О жертве, жертвенности и ее пределах

В одной подмосковной обители прихожане, как-то утром придя на службу, увидели внутри монастырских стен резво скачущего барашка. Руководство обители обратило на него внимание не сразу, а потом долго думало, что же с ним теперь делать. Откуда же взялся барашек? Выяснилось, что какой-то уроженец Кавказа в связи с исполнением молитвенных просьб и следуя традиции своего народа решил пожертвовать барашка монастырю, для чего и выпустил его прямо внутри обители. Это была его благодарственная жертва! Но как, оказывается, по-разному мы все понимаем жертву и жертвенность!

Христос у Марфы и Марии. (Семирадский Г.И., 1886г., масло)
Христос у Марфы и Марии. (Семирадский Г.И., 1886г., масло)
В Евангелии упоминаются две сестры Лазаря – Мария и Марфа. Обе любили Господа, и каждая по-своему старалась Ему послужить. Отношения каждой из них к Спасителю были настолько различны, что это легло в основу различения в христианской аскетике двух видов служений – Марии и Марфы. Служение Марии – образ духовного делания, всецелого устремления души ко Христу с забвением всего земного. Служение Марфы – жертвенная забота о ближних ради Христа.

Зная текст Евангелия, можно предложить провокационный вопрос: а Сам-то Христос кого из двух сестер ставил на первое место? Конечно, никто из нас не способен измерить Божию любовь. Но непосредственные слова Господа словно бы свидетельствуют, что Он выделяет Марию, которая, как сказано в Евангелии, благую часть избрала (см.: Лк. 10: 42). Однако если мы всмотримся внимательнее в строки Священного текста, то увидим следующее: «Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря» (Ин. 11: 5), – первой упоминается именно Марфа!

Дело в том, что служение Марфы – это бескорыстное, жертвенное служение ближним по образу Самого Христа, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20: 28).

Лишь та любовь есть любовь настоящая, которая выражается делом. А находясь в стороне от страдающих, не оказывая реальной помощи бедствующим – в общем, не вступив на стезю Марфы, – вряд ли можно говорить о любви и о своем внутреннем стремлении к Богу.

Но тут-то и возникают вопросы: а что есть подлинная жертвенность? как понимать жертвенную любовь? да и что такое жертва вообще?

Оказывается, мы далеко не всегда вкладываем в понятие жертвы одинаковый смысл. Например, одна женщина как-то сказала: «Я свою свекровь не люблю, я не могу с ней долго рядом находиться, но я привожу ей продукты, терпеливо жертвую своим временем». То есть любви в данном случае нет, зато человек что-то от себя отнимает, вынуждает себя отдать это другому и называет подобное отношение жертвой.

А и правда, если сказать, что жертва – это только когда отнимаешь у себя и добровольно отдаешь другому что-то для себя очень значимое, то, в таком случае, жертва может оказаться вообще без любви. Более того, получается, что в сознании многих людей подобная жертвенность как бы компенсирует необходимость любви. Ты как бы откупаешься от любви своей хладнокровной жертвой. Относительно такой жизненной позиции в Священном Писании есть бескомпромиссные слова: «Если я раздам все имение мое… а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13: 3). Значит, жертвенность без любви не настолько угодна Богу и не приносит должной пользы нашей душе? Действительно, в Евангелии Христос говорил все-таки о любви как главном сокровище сердца, с которым должна быть неразрывна и жертвенность: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 34–35). «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 12–13). То есть, с позиции Христовых заповедей, любовь – естественный источник жертвенности, когда не жалко отдать любимому что-то свое. «Любовь… милосердствует» (1 Кор. 13: 4), и иначе просто не может быть, когда есть любовь.

Конечно, к любви невозможно принудить, и хорошо уже то, что упомянутая выше женщина ездит к свекрови, помогает ей в чем-то. Святые отцы говорят, что даже понуждение себя к исполнению заповедей без сочувствия сердца все равно полезно для нас. Потому что душа обретает навык делать добро, а со временем может откликнуться и сердце. Но в упомянутом случае скорее видится выполнение долга, обусловленного семейными узами, обманчивая в связи с тем успокоенность: «хоть и не люблю, но жертвую, значит, исполняю положенный долг».

