба не прекращается за кулисами мировой театральной сцены, на которой пляшут политика, экономика и массовое искусство.

И Авраам, предстоя Богу, понижает счет: «Сорок? Тридцать? Двадцать? Пятнадцать?»

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Ольга25 марта 2014, 00:00
Батюшка, читаю эту статью сегодня и поражаюсь... Вы написали ее год назад, а ведь это о сегодняшнем дне, о том, что сейчас происходит... Или так было всегда? Спаси Вас Господи! Как не хватает сейчас именно таких проповедей, как болит душа обо всем происходящем, что ж мы так живем? И не живем, а бежим все в ад, не останавливаемся, не задумываемся ни о чем. Тревожно, страшно, печально... Спаси нас всех, Господи!
Рашид17 сентября 2013, 00:00
В Челябе при падении метеорита взрыв был мощностью в 30-40 хиросим (высоко в небе). Тысячи домов лишились стекол - стекла летели в людей, подошедших к окнам, посмотреть на вспышку. Ни один человек не погиб ! Аллах пощадил этот город ? Там было много праведников ? Или в этом совсем иное знамение для города и мира ?
Валентина17 апреля 2013, 21:00
Отец Андрей, храни Вас Господь!Благодарю за своевременную и такую глубокую статью. Вы всегда поднимаете такие животрепещущие темы, что не волновать они не могут!
Валентин25 марта 2013, 20:00
Где еще остались такие родники Божественной внутренней чистоты? В мегаполюсах? В глубинках,разрушенных колхозами и совхозами? Кто и где учился при советской власти этому? Многие ходят в церковь не для внутреннего изменения своей сущности и очищения от страстей и грехов, а для того чтобы жить без бед.Хорошо, если по наследству передалось трудолюбие, но таких мало! Развлечения и удовольствия у большества лежат в основе современной жизни!До них бесполезно достучаться.Зачем учиться и трудиться? Сколько еще надо смен поколений, чтобы изменилось сознание людей? Чаша переполняется:об этом задумываются немногие! Спаси, Господи, всех нас!
Татьяна20 марта 2013, 10:00
Каждый раз не перестаю удивляться тому, как читатели круто расправляются с автором! И как уверен в собственной правоте относительно всех и вся, вот и Солженицына оплевали походя. Какой он предатель? Как не стыдно? Злоба и поношение - вот ваша молитва за всех? Уж лучше не молитесь вовсе, если так молитесь...Испортили все своим комментарием. Неужели так важно вам вставить свои злобные пять копеек, когда речь идет о праведниках?!!!
р.б.Сергий19 марта 2013, 09:00
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного, и молитвами раба Твоего "николая"(2013-03-18/22:58) спаси мя недостойного! "Чем люди живы?" - Милостью Бога! "Чем люди живы?" - Благоразумным покаянием! "Чем люди живы?" - Взаимной Любовью! БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
николай18 марта 2013, 22:00
побольше праведников
р.б.Сергий18 марта 2013, 19:00
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! А отцу Андрею низкий поклон за пастырскую заботу и "поднятие" темы, которую, в виду самомнения автора, одним словом: "ПОКАЯНИЕМ", более раскрыл комментарий "гостя"(2013-03-17/14:50), к которому Славы Божией ради необходимо добавить Слово: "БЛАГОРАЗУМНЫМ"! БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Елена М18 марта 2013, 14:00
Татиана: Спаси Вас Господи, о.Андрей! А что значит, молиться за всех? Что это за молитвы? Уважаемая Татиана!Прошу прощения за то, что решилась ответить на Ваш вопрос (здесь людей знающих более меня достаточно), просто смотрю, что еще пока никто не откликнулся на Ваш вопрос. На мой взгляд молитвы за всех - это те, которые мы произносить, читая утренние молитвы, да и в тех что на сон грядущий есть прошение за весь мир, и за страну свою, да и в молитвах святым тоже о всех просим, если только не конкретизируем, называя определенные имена, но, может быть, я ошибаюсь и, действительно, есть какие-то особые молитвы? Сегодня начался великий пост. Желаю всем его перенести легко физически и с большой пользой для душ ваших, а меня прошу простить, если кого ненароком ввела в грех.
Татиана17 марта 2013, 17:00
Спаси Вас Господи, о.Андрей! А что значит, молиться за всех? Что это за молитвы?
