Кого и за что предавать анафеме

Беседа с протоиереем Владиславом Цыпиным

В первое воскресенье Великого поста в некоторых храмах совершается особый чин Торжества Православия, частью которого должно быть анафематствование. Что такое анафема, кому ее провозглашали в прошлые времена и не нужно ли включить в древний чин осовремененные анафематизмы? Ответить на эти вопросы мы попросили доктора церковной истории, преподавателя канонического права в Сретенской духовной семинарии протоиерея Владислава Цыпина.

– Отец Владислав, когда и в связи с чем появился чин Торжества Православия?

– Чин Торжества Православия вошел в употребление после того, как был преодолен рецидив иконоборческой ереси. Это произошло в IX веке при святой царице Феодоре, которая стала правительницей Византии после смерти мужа, приверженного иконоборчеству. Будучи иконопочитательницей, она использовала свою власть, чтобы помочь православным христианам одержать верх.

Торжество Православия. Фрагмент. Византия, XV в. Торжество Православия. Фрагмент. Византия, XV в.

После победы над иконоборчеством – последней большой ересью эпохи Вселенских соборов – был составлен и установлен упоминаемый чин Торжества Православия. Частью этого чина, действительно, является провозглашение анафемы ересиархам.

– Что такое анафема по сути? Правомерно ли, как делают некоторые, именовать анафему «церковным проклятием»?

– Слово «проклятие» является русским аналогом греческого слова «анафема» (ἀνάθεμα). При этом слово «проклятие» получило у нас дополнительный смысл осуждения на вечные муки. Буквальный же смысл слова «анафема» состоит в лишении церковного общения – не временном, как епитимия, не на определенный срок, а в совершенном и полном. Конечно, по духу Церкви Христовой, такое отлучение все равно подлежало бы отмене, если бы имело место покаяние отлученного лица.

– То есть даже анафематствованный еретик, покаявшись, мог вернуться в Церковь?

– В случаях анафематствования известных ересиархов, к сожалению, такого возврата не было. Эта крайняя мера Церковью не применяется легковесно, а только тогда, когда возникает убежденность в неисправимости упорствующего ересиарха. Если же в иных случаях эта мера послужила к исправлению и вразумлению анафематствованного, то она, конечно, отменялась.

Анафематствование Нестория на III Вселенском соборе. Фреска Дионисия. 1502 г. Анафематствование Нестория на III Вселенском соборе. Фреска Дионисия. 1502 г.

– В истории Церкви имеются подобные примеры?

– Повторюсь: только не в случае тех, кто вошел в историю как основатель ереси. Но на Халкидонском соборе были сняты анафемы с блаженного Феодорита и Ивы Эдесского. Непременным условием снятия с них анафемы было провозглашение ими публичной анафемы Несторию. Когда они, в прошлом его почитавшие, хотя и не единомысленные с ним, исполнили это, то были приняты в церковное общение.

– Правильно ли будет сказать, что провозглашение анафемы – это констатация Церковью того факта, что человек пребывает вне Ее тела?

– Именно так. Констатация в случаях квалифицированной вины отлучаемого. Почти всегда, за исключением политических преступников в России, анафематствовались ересиархи – предводители еретиков. Что же касается прочих еретиков, то обыкновенно при анафематствовании они обозначались не поименно, а просто «иже с ними», то есть те, которые следуют за основателем ереси, сохраняют с ним общение.

– В настоящее время в полном виде чин Торжества Православия совершается не во всех храмах и анафематствование при этом часто опускается. На ваш взгляд, чем это объясняется?

– Что касается древних ересиархов, то они жили в давнем прошлом. Всякому знающему церковную историю известны имена ересиархов и самый факт их анафематствования, то есть отлучения от церковного общения. Думаю, это причина того, что в большинстве храмов, за исключением некоторых кафедральных соборов, эти анафематизмы не провозглашают.

Дело также и в том, что со временем к древним анафематизмам добавлялись новые. Причем в России, помимо еретиков, анафематствовались еще и политические преступники, которые, конечно, совершали тяжелые грехи: убийства, насилия – и церковных прещений, безусловно, заслуживали. В этом ряду «Гришка Отрепьев», «Ивашка Мазепа», «Емелька Пугачев», «Стенька Разин». Я называю их имена в той форме, в какой они употреблялись в чине анафематствования. Это уничижительные имена, и писать их в таком виде при других обстоятельствах, скажем – в историческом исследовании, было бы не вполне корректно. Однако сам факт анафематствования по политическим соображениям все же не вполне соответствует исходному посылу чина – провозглашение основоположников ересей находящимися вне Церкви.

Казнь Емельяна Пугачева. А.И.Шарлемань. 1855 год Казнь Емельяна Пугачева. А.И.Шарлемань. 1855 год

Вероятно также, что в советские времена ежегодное провозглашение анафемы Пугачеву или Разину было бы воспринято как некая политическая акция. Тогда их имена были окружены романтическим ореолом, сами они ставились в один ряд с революционерами, а их биографии и деятельность являлись ключевыми темами для советской историографии XVII–XVIII веков. Не знаю точно, какой могла бы быть реакция властей, но вполне допускаю, что они могли бы это просто запретить, а в 1930-е годы за подобным провозглашением анафемы с церковного амвона могли последовать и кары.

– Эти политические преступники отлучались от Церкви по факту осуждения светским судом?

– Они отлучались за свои установленные преступные, а значит и греховные, деяния. Другое дело, что для некоторых из них обратного пути в Церковь не было в силу того, что они подвергались смертной казни. Но не все анафематствованные были казнены: в случае Мазепы, например, казнь была лишь символической.

– Насколько в прошлом было взаимосвязано провозглашение анафемы и гражданская казнь еретика?

– В Средневековье сохранение жизни еретика было большой проблемой. Я не имею в виду раннехристианское время и эпоху Вселенских соборов. Тогда, в Византии, казнили только крайних еретиков, например манихеев, да и то не всегда. Никогда не бывало, чтобы монофизиты, или монофелиты, или несториане как таковые подвергались смертной казни лишь за свои взгляды. Эксцессы могли быть всякие, но нормой это не являлось.

Напротив, в средневековой Западной Европе провозглашение еретиком обыкновенно влекло за собой смертную казнь. В Испании, например, это происходило по отношению к протестантам вплоть до начала XIX века.

– В Католической церкви существует аналогичный чин, содержащий анафему еретикам?

– Безусловно. Я не знаю, как это происходит, но, конечно, сам канонический акт отлучения от церкви существует и применяется достаточно широко и в наше время.

– Сейчас в среде людей образованных, но далеких от Церкви, при упоминании термина «анафема» часто вспоминают Льва Толстого. И далее, как правило, следуют обвинения в адрес Церкви, которая-де помогла царскому правительству расправиться с яркой инакомыслящей личностью…

– Знаете, с Толстым все было не совсем так. То, что написано в известном рассказе Куприна, – это вымысел. Имя Толстого никогда не было официально включено в чин Торжества Православия для анафематствования. И вообще в акте об отлучении Льва Николаевича Толстого от церковного общения термин «анафема» не употребляется. Значение этого акта равносильно анафематствованию, но выражено это более деликатно, более осторожными словами именно потому, что слово «анафема» воспринималось в широких кругах как одиозное. По очевидным причинам Святейший Синод не стал употреблять этого термина в отношении Толстого. В акте о его отлучении содержалась лишь констатация: пока писатель не покается (а возможность его покаяния существовала), он пребывает вне Церкви, и то, что он проповедует, не выражает учения церковного. Было вполне очевидно, что долгая проповедь Толстым идей, радикально расходящихся с православным церковным учением, сопровождаемая язвительными выпадами против церковных таинств, должна же была вызвать некоторую реакцию.

Конечно, в это же время или чуть раньше жили и действовали люди, публично заявлявшие о своем мировоззрении, которое ставило их вне Церкви, как, например, Чернышевский, Писарев, Герцен, а также политические деятели оппозиции – тот же Милюков, который прямо заявлял себя атеистом. Однако их не анафематствовали. Опасности в проповеди Толстого было больше. Дело в том, что последователями Толстого становились многие из тех, кто искренне считали себя христианами, но искали «лучшего» и «совершеннейшего» христианства. Им под видом «христианства» писатель предлагал свои собственные домыслы, и поэтому в религиозном плане он был более опасен, чем просто атеист.

Протоиерей Владислав Цыпин на Втором пленуме Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. 22 ноября 2012 года. Фото: С. Власов / Патриархия.Ru Протоиерей Владислав Цыпин на Втором пленуме Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. 22 ноября 2012 года. Фото: С. Власов / Патриархия.Ru

– Считаете ли вы целесообразным возобновление употребления этой части чина Торжества Православия с внесением некоторых изменений в те его положения, которые в настоящее время могут быть восприняты как анахронизм, например в части, касающейся православных государей? В ней предаются анафеме «помышляющие, яко православнии государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению», а также дерзающие «противу них на бунт и измену»…

– Над тем, чтобы несколько изменить положения анафематизмов, можно было бы подумать. Но легко решить эту задачу невозможно, потому что при отсутствии в настоящее время православных монархов такое изменение означало бы совершенно определенную политическую позицию. Напротив, восстановление упоминания о государях могло бы восприниматься как агитация за восстановление монархии, а Церковь не может становиться на политическую платформу. Между тем, если внимательно вчитаться в текст именно этого анафематизма, то станет очевидным, что он не указывает на монархию как абсолютно правильную и единственно возможную форму правления. Речь идет о том, что коли монархи венчаны на царство и миропомазаны, то это произошло действием Святого Духа, что помазание на царство не является просто символом, а реальным действием благодати.

Говоря отвлеченно, возможно такое изменение этого анафематизма, чтобы оно относилось к носителям государственной власти вообще. Но очевидно, что православная вера подразумевает веру в Промысл Божий. Значит, и всякая государственная власть Богом поставлена или попущена. Распространять эту анафему на всех тех, кто не верит, что любой чиновник, депутат и вообще всякий, кто причастен государственной власти, либо попущен Богом, либо поставлен? Но в это нельзя не верить, ведь иначе, как по воле Божией, и волос с главы человека не упадет. Впрочем, это уже совсем другая идея. Поэтому подобная переделка текста не представляется уместной. Как-то по иному изменить содержание данного анафематизма можно, но это требует серьезного и основательного обдумывания соборным разумом Церкви.

***

Список из 12 анафематизмов, возглашавшихся вплоть до 1917 года:

  1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без Промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
  2. Глаголющим Бога не быти Дух, но плоть; или не быти Его Праведна, Милосерда, Премудра, Всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
  3. Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не Единосущный и не Равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца и Сына, и Святого Духа не Единого быти Бога: анафема.
  4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
  5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
  6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
  7. Не верующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
  8. Отмещущим бессмертие души, кончину века, Суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
  9. Отмещущим вся Таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
  10. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
  11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются; и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
  12. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Богослужение в Неделю Торжества Православия в Сретенском монастыре Богослужение в Неделю Торжества Православия в Сретенском монастыре Богослужение в Неделю Торжества Православия в Сретенском монастыре Богослужение в Неделю Торжества Православия в Сретенском монастыре
20 февраля / 4 марта 2012 г. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Сретенский монастырь. Божественная литургия, молебен Торжества Православия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:04:28 мин. Размер 59.8 Mb)
Православие и иконопочитание Православие и иконопочитание
Сергий Говорун
Православие и иконопочитание Православие и иконопочитание
Сергий Говорун
Иконопочитание и Православие не могут мыслиться друг без друга, но являются одним целым. Иконопочитание – лишь одно из имен Православия.
Смысл анафемы Смысл анафемы
Протоиерей Максим Козлов
Смысл анафемы Смысл анафемы
Протоиерей Максим Козлов
В церковном значении анафема – то, что предано на окончательный суд Божий и о чем (или о ком) Церковь уже не имеет ни своего попечения, ни своей молитвы. Объявляя кому-то анафему, она тем самым открыто свидетельствует: данный человек, пусть даже и именует себя христианином, таков, что своим мировоззрением и поступками сам удостоверил – к Церкви Христовой он не имеет никакого отношения.
Почему не может быть снята анафема с Ивана Мазепы Почему не может быть снята анафема с Ивана Мазепы
Протоиерей Андрей Новиков
Почему не может быть снята анафема с Ивана Мазепы Почему не может быть снята анафема с Ивана Мазепы
Протоиерей Андрей Новиков
Вопрос о снятии анафемы с бывшего гетмана Ивана Мазепы возник сегодня с подачи филаретовских раскольников. Поэтому нельзя не задаться другим вопросом: кому и зачем необходимо сегодня церковно реабилитировать отлученного от святой Церкви почти 300 лет назад клятвопреступника? Ответ лежит на поверхности. Это выгодно националистическим и раскольническим силам на Украине.
О Православии О Православии
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
О Православии О Православии
Слово в первую неделю Великого поста
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Православие есть истинное богопознание и богопочитание; православие есть поклонение Богу духом и истиною.
Синаксарь в неделю Торжества Православия Синаксарь в неделю Торжества Православия Синаксарь в неделю Торжества Православия Синаксарь в неделю первую Великого поста.
Торжество Православия

В сей день, в первую Неделю святого поста, Церковью принято праздновать восстановление почитания святых и честных икон, совершенное царем Михаилом и его матерью, блаженной царицей Феодорой, а также святым патриархом Константинопольским Мефодием.
Комментарии
Галина И. 7 марта 2023, 09:37
Алексей Еникеев:"анафематизмы совершенно необходимы сегодня..Чтобы чётко определить границы Церкви, и чтобы люди знали, что есть Православная вера, а что - уклонение от неё"./ В крайних случаях анафема как отлучение от Церкви возможна, но не в таком воинственном плане, как при обер- прокуроре Св. Синода Победоносцеве. Обычно за этим "рвением" скрыто националистическое зилотство, чуждое Христу и Его ученикам и драпирующееся в одежды Православия. Кстати, царь- страстотерпец Николай II 17 апреля 1905г.издал манифест о свободе вероисповеданий. А "преступность"-это когда народу не проповедуется Евангелие в контексте всего Свящ. Писания. В Ютубе есть прекрасная рубрика о сектах Анд.Ив. Солодкова.
Дмитрий 6 марта 2023, 11:28
Следует дополнить изложение: анафематизмы Чина Торжества Православия, сложились к XIV веку. В деяниях же 7 вселенского собора был другой набор анафематизмов.
Галина И. 5 марта 2023, 11:26
"Тогда, в Византии, казнили только крайних еретиков, да и то не всегда...на Халкидонском соборе были сняты анафемы с блаженного Феодорита и Ивы Эдесского". Простите, но, как известно, 5-й Вселенский собор, кот. состоялся по воле имп. Юстиниана, анафемствовавшего УМЕРШИХ Феодорита и Иву, одобрил анафему даже покойников. При полож. своих делах Юстиниан, объявивший имп.-й престол священным местом, принес столько несчастий Христовой церкви, сколько никто после него. Именно после него наступило формальное отношение к званию христианина, прервалась традиция любви. Против анафемы выступали св.Иоанн Златоуст, св.Феодосий Печерский и др. Вся беда в недопонимании слов ап. Павла и Г-да И.Х.(Отк 2,15).
Глеб15 мая 2018, 09:21
Кира:
«Скажите,где упоминается в Священном Писании об "анафеме"???»

Ответ:
«Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа» (1Кор.16)
«таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать» (1 Тим. 1:20)
и т.д. и т.п.
кира22 февраля 2017, 22:04
Скажите,где упоминается в Священном Писании об "анафеме"???
Алексей Еникеев 1 марта 2015, 23:04
Похоже, что именно 11-й пункт (о Государях) и явился единственной причиной, по которой анафематизмы вычеркнули из современного чинопоследования Торжества Православия. Это было понятно в советское время, когда Церковь находилась под прессом безбожной власти, но совсем непонятно сейчас, при относительной свободе Церкви. Почему бы не вернуть хотя бы остальные пункты (кроме 11-го)? Да и в 11-м, вообщем-то ничего богословски неправильного нет. Между тем, в Богослужебных указаниях за 2015 год анафемы отсутствуют (вычеркнуты).
В наше время еретиков ничуть не меньше, чем в древности, и анафематизмы совершенно необходимы сегодня, так же как и тогда. Чтобы чётко определить границы Церкви, и чтобы люди знали, что есть Православная вера, а что - уклонение от неё.
Скрывать это от народа - преступно. Считаю необходимым восстановить полный чин Торжества Православия.
Сергий26 февраля 2015, 23:21
анафема - это же не проклятие, и не ругательство, а констатация того факта, что человек не принадлежит Православной Церкви. Не думаю, что протестанты, иудеи и мусульмане обижаются, что их не признают православными
Ольга12 августа 2013, 23:49
Под последний пункт попадают все протестанты, мусульмане и иудеи (не признают икон).

Интересное совпадение, что Березовский покончил с собой на следующий день после Торжества Православия.
Михаил30 марта 2013, 12:21
а вот действительно - кем нам считать императора Петра 1 - упразднение Патриаршества, превращение церкви в отчасти институт власти, введение латинства в церковную жизнь ну и наконец принуждение священников доносить - те нарушение тайны исповеди(9 Отмещущим вся Таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.), собственно неосознная политика в этом направлении началась еще при первых 3-х царях Романовых, император Петр 1 - продолжил ее полнокровно и никто из его потомков, даже уважаемый мною Иператор Александр 3 - не возвратил церкви Патриарха и не остановил ее обмирщение, и если смотреть с этой стороны - становиться понятно почему Бог низверг Романовых с престола, изгладил саму монархию в России и род Романовых сейчас врят ли уже даже Романовы как таковые, а в 20-м веке как в наказание возвел на престол красного императора - недоучившегося сименариста - Джугашвили-Сталина
Сергий29 марта 2013, 19:36
Верующие Украины обращают внимание прот. Владислава Цыпина и читателей на следующий малоизвестный в России факт: Иван Мазепа перед смертью исповедовался священнику. Таинство покаяния совершил клирик Валашской митрополии (Константинопольский Патриархат), где на то время находился Иван Мазепа. После покаяния опальный гетман был погребен в церкви Иерусалимского Патриархата -- по православной традиции со всеми надлежащими почестями, с участием местных митрополитов в погребальной процессии. Скорее всего, анафему на Ивана Мазепу, возложенную вопреки каноническим нормам по указке Петра I, иерархи других поместных Церквей просто не признавали. В любом случае, можно говорить о том, что она утратила своё действие после принесения покаяния Иваном Мазепой на смертном одре. В противном случае православные иерархи (не важно, какой Церкви) не устраивали бы церковного погребения Ивана Мазепы.
Инал27 марта 2013, 12:34
Ясно, что и Степана Разина, и Емельяна Пугачева анафематствовали по политическим мотивам. Давайте будем последовательны и политическую преступницу и нединастическую правительцу Катьку 2, убившую законного царя и отстранившую от власти наследника, тоже анафематствуем. Хотя, строго говоря, провозглашать анафему должно только еретикам.
Андрей26 марта 2013, 04:47
В XX веке позиция Московской патриархии (РПЦ) по старообрядческому вопросу значительно смягчилась, что привело к определению Поместного Собора 1971 года, постановившему, в частности, «утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православных христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие»[3]. Таким образом, Поместный Собор засвидетельствовал старые русские обряды как спасительные, порицательные выражения о старых обрядах были отвергнуты, а клятвенные запреты Соборов 1656 и 1667 годов отменены, «яко не бывшие».
Василий (2)25 марта 2013, 23:04
Владимир, полностью с вами согласен.
читатель Владимиру25 марта 2013, 20:44

Пункт 11 -- это политика. И я думаю, что те, кто этот пункт придумал, будут отвечать за своё беззаконие на Суде Божием.

Анафематствуют еретиков, анафематствуют тех, кто отвергает догматы веры. Нет вообще никакого догмата про монархию, и нет такого особого таинства как "венчание на царство". Истинный Помазанник и Царь -- Христос.

Пункт 11 -- это беззаконие.
Владимир25 марта 2013, 07:29
Пункт 11 оказался в этом списке по политическим мотивам???

Смущается душа от противоречия , что на царей "дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них изливаются"
и тем, как некоторые эти цари царствовали.
Царь Петр был инициатором анафемы предателя Мазепы. Предательство конечно мерзко, а чего заслуживает сам Петр хотя бы за упразднение Патриаршества?
А насколько кощуннее его "всепьянейшие соборы" чем корчи наших бешеных бабенок в прошлом году?
К тому же, во время споров на нашем маленьком приходе о возможности канонизации Ивана-4,наш священник использовал этот текст в качестве аргумента.

Или признать, что властьимущие могут творить зверства и считаться "благословенными" или считать себя отлученным согласно 11 ого пункта???

Как быть? Владимир.
Виталий25 марта 2013, 01:52
to Захарий

Если, как говорят, на Мазепу наложили анафему чисто по политическим мотивам, то почему такую же анафему не наложили на Выговского или Дорошенко? Тем более анафему провозглашал наш украинец Стефан Яворский (тогда был кем-то вроде местоблюстителя патриаршего престола). Я все же думаю, что вполне может быть, что у Мазепы были и другие страшные грехи и потому Господь Бог допустил, что он был подвержен анафеме. Думаю что в этом вопросе необходимо соблюдать рассудительность.

P.S. Честно говоря я сильно сомневаюсь, что большой друг Петра І был борцом за сохранение государственной независимости Украины. Я думаю это красивая легенда, не забывайте украинский народ его не поддержал, так что думаю Мазепа боролся в первую очередь за себя. Мне кажется Мазепа начал играть в одному ему понятную игру, но не на того поставил и проиграл. Вполне возможно он действительно хотел создать свое государство и быть там царем, но делал это с помощью интриг и без народной поддержки.

Василий24 марта 2013, 18:18
Тёзка,вы о чём? Анафема на старые обряды снята в 1929 году, но персональные анафемы расколоучителям - Аваакуму и прочим, а также их последователям, никто не отменял.
Анафема - провозглашение отделения от Церкви. Но раскол и состоит в провозглашении отделения от Кафолической Церкви. Поэтому все секты старообрядцев - и поповцы, и безпоповцы - сами на себя произнесли анафему, хотя вероучителных претензий к ним Церковь не провозглашает.
Единоверцы - совсем другое дело. В царские времена это было боевое миссионерское крыло Церкви - они сильнее других обличали раскольников, фактически почитали Никона как святого. Сейчас некоторые единоверцы скорее склонны к экуменическим построениям в стиле теории ветвей.
Мне же теория ветвей не кажется правильной. Я надеюсь, что старообрядцы поймут трагедию разделения с Церковью и попробуют её преодолеть. Потому-то, для укрепления подлинного единства, мне и кажется необходимым напоминать им о том, что Христова Церковь только одна, а расколоучители ведут за собой в ад.
Захарий24 марта 2013, 16:56
По мнению профессора, архимандрита Виктора, анафема в отношении Ивана Мазепы, "даже в случае ее объявления, не действует с момента ее вынесения, поскольку была осуществлена вопреки церковным канонам - из политических соображений, без соблюдения соборности всей полноты церкви и под давлением политическим московского царя-императора Петра І. Соответсвенно в таких условиях даже постановка вопроса о ее снятии, с канонической точки зрения, не подлежит рассмотрению". При этом, как отмечает профессор, ни "в каких церковных архивах Российской православной церкви и Украинской православной церкви, как и в государственных архивах Украины и Российской Федерации, прежних Российской империи, Союза Советских Социалистических Республик и Украинской Советской Социалистической Республики нет каких-либо оригиналов материалов дела в отношении анафемировання Гетмана Украины Ивана Мазепы, что свидетельствует о том, что даже формально-документальное оформление так называемой анафемы не существовало и не существует". Но даже если у кого-то и возникают сомнения относительно наложения или неналожения анафемы на Ивана Мазепу, по словам архимандрита Виктора, "они не влекут за собой никаких канонических последствий, поскольку решением Поместного Собора РПЦ 1917 – 1918 гг. все анафемы, которые были объявлены по политическим причинам, является отмененными".
Захарий24 марта 2013, 16:56
Что касается анафемы, то, как отмечают представители УУБА, в 1918 году, после провозглашения Украинской Народной Республики, представители украинской власти обратились к митрополиту Киевскому Антонию с просьбой в день упоминания о Полтавской битве отслужить панихиду по гетману Украины Ивану Мазепе. Митрополитом Антонием была отправлена тогдашнему Патриарху Московскому и всей России Тихону телеграмма с просьбой отменить анафему (без чего поминальную службу отправлять было невозможно) как таковую, которая была наложена из политических соображений. От Предстоятеля Российской православной церкви поступил ответ, что на основании решений Поместного Собора Российской православной церкви 1917—1918 годов, который осудил практику наложения церковных наказаний за политические провинности, анафему на опального гетмана также следует считать отмененной. Дано решение Поместного Собора РПЦ предоставило каноническое право Киевскому митрополиту Антонию благословить служение панихиды по гетману Украины Ивану Мазепе, которую совершил его викарий епископ Назарий.
Захарий24 марта 2013, 16:55
Как сообщает "Религия в Украине", ректор Ужгородской украинской богословской академии (УУБА) имени святых Кирилла и Мефодия и Карпатского университета имени Августина Волошина, Уполномоченный УПЦ по вопросам высшего образования и науки, профессор, архимандрит Виктор (Бедь) отслужил заупокойную литию по великому благодетелю церкви, гетману Украины Ивану Мазепе. Событие состоялось по случаю 374-й годовщины со дня рождения Ивана Мазепы, которая приходится на 20 марта. Участие в служении заупокойной литии приняли помощник ректора по духовно-патриотическому воспитанию иеромонах Игорь (Богдан), управляющий пресс-службой протоиерей Игорь Ковальчук и академические хористы-студенты. Поминальный молебен был совершен возле памятника жертвам политических репрессий в городе Ужгороде, к которым участники молебна причисляют и гетмана Украины Ивана Мазепу, который был подвергнут анафеме тогдашними церковными иерерхами по политической воле московского царя Петра І. Отмечается, что Иван Мазепа был крупным меценатом и благодетелем Киевской митрополии, борцом за сохранение государственной независимости Украины.
Василий (2)24 марта 2013, 14:09
Простите, Василий, а с каких это пор старообрядцы подлежат анафеме?
Василий23 марта 2013, 11:22
Перечисленные в конце этой статьи анафематизмы мне всегда казались чем-то вроде провозглашения снега белым. Мне кажется, более правильной была древняя практика перечисления еретиков и ересей, существовавшая до середины XIX века. И если анафематствовать ариан или несториан не очень важно, то провозглашение каждым епископом древних анафем - униатам; Аваакуму, Никите Пустосвяту и всем старообрядцам; монофезитам и монофелитам; новых анафем, типа Филарета или Якунина имеет вполне практический смысл.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×