Жертва прав. Авеля и Каина. Афон (Дионисиат). 1547 г.
Жертва прав. Авеля и Каина. Афон (Дионисиат). 1547 г.
Возможно, вы согласитесь с тем, что если мы любим кого-то, то нам не жалко отдать ему всё самое дорогое, что у нас есть. Жалко ли было Авелю принести в жертву Небесному Отцу перворожденное от стад своих? Наверно, не жалко, ибо Авель любил Бога. Каин же поступил по принципу: «на Тебе, Боже, что мне не гоже», ибо относился к Всевышнему соответственным образом. И, как гласит предание, дым от жертвы Авеля сразу взошел к небу, тогда как от жертвы Каина клубился внизу, распространяя вокруг себя смрадный чад. И когда в храм мы несем то, что не жалко, потому что не нужно, – это не жертва, а прагматичное освобождение от ненужных вещей. Когда же отдаем другим то, что нам дорого, так что нам по естественным чувствам и расположенности было бы жалко расстаться с этим, но по любви мы легко и с радостью отдаем, – это настоящая жертва.

И дело вовсе не в качестве принесенного, как думают многие, ибо Бог принял две жалкие лепты вдовы, отвергая богатые приношения фарисеев, а все дело в сердце и чувствах души, в отношении нашего духа к Богу и ближним. Не имея к Нему любви, благоговения и желания близости с Ним, человек напрасно несет свои жертвы – зачем они Богу, когда Ему нужны не бездушные приношения, а живые сердца людей?

Поэтому, когда мы говорим: «жертвенная любовь», то подразумеваем: «жертва по глубокой любви». Не томная самоотдача и жертвование чем-то своим: деньгами, силой, временем, – вызывающее в душе лишь скорбь, досаду и борьбу со своей раздражительностью, а то совершенно очевидное, исключающее всякое сомнение пожертвование собой, которое естественно является при горячей, бескомпромиссной любви к другому.

Увы, человек, посещающий ближнего в больнице только чтобы исполнить заповедь, – формалист, который выполняет букву закона, но совершаемое им не находит отклика в его душе. Богу нужна живая душа и живое отношение к ближнему, а не холодно-мертвое соблюдение приличий и правил. Стало быть, жертвенность, милосердие, бескорыстная помощь должны исходить из сострадания. А сострадание – это не обязательно даже слова и дела, но это, прежде всего, наше внутреннее отношение к другим людям.

Однажды четырехлетний малыш, чей старенький сосед недавно потерял жену, увидел, что тот сидит и плачет. Ребенок зашел в его двор, залез к нему на колени и так с ним долго сидел. Когда его мама спросила, что же такое он говорил соседу, мальчик ответил: «Ничего. Я просто помог ему плакать». Мы часто страдаем от того, что не видим никакого сострадания, сочувствия у наших ближних. Хотя бы и малое сопереживание способно вершить чудеса.

В «Луге духовном» рассказывается, как в монастыре святого Феодосия жили два брата, давшие друг другу клятвенное обещание не разлучаться ни в жизни, ни в смерти. В обители они для всех были примером благочестия. Но вот один из них подвергся плотской брани и, будучи не в силах превозмочь ее, сказал другому: «Я решился уйти в мир». Не желая отпустить его одного, брат пошел вместе с ним в город. Подвергшийся плотской брани зашел в дом блудницы, а другой брат стоял вне, молясь и сильно страдая душою. Впавший в блуд, выйдя из дома, сказал: «Я уже не могу возвращаться в пустыню. Ты иди туда, а я останусь в миру». И брат его решил остаться с согрешившим в миру, так что оба они начали трудиться для своего пропитания. Они нанялись работать на строительстве монастыря, который возводил авва Авраамий. Впавший в блуд получал плату за двоих и каждый день отправлялся в город, где тратил деньги на распутство. Между тем другой постился все эти дни, молча делал свое дело и не говорил ни с кем. Мастера, видя ежедневно, что он не ест и не пьет и сосредоточен в себе, доложили обо всем святому Авраамию. Авва Авраамий позвал труженика к себе в келью и обратился к нему с вопросом: «Откуда ты, брат, и каково у тебя занятие?» Тот открылся ему во всем, заключив: «Ради брата я терплю все это, да видит Бог скорбь мою и да спасет его». «И Господь даровал тебе душу брата твоего!» – выслушав все, произнес Авраамий. Лишь только авва отпустил работника и тот вышел из кельи, как перед ним оказался его брат. «Возьми меня в пустыню, – воскликнул он, – да спасется душа моя!» И немедленно они удалились в пещеру близ святого Иордана и затворились там. Так собственным состраданием и самопожертвованием брат приобрел для жизни вечной душу брата. Прошло немного времени, и согрешивший брат, усовершенствовавшись в духе перед Богом, скончался. А другой остался в той же пещере, согласно клятве, чтобы и самому скончаться там же.

Жертвенная любовь – это не просто милостыня, которую богатый щедро уделяет от обилия даров своих, а сердечное проникновение в положение другого человека, когда ты не можешь не помочь ближнему и потому не думаешь в этот момент о себе.

Это такое сопереживание ближнему, когда его проблема становится твоей, и потому ты принимаешь на себя его скорбь для ее уврачевания. Такую любовь явил людям Христос, восприняв страдания за наши грехи на Себя, щедро даруя нам вечные блага.

Почему же мы редко встречаем жертвенность, взаимопонимание и отзывчивость?

Потому что преобладающее большинство людей стремится в жизни к личному комфорту, старается окопаться и закрепиться на каких-то позициях, наивно думая построить на земле незыблемое личное счастье. Достигая определенных результатов – создавая семью, воспитывая детей, добиваясь успехов на работе, – человек погружается в эйфорию покоя, отгораживаясь от бед окружающих его людей. Для того же, чтобы чувствовать страдающих и скорбящих, нужно отвергать обманчивое самозабвение. Необходимо внутреннее движение, а не застой, активность, а не пассивное пребывание в тихой заводи своего болота. Когда человек, наслаждаясь, загорает под солнышком, ему, естественно, не до замерзающих.

Герой М.Ю. Лермонтова Печорин признавался: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил». А не жертвует человек только тогда, когда любит больше себя, чем других; а если он и любит кого, то разве что ради собственного удовольствия, для себя, своего эгоистичного комфорта, любит как некую новую вещь, которая может пригодиться на время, но которой ты сам не обязан ничем.

И все же, указывая на жертвенную любовь, христианство тем самым показывает планку, до которой дотянуться каждому из нас достаточно трудно.

Одна благочестивая девушка росла без мамы, воспитывала ее бабушка. Девушка вышла замуж за студента семинарии, который вскоре стал батюшкой. Зажили счастливо, но однажды бабушка упала, сильно ушиблась, а потом осталась парализованной. В семье рождались один за другим малыши, батюшка часто служил на приходе и практически не имел возможности помогать молодой супруге, а она, бедная, была вынуждена нянчиться не только с вечно кричащей ребятней, но и с прикованным к постели пожилым человеком. Еще на целых два года жизнь молодой матушки стала практически невыносимой: у бабушки оказалось онкологическое заболевание, да такое, что она уже не могла принимать относительно твердую пищу, и приходилось протирать для нее всю еду, а потом кормить страждущую с ложечки, но глотала она с трудом и большую часть положенного ей в рот выплевывала. Каждые два часа, в том числе и в ночное время, бабушку следовало переворачивать с боку на бок во избежание пролежней. Когда бабушка умерла, ухаживавшая за ней матушка вздохнула с облегчением: «Всё, похоронила бабушку».

Да, она вздохнула с облегчением. Но разве кто-то дерзнет сказать, что она не имела любви или будто бы игнорировала родного человека, ставшего инвалидом? Просто иногда нам бывает настолько трудно, невыносимо тяжело, что освобождение от заботы, словно от удушающей ноши, мы воспринимаем как Божию милость, и здесь уже не до философских рассуждений, не до патетики о высоких чувствах любви. Да ведь и Сам Христос в преддверии величайших страданий, принятых именно по жертвенной любви к человечеству, в душевном содрогании молился: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26: 39).

"Моление о чаше" мозаика из собора Св Марка в Венеции XIII в.
"Моление о чаше" мозаика из собора Св Марка в Венеции XIII в.
Но ведь только что мы говорили, что когда есть жертвенная любовь, то не жалко отдать что-то свое другому. Значит ли это, что жертвенность, исходящая из любви, не предполагает усилий, что она реализуется всегда так легко и свободно? Если жертвенность включает возможность страданий ради любимого, то значит, здесь очевидны и тяжесть, и муки, и колебания. Христос пострадал за людей по любви к ним, легко ли Ему было страдать?

Подлинная жертва, таким образом, может включать и подвиг, усилие. Святитель Николай Сербский очень точно сказал: «Любовь – это радость, а цена любви – жертва. Любовь – это жизнь, а цена любви – смерть».

В этой связи зададим и более сложный вопрос: а всегда ли мы способны на жертвенность? И всякая ли жертва посильна для нас?

Увы, во взаимоотношениях современных христиан время от времени можно заметить такую картину. Понимая, что надо жить по евангельским заповедям, христианин соглашается помочь ближнему в определенных проблемах. Пытаясь участвовать в жизни ближнего, он берет на себя нагрузки, связанные с заботой о нем. Чувствуя, что мера этих нагрузок в определенный момент становится для него непосильной, христианин загоняет свое недовольство внутрь себя, думая, что надо терпеть, исполняя заповедь.

Поднатужившись еще немного, он все равно не выдерживает. Наступает момент, когда его недовольство прорывается наружу, причем в достаточно грубой форме: «Ты не благодарен мне», «Я для тебя столько сделал, а ты…» В итоге вместо исполнения заповеди мы видим грех озлобленности, а ранее близкие люди разрывают отношения, наглядно демонстрируя мирской принцип: меньше видимся – больше любим друг друга.

Безрассудно принятые на себя непосильные нагрузки способны довести до озверения. Ноша, взятая не по плечу, делает сердце равнодушным, холодным и жестким. Итог – не христианская жертвенность, равнозначная бескорыстной любви, которая не ждет за свое доброе дело даже обыкновенного «спасибо», а злоба, психотравмирующая личность и вносящая дисбаланс в жизнь.

Мы все несем в себе свои немощи. Все мы можем сорваться в каких-то ситуациях, не справившись с собой. Парадокс взаимоотношений заключается в том, что вместо простого решения проблемы участники взаимоотношений подчас идут самым трудным, окольным путем. Не лучше ли попытаться исправить ситуацию в тот самый момент, когда ты почувствовал, что не справляешься? Просто и ясно, без раздражения, со смирением объяснить всё ближнему, не доводя себя до озлобленности и не коря другого своей невозмещенной жертвенностью. Лучше не принимать ношу не по плечу, не думать наивно о себе как о великом подвижнике, способном горы свернуть и изменить жизнь окружающих тебя людей.

Ожидание же от других людей соответствующего восполнения твоей жертвы окончательно опустошает душу. Обида на неблагодарность не знает границ и пределов, и нет уже внутри ничего, кроме шипов и колючек, уязвляющих самого обиженного.

Странно и жалко слышать от христианина: «Я ему столько сделал, а он неблагодарен», как будто его обманули, разрушив расчет на отдачу и прибыль. Евангельские истины бескомпромиссны: всё, что сделано в ожидании благодарности, уже не добро, а корысть. И если Христос говорил: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6: 3), то как мы вообще можем помнить, какое добро кому сделали?

Как важно понять, что, делая добро другим людям, мы не стремимся превратить их в должников, не пытаемся возложить на их шею иго, которое они должны со временем скинуть, делая в ответ добро нам. Милосердие – не депозиты в банке, возвращающиеся нам с процентами; милосердие – добродетель, изнутри преображающая душу.

Подлинная любовь не закабаляет других; она, напротив, способна вдохновить их к свободному проявлению себя в добром, проявлению не ради принятой помощи, а потому, что душа их тоже полюбила добро.

Помню, как мой друг по семинарии, ныне священник, однажды кому-то из просивших на улице сказал: «Спасибо, что вы приняли милостыню». И он на самом деле так считал, вовсе не ожидая от кого-либо благодарности. Жертвуя чем-либо, мы не покупаем других, напротив, мы радуемся, что нам представилась возможность сделать кому-то бескорыстно добро.

Что еще можно сказать о жертвенности, так это, пожалуй, то, что внешне одинаковые поступки могут иметь совершенно разную сущность. Ибо при внешне одинаковых действиях один человек исполнен сострадания и любви, другой же движим расчетливостью или желанием самоутвердиться. Например, не великое ли дело – отдавать свою кровь ради спасения ближних? Но кто-то сдает кровь ради выгоды. А в 1990-е годы в одной воинской части солдаты договорились сдать кровь, чтобы на вырученные деньги купить видеомагнитофон и смотреть пошлые фильмы. Люди жертвуют материальным, чтобы причинить вред своей бессмертной душе: отказывают себе во всем, чтобы лишний раз выпить или принять дозу наркотика. На Западе в одной жившей гражданским браком паре юноша заразился вирусом иммунодефицита. Его подруга решила продолжить свою с ним плотскую связь по любви к нему. Она жертвует собой и своим здоровьем, но ради чего? Ради того, чтобы максимально продлить плотское содружество, понимаемое ими как счастье. Как уместно здесь вспомнить сравнение преподобного Исаака Сирина: «Пес, который лижет пилу, пьет собственную свою кровь и, по причине сладости крови своей, не сознает вреда себе».

Итак, ценность всех наших жертв и самой нашей жертвенности определяется состоянием нашей души, содержанием сердца, его ценностями и святынями: наполнено ли сердце добром и любовью или своекорыстием и формалистикой, не зря в Священном Писании сказано: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч. 4: 23).

Валерий Духанин

21 марта 2013 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Человек – существо подсудимое Человек – существо подсудимое
Прот. Андрей Ткачев
Человек – существо подсудимое Человек – существо подсудимое
Протоиерей Андрей Ткачев
Повестка уже выдана, но дата не поставлена. Адвокатов не будет. Прокуроров тоже. Будет Судья, справедливый и неподкупный. И конечно, будет подсудимый, которому все будет ясно без лишних слов.
Матушка Галина Соколова: Три вещи нужны для счастья Матушка Галина Соколова: Три вещи нужны для счастья
Мария Сеньчукова
Матушка Галина Соколова — вдова известного московского священника протоиерея Феодора Соколова, трагически погибшего в 2000 году. Она растит девятерых детей (старшей дочери было 17, когда отец Феодор погиб), у нее уже много внуков.
«Русскому человеку без жертвенности – просто смерть», – епископ Пахомий «Русскому человеку без жертвенности – просто смерть», – епископ Пахомий «Русскому человеку без жертвенности – просто смерть», – епископ Пахомий «Русскому человеку без жертвенности – просто смерть», – епископ Пахомий
Анастасия Рахлина
За блистающими архиерейскими ризами, пышностью богослужений и внешней устроенностью жизни скрывается много скорбей и трудностей. Это тот крест, – ежедневное умирание за паству, – который возлагается в хиротонии на архиерея, – сказал год назад Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь к новому епископу Русской Церкви. Возглавивший только образованную Покровскую и Николаевскую епархию владыка Пахомий запомнил эти слова навсегда.
Благотворительность и милостыня Благотворительность и милостыня
Из наследия Оптинских старцев
Благотворительность и милостыня Благотворительность и милостыня
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Как поступать тогда, когда ты не уверен, что помощь твоя будет употреблена должным образом? А если ты сам стеснен в средствах, то как подавать милостыню другому? И есть ли различие в делах милосердия?
Комментарии
Людмила Бутакова10 февраля 2015, 08:00
Когда нашим миром правят деньги жертвенность очень редка.
анна 5 января 2015, 15:00
Спасибо вам огромное!
ВАЛЕРИЙ30 ноября 2013, 19:00
СПАСИ ХРИСТОС. В ВАШЕЙ СТАТЬЕ НАШЕЛ ОТВЕТ НА СВОЙ ВОПРОС.НОША ВЗЯТАЯ НЕ ПО ПЛЕЧУ.ДЕЛАЕТ СЕРДЦЕ РАВНОДУШНЫМ.ХОЛОДНЫМ И ЖЕСТКИМ...ОЖИДАНИЕ ЖЕ ОТ ДРУГИХ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВОСПОЛНЕНИЯ ТВОЕЙ ЖЕРТВЫ ОКОНЧАТЕЛЬНО ОПУСТОШАЕТ ДУШУ...ДИАГНОЗ КАК БЫ ОПРЕДЕЛЕН ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОД ЭТОТ ДИАГНОЗ ПОЛУЧИТЬ ПОЛЕЗНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ КАК ИЗБЕГАТЬ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ТАКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ.ЕСЛЕ ВОЗМОЖНО.
Наталья30 ноября 2013, 09:00
Спасибо всем за добрые дела и милосердие, да вот только для спасения души этого мало! В Писании сказано, что делами не оправдается ни одна плоть. Дела должны быть в Боге соделаны! А все ли "Марфы" это понимают и могут отличить , какие дела их созидают, а какие "добрые" дела просто ведут в погибель, если при исполнении их просто ни времени, ни сил не остается на "служение Марии", т.е. на исследование Слова Божьего, на пребывание у ног Нашего Господа?????
Глеб30 апреля 2013, 21:00
Здравствуйте. Мыслимо ли о праздновании Вербного воскресенья в храме помещать в видеоматериал кадры из фильма о Господе Иисусе Христе! Странная католическая прививка к православному празднованию. И ведь допустил это информационный отдел Тульской епархии. Можно ли так делать? Пройдите по ссылке http://www.youtube.com/watch?v=NWqj-u6uY9Y&feature=share&list=PL2NE_q3p8sM-HstbQ4COJYqdzJYdvcseV и на 46 секунде увидите, как артист в "роли" Господа садится на осла. И как несет Крест... Взяты кадры из фильма о ИИсусе Христе. Страшно смотреть! Ведь экранизацию жизни Господа нашего Иисуса Христа осудили еще в 1997 году и Священный Синод и Патриарх Московский и всея Руси. Наверное, у специалистов миссионерского портала есть ответ на этот вопрос.
Галина28 марта 2013, 09:00
Человеку все возможно, невозможно только полюбить вопреки сердцу или заставить полюбить себя - хоть расшибись. До святости нам далеко. Поэтому достаточно с нас грешных ответственности перед ближним, или языком святых отцов: "понуждения к исполнению заповедей". Будем работать над собой, и, Бог нас не оставит.
Павел24 марта 2013, 23:00
Притча о Марии и Марфе слишком много для меня значит. Если бы не она, моя мама не приняла бы меньше чем за год до смерти решение о крещении. Посему скажу свое мнение: если бы Марфа не покаялась в суетности, мы бы имели не двух святых жен, а одну, причем именно Марию. Я помню, как преобразилось, как засветилось мамино лицо, когда она, заботливый, трогательный, но заботливый именно что до потери ума (и до бессмысленности) человек, услышала эти слова: "Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно!". Я видел мамино истинное покаяние. Имя при крещении она выбрала - Мария. Постарался сказать без обиды в душе. Тем более что не мне, грешному, учить других - мне надо было рассказать маме эту притчу 25 лет назад, когда я ее узнал и побранился с мамой из-за ее суетности, не упомянув саму притчу, что и послужило причиной ссоры. То, что мама просто не знает притчу, я понял только через 25 лет; тогда, вспомнив давний неразрешенный спор, я рассказал ее ей сознательно и буквально. И мама преобразилась. А надо было сделать мне это не в 2010 г., а за 25 лет до этого. Но у меня была на это кишка тонка. Так что своих грехов полно у меня, я уж не по гордости вмешиваюсь в обсуждение вопроса.
Павел24 марта 2013, 22:00
Т.е. чтобы спасти ракового больного и самому не попасть в психбольницу, любовь к Слову Божиему и к Истине важнее всего. Причем с обеих сторон, как больного, так и тех, кто его лечит. Одной жертвенностью Марфы тут не обойдешься. Для этого вообще нужна вся полнота православия, и изгнание бесов, и воскресение мертвых. У меня, естественно, ее не было. Хотя я и люблю Истину... Видать, люблю недостаточно.
Павел24 марта 2013, 22:00
Спаси Господи. "Безрассудно принятые на себя непосильные нагрузки способны довести до озверения... Ожидание же от других соответствующего восполнения твоей жертвы окончательно опустошает душу" - это именно то, что я пережил в последние два года, вплоть до попадания в больницу им. Кащенко. Что же касается онкологии, страшный пример приведен тут с госпиталем для онкобольных солдат. Всему есть предел, выходит. Вот тут как раз надо быть Марией, а не Марфой, тогда у онкобольного есть шанс. Если полагаться на свои силы и на свою суету в уходе за онкобольным, можно и до криминала дойти. Я сам выдерживал это (болела моя мама), пока прямо слушал Господа, что Он мне подсказывает, чтобы ее вылечить. С Богом сама смерть казалась мне не страшной. Беда оказалась в том, что я был практически один, наедине с Богом в своей борьбе за ее жизнь - всё равно ноша вышла непосильная. Стоило ей и еще нескольким людям принять другие решения в расчете на свое терпение в борьбе с болезнью, как постепенно шансы на спасение ее жизни растаяли. Выходит, как раз надо было прямо - то есть в предельной простоте души - слушать Бога и Его ангелов. А терпение от рака не спасает, спасает послушание Богу. Это и есть благая часть, "которая не отнимется у нее".
Никита24 марта 2013, 12:00
о. Валерий один из немногих по-настоящему православных батюшек. Чувствуется невероятный духовный труд по собственному преображению. Спаси Господи, что вы есть о. Валерий
Елена М23 марта 2013, 09:00
Сергей-60: "Уважаемый автор Валерий Духанин! Так и не понял из Вашей статьи, кому нам следует более подражать, Марфе или Марии?" Прошу меня простить, что пытаюсь отвечать, когда меня не спрашивают.Я просто выскажу свои соображения. Подражать следует, безусловно обоим, т.е. в человеке неприменно должно сочитаться и то, и другое. А начинать надо, как я думаю, с подражания Марфе, поскольку это не требует от человека таких усилий напряжения ума, чтобы понять что тебе хотят сказать. Ведь не каждый из нас, и прожив всю жизнь, находит ответы на все вопросы, а просто быть милосердным и заботливым - для этого многого не нужно, но оценено оно, наше милосердие, Господом может быть очень и очень высоко.
Елена М23 марта 2013, 09:00
Уважаемая Наталья! Благодарю Вас за Ваш ответ мне. Мне было важно узнать, что именно такое толкование имеет место быть. Всех Вам благ Земных и Небесных!
р.б.Сергий22 марта 2013, 20:00
Как обычно,о.Валерий многогранно освещает такую актуальную тему,спаси Господи.Часто мы себя обманываем внешними делами,забывая о внутренности чаши.Для современных христиан в различных вопросах,считаю,полезно почитать или послушать на predanie.ru Паисия Святогорца, Порфиря и др.
Елена Т.22 марта 2013, 12:00
Владимиру. "Господь заповедал нам любить своих ближних, а также друг друга, имея в данном случае в виду христиан." Если бы Господь заповедовал христианам любить только христиан, то мы бы с вами были сейчас язычниками, потому что апостолы до нас бы не дошли. Но Господь, к счастью, любит ВСЕХ людей, ВСЕ - его чада, а наивысшее проявление любви христианина к ближнему - это желать, чтобы ближний тоже стал христианином, чтобы познал Бога, Христа, и жил в правде, в истине и в любви. Автору спасибо.
Елена М22 марта 2013, 12:00
владимир: "Господь заповедал нам любить своих ближних, а также друг друга, имея в данном случае в виду христиан" Уважаемый Владимир! Я недавно прочитала в Евангелие следующее: на вопрос :"А кто мой ближний?" "сказал Иисус : некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым: по случаю один священник шел тою дорогою и увидев его прошел мимо.Также и Левит, быв на том месте подошел, посмотрел и прошел мимо.Самаритянин же некто, проезжая, нашел на него и увидев его сжалился" - так вот смысл данной притчи заключался в том, что ближний тебе тот, кто не прошел мимо, когда тебе понадобилась помощь, а вовсе не тот, кто называет себя твоим ближним ( в том числе и христианином). Как я понимаю, Господь учил нас любить именно ближних, какой бы веры они ни были.Но, разумеется, я могу и ошибаться, убедите меня в том, что Ваше мнение и убеждение в том, что имелись ввиду именно христиане - более верно.
Наталья22 марта 2013, 11:00
Елене: я читала такое толкование, что Иисус был в одной своей ипостаси все же человек, поэтому его, как человека страшила его участь, ведь до блаженства еще было ой как далеко, а муки на Кресте-уже близко...
Вячеслав22 марта 2013, 11:00
Хорошая статья. Полезная.
Анна22 марта 2013, 09:00
Я почитала статью, очень интересная, глубокая по содержанию, но для меня так и осталось непонятно как же все-таки в жизни поступать? Как на практике совместить два вот таких высказывания: "Увы, человек, посещающий ближнего в больнице только чтобы исполнить заповедь, – формалист, который выполняет букву закона, но совершаемое им не находит отклика в его душе." и "Святые отцы говорят, что даже понуждение себя к исполнению заповедей без сочувствия сердца все равно полезно для нас." В какой-то другой статье я почла фразу одного батюшки, что "если не умеешь любить ближнего как учил Христос, то остается любить ближнего плохо" (то есть как умеешь, но любить). А в статье планка действительно поднимается на уровень святых. Для меня невозможно сразу стяжать столь беззаветную любовь к миру. Я пока что "люблю плохо".
Н.Н.22 марта 2013, 00:00
Вроде бы всё правильно, и всё же... Что-то не так, на мой взгляд. Совершая какие-то поступки, как-то в голову не приходит анализировать, жертвенность это или нет. Пример: В военном госпитале им. Бурденко лежат онкобольные солдаты-срочники, многие безнадёжные... Мамы со всей России, которые никогда никого из них не видели, не знают и вряд ли узнают - собирают деньги на разные нужды, а мамы-москвички в выходные посещают этих ребят... И здесь такой нюанс: если проникнещься к ребятам, то человека хватает на 2-3 посещения, больше просто невозможно вынести... А если "вокруг сердца поставить заборчик" - то можно посещать долго. Так что же: Если пойти по первому пути - то выходит, что это жертвенность, а если по второму? Корысть, что ли? Или я чего-то не поняла, или всё-таки что-то не так... У каждого человека своя планка: для кого-то не убить человека во время ссоры - подвиг; а для другого - подумать о человеке плохо - падение.
Сергей-6021 марта 2013, 23:00
Уважаемый автор Валерий Духанин! Так и не понял из Вашей статьи, кому нам следует более подражать, Марфе или Марии? Тема интересная, спасибо, что обозначили её.
Елена М21 марта 2013, 18:00
"«Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26: 39)." - очень хорошо, что Вы указали именно эту фразу.Я читаю Евангелие и у меня возникает очень много вопросов. Как получилось так, что Иисус Христос, которому было заранее открыто будущее и то, что Его ждет Царствие Небесное подле Отца его (т.е. ни с чем несравнимое блаженство, как мы полагаем) вместо того, чтобы жаждать его, (этого блаженства), как можно скорее, просит Отца о том, чтобы чаша сия Его миновала?(если знает наверняка, что путь в Царство Небесное лежит как раз через чашу сию)?Не значит ли это, что Его, также, как и нас, соблазняла земная жизнь? А перед смертью на кресте, если мне не изменяет память, Он вскрикнул, что-то вроде того, что почему Отец Небесный оставил Его (т.е. он, что же, потерял веру?) А Ваша статья мне понравилась, хотя я и знаю много примеров, когда человек совершал для другого блага и не ради благодарности, а именно, по любви, но получив в ответ: ты такой-сякой ничего для меня не сделал, ты мне обязан был тем-то и тем-то, этот человек не выдержал и сказал: как же не стыдно, я столько сделал и не ради даже благодарности, а что слышу в ответ?!!!
Вера21 марта 2013, 17:00
Автор, храни Вас Господь. Ваша статья для меня очень актуальна, как ответ на мой вопрос который мучает меня уже давно.. как кстати!
владимир21 марта 2013, 15:00
Господь заповедал нам любить своих ближних, а также друг друга, имея в данном случае в виду христиан. Автор статьи трактует любовь и жертвенность расширительно, то есть по отношению ко ВСЕМ, обосновывая это тем, что Господь принес Себя в жертву за всех. Не знаю, верна ли такая трактовка. Любовь и жертвенность, на мой взгляд, это таланты, данные нам Богом для ПРАВИЛЬНОГО использования. В этой связи не является ли их расширенное использование расточительством и необоснованным риском?
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке