Про чужую шкуру

или Опыт осуждения

В последние годы каждый Великий Пост я вспоминаю одну и ту же историю, случившуюся лет восемь-девять назад. Мне в этой истории около двадцати, я учусь заочно и второй год живу трудницей в небольшом женском монастыре. В разгаре Великий Пост. Монастырский пост глазами неофита. Время почти абсолютного, безоблачно-безмятежного счастья. Многочасовая утренняя служба, на которой не больше десятка молящихся. По иконостасу справа крадется луч весеннего солнца, а на клиросе у окна еще зябко, и сестры заботливо кутают молодежь в пуховые платки. Можно сидеть, «окуклившись» в пуху платка, и слушать Иоанна Мосха. Можно самой читать кафизмы, пронзительно-красивые и согревающие сердце, когда язык новичку уже понятен, а смысл еще не «затерся» от частого повторения.

Потом просфоры, поздняя трапеза и мытье посуды, которое тоже доставляет радость сознанием труда во славу Божию. И служба вечером, когда клирос кажется уютным коконом света в темном храме, освященном лишь островками горящих свечей. И «верится, и плачется, и так легко, легко…». Потом в деревенском доме теплая печь, книги, подготовка к Причастию, чай «с ничем».

И вот в один миг этот «рай на земле» разрушает священник из райцентра.

– Отче, у меня пономарь задурил! У вас тут никого из сестер нельзя на недельку выпросить? Может, и матушке моей помогли бы по дому, а? – молодой отец Иоанн, настоятель городского храма, ворвался в конце службы к монастырскому священнику энергичным вихрем в дутой куртке с запахом бензина.

– В такое время, из сестер… Сам понимаешь, не слишком полезно. Вот у нас студентка, Елена, она особа неопределившаяся, пускай и посмотрит на семейную жизнь. Петь, правда, не умеет, но службу выучила, вроде бы, и читает…

И вот уже я еду «в мир», в районный городишко, где от великопостной весны с молодым солнцем и прозрачной капелью остается лишь городская распутица с грязными остовами недотаявшего снега, куртками пьяниц, чернеющими на остановках, и шансоном, шансоном…

На территории храма церковный дом: дрова, бельевые веревки, детские велосипеды. Зато шансона не слышно и жить меня селят отдельно, в здании воскресной школы. Я обхожу свою новую «келью», огромную, светлую, раскладываю вещи, бросаю в чашку кипятильник и, поджав ноги, устраиваюсь на диване, чтобы до вечерней службы почитать «Невидимую брань».

Но вода не успела вскипеть, как раздался настойчивый стук в несколько рук.

– Тёть Лен! Вы тёть Лен? Здрасьте! А вы к нам надолго? А вы монашка? Нет? А почему?

«Дети. Мелкие. Катастрофа…» – мои представления о детях младше средней школы крайне смутные с оттенком паники. Крошка Мю из повестей Туве Янссон и «Трудный ребенок» – этими ассоциациями они и ограничиваются. Нет, еще маленький лорд Фаунтлерой как антитеза, которую обязаны взращивать верующие родители, но возрастили ли ее здесь – еще ведь не известно.

А дети в количестве трех девчонок, дошкольниц или младших школьниц, уже прошмыгнули внутрь и рассказывают и расспрашивают о чем-то наперебой, перебирая на ходу мои вещи. Я хожу по пятам и чувствую себя так, словно в руках моих бомба, и неизвестно, от чего она взорвется.

– Теть Лен, а вас же мама звала! Пойдемте есть!

Увы, дошколята оказались совершенно неприступными для вежливо-витиеватых отговорок и очень скоро они уже спешили домой и вели под руки меня, а я чувствовала себя военнопленным и утешалась только тем, что служба скоро. В доме навстречу нам выскочили двойняшки лет двух с половиной и выполз карапуз, еще не способный ходить. «Шестеро!» – тоскливо сосчитала я и принялась здороваться с матушкой, крупной женщиной, на вид не старше тридцати лет.

Осторожно прохожу за хозяйкой на кухню, стараясь сохранять спокойный вид. А внутри весьма неспокойно, там уже идет борьба с грехом осуждения, но осуждение явно побеждает. Я осуждаю матушкино хозяйствование: «Памперсы на полу – это надо дожить! А ванная комната? Антисанитария! На кухню не войти…». Осуждаю педагогическую методику: «Что за дикие дети? И уже в сережках все, как вульгарно…» Осуждаю кулинарные способности: «Гречневый суп? Да уж!» Осуждаю «матриархальное» семейное устройство, когда при мне глава семьи спрашивает, что приготовить на ужин: «Нашла матушка занятие, достойное священника, нечего сказать»…

За полчаса до службы отец Иоанн просит меня погладить детские вещи, и я принимаюсь за дело с мысленным ропотом: «Вот тебе и пост, вот тебе и молитва – одно рассеяние и обмирщение». Через полчаса в комнату входит матушка и видит картину: на полу гора чистого мятого белья, без преувеличения, до пояса, а у меня под рукой стопочка из пяти, максимум – шести отглаженных распашонок, и я вдохновенно и неторопливо утюжу седьмую «по всем правилам». Поблагодарила, проводила на службу, уфф…

На следующее утро я уже на полном серьезе осуждала матушку за то, что она, жена священника, не ходит на службы «даже в Пост», не молится, не поет на клиросе, не приводит детей. Так проходит неделя: клирос, дом священника, где я вяло помогаю, осуждая и шарахаясь от детей, и откуда сбегаю при первой возможности в «келью», где можно «спокойно попоститься» и дочитать-таки «Невидимую брань». Наконец меня отвозят в монастырь, где я счастливо окунаюсь в «нормальную церковную жизнь», но еще долго мысленно возмущаюсь бытом и нравами приходского духовенства и рисую в уме картинки «как должно быть»…

Что ж, прошло всего несколько лет, и Господь дал мне возможность воплотить свои умозрения в жизнь: я вышла замуж, муж стал священником. У меня был всего один ребенок, когда на полу начали валяться памперсы, а «не войти на кухню» было уже во время беременности. И тогда же готовить на этой кухне стал муж – мне из-за токсикоза недосуг было размышлять о занятиях, достойных и недостойных священника… Сейчас детей трое, и я начинаю привыкать. Иногда на несколько часов в день удается навести образцовый порядок и, бывает, он держится до вечера. Иногда я сдаюсь, и воцаряется хаос. Если бы моих детей было шестеро, хаоса, думаю, было бы гораздо больше…

А попытка в будний день пойти на службу с детьми – это, как оказалось, садизм в отношении прихожан: в пустом храме каждый детский вскрик подобен звуку сирены. Пойти же в храм без детей – значит оставить их под присмотром мужа, лишив последнего редкого и драгоценного выходного… И еще много, много подобных «оказывается».

Теперь я вижу, что осуждение – грех в первую очередь против самого себя. Мы созданы богообразно, и через любовь к другому, через доброжелательное узнавание другого должны бы сподобляться богоподобного всеведения. Но вместо этого мы довольствуемся собственным всезнайством, все на свете пытаемся свести к своему жалкому, маленькому опыту, к умозрениям «а как должно быть», не желая и знать – а как бывает и почему…

Но применить на практике этот вывод все равно трудно: теперь я, человек семейный, начинаю осуждать монашествующих. Доколе…

Графика Елены Фетисовой.

Елена Фетисова

Источник: Фома.Ru

20 марта 2013 г.

Смотри также
Великий пост с детьми Великий пост с детьми
Материнские заметки
Великий пост с детьми Прожить Великий пост вместе с детьми
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Детали интерьера, «постные календари», «постные» куклы, вроде греческой Кира Саракости, традиционная выпечка постных праздников – все это и многое другое поможет детям настроиться на пост, даст повод в игровой форме познакомить их с основами духовной жизни.
Пост – это Божественная благодать Пост – это Божественная благодать
Старец Дионисий (Игнат)
Пост – это Божественная благодать Пост – это Божественная благодать
Из бесед со старцем Дионисием (Игнатом)
Все посты установлены святыми отцами, чтобы, постясь, ты умалял страсти. Естество человека сейчас полно страстей. А страсти, если они поселятся в уме, сердце и мыслях человека, становятся второй натурой. Если же они стали второй натурой, то человек начинает говорить: «Если я не поем мяса, то умру».
Нужно ли детям соблюдать пост? Нужно ли детям соблюдать пост?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Нужно ли детям соблюдать пост? Если нужно, то с какого возраста дети должны поститься?
Комментарии
Tatiana25 марта 2017, 23:11
Ochenj nravjatsja rasskazy o zhizni mnogodetnyh semej.O byte,o vospitanii,otdyhe,pohodah,vyhodnyh dlja mamy.Greet dushu,pridaet sil,daet nadezhdu,otgonjaet unynie.Drugie smogli,spravljajutsja,znachit,smogu i ja,ja takaja ne odna.Konechno,postojannye uprazhnenija na smirenie,videnie sebja v zerkale,bumerang.Konechno,s detjmi spravljatjsja,mjagko govorja,nelegko.No,kak govoritsja "stali deti neposlushny,no bez nih uzhasno skuchno".Bez nih,detej,ne bylo ni zhizni,ni smysla zhizni.I chem ih,detej,boljshe,tem boljshe smysla i radosti,zhelanija zhitj.Radi detej,radi drugih ljudej.Luchshe ponimaesh,da voobshche nachinaesh ponimatj,svoih roditelej,okruzhajushchih,uchitelej,"vrednyh"babok i tetok.
Tatiana25 марта 2017, 23:01
Oj,kak eto znakomo.U menja troe.Navesti porjadok udaetsja na polchasa.Potom vse nachinaet raspolzatjsja.Pampersy byli ne toljko na polu.Deti ih prikleivali k shkafu,stenkam,na okno.Eto nazyvalosj "igatju papenty'(igratj v pampersy,kak eto vygovarival mladshij,teperj srednij).
Анна25 марта 2016, 09:17
И правда - В чем кого осудишь - в том и сам побудешь!
Я очень РАДА за автора, что Господь милостиво подарил ей такое настоящее (без иронии и сарказма) счастье!!! В котором она, по молодости счастья ещё и не замечала и вот теперь, милостью Божьей, сама прибывает в нём!
Elizaveta Alhova23 февраля 2015, 01:16
Спасибо!
Александр О.11 сентября 2014, 13:26
По себе знаю, как это тяжело - не осуждать! Насколько глубоко укоренен в моей душе этот грех. Как пить, как дышать... Порой оправдываешь себя - я не осуждаю, я просто констатирую факты. Лицимерю, страдаю от этого. Только обратившись с молитвой к Господу, с покаянием, можно бороться с грехами. Увидеть в своем глазу бревно и не замечать в чужих соринки...
Ольга Гончар11 сентября 2014, 09:41
Спасибо за статью. Очередное нам напоминание. Ведь так в жизни и есть за что осудил, в такой грех и впал. Прости Господи нас грешных!
elena926 6 мая 2014, 15:28
Вот уж читала, как про себя! Спаси, Вас, Господи! Золотые слова - "осуждение - грех, в первую очередь против самого себя"! В чем кого осудишь - в том и сам побудешь! Несчетное количество раз в этом убеждалась, и, что уж тут, ещё не раз буду убеждаться. Спасибо!
Марат11 марта 2014, 11:42
Иногда, Господь Бог, попускает впасть в такой же грех, за который мы осуждаем ближнего. Прости Господи!
Оксана Горская27 февраля 2014, 09:15
Спасибо большое, улыбалась, узнавая себя. Правда, у меня уже был ребенок, когда я начала воцерковляться, но иногда так тянет "спокойно помолиться или попоститься", или просто побыть в одиночестве, а с двумя детьми, причем младшая девочка все время болеет, такой возможности нет. Частенько хочется пороптать, а ведь не стоит, правда?:)
Светлана 2 апреля 2013, 21:54
Я тоже удивлялась почему матушки нет в храме.А теперь все стало так ясно.Спасибо.Я очень рада за Вас.
Юлия31 марта 2013, 00:32
улыбалась все время, пока читала) Спасибо Вам Елена - очень жизненный рассказ... Я в настоящее время ежедневно пожинаю плод своих былых "заслуг" в грехе осуждения... Мои старшие дети в детстве были адекватны, и на людях вели себя вполне прилично. И когда я наблюдала орущих детей на улице, в магазине или другом присутственном месте, я презрительно морщилась, всем видом показывая крайнее осуждение, и думала про себя: "какие бестолковые родители - не могут успокоить ребенка!" Таким бумерангом вернулись ко мне эти мысли - не передать словами... Мой третий ребенок (двухлетняя девочка) по любому поводу падает на пол и бъётся в истерике... В Храме носится как угорелая, лезет во все углы, хватает цветы, свечи, пристает к детям и очень громко разговаривает. Упертая, несгибаемая, целеустремленная. Теперь на меня смотрят с осуждением или с жалостью...
Помоги Господи нам всем в борьбе с этим грехом....
Вероника29 марта 2013, 00:24
Спаси Господи!Очень поучительно!
Ольга27 марта 2013, 21:08
Многое, за что когда-либо кого-либо осуждала с "высоты" своего особого мнения, пришло позже в мою жизнь. Это очень важный опыт - свой собственный. Если задуматься о заповеди "не судите...", то этот опыт помогает в последствии остановиться, чтобы не осудить даже то, что самому еще не пришлось пережить. Бог милостив!
Александр26 марта 2013, 10:23
Спаси Господи. Житейские православные рассказы теплом сердце согревают
Татьяна22 марта 2013, 10:14
Елена, спаси Вас Господь за замечательный во всех - и в духовном, и в литературном - смыслах рассказ. Не знаю, как Вам писалось, но читается легко и радостно! Пишите!
Анна22 марта 2013, 09:55
Да уж! Не в бровь, а в глаз! )))
Роман22 марта 2013, 09:08
Спасибо! Очень понравилось, читал дважды.
ludmila toll22 марта 2013, 01:57
а самое главное что вы счастливая
муж священник это раз.
и Господь деток дал это 2
а мудрость она приходит не сразу а по капелькам.....
да ,да -совешенно верно как осудишь кого за что то ,
так сама и окунешься в это же....
Господь милостив.
а главное ,что сама поймешь свой грех это самое ценное
на своем опте так же испытала
Храни вас Господь и Пресвятая Богородице
Господи помилуй нас всех Твоих грешных любящих Тебя христиан!
Дмитрий21 марта 2013, 02:18
И чем яростней осуждаешь, тем 100% побываешь на этом месте... не завтра, так через 20 лет. Сам побывал почти во всех ролях, кем возмущался по неопытной молодости... Я старший в семье из трех детей и когда мать возмущалась, что ей тяжело, я говорил что зачем столько рожала... А теперь у самого трое деток и понял зачем рожают :). Бог милостив.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×