Бахтин М.М.17 марта 2013, 15:00
Хорошая статья. Как всегда у Отца Андрея. Только про Солженицина не надо было упоминать.В русской литературе 20 века, есть уникальные произведения по теме "не стоит село без праведника".Не надо было на таком сайте вообще упоминать этого предателя, приспособленца, и лжеца.Удивительно, что такой образованный человек как отец Андрей не поинтересовался для себя до сих пор, что скрывалось под маской этого лицедея.
Сергий17 марта 2013, 15:00
Отец Андрей, а к чему в ашей тарелке мёда, эта ложка дёгтя - ...У евреев и мусульман со времен авраамовых первенцев, то есть еврейских и арабских праотцев, хранится эта мысль о наличии в мире небольшого числа людей, чья праведность оправдывает продолжение его бытия... Вы не можете не знать, что у мусульман особое воззрение на рождение человека и его якобы предназначение аллахом для мук или для рая (праведников) - это ересь и дичь для православных. Осторожнее отец Андрей, семя дурное быстро прорастает, а экуменизм и подавно.
Сергий17 марта 2013, 15:00
Эта тайная борьба не прекращается за кулисами мировой театральной сцены, на которой пляшут политика, экономика и массовое искусство - массовое исскуство прочитал как массовое кощунство, интересно...
гость17 марта 2013, 14:00
Чем люди живы? - покаянием.
Татьяна17 марта 2013, 14:00
Факт, насколько важно человеку работать руками, находит подтверждение и в правительстве - наверное самый толковый министр - Шойгу - делает прекрасные поделки из дерева? Человек реального дела? Виден продукт? Он не доктор российских наук? Любопытно чем на досуге занимаются другие члены? Кто-то катается на лыжах или коньках, кто-то завел собачку - домашнюю любимицу, кто-то стоит со свечкой или занят благотворительным фондом, кто-то катается миротворцем по миру надутый газом для особой важности с мигалкой (к примеру турне в Северную Корею для разрядки напряженности - за премией мира)? Сегодня видела в церкви во что одевают детей (девочек!) - нарядное белое платье с блестками с рынка - жуть? Обидно? Русский домотканный льняной сарафан в 21 веке и то намного лучше!? Спаси Бог.
;17 марта 2013, 13:00
маматата : Круто. Спаси Вас Господи. Хоть хвалить и вредно. Потому подолью дегтю: ... Не все Ваши труды ТАК трогают.:) 100500 :)
Лариса 66 лет17 марта 2013, 13:00
СПАСИБО! Спаси Вас ГОСПОДИ.
НАДЕЖДА17 марта 2013, 12:00
Спаси нас всех, Господи !
Людмила17 марта 2013, 12:00
Написанное о.Андреем очень ценно тем, что понятно современнику. Многие проповеди, книги церковного содержания, как правило, изобилуют церковнославянскими словами, а тут - не в бровь, а в глаз! Спасибо батюшке. Вот только один вопрос мучает: как донести такие понятные верующим людям истины маловерным и неверным?
Галина17 марта 2013, 10:00
Спасибо за прекрасную статью.Живые слова прямо в душу.Божией помощи Вам во всех трудах.
Грешник16 марта 2013, 15:00
Статья очень хорошая. Помнится рассказ о Царе Николае-ІІ, когда он около 1916 года приехал в один из монастырей в Крым. Так в тот момент с гор спустилось два монаха, абсолютно всем не известных, откуда они были, тоже никто не знал. Когда они спускались раздался такой гром, что все испугались, а монахи подойдя ближе сказали - "Поклонимся последнему Русскому Царю". и поклонившись, опять также таинственно исчезли, как и появились. Их после єтого никто не видел.
Ольга Несмелова16 марта 2013, 14:00
Читаем Ваши статьи на воскресной школе,не у всех есть возможность пользоваться интернетом,людям нравится,они понимают,то о чем вы пишете в своих статьях и всегда находят ответы на свои вопросы,спасибо за помощь.
Павел16 марта 2013, 13:00
Спаси Господи, батюшка. Не дай Бог осознать себя праведником. Лучше, по-моему, даже считать, что нас Бог вовсе и не слышит, или что вместо нас бес молится, как в молодости было с Никитой Новгородским. Чтобы не возгордиться. Я не знаю. И ругать я Вас не буду. А то я тут так раскритиковался, что даже не публикуют последние мои отклики. Простите.
Ольга15 марта 2013, 13:00
Спасибо за статью. К сожалению в наше время большинство людей, а тем более посостоятельней или некоторые политики так и любят показать как они верят в Бога. И смешно наблюдать как сами смотрят по сторонам в ожидании конца службы. Всегда говорилось, что добрые и праведные дела делаются так, чтобы о них не знали люди и если помог и дал взаймы не жди благодарности и тем более не упрекай. Жаль что всё же люди духовно не богаты и в этом не их вина. В наше тяжёлое время когда родители только и думают как заработать и оплатить жилье, а воспитание детей местами упускаются...А на счёт спасения определённого числа, ведь точно же нигде не указано сколько и когда. Выходит дается надежда на спасение. Спаси нас Господи.
Лариса15 марта 2013, 11:00
Спасибо!Есть к кому стремиться.
Иван15 марта 2013, 11:00
Спаси Господи вас батюшка. благословите. В этом обращении к нам вы с Божией помощью найдете много молитвенников за себя и мир! Спасибо за статью. Даже если один поймет и сделает, и польза будет, вы молодец! молитвенных успехов всем и вам о.Андрей !
Антонина15 марта 2013, 09:00
Большое спасибо батюшка
Vladimir15 марта 2013, 04:00
Спаси Господь! Зело хорошая статья! Не ослабевайте отец Андрей в написании подобных вещей, но держитесь Истины и не впадайте в тщеславие! Спасибо вам.
Василий Правдолюбов15 марта 2013, 01:00
Пока у нас есть такие праведники, как прот.Андрей Ткачев, конца света точно не будет.
Владимир.14 марта 2013, 22:00
Спасибо Отче. Смущает один нюанс. Вряд ли ВСЕХ, молящихся за весь мир, ожидает спасение «как бы из огня». Думается это не вполне корректно.
NATALJA14 марта 2013, 19:00
уважаемый Андрей Ткачев, Вы я поняла по Вашим статьям хороший священник, и образованный челеовек. Мне очень нравятся Ваши статьи. Все правильно пишете. Побольше бы таких, как Вы. С уважением Наталья из Эстонии. Храни вас БОГ.
Екатерина14 марта 2013, 17:00
Спасибо, отец Андрей! Скажите, а что Вы думаете не про молитвенников, тихих и незаметных праведников, без которых село не стоит, а про активных товарищей, которые, может, и не молятся, потому что советское воспитание, но ведь множество случаев, когда на таких людях держится жизнь угасающего городка или поселка. Все пьют, а он один местных детей хороводит. Или колхоз организует, или музей на последнем издыхании поддерживает. Ведь таких случаев масса - и на Русском Севере, и везде... Что с ними? Может, нам стоит о них поактивней молиться, если они не умеют или времени не находят, а жизнь других поддерживают и спасают. Спасибо еще раз.
маматата14 марта 2013, 15:00
Круто. Спаси Вас Господи. Хоть хвалить и вредно. Потому подолью дегтю: ДАЛЕКО не все Ваши труды ТАК трогают.:)
Алексей 14 марта 2013, 14:00
Спасибо! И спаси Вас Бог!
Вера14 марта 2013, 13:00
Почти каждая проповедь отца Андрея - НАБАТ, взывающий к нам. Храни Господь!
Нина14 марта 2013, 13:00
Слышала, что если и бабка на печи будет Иисусову молитву говорить, то бесы эту деревеньку обойдут. А преподобный Амвросий Оптинский быль рассказывал:научили говорящего скворца в клетке проговаривать Иисусову молитву.И однажды он случайно в форточку вылетел. Наскочила сразу на скворца хищная птица. А он с испугу Иисусову молитву просипел, и ястреб вдруг улетел. Быль, говорят.
Елена М14 марта 2013, 13:00
Правильно говорят: мир не без добрых людей и мы все, встечая таких на своем жизненном пути, и живем благодаря им и здравствуем. А встречаем мы их с Божией помощью.
Валентин14 марта 2013, 12:00
Аминь! О. Андрей - рупор в руках Божиих, да хранит его и паству его Господь!
р.б. Игорь14 марта 2013, 12:00
Глубоко и точно! Храни Вас Бог, протоиерей Андрей Ткачёв!
Сергий14 марта 2013, 11:00
Спасибо Отче Андрее. Просто и истинно, Библейские слова и прекрасный русский литературный слог, история старины глубокой и день настоящий. И главный вопрос ко мне обращенный, а ты-то с кем?
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке